Шахтные подъемные установки
Подъемные установки служат для выдачи на поверхность добытого в шахте полезного ископаемого, породы, спуска и подъема людей, оборудования и материалов.
Современная шахта оборудована несколькими подъемными установками – главными и вспомогательными.
Главные подъемные установки оборудуются подъемными сосудамискипами, предназначенными для транспортировки добытого полезного ископаемого.
Вспомогательные подъемные установки оборудованы подъемными сосудами-клетями, предназначенными для спуска и подъема людей и различных грузов. Для подъема породы вспомогательная подъемная установка оборудуется скипами.
К шахтным подъемным установкам, как наиболее ответственному звену в цепи непрерывного транспортирования грузов от забоя до поверхности, предъявляются требования безопасности, надежности и экономичности работы в течение всего срока службы шахты. Современный шахтный подъемник при соблюдении специально разработанных Правил Безопасности надежен и безопасен в эксплуатации, несмотря на высокие скорости движения подъемных сосудов (до 20 м/сек), большие движущиеся массы и сложную систему управления машиной.
Шахтные подъемные установки классифицируются следующим образом:
1. По назначению: а) главные – для подъема полезного ископаемого; б) вспомогательные – для подъема (спуска) людей и транспортирования различных грузов (породы, оборудования, материалов), причем они могут быть людские, грузовые и грузо – людские; в) проходческие – при проходке и углубке стволов шахты.
2. По типу подъемных сосудов: а) клетевые; б) скиповые;
в) бадьевые; г) вагонеточные.
В зависимости от числа сосудов подъемные установки разделяются на двух – сосудные и однососудные с противовесом.
3. По типу органов навивки подъемного каната: а) с органами навивки постоянного радиуса (цилиндрические барабаны, шкивы трения); б) с органами навивки переменного радиуса (бицилиндроконические барабаны).
4. По числу подъемных канатов: а) одноканатные;
5. По наклону ствола: а) вертикальные; б) наклонные.
6. По степени уравновешенности подъемной системы: а) неуравновешенные (с цилиндрическими барабанами без уравновешивающего каната); б) статически уравновешенные (с уравновешивающим канатом при органах навивки постоянного радиуса; с органами навивки переменного радиуса).
а – однобарабанной без уравновешивающего каната;
б – многоканатной со шкивом трения; в – двухбарабанной о уравновешивающим канатом; г – двухбарабанной для наклонных шах»
Рисунок 6.1 – Основные схемы шахтных подъемных установок
7. По высоте подъема: а) малой глубины – до 300 м; б) средней глубины – от 300 до 800 м; в) глубокие – от 800 до 1600 м; г) сверхглубокие – свыше 1600 м.
На современных шахтах могут применяться следующие принципиальные схемы работы подъемных установок:
а) при вращении органа навивки каната 3 однобарабанной или двухбарабанной подъемной машины один канат навивается и подвешенный к нему сосуд 1 поднимается по стволу. В это же время другой канат свивается с барабана и подвешенный к нему сосуд 2 опускается (рис. 6.1,а). После окончания цикла подъема, когда один подъемный сосуд будет разгружен, а другой загружен, направление вращения барабанов подъемной машины изменяется на обратное и сосуды будут двигаться в противоположном направлении.
Если вместо одного из сосудов к канату подвешивается противовес, то такой подъем называется однососудным с противовесом;
б) в подъемных установках со шкивами трения (многоканатные подъемные машины) канаты огибают канатодвижущий шкив 4. Усилия, необходимые для подъема сосудов, создаются за счет сил трения между канатом и поверхностью ручьев вращающегося шкива (рис. 6.1, б).
Схема подъемной установки с двумя барабанами и уравновешивающим (хвостовым) канатом 5 показана на рис. 6.1, в.
Применение уравновешивающих канатов рекомендуется для шахт глубиной более 600 м.
Для наклонных шахт схема подъемной установки дана на рис. 6.1, г. Подъемные сосуды 6 передвигаются по рельсам, уложенным в стволе. Уравновешивающий канат для наклонных шахт не применяется.
Рассмотренные схемы в каждом конкретном случае могут иметь свои особенности, не изменяющие принцип действия установки.
Рисунок 6.2 – Схема подъемной установки системы Блейера
Для подъема с больших глубин рекомендуется также установка системы Блейера, которая оборудуется четырьмя канатами (рис. 6.2). Подъемная установка состоит из двух барабанов 1 и 2, расположенных на параллельных валах и соединенных между собой редуктором 6. Каждый барабан имеет два участка, на которых размещается по одному канату 3. Пара канатов с каждого барабана прикрепляется к подъемному сосуду 5 через устройство 4, уравновешивающее их натяжение.
Шахтная подъемная установка состоит из горнотехнических сооружений и подъемного оборудования.
К горнотехническим сооружениям относятся:
а) надшахтные, состоящие из копра и приемного бункера, куда разгружаются подъемные сосуды. При клетевом подъеме, оборудованном неопрокидными клетями, вместо приемного бункера у копра сооружается надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями;
б) ствол шахты, оборудуемый расстрелами и укрепленными на них проводниками (направляющими) для подъемных сосудов, а у наклонных шахт – рельсовыми путями;
в) околоствольные, которые для скипового подъема состоят из загрузочного бункера и камеры для опрокидывателя вагонеток, а для клетевого – из приемной площадки;
К подъемному оборудованию относятся: а) подъемные сосуды;
б) загрузочные и разгрузочные устройства; в) подъемные канаты;
г) подъемные машины. Тип подъемной установки и связанных с ней горнотехнических сооружений зависит от угла наклона ствола
или клети) и назначения подъема (грузовой, людской или грузо – людской).
Скиповая подъемная установка вертикальной шахты состоит из следующих основных частей (рис. 6.3): подъемной машины 8, установленной в отдельном здании 9, расположенном на определенном расстоянии от ствола 3 шахты; подъемных сосудов – скипов, один из которых 11 находится под погрузкой, а второй 5 разгружается в приемный : бункер 4; подъемных канатов 7, на которых подвешены подъемные сосуды; направляющих шкивов 6, расположенных в верхней части металлоконструкции копра 10.
Околоствольные сооружения таких установок состоят из камеры опрокидывателя 2 и загрузочного бункера 1 с затвором.
Скипы в стволе движутся по направляющим, представляющим собой деревянные брусья, стальные канаты или металлические рельсы, уложенные по всей высоте ствола.
Рисунок 6.3 – Схема скиповой подъемной установки вертикальной шахты
В подъемной установке наклонной шахты скипы 1 движутся в стволе 4 по рельсам, уложенным по всей длине ствола, и по наклонной эстакаде 5 (рис. 6.4). На эстакаде крепятся разгрузочные кривые, с помощью которых скипы разгружаются в бункер 6, и шкивы 7, служащие для направления подъемных канатов 8 от наклонной эстакады к подъемной машине 9, установленной в здании 10. Загрузка скипов происходит через бункер 2 из камеры опрокидывателя 3.
Рисунок 6.4 – Схема скиповой подъемной установки наклонной шахты
Клетевые подъемные установки поднимают груз при помощи подъемных сосудов – клетей 6, в которые вкатываются груженые вагонетки и стопорятся специальными стопорными устройствами (рис. 6.5). Клеть вместе с груженой вагонеткой движется в стволе 7 при помощи подъемной машины 2, расположенной в здании 1, подъемных канатов 3, которые переброшены через направляющие шкивы 4, установленные в верхней части копра 5.
Рисунок 6.5 – Схема клетевой шахтной подъемной установки
После остановки поднимаемой клети на уровне верхней приемной площадки груженая вагонетка выкатывается из клети, а клеть загружается порожней вагонеткой.
Рассмотренные схемы характерны для машин барабанного типа.
Многоканатные подъемные машины со шкивами трения устанавливаются непосредственно на башенном копре, расположенном над стволом 1 и представляющем собой железобетонное сооружение высотой 50 – 100 м (рис. 6.6). Башенный копер 7 имеет несколько этажей. В верхних этажах помещается подъемная машина со шкивом трения 5, электродвигателем 8 и электрическим оборудованием подъема.
В нижних этажах помещаются приемный бункер 9 и оборудование разгрузочной станции. Скип 2, подвешенный на канатах 3 при помощи уравнительных устройств (служащих для выравнивания натяжений между канатами;, показан в процессе разгрузки. Копер снабжен мостовым краном 6 для монтажа оборудования и лифтом 4 для перемещения обслуживающего персонала.
Рисунок 6.5 – Схема скиповой подъемной установки с многоканатной машиной на копре
Научная электронная библиотека
7.1. Шахтные подъемные установки. Назначение и классификация
Подъемные установки шахт (рудников) служат для выдачи на поверхность полезного ископаемого, породы, а также для спуска и подъема людей, оборудования и материалов.
Основные элементы подъемной установки (рис. 7.1): подъемная машина, подъемные сосуды (клети, скипы, бадьи), стальные канаты, загрузочные и разгрузочные устройства (при скиповом подъеме), приемные площадки (при клетевом подъеме), копер с направляющими шкивами и проводники [1].
Рис. 7.1. Подъемные установки вертикальных стволов:
а – клетевая; б – скиповая; 1 и 2 подъемные сосуды соответственно под загрузкой и разгрузкой; 3 – канаты; 4 – подъемная машина; 5 – направляющие шкивы;
6 – копер; 7 – приемный бункер; 8 – разгрузочные кривые; 9 – загрузочный бункер; 10 – затвор дозировочного устройства; 11 – опрокидыватель вагонеток;
12 – здание подъемной машины; 13 – бункер
Подъемные сосуды перемещаются в стволе канатами, которые навиваются и свиваются с органов навивки подъемных машин установок. Сосуды движутся по проводникам, представляющим собой направляющие, уложенные по всей длине ствола.
При работе подъемных установок, оборудованных клетями (рис. 7.1, а), груз поднимается в вагонетках, которые заталкиваются механическими толкателями в клеть на нижней приемной площадке околоствольного двора. Вагонетки в клети поднимаются на верхнюю приемную площадку надшахтного здания, расположенную выше устья ствола, и выталкиваются из ее опрокидной клети чаще всего порожними вагонетками, спускаемыми в шахту. Порожние вагонетки обычно выталкиваются гружеными при их заталкивании в клеть.
Разгрузка опрокидных клетей на верхней приемной площадке производится без выталкивания вагонеток, а опрокидыванием платформы клети вместе с вагонеткой. Загрузка же опрокидных клетей в околоствольном дворе осуществляется так же, как и не опрокидных.
Для совмещения уровней рельсов в клети с рельсами откаточных путей на приемных площадках в околоствольных дворах и в надшахтных зданиях служат посадочные устройства для клетей двух видов: посадочные кулачки и качающиеся площадки. При подъеме груза скипами (рис. 7.1, б) груженая вагонетка входит в опрокидыватель 11 околоствольного двора, опрокидывается и разгружается в бункер 9, из которого полезное ископаемое или порода через загрузочное устройство поступает в скип 1.
Загрузочные устройства скипов снабжаются оборудованием для дозировки груза, загружаемого в скип. Дозировка производится по объему или массе груза. Загрузочные устройства обеспечивают также герметизацию ствола для предотвращения попадания в него пыли и подсоса воздуха через грузовой ствол.
Поднятый на поверхность груженый скип 2 разгружается в приемный бункер 7. Загрузка одного из подъемных сосудов в шахте и разгрузка другого на поверхности осуществляются одновременно.
Подъем в скипах, по сравнению с подъемом в клетях или вагонетках, требует меньшей продолжительности пауз, обеспечивает большую производительность и позволяет уменьшить штат обслуживающего персонала на приемных площадках.
Скиповой и клетевой подъемы применяют для транспортирования грузов по наклонным стволам с углом наклона свыше 25°. При угле наклона ствола до 25° полезное ископаемое доставляют обычно в вагонетках, из которых оно не высыпается, или при угле до 18° может быть применен конвейерный транспорт.
Подъемные установки классифицируются по следующим признакам [1]:
— назначению – главные, вспомогательные и проходческие;
— углу наклона ствола – вертикальные и наклонные;
— типу подъемных сосудов – скиповые, клетевые, скипо-клетевые и бадьевые;
— числу сосудов – однососудные и двухсосудные;
— числу подъемных канатов – одноканатные и многоканатные;
— типу органов навивки подъемных канатов – с цилиндрическими барабанами, с барабанами переменного радиуса и со шкивами трения;
— степени уравновешенности подъемной системы – неуравновешенные и уравновешенные.
Главные установки предназначены для выдачи добытого полезного ископаемого и оборудуются для этого скипами. Вспомогательные установки служат для спуска и подъема людей, а также различных грузов (породы, оборудования, материалов) и снабжаются подъемными сосудами – клетями, а для подъема породы – скипами. При этом они могут быть людские, грузовые и грузолюдские. Проходческие установки применяются при проходке и углубке стволов. Они служат для транспортирования грузов и людей и снабжаются подъемными сосудами – бадьями.
Современная шахта оборудуется несколькими (минимум двумя) подъемными установками – главными и вспомогательными.
Шахтные подъемные установки
Шахтные и рудничные подъемные установки предназначены для выдачи на поверхность добываемого угля и получаемой при проходке горных выработок породы, быстрого и безопасного спуска и подъема людей, транспортирования крепежного леса, горношахтного оборудования и материалов. На крупных шахтах и рудниках, как правило, имеются две-три действующие подъемные установки, и каждая из них предназначена для определенных целей, а не является резервом другой. От надежной, бесперебойной и производительной работы шахтного подъема зависит ритмичная работа всей шахты в целом, поэтому из всего комплекса электромеханического оборудования шахты к подъемным установкам предъявляют особые требования в отношении надежности и безопасности работы.
Современные шахтные подъемные машины являются одними из наиболее мощных стационарных установок на шахте. Мощность электропривода подъемной машины достигает 1000 кВт, а крупных – 2000 кВт и выше. Электропривод подъемных установок потребляет до 40% всей электроэнергии, расходуемой шахтой. Подъемные машины устанавливают на весь срок эксплуатации шахты. Вес подъемных машин составляет от 20 до 300 т. Скорость движения подъемных сосудов в стволе достигает 15–20 м/сек (54–72 км/час) и близка к скорости движения железнодорожных составов.
Подъемная установка состоит из подъемного оборудования и горнотехнических сооружений.
К подъемному оборудованию относятся: подъемные машины, подъемные сосуды и канаты, разгрузочные и загрузочные устройства и др.
К горнотехническим сооружениям относятся:
1) сооружения, расположенные в околоствольном дворе (погрузочный бункер и камера для опрокидывателя при скиповом подъеме или приемная площадка при клетевом подъеме);
2) ствол шахты, оборудованный направляющими проводниками для клетей и скипов при вертикальном подъеме и рельсовыми путями для вагонеток и скипов при наклонном подъеме;
3) надшахтные сооружения, состоящие из копра и приемного бункера для разгрузки подъемных сосудов (при оборудовании подъема неопрокидными клетями вместо приемного бункера сооружается надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями.
На рисунке 11.7 показаны схемы подъемных установок для вертикальных стволов.
Над стволом шахты устанавливается надшахтный копер 1, на верхней площадке которого укреплены два направляющих (копровых) шкива 2. Подъем и спуск клетей 3 (рисунок 11.7, а) и скипов 4 (рисунок 11.7, б) производится подъемной машиной 5, находящейся в отдельном здании 6, расположенном на расстоянии 20–40 м от копра. Подъемные канаты 7 перекинуты через направляющие шкивы и одним концом прикреплены к барабану подъемной машины, а другим – к шахтной клети или скипу.
Рисунок 11.7. Схемы подъемных установок для вертикальных стволов:
а – клетевой; б – скиповой
При вращении барабана подъемной машины один канат навивается на него, поднимая клеть из шахты, а другой свивается, опуская вторую клеть в шахту. Подъемные сосуды одновременно загружаются в шахте и разгружаются на поверхности на специальных приемных площадках.
В подъемных установках, оборудованных неопрокидными клетями, груженые вагонетки на нижней приемной площадке вкатываются в клеть, выталкивая из нее порожние вагонетки, и поднимаются по стволу до верхней приемной площадки в надшахтном здании, где груженые вагонетки выкатываются из клети, а порожние вагонетки вкатываются в нее. Затем процесс обмена вагонеток на приемных площадках повторяется.
В подъемных установках, оборудованных скипами, груженые вагонетки разгружаются в околоствольном дворе при помощи опрокидывателя 8 (рисунок 11.7, б) в загрузочное устройство 9, откуда уголь загружается в скипы. Затем скипы поднимаются по стволу на поверхность и в надшахтном здании автоматически разгружаются в разгрузочное устройство. Скипы так же, как и клети, движутся в стволе по направляющим проводникам.
Подъемную установку оборудуют показывающими и записывающими контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими машинисту подъемной машины возможность управлять ее работой, менять режим работы и получать необходимую информацию о состоянии и режиме работы подъемной установки.
Для защиты от аварийного режима (который может наступить вследствие отказа в работе системы управления, дефектов в элементах установки или ошибок эксплуатационного персонала) подъемную установку оборудуют целым рядом защит и блокировок, отключающих подъемный двигатель от сети с одновременным включением предохранительного торможения. Контакты всех аппаратов защиты и некоторых блокировочных аппаратов включены последовательно между собой и совместно с контактором предохранительного торможения образуют цепь защиты подъемной машины. При отклонении какого-либо контролируемого параметра от нормы срабатывает соответствующий защитный аппарат и размыкает цепь защиты. Это приводит к отключению контактора предохранительного торможения, отключению подъемного двигателя от сети и затормаживанию подъемной машины предохранительным тормозом.
На всех крупных подъемных машинах установлен регулятор подъема, контролирующий выполнение тахограммы подъема в периоды равномерного хода и в начале замедления, предохраняющий установку от переподъема клетей и сигнализирующий о подходе подъемных сосудов к приемной площадке. Сельсин-датчик указателя глубины приводит во вращение регулятор подъема, а тот, в свою очередь, включает регуляторы ограничения скорости.
Аппарат задания и контроля хода АЗК выполняет следующие функции: программирование хода подъемной машины при работе в нормальном режиме и в режиме разъездов при работе на сниженной скорости; контроль фактической скорости в период разгона, равномерного хода и замедления; преобразование вращения коренного вала подъемной машины в электрические импульсы для измерения сельсинными указателями глубины пути, пройденного подъемными сосудами; защиту от переподъема; корректировку элементов аппарата в соответствии с положением подъемных сосудов в стволе шахты при перестановке барабанов или при проскальзывании канатов многоканатных подъемных машин; контроль целостности кинематической цепи от подъемной машины к блокам сельсин-датчиков указателя глубины и электрического ограничителя скорости.
Особенностью аппарата является симметрическая конструкция с раздельной независимой синхронизацией обеих частей. Так, при перестановке барабанов одна часть аппарата остается соединенной с подъемной машиной, а другая в процессе перестановки синхронизируется с положением «своего» подъемного сосуда в стволе шахты.
Корректирующие (тормозные) устройства позволяют приводить в соответствие положения механизмов управления АЗК и электрических (сельсинных) указателей глубины с положением подъемных сосудов в стволе шахты. Коррекция элементов аппарата производится только в период нахождения подъемного сосуда на верхней приемной площадке.
В шкафу аппарата АЗК установлено 40 этажных выключателей, по 20 в каждом блоке, часть из которых срабатывает при правом вращении входного вала АЗК, а часть – при левом. Каждый этажный выключатель имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. После срабатывания этажный выключатель остается во включенном положении и в исходное положение устанавливается при обратном направлении вращения входного вала АЗК.
На шахтных подъемных установках для защиты от переподъема применяют рычажные концевые выключатели, магнитные выключатели и высокочастотные бесконтактные выключатели.
Рабочий цикл подъемной установки состоит из трех основных периодов: разгона машины и подъемных сосудов, движения их с постоянной максимальной скоростью и замедления движения машины и подъемных сосудов до их полной остановки. Шахтная подъемная установка для обеспечения высокой производительности должна совершать рабочий цикл в минимальное время. При этом от приводного двигателя подъемной машины требуется высокая надежность и возможность работы в тяжелых режимах (систематическое изменение направления вращения, частые пуски и т.д.).
На рисунке 11.8 представлена блок-схема алгоритма работы системы автоматизации шахтной подъемной установки.
Рисунок 11.8 – Блок-схема алгоритма работы системы автоматизации ШПМ
После запуска движения подъемной машины обеспечивается установка входных параметров
и
(рисунок 11.9), где первый период
— снятие скипа с разгрузочных кривых, второй
— разгон машины, третий
— период равномерного хода, четвертый
— замедление (торможение), пятый
— дотягивание сосуда к месту разгрузки (загрузки), шестой
— стопорение подъемной машины,
— максимальная линейная скорость скипа,
— скорость дотягивания скипа, которая обеспечивает остановку подъемной машины.
Рисунок 11.9 – Шестипериодная тахограмма подъемной машины
После того, как завершилась установка входных параметров, проверяется условие наличия блокировки работы системы (А=1). Если никаких блокировок не обнаружилось, проверяется условие наличия аварийных сигналов (В=1). При их обнаружении, включается соответствующая аварийная сигнализация, которая приводит к останову двигателя. В противном случае проверяется срабатывание датчика уровня 1-1 и датчика веса 2-4 (С=1).
При срабатывании соответствующих датчиков, обеспечивается выход скипа из разгрузочных кривых, параллельно которому проверяется условие срабатывания датчиков давления 1-6 и 2-6 (Д=1), установленные под корпусами подшипников копровых шкивов и отвечающие за контроль зависания скипа в стволе. Срабатывание датчиков давления приводит к включению аварийной сигнализации и останову двигателя.
Выход скипа из разгрузочных кривых будет обеспечиваться до тех пор, пока подъемный сосуд в стволе не достигнет точки начала периода разгона . При достижении соответствующей точки, обеспечивается основной разгон подъемной машины. Разгон будет осуществляться до тех пор, пока подъемная установка не достигнет максимальной скорости скипа.
После достижения подъемной машиной максимальной линейной скорости, обеспечивается прекращение разгона и производится установившееся движение скипа. Подъемная машина будет двигаться с установившейся максимальной скоростью до того момента, пока подъемный сосуд в стволе не достигнет точки начала периода замедления .
При достижении соответствующей точки, обеспечивается замедление подъемной установки. Замедление будет обеспечиваться до тех пор, пока подъемная машина не достигнет скорости дотягивания скипа.
После достижения подъемной установкой скорости дотягивания, осуществляется дотягивание сосуда к месту разгрузки (загрузки) скипа, параллельно которому проверяется условие срабатывания датчиков положения 1-4 и 2-2 (Е=1), установленные на копре и обеспечивающие защиту от переподъема скипа. Срабатывание датчиков положения приводит к включению аварийной сигнализации и останову двигателя.
После дотягивания сосуда к месту разгрузки (загрузки), обеспечивается вход скипа в разгрузочные кривые. После него проверяется условие срабатывания датчиков положения 1-3 и 2-1 (F=1), осуществляющие подход скипа к месту разгрузки (загрузки). Срабатывание соответствующих датчиков приводит к останову двигателя подъемной машины.
Управление реверсивным счетчиком узла программирования производится при помощи промышленного контроллера, выдающего управляющие сигналы в виде напряжения на шины сложения и вычитания счетчика в зависимости от задания и отработки системой диаграммы скорости подъема. В исходном состоянии при неподвижной подъемной машине программный счетчик устанавливается на нуль.
На рисунке 11.10 представлена функциональная схема автоматизации.
Для задания и контроля хода (скорости) подъёмной машины применяются аппарат АЗК-1, промышленный контроллер и преобразователь частоты (для управления асинхронным двигателем).
Скорость движения сосуда контролируется датчиком скорости 3-1 и выключателем 3-2 на пульте управления.
Контроль зависания скипа в стволе производится датчиками давления 1-6 и 2-6, установленные под корпусами подшипников копровых шкивов, и концевыми выключателями на пульте управления 1-7 и 2-7.
В момент зависания скипа его масса через подъёмный канат не воздействует на копровой шкив. Вследствие этого уменьшается давление на подшипники шкива, и, следовательно, датчики 1-6 и 2-6 выдадут сигнал более низкого уровня, что приведёт к срабатыванию защиты подъёмной машины и её аварийной остановке.
Защита от переподъёма скипа осуществляется датчиками положения 1-4 и 2-2 на копре и концевыми выключателями на пульте управления 1-5 и 2-3.
Подход скипа к месту разгрузки на копре и месту загрузки в стволе контролируется датчиками положения 1-3 (разгрузка) и 2-1 (загрузка). При подходе скипа к месту разгрузки (загрузки) соответствующий датчик срабатывает и выдаёт сигнал в пульт управления, что приводит к остановке машины. После ухода скипа датчики приходят в исходное состояние готовности.
Рисунок 11.10 – Функциональная схема автоматизации ШПМ
Уровень заполнения верхнего бункера контролируется датчиком уровня 1-1 и концевым выключателем 1-2 на пульте управления. Ручное управление привода задвижки 1-8 верхнего бункера осуществляется кнопочным постом 1-10 через магнитный пускатель 1-9. При использовании дозирования скипа по весу доза угля взвешивается силоизмерительным датчиком веса 2-4 и выключателем на пульте управления 2-5.
Износ тормозных колодок контролируется датчиком износа колодок 3-3, который устанавливается в здании подъёмной машины и концевым выключателем 3-4 на пульте управления. При чрезмерном износе тормозных колодок увеличивается путь перемещения тормозных тяг, что приводит к срабатыванию датчика и аварийному торможению машины.
Более сложные и разнообразные функции у клетевых подъемных установок, которые выполняют все вспомогательные операции по спуску-подъему людей, спуску материалов и подъему породы. Эти установки должны обеспечивать спуск груза с максимальной скоростью, развивать тормозные усилия в период замедленного движения и при всех вспомогательных режимах, как у скипового подъема (ревизия ствола и канатов, смена канатов). У клетевых подъемных установок более сложные маневры при подходе клети к местам разгрузки и погрузки – они должны обеспечивать различные сниженные скорости при транспортировании взрывчатых веществ, длинномерных материалов, громоздкого оборудования, а также больных. От привода клетевых подъемов требуется больше маневренности и гибкости, чем от привода скиповых подъемов.
В связи с изложенным к приводу шахтных подъемных машин предъявляют следующие требования: высокая надежность, безопасность и экономичность работы, простота и удобство управления, высокая перегрузочная способность, возможность изменения скорости в широких пределах, устойчивая работа при максимальной скорости и получение устойчивой пониженной скорости при изменении нагрузки, обеспечение автоматизации работы во всех технологических и аварийных режимах и др.
Этим требованиям в основном удовлетворяют два типа привода: с асинхронным двигателем с фазным ротором и с двигателем постоянного тока с независимым возбуждением (система ТП-Д). Наиболее распространенным приводом шахтных подъемных машин в Республике Казахстан является асинхронный привод, которым оборудовано более 95% подъемных установок угольных шахт. Это объясняется простотой и надежностью его в эксплуатации, сравнительно небольшой стоимостью, возможностью использования переменного тока из общепромышленной сети без какого-либо преобразования.
1. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов: учебник для вузов / М.П. Белов, В.А. Новиков, Л.Н. Рассудов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 409-448.
2. Яуре А.Г., Певзнер Е.М. Крановый электропривод: справочник. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 344 с.
3. Грузоподъемные краны промышленных предприятий: Справочник / И.И. Абрамович, В.Н. Березин, А.Г. Яуре. – М.: Машиностроение, 1989. – 360 с.
4. Электрификация стационарных установок шахт / С.А. Волотковский, Д.К. Крюков, Ю.Т. Разумный и др.; Под ред. Г.Г. Пивняка. – М: Недра, 1990. – С.88-175.
5. Толпежников Л.и. Автоматическое управление процессами шахт и рудников: Учебник для ВУЗов. – М.: Недра,1985. – С.192-260.
6. Гаврилов П.Д., Гимельшейн Л.Я., Медведев А.Е. Автоматизация производственных процессов: Учебник для ВУЗов. – М.: Недра, 1985. – С.125-139.
7. Католиков В.Е., Динкель А.Д., Седунин А.М. Тиристорный электропривод с реверсом возбуждения двигателя рудничного подъема. – М.: Недра, 1990. – 382 с.