Схемы автоматической блокировки и сигнализации
В многодвигательных приводах определенная последовательность включения, выключения, реверсирования, регулирования и торможения различных двигателей обычно обеспечивается при помощи блокировочных связей между цепями управления отдельных, электродвигателей.
Приведем несколько схем автоматической блокировки, используемых при управлении двумя двигателями с короткозамкнутыми роторами.
По схеме рис.1, а пуск одного двигателя исключает возможность включения другого, что обеспечивается блок-контактами К1 и К2, размыкающимися при срабатывании контактора другого двигателя. Та же схема может быть использована для раздельного дистанционного управления каждым двигателем без взаимной блокировки. Для этого двухпозиционный переключатель SM должен быть поставлен в правое положение, когда замкнуты обе пары контактов 1 и 2, шунтирующие блок-контакты К1 и К2.
По схеме рис. 1, б первый двигатель (на рисунке не показан) включается нажатием пусковой кнопки SB1. Вместе с ним автоматически включается и второй двигатель. Но второй двигатель нельзя включить при неработающем первом. Включение одного из двигателей вызывает немедленный останов другого двигателя. При автоматической работе переключатель SM устанавливают в левое положение, при котором контакты 1 и 3 замкнуты, а при раздельном управлении переключатель ставится в правое положение, когда замкнуты контакты 2 и 4.
Рис.1. Схемы блокировки двух асинхронных двигателей: а — блокировки исключения; б и в — зависимой блокировки; гид — при совместной работе двух двигателей
По схеме рис.1, в включение двигателей осуществляется поочередно: сначала первого двигателя кнопкой SB1, а затем второго двигателя кнопкой SB2. Возможна работа первого двигателя отдельно, но второй двигатель может работать только совместно с первым. Схема управления пуском значительно упрощается, если двигатели должны работать только совместно.
По схеме рис.1, г это обеспечивается двумя контакторами и общей пусковой кнопкой, а в схеме рис.1, д — общим контактором. Во всех приведенных схемах останов двигателей производится соответствующими кнопками SB.
Как бы ни была рационально составлена схема управления двигателями, следует иметь в виду возможность отказов в работе отдельных ее элементов. Надежность в работе зависит не только от качества аппаратуры и ее монтажа, но и от построения схемы управления, поэтому необходимо предусматривать различного рода сигнализации о режимах работы схемы и избегать аварийные режимы. Для исключения самопроизвольного продолжения работы после восстановления напряжения без повторного включения схемы оператором предусматривается информационная сигнализация (рис.2). Несмотря на простоту варианта рис.2, а, он может дать ложный сигнал при перегорании лампы.
Более надежным является вариант рис.2,б так как при перегорании любой из двух ламп он не даст ложной информации. Если в схеме имеются свободные контакты, то вариант рис.2, в является более надежным. Сигнал о восстановлении напряжения при наличии реле напряжения KV можно обеспечить по схеме рис.2, г. Повторное включение после снятия напряжения производится пусковой кнопкой SB. Обрыв цепи катушек реле или контактора не должен быть причиной неверных срабатываний, поэтому в управляющие цепи нельзя включать размыкающие контакты, замыкающиеся при обрыве цепи катушки.
В схеме рис.2, д используется реле контроля КА тока в обмотках ответственных узлов, которое включается параллельно катушке контактора К. Сигнал обрыва в катушке К показывает лампа HL. В случае залипания якоря контактора К при снятии напряжения сигнал о том, что контактор остался включенным, обеспечивается загоранием лампы HL1.
Один из вариантов схемы звуковой сигнализации показан на рис.2, е. По этой схеме осуществляется контроль исправной работы четырех двигателей. После пуска всех четырех двигателей сигнализация в этой схеме автоматически подготавливается к включению. При этом замыкающий контакт четвертого двигателя К4 включает реле подготовки звукового сигнала KV, а размыкающие контакты на участке аb размыкаются. Замыкаются при этом контакты самоблокировки и блокировки реле KV.
При перегрузке, например, одного из двигателей на участке аb замкнется один из размыкающихся контактов и немедленно включится аварийный звуковой сигнал НА. Чтобы снять звуковой сигнал, нажимают кнопку SB, включенную последовательно с НА, при этом размыкается цепь реле KV и его контакты KV. Нажатием кнопки SB1 осуществляется автоматический останов двигателей, при этом включается реле автоматического останова КН.
Рис. 2. Схемы сигнализации: а, б, в — примеры информационной сигнализации; г и д — с реле напряжения и контроля; е, ж — аварийной
Реле КН своим размыкающим контактом отключит цепь питания катушек контакторов K1 К2, КЗ и К4 (контакторы на схеме не показаны), а другим контактом КН обесточит реле KV, которое отключит звуковую сигнализацию НА. Для проверки исправности звукового сигнала нажимают кнопку SB.
Для контроля верхнего и нижнего уровней стружки в бункере при производстве древесностружечных плит может быть применена звуковая сигнализация, изображенная на рис.2, ж. Когда стружка достигнет верхнего уровня бункера, включится реле KSL, и его замыкающий контакт включит звуковой сигнал НА. При снижении стружки в бункере ниже установленного уровня замкнется контакт реле низкого уровня RSL1 и включит звуковой сигнал.
Нажатием кнопки SB снимают звуковой сигнал. Кнопка SB включит реле снятия сигнала KV, а его размыкающий контакт отключит сигнализацию НА. Реле KV останется включенным через контакт самоблокировки до снятия напряжения в цепи управления. Нажатием кнопки SB1 проверяется исправность звуковой сигнализации.
На рис. 3 приведена схема электрической сигнализации двух технологических параметров.
Рис. 3. Схема сигнализации
При отклонении от нормы одного из них, например, первого, замыкается технологический контакт S1, расположенный в соответствуюшем измерительном приборе или сигнализаторе. При этом включается реле 1К, которое своим переключающим контактом 1К1 включает сигнальную лампу HL1 и отключает ее от кнопки опробования сигнализации SB3.
Одновременно замыкающий контакт 1К2 реле 1К через размыкающий контакт ЗК2 выключенного реле 3К включает звонок НА. Включается звонок кнопкой съема звуковой сигнализации SB1, при нажатии которой реле 3К через свой замыкающий контакт 3X7 становится на самоблокировку, размыкающим контактом отключается звонок.
Если при таком состоянии схемы замыкается второй технологический контакт S2, то при снятом звуковом сигнале загорается лишь сигнальная лампа HL2, а звуковой сигнал не будет подан. В исходное состояние схема придет после размыкания обоих технологических контактов S1 и S2, что вызывает отключение всех реле. Кнопки SB2 и SB3 предназначены для опробования звонка и сигнальных ламп.
Схемы простых блокировок и посложнее.
Cхемы для авто простых блокировок и посложнее.
Некоторые выполнены с небольшими изменениями, это не значит что я повторяюсь, а всего лишь пытаюсь предвидеть детские вопросы самостоятельной установки. Все эти схемы управляются при включенном зажигании! Если для кого то это не новое или простое, то можете и не читать.
Первая схема — классическое применение реле для блокировки с самодхватом или самоблокировкой. Подразумевается блокировка простейшей цепи зажигания.
Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит.
Вторая схема практически полностью повторяет первую. В ней или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). Используя эту схему можно управлять от провода магнитолы на активную антенну. Единственное неудобство это то что магнитола должна быть всегда исправна, а съемную панель нельзя забывать дома.
Третья схема еще один из клонов первых двух. Первое на схеме реле работает по принципу самоблокировки и управляет вторым реле, которое и выполняет основную функцию блокировки двигателя любой не зависимой от зажигания цепи. Здесь так же можно использовать штатные или другие органы управления (в частности магнитолу), но необходимо добавить еще диод, как на второй схеме.
Эта схемка так же родственна выше приведенным. Здесь управление сигналом массы и поэтому потребуется два реле. Если есть желание и возможность использовать штатную кнопку, то понадобится развязывающий диод в цепи кнопки.
Оригинальная блокировка стартера управляемая от гудка. Условие как для иномарок, при выключенном зажигании гудок не работает. При использовании этой схемы после включения зажигания гудок не работает. После нажатия на сигнал, можно стартовать. После старта гудок начинает работать. Возможны варианты управления от других органов автомобиля. Правые верхнее и нижнее реле могут быть малогабаритными.
Эта простейшая схема позволяет сделать дополнительную блокировку (секретку) двигателя с использованием датчика перемещения/ускорения, на системе с дистанционным запуском. Для установки была выбрана сигнализация Star Line B9. Активируется блокировка автоматически с канала сигнализации сразу после выключения зажигания или при постановке на охрану. Активация после выключения зажигания удобна тем, что этот сигнал невозможно сканировать или блокировать через радио эфир. Таким образом, двигатель может быть запущен, но после начала движения заглохнет. Отключение блокировки использовалось от штатной кнопки, но при выключенном зажигании. В этом есть некоторое неудобство. Если двигатель запущен с автостартера, то перед началом движения необходимо его заглушить или если двигатель заглохнет по какой либо причине, то тоже после выключения зажигания необходимо нажать кнопку разблокировки. Тут приходится жертвовать либо удобство, либо охранные свойства комплекса. Отключение блокировки можно сделать отдельной потайной кнопкой или парой геркон-магнит.
Блокировалась цепь зажигания на блок управления двигателем. При кратковременном сигнале от датчика двигатель глох и зажигалась приборная панель, причем его сразу можно было завести и при начале движения все повторялось. Возможны блокировки других цепей.
Эта схема использует так же датчик движения или датчик удара. Предложена техническим специалистом Ультра Стар — Михаилом Чаусовым. В этой схеме используется принцип самоблокировки реле (как в первых схемах этой статьи), но блокируется выход датчика на управления непосредственно самой блокировкой двигателя. В целом она повторяет предыдущую схему с разницей в использовании обычных и поляризованного реле.
Далее шесть схем от автора Владимира
Текст с комментариями так же от Владимира.
При выключенном зажигании светодиод начинает мигать имитируя работу автосигнализации. При включенном зажигании светодиод гаснет, не отвлекая водителя.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ КОНДЕНСАТОРА.
При включении тумблера S параллельно искрогасящему конденсатору Спр подключается дополнительный конденсатор С бл, который шунтирует контакты прерывателя и уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится». Обнаружить дополнительное подключение методом прозвонки практически невозможно. Недостаток блокировки: обгорание контактов прерывателя если клиент забыл отключить блокировку.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ РЕЗИСТОРА
При включении тумблера S параллельно контактам прерывателя подключается дополнительный резистор (8. 12 Ом), который уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится». Недостаток блокировки: нагрев резистора (10. 15 Вт) если оставить зажигание включенным на длительное время (при неудачном угоне), требуется теплоотвод резистора.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ТАЙМЕРА
При включенном тумблере S и при включении зажигания происходит заряд конденсатора С1 (10 мкФ) через резистор R1(0,5. 1,0 МОм). Через 5. 10 сек после включения зажигания открывается ключ на транзисторе VT1 и срабатывает реле, размыкая (замыкая) жизненно важные цепи системы зажигания.
БЛОКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ
С помощью датчика движения выделяются импульсы с тахометра, которые накапливаются либо счетчиком, либо интегратором и включают исполнительное реле. В качестве чувствительного элемента датчика используется катушка малогабаритного реле (например РЭС15) без корпуса. Катушка устанавливается рядом с тросом спидометра вблизи его крепления на блоке приборов (торцом к задней стенке блока). Резистор R1 (0,1. 1 кОм) определяет чувствительность датчика.
БЛОКИРОВКА БЕЗ ТУМБЛЕРА
При несанкционированном включении зажигания произойдет включение реле Кбл с помощью таймера через 5. 10 сек (постоянная времени R3C2), которое заблокирует зажигание. Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо при включенном зажигании нажать соответствующий концевик, например ручник или тормоз. При этом произойдет блокировка таймера и зажигание отключаться не будет. При кратковременном выключении зажигания блокировка таймера сохраняется за счет накопительного конденсатора С1. При длительном отключении зажигания схема автоматически возвращается в режим блокировки. Недостаток: при включенном зажигании путем перебора всех концевиков возможно обойти блокировку.
Здесь схема старого варианта. Новый вариант защищен от отключения большим магнитом, так же есть более защищенная версия где место для магнита точечное.
В режиме охраны устройство блокирует двигатель нормально разомкнутыми контактами выносного реле. Режим охраны индицируется горящим или моргающим светодиодом. Для разблокировки двигателя достаточно провести магнитом в месте установки устройства на расстоянии не более двух сантиметров, при этом светодиод погаснет и двигатель будет разблокирован на время от 25 до 40 секунд если в течении этого времени не будет включено зажигание, то двигатель будет заблокирован автоматически. После выключения зажигания блокировка так же включается автоматически через 25 — 40 секунд.
Технические данные
Ток потребления в режиме «Охрана» (max) | (мА) | 3,0 |
Рабочее напряжение | (В) | 7 — 16 |
Время после разблокировки | (сек) | 25 — 40 |
Время включения блокировки после выключения зажигания | (сек) | 25 — 40 |
Расстояние от устройства до магнита (мах) | (мм) | 25 |
Габариты (мах) | (мм) | 40 x 35 x 8 |
Преимущества и рекомендации по установке.
Рекомендуется устанавливать под пластиковые панели в удобные для разблокировки место со стороны водителя. Крепится под панелью на дабл-фикс. Удобство состоит в том что можно крепить блокировку без снятия панелей, в достаточно узкие места. Если СИД не устанавливать, блокировка ничем себя не выдает.
Обозначение | Номинал | Количество (шт.) | Примечание |
Сопротивления | |||
R1,R2 | 20 кОм | 2 | 18 — 22 кОм |
R3 | 150 Ом | 1 | |
R4 | 20 кОм | 1 | 18 — 22 кОм |
R5 | 10 кОм | 1 | |
R6 | 20 кОм | 1 | 18 — 22 кОм |
R7 | 330 кОм | 1 | 300 кОм |
R8 | 20 кОм | 1 | 18 — 22 кОм |
R9 | 1 кОм | 1 | |
R10,R11 | 20 кОм | 2 | 18 — 22 кОм |
R12 | 10 кОм | 1 | 8,2 — 10 кОм |
Конденсаторы | |||
C1,C2 | 0,1мкФ | 2 | 0,068 — 0,33 мкФ |
C3,C4 | 100мкФ | 2 | К50-35(имп) 16В |
Диоды | |||
D1,D2 | 1N4005 | 2 | |
D3 | BZX84C12SMD | 1 | Сабилитрон 12В |
D4 | 1N4005 | 1 | |
Транзисторы | |||
VT1,VT2 | ВС847 | 2 | |
VT3 | КТ829 | 1 | |
Микросхема | |||
А1 | CD4011 | 1 | |
Геркон G | МК10 — 3 | 1 | |
Несколько выводов по последней схеме: На самом деле для большого количества разных автомобилей установка не стала быстрой. Выбор места установки должен быть удобным для водителя и рядом должны отсутствовать металлические предметы. В противном случае радиус действия магнита снижается. Были проведены ряд доработок. Устройство стало не возможно снять большим магнитом.
Следующая схема по смыслу работы повторяет предыдущую.
Я просто удалил все что касается индикации режима в котором находится блокировка. А сам геркон или просто сказать провода его вынес за пределы платы. Плата стала меньше, а геркон в корпусе можно стало устанавливать в более узкие места. А индикацией остается — сам факт заводится двигатель или нет.
Теперь можно вместо геркона использовать вынесенную внешнюю кнопку. Или использовать штатную кнопку. Но вернемся к геркону. Мне еще очень давно было сделано замечание, что поводив большим магнитом по салону авто можно невзначай отключить блокировку. Да это так, хотя конечно смешно видеть угонщика с большим магнитом шаманившего в салоне авто. И тем не менее, если к проводу который подключен к резистору R3 подключить еще пару герконов, а второй провод дополнительных герконов подключить к массе. Далее расположить дополнительные герконы вокруг главного, то большим магнитом уже отключить будет возможно, если вести очень медленно вдоль места установки, да еще и в определенном направлении.
Как использовать штатные кнопки для управления блокировкой. Собственно не все и не всегда можно использовать штатные кнопки. Ясно, что они включают или отключают какие либо потребители и функции в автомобиле. Но все они работают, как правило, при включенном зажигании (разве кроме включения габаритов, но эта кнопка/переключатель нам не подойдет). В остальное время в основном на всех проводах кнопки можно увидеть сигнал массы и при переключении ничего не происходит. Значит, нам необходимо определить какие контакты замыкаются или размыкаются на кнопке. Далее я обычно собираю следующую схему из двух маленьких реле.
Два дополнительных малогабаритных реле при выключенном зажигании отключают кнопку от штатной проводки и этой кнопкой можно воспользоваться для управления блокировкой.
Еще один момент для повышения секретности – необходимо увеличить номинал резистора R3 до 5,7кОм. При этом для разблокировки необходимо будет не просто быстро нажать кнопку или поднести магнит к геркону, нужно будет удерживать нажатую кнопку или магнит чуть более секунды.
Очередная схема родилась из первого варианта.
Алгоритм работы аналогичен. Отличие в том что входной контакт G необходимо замкнуть на массу. Более того если этот контакт остался подключен к массе но зажигание выключено, то система включит блокировку как положено примерно через 40секунд. А для разблокировки надо сначала отключить контакт от массы и снова подать на него массу. В качестве управления может быть кнопка, штатная кнопка, геркон с любым состоянием контактов. Если использовать штатную кнопку как описано было выше, то для отключения понадобится одно дополнительное реле.
И еще хочу отметить один момент, есть отличный сайт по продаже автомобилей в екатеринбурге, но там не только можно купить автомобиль, а также дать объявление на продажу. Ваше объявление увидят тысячи автолюбителей.