Какой тюнинг запрещен в России: перечень 2020
Разбираемся вместе какой тюнинг запрещен в России: новый перечень 2020 года. Штраф за нелегальный тюнинг в РФ в 2020 году.
Модификации автомобиля – отличный способ выделиться из потока. Да вот беда – за обостренное чувство прекрасного и тягу к индивидуальности можно поплатиться перед законом.
Сколько тюнинговых машин ездит по дорогам и направлениям необъятной? По некоторым данным, за последние десять лет соотечественники переделали около миллиона машин, но по факту доработанной техники даже больше. Такие машины, привлекающие к себе внимание окружающих, ездили себе и почти горя не знали, пока в 2019 году ГИБДД не начала облавы. Однако документы, запрещающие эксплуатацию незаконно переоборудованных транспортных средств – а именно технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» и техрегламент Таможенного союза – вступили в силу ужа давно, в 2010 году и 1 января 2015 года соответственно.
Наказание за эксплуатацию модифицированного автомобиля предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая звучит так: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Если изменения в конструкции не были легализованы, то составляется протокол об административном нарушении и водителю указывают в десятидневный срок устранить переделки. Регистрацию автомобиля могут временно приостанавливается до устранения причин.
Процедура легализации – длительная, многоступенчатая и местами кажущаяся абсурдной. Вероятно, в будущем ее упростят – в конце прошлого года стало известно о соответствующей инициативе. Со временем «хождение по мукам» планируют включить в список госуслуг, а автовладельцу надо будет посетить ГИБДД всего один раз для предъявления сертификата на установленные компоненты и заявление-декларацию об установке его в автосервисе. Но это потом, в туманном будущем. А пока поговорим о тюнинге, который может стоит вам денег или даже прав.
Обвесы и кенгурятники – не по правилам
Когда начались облавы на тюнинговые автомобили, едва ли не сильнее остальных пострадали владельцы внедорожников со специфичными доработками, коих немало – в прицел ГИБДД попали силовые бамперы, кенгурятники, лебедки, лифтованные подвески и колеса увеличенного внешнего диаметра. Например, кенгурятники «прописаны» в требованиях Технического регламента Таможенного Союза о безопасности колесных транспортных средств (пункт 11, 4 раздел): «Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1 конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками».
Напомним, что M1 – машины, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми посадочных мест, а N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонн. То есть, речь идет о львиной доле частных легковых и внедорожных машин. Дополнительную оптику тоже придется регистрировать, если она жестко зафиксирована на автомобиле и получает энергию от его бортовой сети.
Конечно, не все технические новшества видны невооруженным глазом, но, если у вас монстр на 37-х колесах и с портальными мостами, то… вы, скорее всего, заметны со спутника.
Не поздоровилось и парням на спорткарах с обвесами, измененным углом установки колес и бесчисленным количеством комплексных доработок. За аксессуары, оказавшиеся вне закона, полагается штраф в 500 руб., но это далеко не главная проблема. При процедуре легализации не все из «афтермаркета» просто снять, а ведь во время первичного осмотра в ГИБДД надлежит показывать машину в стандартном виде.
Штраф для нарушителей тишины
Понятно, что выявить чип-тюнинг, нештатные распредвалы или более производительный турбонагнетатель для сотрудников ГИБДД проблематично. Но при модификациях, направленных на повышение мощности, как правило применяется спортивная выпускная система. С ней вы нарушаете статью 8.23 КоАП РФ, в которой сказано: «Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Норматив шумности для легковых автомобилей – 78 дБ. Думаете, ваш «прямоток» ему отвечает?
Тонировка: запрет и строгие санкции в будущем
ГОСТ говорит нам: «Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади». Что касается лобового стекла, то здесь допустима полоса тонировки в верхней части шириной до 14 см для легковых машин.
При несоответствии тонировки требованиям техрегламента водителя оштрафуют на 500 руб. и предпишут ее снять. К слову, это цветочки – ягодки уже были: с 1 июля 2012 до 15 ноября 2014 года за данное нарушение снимали номера. Не исключено, что в ближайшее время штраф за тонировку вырастет до 1500 руб., а в случае, если автомобилист попадется повторно, то ему придется отдать уже 5000 руб.
Незаконная переделка оптики
За попытку улучшить освещенность дороги светодиодными лампочками или нештатным «колхозным ксеноном водитель не отделается 500-рублевой купюрой – данная разновидность тюнинга отправит его на «скамейку запасных» на срок от 6 до 12 месяцев. КоАП гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
Кстати, к светящейся ленте под порогами и бамперами в «форсажном» стиле теоретически тоже могут придраться, особенно, если свет направлен не строгого вниз, а ее цвет не соответствует регламенту. То есть, если из-под переднего бампера исходит алое сияние, а корма светится зеленым.
Хотите улучшить свое авто? Теперь почти всё под запретом!
Напомним, из-за чего начался шум среди водителей. В п. 77 Техрегламента пропущено слово «тип» перед словосочетанием «транспортное средство», в результате чего с юридической точки зрения каждый автомобиль оказался уникальным. Например, если фары особого дизайна или фаркоп сертифицированы, например, для Лады Гранты, то ставить их можно, казалось бы, на любую Гранту. Но нет — упущенное слово в Техрегламенте не позволяет это делать.
Так что с сегодняшнего дня вас заставят демонтировать за десять дней, что приравнивается к тюнингу и требует сертификации именно для вашего автомобиля и чем нельзя просто взять и оснастить его?
Вот полный список того, куда лезть просто так не надо:
- подвеска и любые ее компоненты,
- рулевое управление и рулевое колесо,
- сиденья водителя и пассажиров,
- внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков,
- бамперы,
- выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки,
- ксеноновые и светодиодные нештатные лампы,
- галогеновые лампы накаливания не стандартного света,
- любые спойлеры,
- нестандартные пороги,
- нестандартные колесные арки,
- подкрылки,
- дополнительное внешнее освещение,
- багажник на крыше,
- колесные проставки,
- газобалонное оборудование,
- кенгурятники,
- лайтбоксы на крыше,
- мониторы для трансляции рекламы,
- плавники,
- фаркопы,
- лебедки.
Также не следует забывать про двигатели, замена которых возможна только на аналогичные и у которых нельзя менять программное обеспечение (чип-тюнинг).
Интересная ситуация получилась и с колесами. Владелец машины может устанавливать на нее любые сертифицированные шины с дисками, но только указанного заводом-производителя размера. Диски и колеса не являются компонентом автомобиля. А вот крепежные болты — являются. Поэтому в списке выше указаны проставки. Сертифицированные диски не запрещены, но их креплению следует уделить особое внимание при переходе, например, со штампованных дисков на литые или кованые (они крепятся немного разными болтами).
В результате под санкции могут попасть многие автомобили. У некоторых из них элементы несертифицированного именно для этого автомобиля тюнинга можно удалить на месте и ехать дальше. Остальные рискуют лишиться регистрации.
А как все могло быть просто и логично со словом «тип» в 77-м пункте Техрегламента! Купил, например, сертифицированную именно для Лады Нивы лебедку, приладил ее согласно инструкции и выехал на дороги, не считая себя нарушителем.
- Внимание! С 1 июля 2021 года вводятся новые запреты на использование автомобилей, узнать о которых вы можете здесь.
- Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram , Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен
Законная установка обвесов на автомобиль: что нужно знать, чтобы избежать штрафа
Узнать, разрешены ли обвесы на автомобиле, можно из ПДД: запрещается ездить на машине, с незарегистрированными изменениями в конструкции.
Многие автолюбители тюнингуют свой транспорт, желая улучшить его характеристики или выделиться из толпы. Чтобы узнать, можно ли машину поставить на учет с обвесом, нужно определиться его с конструкцией и пройти экспертизу.
Что такое обвесы на автомобиле и для чего их ставят
Аэродинамический автомобильный обвес — элемент тюнинга, состоящий из переднего и заднего бампера, боковых порогов и иногда (дополнительно) спойлера. Устанавливают детали для улучшения сцепления авто с дорогой (эффект начинает чувствоваться только на скорости выше 120 км/ч) или просто для придания железному коню спортивного вида. Многих водителей интересует, можно ли вешать обвес на машину, и распространяется ли на этот элемент тюнинга запрет на изменение конструкции ТС без проведения экспертизы. Узнать, разрешены ли обвесы на авто, и как их законно оформить, можно ниже.
Разрешен ли законом тюнинг
Можно ли по закону ставить обвесы на машину, зависит от их безопасности и соответствия законодательству.
Спортивные бамперы не нужно официально оформлять, если они:
- были испытаны фирмой-изготовителем на конкретной модели авто;
- предусмотрены в эксплуатационных документах на машину;
- Соответствуют регламенту ЕЭК ООН для бамперов.
Штраф за незаконный тюнинг на машине
Узнать, разрешены ли обвесы на автомобиле, можно из ПДД: запрещается ездить на машине, с незарегистрированными изменениями в конструкции.
Что разрешено и запрещено менять в конструкции ТС
Наказание за незарегистрированный тюнинг определяется таким образом:
- В пункте 1 статьи 12.1 КоАП (управление ТС, не зарегистрированном в установленном порядке): штраф от 500 до 800 рублей. В случае повторного нарушения в течение года — штраф 5000 рублей или лишение прав от 1 до 3 месяцев.
- В пункте 1 статьи 12.5 КоАП (управление ТС, эксплуатация которого запрещена): штраф 500 рублей или предупреждение.
Формулировка в законе (Постановление правительства № 413) по поводу изменений конструкции расплывчатая. Поэтому иногда (обычно на усмотрение инспектора ГИБДД) такую машину могут снять с регистрации, и водителю придется снова регистрировать ее и тогда уже придется узаконить обвес на автомобиле.
Чтоб не платить штрафы и не спорить постоянно с инспекторами ГИБДД, проще сразу зарегистрировать обвес на машину.
Пошаговое руководство по регистрации тюнинга авто
Согласно ППРФ № 413, чтобы легализовать и зарегистрировать обвес на машину, нужно:
- Пройти экспертизу в аккредитованной лаборатории.
- Перед фактическим началом работ по тюнингу взять в ГИБДД разрешение на усовершенствование.
- Установить в автосервисе или самостоятельно желаемые детали.
- После установки получить от тюнинговой фирмы заявление-декларацию о качестве и объеме проведенных работ. Если изменения были сделаны самостоятельно владельцем авто, то декларацию он также подписывает сам.
- Проверить установленные изменения в аккредитованной лаборатории (лучше всего в той же самой, в которой проходили первую экспертизу).
- Пройти техосмотр.
- Уплатить государственную пошлину.
- Привезти в ГИБДД документы (список ниже) и предоставить машину на осмотр.
- Получить законное свидетельство.
Регистрация изменений в конструкцию ТС
Пакет документов для предъявления в ГИБДД:
- паспорт (и его копия);
- заключение экспертизы;
- ПТС (также с копией);
- свидетельство о регистрации авто;
- протокол техэкспертизы;
- документ об оплате пошлины;
- диагностическая карта техосмотра;
- заверенные у нотариуса копии сертификатов на элементы переоборудования автомобиля (при отсутствии у последних маркировки о разрешении использовать их на машине данной модели).
Зарегистрировать и поставить на учет машину с обвесом несложно, но этот процесс может занять много времени.
Как снять тюнинг с учета
При покупке тюнингованного прежним хозяином автомобиля может возникнуть вопрос, можно ли снять обвесы с машины и как это сделать официально. ППРФ № 413 вступило в силу недавно, и не все ситуации и термины в нем точно определены. Чтобы не иметь возможных проблем с ГИБДД, лучше всего перед снятием зарегистрированного тюнинга проконсультироваться с автоюристами.
Спортивный бампер изменяет аэродинамические характеристики авто, а неграмотно сделанный тюнинг может нарушить управляемость транспорта и спровоцировать ДТП. Поэтому перед тем, как выезжать на автомобиле в город, следует уточнить в ГИБДД, можно ли машину поставить на учет с обвесом данного типа и получить разрешение на обвес автомобиля.