Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21102 с системой впрыска топлива M1.5.4N и ЯНВАРЬ-5.1 (16-ти клапанная).
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21102 с системой впрыска топлива M1.5.4N и ЯНВАРЬ-5.1 (16-ти клапанная).
Схема электрооборудования.
1 – передняя фара; 2 – датчики износа колодок передних тормозов; 3 – звуковой сигнал; 4 – вентилятор системы охлаждения; 5 – выключатель света заднего хода; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – генератор; 8 – датчик контрольной лампы давления масла; 9 – датчик давления масла; 10 – свечи зажигания; 11 – форсунки; 12 – регулятор холостого хода; 13 – колодка контроллера; 14 – датчик положения дроссельной заслонки; 15 – датчик положения коленчатого вала; 16 – модуль зажигания; 17 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 – стартер; 19 – колодка диагностики; 20 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 – датчик скорости; 22 – главное реле; 23, 35, 39 – плавкие предохранители; 24 – электробензонасос; 25 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя; 26 – клапан рециркуляций; 27 – вентилятор отопителя; 28 – насос омывателя ветрового стекла; 29 – датчик уровня омывающей жидкости; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 32 – моторедуктор стеклоочистителя; 33 – дополнительный резистор вентилятора отопителя; 34 – реле электровентилятора; 36 – клапан продувки адсорбера; 37 – датчик расхода воздуха; 38 – реле электробензонасоса; 40 – переключатель наружного освещения; 41 – датчик детонации; 42 – датчик концентрации кислорода (подогреваемый лямбда-зонд); 42* – СО-потенциометр (ставится на машинах, эксплуатируемых на этилированном бензине; в этом случае поз.42 не устанавливается); 43 – контрольная лампа противотуманного света; 44 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 45 – выключатель противотуманного света; выключатель обогрева заднего стекла; 47 – комбинация приборов; 48 – монтажный блок; 49 – датчик уровня топлива; 50 – замок зажигания; 51 – регулятор яркости подсветки приборов; 52 – подрулевой переключатель; 53 – лампа подсветки рычагов управления отопителем; 54 – выключатель аварийной сигнализации; 55 – электронный блок управления отопителем; 56 – выключатель клапана рециркуляции топлива; 57 – блок индикации бортовой системы контроля; 58 – боковые указатели поворота; 59 – датчик температуры для системы отопления; 60 – плафон освещения салона; 61 – плафон местного освещения салона; 62 – розетка для переносной лампы; 63 – электронные часы; 64 – дверные выключатели передних дверей; 65 – дверные выключатели задних дверей; 66 – лампа освещения перчаточного ящика; 67 – выключатель освещения перчаточного ящика; 68 – прикуриватель; 69 – лампа освещения пепельницы; 70 – выключатель стоп-сигнала; 71 – обогреватель заднего стекла; 72 – наружные задние фонари; 73 – внутренние задние фонари; 74 – лампы освещения номерного знака; 75 – лампа освещения багажника; 76 – блок управления АПС; 77 – индикатор состояния АПС 78 – датчик фаз.
Схема соединений системы управления двигателем ВАЗчности Евро-2 (контроллер МP7.0) автомобилей ВАЗ-21102, -2111, -21122.-2111 с распределённым впрыском топлива под нормы токси
Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-2111 с распределённым впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 (контроллер МP7.0) автомобилей ВАЗ-21102, -2111, -21122.
Схема соединений системы управления двигателем.
1 – форсунки; 2 – свечи зажигания; 3 – модуль зажигания; 4 – колодка диагностики; 5 – контроллер; 6 – колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов; 7 – главное реле; 8 – предохранитель, защищающий цепи главного реле; 9 – реле электровентилятора системы охлаждения двигателя; 10 – предохранитель, защищающий цепи реле электровентилятора системы охлаждения двигателя; 11 – реле электрического топливного насоса; 12 – предохранитель, защищающий цепи реле электрического топливного насоса; 13 – датчик массового расхода и температуры воздуха; 14 – датчик положения дроссельной заслонки; 15 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 – регулятор холостого хода; 17 – датчик кислорода; 18 – датчик детонации; 19 – датчик положения коленчатого вала; 20 – электромагнитный клапан продувки адсорбера; 21 – блок управления иммобилайзера; 22 – индикатор состояния иммобилайзера; 23 – датчик скорости автомобиля; 24 – модуль электрического топливного насоса с датчиком уровня топлива; 25 – датчик контрольной лампы давления масла; 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 27 – датчик уровня масла; A – колодка, присоединяемая к жгуту проводов салонной группы АБС; B – колодка присоединяемая к жгуту проводов кондиционера; C – колодка присоединяемая к жгуту проводов электровентилятора; D – провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки); E – колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединённым от выключателя зажигания; F – к выводу «+» аккумуляторной батареи; G1, G2 – точки заземления.
Наряду с буквенным обозначением цвета проводов га данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например «-5-». На схеме не показаны точки соединения розово-чёрных красных и зелёного с красной полоской проводов.
Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-2111, -2112 с распределённым впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 (контроллеры М1.5.4N, «Январь 5.1») автомобилей ВАЗ-21102, -21103 -2111, -2113, -2112, -21122.
Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-2111, -2112 с распределённым впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 (контроллеры М1.5.4N, «Январь 5.1») автомобилей ВАЗ-21102, -21103 -2111, -2113, -2112, -21122.
Схема соединений системы управления двигателем.
1 – форсунки; 2 – свечи зажигания; 3 – модуль зажигания; 4 – колодка диагностики; 5 – контроллер; 6 – колодка, присоединённая к жгуту проводов панели приборов; 7 – главное реле; 8 – предохранитель, защищающий цепи главного реле; 9 – реле электровентилятора системы охлаждения двигателя; 10 – предохранитель, защищающий цепи реле электровентилятора системы охлаждения двигателя; 11 – реле электрического топливного насоса; 12 – предохранитель, защищающий цепи реле электрического топливного насоса; 13 – датчик массового расхода и температуры воздуха; 14 – датчик положения дроссельной заслонки; 15 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 – регулятор холостого хода; 17 – датчик кислорода; 18 – датчик детонации; 19 – датчик положения коленчатого вала; 20 – электромагнитный клапан продувки адсорбера; 21 – блок управления иммобилайзера; 22 – индикатор состояния иммобилайзера; 23 – датчик скорости автомобиля; 24 – модуль электрического топливного насоса с датчиком уровня топлива; 25 – датчик контрольной лампы давления масла; 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 27 – датчик уровня масла; 28 – датчик фаз (устанавливается на автомобиле с 16-ти клапанном двигателем); A – колодка, присоединяемая к жгуту проводов салонной группы АБС; B – колодка присоединяемая к жгуту проводов кондиционера; C – колодка присоединяемая к жгуту проводов электровентилятора; D – провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки); E – колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединённым от выключателя зажигания; F – к выводу «+» аккумуляторной батареи; G1, G2 – точки заземления.
Наряду с буквенным обозначением цвета проводов га данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например «-4-». В некоторых случаях кроме обозначения номера элемента приводится через косую дробь и номер контакта, например «-5/15-». На схеме не показаны точки соединения розово-чёрных красных и зелёного с красной полоской проводов.
Схема электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 GM ВАЗ-21102 с двигателем 2111.
Схема электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 GM ВАЗ-21102 с двигателем 2111.
Схема электрических соединений.
1 – форсунки; 2 – свечи зажигания; 3 – модуль зажигания; 4 – колодка диагностики; 5 – контроллер; 6 – колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов; 7 – главное реле; 8 – предохранитель цепи питания контроллера и модуля зажигания; 9 – предохранитель цепи питания датчика скорости и датчика массового расхода воздуха; 10 – предохранитель цепи питания электробензонасоса; 11 – реле электробензонасоса; 12 – реле электровентилятора; 13 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 – регулятор холостого хода; 15 – датчик детонации; 16 – электромагнитный клапан продувки адсорбера; 17 – датчик положения коленчатого вала; 18 – датчик скорости; 19 – датчик массового расхода воздуха; 20 – датчик кислорода; 21 – датчик положения дроссельной заслонки; 22 – электробензонасос с датчиком уровня топлива; 23 – датчик контрольной лампы давления масла; 24 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 25 – датчик уровня масла; 26 – колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания; 27 – комбинация приборов; 28 – монтажный блок; 29 – электровентилятор системы охлаждения; 30 – выключатель зажигания.
А – колодка, присоединяемая к жгуту кондиционера; В – колодка, присоединяемая к колодке М жгута переднего; С – к клемме “+” аккумуляторной батареи; D1, D2 – точки заземления; Е – контакт колодки к блоку бортовой системы контроля; F – контакты колодки к маршрутному компьютеру; G – контакты колодки жгута панели приборов и жгута переднего; М – колодка, присоединяемая к колодке В жгута системы зажигания; L – к клемме “В+” генератора.
Компоненты системы управления двигателем автомобилей семейства ВАЗ-2110.
Компоненты системы управления двигателем автомобилей семейства ВАЗ-2110.
На двигателе ВАЗ-211 применена система распределённого впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мёртвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределённого фазированного впрыска: топливо подаётся форсунками поочерёдно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.
Большинство деталей двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).
На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.
Внимание. При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведение сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъёмы. Запрещается проверять работу системы зажигания «на искру». Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и «массы» на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.
Отличительные признаки и взаимозаменяемость компонентов систем управления двигателем.
Контроллер системы впрыска.
Представляет собой миникомпьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и её обработке. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима т.е. при отключении её содержимое стирается.
ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т.п. ППЗУ энергонезависимо, т.е. его содержимое не изменяется при отключении питания. ППЗУ устанавливается в разъём на плате контроллера и может быть заменено (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер).
В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при «обучении» ключей. Эта память также энергонезависима.
Датчики системы впрыска.
Выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя (кроме датчика скорости автомобиля), на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок искрообразования. При выходе из строя отдельных датчиков контроллер переходит на обходные алгоритмы работы; при этом могут ухудшиться некоторые параметры двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может.
Датчик положения коленчатого вала.
Установлен на крышке масленого насоса. Он выдаёт контроллеру информацию об угловом положении коленчатого вала и моменте прохождения поршнями 1-го и 4-го цилиндров ВМТ. Датчик – индуктивного типа, реагирует на прохождение зубьев задающего диска на шкиве привода генератора вблизи своего сердечника. Зубья расположены на диске с интервалом 6 ˚. Для синхронизации с ВМТ два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нём генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником должен находиться в пределах 1+-0,2мм.
Датчик фаз.
Установлен на головке блока цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На двигателе ВАЗ-2112 на шкиве впускного распределительного вала находится диск с прорезью в ободе. Обод проходит через паз в датчике. Когда прорезь диска попадает в паз датчика, он выдаёт на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим распределённого (нефазированного) впрыска топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Ввернут в выпускной патрубок на головке блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор.
Температура, ˚С | Сопротивление датчика, Ом |
100 | 177 |
80 | 332 |
60 | 667 |
40 | 1459 |
20 | 3520 |
9420 | |
-20 | 28680 |
-40 | 100700 |
Контроллер подаёт на датчик стабилизированное напряжение +5 В через резистор и по падению напряжения рассчитывает состав смеси.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой потенциометр. На один конец его обмотки подаётся стабилизированное напряжение +5В, а другой соединён с «массой». С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера. Для проверки датчика включите зажигание и измерьте напряжение между «массой» и выводом ползунка (не отключайте разъём – провода можно проколоть тонкими иглами, подключёнными к выводам вольтметра) – оно должно быть не более 0,7 В. Поворачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную заслонку и вновь измерьте напряжение оно должно быть более 4 В. Выключите зажигание, отсоедините разъём, подключите стрелочный омметр между выводами ползунка и любым из двух оставшихся. Медленно поворачивайте сектор рукой, следя за показаниями стрелки. На всём диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. Иначе замените датчик. При выходе из строя ДПДЗ его функции берёт на себя датчик массового расхода воздуха. При этом обороты холостого хода не опускаются ниже 1500 об/мин.
Датчик массового расхода воздуха.
Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного резистора. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера.
В разных вариантах систем впрыска применяются датчики двух типов – с частотным или амплитудным выходным сигналом. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота, во втором случае – напряжение. При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берёт на себя ДПДЗ.
Датчик детонации.
Одноконтактный датчик детонации ввёрнут в верхнюю часть блока цилиндров, двухконтактный датчик крепится на шпильке.
Действие датчика основано на пьезоэффекте: при сжатии пьезоэлектрической пластинки на её концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике образуются импульсы напряжения, по которым контроллер регулирует опережение зажигания.
Датчик кислорода.
Установлен в приёмной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создаёт разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мала кислорода – богатая смесь). По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для работы эффективной нейтрализатора (напряжение кислородного датчика – около 0,5 В). Для нормальной работы датчик кислорода должен иметь температуры не ниже 360˚С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент.
Контроллер постоянно выдаёт в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45+/-0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остаётся неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.
СО-потенциометр.
Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор. СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащённых каталитическим нейтрализатором.
Датчик скорости автомобиля.
Установлен на коробке передач на приводе спидометра. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдаёт на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колёс. 6 импульсов датчика соответствуют 1м пути автомобиля. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.