Система пуска двигателя газ
Пуск автомобильного двигателя на газе, так же как и на бензине, происходит при помощи стартера. Перед пуском двигателя выполняют следующее: проверяют наличие воды, масла и бензина в соответствующих системах; осматривают газовую аппаратуру с арматурой и убеждаются в полной ее исправности и герметичности; проверяют наличие газа в баллоне; открывают паровой вентиль баллона при пуске холодного двигателя или жидкостный вентиль при пуске прогретого двигателя; открывают магистральный вентиль и по показаниям манометров проверяют наличие газа в баллоне и в первой ступени редуктора. Пуск теплого двигателя, находящегося в исправном состоянии, обычно происходит с первых же оборотов. Для этого повертывают ключ включения зажигания и стартера в положение пуска и держат до тех пор, пока двигатель не пустится (но не более 5 с.) Затем ключ переводят в первое положение (включено зажигание).
Пуск холодного двигателя при умеренной температуре. Открывают магистральный и расходный (паровой) вентили. Для ускорения пуска заполняют газом газопровод от редуктора до смесителя принудительным открытием клапана второй ступени, кратковременно нажимая на стержень штока диафрагмы второй ступени. Вытягивают ручку управления дроссельными заслонками на половину длины хода, т. е. приоткрывают дроссели. Выключают сцепление и пускают двигатель поворотом ключа включения зажигания. Стартер включают не более чем на 5 с с интервалами не менее 10— 15 с. После пуска двигателя его прогревают на малой частоте вращения. Как только температура охлаждающей жидкости достигнет 60 °С, открывают расходный вентиль жидкостной фазы и закрывают расходный вентиль паровой фазы. Недопустима длительная работа двигателя при паровой фазе, так как происходит интенсивное испарение легких фракций сжиженного газа. При этом снижается температура жидкости в баллоне, он покрывается инеем, ухудшается теплообмен с окружающей средой и т. д.
После прогрева двигателя кнопку ручного управления дроссельными заслонками вдавливают в щиток. Не рекомендуется при пуске двигателя прикрывать воздушную заслонку, так как это приводит к переобогащению газовоздушной смеси, а следовательно, и к затруднению пуска двигателя.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Остановка двигателя. Останавливают двигатель выключением зажигания. При непродолжительной остановке двигателя магистральный вентиль можно не закрывать. При длительной остановке магистральный вентиль закрывают и вырабатывают газ из системы, находящейся между магистральным вентилем и смесителем. Перед длительной стоянкой автомобиля закрывают расходные вентили жидкостной и паровой фаз и продолжают работу двигателя до остановки. Затем закрывают магистральный вентиль.
Двигатель кратковременно может работать на бензине, но нельзя переходить с одного топлива на другое при работающем двигателе. Для перевода двигателя с газа на бензин выполняют следующее: закрывают вентили и продолжают работу на газе до остановки двигателя; открывают бензиновый краник, расположенный на фильтре тонкой очистки топлива; при помощи рычага ручной подкачки топливного насоса заполняют поплавковую камеру карбюратора; открывают отверстие (выходное) карбюратора, для чего повертывают заглушку и закрепляют ее гайкой-барашком; соединяют тягу с рычагом дроссельной заслонки карбюратора; закрывают воздушную заслонку смесителя; обычным способом пускают двигатель. При переводе двигателя с работы на бензине на работу на газе эти операции выполняют в обратной последовательности.
Основные требования техники безопасности. При эксплуатации автомобиля на сжиженном газе обязательна регулярная, тщательная проверка герметичности газовой установки и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительные утечки газа обнаруживают на слух или по обмерзанию соединения, пропускающего газ. Наибольшие утечки обнаруживают при помощи мыльного раствора или машинного масла. Бутан-пропа-новые газы, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряются и отнимают тепло из окружающей среды. Попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обмораживание, поэтому такая возможность должна быть обязательно исключена.
13. ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ГАЗ-34039
13.1. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Порядок пуска двигателя зависит от его теплового состояния, а также от температуры окружающей среды.
Электростартерная система пуска при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает надёжный пуск двигателя до температуры минус 10° С без применения средств облегчения пуска.
Надёжный пуск двигателя во всем диапазоне отрицательных температур обеспечивает его подогрев с помощью пускового подогревателя, который рекомендуется применять при температуре минус 5° С и ниже.
После длительной (несколько суток) стоянки перед пуском двигателя рекомендуется подкачивать топливо ручным топливоподкачивающим насосом.
Примечание: Конструкция снегоболотохода обеспечивает пуск двигателя с буксира.
13.2. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ПОДОГРЕВА
Пуск двигателя следует производить в следующей последовательности:
– включить аккумуляторные батареи, нажав на кнопку «БАТАРЕЯ»;– включить «ПРИБОРЫ»;
– установить в нейтральное положение рычаг коробки передач (при температуре ниже 0 °С необходимо также выключить сцепление);
– нажать на педаль подачи топлива до положения, соответствующего средней частоте вращения коленчатого вала;
– нажать на кнопку «СТАРТЕР» и держать, пока двигатель не запустится, но не более 15 секунд;
– после начала работы двигателя отпустить кнопку «СТАРТЕР».
Если двигатель не пускается, произвести новый пуск, повторив указанные операции. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1 мин. После трёх неудачных попыток пуска необходимо найти и устранить неисправность. Перед каждым повторным пуском необходимо сначала выключать, а затем включать «ПРИБОРЫ».
Продолжительность работы стартера при каждой попытке пуска не должна превышать 15 секунд;
– после пуска прогреть двигатель до устойчивой работы при оборотах коленчатого вала 700 – 800 мин-1, плавно включить сцепление, а затем постепенно увеличивая их до 1500 мин-1;
– отпустить педаль подачи топлива.
Начинать движение можно только при достижении температуры охлаждающей жидкости 40°С.
13.3. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
1. Вращая ручку 3 (рис. 13.1) по ходу часовой стрелки, открыть конусную пробку 12 выпускного отверстия подогревателя в днище снегоболотохода. Открыть заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14 (ручка тяги 19 при этом должна находиться в нижнем крайнем положении).
2. Снять заглушку 7 воздухоподводящего патрубка электровентилятора.
Рис. 13.1. Пусковoe оборудование двигателя:
1 – штуцер; 2 – труба, отводящая нагретую жидкость от котла подогревателя к двигателю; 3 – ручка привода конусной пробки выпускного отверстия в днище; 4 – пульт управления подогревателем; 5 – добавочное сопротивление свечи накаливания; 6 –топливный бачок; 7 – заглушка; 8 – запорный краник; 9 – бензопровод; 10 – электромагнитный клапан; 11 – рычаг заслонки; 12 – конусная пробка; 13 – электровентилятор; 14 – нижний газоотводящий патрубок; 15 – труба, подводящая жидкость к котлу; 16 – газоотводящий кожух; 17 – котел подогревателя; 18 – боковой газоотводящий патрубок; 19 – тяга управления заслонкой
3. Проверить наличие бензина в бачке подогревателя.
4. Продуть подогреватель не менее одной минуты, для чего ручку 1 (см. рис. 3.14) переключателя поставить в положение I.
Не выключая продувки, проверить работу свечи накаливания включением на 5 – 6 секунд выключателя 2 свечи (при этом контрольная спираль 3 должна нагреться до тёмно-красного цвета). Убедившись в нормальной работе свечи накаливания, открыть запорный краник топливного бачка подогревателя.
5. Пустить подогреватель. Для этого, не выключая продувки, выключателем 2 включить свечу и при достижении светло-красного накала контрольной спирали переместить ручку 1 переключателя в положение II. При этом продолжает работать электродвигатель вентилятора и открывается электромагнитный клапан. Через несколько секунд послышится слабое гудение, переходящее в сильное. Выключить свечу выключателем 2 (не забывать!).
При температуре окружающего воздуха ниже минус 40° С пуск подогревателя производить в следующем порядке:
Выключить продувку, переведя ручку 1 в положение 0, затем выключателем 2 включить свечу и при достижении светло-красного накала контрольной спирали переместить ручку 1 переключателя из положения 0 сразу в положение II.
Если подогреватель не начал работать через 10 с после установки ручки 1 в положение II, немедленно возвратить её в положение I, выключить свечу выключателем 2 и повторить пуск, как указано выше.
Если с третьей попытки подогреватель пустить не удалось, найти неиcправность и устранить её, как указано в подразделе 3.9 «Возможные неисправности двигателя», а затем пустить подогреватель.
При очень низких температурах окружающего воздуха (ниже минус 30° С), вследствие загустения низкозамерзающей жидкости в отводящей трубе и в котле создаётся большое внутреннее давление (слышатся потрескивания, щелчки). В этом случае нужно сделать перерыв в работе подогревателя на 2 – 3 мин.
Для облегчения пуска котла при особо низкой температуре рекомендуется прикрывать в момент пуска входное отверстие электровентилятора рукой при-мерно наполовину.
6. Убедившись в устойчивой работе подогревателя и отсутствии языков пламени из бокового газоотводящего патрубка 18 (см. рис. 13.1), закрыть заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14, переместив тягу 19 вверх до отказа. При этом горячие газы через газоотводящий патрубок 18 и кожух 16 поступают на прогрев картера двигателя.
7. Подогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 50 – 60° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов).
При температуре окружающего воздуха ниже минус 40° С подогрев охлаждающей жидкости производить до температуры 75° С.
8. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 1 (см. рис. 3.14) в положение I, и закрыть краник топливного бачка.
После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно через минуту) перевести ручку 1 переключателя в положение 0.
Из-за несоблюдения порядка выключения подогревателя может произойти выброс пламени в боковой газоотводящий патрубок.
9. Пустить двигатель, как указано в подразделе 13.2 «Пуск двигателя без подогрева», но при выключенном сцеплении.
10. По окончании работы с пусковым подогревателем, вращая ручку 3 (см. рис. 13.1) против хода часовой стрелки, закрыть пробку 12 в днище и открыть тягой 19 заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14. Установить заглушку 7 воздухоподводящего патрубка электровентилятора.
11. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала до температуры охлаждающей жидкости не ниже 40° С, после чего можно начинать движение.
13.3.1. Правила техники безопасности и противопожарные требования
при пользовании пусковым подогревателем
1. Перед пользованием подогревателем водитель должен хорошо изучить настоящие указания.
2. При пользовании подогревателем необходимо помнить, что невнимательное обращение с ним, а также его неисправность могут послужить причиной пожара.
3. Водитель все время должен следить за его работой через открытый правый люк и через открытую центральную крышку моторного отделения до его выключения и иметь наготове огнетушитель. Оставлять без присмотра работающий подогреватель запрещается.
4. Содержать в чистоте и исправности двигатель, пусковой подогреватель и независимый отопитель, так как подтекание топлива и масла могут послужить причиной возникновения пожара.
5. Перед пуском подогревателя пробка выпускного отверстия в днище должна быть открыта для предотвращения выброса пламени под картер двигателя. Пуск подогревателя с закрытым выпускным отверстием запрещается.
6. Во избежание отравления угарным газом запрещается производить подогрев двигателя в закрытом помещении.
7. По окончании работы с пусковым подогревателем краник топливного бачка подогревателя необходимо закрывать. Открывать его следует только на время работы подогревателя.
8. При ежедневной эксплуатации в зимнее время заправлять бачок подогревателя накануне, перед постановкой машины на стоянку.
Хранить снегоболотоход продолжительное время с заполненным бачком запрещается, во избежание скопления паров бензина в моторном отделении. При длительных перерывах в использовании подогревателя бензин из бачка подогревателя обязательно слить.
9. При заправке бачка бензином необходима аккуратность. Категорически запрещается пускать котел подогревателя, если при заправке бачка или по другой причине бензин пролился в моторное отделение. В этом случае удалить пролитый бензин, после чего тщательно проветрить моторное отделение.
10. Пуск подогревателя без жидкости в системе охлаждения запрещен.
11. Если котел не запускается, то нельзя держать ручку переключателя в положении II (см. рис. 3.14) более 10 с, так как несгоревшее топливо, которое стекает в котел, может вспыхнуть, что приведет к выбросу пламени и пожару.
13.4. ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ
Перед остановкой двигателя после снятия нагрузки дайте ему поработать в течение 3 – 5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости и масла, после чего остановите двигатель, потянув за ручку тяги останова двигателя, расположенную на моторной перегородке. Несоблюдение указанных правил может привести к выходу из строя турбокомпрессора.
После остановки двигателя выключить «Приборы» и отключить аккумуляторные батареи.
Пуск двигателя, работающего на газообразном топливе
Любой двигатель, работающий на бензине, может быть переведен на работу с использованием газообразного топлива (сжиженного или сжатого газа).
Вне зависимости от вида используемого газа газобаллонная установка включает:
- емкость для хранения и транспортировки газообразного топлива
- устройство для подогрева и испарения газа
- газовый редуктор
- дозирующее устройство
- смеситель
- трубопроводы
- контрольные приборы
Газобаллонные установки, предназначенные для питания газовых двигателей автомобилей ЗИЛ-431410 и ГАЗ-53-07 сжиженным пропан-бутановым газом, рассчитаны на избыточное давление 1,6 МПа.
Рис. Схема системы питания двигателя грузового автомобиля, работающего на сжиженном газе: 1 — топливный бак; 2 — запорный кран; 3 — фильтр-отстойник; 4 — двигатель; 5 — бензонасос; 6 — карбюратор-смеситель; 7 — трубопровод основной подачн газа; 8 — газопровод системы холостого хода; 9 — дозирующее экономайзерное устройство; 10 — манометр; 11 — воздуховод, соединяющий редуктор с задроссельным пространством; 12 — двухступенчатый газовый редуктор; 13, 14 — фильтры; 15 — испаритель; 16 — шланги подвода к отвода охлаждающей жидкости к испарителю; 17 — магистральный вентиль; 18 — расходный вентиль (жидкостной); 19 — расходный вентиль (паровой); 20 — манометр; 21 — газовый баллон.
Работа таких двигателей осуществляется при подаче газа в парообразном состоянии к редуктору. Испарение газа при работе двигателя происходит в испарителе за счет теплоты жидкости, поступающей в него из системы охлаждения. При пуске и прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости низкая для испарения газа, подача газа осуществляется через верхний вентиль газового баллона, обеспечивающего подачу в редуктор паровой фазы газа. Приготовление газовоздушной смеси происходит в газовом смесителе.
Газовые двигатели автомобилей ЗИЛ и ГАЗ комплектуются двухкамерными смесителями типа СГ-250 с падающим потоком газовоздушной смеси и параллельным открытием воздушных и дроссельных заслонок.
Опыт эксплуатации первых конструкций газобаллонных установок показал, что использовать воздушные заслонки в качестве пускового устройства при низких температурах малоэффективно. Для улучшения пуска была разработана автономная пусковая система. В такой системе подача паровой фазы газа в полость смесителя осуществляется над обратным клапаном. Паровая фаза отбирается из первой ступени редуктора через жиклер малого диаметра (0,8 мм). Такая схема исключает неравномерность подачи газа в форсунку при малом значении n и обеспечивает при закрытых воздушных заслонках с углом открытия дроссельных заслонок 15-20 расчетные значения а, равные 0,5-0,55. Это позволяет при использовании контактно-транзисторной системы зажигания с углом опережения 8-9 до ВМТ получить при -10 и -15 С минимальную пусковую частоту вращения коленчатого вала 50 и 60 мин-1. Одновременно пусковые испытания подтверждают влияние на повышение предельных температур надежного пуска фракционного состава газа и наличия в нем влаги.
В настоящее время все большее распространение получают системы питания двигателя, работающие на сжатом природном газе (метане). Для смешения газа с воздухом в таких установках используются карбюраторы-смесители. Опыт эксплуатации показал, что пуск холодного двигателя затруднен, а в некоторых случаях практически не возможен. Основной причиной неудовлетворительного пуска является шунтирование свечей зажигания влагой, образующейся в процессе горения смеси. Другой причиной является нерациональная система подачи и регулировки газа в карбюратор-смеситель. Поэтому для пуска двигателя ЗИЛ-5086.1000400 на сжатом газе применяли пусковую сисразработанную для газового двигателя ЗИЛ-5085.1000400 (с диаметром жиклера 1,1 мм и углом открытия дроссельных заслонок 15°). Однако этого оказалось недостаточно для надежного пуска. Надежность пуска увеличивается в результате применения системы зажигания, обеспечивающей по сравнению с серийной (контактно-транзисторной) большие величины вторичного напряжения и энергию искрового разряда. Примененная система зажигания с тиристорным выходным каскадом оказывается менее чувствительной к шунтированию свечей зажигания. Это позволяет с установочным углом опережения зажигания 5 до ВМТ и с помощью автономного пускового устройства обеспечить пуск ЗИЛ-5086.1000400 с минимальной пусковой частотой вращения коленчатого вала 55 мин при -5 С и 75 мин при 45 °С.
Рис. Схема соединения газовых каналов редуктора и смесителя:
1 — входной патрубок газовой горелки; 2 — обратный клапан; 3 — жиклер; 4 — воздушная заслонка; 5 — газовая форсунка; 6 — диффузор; 7 — штуцер газовый системы холостого хода; 8 — винт общей подачи газа; 9 — регулировочный винт подачи газа; 10 — электромагнитный клапан; 11 — разгрузочное устройство; 12 — фильтр; 13 — дозирующее экономайзерное устройство; 14 — штуцер для передачи вакуума от впускного трубопровода; 15 — дроссельная заслонка; I, II — ступени редуктора
Использование автономного пускового устройства позволяет в некоторых случаях отказаться от пуска двигателя на бензине. Предельная температура надежного пуска холодного газового двигателя на сжиженном пропан-бутановом газе составляет от -20 до -25 С, а на сжатом природном газе (метане) эта температура пока выше и составляет от -5 до -10 С. Для снижения предельной температуры и повышения надежности пуска холодных двигателей на газообразном топливе требуется применение системы зажигания, имеющей большие, чем серийная система величины вторичного напряжения и энергии искрового разряда.
Рис. Схема системы питания двигателя грузового автомобиля, работающего на сжатом газе: 1 — топливный бак; 2 — запорный кран; 3 — топливный фильтр; 4 — топливный насос: 5 — карбюратор-смеситель; 6 — выпускной газопровод ; 7 — двигатель; 8 — трубопровод основной подачи газа в смеситель; 9 — газопровод системы холостого хода; 10 — манометр; 11, 13 — редукторы соответственно низкого и высокого давления; 12 — электромагнитный клапан; 14 — подогреватель газа; 15 — манометр; 16 — вентиль; 17 — газовые баллоны со сжатым газом.
Учитывая все большее распространение двигателей с газобаллонными установками, целесообразно продолжить работы по совершенствованию автономного пускового устройства в части оптимизации изменения качественного состава смеси в зависимости от частоты прокручивания и температуры аналогично автоматическим устройствам карбюраторов.
Целесообразно также при разработке специальных газовых двигателей предусматривать размещение в камере сгорания двух зажигательных свечей. Установка дополнительной зажигательной свечи будет способствовать интенсификации процесса горения газовоздушной смеси.