Меню

Схема системы охлаждения двигателя toyota

Схема системы охлаждения двигателя toyota

Система охлаждения двигателя жидко­стная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Устройство системы охлаждения показано на рисунке

Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентиляторами, расширительного бачка, водяного насоса 1, термостата 3 и шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос 1. Из насоса жидкость подает­ся в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зави­симости от положения клапана термостат 3 возвращается в насос по перепускному ка­налу 2 (при низкой температуре) или через радиатор (при высокой температуре).

С системой охлаждения двигателя соединены радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла 4 системы питания.

Радиатор с вертикальным потоком жидко­сти, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной ру­башке двигателя. В нижнем бачке находятся теплообменник для охлаждения рабочей жид­кости автоматической коробки передач и кран для слива охлаждающей жидкости из радиатора.

В верхнем бачке радиатора находится за­ливная горловина с патрубком парового шлан­га, соединяющего радиатор с расширитель­ным бачком. Горловина герметично закрыта пробкой с двумя клапанами: впускным и выпу­скным.

Выпускной клапан открывается при давлении 78,5-122,7 кПа (0,80-1,25 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и преду­преждая интенсивное парообразование.

При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение.

Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/см 2 ) и пропускает охлаж­дающую жидкость из расширительною бачка в радиатор.

Исправность клапанов пробки радиатора очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждаю­щей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана приводит к сниже­нию температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению дав­ления в системе, что может вызвать повреж­дение радиатора и шлангов.

Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлаждаю­щей жидкости о зависимости от ее температу­ры.

Он изготовлен из полупрозрачной пласт­массы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой, к которой подсоеди­нен паровой шланг.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Он располо­жен на передней поверхности блока цилинд­ров и приводится во вращение поликлиновым ремнем, общим с генератором, насосом гид­роусилителя рулевого управления и компрес­сором кондиционера от шкива коленчатого вала.

В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении, смазки Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) ого заменяют в сборе.

Термостат 3 с твердым термочувстви­тельным наполнителем поддерживает нор­мальную рабочую температуру охлаждаю­щей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.

Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 77º С термостат полностью закрыт и жид­кость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя

При температуре выше 80º С термостат на­чинает открываться, при 95º С открывается полностью, обеспечения циркуляцию жидко­сти через радиатор.

Электровентиляторы системы охлажде­ния (с пластмассовыми многолопастными крыльчатками) служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу электронного блока управления двигателем.

Причем в зависимости от напря­женности теплового режима и алгоритма ра­боты кондиционера электровентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью

Изменение скоростного режима электровентиляторов обеспечиваются блоком управле­ния двигателем путем изменения схемы их подключения с последовательной на параллельную схему

Электровентиляторы в сборе с кожухом закреплены на радиаторе системы охлаждения.

Систему заполняют жидкостью (антифри­зом), не замерзающей при температуре окру­жающей среды до -40º С. Тип охлаждающей жидкости, залитой в систему охлажде­ния, — Toyota Super Long Life Coolant (красно­го цвета).

Не рекомендуется заполнять систему охлаж­дения водой, так как в состав антифриза вхо­дят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствую­щие отложению накипи

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения

Двигатель перегревается

Читайте также:  Фильтр для масла двигателя ауди а6

— низкий уровень охлаждающей жидкости в радиаторе — долейте охлаждающую жидкость;

— неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) — замените термостат;

— неисправен водяной насос — проверьте насос и в случае неисправности замените;

— сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми — промойте снаружи сердцевину радиатора;

— трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями — промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью;

— один или оба электровентилятора не включаются из-за обрыва электрических цепей, выхода из строя датчика температуры, предохранителей, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателя вентилятора — проверьте и восстановите электрические цепи.

При необходимости замените предохранители, сопротивление, реле или электровентилятор в сборе;

— повреждение клапана в пробке радиатора (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением — замените пробку радиатора)

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

— чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя. — Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку ГБЦ;

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

— негерметичен радиатор — замените радиатор;

— негерметичен расширительный бачок — замените расширительный бачок;

— утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов — замените хомуты крепления шлангов;

— повреждено уплотнение водяного насоса — замените водяной насос;

— недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (на холодном двигателе во время длительной стоянки появляется течь охлаждающей жидкости через стык между ГБЦ и блоком цилиндров, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) — затяните болты крепления ГБЦ необходимым моментом;

— негерметичен радиатор отопителя — замените радиатор отопителя.

Система охлаждения на Тойоте Королле: составные части и их обслуживание

Любой автомобиль обладает охлаждающим узлом, который служит выполнению лишь одной функции – остужать сильно греющиеся узлы и детали. В основном таким узлом является двигатель. Сейчас мы поговорим о том, какая, установлена система охлаждения на Тойоте Королле, а также из каких основных частей она состоит. По мере описания поговорим и об обслуживании каждой составной части.

Охлаждение, установленное на данную модель, можно охарактеризовать как достаточно надежное. Как и на любом другом автомобиле – со временем могут трескаться резиновые патрубки, которые будут пропускать охлаждающую жидкость. Поэтому всегда стоит следить за состоянием всей системы. Помимо этого, стоит запомнить, что не стоит использовать для охлаждения воду – это может привести к ее засорению, в связи с чем, некоторые узлы могут выйти из строя.

Составные части охлаждения Тойоты Короллы

Она состоит всего из пяти основных частей:

  • Насос – основная задача перекачка жидкости;
  • Радиатор – основная задача охлаждать жидкость, находящуюся в системе;
  • Впускной патрубок;
  • Патрубок от системы отопления;
  • Патрубок к системе отопления.

Во всей своей взаимосвязи ее можно отнести к классу принудительных термостатируемых видов охлаждения с использованием повышенного давления в ее работе.

В автомобилях данной модели установлен центробежный насос – он обеспечивает циркуляцию охлаждающего вещества по всему охлаждающему узлу автомобиля. Как в старых, так и в новых моделях он смонтирован в передней части блока с цилиндрами. Как и в любом другом автомобиле, она перекачиваемая насосом, обтекает все цилиндры – начиная с передней части блока и заканчивая задней. После этого она проходит через второстепенные узлы, такие как: отлитые клапана впускного и выпускного коллекторов, около свечей зажигания Тойоты Короллы, а затем мимо направляющих втулок выпускных клапанов, так как они тоже значительно греются. В обслуживании он прост, однако если сломается, лучше всего будет просто заменить его.

Термостат с парафиновым рабочим телом находится недалеко от трансмиссии, невооруженным глазом его не увидеть, так как он закрыт специальной крышкой. Термостат работает как клапан и когда необходимо прекращает подачу охлаждающего вещества на двигатель. Как правило, такой процесс происходит при его разогреве. Передача восстанавливается в тот момент, когда двигатель прогреется до нормальной температуры. Именно таким образом регулируется температура двигателя.

Читайте также:  Чип тюнинг туарег дизель 245

Радиатор данной модели автомобиля оснащен контрольным клапаном – устройство такой конструкции обеспечивает остывание охлаждающего вещества, а также повышает точку закипания в нем. Клапан сам регулирует внутреннее давление, и поэтому если греющая жидкость начнет испаряться, он сам выпустит пары и через специальный отвод выведет их на расширительный бачек. Это позволяет не нарушать положенный уровень жидкости системе охлаждения на Тойоте Королле.

Ну и наконец, резиновые патрубки, которые служат направляющими для охлаждающей жидкости, как правило, все они термо- и морозостойкие.

Описанная система не очень сложна, однако очень эффективна, так как является замкнутой. Благодаря возврату перегретой жидкости в виде паров на расширительный бачек уровень жидкости практически всегда остается одинаковым, за исключением тех моментов, когда патрубки полопались и стали пропускать ее наружу.

Схема системы охлаждения двигателя toyota

Моторы Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE имеют жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.

Рис.12. Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Спринтер, Калдина

1 — термостат, 2 — входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 — (от радиатора), 4 — выходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 — (к радиатору), 6 — насос охлаждающей жидкости, 7 — (от отопителя), 8 — (к отопителю), 9 — трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 — (от подогревателя дроссельной заслонки), 11 — (к подогревателю дроссельной заслонки), 12 — радиатор.

Рис.13. Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina

1 — термостат, 2 — входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 — (от радиатора), 4 — (к радиатору), 5 — насос охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей жидкости,термостат, электрический вентилятор системы охлаждения, соединительные шланги и другие элементы.

Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждается с помощьювентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.

Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью насоса и охлаждает двигатель.

Рубашка системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости.

Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока.

Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров двигателя и камер сгорания).

Радиатор (кроме моделей AW11 (MR2))

Радиатор Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina размещается в передней части автомобиля и предназначен для охлаждения охлаждающей жидкости, поступающей из рубашки охлаждения.

Радиатор состоит из правого и левого бачков и сердцевины радиатора, которая соединяет два бачка. В верхнем бачке расположен входной патрубок, по которому поступает охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения, а также шланг для перепуска излишней охлаждающей жидкости или пара.

В нижнем бачке радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina расположен выходной патрубок охлаждающей жидкости, через который она поступает в насос охлаждающей жидкости, а также сливной краник, через который удаляется охлаждающая жидкость.

Читайте также:  Мото ремонт иж юпитер двигатель

Сердцевина радиатора двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина имеет множество оребренных трубок, по которым поток охлаждающей жидкости проходит из верхнего бачка в нижний, а также охлаждающие ребра для более эффективного рассеивания теплоты в окружающую среду.

Охлаждающая жидкость, нагретая при прохождении через рубашку охлаждения, охлаждается в радиаторе потоком воздуха, просасываемым электрическим вентилятором, а также встречным потоком воздуха, возникающем при движении автомобиля.

Модели с автоматической трансмиссией имеют специальный охладитель рабочей жидкости автоматической коробки передач, который расположен в нижнем бачке радиатора.

Вентилятор с электрическим приводом располагается позади радиатора, что облегчает прохождение потока воздуха через радиатор.

Вентилятор включается только в том случае, если температура охлаждающей жидкости достигнет рабочего значения. Это снижает затраты мощностина привод вентилятора и предотвращает переохлаждение двигателя.

Особенности радиатора для моделей Тойота AW11 (MR2)

Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE для модели MR2 отличается от радиаторов остальных моделей тем, что поток охлаждающей жидкости в нем проходит в горизонтальном направлении с одной стороны автомобиля на другую.

Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE имеет два боковых бачка и сердцевину, которая их соединяет. Входной патрубок, по которому охлаждающая жидкость поступает в радиатор из рубашки охлаждения, и краник для слива охлаждающей жидкости расположены в левом бачке.

Выходной патрубок охлаждающей жидкости и воздушный дренажный краник, облегчающий заполнение двигателя охлаждающей жидкостью, расположены в правом бачке.

Охладитель рабочей жидкости для моделей с автоматической трансмиссией расположен в сердцевине радиатора и использует часть ее трубок. Пробка радиатора имеет обычную конструкцию, но расположена на отдельном патрубке.

Пробка радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina — уплотняющего типа, она должна герметизировать радиатор и выдерживать повышенное давление, возникающее в результатетеплового расширения охлаждающей жидкости.

Повышенное давление в радиаторе препятствует закипанию охлаждающей жидкости даже при температуре выше 100°С. Пробка радиатора имеет паровой (сбрасывающий) клапан и воздушный клапан (клапан разрежения).

При температуре охлаждающей жидкости 110-120°С избыточное давление внутри радиатора, вызванное тепловым расширением жидкости, достигает 0,3-1,0 кг/см2 или 30-100 кПа. В случае превышения указанного предела под действием давления открывается паровой клапан, и пар удаляется через паровую трубку.

Воздушный клапан открывается под действием разрежения, которое образуется внутри радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina после остановки двигателя и снижения температуры охлаждающей жидкости. Открытие этого клапана позволяет охлаждающей жидкости в расширительном бачке вернуться в систему охлаждения.

Расширительный бачок предназначен для аккумулирования избыточного объема охлаждающей жидкости, который получается в результате ее объемного расширения при нагреве. Когда температура охлаждающей жидкости падает, она возвращается из расширительного бачка в радиатор.

Таким образом, радиатор всегда заполнен охлаждающей жидкостью, и при этом не допускается ненужных ее потерь. Чтобы убедиться в необходимости долива охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее уровень в расширительном бачке.

Водяной насос мотора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения. Он устанавливается в передней части блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала ремнем привода генератора.

Термостат Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina устанавливается на входном патрубке контура охлаждения. Он имеет восковой перепускной клапан и автоматический клапан, управляемый в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Автоматический клапан закрывается, когда температура охлаждающей жидкости падает, и тем самым препятствует циркуляции жидкости через двигатель, ускоряя процесс его прогрева.

Adblock
detector