Меню

Советские шины для легковых автомобилей

Шины на которых ездили машины в Советском Союзе

Многим всегда был интересен вопрос, на каких шинах ездили автомобили во времена Советского Союза, а тем более как обходились без зимней резины, ведь достать в те годы специализированные зимние колёса было очень сложно. Первые шипованные шины появились в районе 1980 года, до этого же автолюбители страны ездили на всесезонных шинах качество, которых было не очень хорошим. В летний период шины вели себя допустимо, а вот зимой приходилось сложно. Сегодня поговорим о шинах на которых ездили легковые автомобили в СССР. ВАЗ-2108, который выпускали с 1984 года изначально оборудовали зарубежными шинами под названием Michelin MX L. Это было связано с размерностью колёс автомобиля, покрышки которые устанавливали на них просто не производились тогда в СССР. В 1988 году они появились и получили название Бл-85.

На ВАЗ-2105 были разработаны новые шины, которые в разы отличались от тех что были в Союзе на тот момент. Резина получила название МИ-166.

А вот самый маленький из детищ ВАЗа и герой многих анекдотов автомобиль ОКА носил и колёса самого маленького размера. Радиус колёс был всего 12 дюймов, в связи с этим опять же пришлось разрабатывать покрышки специального под этот автомобиль. Это были шины с названием БИ-308.

Вообще в принципе ВАЗовские автомобили встали на 14 дюймовые колёса только начиная с модели ВАЗ-2110. Конечно это далеко не весь список шин, которые были в Советском Союзе, если Вам известны другие марки и названия можете поделиться ими в комментариях под статьёй, читателям будет интересно.

Если статья Вам понравилась подписывайтесь на канал и поставьте лайк .

Почему в СССР ездили на одной резине летом и зимой?

Если вам приходилось водить автомобиль еще в советскую эпоху либо этим занимались ваш отец/дедушка, спросите их о замене резины. Вы удивитесь, но в СССР новые покрышки покупал лишь небольшой процент автолюбителей. С зимы на лето (и наоборот) никто не переобувался. Вполне резонно спросить: «Как вообще можно ездить на одной и той же резине круглый год, ведь сцепление с дорогой будет плохим?». Попробуем найти ответ на этот каверзный вопрос.

«Всесезонка» – наше всё

Всесезонная резина – не самый лучший вариант как на зиму, так и на лето. Тем не менее, именно она была самой распространенной в эпоху «совка». Объяснение гораздо проще, чем вы думаете. В стране Советов многие товары были дефицитными, и резина не является исключением. Достать зимние и летние шины отдельно было весьма проблематично. Например, упомянутая в фильме «Мимино» покрышка 165/13R обходилась в 72 рубля! Резина для «Волги» и вовсе была недосягаемой – почти 120 рублей за штуку! Поэтому водители не заморачивались и ездили на одной и той же резине круглый год.

История шипованной резины

До 70х годов в СССР вообще не существовало понятия «шипованные колеса». Вполне ожидаемо, что «первый блин оказался комом». Впервые появившуюся на рынке шипованную резину сразу забраковали. Во-первых, у нее были просто огромные шипы. Во-вторых, они быстро вылетали. «Шиповка» не пришлась по вкусу советскому народу, и люди продолжали использовать «всесезонку».

Как вообще ездили на всесезонной резине?

«Всесезонка», которая продавалась в СССР, отличалась от продаваемой сегодня «липучки». У них была только одна общая характеристика – отсутствие шипов. Ездить летом на «всесезонке» было некомфортно, однако зимой наступали еще более суровые времена. За счет высокого протектора машине еще удавалось преодолеть снег, однако с гололедом такие колеса уже не могли справиться. Водителям приходилось возить с собой цепи и обматывать колеса. Так и проезжали худо-бедно наиболее проблемные места.

Читайте также:  Как облегчить сборку двигателя

И еще один важный момент. Из-за плохой сцепки с дорогой многие вообще отказывались от идеи садиться за руль зимой. Поэтому трафик на дорогах был в десятки раз меньше. Тогда и освещение улиц было другим, и АБС отсутствовало как таковое. А ведь именно благодаря ей можно быть уверенным в том, что автомобиль не начнет вращаться по льду, как волчок. Скорость и обороты «копейки» тоже были низкими. Это сегодня можно заказать в интернете шины на любой вкус и цвет. Разные производители, функционал, цены.

Теперь вы знаете, на какой резине ездили 40 лет назад, с чем это было связано.

По следам Pirelli и Michelin: история штатных шин автомобилей ВАЗ

Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам, колёса более тихоходных Москвичей и Запорожцев ему никак не подходили. Уже в 1967 году в Краснодаре на автомобилях FIAT были проведены сравнительные испытания итальянских шин Pirelli с перспективной разработкой НИИШП. Кроме того, совместно с советскими шинниками итальянцы подготовили испытательную трассу в «Лужниках» и проверили поведение машины на разной резине – радиальной, диагональной, камерной, бескамерной, с различным рисунком протектора и т.д.

По итогам замеров компания Pirelli с учетом дорожных условий в СССР порекомендовала использовать радиальные бескамерные шины в камерном варианте. Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151, которые применялись и на Запорожцах. Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками.

2103/2106

Куда более мощные автомобили следующих моделей наконец-то получили подобающую резину: новинка с четырьмя круглыми фарами «встала» на радиальные шины ИЯ-170 с шириной профиля 165 мм вместо 155 мм на «единичке». По сравнению с диагональными покрышками новая резина обеспечивала лучшую устойчивость и плавность хода, соответствуя возросшим динамическим характеристикам Жигулей третьей и шестой моделей. Удивительнее всего, что «сто семидесятая» благодаря радиальной конструкции и своеобразному рисунку протектора в виде буквы W по сравнению с И-151 отлично вела себя на льду и укатанном снегу. Кстати, шинами ИЯ-170 оснащалось и большинство автомобилей ВАЗ-2102 (вместе с дисками 2103).

Маленькие 13-дюймовые колеса для вездехода не годились: на Ниве должны были стоять 15-дюймовые покрышки ВлИ-3, но во время испытаний опытной партии выяснилось, что в поворотах высокопрофильная боковина просто «складывается». Поэтому конструкторы приняли решение – перейти на размер больше.

Изначально автомобиль сходил с конвейера на широкопрофильных диагональных шинах ВлИ-5 размерности 6,95-16. Только в 1988 году в дополнение к «зубастым» покрышкам появились более подходящие для езды по твердому покрытию радиальные шины ВлИ-10 размерности 175/80 R16 с металлокордом. Интересно, что такие «универсальные» шины были разработаны еще в 1980 году, однако из-за отсутствия производственных мощностей для радиальных шин они смогли «добраться до Нивы» лишь восемь лет спустя. Впрочем, многие автомобили по-прежнему оснащались старыми добрыми «зубастиками» диагональной конструкции.

«Пятёрке» были положены не только новые детали оперения и двигатель с ременным приводом ГРМ , но и совершенно другие колёса. Чтобы ВАЗ-2105 соответствовал требованиям по управляемости и устойчивости, пришлось применить новейшую советскую разработку – шины МИ-166 с металлокордным брекером.

Читайте также:  Ремонт двигателей kia hyundai

Еще до начала выпуска пятой модели шины были испытаны в сравнении с ИЯ-170 и «референсной» резиной Michelin ZX. Как оказалось, советская новинка превзошла даже именитые французские шины по длине тормозного пути, обладая аналогичными «Мишленам» показателями по устойчивости и управляемости. В дальнейшем шинами МИ-166 начали оснащаться и другие заднеприводные модели ВАЗ.

Шины ИЯ-170 стали первой жигулевской «радиалкой»

МИ-166 – радиальные шины с металлокордом

В 1985 году был начат выпуск усовершенствованной шины, получившей индекс МИ-16. Рисунок её протектора был изменён таким образом, чтобы увеличился срок службы шины. Это было достигнуто за счет увеличения площади выступов крайних дорожек и их глубины. Гарантийный срок службы МИ-166 составлял 46 тысяч километров, а МИ-16 – уже 50 тысяч километров.

Неплохой даже по нынешним меркам показатель на практике был редко достижим, поскольку очень часто шины выходили из строя от повреждений корда задолго до предельного износа протектора. Несмотря на это, во время ресурсных испытаний МИ-16 был документально зафиксирован пробег в 100 тысяч километров (!).

Шинами МИ-16 оснащались многие Жигули восьмидесятых годов

«По плану» наиболее престижная модель получила и самые «модные» колёса модели ИН-251. По сравнению с привычными уже «радиалками» ИЯ-170 и МИ-166 ширину профиля увеличили до 175 мм, а высоту боковины, напротив, уменьшили до 70% от ширины. Такая резина получила непривычную для советских автомобилистов размерность 175/70 R13, став первой в истории советского автопрома низкопрофильной шиной. Еще одно важное отличие – однослойный металлокордный брекер вместо двухслойного, что должно было снизить потери на качение. Однако шина была еще более «нежной», чем МИ-166, которая так же не славилась способностью выдерживать сильные удары.

Техзаданием для первого переднеприводника ВАЗ была предусмотрена специфическая размерность низкопрофильных шин – 165/70 R13. Такую резину шинпром СССР не выпускал, поэтому с 1985 по 1987 год «восьмерки» оснащались французскими шинами Michelin MX L.

Тем временем на Западе были закуплены лицензия и технологическое оборудование для производства новой бескамерной радиальной шины с металлокордом. Шину стали выпускать на Нижнекамском шинном заводе, а чуть позже – и на Украине, в городе Белая Церковь.

Интересно, что в первые месяцы шина называлась ЕХ-85, однако всё тот же Michelin предъявил претензии к Шинпрому по такому обозначению, поскольку французская компания навсегда запатентовала за собой право на использование буквы Х для радиальных шин.

С наименьшими затратами пресс-формы переделали, переименовав шины в БЛ-85. В дальнейшем «восьмерочная» резина выпускалась и в других размерностях – от «таврической» 155/70 R13 до куда более крупных 14-дюймовых покрышек.

БЛ-85 были разработаны специально для «Спутника»

«Беэлки» обеспечивали Самаре неплохую управляемость, но, как и остальные шины с металлокордом, боялись плохих дорог, быстро приходя в негодность от ударов.

Самый маленький автомобиль ВАЗ получил собственные шины БИ-308 нехарактерной для волжских автомобилей размерности 135/80 R12. Такое соотношение диаметра диска, а также ширины и высоты профиля покрышки было продиктовано компоновочными соображениями, поскольку существующие 13-дюймовые колёса в колёсные ниши Оки просто не помещались.

Доводкой необычных шин занимались долго, благодаря чему резина получилась достаточно сбалансированной по сцепным свойствам и износостойкости. К сожалению, из-за небольших наружных размеров и малой высоты боковины (несмотря на 80%-й профиль) такие колёса плохо переносили суровую советскую действительность, что сказывалось на геометрии колёсных дисков.

Читайте также:  Акт приема передачи автомобиля при устройстве

Так получилось, что весь «советский» период задне- и переднеприводные автомобили ВАЗ довольствовались лишь 13-дюймовыми покрышками с шириной профиля не более 175 мм. Переход на четырнадцать дюймов состоялся уже в другой стране – как известно, именно такими колёсами комплектовались 16-клапанные «десятки» с увеличенным диаметром передних тормозных дисков, который и заставил конструкторов перейти на новый типоразмер. Впрочем, восьмиклапанные версии и в новом тысячелетии наматывают километры на шины жигулёвской размерности 175/70 R13…

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Брали Ниву в магазине новую в начале 80-х. На ней шины Нокиа стояли.

«Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам»

. в худшую сторону. Разумеется, если брать современные на тот момент модели М-412 и ГАЗ-24, а не выпускавшиеся с середины 50-х — начала 60-х заведомо устаревшие.

Напомню, что 2101 имел всего 1,2 л и 64 л.с., что обеспечивало динамику лишь чуть лучше старой модели «Москвича» с её 50 л.с. Времена мощных и быстрых 2103 и 06 ещё не пришли, и М-412 оставался вне конкуренции по динамике среди малолитражек. Впечатление динамичности «Жигулятора» создавали лучшая управляемость и добротная для тех лет шумоизоляция, притуплявшие «чувство скорости». Реально, 2101 был довольно медлительной машиной, которую новая «Волга» легко делала в плане «пинка в задницу» при разгоне (если и не по паспортным цифрам 0-100) и максималке, а «Москвич» — и по разгону, по максималке.

«Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151»

. хотя ещё с середины 60-х выпускал радиальные шины, в т.ч. даже и грузовые. Что заставляет задуматься о том, что не всё было так уж хорошо с «радиалками» тех лет (металлокордными), что показал предшествующий опыт их эксплуатации, раз от них отказались.

И правда — комфортабельность и устойчивость к ударам и порезам у них были на несколько порядков хуже, чем у «диагоналок» (и на порядок хуже современной «радиалки» с высокопрочным синтетическим или комбинированным кордом). Что в те годы было гораздо более существенным недостатком, чем некоторые преимущества «радиалки» с точки зрения управляемости и расхода топлива. Ибо когда шина выходит из строя после первой ямы, а очередь на них расписана на полгода вперёд. ну, вы поняли.

В Америке, впрочем, та же самая история — доминирование «диагоналки» на моделях местного производства до середины 80-х. Правда, для экономии топлива там делали шины с несколько облегчённой боковиной и усиленным брекером («диагонально-опоясанные», Belted-Diagonal). Основная причина здесь, конечно, другая — комфортабельность «диагоналки» и тряскость ранней «радиалки».

«Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками. «

. чему были очень рады потенциальные потребители самой дешевой модели ВАЗа в лице жителей некрупных городов и сельской местности, которые при наличии возможности с радостью ставили такую же резину и на машины, с завода оснащавшиеся «радиалкой», что я лично неоднократно наблюдал. Поскольку на мягких грунтах диагональная резина реально практически неубиваемая и неразрушимая (а вот на асфальте стирается за 30-40 тыс. км, и это при аккуратном использовании).

Adblock
detector