Схема звукового сигнализатора для автомобиля
Простой самодельный прибор поможет сопроводить световую индикацию событий звуковыми сигналами. Приборная панель автомобиля предназначена не только для индикации скорости движения, на ней помимо стрелочных приборов имеются и световые индикаторные приборы — лампочки.
Одни из них предназначены для индикации нормального состояния автомобиля -включения фар, сигналов поворота. Другие для индикации аварийного состояния — разряд аккумулятора, низкое давление масла, низкий уровень масла, неисправность тормоза, низкий уровень тормозной жидкости, утечка охлаждающей жидкости, движение с незакрытой дверью, и тому подобное.
Наиболее важны именно индикаторы аварийного состояния, но зажигание лампочки на приборной панели, особенно ярким солнечным днем, можно во время не заметить. А это может иметь весьма неприятные, и даже катастрофические последствия.
Рис.1. Принципиальная схема подключения сигнализатора.
В одних автомобилях для индикации неисправности есть звуковой дублер лампочки, в других автомобилях такового не предусмотрено. Однако, оснастить дополнительным звуковым сигнализатором неисправности можно практически любой автомобиль, как отечественный, так и зарубежного производства. Схема показана на рисунке.
В качестве сигнализатора используется «пищалка» со встроенным генератором, последовательно которой включен мигающий светодиод. Мигающий светодиод нужен только для того чтобы прерывать ток через «пищалку» и она пищала прерывисто.
В большинстве отечественных автомобилей и многих зарубежных, для включения индикаторных ламп используются контактные датчики, которые, например, такие как датчик давления масла, подключают лампочку на корпус (на «массу»), и такие, которые подключают лампочку на плюс бортсети (например, датчик исправности тормоза).
В этой схеме могут работать и те и другие. Датчики, подключающие лампочки на «массу» — S4-S6. Когда они замыкаются, открывается соответствующий диод VD4-VD6 и через него поступает питание на сигнализатор. И включение индикаторной лампы сопровождается звучанием сигнализатора. Датчики S1-S3 подключают лампочки на плюс бортсети.
При их замыканиях открываются диоды VD1-VDЗ (или один из этих диодов). Это приводит к подаче открывающего напряжения на базу транзисторного ключа VT1, в коллекторной цепи которого включена схема из последовательно включенных «пищалки» BF1 и мигающего светодиода НИ. Транзистор открывается и сигнализатор звучит. Транзистор здесь выполняет роль инвертора.
Всю схему легко смонтировать объемным способом на тыльной части приборной панели, или сделать её в отдельном корпусе и расположить в удобном месте. Разрабатывать для неё плату не вижу смысла. На схеме условно показаны по три датчика разных типов. В конкретном автомобиле их может быть другое число. Если все датчики замыкаются на массу, -каскад на VT1 можно исключить.
В первый момент после включения зажигания сигнализатор звучит пока не будет пущен двигатель (горит лампочка давления масла). Это, пожалуй, единственный недостаток сигнализатора.
Никакого налаживания не требуется. После того, как некоторое количество лет назад, появилось правило дорожного движения, требующее ездить с включенным ближним светом в дневное время суток, у некоторых водителей стали возникать проблемы в связи с тем, что днем свет фар особо не заметен, и вполне можно поставить автомобиль на стоянку забыв выключить фары.
Конечно, при выключении зажигания, ближний свет фар выключается автоматически, но габаритные огни продолжают работать, — их нужно выключать. А если они не выключены аккумулятор может разрядиться за несколько часов стоянки, и пуск двигателя будет затруднен, особенно зимой.
Чтобы напомнить водителю о необходимости как включить фары, так и их выключить предназначен очень простой сигнализатор, схема которого показана на рисунке 2.
Схема представляет собой сигнализатор из последовательно включенной «пищалки» со встроенным генератором и мигающим светодиодом, прерывающим ток через «пищалку». Сигнализатор подключен к электросхеме автомобиля через диодный мост на диодах VD1-VD4, позволяющий сигнализатору звучать при любой полярности питающего тока.
Рис.2. Очень простой сигнализатор давления масла.
Один вход выпрямителя подключается к датчику давления масла, а второй к габаритным огням.
Вот как это работает:
- Мотор работает, фары выключены. Значит, контакты датчика давления масла разомкнуты, так же разомкнуты и контакты, подающие ток на габаритные огни (и фары). Ток течет через лампочку давления масла и через лампы габаритного огня. Сигнализатор звучит.
- Мотор выключен, фары выключены. Значит, контакты датчика давления масла замкнуты, но разомкнуты контакты, подающие ток на габаритные огни (и фары). Ток не течет, так как оба входа моста соединены с минусом. Сигнализатор не звучит.
- Мотор включен, фары включены. Значит, контакты датчика давления масла замкнуты, и замкнуты контакты, подающие ток на габаритные огни (и фары). Ток не течет, так как оба входа моста соединены с плюсом. Сигнализатор не звучит.
- Мотор выключен, фары включены. Значит, контакты датчика давления масла замкнуты, замкнуты и контакты, подающие ток на габаритные огни (и фары). Ток течет через датчик давления масла и через контакты выключателя ламп габаритного огня. Сигнализатор звучит.
Все указанные на схеме детали можно заменить любыми аналогами. «Пищалка» должна быть со встроенным генератором, и номинальным питанием 12V.
Звуковой сигнализатор предельных режимов автомобиля
В условиях интенсивного дорожного движения водитель практически лишен возможности уделять внимание световым индикаторам , сигнализирующим о предельных режимах автомобиля, которые расположены на приборной панели. К ним относятся понижение давления масла в системе смазки двигателя, повышение температуры жидкости в системе охлаждения, понижение уровня тормозной жидкости, затянутое состояние стояночного тормоза, снижение уровня топлива ниже резерва, своевременно не выключенный сигнал поворота.
Появление любого из этих предельных режимов должно привлечь пристальное внимание водителя во избежание дорожно-транспортного происшествия или, в лучшем случае, выхода одной из систем автомобиля из строя. У моего знакомого «застучал» двигатель, и все из за того, что он в солнечный день не увидел на панели приборов загоревшейся лампочки «пониженное давление масла», и продолжил движение как ни в чем ни бывало. Результат этого, дорогой ремонт двигателя.
Дублирование световой индикации звуковым сигналом повышает безопасность эксплуатации автомобиля. Схему сигнализатора я взял из Сборника «В помощь радиолюбителю» выпуск 102, немного изменил схему. Вместо звукового генератора, показанного на схеме я собрал свой. Он был ранее опубликован в предыдущей самоделке. Качество звучания моего генератора намного приятнее, чем того генератора, который был в схеме. Вот схема сигнализатора.
Все это показано на фото.
Шаг -2. Затем паяем на монтажной плате сначала все необходимые перемычки, затем – резисторы, конденсаторы, диоды, а после паяем транзисторы и тиристоры.
Шаг -3. Налаживаем следующим образом: Звуковой сигнализатор объединен с реле времени. При включении указателя поворота сигнализатор не отзывается звуковым сигналом. Если же по каким-либо причинам через некоторое время после включения указатель поворота не выключится, включится звуковой сигнал, обращая внимание водителя на необходимость его выключения вручную. Остальные предельные режимы не встречаются в процессе нормальной работы автомобиля и задержка включения звукового сигнала не диктуется необходимостью.
Время задержки между моментом включения указателя поворота и моментом появления звукового сигнала можно регулировать переменным резистором R3 в зависимости от привычки водителя включать указатель поворота за большее или меньшее время перед выполнением маневра.
На схеме показано только три диода, которые подключаются к индикаторным лампам контролируемых режимов автомобиля. Их количество может быть увеличено. Необходимо подобрать режим транзистора ключевого каскада VT3. Для этого при замкнутом на массу катоде одного из диодов подбирают сопротивление резистора R6 таким, чтобы тиристор VS2 надежно отпирался при напряжении на клемме «+Зз», равном 10,8 в, что соответствует минимальному напряжению бортсети. Затем при отключенном от массы катоде диода подбирают сопротивление резистора R7 таким, чтобы тиристор был надежно заперт при напряжении на клемме «+Зз», равном 14,5 в, что соответствует максимальному напряжению питания. При подборе этих резисторов лучше всего последовательно с ними подключить переменные резисторы таких же номиналов.
После подбора измерить общее сопротивление и поставить уже постоянный резистор нужного номинала. При отсутствии указанных на схеме транзисторов их можно заменить любыми маломощными кремниевыми и германиевыми транзисторами соответствующего типа проводимости. Коэффициент усиления h21э транзисторов VT1 и VT2 должен быть не менее 60-ти. Налаживание закончено. И еще один совет верхний по схеме провод питания сигнализатора должен подключатся к клемме «+Зз», то есть к замку зажигания. При каждом включении зажигания будут загораться индикаторные лампы нужных нам режимов, следовательно каждый раз будет включаться звуковой сигнал, и пока не заведешь двигатель он не выключится. Чтобы этого не происходило нужно подключить этот провод вместо замка зажигания к клемме «D» генератора машины, так как на этой клемме напряжение +12в появляется только после пуска двигателя.
Далее собранную плату помещаем в подходящий по размерам корпус, устанавливаем выключатель, выводим наружу необходимые провода, и устанавливаем в машину в любое удобное место.
Не знаю как вам, нужен или нет этот сигнализатор, но для меня он очень необходим. Решать вам друзья «Самоделкины».
KOMITART — развлекательно-познавательный портал
Разделы сайта
DirectAdvert NEWS
GNEZDO NEWS
Друзья сайта
Статистика
Сигнализаторы для автомобиля своими руками.
Сигнализаторы для автомобиля своими руками.
Сигнализаторы для автомобиля своими руками
Сигнализатор открытых дверей.
Основа схемы представляет собой простейший мультивибратор, собранный на транзисторах VT1 и VT2. Транзистор VT3 — усилительный каскад, нагрузкой которого является излучатель BF1, сопротивление которого может лежать в пределах от 50 до 1600 Ом. Напряжение для питания сигнализатора берется с диодного моста, который подключен к лампе освещения салона автомобиля. Схема сигнализатора изображена на рисунке 1.
В настройках и наладке схема не нуждается, если детали исправны, работает сразу. Использование диодного моста для питания сигнализатора позволяет не беспокоиться о соблюдении полярности подключения. Сигнализатор работоспособен при большом разбросе питающего напряжения от 5 до 15 вольт. Подбором емкости С1 и резистора R2, а так же С2 и R4 можно изменить тональность звука и период его прерывания.
Таким образом, при открытии двери или багажника, когда загорится салонная лампа автомобиля, сигнализатор будет издавать не слишком громкий прерывистый сигнал.
Сигнализатор движения автомобиля задним ходом.
Произведя небольшую доработку вышеописанной схемы, т.е. заменить транзистор VT3 КТ315Б на КТ603Б, и вместо головки излучателя BF1 поставить небольшой динамик ВА1, это устройство вполне может служить в качестве сигнализатора движения автомобиля задним ходом. Габариты схемы позволяют смонтировать устройство в любой компактной пластиковой коробочке. Например, подойдет футляр мыльницы, или что-то подобное, и закрепить ее в районе заднего бампера около фонарей, подключив два провода: один к центральному контакту лампы заднего хода, это белый фонарь в блоке, а второй прикрутить на корпус автомобиля, это будет минусовой провод. Схема доработки изображена на рисунке 2.
Громкости звука оказывается вполне достаточно, чтобы привлечь внимание пешеходов, его хорошо слышно на удалении от автомобиля до 15…20 метров.
Сигнализатор работы поворотников.
Зачастую можно видеть на дорогах, когда не внимательный водитель при неисправном возвратном устройстве переключателя после совершения маневра забывает выключить сигнал поворота, и продолжает ехать с мигающими сигналами пока не опомнится, или не начнет совершать следующий маневр. Естественно, такая ситуация не только вводит в заблуждение остальных водителей, но и может привести к более серьезным последствиям. Избавиться от такой невнимательности поможет простое устройство, издающее звуковой сигнал при включении поворота в любую сторону. Схема представлена на следующем рисунке.
На микросхеме DD1 собран обычный генератор звуковой частоты, седьмая ножка которой подключается к любой точке кузова автомобиля, т.е. к массе, а входа, обозначенные на схеме точками “а” и “б”, идут в рулевую колонку к переключателю сигналов поворота. Обмотка излучателя BF1 имеет сопротивление не меньше 1600 Ом, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на выходной логический элемент DD1.2.
Сигнализатор движения задним ходом. (Вариант 2)
Рассмотрим еще один вариант сигнализатора движения автомобиля задним ходом (схема ниже).
Как видите на схеме, сигнализатор представляет собой два последовательно включенных генератора. Оба генератора собраны на одной микросхеме К561ЛН2. Первым генератором формируются импульсы прямоугольной формы, которые управляют вторым генератором. Когда на выходе первого генератора присутствует сигнал высокого уровня с длительностью 0,45 секунды, второй генератор не работает. При низком уровне сигнала на выходе первого генератора (длительность 0,55 секунды), второй формирует прямоугольные импульсы, частота которых составляет 400 герц. На выходе второго генератора стоит транзистор VT1, он усиливает выходной сигнал по току, а его нагрузкой является динамическая головка. Для подбора нужного тона звучания можно изменить номинал емкости С2. Увеличение номинала этого конденсатора приведет к повышению тона звука, издаваемого сигнализатором. От номинала емкости С1 зависит скважность, т.е. время прерывания звука.
Печатная плата сделана из одностороннего фольгированного стеклотекстолита (изображение под схемой). После изготовления плата помещается в коробку подходящего размера (можно пластмассовую), а для большей устойчивости к грязи и влаге плату можно залить парафином, или посадить крышку коробки на герметик.
Подключение такое же как и в предыдущей версии сигнализатора, к лампе включения заднего хода.
Попалась на глаза еще одна вырезка из журнала, ее переписывать мы не будем, лучше прочитать статью в исходном варианте. Скан статьи на следующем изображении:
Сигнализатор Задний ход