Перекрестное или боковое столкновение
Столкновение автомобилей на перекрестках под углом, приближающимся к 90°, может быть с нанесением удара в переднюю, среднюю или заднюю часть боковой поверхности. Такое столкновение наблюдается в случаях нарушения правил проезда перекрестков.
Столкновение с передней частью боковой поверхности автомобиля .
Место удара располагается в стороне от вертикальной оси автомобиля. На дороге встречаются следы торможения одного или обоих транспортных средств и всегда наблюдается след бокового скольжения ударяемого автомобиля В месте столкновения — осыпь грязи, краски, стекол фары, подфарника, иногда лобового стекла. Автомобили всегда обращены в сторону движения ударяющего автомобиля и обычно стоят на колесах.
Боковая поверхность ударяемого автомобиля в зависимости от угла удара либо вдавлена, либо деформирована по всей поверхности контакта, редко — разорвана.
Стекла фар и подфарников на обоих автомобилях разбиты, иногда разбиты лобовые стекла на ударяемом и на ударяющем автомобиле с вагонной компоновкой кузова. В кабине или салоне ударяемого автомобиля имеются вдавлення дверцы в месте удара и на противоположной удару стороне, а также разрушения стекол дверей. Пострадавшие находятся на своих местах.
Механизм травмы слагается из поступательного движения по прямой, к которому присоединяется вращательное движение в направлении удара, и ударов о детали транспорта на стороне удара и противоположной ей стороне.
Травма водителя . Удар справа вызывает вращение, перемещение в направлении удара, удар плечом и головой о дверцу водителя, затем происходит удар о рулевое колесо переднебоковой поверхностью туловища справа. При этом травмируются нижние правые ребра и органы брюшной полости на стороне удара. В случаях резкого поворота руля наблюдаются Переломы ребер, вызванные деформацией кручения. Удар слева по транспорту с вагонной компоновкой кузова причиняет травму левой ноги и груди.
Повреждения, причиненные рулевым колесом, располагаются в нижнем отделе груди и граничащем с ним живота. Изредка встречаются повреждения, причиненные ударом о пассажира переднего сиденья.
Травма пассажира переднего сиденья при ударе справа . Механизм травмы состоит из вращения, вызванного тангенциальным ударом наружной поверхностью плеча и боковой поверхностью туловища о дверь, головой о стекло двери и лобовое стекло, удара переднебоковой поверхностью груди Ь переднюю панель, корпус отопителя и заднебоковой поверхностью левой половины туловища о спинку сиденья. Резкий удар у переднего конца транспорта справа вызывает перемещение влево, и пассажир травмируется о водителя, переднюю панель, лобовое стекло, переднюю стойку и стекло двери, и образуются множественные переломы ребер.
Столкновение транспорта с вагонной компоновкой кузова оставляет Массивные повреждения, причиняемые обычно деформированной дверью и осколками стекол. Травмируются ноги, как правило, голова и руки. Удар слева зеркально отображает локализацию повреждений, вызванных ударом справа.
Травма пассажира заднего сиденья справа . Механизм травмы при Ударе слева слагается из вращения вокруг вертикальной оси, удара и скольжения левой переднебоковой поверхности туловища, о спинку сиденья пассажира переднего сиденья, иногда удара головой о среднюю стойку, стекло двери, скольжения плечі и заднебоковой поверхности правой половины тела о дверь
При ударе справа механизм травмы состоит из вращения, сопровождающегося трением плеча в месте контакта с дверью; удара и трения о спинку сиденья пассажира переднего сиденья и иногда из удара о пассажира заднего сиденья слева или водителя
Травма пассажира заднего сиденья слева. Механизм травмы и картина повреждений противоположны описанным у пассажира заднего сиденья справа.
Столкновение со средней частью боковой поверхности автомобиля .
Место удара находится вблизи вертикальной оси ударяемого автомобиля, а вращение его совершается вокруг сагиттальной оси.
Удар автомобилем, движущимся с малой скоростью, оставляет на дороге след волочения колес ударяемого автомобиля. Удар автомобилем, движущимся со значительной скоростью, вызывает опрокидывание автомобиля на бок и его волочение. Иногда могут быть следы торможения одного или обоих автомобилей В месге столкновения наблюдаются осыпь грязи, краски, стекол дверей ударяемого автомобиля, стекол подфарников и фар ударяющего автомобиля, лобового стекла столкнувшихся автомобилей с вагонной компоновкой кузова, доски борта кузова ударяемого автомобиля либо груз, упавший с него в момент столкновения.
Боковая поверхность ударяемого автомобиля вогнута, стекла и борт разбиты, стойки кабины или салона согнуты, иногда разломаны. Стекла дверей разбиты не только в месте удара, но и на противоположной стороне. В местах удара головой в кабине или салоне имеются следы крови и волос Дверь противоположной стороны, как правило, вогнута. В случаях опрокидывания пострадавшие смещаются со своих мест и определить место их нахождения в автомобиле на месте происшествия весьма сложно, а подчас и невозможно.
Механизм такого подварианта травмы обусловлен местом расположения первичного контакта. При ударе ниже центра тяжести тела пострадавшего он состоит из падения и удара о детали автомобиля со стороны ударившего автомобиля — последующего отбрасывания и падения в противоположную удару сторону. От удара выше центра тяжести тела механизм травмы однофазный, сопровождающийся падением и ударом о детали автомобиля, расположенные со стороны, противоположной удару.
Травма водителя при ударе справа ниже центра тяжести тела. Таким ударом водитель наклоняется в сторону и иногда ударяется о детали автомобиля или пассажира переднего сиденья, а затем отбрасывается влево, ударяется о дверцу водителя, разрушая ее стекло головой или плечом
При ударе выше центра тяжести тела водитель сразу ударяется головой или плечом о дверцу водителя.
В случаях падений на бок после удара транспорта площадь повреждений больше и тяжесть значительнее.
Травма пассажиров переднего и заднего сидений справа при ударе справа . Пассажиры получают травму не только от удара о детали кабины или салона, но и от удара деталями, прогибающимися вовнутрь, а также удара о водителя или пассажира заднего сиденья слева Вследствие удара ниже центра тяжести тела участник ударяется в дверцу, практически одновременно повреждает туловище и голову, а затем отбрасывается по направлению удара, травмируясь сам и повреждая либо водителя, либо пассажира заднего сиденья слева.
Удар выше центра тяжести тела пассажира деталями прогибающейся кабины либо салона причиняет травму и отбрасывает их по направлению действующей силы Пассажиры, ударяясь о детали противоположной стороны транспорта, травмируют голову и туловище
При ударе слева характер и локализация повреждений зеркально отображают описанные справа В этом случае тяжесть, обширность и объем повреждений у пассажиров больше, чем у водителей.
Столкновение с задней частью боковой поверхности автомобиля .
Место приложения силы локализуется вблизи заднего конца автомобиля справа. Вращение автомобиля происходит вокруг вертикальной оси по часовой стрелке. На дороге имеется след скольжения задних колес ударяемого автомобиля. В месте столкновения находится осыпавшаяся краска, грязь, иногда разломанные и оторванные детали ударяемого автомобиля, осколки стекол стоп-сигнала, фары и подфарника ударяемого автомобиля, осколки лобового стекла ударяющего автомобиля с вагонной компоновкой кузова, стекол задней двери или заднего стекла при столкновении с легковым автомобилем. Ударяющий автомобиль передней и ударяемый задней поверхностью обращены по направлению движения ударяющего автомобиля.
Боковая поверхность ударяемого автомобиля вогнута или разрушена в зависимости от марки транспорта, средняя и задняя стойки согнуты или разорваны, стекла разбиты, задний бампер изогнут и оторван, крышка багажника или капота деформирована Противоположная удару дверь имеет вогнутость и иногда наложения крови и волос, стекло ее разбито Пострадавшие находятся на своих местах.
Механизм травмы, характер и локализация повреждений, нанесенных ударом справа, аналогичны таковым в случаях столкновения с передней частью автомобиля, ударяемого слева.
Столкновение транспортных средств
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТОЛКНОВЕНИЯ
I. По направлению движения ТС.
1. Продольное — столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол α равен 0 или 180 градусам).
2. Перекрестное — столкновение при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (уголαне равен 0 или 180 градусам).
II. По характеру взаимного сближения ТС.
Признак ДТП определяется величиной угла столкновения.
По этому признаку столкновения делятсяна:
1. Встречное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол α > 90; 270 градусов).
3. Поперечное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна О (угол α равен 90; 270 градусам).
III. По относительному расположению продольных осей ТС.
Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Прямое — столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС (угол α равен 0; 90 градусам).
2. Косое — столкновение, при котором продольные оси ТС’ располагались по отношению друг к другу под острым углом;
(угол α не равен 0; 90 градусов).
IV. По характеру взаимодействия ТС при ударе.
Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Блокирующее — столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0.
2. Скользящее — столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются.
3. Касательное — столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости).
V. По направлению удара относительно центра тяжести.
Признак определяется по направлению вектора равнодействующей векторов ударных импульсов.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Центральное — когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС.
2. Эксцентрическое — когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэкс-центрическое) или слева (левоэксцентрическое) отнего.
VI. По месту нанесения удара.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Переднее (лобовое) — столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях.
2. Переднее угловое правое и переднее угловое левое—столкновение, при котором следы контактарасположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
3. Боковое правое и боковое левое — столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС.
4. Заднее угловое правое и заднее угловое левое — столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
5. Заднее — столкновение, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.
Столкновение транспортных средств
— заднее столкновение — столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;
— встречное столкновение — когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются передними частями;
— угловое столкновение— удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;
-■ боковое столкновение — столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.
На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимоположение автомобилей в момент столкновения.
После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкновении.
Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват перед другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.
При заднем столкновении имеются следующие особенности:
— после такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;
— у одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;
— следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого. Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все- таки происходят и имеют свои особенности;
— При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;
— при неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет отброшен назад от места столкновения;
— автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги.
На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.
Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:
— при таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;
— при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили отскакивают друг от друга;
— при соприкосновении правыми углами — по часовой стрелке;
— разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо билей, скорости и состояния дорожного покрытия.
При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии дороги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут распространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углового столкновения.
Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.
Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:
— при боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос танавливают сами водители;
— при столкновении автомобили не вращаются;
— достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря- зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;
— характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто мобилей;
— при таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло ДТП.
Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:
— следы торможения свидетельствуют о направлении движения;
— у одного автомобиля вмятины с передней части, у другого — с боковой;
«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомобилей.
При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнувшихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:
1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);
2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;
3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:
— измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, — это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;
— исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.
Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.
Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.
В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на перекресток.