Меню

Схема системы охлаждения двигателя автобуса

Схема системы охлаждения двигателя автобуса

Рис. 21. Расположение приборов и приводных ремней системы охлаждения автобуса ЛиАЗ-677М

Под действием центробежного насоса охлаждающая жидкость нагнетается в водяную полость цилиндров и головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость поступает в коробку термостатов, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или к водяному насосу. Температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается в пределах 80—90 °С.

Рассмотрим особенности конструкции отдельных приборов охлаждения автобуса ЛиАЗ-5256.

Термостаты (рис. 23) с твердым наполнителем предназначены для автоматического регулирования теплового состояния двигателя. На основании термостата закреплены части корпуса. Корпус соединен со штоком регулировочной гайкой. С другой стороны термостата имеется регулировочная гайка. Внутри размещен баллон с активной массой и резиновой втулкой. Клапаны снабжены пружинами.

При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий полости блока с радиатором, закрыт клапаном. Клапан открыт и обеспечивает подвод жидкости к насосу. Жидкость в этом случае циркулирует по короткому контуру, минуя радиатор, что ускоряет

Рис. 22. Схема системы охлаждения автобуса ЛиАЗ-5256:
1 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 2 — заливная горловина; 3 — паровоздушная пробка; 4 — расширительный бачок; 5 — клапан включения муфты вентилятора; 6 — теплообменник; 7 — термостат, 8 — водяной насос; 9 — радиатор; 10 — вентилятор; 11 — муфта включения вентилятора

Рис. 23. Термостат:
1, 8 — части корпуса; 2 — баллон; 3 — активная масса (церезин); 4. 12 — клапаны; 5.7 — пружины; 6. 10 — регулировочные гайки; 9 — шток; 11 — резиновая втулка с шайбой; 13 — основание

прогрев двигателя. Прогрев двигателя до температуры 80 °С вызывает плавление активной массы в баллоне. Баллон смещается вправо, открывая клапан и прикрывая клапан. Возникает частичная циркуляция жидкости через радиатор. Полное открытие клапана и закрытие клапана происходит при температуре жидкости 93 °С, что обеспечивает циркуляцию всей жидкости через радиатор.

Муфта включения вентилятора (рис. 24) предназначена для автоматического включения и выключения вентилятора. В корпусе муфты установлен вал, на одном конце которого находится шкив привода вентилятора, на другом — ведущий диск муфты. Крыльчатка вентилятора соединена с ведомым диском муфты, на котором закреплен керамический диск. На наружной поверхности корпуса муфты установлены силовой цилиндр, поршень и ползун с подшипником, которые при подаче сжатого воздуха перемещают ведомый диск до соприкосновения с ведущим диском, после чего крыльчатка вентилятора начинает вращаться.

Клапан включения муфты вентилятора (рис. 25) служит для подачи сжатого воздуха в муфту включения вентилятора при достижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения 87— 90 °С. Клапан включения установлен на подводящей трубе радиатора. К нему подводится сжатый воздух под давлением 760—780 кПа. При нагревании термосилового датчика его шток нажимает на шток клапана, который, преодолевая натяжение пружины, открывает клапан, после чего сжатый воздух поступает через выходной штуцер к муфте включения вентилятора, включая вентилятор. При уменьшении температуры охлаждающей жидкости клапан закрывается, подача сжатого воздуха в муфту включения вентилятора прекращается и вентилятор выключается.

Жидкостно-масляный теплообменник предназначен для охлаждения масла гидромеханической передачи с тормозом-замедлителем и масла двигателя. Теплообменник соединен с расширительным бачком системы охлаждения двигателя и с системой отопления автобуса. Теплообменник состоит из двух секций. Каждая секция имеет теплопередающий элемент — остов, состоящий из множества медных трубок. На тяговом режиме масло в теплообменник поступает из гидротрансформатора и сливается в поддон. На режиме работы тормоза-замедлителя масло, пройдя теплообменник, возвращается в рабочую полость тормоза-замедлителя. Для слива масла в нижней части теплообменника имеется пробка, а для слива охлаждающей жидкости — сливной кран.

Читайте также:  Поляризационный фильтр для автомобиля

Рис. 24. Муфта включения вентилятора:
1 — гайка; 2. П. 13, 15. 21 — манжеты; 3 — ползун; 4 — ведущий диск; 5. 22 — подшипники; 6 — керамический диск; 7 — ведомый диск; 8 — крыльчатка: 9 — винт; 10 — маслоотгонный диск; 12 — штуцер; 14 — силовой цилиндр; 16 — поршень; 17 — сапун; 18 — шкив; 19 — вал; 20 — шпонка; 23 — корпус муфты; 24 — шайба; 25 — крышка; 26 — пружина

Система охлаждения двигателя РАБА-МАН автобусов Икарус-260, -280 имеет систему автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. В систему автоматического регулирования входят пневматический цилиндр управления краном и пневматический цилиндр управления жалюзи. До тех пор пока температура охлаждающей жидкости двигателя не достигнет 80 °С, вентилятор не работает, а жалюзи радиатора закрыты. При температуре 85 “С вентилятор включается и одновременно открываются жалюзи радиатора. Жидкости, применяемые для охлаждения двигателей и заправочные объемы систем охлаждения приведены в табл. 5. Для слива охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлены краники: у автобусов Икарус-260, -280 кран радиатора расположен на лобовой стороне передней подножки, доступ к нему — через отверстие, закрываемое крышкой. Кран трубопровода обогрева ветровых стекол, кран радиатора отопления салона и кран слива из двигателя находятся снизу передней части автобуса.

Рис. 25. Клапан включения муфты вентилятора:
1,4 — штуцера; 2 — корпус; 3 — клапан; 5, И — пружины; 6 — шайба; 7 — шток клапана; 8 — уплотнитель; 9, 10 — уплотнительные кольца; 12 — стакан; 13 — прижимная гайка; 14 — термосиловой датчик

Для замены охлаждающей жидкости открывают кран системы отопления, снимают паровоздушную пробку расширительного бачка, открывают сливной кран и сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления. У автобусов ПАЗ-3205 и ЛA3-695H охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника, два из которых находятся на блоке цилиндров двигателя, а третий — на трубе, соединяющей нижний бачок радиатора с водяным насосом.

Эксплуатация автобуса при подтекании охлаждающей жидкости из приборов системы охлаждения недопустима.

Схема системы охлаждения двигателя автобуса

ЛиАЗ-5256. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя CAT 3116

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

На рис. 3-28 показана схема системы охлаждения двигателя Cat 3116 для автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач, а на

рис. 3-29 — для автобуса ЛиАЗ-525625 с ГМП. Устройство систем идентично устройству соответствующих систем на модификациях автобуса с двигателем КамАЗ-7408.10 (см. гл. 2), отличия лишь в конструктивном исполнении. Работа системы охлаждения подробно описана в главе 2.

В системе охлаждения устанавливаются датчики температуры охлаждающей жидкости. Один из них постоянно отслеживает температуру охлаждающей жидкости для выдачи сигнала в указатель, расположенный на щитке приборов в кабине водителя. Второй датчик реагирует на аварийную температуру охлаждающей жидкости, и oт его сигнала загорается сигнальная лампочка на щитке приборов кабины, вмонтированная i шкалу указателя. Еще один датчик устанавливается при наличии электронного блока управления нагревателем всасываемого воздуха и выдаёт в этот блок электрический сигнал, пропорциональный температуре охлаждающей жидкости.

Читайте также:  Как отмыть масло с поверхности двигателя

На рис. 3-30 показана установка термостата на двигателе для автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач.

Общий вид системы охлаждения на автобусе ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач показан на рис. 3-31, а на автобусе ЛиАЗ-525625 с ГМП — на рис 3-32.

Система охлаждения включает, в дополнение к имеющимся непосредственно на двигателе узлам, расширительный бачок, радиатор и вентилятор. Эти изделия смонтированы на основании кузова автобус; слева от двигателя (если смотреть сзади). На самом двигателе (на зад ней стороне) смонтирован выпускной патрубок, по которому охлаждающая жидкость подается в систему отопления автобуса.

Устанавливаемые в системе охлаждения автобусов с двигателем С’at 3116 расширительный бачок, радиатор, вентилятор, муфта включения вентилятора, клапан включения вентилятора, натяжная опора унифицированы с соответствующими узлами автобусов с двигателе» КамАЗ-7408.10 (см. главу 2).

Рис. 3-28. Схема системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач S6-85:

1 — головка блока; 2 — термостат; 3 — трубопровод отвода охлаждающей жидкости от воздушного компрессора; 4 — воздушный компрессор; 5 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к воздушному компрессору; 6 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к радиатору; 7 — клапан включения муфты вентилятора; 8 — ввод сжатого воздуха; 9 — вывод сжатого воздуха к муфте включения вентилятора; 10 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 —заливная горловина; 12 — расширительный бачок; 13 — паровоздушная пробка; 14 — водомерная трубка; 15 — трубопровод отвода воздуха из радиатора; 16 — трубка; 17 — вентилятор; 18 — радиатор; 19 — трубопровод подпитки системы охлаждающей жидкостью; 20 — трубопровод отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 21 — сливной кран; 22 — впускной патрубок (из системы отопления автобуса); 23 — перепускной трубопровод; 24 — водяной насос; 25 — маслоохладитель; 26 — выпускной патрубок (в систему отопления автобуса)

Рис. 3-29. Схема системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-525625 с ГМП D851.2:
1 — головка блока; 2 — термостат; 3 — трубопровод отвода охлаждающей жидкости от воздушного компрессора; 4 — воздушный компрессор; 5 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к воздушному компрессору; 6 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к радиатору; 7 — клапан включения муфты вентилятора; 8 — ввод сжатого воздуха; 9 — вывод сжатого воздуха к муфте включения вентилятора; 10 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 —заливная горловина; 12 — расширительный бачок; 13 — паровоздушная пробка; 14 — водомерная трубка; 15 — трубопровод отвода воздуха из радиатора;
16 — трубка; 17 — вентилятор; 18 — радиатор; 19 — трубопровод подпитки системы охлаждающей жидкостью; 20, 25 — трубопроводы подачи охлаждающей жидкости к маслоохладителю ГМП; 21 — перепускной трубопровод отвода охлаждающей жидкости от термостата; 22, 27 — сливные краны; 23 — водяной насос; 24 — маслоохладитель двигателя;
26 — впускной патрубок (из системы отопления автобуса); 27 — трубогфовод отвода охлаждающей жидкости от маслоохладителя ГМП; 29 — маслоохладитель ГМП; 30 — выпускной патрубок (в систему отопления автобуса)

Читайте также:  Строение двигатели для митсубиси

Рис. 3-30. Установка термостата на автобусе ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач:
I — водяной насос, 2 — перепускной трубопровод, 3 — корпус термостата, 4 — термостат (показан частично открытым), 5 — выпускной патрубок термостата (подающий охлаждающую жидкость в радиатор)

Рис. 3-31. Общий вид системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач:
1 — заливная горловина, 2 — паровоздушная пробка, 3 — расширительный бачок, 4 — водомерная трубка, 5 — клапан включения муфты вентилятора, 6 — водяной насос, 7 — двигатель, 8 — натяжная опора, 9 — сливной кран, 10 — впускной патрубок (из системы отопления автобуса), 11 — радиатор, 12 — вентилятор, 13 — муфта включения вентилятора

Рис. 3-32. Общий вид системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-525625 с ГМП:
1 — заливная горловина, 2 — паровоздушная пробка, 3 — расширительный бачок, 4 — водомерная трубка, 5 — клапан включения муфты вентилятора, 6 — термостат, 7 — водяной насос, 8 — двигатель, 9 — трубопровод отвода охлаждающей жидкости от маслоохладителя ГМП, 10, 11 — сливные краны, 12 — перепускной трубопровод к маслоохладителю ГМП,
13 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к маслоохладителю ГМП, 14 —натяжная опора, 15 — радиатор, 16 — вентилятор, 17 — муфта включения вентилятора

Схема системы охлаждения двигателя автобуса

ЛиАЗ-5256. Система охлаждения двигателя КамАЗ-7408.10 автобуса с ГМП

В системе охлаждения двигателя автобуса с ГМП (рис. 2-36) охлаждающая жидкость, выходящая из радиатора, поступает в жидкостно-масляный теплообменник 24 гидромеханической передачи, а из него — на вход водяного насоса 18. В остальном система не отличается от вышеописанной для автобуса с механической коробкой передач.

Общий вид системы охлаждения на автобусе ЛиАЗ-5256 с коробкой передач КамАЗ-141 показан на рис. 2-37, а на автобусе ЛиАЗ-5256 с ГМП D851.2 — на рис. 2-38.

Рис. 2-36. Схема системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-5256 с ГМП D851.2:
I -двигатель; 2 — компрессор; 3, 7, 10, 12, 15, 19, 20, 21, 23 — трубопроводы (шланги);
4 — термостаты; 5 — водомерная трубка; 6 — расширительный бачок; 8 — паровоздушный клапан; 9 — заливная горловина; 11 — кран контроля уровня жидкости; 13 — вентилятор; 14 —радиатор; 16 — клапан включения муфты вентилятора; 17 — перепускной клапан; 18 — водяной насос; 22 — сливная пробка; 24 — теплообменник гидромеханической передачи; 25 — гидромеханическая передача (ГМП); I — в систему отопления; II — из системы отопления; III — из пневмосистеы; IV — к муфте включения вентилятора

Рис. 2-37. Общий вид системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-5256 с коробкой передач КамАЗ-141:
1 — заливная горловина; 2 — паровоздушная пробка; 3 — расширительный бачок; 4 — клапан включения муфты вентилятора; 5 — коробка термостатов; 6 — водяной насос; 7 — натяжная опора; 8 — вентилятор; 9 — впускной патрубок (из системы отопления); 10 — муфта вентилятора; 11 — радиатор

Рис. 2-38. Общий вид системы охлаждения двигателя автобуса ЛиАЗ-5256
с ГМП D851.2:
1 — заливная горловина; 2 — паровоздушная пробка; 3 — расширительный бачок; 4 — клапан включения муфты вентилятора; 5 — коробка термостатов; 6 — водяной насос; 7 — теплообменник ГМП; 8 — сливная пробка; 9 — натяжная опора; 10 — вентилятор; 11 — муфта
вентилятора; 12 — радиатор

Adblock
detector