Система охлаждения двигателя 2ст схема
Система охлаждения Тойота Королла дизель 2СТ
Все, что было описано для бензиновых двигателей, в основном относится и к дизельным
двигателям. Поэтому настоящий подраздел касается только отличий при снятии и
установке определенных деталей. Это относится например к водяному насосу, который
на дизельном двигателе работает через зубчато-ременную передачу, то есть для
замены насоса необходимо снимать зубчатый ремень.
Термостат
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Термостат находится во впускном штуцере системы охлаждения, то есть перед
снятием термостата следует слить охлаждающую жидкость до высоты ниже штуцера.
Термостат проверяется так же, как на бензиновом двигателе. Температура открытия
термостата составляет 80–82° С и при температуре 95° С термостат должен полностью
открыться. При этом штифт должен выступать на 8 мм из термостата.
Снятие и установка водяного насоса Тойота Королла дизель 2СТ
Водяной насос – снятие и установка
1. Правая скоба подвески двигателя
2. Верхняя крышка зубчатого ремня
3. Приводная шестерня топливного
насоса высокого давления
4. Водяной насос
5. Прокладка
6. Топливный насос высокого давления
7. Шкив коленчатого вала
8. Нижняя крышка зубчатого ремня
9. Зубчатый ремень
Помимо зубчатого ремня, необходимо снять также топливный насос высокого давления,
чтобы обеспечить доступ к водяному насосу.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слить жидкость из системы охлаждения.
2. Снимите топливный насос высокого давления, как описывается в подразделе 3.2.20.
3. Снимите среднюю крышку зубчатого ремня.
4. Отверните водяной насос. Он крепится на семи болтах. Обращайте внимание на
расположение болтов, так как они имеют различную длину. Снимите прокладку.
5. Установка производится в обратном порядке. Обязательно установите новую
прокладку. Болты затяните моментом 18 Н.м.
6. Топливный насос и зубчатый ремень устанавливаются так, как описано в
подразделе 3.2.20 и подразделе 3.2.2.Отрегулируйте натяжение клинового ремня
генератора и залейте жидкость в систему охлаждения.
Снятие, переборка и установка масляного насоса Тойота Королла дизель 2СТТ
Монтажный чертеж масляного насоса
1. Приводная шестерня
2. Масляный насос
3. Редукционный клапан
4. Пружина
5. Уплотнительное кольцо
6. Приводной поводок
7. Ведомый поводок
8. Сальник
9. Пробка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для доступа к насосу следует снять зубчатый ремень, направляющий ролик и
зубчатое колесо коленчатого вала. Снимите также поддон картера.
2. Масляный насос закреплен на болтах на передней стороне двигателя и
герметизируется уплотнительным кольцом. Болты крепления имеют различную длину.
3. Для отделения масляного насоса с внутренней стороны кривошипно-шатунного
механизма требуется пластмассовый молоток.
4. Установка насоса производится в обратном порядке. Обязательно установите
новое кольцо. Покройте поверхность корпуса насоса герметиком, который не должен
попадать в отверстия болтов.
5. Поставьте насос и затяните моментом 18 Н.м одиннадцать болтов вместе с опорой
генератора переменного тока. Не перепутайте болты местами. Не повредите при
установке сальник.
6. Если снималась сетка маслоприемника, ее следует привернуть с новой прокладкой.
Затяните гайки моментом 7 Н.м, болты 13 Н.м.
6. Очистите поверхности блока цилиндров и поддона картера и установите поддон
картера так же, как было описано в подразделе 3.1.1.12.
Проверка
7. Сначала пометьте поверхности ведомого поводка и после этого выньте его из
корпуса.
8. Зажмите в тисках с мягкими металлическими прокладками приводную шестерню и
отверните гайку накидным ключом. Снимите шестерню насоса и вытащите поводок.
9. С нижней стороны отверните пробку и выньте детали редукционного клапана. Все
детали хорошо очистите и, если необходимо, замените. Сальник в корпусе должен
заменяться обязательно (осторожно вытаскивайте отверткой). Проконтролируйте
отсутствие выбоин на вершинах поводка. Поводки обязательно заменяться в
комплекте.
10. Вставьте наружный поводок в отверстие и
замерьте щупом зазор между наружной
стороной наружного поводка и отверстием
насоса. Зазор не должен превышать 0,2 мм.
Для следующей проверки вставьте щуп между
вершиной зуба наружного поводка и вершиной
зуба внутреннего поводка. Зазор не должен
превышать 0,20 мм. В противном случае
замените масляный насос и/ или поводки (в
комплекте).
11. Наложите линейку на поверхность корпуса
и замерьте щупом зазор между линейкой и
поводками. Зазор не должен превышать 0,20
мм. В противном случае замените масляный
насос и/ или поводки (в комплекте).
12. Сборка масляного насоса производится в обратном порядке. Вставьте наружный
поводок отмеченной поверхностью наружу. Вставьте внутренний поводок и наденьте
приводную шестерню насоса на вал поводков. Наверните гайку и опять зажмите
приводную шестерню в тисках. Затяните гайку моментом 47 Н.м.
13. Залейте в отверстие насоса масло для предварительной смазки поводков.
Вставьте детали редукционного клапана и заверните пробку. Смажьте уплотняющие губки сальника и забейте сальник в корпус насоса заподлицо.
Масляный фильтр
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Замена масляного фильтра производится так же, как и на бензиновых двигателях (см.
подраздел 3.1.1.12).
Устройство впрыска дизельного топлива Тойота Королла дизель 2СТ
Чистота является обязательным условием проведения всех работ на дизельном
двигателе. Обязательно очистите накидные гайки напорного трубопровода до их
отворачивания. Топливный насос высокого давления не подлежит разборке или ремонту,
и при отказе заменяется. Для регулировки топливного насоса высокого давления
требуется специальный инструмент и приспособления и регулировку следует
производить в мастерской. Дизельные двигатели работают либо с непосредственным,
либо с прямым впрыском, то есть когда топливо впрыскивается в форкамеру в головке
цилиндров, которая связана с собственно камерой сгорания. Процесс сгорания
начинается в форкамере и под возникающим давлением частицы топлива увлекаются в
камеру сгорания, где происходит их полное сгорание.
Меры предосторожности при работах с устройством впрыска
При проведении любых ремонтных работ с устройством впрыска, независимо от их
объема, соблюдайте чистоту. Особенно следует учитывать следующие моменты:
Все работы с устройством впрыска должны производиться в условиях абсолютной
чистоты. Работы на улице следует производить только в безветренные дни, чтобы
избежать попадания пыли.
Перед отворачиванием накидных гаек их следует тщательно протирать тряпкой.
Все снятые детали складывайте на чистом верстаке и накрывайте бумагой или пленкой.
Не накрывайте детали тряпками с ворсом. Если ремонт не производится сразу же, все
открытые или частично разобранные детали устройства впрыска должны
соответственно накрываться или храниться в закрытых коробках.
Перед установкой деталей проконтролируйте их чистоту.
При вскрытом устройстве не пользуйтесь сжатым воздухом для продувки деталей
двигателя.
По возможности не передвигайте автомобиль при снятых деталях устройства впрыска.
Не допускайте попадания дизельного топлива на шланги. Если это происходит, сразу же
протирайте шланги. Шланги, поврежденные от попадания на них дизельного топлива,
должны обязательно заменяться.
Эксплуатация автомобиля на дизельном топливе
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При определенных температурах в дизельном топливе образуются кристаллы, которые
делают топливо более густым настолько, что оно не может проходить через фильтр. Для
предотвращения этих нарушений в работе на АЗС продается топливо, которое
соответствует определенному времени года. При отрицательных температурах
продается топливо, которое имеет лучшие качества текучески, что позволяет
предотвратить его загустение. То топливо, которое продается летом, создает проблемы
уже при температуре -2° С, тогда как зимнее топливо нормально эксплуатируется до
температур -15° С. В переходные периоды в топливо вводятся добавки,
обеспечивающие его работу при температурах до -8–10° С.
Проблемы зимней эксплуатации возникают при следующих условиях:
– температура упала ниже -15° С;
– автомобиль долгое время не эксплуатировался, в зимнее время потребовался, и
можно полагать, что в бак было залито летнее дизельное топливо;
– заправка на АЗС топливом, не предназначенным для зимней эксплуатации.
При необходимости обеспечьте нормальную эксплуатацию двигателя и при
температурах ниже -15° С, следует добавить в топливный бак до 30% нормального
бензина, в зависимости от того, какая температура ожидается. Так как однако такая
смесь нехорошо влияет на двигатель, нужно при первой возможности снова
заправиться нормальным дизельным топливом. Двигатель на дизельно-бензиновой смеси легче запускается.
Топливный фильтр Тойота Королла дизель 2СТ
Топливный фильтр заменяется в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации
и подлежит замене, если загорается предупредительная лампа фильтра, сигнализируя,
что в фильтре находится вода.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините разъем от выключателя
фильтра и отверните выключатель с помощью
трубного ключа.
2. Отверните фильтр ключом для фильтра, как это делается при отворачивании
масляного фильтра. Полностью отверните фильтр и удалите уплотнительное кольцо.
3. Вложите новое уплотнительное кольцо в канавку фильтра и залейте в него немного
дизельного топлива.
4. Наверните фильтр на цоколь фильтра до появления ощутимого сопротивления. Из
этого положения затяните фильтр еще на 3/4 оборота, или рукой, или ключом для
фильтра.
5. Наверните выключатель фильтра с новой прокладкой, затягивая только рукой, а не
ключом. Подсоедините разъем.
6. Качайте ручкой ручного насоса с верхней стороны фильтра до появления ощутимого
сопротивления. Это является признаком того, что фильтр полностью заполнен.
Топливный насос высокого давления Тойота Королла дизель 2СТ
установленый топливный насос высокого давления
Перед снятием нанесите метку на насосе в
указанном месте.
Если устанавливается новый топливный насос высокого давления, следует проверить
все детали устройства впрыска.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слейте жидкость из системы охлаждения.
2. Отсоедините трос газа от топливного насоса высокого давления.
3. Отсоедините следующие шланги: два обводных шланга и, если установлен, шланг
кондиционера.
4. Отверните впускную трубку впрыска. Она крепится кольцевым замком.
5. После освобождения хомута отсоедините выпускной топливный шланг.
6. Отверните болт и гайку крепления трубки отопителя.
7. Отсоедините четыре трубки впрыска. Для этого отверните гайки, которыми
крепятся четыре трубки к впускному коллектору, освободите зажимные хомуты и
отверните накидные гайки. Для этого лучше использовать накидной ключ с прорезью,
через которую может проходить трубка. Не сорвите грани головок накидных гаек.
8. Снимите зубчатый ремень. При этом снимается и приводная шестерня топливного
насоса высокого давления.
9. Проконтролируйте положение метки на водяном насосе. Если меток не видно,
поверните насос и места крепления указанным способом. Регулировка топливного
насоса высокого давления является сложной работой, которую лучше производить в
мастерской, однако гарантией того, что после установки двигатель будет легко
запускаться, является установка по меткам. Регулировку производите только тогда,
когда двигатель работает не так, как он должен работать.
10. Отверните болты и две гайки, снимите заднюю консоль насоса (четыре болта) и
вытащите насос.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поставьте насос в правильное положение и поверните его так, чтобы метки на
насосе и на водяном насосе были выставлены так, как показано на рисунке. Затяните
пальцами обе гайки и болт. Окончательная затяжка производится после установки
задней консоли. Установите консоль и затяните четыре болта моментом 20 Н.м. После
этого могут быть затянуты тем же моментом болты и гайки с другой стороны.
2. Установите приводную шестерню топливного насоса высокого давления и зубчатый
ремень, с установкой крышки зубчатого ремня.
3. Подсоедините к топливному насосу высокого давления впускную трубку.
Устанавливайте новые уплотнительные шайбы и закрепите трубку полым болтом.
Наденьте и закрепите хомутом топливный шланг.
4. Таким же образом закрепите выпускную топливную трубку, но здесь затяните
накидную гайку. Наденьте и закрепите хомутом шланг.
5. Приверните четыре трубки впрыска.
6. Подсоедините трос газа. Проконтролируйте, что топливный насос устанавливается
в положение полного газа и возвращается обратно в положение холостого хода.
7. Остальные работы производятся в обратном порядке.
Полезные советы автолюбителям
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) каждого транспортного средства во время работы испытывает значительные нагрузки. Для обеспечения его корректной работы и сохранности отдельных механизмов и их деталей немаловажным моментом является достаточное охлаждение мотора.
Существуют два основных вида систем охлаждения ДВС: воздушное и жидкостное. Воздушный тип в современном автомобилестроении используется только в спортивных машинах, как дополнение к жидкостному, поскольку польза от одного только потока воздуха для обеспечения нормальной рабочей температуры агрегата ничтожно мала.
Первые транспортные средства автопроизводителя ЗАЗ были снабжены исключительно воздушным охлаждением. Несмотря на различные инженерные идеи, двигателя «Запорожцев» в жаркие летние дни часто перегревались.
Общая картина системы охлаждения
Независимо от того какой тип двигателя установлен в автомобиле и какая марка машины, система охлаждения имеет в целом схожее устройство. Обеспечение нормальной рабочей температуры силового агрегата достигается путём циркуляции охлаждающей жидкости по каналам системы. Таким образом, каждый узел ДВС охлаждается в равной степени независимо от температурной нагрузки.
Гидравлическая система охлаждения также может быть нескольких разновидностей:
- Термосифонная — циркуляция осуществляется благодаря разнице в плотности горячей и холодной жидкости. Таким образом, охлаждённый антифриз вытесняет из силового агрегата горячую жидкость, отправляя её в каналы радиатора.
- Принудительная — циркуляция охлаждающей жидкости происходит благодаря насосу.
- Комбинированная — отвод тепла от большей части двигателя происходит принудительным путём, а отдельные участки охлаждаются термосифонным способом.
Принудительная система, пожалуй, наиболее эффективна и используется в большинстве современных легковых автомобилей.
Схема принудительного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Основные элементы
Система охлаждения двигателя содержит следующие элементы:
- Рубашка охлаждения или «водяная рубашка». Представляет собой систему каналов проходящих в блоке цилиндров.
- Радиатор охлаждения — устройство для охлаждения самой жидкости. Состоит из каналов изогнутых труб и металлических рёбер для лучшей теплоотдачи. Охлаждение происходит как благодаря встречному потоку воздуха, так и внутренним вентилятором.
- Вентилятор. Элемент системы охлаждения, предназначенный для усиления потока воздуха. На современных автомобилях он включается только при срабатывании температурного датчика, когда радиатор неспособен полноценно охладить жидкость встречным потоком воздуха. В старых моделях автомобилей вентилятор работает постоянно. Вращение на него передаётся от коленчатого вала через ременной привод.
- Насос или помпа. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам системы. Приводится в действие с помощью ременного или шестерёнчатого привода от коленчатого вала. Как правило, мощные двигателя с прямым впрыском топлива комплектуются дополнительным насосом.
- Термостат. Важнейшая деталь системы охлаждения, контролирующая циркуляцию по большому кругу охлаждения. Основной задачей является обеспечение нормального температурного режима при эксплуатации транспортного средства. Обычно установлен на стыке входного патрубка и рубашки охлаждения.
- Расширительный бачок — ёмкость необходимая для сбора избытка охлаждающей жидкости возникающего в процессе её нагревания.
- Радиатор отопления или печка. По своему устройству похож на радиатор охлаждения в меньшем размере. Однако, используется исключительно для обогрева салона автомобиля в зимний период и непосредственной роли в охлаждении ДВС не играет.
Круги циркуляции
Система охлаждения в автомобиле имеет два круга циркуляции: большой и малый. Основным считается именно малый, поскольку при запуске агрегата по нему сразу же начинает циркулировать охлаждающая жидкость. В работе малого круга задействованы только каналы блока цилиндров, помпа, а также радиатор отопления салона. Циркуляция проходит по малому кругу до тех пор, пока ДВС не достигнет нормальной рабочей температуры, после чего срабатывает термостат и открывает большой круг. Благодаря такой системе прогрев двигателя значительно сокращается, а в зимнюю пору система не столько охлаждает агрегат, сколько поддерживает его нормальный температурный режим.
Малый и большой круги циркуляции охлаждающие жидкости
В работе большого круга задействованы вентилятор, радиатор охлаждения, впускные и выпускные каналы, термостат, расширительный бочок, а также те элементы, которые принимают участие в функционировании малого круга. Внешний круг, он же большой круг, начинает работать, когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90 о С, и обеспечивает её охлаждение.
Принцип работы системы
В целом работа системы довольно проста. Приведённый в действие гидравлический насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по рубашке блока цилиндров. Скорость циркуляции зависит от количества оборотов коленчатого вала ДВС.
Антифриз, проходящий по каналам в блоке цилиндров, отводит излишек тепла от агрегата и поступает обратно в приёмный отсек помпы, минуя термостат. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90 о С, термостат открывает большой круг циркуляции, блокируя малый. Таким образом, жидкость после блока цилиндров направляется в радиатор охлаждения, где её температура снижается благодаря встречному потоку воздуха и вентилятору. Далее, процесс повторяется.
Возможные неполадки и их устранение
Несмотря на простоту конструкции, система охлаждения силового агрегата способна дать сбой во время эксплуатации транспортного средства. В связи с этим двигатель будет работать в повышенном температурном режиме, из-за чего ресурс его деталей значительно снизится. Причины некорректной работы охлаждения могут быть совершенно разные.
Износ термостата
Наиболее часто неполадки в системе связаны именно с клапаном переключающим круги циркуляции, он же термостат. Если деталь заклинивает в одном положении или клапан перекрывает каналы кругов циркуляции неплотно, прогрев двигателя может занять значительно больше времени или наоборот, агрегат начнёт сильно перегреваться без достаточного охлаждения.
Принцип работы термостата
Как правило, поломка термостата связана с нарушением его целостности. Основой клапана является термический воск, который при нагревании расширяется и сдавливает мембрану, открывающую большой круг циркуляции. Если воск по какой-либо причине вытек из детали, то клапан перестанет функционировать и антифриз не сможет полноценно охлаждаться. Также причиной износа может стать несвоевременная замена охлаждающей жидкости или её низкое качество. Коррозия пружины термостата вызывает заклинивание детали в открытом или реже закрытом положении. В обоих случаях двигатель не сможет работать в нормальном температурном диапазоне — жидкость будет либо постоянно охлаждаться, даже когда в этом нет необходимости, либо наоборот, всё время будет горячей.
Пружина термостата подверглась коррозии
Определить износ довольно просто и это можно сделать двумя способами. Проще всего проверку произвести несъёмным методом. Для этого сразу после запуска двигателя следует потрогать входной патрубок радиатора. Если он стал тёплым почти сразу после пуска ДВС, это говорит о том, что термостат заклинило в открытом положении. И наоборот, когда патрубок остаётся холодным, даже если показатель температуры находится в пиковом положении, это свидетельствует о неспособности термостата открываться.
Более точно удостовериться в том, что причина некорректной работы системы охлаждения заключается именно в неисправности термостата можно путём его демонтажа. Снятый клапан кладётся в ёмкость с водой и подвергается нагреву. Когда температура воды достигнет 90 о С, исправный клапан обязательно должен сработать — шток термостата сместится. Если этого не происходит, можно с уверенностью считать деталь неисправной.
Вышедший из строя термостат не подлежит ремонту, а требует обязательной замены. Его стоимость для большинства автомобилей редко превышает 1000 рублей. Клапан вполне можно заменить самостоятельно, без посещения автосервиса.
Неполадки гидравлического насоса
Одной из причин перегрева силового агрегата машины может стать неисправность помпы системы охлаждения. Чаще всего проблема заключается в том, что приводной ремень гидронасоса оборвался либо его натяг слишком слабый. В таком случае помпа перестанет качать антифриз, либо будет это делать не полноценно. Проверить это довольно просто, стоит лишь завезти двигатель и пронаблюдать за поведением приводного ремня. В случае если он работает с проскоками натяг следует увеличить или вовсе заменить ремень на новый. Наиболее часто это решает проблему.
Возникают ситуации, когда неполадка кроется в самой помпе: износ крыльчатки, подшипника, иногда возможна даже трещина вала. Кроме всего прочего, стыки соединения патрубков с помпой могут быть не герметичны, и создаваемое насосом давление спровоцирует протечку охлаждающей жидкости. Диагностировать протечку довольно просто, необходимо на полу под двигателем положить листы белой бумаги на несколько часов. Если на ней будут видны даже небольшие пятна голубого или зеленоватого цвета, это свидетельствует об износе прокладок помпы.
Проверить работоспособность самого насоса можно зажав пальцами верхний шланг радиатора на несколько секунд при работающем агрегате. Исправная помпа создаст сильное давление и после отпускания шланга появится ощущение, что жидкость быстро побежала по магистрали. Также стоит помнить о том, что повышенная шумность работы ДВС и люфт шкива помпы говорят об износе подшипника. Обычно его износ связан с просачиванием жидкости через сальник, которая смывает смазку с подшипника.
Устройство водяной помпы системы охлаждения двигателя
Насос охлаждающей жидкости в отличие от термостата можно заменить частично, но нередко автовладельцы предпочитают полноценно менять механизм.
Производить замену помпы рекомендуется через каждые пройденные 90 000 км пробега, либо после каждой второй замены ремня ГРМ (газораспределительный механизм).
- В первую очередь необходимо отключить массу автомобиля от аккумулятора, а поршень первого цилиндра должен находиться в верхней мёртвой точке. Произвести демонтаж ролика для натяга ремня и снять шкив распредвала.
- Далее, следует слить охлаждающую жидкость с нижней пробки в радиаторе.
- Открутив крепёжные болты помпы её нужно отсоединить от блока цилиндров.
- Оценив визуально снятый механизм важно определить его износ. Если крыльчатка, сальник и приводная шестерня имеют повреждения помпу лучше заменить полностью.
- Новый механизм должен устанавливаться с новой прокладкой, поскольку прежняя может иметь даже мелкие повреждения, которые впоследствии приведут к утечке охлаждающей жидкости. Помпа устанавливается таким образом, чтобы номер, указанный на корпусе, смотрел вверх.
- Дальнейшая сборка проводится в обратном порядки разборки. Охлаждающую жидкость лучше залить новую, но можно использовать и ту, которая была, если её ресурс ещё не исчерпан.
Проблемы с радиатором и вентилятором
Недостаточное охлаждение двигателя может быть связано с проблемами работы радиатора и вентилятора. В первую очередь стоит помнить, что слишком сильно забитый пылью и насекомыми радиатор неспособен полноценно охлаждаться как встречным потоком воздуха, так и вентилятором. Нередко его чистка решает проблему с охлаждением.
Устройство «классического» радиатора охлаждения двигателя. Во многих современных двигателях, охлаждающая жидкость заливается не через горловину радиатора, а в расширительный бачок
И всё же, возможны и более серьёзные ситуации — трещины радиатора, которые могут возникнуть, как при ДТП, так и в результате коррозии. Радиатор в большинстве случаев можно восстановить. Латунные и медные ремонтируются с помощью пайки, а алюминиевые специальными герметиками.
Перед началом пайки места повреждения тщательно зачищаются наждачной шкуркой, до появления металлического блеска. После, трещина обрабатывается паяльным флюсом и с помощью мощного паяльника наносится равномерный слой припоя (см. видео).
Алюминиевый радиатор запаять не получиться, однако для их ремонта предлагаются специальные герметики или же можно использовать обычную «холодную сварку». Перед началом заделывания трещин важно хорошо зачистить дефектные места. Клеящая масса хорошо разминается до однородного состояния и наносится на проблемный участок. Стоит помнить о том, что эксплуатировать автомобиль можно только на следующие сутки после ремонта – эпоксидный клей высыхает довольно долго.
Что касается вентилятора охлаждения, его поломка может быть связана с обрывом электропроводки или нарушением привода от коленчатого вала, если вращение передаётся от силового агрегата.
В первом случае, стоит визуально оценить состояние проводов идущих к мотору вентилятора, при обнаружении обрыва нужно заново соединить повреждённые контакты. Если состояние проводов нормальное, а вентилятор всё равно не работает, возможно, поломался сам двигатель или датчик, отвечающий за его своевременное включение. При этом лучше обратиться в автосервис, где определят причину, по которой вентилятор не включается. При проблемах с датчиком обдув может как беспрерывно, так и не включаться вовсе.
В автомобилях, где вентилятор начинает вращаться при передаче крутящего момента от двигателя, поломка чаще всего связана с обрывом приводного ремня. Его замена довольно проста: необходимо ослабить натяг шкива и поставить новый ремень.
Более подробно об устройстве и ремонте вентилятора охлаждения читайте тут.
Промывка системы охлаждения и замена жидкости
Гидравлическая система охлаждения требует своевременного промывания магистралей, в противном случае на стенках каналов может образоваться коррозия, солевые отложения, и другие загрязнения.
Причины засорения
Основной причиной загрязнения системы является использование в качестве охлаждающей жидкости обычной воды. Проточная вода из крана имеет в составе большое количество солей, создаёт накипь и ржавчину на стенках магистралей. Использование дистиллированной воды менее пагубно, но полноценное охлаждение в жаркий период она не способна обеспечить. Кроме того, зимой при минусовой темпе вода замёрзнет и расширяясь может нарушить целостность отдельных деталей и соединений.
Применение качественного антифриза или тосола более целесообразно. Специальные вещества для охлаждения имеют значительный ресурс и не замерзают даже при очень низких температурах. Однако присадки содержащиеся в составе, с течением времени начинают выпадать в осадок засоряя систему.
Процесс промывки
В первую очередь, перед промывкой сливается вся охлаждающая жидкость через выпускную пробку на радиаторе, расположенную в самом низу, и на блоке цилиндров для удаления остатков.
Важно помнить, что слив жидкости должен проводиться только на холодном двигателе!
После слива пробки заново закручиваются и в расширительный бачок заливается вода с лимонной кислотой или лучше специальная очищающая жидкость.
Процесс заливки очистителя PRESTONE Super Radiator Flush в расширительный бачок
Далее, двигатель запускается и работает в холостом режиме на протяжении 15 минут. При этом следует проследить за тем, чтобы открылся большой круг циркуляции. Также при промывке не стоит забывать о том, что салонная печка должна работать в режиме максимального обогрева. Когда агрегат остыл жидкость можно слить, открыв пробки радиатора и блока цилиндров. Этот процесс рекомендуется повторять до тех пор, пока при сливе не будет вытекать чистая жидкость без видимых загрязнений.
Залив новой охлаждающей жидкости можно проводить сразу же после окончания промывки. Наливать тосол или антифриз в расширительный бочок следует аккуратно и медленно во избежание образования воздушных пробок в системе.
При заливке антифриза или тосола воспользуйтесь воронкой — это позволит избежать попадания охлаждающей жидкости на детали двигателя
Когда бачок заполниться почти полностью его нужно закрыть и запустить ДВС на несколько минут чтобы жидкость равномерно распространилась по системе. Далее, после отключения агрегата, тосол или антифриз доливаются до уровня между отметками максимума и минимума на бочке.
В заключение стоит сказать, что принципиальной разницы в использовании тосола или антифриза нет. Однако во многих странах мира автопроизводители давно перестали использовать тосол, поскольку его эффективность несколько ниже. Современный антифриз изготавливается с применением новейших технологий и в большей степени защищает двигатель от перегрева, а магистрали системы охлаждения от загрязнения.