СИСТЕМА СМАЗКИ
Рис. 2–69. Система смазки двигателя: 1 – канал в блоке цилиндров для подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 – канал в головке цилиндров; 3 – патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 – крышка маслоналивной горловины; 5 – патрубок вытяжного шланга; 6 – патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 7 – масляная магистраль в головке цилиндров; 8 – распределительный вал; 9 – канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 – датчик контрольной лампы давления масла; 11 – редукционный клапан; 12 – канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 – ведущая шестерня масляного насоса; 14 – ведомая шестерня масляного насоса; 15 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 – противодренажный клапан; 17 – фильтрующий картонный элемент; 18 – масляный картер; 19 – маслоприемник;
20 – сливная пробка; 21 – перепускной клапан; 22 – масляный фильтр; 23 – канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 – канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 – главная масляная магистраль
Устройство системы смазки показано на рис. 2–69.
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием – стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.
Рис. 2–70. Детали масляного насоса:
1 – корпус насоса; 2 – ведомая шестерня; 3 – ведущая шестерня;
4 – редукционный клапан; 5 – пружина редукционного клапана; 6 – пробка; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – передний сальник коленчатого вала; 9 – крышка насоса; 10 – резиновое уплотнительное кольцо; 11 – маслоприемник
Масляный насос (рис. 2–70) шестеренчатый, с шестернями 2 и 3 внутреннего зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 3 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 19 (см. рис. 2–69) крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу масляного насоса.
Масляный фильтр 22 полнопоточный, неразборный, с перепускным 21 и противодренажным 16 клапанами.
Заменять масло необходимо на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.
Рис. 2–15. Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312
Заменяя масло, следует заменять и масляный фильтр, который отвертывается с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2–15). При установке фильтр завертывают вручную.
Разборка и сборка.
Осторожно закрепите масляный насос в тисках, чтобы не повредить крышку 9 (см. рис. 2–70).
Выверните винты крепления корпуса 1 насоса и крышки 9, выньте корпус, ведомую 2 и ведущую 3 шестерни. Отверните пробку 6 редукционного клапана 4 и выньте пружину 5 с клапаном.
Выпрессуйте из крышки 9 насоса самоподжимной сальник 8 коленчатого вала.
При сборке насоса смажьте наружный диаметр сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора.
Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки.
Вставьте редукционный клапан 4, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2) мм.
Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо 10 трубки маслоприемника 11 и редукционный клапан.
После сборки насоса при проворачивании рукой шестерен они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.
Проверка технического состояния деталей.
После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.
Рис. 2–71. Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей:
1 – сальник коленчатого вала; 2 – точки крепления крышки; 3 – пробка редукционного клапана.
X, Y – обрабатываемые плоскости
Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2–71) и профрезеруйте поверхности X и Y до размера (13,5±0,3) мм. Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.
Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.
Рис. 2–72. Предельные износы корпуса масляного насоса
Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный размер гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм (рис. 2–72). Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.
Рис. 2–73. Основные размеры новых деталей масляного насоса
Основные размеры новых деталей насоса показаны на рис. 2–73.
Рис. 2–74. Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса: 1 – ведущая шестерня;
2 – ведомая шестерня; S – осевой зазор
Рис. 2–75. Предельные износы шестерен масляного насоса: а – ведущая шестерня;
б – ведомая шестерня
Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры (рис. 2–74), которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни. Предельные износы шестерен даны на рис. 2–75. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни.
Рис. 2–76. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана масляного насоса
Рис. 2–77. Предельные износы редукционного клапана масляного насоса и отверстия под клапан: 1 – редукционный клапан; 2 – крышка масляного насоса
Проверьте упругость пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с приведенными на рис. 2–76. Редукционный клапан 1 (рис. 2–77) и отверстие под клапан не должно иметь продольных рисок. Предельные размеры клапана и отверстия при износе показаны на рис. 2–77.
Промывка деталей вентиляции картера
Рис. 2–78. Схема вентиляции картера двигателя: 1 – масляный фильтр; 2 – впускная труба; 3 – дроссельная заслонка первой камеры карбюратора;
4 – карбюратор; 5 – воздушный фильтр; 6 – верхний вытяжной шланг; 7 – патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора;
8 – шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 9 – сетка маслоотделителя; 10 – вытяжной шланг; 11 – указатель уровня масла; 12 – масляный картер
Для промывки снимите шланги 6 (рис. 2–78), 8 и 10, отверните гайки крепления и снимите крышку головки блока цилиндров. Отверните два болта крепления корпуса маслоотделителя, снимите корпус и сетку 9. Промойте снятые детали бензином и поставьте их на место в обратной последовательности.
У карбюратора очистите и промойте бензином штуцер шланга 8 отвода картерных газов.
Схема системы смазки 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112
Каждый водитель знает, что двигатель ВАЗ-2112 содержит масло, и что при помощи его происходит смазка всех узлов. Это нужно для того, чтобы детали, которые находятся в основном силовом агрегате — меньше изнашивались. Но, со временем масло имеет свойство терять свои полезные качества. Не каждый автолюбитель знает, как происходит сам процесс смазки. Именно поэтому, в данной статье повещается, как происходит процесс смазки и замена масла своими руками.
Схема и устройство двигателя
Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.
Схема устройства двигателя
1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль
Как происходит смазка двигателя (схема и пояснение)
Схема циркуляции смазки по двигателю
Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.
При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.
Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.
Схематическое изображение циркуляции масла
Замена смазочной жидкости
Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла (о выборе масла здесь) и масляный фильтр.
Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады
Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:
- Снимаем нижнюю защиту двигателя (если, она конечно есть).
- Выкручиваем сливную пробку поддона масла.
При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера
Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника
Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.
Заливаем масло в фильтр
Откручиваем заливную пробку
Проверяем уровень масла на щупе
Выводы
Схема смазки двигателя ВАЗ-2112 достаточно простая. Стоит вспомнить, как устроен двигатель, и вопрос смазки становится понятным. Особое внимание, стоит уделить свойствам масла и своевременной замене. Так, при выборе смазочной жидкости необходимо руководствоваться рекомендациям завода изготовителя.
Система смазки ваз 2112 16 клапанов
Если при работе прогретого до рабочей температуры двигателя на холостом ходу загорается лампа аварийного давления масла, убеждаемся, что:
а) из двигателя не доносятся посторонние звуки (стуки, скрежет), свидетельствующие о проворачивании шатунных или коренных вкладышей или неисправности масляного насоса;
б) в двигатель залито масло в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации;
в) уровень масла в поддоне картера двигателя соответствует норме (см. «Система смазки – проверка уровня масла»);
г) исправен датчик давления масла и его провод не замкнут на «массу». Целостность изоляции провода датчика проверяем визуально. Для проверки самого датчика заменяем его заведомо исправным и запускаем двигатель. Если контрольная лампа продолжает гореть, значит, датчик исправен.
Проверка давления масла в двигателе при помощи прибора
Для выполнения работы потребуется манометр (см. «Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы»).
1. На двигателях 2112, 21124 и 21114 снимаем декоративную накладку двигателя (см. «Декоративная накладка двигателя – снятие и установка»).
2. Ослабив затяжку торцовым ключом на 21 мм, выворачиваем датчик аварийного давления масла (показано на 16-клапанном двигателе).
На 8-клапанном двигателе операция выглядит следующим образом:
3. Заворачиваем в посадочное место датчика наконечник манометра.
4. Запускаем двигатель и проверяем давление масла. У исправного, прогретого до рабочей температуры двигателя давление масла на оборотах холостого хода должно быть не менее 200 кПа (2,0 кгс/см²).
Если давление ниже, двигатель нуждается в ремонте.
Смазочная система должна обеспечивать надежную работу двигателя путем непрерывной циркуляции через зазоры подвижных сопряжений масла требуемого состояния и качества.
Основными функциями системы являются: снижение потерь энергии на трение; уменьшение износа трущихся сопряжений; вынос из зазоров трущихся сопряжений продуктов износа и их удаление из масла; защита металлических поверхностей двигателя от коррозии; отвод образующейся при трении теплоты; герметизация зазоров между деталями; охлаждение поршней форсированных двигателей.
В ряде двигателей моторное масло применяется в качестве рабочего тела для гидромуфт привода вентилятора и сервомоторов системы регулирования.
В двигателе преобладает трение скольжения, которое подразделяется на сухое, жидкостное, граничное и полужидкостное или полусухое. В различных подвижных сопряжениях двигателя в зависимости от режима работы может создаваться тот или иной вид трения.
В подшипниках коленчатого вала необходимо обеспечивать только жидкостное трение. Масляный слой в них возникает за счет вращения шейки вала, которая увлекает масло во вращательное движение. Попадая в постепенно уменьшающийся объем, масло стремится вытекать во всех направлениях. Этому препятствуют силы вязкости. В итоге в клиновидной части масляного слоя создается гидродинамическое давление, которое отрывает шейку от вкладыша. В подшипниках коленчатого вала автотракторных двигателей минимальная толщина масляного слоя должна быть не менее 5 мкм. В других сочленениях могут быть и другие виды трения. Так, в паре выпускной клапан — направляющая втулка трение близко к полусухому, в паре поршневой палец бобышки поршня — граничное или полужидкостное трение.
Масло может подаваться к трущимся сопряжениям разными способами: под давлением из главной масляной магистрали; разбрызгиванием из специальных форсунок или подвижными деталями КШМ (за счет превращения в масляный туман масла, стекающего в картер); комбинированно, используя два первых способа.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорам распределительного вала, сочленениям привода МГР, шестерням привода распределительного вала.
Разбрызгиванием масло подается на зеркало цилиндра из отверстия в кривошипной головке шатуна. Также оно разбрызгивается форсунками на днище поршня. Эти форсунки могут быть расположены в верхней головке шатуна или неподвижно в нижней части цилиндра. В масляную полость поршня масло поступает через специальную штангу.
В основе работы системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2112 (рис 1) лежит следующая схема. Масло из поддона всасывается масляным насосом через маслозаборник и нагнетается в главную масляную магистраль. Если давление в ней выше требуемого, то открывается редукционный клапан, и масло возвращается во впускную полость насоса. Затем масло пропускается через фильтр грубой очистки. Если он окажется засоренным, то об этой нештатной ситуации подается сигнал водителю и откроется перепускной клапан, а масло попадет, минуя фильтр, в главную масляную магистраль, обычно расположенную в картере двигателя. Из нее масло поступает по каналам к высоконагруженным трущимся парам двигателя, а также к вспомогательным узлам и механизмам. При включении и выключении данных узлов для стабилизации давления в системе используются специальные клапаны.
смазочный система автомобиль масло
Рис.1. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2112: 1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – поддон картера; 3 – масляный фильтр; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – выпускной коллектор; 6 – выпускной клапан; 7 – пружина клапана; 8 – выпускной распределительный вал; 9 – ресивер; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – впускной распределительный вал; 12 – гидротолкатель; 13 – топливная рампа; 14 – форсунка; 15 – впускной коллектор; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – головка блока цилиндров; 19 – поршень; 20 – компрессионные кольца; 21 – маслосъемное кольцо; 22 – поршневой палец; 23 – шатун; 24 – блок цилиндров; 25 – крышка шатуна; 26 – коленчатый вал; 27 – приемник
Масляный насос – шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, – 3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм – для ведомой. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в крышке головки цилиндров).
Масла, применяемые двигателях, должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям: низкая температура застывания, пологая вязкостно-температурная характеристика, высокая степень физической и химической стабильности, минимальное коррозионное воздействие на металлы, отсутствие воды и механических примесей, токсичности и загрязнения окружающей среды.
В России масла классифицируют в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, например: М6Б, М8Г2, М4з/8В, М6з/10Г2. В основе классификации — требуемая вязкость масла при температуре 100 °С. Масла подразделяют на шесть групп. В каждой группе марка масла обозначается буквами и цифрами. Буква М означает моторное масло. Первая цифра указывает класс вязкости масла при температуре 100 «С, а при наличии дроби — код, характеризующий вязкость при температуре -18 °С, а в знаменателе — вязкость при 100 °С. Индекс «з» обозначает загущенное масло с вязкостными присадками. Последующие буквы Б, В, Г характеризуют степень форсированности двигателя (мало-, средне- и высокофорсированные соответственно). Масла для двигателей с искровым зажиганием имеют индекс 1, а для дизелей — индекс 2. При отсутствии индекса масло предназначено для двигателей обоих типов.
В этой части я расскажу вам о главных ошибках юного «моториста» и о том почему я не люблю журнал ЗаРублем.
Приступаем к «разбору полетов».
1. Для начала расскажу о системе смазки ГБЦ 2112, 21124, 21126.
Масло для смазки шеек распределительных валов подводится через каналы выполненные в «постели» ГБЦ, а затем через канавки в верхних крышках подшипников.
Нижняя часть подшипников выполнена в корпусе ГБЦ и канавок для смазки не имеет.
При сборке двух этих частей получается подшипник скольжения в центре которого находится шейка распредвала. Естественно что зазор в этих подшипниках строго регламентирован и не должен превышать 0.2мм. Это грозит тем, что масло начнет вытекать через зазор между шейкой распредвала и подшипником. И никакого давления в системе смазки двигателя не будет.
О каком зазоре и о каком скольжении можно вести речь вот с такими шейками распред.валов?))
2. Чистота сборки ГБЦ и снова о зазорах.
И так я рассказал, что будет если зазор в подшипниках скольжения увеличится из-за износа распредвалов. А что будет если собрать ГБЦ на герметик не предназначенный для этого, да еще и не почистив старый герметик? А будет вот что.
Так как «постель» является верхней крышкой всех подшипников распредвалов, то увеличение зазора между «постелью» и самой ГБЦ приводит и к увеличению зазоров в подшипниках. Что приводит к увеличению зазора — слишком толстый слой герметика, герметики не предназначенный для сборки ГБЦ ВАЗ (герметики прокладки), плохо зачищенные поверхности «постели» и ГБЦ от остатков старого герметика.
Всеми любимый на Д2 герметик-прокладка красный ABRO никак не подходит для сборки 16-ти клапанной ГБЦ ВАЗ. Продолжайте обмазывать им патрубки системы охлаждения, но не вздумайте собирать на нем ГБЦ. Для ГБЦ ВАЗ лучше всего использовать герметик Loctite №574.
3. Нанесение герметика.
Еще одна опасность это неправильная схема нанесения герметика. Очень многие последнее время стараются намазать всю поверхность постели. Этого делать не ненужно. Так так герметик может выдавится в масленый канал и частично или даже полностью перекрыть его.
Надеюсь все те, кто в первые задумает самостоятельно разобрать ГБЦ своей 2112 или Приоры сделает выводы из этой писанины.
Всем бобра 😉