Меню

Сорта масел для эксплуатации горных машин

Смазки для горно-добывающей и обогатительной техники. Обогатительное оборудование.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В продолжение темы о смазочных материалах для горно-обогатительных производств рассмотрим подробно особенности обогатительного оборудования и особенности смазок для него.

Эксплуатационными особенностями подшипниковых узлов обогатительного оборудования являются следующие факторы:

  1. Высокие удельные давления в подшипниках,
  2. Вибрации,
  3. Ударные нагрузки,
  4. Низкие скорости вращения,
  5. Опасность попадания воды,
  6. Высокая запыленность.

Рассмотрим в табличном виде смазки, которые рекомендует для обогатительного оборудования российская компания ARGO.

Таблица. Смазки для обогатительного оборудования

Обогатительное оборудование

Совет по содержанию узла

Какая смазка и ее особенности

Подшипники молотковой дробилки

Подшипники качения рабочего вала дробилки

Высокие удельные давления, ударные нагрузки, вибрация, сильная запыленность

Замена и пополнение смазки согласно рекомендациям производителя дробилки. Применить автоматическую систему смазки

TermoLub S 220 HDS EP2,

Базовое масло повышенной вязкости, высокие противозадирные свойства, хорошие уплотняющие свойства

Подшипники вибрационного грохота

Подшипники качения рабочего вала грохота

Высокие удельные давления, ударные нагрузки, вибрация, сильная запыленность

Замена и пополнение смазки согласно рекомендациям производителя дробилки. Применить автоматическую систему смазки

Базовое масло высокой вязкости, высокие противозадирные свойства, хорошие уплотняющие свойства

Подшипники спекательных тележек агломерационной машины

Повышенные температуры, сильная запыленность, вибрация

Замена и пополнение смазки согласно рекомендациям производителя

Базовое масло высокой вязкости, высокие противозадирные свойства, хорошие уплотняющие свойства

Открытые зубчатые передачи

Открытое зубчатое зацепление для передачи крутящего момента

Высокие удельные давления в зацеплении зубьев, малые скорости, пыль, песок, вода

Регулировка соосности валов и пятна контакта зубьев. Использование специальных смазок с твёрдыми смазочными добавками и адгезионными свойствами

1. высоковязкое базовое масло, 2. высокие противозадирные свойства, содержание графита и дисульфида молибдена

Направляющие скольжения агломерационной машины

Линейные подшипники скольжения

Повышенные температуры, сильная запыленность, вибрация

Замена и пополнение смазки согласно рекомендациям производителя

Базовое масло высокой вязкости, высокие противозадирные свойства, наличие дисульфида молибдена, хорошие уплотняющие свойства

Подшипники роликов ленточных и скребковых конвейеров (транспортеров)

Сильная запыленность, вибрации, средние скорости

Замена и пополнение смазки согласно рекомендациям производителя

TermoLub S 220 HDS EP2,

Базовое масло повышенной вязкости, высокие противозадирные свойства, хорошие уплотняющие свойства

Подшипники валов электродвигателей

Нормальные механические нагрузки, средние скорости, повышенные температуры

Замена смазки согласно рекомендациям производителя самосвала

Базовое масло средней вязкости, хорошие высокотемпературные свойства и влагостойкость

Соединения, образованные с помощью резьбовых деталей: корпусы, крышки, фланцы, люки, затворы, муфты

Высокие температуры, опасность фреттинговой коррозии и «прикипания» деталей

Смазывание специальными противопригарными пастами

Бентонит в основе в качестве высокотемпературного компонента, графит, медный порошок. Температура применения до +1100⁰С.

В таблицу сведены наиболее типичные узлы оборудования обогатительных фабрик. Самые типичные смазки для этих узлов – смазки Elit X, TermoLub S 220, TermoMax. Все они содержат высоковязкие базовые масла, загущенные, как правило, литиевыми и комплексно-литиевыми мылами, а также бентонитом. Смазки же нового поколения, объединяющие в себе отличные высокотемпературные свойства, уникальную трибологию, а также водостойкость, компания ARGO предлагает на загустителе нового поколения – комплексе сульфоната кальция. Это характеризует ARGO как инновационного продвинутого производителя, профессионализму и опыту которого можно доверять.

Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин

В статье мы рассмотрим главным образом вопросы смазки узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин.

Смазка узлов подшипников, зубчатых и шлицевых соединений и сопряжений необходима для снижения контактных напряжений, уменьшения сил трения и износа деталей, отвода тепла (выделяющегося при трении), защиты от коррозии и наклепа, для выноса твердых частиц с поверхности трения. Система смазки должна обеспечить подвод к деталям необходимого количества смазочных материалов. Тип применяемых смазочных материалов определяется условиями эксплуатации механизмов, потребной вязкостью, типом подшипников и т. д.

Применяемые сегодня на карьерных машинах системы смазки подразделяются на индивидуальные и централизованные. При индивидуальной схеме смазка подводится к каждой трущейся паре отдельно от расположенного рядом смазочного устройства. При централизованной схеме группа отдельных рабочих пар смазывается одним общим устройством. По времени действия системы смазки подразделяются на периодические (к этому типу относится и ручная смазка) и непрерывные (автоматические), по способу подачи смазки – на принудительную и самотечную.

Читайте также:  Чип тюнинг для митсубиси л200

Смазочные материалы представляют собой как жидкие масла, так и пластичные (консистентные, густые) смазки. Масла в зависимости от вязкости принято подразделять на легкие, средние и тяжелые (высоковязкие). Смазки по назначению подразделяются на универсальные, индустриальные, автотранспортные. Данное деление сохранилось еще с середины прошлого века и, в общем, определяет область применения смазочных материалов.

Смазка должна предотвращать сваривание и адгезию (прилипание) рабочих поверхностей, особенно при больших контактных нагрузках. У карьерного экскаватора большие контактные нагрузки зарождаются в редукторах рабочих лебедок, в механизме поворота (пара зубчатый венец–шестерня), в канатах при обхвате барабанов и блоков, в механизме хода (шагания), седловых подшипниках и т. д. Для деталей этих механизмов, движущихся с небольшой скоростью относительно друг друга и с большой нагрузкой, применяют более вязкие, но способные выдерживать большие контактные нагрузки смазочные материалы, например графитовую смазку, частицы графита в которой обеспечивают смазываемость при огромных контактных нагрузках между трущимися поверхностями. Недостаточно вязкий смазочный материал выжимается из зазора между поверхностями трения, толщина масляной пленки уменьшается до полного разрыва, приводя к сухому трению. Наоборот, чем выше скорость и ниже нагрузка (первые ступени редукторов), тем меньше должна быть вязкость масла, чтобы оно успевало «смачивать» и «растекаться» по контактным поверхностям. В редукторах смазывание осуществляется путем разбрызгивания масла.

Перечень применяемых смазок

Летом для смазывания применяют более вязкие смазочные материалы, чем зимой, а в условиях особо низких температур – масла с очень низкой вязкостью, чтобы компенсировать загустевание.

Когда в результате износа зазоры в парах трения увеличиваются, рекомендуется переходить на смазку более вязкими маслами по сравнению с применявшимися в новом механизме во избежание выдавливания масла из зазоров.

При длительной работе масло «стареет» и свойства его ухудшаются главным образом из-за окисления кислородом воздуха, каталитического действия частиц металла, воздействия высокой температуры поверхностей и загрязнения механическими примесями.

Периодичность замены смазки в отдельных узлах трения зависит от конкретных условий эксплуатации и характеристик смазочного материала.

Уровень масла в редукторах необходимо проверять ежедневно и при необходимости обязательно доливать масло. Зубчатые передачи и подшипники механизмов напора, подъема, тяги (для экскаваторов ЭШ), вспомогательных механизмов смазываются разбрызгиванием. Смазка зубчатых передач редукторов поворота, хода – принудительная, с помощью насосных установок.

Все точки густой смазки, имеющие пресс-масленки, смазывают с помощью пистолета от станции смазки или с помощью ручного шприца-нагнетателя. Направляющие засова днища ковша, шарниры механизма торможения днища ковша и петли днища поливают отработанным трансмиссионным маслом. Графитовую смазку наносят на поверхность балок рукояти, поверхности качения роликового круга вручную.

Типы масел, рекомендуемых к применению на карьерных экскаваторах ЭКГ и ЭШ:

  • трансмиссионное (зубчатые передачи редукторов подъема, тяги, напора, поворота, хода) – ТЭп-15, ТАп-15В, ТСп-10, ТАД-17, Нигрол Л, ИРП-150;
  • консистентные смазки – УСсА (графитовая – бегунковая шестерня, зубчатый венец, роликовый круг, балки рукояти, зубчатые рейки);
  • Литол 24, Лита, ЦИАТИМ-201 (роликовые подшипники валов отдельных ступеней редукторов и блоков, цапф, осей блоков, втулок);
  • канатная 39У, Торсиол-35Э (канаты).

В южных районах России можно применять для смазки цилиндрических редукторов летом Нигрол Л или ИРП-150, для червячных редукторов – ИРП-150. Для районов Севера зимой для цилиндрических редукторов рекомендуется масло ТСп-10, для червячных редукторов – осевое «З», а в районах Крайнего Севера для ванн цилиндрических редукторов – масло ТСп-10 всесезонно. Заменители ТСп-10 летом – масло ТЭп-15 или ТАП-15В, зимой – смесь ТЭп-15 или ТАП 5В с 7…10% арктического дизельного топлива. Для смазки подшипниковых узлов трения рекомендуется смазка Лита всесезонно. Заменители смазки Лита: летом – смазка Литол-24, зимой – ЦИАТИМ-201.

Масла для строительной техники

Содержание

Современные масла для строительной техники принято выделять в самостоятельную группу. В первую очередь это касается трансмиссионных и гидравлических продуктов. Широкое применение централизованных систем смазки приводит к тому, что масло должно удовлетворять требованиям обоих классов. Кроме того, на спецтехнике часто применяются «мокрые» муфты сцепления и тормоза, погруженные в масляную ванну. Из-за этого антифрикционные свойства специальных масел нормируются, чтобы не нарушать работоспособность таких узлов.

Свойства масел для строительной техники

Специализированные масла, как правило, закупаются для собственных парков техники в большом объеме, поэтому здесь важен вопрос стоимости. Именно по этой причине многие сорта масел производятся на минеральной основе. За счет качественной очистки базы и введения современных пакетов присадок обеспечивается нужное качество при доступной цене.

Работа спецтехники сопряжена с высокими нагрузками, длительными циклами непрерывного использования агрегатов. Поэтому основного внимания при производстве заслуживают:

  • противоизносные характеристики – масло должно защищать пары трения при максимальных удельных нагрузках, включая ударные (например, в гидромолотах);
  • стабильность вязкости – спецтехника работает круглогодично, и масло должно сохранять возможность использования при отрицательных и плюсовых температурах;
  • низкая вспениваемость – она особенно важна для гидравлики, так как проникновение пены в контуры высокого давления нарушает работу связанных с ними механизмов;
  • антикоррозионные свойства – масла защищают агрегаты от воздействия накапливающейся со временем в картере или маслобаке влаги, агрессивных химических соединений (в первую очередь это актуально для моторных масел).

Классификация масел по вязкости

Для маркировки масел по вязкости общеупотребительной стала классификация SAE. Она позволяет удобно обозначать требования к характеристикам масла с помощью символических классов, описывать как масла сезонного применения (летние и зимние), так и всесезонные.

Стандарт SAE предусматривает указание одного (для сезонных) или двух (для всесезонных) классов вязкости. При этом у моторных и трансмиссионных масел используются непересекающиеся наборы обозначений. Благодаря этому по маркировке вязкости можно однозначно определить тип масла.

Индексы низкотемпературной вязкости, помимо цифрового обозначения класса, имеют дополнительную букву W. Таким образом:

  • масло SAE 30 является летним, так как указан только один класс без W;
  • масло SAE 10W – зимнее, так как у него обозначен только класс вязкости с буквой W;
  • масло SAE 10W-40 – всесезонное, его низкотемпературные характеристики определены классом 10W, а высокотемпературные – классом 40.

Для моторных масел применяются классы низкотемпературной вязкости от 0W (минимальная вязкость) до 25W (максимальная вязкость), высокотемпературной – от 20 до 60. Для трансмиссионных масел используются индексы от 70W до 85W и от 80 до 250 соответственно.

Необходимо учитывать, что для гидравлических и универсальных масел традиционно применяется та же шкала индексов, что и для моторных масел.

Как выбрать масло для спецтехники

Если выбирается специализированное масло для каждого агрегата, то необходимо выполнять общие требования по качеству, указанные в сервисной документации. Так, моторные масла для спецтехники – это обычные масла для дизельных грузовиков. Зачастую спецтехника и производится на основе грузовых дизелей, поэтому подобный выбор масла абсолютно оправдан.

Универсальные масла могут использоваться только в случаях, когда производитель разрешает их заправку в свою технику. При подборе масла необходимо обеспечить полное соответствие указанным требованиям по вязкости, классам качества, собственным допускам производителя.

Отклонение от требуемых вязкостей допускается в двух случаях:

  • в холодных регионах желательно использовать зимние или всесезонные масла с меньшим индексом низкотемпературной вязкости (например, вместо указанного моторного масла SAE 10W-40 – 5W-40 или даже 0W-40);
  • в жарком климате, при высоких нагрузках, при работе техники в горячих цехах рекомендуется применение масел с увеличенным на шаг индексом высокотемпературной вязкости (например, SAE 40 вместо SAE 30).

Универсальные масла

Универсальные масла для спецтехники, способные работать в нескольких агрегатах одновременно, наиболее удобны при эксплуатации крупных парков техники. У владельцев есть возможность закупать минимальный ассортимент продуктов. Для обозначения применимости подобных масел принято выделять два класса:

  • UTTO – масла, предназначенные для использования в трансмиссиях, гидравлике и «мокрых» тормозах и фрикционах;
  • STOU – масла, расширяющие возможности UTTO, могут применяться в качестве моторных.

Стоит учитывать, что сочетание иногда противоположных свойств делает универсальные масла менее подходящими для конкретного агрегата, чем специализированные. Например, из-за ограничения антифрикционных свойств, необходимого для нормальной работы сцеплений и тормозов в масляной ванне, на маслах UTTO несколько увеличивается расход топлива.

Каталог универсальных масел ROLF

ROLF TDTO 10W, 30, 50

Семейство сезонных масел на минеральной основе, включающее в себя один зимний сорт и два летних. Допускается применение в механических и гидравлических трансмиссиях, исполнительной гидравлике. Характеристики масел подобраны с учетом возможности их работы совместно с «мокрыми» сцеплениями и тормозами, погруженными в масляную ванну. Продукты не могут работать в гипоидных редукторах, так как не выполняют требования класса API GL-5.

ROLF UTTO 10W-30

Универсальное полусинтетическое масло премиального класса. Может применяться в большом числе современных трансмиссий, что подтверждают допуски ZF, Caterpillar, Allison, John Deere. Благодаря низкой температуре застывания продукт может использоваться всесезонно в большинстве регионов России. Соответствует классу API GL-4, что ограничивает применение масла для трансмиссий на гипоидных парах, особенно с большим смещением осей.

Трансмиссионные масла

При производстве специализированных трансмиссионных масел в них закладывается максимальная эффективность в парах трения «металл – металл» при высоких удельных нагрузках. Поскольку большинство пар трения в коробках передач смазываются исключительно разбрызгиванием и выносом масла на поверхности шестерен, к противозадирным свойствам продуктов требования максимальны.

Длительные межсервисные интервалы замены также требуют от масел выраженных антикоррозийных свойств.

Каталог трансмиссионных масел ROLF

ROLF Transmission 75W-90 GL-5

Полусинтетическое всесезонное масло, обеспечивающее высокий уровень защиты нагруженных трансмиссий. Соответствует классу качества API GL-5, поэтому может применяться и в гипоидных редукторах, и в дифференциалах. Имеет допуски MAN и ZF, соответствует требованиям стандарта НАТО MIL-L-2015D. Благодаря низкой температуре застывания качественно смазывает агрегаты в самом начале движения при эксплуатации в зимний период.

ROLF Transmission SAE 80W-90 GL-4

Масло производится на основе высококачественной минеральной базы с пакетом присадок, оптимизированных для механических трансмиссий, включая высоконагруженные. Совместимо с синхронизаторами всех типов, имеет повышенные противозадирные свойства. Благодаря низкой вспениваемости сохраняет работоспособность в высокооборотных редукторах и трансмиссиях.

Моторные масла

Тяжелые дизели спецтехники требуют применения масел соответствующего класса, способных долго противостоять проникающим в картер саже и продуктам сгорания топлива. Актуальная линейка ROLF позволяет подобрать масла для всех поколений тяжелых дизелей, в том числе и оборудованных сажевыми фильтрами. Такие моторы могут эксплуатироваться только на маслах с нормированной зольностью и содержанием фосфора – среднезольных (MidSAPS) или малозольных (LowSAPS).

Каталог моторных масел ROLF

ROLF KRAFTON S5 U 5W-40

Премиальное синтетическое масло, рассчитанное на увеличенные интервалы замены при обслуживании тяжелых дизелей. Максимальный класс экологических норм – Euro-4. Благодаря низкой температуре застывания облегчает холодный пуск без использования предпусковых подогревателей. Имеет допуски ЯМЗ, КамАЗ, MAN, Caterpillar, Cummins, Volvo, Renault.

ROLF KRAFTON S7 ME-LA 5W-30

Специализированное LowSAPS-масло на синтетической основе, предназначенное для дизелей с сажевыми фильтрами. Соответствует требованиям стандарта ACEA E6/E7-12, получило допуски Mercedes-Benz, Scania, Iveco, DAF.

ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30

Синтетическое масло для современных высоконагруженных дизелей с наддувом и без него. Может применяться во всех двигателях, соответствующих эконормам вплоть до Euro-5 и не оснащенных сажевыми фильтрами.

ROLF KRAFTON S7 M 10W-40

Синтетическое масло для дизелей отечественного и зарубежного производства, допускающее увеличивать интервалы замены даже в тяжелых условиях эксплуатации. Имеет отличные моющие и противоизносные свойства.

ROLF KRAFTON S7 M-LA 10W-40

Малозольное синтетическое масло, созданное для применения в современных тяжелых дизелях с сажевыми фильтрами в выхлопной системе. Имеет увеличенные сроки замены и допуски ведущих европейских производителей грузовиков и спецтехники.

ROLF KRAFTON M3 U 15W-40

Минеральное масло, рассчитанное на применение в мало- и средненагруженных дизелях с механическими ТНВД и насос-форсунками. Имеет высокие моющие свойства и мощный пакет антикоррозионных присадок, надолго сохраняет чистоту двигателя.

Редукторные и гидравлические масла

Продукты этого класса предназначены для работы в бортовых и вспомогательных редукторах, гидроприводах навесного оборудования.

Каталог масел ROLF

ROLF REDUCTOR M5

Минеральное масло для закрытых редукторов, имеющее высокие противозадирные свойства и низкую вспениваемость. За счет мощного пакета антикоррозийных присадок эффективно борется с последствиями накопления конденсата или проникновения воды в картер редуктора.

ROLF HYDRAULIC HVLP

Всесезонное масло для наиболее нагруженных гидросистем. Имеет минимальный уровень образования отложений, высокие противоизносные свойства.

ROLF HYDRAULIC HLP

Гидравлическое масло на минеральной основе. Эффективно защищает механизмы от износа и коррозии, неагрессивно по отношению к уплотнениям, стабильно в широком диапазоне температур и нагрузок.

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Марка смазки Температура
каплепадения, °С
Рабочий диапазон
температур, °С
УСсА (графитовая)