Меню

Строение приборной панели автомобиля

Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение

Торпедо, она же панель приборов, предназначена для отображения важной информации о состоянии авто

Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.

Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.

Устройство приборной панели

Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:

  • контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
  • контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.

Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:

  • спидометр (указатель скорости машины);
  • индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
  • тахометр (измеритель оборотов двигателя);
  • одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
  • индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).

Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.

Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.

Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки

Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:

  • Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
  • Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
  • Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.

Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.

Виды приборных панелей

Выделяют две разновидности торпедо:

  • Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
  • Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.

Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.

Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.

Панель приборов

Панель приборов, в сокращении звучит как приборка – это обобщенное название зоны, в которой располагаются все основные контрольно-измерительные приборы автомобиля. Они предназначаются для оперативного оповещения водителя о текущем состоянии всех значимых систем, узлов и агрегатов транспортного средства, актуальной скорости передвижения, доступном количестве топлива, пройденного пути и прочем.

Расположение и состав автомобильной приборной панели

В подавляющем большинстве машин все приборы панели управления расположены слева прямо перед водителем. В некоторых серийных легковых машинах панель приборов размещается по центру передней консоли, но все равно немного разворачивается в сторону водителя для удобства считывания информации с нее.

Как правило, панель приборов автомобиля включает следующие индикаторы:

  • спидометр – указатель скорости;
  • контрольные лампы работоспособности узлов;
  • общий и посуточный счетчики пробега;
  • индикатор температуры в системе охлаждения;
  • индикатор уровня топлива;
  • тахометр – указатель оборотов двигателя.
Читайте также:  Для чего используется схема замещения асинхронного двигателя

Это основной, стандартный набор показателей приборной панели, который может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной модели автомобиля. Например, в некоторых современных машинах устанавливаются контроллеры износа тормозных дисков, от которых на приборную панель выводятся сигнальные лампы.

Обозначения на панели приборов.

Контрольно-измерительные приборы подавляющего большинства моделей автомобилей работают по единому принципу – красный свет, это проблемы. То есть, свечение любой красной лампочки или пребывание стрелки прибора в красной зоне говорит о проблемах с автомобилем. В таком случае лучше всего остановиться и изучить проблему, и только в случае ее классификации как неопасной, двигаться дальше.

Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели

Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.

Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:

  1. лампа давления в смазочной системе;
  2. лампа исправности аккумулятора;
  3. лампочка включения ручного тормоза.

Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.

Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.

Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.

Самая простая процедура в ремонте панели — замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.

Неисправности приборной панели

Панель приборов чаще всего содержит электронные, световые и механические приборы, причем доля последних постоянно уменьшается. Поломки в основном связаны с износом механических частей, сбоями бортового компьютера и неполадками в бортовой электросети автомобиля. При любой неисправности в приборной панели нужно сразу же обратиться к специалистам, поскольку ездить, не будучи уверенным в достоверности показателей панели, крайне опасно.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Приборная панель автомобиля: описание, тюнинг, ремонт

Каждый раз, когда автолюбитель запускает свой автомобиль, включая ключ зажигания, на приборной панели отображаются подсвеченные символы. Датчики, выполняя самотестирование узлов и механизмов машины, сигнализируют автолюбителю о состоянии важных агрегатов и систем.

В то время, как большинство огней погаснут практически сразу после запуска, может случиться так, что одна или несколько лампочек останутся включенными и будет сигнализировать о проблемах. Для того, чтобы четко отреагировать на любую неисправность, нужно хорошо знать, что означает каждый индикатор на приборной панели. Так что эту тему сейчас следует обсудить.

Устройство панели приборов

Транспортное средство оснащено несколькими датчиками, за которыми должен следить водитель во время движения. На главной панели сразу бросаются в глаза два больших индикатора, вокруг которых организована работа всех остальных. Список типового набора значков:

  • Спидометр, который позволяет водителю контролировать скорость движения.
  • Тахометр, отслеживающий с какими оборотами работает двигатель.
  • Манометр, показывающий сколько топлива осталось в баке и обозначен символом в виде насоса.
  • Манометр давления масла. Стрелка этого датчика в нормальном состоянии должна находится в средней части циферблата, например, как на приборной панели ваз. Если стрелка демонстрирует высокое или низкое показание, водитель должен остановиться и устранить проблему.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя. Если он показывает предельно высокую температуру, то нужна немедленная остановка авто, иначе двигатель заглохнет или перегреется.
  • Вольтметр. Этот датчик сообщает водителю напряжение, создаваемое батареей во время работы двигателя. Если этот датчик показывает особенно высокое или низкое значение, это может означать, что аккумулятор или генератор переменного тока работает неправильно.

Цветовая маркировка

Приборная панель рассказывает автолюбителю, что происходит с внутренними механизмами машины. Освещение выполняет информационную функцию, используя разную цветовую гамму.

Обычные цвета: красный, желтый и зеленый. Они похожи на сигнальные огни светофора, как в цвете, так и в значении. Красный указывает на потенциальную опасность. Он также может передавать важное напоминание, которое требует немедленных действий и внимания. Поэтому, как только водитель увидит этот цвет, нужно немедленно остановить движение автомобиля.

Желтые огни значков на приборной панели обычно означают, что нужен срочный ремонт или обслуживание. Водитель, обнаружив эти сигналы, должен действовать с осторожностью.

Зеленые (иногда синие) индикаторы панели обычно указывают, что система включена и функционирует нормально. Мигающая сигнальная лампа панели применяется для информирования о срочности действий, связанных с системой, на которую ссылается датчик.

Читайте также:  Оборудование для текущего ремонта двигателей автомобилей

Автолюбитель должен изучить руководство пользователя для своего автомобиля, дабы узнать значение каждого конкретного индикатора лампочки в приборной панеле. Это поможет ему мгновенно отреагировать на внештатную ситуацию .

Типовые сигналы двигателя

Это самые важные показатели авто. Они сигнализируют о том, что в двигателе нет масла или давление его очень низкое. Водитель должен немедленно остановить машину иначе будет перегрев и повреждение двигателя. Виды сигнализации:

  1. Тормозная система. Сигнализация означает, что уровень жидкости тормозов критично низкий, стояночный тормоз включен, или же есть сбой с антиблокировочной системой тормозов (ABS). Рекомендуется провести быстрый визуальный осмотр, чтобы проконтролировать, включен ли стояночный тормоз, а также проверить уровень жидкости. Этот предупредительный сигнал очень серьезный, если он связан с потерей тормозной жидкости из-за утечки.
  2. Температура охлаждения жидкости двигателя. Эта подсветка приборной панели указывает на то, что двигатель слишком горячий. Или уровень охлаждающего агента низкий. Или неисправный датчик температуры жидкости. Транспортное средство должно быть немедленно отключено. Система охлаждения должна оставаться под контролем, во избежание повреждения мотора.
  3. Поверка двигателя. Индикатор указывает, что компьютер установил диагностический код неисправности (DTC) в системе двигателя и обычно связан с системами контроля выбросов или сбоями в эксплуатации. Возможно, транспортное средство работает нормально. Появление света двигателя не означает, что водитель должен быстро встать на обочину дороги, а вот мигающий контрольный свет требует немедленного действия.
  4. Давление масла двигателя. Эти датчики на приборной панели загораются, когда обнаруживаются предельно низкие показатели. Необходимо немедленно проверить уровень и давление, этот сбой может привести к серьезному повреждению внутренних деталей двигателя.

Индикация работы аккумулятора и тормозов

Значки на приборной панели тормозного индикатора обычно сигнализируют, что жидкость находится на низком уровне. В этом случае необходима проверка на наличие утечек. Работа автомобиля полностью зависит от работы аккумулятора.

Для контроля за ней установлена индикация, предупреждающая о сбое системы подзарядки. Контролирующая схема следит за напряжением, генератора и свидетельствует при низких показателях. Если эта сигнальная лампа горит во время движения, скорее всего, сломался ремень генератора. Предупреждение зарядного индикатора показывает, что уровень напряжения ниже нормы, а система зарядки работает неправильно. Кроме ремня генератора, следует проверять контакты аккумуляторных батарей и сам генератор.

Индикация антиблокировочной тормозной системы указывает на неисправности в системе ABS. Эта поломка не приведет к утрате тормозов, но дополнительные функции безопасности ABS будут отключены. Сигнализация датчика уровня жидкости омывателя ветрового стекла сообщает о сбоях в этой системе. Уровень давления в шинах показывает, что одна или несколько шин имеют низкое давление воздуха. Водитель должен проверить давление на всех шинах, так как оно должно всегда соответствовать техническим требованиям.

Аварийная сигнализация вспомогательного оборудования

Технология и дизайн аварийной сигнализации авто изменялись вместе с развитием транспорта, однако, принцип ее остался тем же. Следующий список не является всеобъемлющим, изображения индикаторов не универсальны, так как их перечень зависит от автопроизводителя. Общий перечень:

  1. Индикатор подушки безопасности. Сигнальный свет указывает на наличие проблемы с одной или несколькими подушками безопасности или всей системы.
  2. Индикация ремней безопасности. Напоминает водителю и пассажирам пристегнутся.
  3. Низкий уровень топлива. Предупреждает, что автомобиль работает на предельно низком уровне топлива.
  4. Автоматическая блокировка двигателя. Этот индикатор является информационным и означает, что необходимо задействовать тормоз, чтобы либо вывести автомобиль из парка, либо запустить автомобиль.
  5. Индикатор подсветки двери. Загорается, когда одна из дверей не закрыта, или если один из переключателей дверных косяков неисправен.

Это отдельные из наиболее распространенных предупреждающих или информационных огней на панели управления, которые могут освещаться.

Замена кластера приборов

У каждого прибора есть свой срок службы, в итоге все когда-то изнашивается. Так что обязательно придет время, когда спидометр, другие циферблаты и датчики перестанут реагировать, а индикаторы не будут функционировать.

Даже когда датчики рабочие, их замена может быть обусловлена модернизацией или изменением дизайна. Замена панели приборов является относительно простым процессом, а потому может быть выполнена любым автолюбителем, кто знаком с базовыми знаниями устройства автомобиля и имеет необходимый набор инструментов.

Алгоритм производства работ:

  1. Поместить авто на ровную площадку и удостовериться, что ручной тормоз включен.
  2. Ознакомится с технической документацией авто, дабы убедиться, что раздел панели, содержащий кластер, можно удалить. В некоторых автомобилях требуется, чтобы поместили его на определенную передачу или поместили руль автомобиля в нужную позицию.
  3. Снять приборную панель. Аккуратно вынуть необходимый отсек, не снимая зажимов, удерживающих его на месте.
  4. Осторожно положить ее в сторону, изучить комбинацию приборов. Должно быть несколько болтов, фиксирующих ее на автомобиле в ключевых точках.
  5. Открутить крепления приборов, используя набор гнезд, начиная с позиции на панели управления.
  6. Потянуть кластер к себе и осмотреть подключение жгута проводов, который передает всю информацию на устройство. Когда будет найден разъем, отсоединить его, используя стыковочные зажимы в отсеке подключения.
  7. Заменить приборный блок. Сравнить старый кластер с новым кластером, чтобы убедиться, что он соответствует марки и модели автомобиля.
  8. Все соединения и места подключения должны точно совпадать. После проверки того, что детали одинаковы, подключить жгут проводов и задвинуть блок приборов обратно.
  9. Установить рамку панели обратно на автомобиль.
  10. Выполнить проверку правильности работы нового кластера приборов — запустить двигатель и проверить, как подсвечиваются огни перед проверкой автомобиля на тест-драйв.
  11. Если кластер не работает должным образом, выполнить шаги для доступа к детали и проверить все соединения на месте.
Читайте также:  Моторное масло для французских автомобилей

Настройка Paint A Car Dashboard

Изменение светового дизайна — хороший способ обновить тюнинг приборной панели. Этот метод одинаково хорош как для современного автомобиля, так и для классического, а расположенный недалеко автомагазин поможет подобрать нужную краску. Существуют также комплекты приборов для улучшения поврежденных или устаревших панелей. Последовательность действий:

  1. Выбрать, в какой цвет нужно перекрасить приборную панель. Подумать о том, как предпочесть внешний цвет краски автомобиля или создать двухцветный цветовой эффект. Также можно обратится к специалистам или посмотреть образцы в интернете.
  2. Очистить панель и обезжирить спиртом. Это поможет краске хорошо лечь на поверхность.
  3. Применить клейкую ленту, чтобы защитить любые области, где нужно сохранить первоначальный цвет.
  4. Распылить 3 слоя аэрозольной краски. Подождать, пока краска высохнет.
  5. Удалить защитную ленту.
  6. Обработать поверхность лаком.
  7. Приобрести и смонтировать комплект наклеек. Эти наборы предлагают кусочки отделки логотипы и прочие украшения, которые могут улучшить вид панелей, например, из дерева. Такие наклейки могут заменить полностью краску.

Процесс установки, обычно, включает нанесение грунтовки на очищенную, сухую, существующую панель, а затем очистку и приклеивание материала отделки на нее.

Замена сигнальных ламп на панели

Наиболее распространенными источниками проблем в авто являются лампочки, провода, разъемы, плавкие предохранители, блоки мигалки и переключатели.

Владелец автомобиля может устранить эти неисправности с использованием тестового света, а иногда и цифрового мультиметра (DMM).

При работе с любой неисправностью электрической цепи транспортного средства, рекомендуется заменить лампочки в приборной панели, используя инструкцию по ремонту конкретного автомобиля и модели. Это помогает идентифицировать не только провода и компоненты, схемы их подключения, но еще и понять, как устранять неисправности и заменять их, если это необходимо.

Все манометры имеют зеленый «бутылочный» фильтр, который автолюбители стараются поменять. Замена фильтров:

  1. Открыть датчик.
  2. С помощью острого тонкого ножа снять немного пластика, затем просто нажать на фильтр с задней стороны.
  3. Они аккуратно заправлены в пластиковую крышку вокруг вала рулевого колеса.
  4. Заменить необходимый, предварительно купленный в автомагазине.

Тюнинг цветными светодиодами

В последнее время получил широкое распространение тюнинг приборной панели с заменой светодиодов вместо обычных ламп.

Вначале приобретают светодиоды в соответствии с требуемым фильтром. То же самое относится и к внешнему освещению — передние мигалки (янтарные) и стоп-сигналы (красный).

Кроме того, необходимо приобрести светодиодный диммер, который контролирует яркость ламп. Без него ЛЭД не будут работать, поскольку светодиоды потребляют намного меньше тока, чем оригинальные лампы накаливания. Для этих целей подойдет небольшой PWM (Pulse Width Modulation). Это контроллер, основанный на таймере 555 с силовым транзистором для переключения. Плата встраивается в схему освещения, что, в свою очередь, обеспечивает работу диммера.

Снятие и установка приборной панели

Демонтаж частей автомобиля — очень серьезный вопрос. Это имеет отношение и к ситуации, когда не работает приборная панель и ее надо заменить. Отдельные люди поручают эту работу автомеханику, а некоторые любят ремонтировать автомобиль сами. Тогда данная информация о снятии и монтаже панели управления на примере популярной машины «Мазда 3» будет интересна для них. Все детали процесса:

  1. Установить режим подачи воздуха FRESH, а показатель воздушной смеси перевести в положение «макс.холод».
  2. Отсоединить отрицательный кабель аккумулятора.
  3. Снять следующие части: передние двери, фронтальную пластину, переднюю облицовку, приборную панель автомобиля под крышкой, перчаточный ящик, верхнюю панель, ручку рычага переключения передач (MTX), ручку рычага селектора (ATX), панель переключения, боковую стенку, консоль, компонент рычага переключения передач (MTX), компонент рычага селектора (ATX), рычаг освобождения вытяжки, нижнюю панель, модуль подушки безопасности на стороне водителя, руль, колонку, комбинированный переключатель, рулевой вал, центральную панель, аудиоустройство, блок управления, приборный щиток, центральную крышку, верхнюю приборную панель автомобиля, информационный дисплей, отделка передней стойки, щетку стеклоочистителя.
  4. Отсоединить разъем двигателя вентилятора и жгута проводов при замене панели.
  5. Снять корпус нагревателя, гайки A, болты B.
  6. Снять колпачки. Затем — болты C.
  7. Снять гайки D и болты E. Затем — кронштейн панели.
  8. Снять болты F.
  9. Поднять заднюю сторону панели, повернуть ее в направлении стрелки. Извлечение ее без поддержки опасно, она может упасть и повредить водителя.
  10. Снять панель приборов с переднего отверстия на передней двери водителя.
  11. Установить в обратном порядке.

Современные автомобили имеют приборные панели, оборудованные циферблатами и множеством предупреждающих огней. Если случилась поломка, то перед тем, как приступить к вышеописанному процессу, нужно тщательно ознакомится с ремонтной документаций конкретного автомобиля.

Adblock
detector