Меню

Схема задержки включения света для автомобиля

Простая автомобильная «незабывайка» для ДХО

Предлагаю простую схему устройства управления ближним светом или ходовыми огнями автомобиля. В связи с новыми правилами дорожного движения ездить нужно с ближним светом или с ходовыми огнями. Водители очень часто при выезде автомобиля с парковки забывают включать ближний свет, что грозит не малым штрафом со стороны инспекторов. Устройство включает ближний свет автоматически спустя 8-10 сек. Схема доступна для повторения даже начинающему радиолюбителю, содержит мало радиоэлементов и надёжна в работе.

Рассмотрим работу схемы:

При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.

Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.

Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.

Поделки своими руками для автолюбителей

Задержка включения ближнего света или ДХО на 8-10 секунд, схема

Данная схема может пригодится любому автолюбителю, то есть например при заводе авто, ДХО будут включаться не сразу, а спустя несколько секунд, схема простая, соберёт любой начинающий радиолюбитель.

Содержит мало элементов и не нуждается в настройке, при правильности и исправности всех деталей работает сразу.

Рассмотрим работу схемы:

При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле.

Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.

Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.

Не забудь выкл. фары – самая простая схема

Предлагаю простую схему устройства управления ближним светом или ходовыми огнями автомобиля. Водители очень часто при выезде автомобиля с парковки забывают включать ближний свет, а при остановки и уходе забывают выключить, что грозит разрядом аккумуляторной батареи. Устройство включает ближний свет автоматически спустя 8-10 сек. Схема доступна для повторения даже начинающему радиолюбителю, содержит мало радиоэлементов и надёжна в работе.

Рассмотрим работу схемы:

При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.

Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.

Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов, ещё чем больше его ёмкость тем дольше задержка включения реле, а соответственно и света. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.

Читайте также:  Тест драйв авенсис антон

Также можно подключить и простое пятиконтактное автомобильное реле.

Автоматический включатель света фар с задержкой

Выполняя требования новых изменений ПДД, следует включать ближний свет на транспортном средстве при движении по загородному шоссе даже днем. В городе тоже нужно не забыть засветить огни в условиях недостаточной видимости.

Кроме принудительных случаев, навязанных законом, каждый водитель сам вправе решать, когда следует обезопасить себя и окружающих. Рекомендуется включать свет на машине при проезде участка дороги возле детских садов, школ, игровых площадок. Любой транспорт, особенно серого, черного, белого цвета кузова, становится в разы заметнее при зажигании головных огней.

В ясный день, когда солнце заставляет зажмуривать глаза, нет никаких побудительных причин потянуться к клавише включения фар. Другое дело, когда за тебя будет помнить о важном автоматика. А чтобы схема автоматического включателя света только радовала, а не была выкинута из машины в скором времени, следует соблюсти несколько условий:

  1. Фары должны зажигаться с запаздыванием на 10–15 секунд после пуска двигателя. Это необходимо, чтобы не было большой посадки напряжения при одновременной работе мощной осветительной нагрузки и стартера.
  2. Фары должны выключаться с задержкой (время нужно выбрать индивидуально) после заглушки двигателя. Это важно, чтобы огни не клацались лишний раз, если нужно заглушить машину возле переезда или для быстрой дозаправки. Самодельный блок управления ДХО .
  3. Электроника должнаработать на сравнительно высоких токах. Так нужно, чтобы ни влажность, а также температура, меняющиеся внутри машины в широких пределах, не сильно влияли на работу элементов схемы автоматического включения фар.

Итак, давно проверена, и успешно используется, вот такая простенькая схема:

Вместо приведенных элементов можно использовать другие:

  • Микросхему К561ЛА7 можно заменить К561ЛЕ5, CD4001, CD4011. Логика входов никакого значения не имеет, поскольку используется только инверсия выходов.
  • Диоды КД522 — на КД521, КД105, 1N4148.
  • Транзистор КТ815А — на КТ817, КТ604.
  • Все конденсаторы нужно подбирать по напряжению на 25 В.

Ну или попробовать другое, более легкое в сборке устройство плавного розжига .

Подключение к питанию
  • Анод диода VD1 важно подключить к выходу замка зажигания АСС, от которого подается напряжение в цепь зажигания или включения инжектора. Но только не к клемме включения стартера, так как в этом случае фары или вовсе не включатся, либо сразу погаснут после пуска двигателя.
  • Микросхема запитывается напрямую от аккумулятора (+Акк, -Акк), а не с выключаемой цепи.
  • Разомкнутые контакты стандартного автомобильного реле К1 подсоединяются в разрыв провода, идущего от цепи питания до контактов ближнего света фар.
Настройка схемы

Время запаздывания включения фар можно установить больше 10–15 секунд, подобрав резистор R2 большего сопротивления.

Время задержки выключения фар при желании можно уменьшить (по данной схеме оно составляет 5–10 минут), установив резистор R1 меньшего сопротивления.

Изменять время задержек, путем замены конденсатора С1 нежелательно, поскольку такой элемент с необычно высокой ёмкостью (в схеме используется на 2200 мкФ) необходим для выдачи относительно высокого тока. Если во времязадающей цепочке использовать конденсатор малой емкости, то пришлось бы ставить мегаомные резисторы R1, R2, которые не отличаются стабильной работой из-за больших токов утечки. С таким же успехом можно собрать схему для плавного включения логотипа авто и ДХО .

Переделка под 24 вольта
  1. Взять все конденсаторы такой же емкости, но на напряжение 50 В.
  2. Поменять резистор R3 на другой в 300 Ом.
  3. Между ножками микросхемы 7 и 14 желательно поставить стабилитрон на 5 вольт.
  4. И не забыть заменить реле на 24-вольтовое.

Удачи на дорогах.

Автор: Петров Владимир. г. Пермь

ОБЯЗАТЕЛЬНО .

Приборы, действия и свойства которых вам мало известны, особенно самоделки, подключайте через предохранители.

Схема задержки включения света в салоне автомобиля

В первой схеме когда дверь автомобиля закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 заперты и лампа в салоне не светится. Если дверь открыть транзисторы отпираются и освещение в салоне загорится в полную силу. Одновременно с этим будет заряжаться емкость С1. Стоит только закрыть дверь, SА1 разомкнется и свет начнет плавно тухнуть по мере разряда емкости С1.

Если установлена автомобильная сигнализация, которая использует эти выключатели в роли датчиков то в разрыв между резистором R5 и зажимом 1 надо добавить диод FR107 анодом к сопротивлению. Транзистор VT2 желательно закрепить на радиатор площадью 4-6 см 2 . Сопротивлением R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы освещения салона. Если предел регулировки окажеться малым, то подберите резистор R6 в интервале 270 — 430 Ом.

Вторая транзисторная схема

Длительность задержки выключения освещения определяется параметрами цепочки R2C1, плавность гашения — сопротивлением резистора R5 (от О до 3 кОм). Для исключения влияния кратковременных открываний двери служит резистор R4. Диод D2 можно исключить, тогда свет будет загораться плавно (R4 регулирует «плавность»). Составной транзистор VT2 можно заменить любым другим составным или парой транзисторов типа КТ503 -КТ815. Радиатор ему не нужен (работает в ключевом режиме). Транзистор VT1 — любой р-п-р типа с коэффициентом усиления >200. Допустимое напряжение >30 В (чем больше, тем лучше).


Схема задержки подсветки в салоне авто

Технология монтажа. Делают платку размерами 10×40 мм из монтажной платы, на которой монтируют схему. Затем помещают платку в термоусадочный кембрик необходимого диаметра, нагревают его и крепят внутри салона (можно к оббивке). Подключают платку с помощью клемм, которые подбирают по месту.

Защитный диод защищает схему от переполюсовки и препятствует разрядке емкостной задержки от других потребителей в салоне автомобиля. После полупроводника ток протекает к лампе накаливания и к ограничительному резистору. Номинал сопротивления резистора лежит в интервале от 1 до 2 Ом.

При разряде емкости конденсатора напряжение в цепи будет плавно опускаться, благодаря чему лампочка в салоне медленно тухнет. Чем больше номинал емкости, тем дольше будет гореть свет в автомобиле.

Если используется светодиодная подсветка салона необходима установка конденсатора меньшего номинала и сопротивления с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может вызвать перегорание светодиодов, а применение обычного резистора приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить еле-еле в течении пары минут.

Н1 и S1 это так обозначены детали электропроводки автомобиля, соответственно, осветительные приборы и дверные выключатели. Так как они все соединены параллельно, то на схеме показано как одна цепь.

Устройство подключается к дверному выключателю, к выходному контакту замка зажигания, к общему минусу и к общей положительной цепи питания освещения салона, то есть, практически к + аккумулятора. При открывании двери при выключенном зажигании на вывод 2 D1.1 поступает логический ноль через цепь S1-R2. Запускается одновибратор на элементах D1.1 и D1.2 который формирует импульс длительностью около минуты. Длительность напрямую зависит от параметров цепочки C3-R3. На выходе элемента D1.4 появляется логическая единица, которая поступая на базу транзистора VT1, открывает его. Реле К1 переключается и контактами К1.1 замыкает параллельно дверным выключателям. Теперь, когда дверь закрываете, свет остается гореть, так как на лампы поступает ток через контакты этого реле. Свет будет гореть, пока конденсатор СЗ заряжается через резистор R3.

Затем, на выходе D1.4 установится логический ноль, транзистор закроется, а реле выключит освещение. Теперь второй вариант, — водитель открыл и закрыл дверь, включил зажигание. При открывании и закрывании двери происходит тоже самое, что описано выше, то есть, на выходе D1.4 появляется единица на время зарядки СЗ через R3 и реле замыкает параллельно контактам дверных выключателей. Но, после того как водитель включает зажигание напряжение от замка зажигания через R5 поступает на входы элемента D1.3, На выходе этого элемента устанавливается логический ноль, поступающий на один из входов элемента D1.2. Так как это элемент логики «И- НЕ», то появление нуля на одном из его входов переводит элемент в состояние с логической единицей на выходе независимо от того, какие уровни будут на другом входе данного элемента. То есть, независимо от степени зарядки СЗ, от положения двери, на выходе D1.2 будет единица, а следовательно, на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1 будет закрыт, и реле К1 не будет замыкать параллельно дверному выключателю.

Таким образом, получается, что после включения зажигания устройство перестает влиять на штатную схему освещения салона автомобиля. Третий вариант, — дверь открыли и закрыли при включенном зажигании. Так как при включенном зажигании устройство не влияет на штатную схему освещения, то оно влиять и не будет. Все будет работать так, как будто дополнительной схемы и нет вовсе. Все детали расположены на небольшой макетной печатной плате, типа «решето». Соединения выполнены прокладкой облуженных голых монтажных проводников и пропайкой их по печатным площадкам монтажной платы. На рисунке показана схема монтажа.

На этой схеме показаны только те печатные площадки, которые используются для пайки выводов деталей или монтажных проводов, идущих к схеме автомобиля, все остальные площадки, имеющиеся на макетной печатной плате на этом рисунке не показаны. При желании на её основе можно сделать и специальную печатную плату для этого устройства просто заменив пропаянные проводники печатными дорожками. Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом — CD4011.

Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Электролитические конденсаторы «Jamicon», — аналоги К50-35, только меньше. Реле WJ118-1C можно заменить и другим, например BS-115, несмотря на то, что оно другого размера, его выводы сделаны со стандартным DIP-шагом, и его можно тоже установить на макетную плату «решето», только выводы попадут в другие отверстия, что, в общем-то, никой проблемы не создает, — требует небольшой корректировки монтажа. Налаживание, пожалуй, и не требуется. Можно «поиграть» временем выдержки, установив её больше или меньше чем полу­чится, соответственно, изменив номиналы деталей СЗ и R3. А больше ничего налаживать и не нужно.

Через некоторое время ввел в схему задержки включения освещения дополнение (показано на второй схеме), сделанное еще на одной такой же микросхеме и таком же реле. Теперь можно больше не беспокоиться о включенном или выключенном ближнем свете днем (как этого требуют ПДД). После включения зажигания фары зажигаются сами примерно через 5 секунд. А гаснут через время немного больше минуты после выключения зажигания. Входы элемента D2.1 подключаются к выходу D1.4. Поэтому, при включении зажигания на выходе D2.1 появляется логическая единица. Ею конденсатор С5 плавно заряжается через диод VD4 и резистор R6. На зарядку уходит секунд 5. Потом, как напряжение на С5 достигает порога единицы на выходе D1.3 появляется единица, которая открывает транзистор VT2, реле К2 замыкает выключатель ближнего света фар, к которому её контакты подключены параллельно. После выключения зажигания конденсатор С5 разряжается уже через R7, сопротивление которого значительно больше R6. Поэтому и на разрядку уходит больше времени, — немного больше минуты. Вот через это время после выключения зажигания фары и выключаются. Отключить автоматику можно выключателем S2, он отключит реле от питания, и схема не будет влиять на работу штатного выключателя фар. Налаживание заключается в подборе сопротивлений резисторов R6 (задержка включения фар) и R7 (задержка выключения фар).

Диод VD1 используется для предотвращения разряда емкостей через сигнальные цепи, при условии, что сигнализация установлена в автомобиле и подсоединена к кнопкам дверей. Конструкция смонтирована на печатной плате внешний вид которой со стороны пайки показан на рисунке.

Реле Р1 вставляется в клеммы автомобильной проводки, впаянные в печатную плату. Провод идущий от кнопок дверей Кн. отсоединяется от лампы и подключается к диоду VD1. Лампа освещения салона авто подсоединена к контактной группе реле Р1. Время задержки в секундах можно вычислить по формуле:

при указанных на схеме номиналах, время задержки составляет 4-5 секунд

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector