Установка лодочного мотора: раз – и готово?
Установка мотора на лодку – далеко не одноразовое мероприятие, как может показаться на первый взгляд сразу после покупки алюминиевого судна. Данную операцию приходится проделывать, например, после консервации двигателя на зиму, профилактики или ремонта, а также при необходимости поставить второй лодочный мотор (для троллинга, аккуратных маневров и прочих задач).
Для чего, вообще, необходимо правильно устанавливать мотор на лодку? В первую очередь, ради безопасности – с тем чтобы предотвратить перегрев, не сломать винт и не получить травму самому. Кроме того, никто не откажется выжать из своей верной спутницы максимум, а заодно избежать ее отклонений в сторону и оптимизировать расход топлива.
В одиночку осилить эту процедуру дано далеко не каждому. Причиной тому служит как немалый вес самого мотора, так и элементарное отсутствие опыта, знаний и необходимых навыков.
Хотя, казалось бы, чего проще: есть транец, и есть мотор. Тем не менее, нередки случаи, когда имеющийся двигатель не встает должным образом в штатное место и требуется регулировка высоты транца вплоть до его замены (в ПВХ-лодках). В других ситуациях приходится прибегать к монтажу различных подставок под лодочный мотор.
Дальше – еще больше тонкостей. Неоправданно низкая посадка ведет к снижению скорости и потере мощности, а также таит опасность повреждения ноги двигателя. Известно, например, что на скорости возрастает сопротивление водяного потока, причем процесс этот протекает нелинейно. Соответственно, каждый миллиметр излишне погруженного мотора сказывается на расходе горючего и быстроте передвижения.
Наоборот, чересчур высокая установка мотора на транце провоцирует образование большого количества пузырьков в верхнем слое воды (вот для чего важно правильно выставить уровень кавитационной плиты двигателя). В результате винт вращается в более разреженной среде, увеличивая количество оборотов, что ведет к перегреву двигателя.
Впрочем, при установке принимается во внимание не только высота, но также горизонтальное положение на транце и угол наклона лодочного мотора. Так, теория гласит, что двигатель следует смещать на несколько сантиметров к правому борту для компенсации вращающего момента. Однако на деле следует учитывать множество факторов, как то: профиль днища, распределение груза, размеры и вес двигателя, массу самой лодки, тип винта и т.д. – все они влияют на выбор места установки мотора. Зачастую неопытные владельцы лодок тратят уйму времени на поиски оптимального положения и в лучшем случае сохраняют статус-кво.
Все вышеперечисленное – базовые принципы, позволяющие лишь правильно установить мотор на лодку. А ведь иногда хочется большего комфорта, и тогда актуальными оказываются такие задачи, как:
установка тахометра на лодочный мотор;
дистанционное управление лодочным мотором;
установка электроподъемника на лодочный мотор;
монтаж на консоль лодки прочих индикаторов (уровня топлива, тримметра, скорости движения, вольтметра и т.д.).
Окончательная же доводка зависит от сферы применения лодки (покатушки, любительская рыбалка, соревнования) и ее предполагаемой загрузки, поэтому после установки мотора почти наверняка понадобится более точная регулировка его положения и подбор правильного винта. Велика вероятность, что штатный шаг и материал последнего не позволят достичь искомых кондиций. И здесь уже точно не обойтись без совета профессионалов, которые проверили в деле сотни различных комбинаций лодок, моторов и гребных винтов.
Кстати, не стоит забывать и о носовых электромоторах. Они тоже устанавливаются и настраиваются механиками нашего сервис-центра по желанию владельца. А тем, кто все же предпочитает самостоятельные эксперименты, в качестве полезного инструмента можно предложить разнообразные электроподъемники – вплоть до гидролифтов для особо мощных моторов (200–300 л. с). Они способны в динамике поднимать/опускать двигатель для поиска оптимальной скорости и менять дифферент для улучшения хода лодки, а также облегчать движение по мелководью и обеспечивать безопасный спуск на воду. При этом детальная регулировка доступна непосредственно с консоли водителя за счет специального дистанционного тумблера.
Как несложно убедиться, при правильной установке мотора на лодку решающее значение имеют считанные миллиметры и градусы, и совершенно очевидно, что новичкам заниматься подобным тюнингом не рекомендуется. Иначе велик риск потерять контроль над судном, утопить мотор или, того хуже, травмировать себя и пассажиров.
Многие клиенты уже убедились в профессионализме сотрудников Прокатись.ру, которые точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем качественно, в кратчайшие сроки и за вполне адекватную цену.
Ждем заявок в нашем сервисном центре. У нас еще много интересных идей!
Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов
К установке лодочного мотора нужно относиться с полной ответственностью, учитывая, что от этого зависит не только эксплуатационный срок самого механизма, но и безопасность находящихся в плавсредстве пассажиров.
Для соблюдения этого условия пригодятся пошаговые рекомендации специалистов.
Важные моменты при выборе
Несоблюдение правил установки подвесного мотора может спровоцировать следующие неприятные ситуации:
самопроизвольное отсоединение подвесного мотора;
- отклонение судна от выбранного направления;
- работа мотора не в полную силу (заниженные обороты);
- чрезмерный расход топлива;
- падение мотора в воду.
При выборе подвесного мотора необходимо обратить внимание:
- На значение допустимой мощности двигателя – такие данные содержатся в прилагаемой к водному судну документации, согласно которой и применяются лодочные моторы.
- На действительную высоту транца судна.
- На допустимый диапазон мощности – этот параметр также указывается в документации и им не стоит пренебрегать перед покупкой конкретной модели подвесного мотора.
Расположение подвесного мотора
Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.
Расположение по высоте:
- Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
- Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
- Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
- Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
- При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.
Установка подвесного двигателя
Прежде всего нужно понимать, что все действия, направленные на крепление различных конструкторских элементов, должны быть произведены максимально надежно. В противном случае подвесной мотор может отсоединиться.
Чтобы безопасно поднять подвесной двигатель для последующей установки, рекомендуется воспользоваться так называемым гусем, а для фиксации подъемных тросов применить рым-болты соответствующего назначения.
Конечно, используемое значение в этом случае выступает как ориентировочная информация, поскольку действительный момент затяжки гаек может существенно отличаться в зависимости от материала корпуса конкретного плавсредства.
Основными этапами установки мотора на лодку являются:
- заложение в крепежные отверстия мотора силиконового герметика;
- установка мотора на заднюю часть плавсредства;
- крепление лодочного мотора в нужном месте с помощью специальных крепежных элементов.
Возможные ошибки при установке
Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:
- от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
- от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
- от фактических характеристик используемого гребного винта;
- от фактических условий эксплуатации судна.
В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.
На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.
После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.
Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.
Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.
Правила выбора гребного винта
Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.
Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.
Именно качественный и оптимально подобранный гребной винт значительно продлевает эксплуатационный срок службы подвесного мотора.
Идеальным можно считать тот гребной винт, который позволяет двигателю развить рекомендуемое количество оборотов при 80% загруженности водного судна. В случае достижения максимальных оборотов при полной загруженности плавсредства есть вероятность превысить рекомендуемые обороты при неполной загрузке лодки.
Если же двигатель развивает максимально возможные обороты при неполной загрузке судна, то по мере увеличения загруженности он будет «задыхаться». Как результат, неполная и чрезмерная загрузка судна значительно повышает расход топливной смеси и сокращает то расстояние, которое преодолевается на единицу потребления топлива. Именно отсюда исходит вся важность правильного выбора гребного винта.
- Диаметр, определяющий максимальный размер гребного винта по лопастям. В частности, грузовые судна используют винты большего диаметра, позволяющие им чувствовать себя уверенно при полной загруженности.
- Шаг определяет длину винтовой поверхности, которая образуется за счет лопасти винта за один оборот. Данный показатель необходим для обеспечения условий движения судна на высокой скорости и к тому же с экономичным расчетом.
Увеличивая шаг винта на одних и тех же оборотах двигателя, можно значительно повысить скорость лодки. Такие действия не только повышают эффективность работоспособности мотора, но и сокращают удельный расход топлива. Увеличение шага винта к тому же улучшает управляемость судна на скоростных поворотах.
Безусловно, материал, из которого изготовлен гребной винт, также считается значимым моментом. В некоторых ситуациях это важнее, чем показатель мощности двигателя. Для двигателей с мощностью 50-110 л. с. оптимальным вариантом являются нержавеющие винты из алюминия или стали.
Итак, установка мотора на лодку – это действительно ответственный момент, поэтому во избежание непредвиденных ситуаций на воде целесообразнее воспользоваться рекомендациями специалистов.
Полезное видео
Видео-обзор первого пуска лодочного мотора Tohatsu M9,8 BS:
Видео о том, как «подогнать» мотор под лодку:
Установка мотора на лодку
Подвесной мотор представляет собой автономный агрегат, готовый к навеске на транец и немедленному действию. Однако эффективная — с высоким коэффициентом полезного действия, экономичная и безопасная работа мотора Вихрь зависит от многих факторов. Важнейшими из них являются правильная установка мотора на корпус лодки, оборудование его системой дистанционного управления, приборами контроля за его работой, подбор гребного винта.
Моторы семейства «Вихрь» рассчитаны на эффективную эксплуатацию в основном на легких глиссирующих мотолодках, имеющих полный вес (с оборудованием, экипажем, мотором и запасом топлива) от 200 до 700 кг и развивающих скорости от 32 до 45 км/ч. При большей нагрузке на лодку ставят два мотора либо приспосабливают мотор к работе в ус ловиях полуглиссирующего или водоизмещающего плавания с меньшими скоростями.
Мотолодки, выпускаемые промышленностью, как правило, имеют транцы, приспособленные для навески подвесного мотора. Но и в этом случае необходимо убедиться, что гребной винт будет работать в оптимальных условиях. Первое, что нужно проверить — это положение антикавитационной плиты от носительно поверхности днища. При нормальном погружении винта плита должна быть ниже днища на 5—15 мм. Если она оказывается выше или на одном уровне с днищем, то на лопасти винта будут попадать вихри и пузырьки воздуха, образующиеся от трения обшивки корпуса о воду, и винт начинает кавитировать. При этом двигатель развивает полные обороты, а скорости лодка не имеет.
Рис. 122. Схема установки двух подвесных моторов на транце мотолодки.
Если же винт погружен слишком глубоко, теряется мощность из-за противодавления воды на выпуске отработавших газов, увеличивается смоченнаяповерхность подводной части мотора и сопротивление воды, которое она ока зывает движению судна.
Заглубление антикавитационной плиты необходимо проверить и при установке двух моторов на транце — точно по оси установки мотора (рис. 122). При необходимости высоту транца можно отрегулировать за счет накладок на его верхнюю кромку (под струбцины подвески мотора). Расстояние между осями моторов не должно быть менее 420 мм, чтобы гребные винты не создавали помех друг другу, особенно при поворотах. Разносить моторы шире, чем на 550 мм, не имеет смысла. На лодках, имеющих зна чительную килеватость днища и получающих заметный крен на поворотах, слишком близкое расположение моторов к бортам может явиться причиной прорыва воздуха к винту, работы двигателя «в разнос» и, как следствие, — ухудшения управляемости лодки.
При установке мотора на лодку следует проверить, не совпадает ли ось мотора с выступающим ниже днища брусковым килем или продольным реданом — в этом случае завихрения с них могут по падать на лопасти гребного винта и вызвать кавитацию. Если это подтвердится при пробном выходе, то необходимо сместить мотор к одному из бортов либо срезать и заострить киль на расстоянии 500—600 мм от транца.
Приведенные рекомендации по оптимальной глубине погружения оси винта относятся к установке мотора непосредственно на транце, когда на работу винта определенное влияние оказывает днище лодки. Если мотор Вихрь навешивается на выносном кронштейне — на некотором расстоянии от транца, может потребо ваться поднять ось винта на 15—20 мм выше для уменьшения брызгообразования от подводной части
мотора. Иногда приходится ставить дополнительные щитки, отражающие брызги, вырывающиеся из-под мотора вниз.
Рис. 123. Влияние угла откидки подвесно го мотора относительно транца на обтекание антикавитационной плиты
а — чрез мерный угол откидки мотора;
б— мотор излишне прижат к транцу.
Второе, на что следует обратить внимание при установке мотора Вихрь на транец -это угол его наклона относительно транца. Это связано также с положением антикавитационной плиты. Если плита, имеющая достаточную площадь, расположена под неправильным углом атаки к набегающему потоку воды, то это дает заметное увеличение сопротивления воды и повышенное брызгообразование. На ходу плита должна иметь угол атаки по отношению к встречному по току воды в пределах 0-2°. Если угол откидки слишком велик (рис. 123,а), то на верхнюю поверхность плиты действует избыточное гидродинамическое давление, за счет действия которого корма лодки опускается вниз — лодка получает ходовой дифферент на корму. Одновременно под нижней поверхностью плиты образуется область разрежения давления, возможен прорыв воздуха к лопастям гребного винта. При чрезмерном поджатии мотора к транцу гидродинамическая подъемная сила на плите, наоборот, направлена вверх и способствует снижению ходового дифферента. В обоих случаях на плиту действует горизонтальная составляющая гидродинамических сил, направленная назад — дополнительная сила сопротивления движению.
На практике правильность установки мотора проверяют с помощью ровной рейки. Ее прикладывают к антикавитационной плите и замеряют зазоры между рейкой и днищем у транца и в метре от транца в нос. Разность этих замеров 9-15 мм обеспечивает параллельность антикавитационной плиты днищу с учетом упругих деформаций подвески мотора и транца. Если угол откидки мотора от транца отрегулировать с помощью отверстий в подвеске не удается, можно использовать клиновые деревянные прокладки, которые крепят снаружи транца под кронштейны подвески. Подбору оптимального заглубления гребного винта и углу наклона подвесного мотора следует уделить достаточное внимание, так как от этого зависят скорость и экономичность эксплуатации мотолодки. Лучше всего, если при этом руководствоваться показаниями приборов — спидометра, тахометра и клинометра (прибора для измерения ходового дифферента). Для каждой лодки и определенной нагрузки существует оптимальный ходовой дифферент на корму, определяющий смоченную длину, а следовательно, и поверхность днища, находящуюся в контакте с водой. При правильно подобранном гребном винте, когда мотор развивает номинальную частоту вращения и лодка идет с максимальной скоростью, угол ходового дифферента на корму должен составлять от 2 до 5°. Если же при полном открытии дроссельной заслонки дифферент превышает этот предел, необходимо его уменьшить — переместить пассажиров и тяжелые грузы (бензобак) ближе к носу, поджать «ногу» мотора ближе к транцу, установить регулируемые транцевые плиты. Только за счет уменьшения ходового дифферента иногда удается повысить скорость лодки на 40 % при одновременном снижении расхода горючего на пройденный километр пути на 20%. Работы по доводке дифферента, угла наклона мо тору и заглубления винта необходимо проводить в виде контрольных пробегов на мерной линии (100—200 м) при разной нагрузке, распределении пассажиров и основных грузов в лодке.
После определения оптимального положения мотора на транце необходимо позаботиться о его надежном креплении к лодке таким образом, чтобы гарантировать мотор от падения в воду в результате отвинчивания струбцин при тряске на волне или соскальзывания мотора вбок при резких поворотах . Лучше всего с внутренней стороны транца над опорными шайбами струбцин закрепить деревянную рейку или металлический угольник, предотвращающий соскакивание струбцин вверх. Разумеется, рейка или угольник не должны препятствовать снятию мотора при полностью отвинченных струбцинах. Если транец слишком толстый, то в нем можно сделать углубления под опорные шайбы глубиной 6—8 мм. Как минимум, мотор должен быть застрахован от падения за борт стальным или капроновым тросиком, привязанным к его задней ручке и рыму или утке на корпусе лодки.
Известно немало случаев, когда двигатели моторов «Вихрь» устанавливались на катерах и яхтах в стационарном варианте, приводя в действие гребной винт или водометный движитель. При этом двигатель располагают как в его нормальном положении — коленчатым валом вертикально, так и с коленчатым валом, параллельным оси гребного вала. Для эффективной работы движителя в этих случаях необходимо применение редуктора, снижающего частоту вращения гребного вала в 1,5—2,5 раза. Сам двигатель может работать практически в любом положении, но обязательным условием является вертикальное положение оси поплавка карбюратора. Не рекомендуется устанавливать какие-либо проставки между картером двигателя и карбюратором, так как это отрицательно сказывается на качестве распыления топливной смеси.