Самозапуск электродвигателей 380 В
Под явлением самозапуска электродвигателей понимается следующее: при к.з. на линии она отключается релейной защитой и электродвигатели, питающиеся от нее останавливаются. Затем линия снова включается в работу и остановившиеся электродвигатели одновременно начинают разворачиваться. За счет этого резко возрастает ток по линии, могущий вызвать повторное, неправильное отключении линии защитой. Такое явление в современных сетях при массовом применении АПВ и АВР следует учитывать при расчете уставок релейной защиты.
Ток самозапуска электродвигателей определяется по выражению:
где:
- U – расчетное линейное напряжение, В;
- ∑х – суммарное пусковое индуктивное сопротивление электродвигателя и питающих линий и трансформаторов.
Сопротивление энергосистемы обычно можно не учитывать. Активные сопротивления для упрощения расчетов также не учитываются.
Сопротивление электродвигателя при пуске определяется по выражению:
где:
- Uном. – номинальное напряжение электродвигателя, В;
- Iном. – номинальный ток, А;
- Iп=k* Iном. – пусковой ток, А;
- k – кратность пускового тока к номинальному при номинальном напряжении.
Все эти данные помещаются на щитке электродвигателя, в каталогах и других справочных материалах.
Пример определение тока самозапуска электродвигателей при АПВ
Требуется определить ток самозапуска электродвигателей при АПВ питающей линии. От трансформатора 6/0,4 кВ мощностью 400 кВА, Uк% = 4,5% питаются следующие электродвигатели серии А, 1000 об/мин:
Мощность, кВт | Номинальный ток, А | Кратность пускового тока, k | Количество двигателей | Пусковая аппаратура |
---|---|---|---|---|
10 | 20,3 | 7 | 10 | Рубильник |
22 | 43 | 7 | 5 | Пускатель обычный |
40 | 75,1 | 7 | 2 | Пускатель для обеспечения самозапуска |
75 | 139 | 7 | 1 |
Время АПВ в распределительных сетях по условию готовности привода выключателя линии к действию и для повышения успешности АПВ обычно принимается не менее 1-1,5 с. За это время пускатели электродвигателей 22 кВт отпадут, и в процессе самозапуска эти электродвигатели не участвуют.
Электродвигатели 40 и 75 кВт в соответствии с рекомендациями [Л2] имеют магнитные пускатели, реконструированные для обеспечения самозапуска. Электродвигатели 10 кВт в соответствии с [Л1] пускаются обычными рубильниками; персонал предприятия за время АПВ отключить эти электродвигатели не успевает.
Таким образом, в процессе самозапуска участвуют электродвигатели мощностью 10, 40 и 75 кВт.
Пользоваться выражением (2), определять сопротивление каждого электродвигателя в отдельности и затем определять сопротивление параллельно включенных электродвигателей в данном случае неудобно из-за громоздких вычислений. Поэтому выражение (1) приводится к более удобному виду:
где:
- ∑Iном.*k – сумма пусковых токов всех электродвигателей, участвующих в процессе самозапуска.
- хт =0,018 Ом – индуктивное сопротивление трансформатора, принято по ГОСТ 12022-76.
Подставим в формулу (3) числовые значения, получим:
Что в 4,35 раза больше номинального тока 580 А трансформатора 400 кВА.
Действительный ток самозапуска будет меньше, так как не были учтены сопротивления сети 0,4 кВ и питающей сети 6 кВ.
Если учесть сопротивление сети 6 кВ и принять его равным 5 Ом, то ток самозапуска будет равен:
Сравнительно небольшое уменьшение тока самозапуска вызвано тем, что даже достаточно большое сопротивление сети 6 кВ 5 Ом, пересчитанное на напряжение 0,4 кВ, равно всего 0,022 Ом. По сравнению с сопротивлением трансформатора и электродвигателей (0,018+0,063 = 0,081 Ом) эта величина незначительна. В то же время этот пример показывает, что в распределительных сетях, выполненных воздушными линиями с достаточно большим сопротивлением, всегда следует проверять влияние этой сети на ток самозапуска, так как им определяется ток срабатывания защиты и ее чувствительность.
В кабельных сетях крупных городов или промышленных предприятий индуктивное сопротивление кабелей 6-10 кВ очень мало и обычно может не учитываться. Токи к.з. в таких сетях обычно достаточны для обеспечения чувствительности защиты.
Напряжение на шинах 0,4 кВ определяется по выражению:
Uш=√3*хсз*Iсз = 1,73*0,063*2530 = 275 В или 275/400 = 0,69 номинального
Такое напряжение обычно достаточно для обеспечения самозапуска самих двигателей, но может оказаться недостаточным для срабатывания магнитных пускателей электродвигателей (в данном примере электродвигателей мощностью 40 и 75 кВт). Хотя схема этих пускателей и обеспечивает подачу на них напряжения при самозапуске, но значение его мало, так как напряжение срабатывания пускателей составляет около 0,7-08 номинального, или (0,7-0,8)*380 = 265 – 305 В, а напряжение на них будет меньше напряжения на шинах 400 В из-за потери напряжения в сети 400 В.
В данном примере и подобных следует обратить внимание на значения номинальных напряжений: для электродвигателей и пускателей оно равно 380 В, для трансформаторов – 400 В.
Литература:
1. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Седьмое издание. 2008г.
2. Сборник директивных материалов. Электрическая часть. 1971 г.
Пуск и самозапуск асинхронных электродвигателей
Основным способом пуска АД является прямой пуск от полного напряжения электрической сети. Из пусковых характеристик АД (см. рис. 9.2) следует, что при разгоне вплоть до скольжений, меньших критического, двигатель потребляет из сети значительную реактивную мощность. За счет реактивной мощности существенно увеличивается ток статорной обмотки. Это приводит к увеличению падения напряжения в элементах системы электроснабжения, находящихся в цепи питания АД, следовательно, к снижению напряжения на выводах АД в период пуска.
Снижение напряжения на шинах РУ, от которых питается запускаемый АД, оказывает неблагоприятное влияние как на двигатель в связи с уменьшением электромагнитного момента, так и на другие потребители электроэнергии, подключенные к этому РУ.
Самозапуском АД узла промышленной нагрузки называется режим, возникающий после кратковременного перерыва и автоматического восстановления электроснабжения. Самозапуск АД необходим
для обеспечения устойчивости технологических процессов непрерывных производств при аварийных ситуациях в системе электроснабжения, вызванных, например, короткими замыканиями или отключением выключателя в цепи питания узла нагрузки. Двигатели, участвующие в самозапуске, при кратковременных перерывах электроснабжения от электрической сети не отключаются.
Длительность перерыва в электроснабжении в зависимости от конкретных условий составляет от десятых долей секунды до одной-двух секунд, и большинство АД не успевает затормозиться до полной остановки. Поэтому после автоматического восстановления электроснабжения разгон АД начинается с некоторой остаточной частоты вращения. В отличие от режима пуска в режиме самозапуска может участвовать несколько двигателей, т. е. самозапуск является групповым. Снижение напряжения в узле промышленной нагрузки при самозапуске больше, чем при пуске АД. Поэтому необходимо определение расчетных условий группового самозапуска. Общая схема узла промышленной нагрузки для определения расчетных условий пуска или группового самозапуска АД приведена на рис. 9.3. Узел промышленной комплексной нагрузки моделируется секцией распределительного устройства, к которой подключены АД и несиловая нагрузка, учитываемая статическими характеристиками Pnр,Qnр.
Двигатели в общем случае удалены от секции РУ за комплексными сопротивлениями Zвд, отражающими сопротивления, находящиеся между выводами АД и секцией РУ. Система электроснабжения относительно узла промышленной нагрузки может быть представлена схемой замещения, состоящей из эквивалентной ветви с комплексным сопротивлением Zc = Rc + jхс и источника ЭДС ес бесконечной мощности.
Расчеты пуска или группового самозапуска АД целесообразно осуществлять в относительных единицах. Независимыми базисными величинами являются базисная мощность Sб, принимаемая равной номинальной мощности ближайшего трансформатора, и базисное напряже-
ние, принимаемое равным номинальному напряжению узла нагрузки. Параметры режима АД целесообразно определять в относительных единицах, когда за базисную мощность принята полная номинальная мощность двигателя.
Параметры режима узла промышленной нагрузки (рис. 9.3) определяются уравнениями, характеризующими режим:
где Uу и Iу — напряжение на шинах РУ и узловой ток; Ia, Inр — токи АД прочей нагрузки; Uв.д. — напряжение на выводах АД; Shom.a — полная номинальная мощность АД.
Уравнения, характеризующие параметры режима АД:
где Ра, Qа, Ма — активная и реактивная мощности и электромагнитный момент АД; Z (s) — входное комплексное сопротивление АД, определяемое выражением (9.8); Рном.а — номинальная мощность на валу АД
Уравнение электромеханических переходных процессов АД имеет вид:
где Тja – электромеханическая постоянная времени агрегата АД –
механизм; wа — частота вращения ротора АД; Ммех — момент сопротивления механизма.
Уравнение, характеризующее момент сопротивления механизма, имеет вид:
где М — момент сопротивления механизма при wа = 0; Му — момент сопротивления механизма в установившемся режиме АД при wа = wуi; gа — показатель степени, характеризующий зависимость момента сопротивления механизма от частоты вращения ротора. Выбором соответствующих значений М и gа можно достаточно точно характеризовать большинство промышленных механизмов.
Система уравнений (9.23)-(9.32) характеризует узел промышленной нагрузки с АД как в переходных процессах, так и в установившемся режиме. Расчетам процессов пуска или группового самозапуска АД предшествует расчет установившегося режима узла нагрузки. Исходными данными для расчета установившегося режима помимо параметров схемы замещения узла нагрузки (рис. 9.3) и параметров схемы замещения АД, определенных по каталожным данным, являются: коэффициенты загрузки АД по моменту на валу двигателя; прочая нагрузка рн.пр, Qн.пр; напряжение на шинах РУ узла нагрузки. В установившемся режиме АД уравнение (9.31) примет вид Ма = Ммех.
В установившемся режиме, предшествующем пуску или групповому само запуску АД, определяются параметры установившегося режима АД, узла нагрузки в целом и ЭДС ес электрической системы.
При расчетах переходных процессов, соответствующих режиму пуска АД, систему уравнений (9.23) —(9.30) следует дополнить начальными условиями к дифференциальным уравнениям электромеханических переходных процессов в АД [см. (9.31)]. Для запускаемого двигателя начальным значением частоты вращения ротора является wа(0) = 0, для остальных, подключенных к шинам РУ, wа(0) = wу. Решение системы алгебраических уравнений (9.23) —(9.30) осуществляется на каждом шаге интегрирования уравнений (9.31) электромеханических переходных процессов в АД.
Начальными значениями частоты вращения роторов при расчетах группового самозапуска являются wа(0) = wост где остаточная частота АД в момент восстановления электроснабжения wост зависит от времени перерыва в электроснабжении Тп узла нагрузки и может определяться путем интегрирования (9.31) на этапе перерыва в электроснабжении.
Самозапуск асинхронных двигателей
Для повышения устойчивости и надежности электроснабжения ряда наиболее ответственных установок при кратковременных снижениях или отключениях напряжения источника питания применяется система самозапуска электродвигателей. Самозапуск — это процесс восстановления нормальной работы двигателей после кратковременного отключения питающего напряжения.
При самозапуске значение остаточного напряжения на шипах или зажимах электроприемников должно быть таким, чтобы вращающий момент электродвигателей превышал статический момент сопротивления механизмов. Для этого в режиме самозапуска оставляют включенными только часть электродвигателей наиболее ответственных механизмов. Электродвигатели, самозапуск которых недопустим по условиям техники безопасности, обязательно отключаются защитой.
Для осуществления самозапуска определяют допустимое количество и суммарную мощность неотключаемых электродвигателей при работе которых остаточное напряжение обеспечивает вращающий момент, превышающий статический момент механизма.
Считают самозапуск обеспеченным, если при пониженном питающем напряжении избыточный момент электродвигателей достаточен для доведения механизмов до номинальной частоты вращения и если за время разгона нагрев обмоток электродвигателей не превышает допустимого.
По условиям самозапуска электроприемники условно делятся на две группы:
1. Электроприемники с постоянным моментом сопротивления. Двигатели этих электроприемников при кратковременном перерыве в электроснабжении быстро теряют частоту вращения и медленно разгоняются (шаровые мельницы, конвейеры, прокатные станы и т. п.). Для обеспечения самозапуска приводов таких электроприемников необходимо, чтобы при восстановлении напряжения двигатель обладал моментом, равным ,а время перерыва в электроснабжении должно быть сокращено до минимума, чтобы не произошло значительное снижение частоты вращения.
Рис. 5.9. Подключение электроприемников без секционирования (а) и с двумя межсекционными выключателями (б)
Рис.5.10. Схема питания двигательной нагрузки (а) и ее схема замещения (б)
2. Электроприемники, обладающие вентиляторными механическими характеристиками (центробежные насосы, вентиляторы, центрифуги и т. д.). Самозапуск двигателей этой группы электроприемников обеспечивается легче, поскольку их момент сопротивления уменьшается со снижением частоты вращения.
Самозапуск группы электроприемников (рис. 5.9, а) может быть облегчен путем секционирования РУ (рис. 5.9, б) и уменьшения мощности двигателей, участвующих в самозапуске. Практическая задача самозапуска состоит в том, чтобы не допустить массового отключения электродвигателей и обеспечить бесперебойную работу электроприемников.
Расчет самозапуска асинхронных двигателей заключается в проверке возможности их самозапуска. Для этого необходимо выяснить, достаточен ли момент вращения при сниженном питающем напряжении, и установить допустимый нагрев при увеличении времени разгона двигателя.
Наиболее характерные схемы питания двигательной и смешанной нагрузок с осуществлением самозапуска показаны на рис. 5.10,а 5.11, а.
Из схемы замещения, изображенной на рис. 5.10, б, следует, что остаточное напряжение на зажимах двигателей при самозапуске определяется выражением
(5.24)
где ,
,
,
— эквивалентные активные и реактивное сопротивления двигателей при скольжении, соответствующем началу самозапуска.
Для схемы замещения, показанной на рис. 5.11, б, в которой нагрузка представлена двигателями и неизменным сопротивлением , остаточное напряжение при самозапуске определяется так:
(5.25)
Рис. 5.11. Схема питания смешанной нагрузки (а) и ее схема замещения (б)
где поскольку сопротивления двигателей и нагрузки включены параллельно.
Следовательно, между напряжениями и
при самозапуске должно соблюдаться соотношение
(5.26)
Зная минимально допустимое напряжение при самозапуске, можно определить допустимое значение неотключаемой мощности двигателей.
Сопротивление двигателя в момент самозапуска определяется выражением
(5.27)
где — базисная мощность;
— номинальное питающее напряжение электродвигателя;
— базисное напряжение;
— расчетная мощность двигателя при номинальном напряжении и скольжении, соответствующем моменту самозапуска.
Приняв в соотношении (5.26) знак равенства и подставив в него (5.27), получим
(5.28)
Из (5.28) находим мощность самозапуска:
или (5.29)
Мощность самозапуска можно определить также по номинальной мощности двигателя:
(5.30)
где -кратность тока двигателя при скольжении
, соответствующем началу самозапуска;
— номинальные cosφ и к. п. д. двигателя.
Величина определяется выражением
где -кратность пускового тока.
Приравняв правые части (5.29) и (5.30), можно получить выражение для определения допустимого значения неотключаемой мощности двигателя.
Неотключаемую мощность электроприемников, питаемых по схеме, изображенной на рис. 5.10, а, можно рассчитать по формуле
(5.31)
а в случае их питания по схеме, показанной на рис. 5.11, а, — по формуле
(5.32)
Минимально допустимое напряжение на зажимах двигателя находят, исходя из условия возможности осуществления самозапуска:
для механизмов с постоянным моментом сопротивления
(5.33)
для механизмов с вентиляторной характеристикой момента «сопротивления
(5.34)
где и
— минимальный и максимальный моменты
вращения двигателя; — статический момент приводного механизма.
Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 5403 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ