Система охлаждения ZD30
Система охлаждения ZD30
moder » 16 сен 2015, 00:03
По замене термостата ZD30 отдельная тема:
viewtopic.php?f=85&t=483
По ремонту и обслуживанию радиатора отдельная тема:
viewtopic.php?f=76&t=743
Из схемы видно, что система охлаждения ZD30 частично интегрирована в систему EGR(охладитель и клапан EGR) и систему смазки(охладитель масла), а на первых выпусках ZD30 жидкостное охлаждение имеет и турбокомпрессор.
Бачки системы охлаждения ZD30
В системе охлаждения ZD30 помимо радиаторов двигателя и отопителя есть ещё две емкости: верхний бачок, находящийся под давлением системы охлаждения и нижний — расширительный с желтой пробкой и атмосферным давлением.
Верхний бачок является верхней точкой системы и продолжением верхнего бачка радиатора. В исправной заполненной системе этот бачок всегда полон и через него постоянно циркулирует ОЖ.
Бачок имеет горловину со штуцером и крышку-клапан. Клапан может открываться как при давлении в системе, так и при разряжении.
При превышении давления в системе клапан в крышке открывается, чтобы выпустить излишек ОЖ в нижний расширительный бачок. При разряжении в системе(остывании двигателя) клапан открывается в обратную сторону, чтобы был возможен подсос ОЖ в систему из расширительного бачка.
Если пустеет верхний бачок
Если верхний бачок пустеет, несмотря на попытки долива в него ОЖ, то это может говорить о следующих проблемах:
- Утечка ОЖ.
- Не работает или не герметичен клапан в крышке верхнего бачка (засорен, заклинен, неплотно прилегает, неровная поверхность горловины или трещина в ней).
- Трещина в штуцере горловины (частое явление).
- Не герметичен или забит шланг между верхним и нижним расширительным бачком.
- В верхнем бачке постоянно избыточное давление(газы в системе). При этом в нижнем расширительном бачке будут наблюдаться пузыри, а то и вовсе выбрасывать ОЖ через его открытую боковую горловину.
Нельзя допускать, чтобы система охлаждения ZD30 была недозаполнена!
Для устранения проблемы нужно попробовать:
- Найти и устранить возможную утечку.
- Грамотно заполнить систему.
- Проверить крышку-клапан верхнего бачка и насколько плотно она сидит на горловине. Для уверенности можно крышку заменить.
- Внимательно осмотреть горловину и её штуцер на предмет повреждений, износа, трещин и деформации. Одеть на штуцер хомутик.
Датчики системы охлаждения
В системе охлаждения на Патруле с ZD30 имеется два резистивных датчика температуры ОЖ.
Одноконтактный датчик установлен в верхней передней правой по ходу движения части ГБЦ(над ТНВД) и подключен к приборной панели, к прибору указателя температуры.
Установка доп. помпы для ZD30
Установка доп. помпы для ZD30
moder » 07 июл 2016, 22:12
Установку доп. помпы по описанному ниже способу удобно совмещать с глушением ЕГР, заменой термостата и установкой маслоотделителя.
Быстрые переходы:
- Для чего нужна доп. помпа?
- Куда ставить доп. помпу?
- Какую помпу выбрать?
- Что потребуется для установки?
- Установка доп. помпы
- Подключение доп. помпы
- Полезные ссылки
Для чего нужна дополнительная электрическая помпа системы охлаждения ZD30?
- Улучшение циркуляции ОЖ. Как следствие, стабилизируется температура во всем диапазоне оборотов, улучшается охлаждение, лучше выходят воздушные пробки и лучше греет печка, особенно при работе на холостых оборотах.
- Есть возможность сделать задержку выключения помпы после выключения зажигания, чтобы за счет циркуляции ОЖ осуществлялся плавный отвод накопленного и активно выделяемого после глушения двигателя тепла, благодаря чему уменьшается вероятность сильного теплового удара.
- В случае обрыва приводного ремня навесного оборудования, который на ZD30 один на всех, есть возможность аккуратно передвигаться, обеспечивая хоть какую-то циркуляцию ОЖ с помощью электрической доп. помпы.
Куда ставить доп. помпу на ZD30?
Есть два возможных варианта установки доп.помпы:
Система охлаждения ZD30 представляет собой замкнутую систему с одним насосом и несколькими контурами. Помимо основного контура — двигателя, есть еще несколько периферийных контуров: отопители; охладитель и клапан ЕГР; поток, который проходит от радиатора транзитом через верхний бачок, а на некоторых старых двигателях ещё и контур охлаждения турбины. Обратки всех этих периферийных контуров соединяются вместе и подаются на корпус термостата, а далее на вход крыльчатки помпы.
Если поставить доп.помпу в контур только лишь отопителей (вариант В1 ), то при такой установке будет эффективно прокачиваться только этот контур. С одной стороны это хорошо, т.к. печка будет греть лучше, но с другой стороны на низких оборотах двигателя доп.помпа может создавать противопоток, препятствие для других периферийных контуров. И даже если ЕГР удален и турбина без охлаждения, то все равно остается ещё контур верхнего бачка.
Если поставить доп.помпу на входе в термостат(вариант В2 ), то при таком подключении доп.помпа будет работать не только на контур печки и её эффективность применительно именно к печке может быть несколько ниже, но зато доп.помпа в этом случае будет лучше прокачивать систему охлаждения в целом, в том числе на низких оборотах . Данный вариант также актуален ввиду очень маленького диаметра отверстия внутри расположенного на коробке термостата штуцера, в который сходятся обратки всех периферийных контуров. Подробнее тут.
При любом способе подключения( а особенно при установке на входе в термостат ), по хорошему, доп. помпу нужно автоматически отключать, при достижении двигателем 2500 оборотов, т.к. в этом режиме производительность штатной крыльчатки может превосходить производительность доп. помпы, из-за чего она начнет представлять собой препятствие.
Какую помпу выбрать?
Наиболее целесообразным будет выбор электрической помпы BOSCH. Этот производитель имеет хорошую номенклатуру электронасосов для решения данной задачи. Отличительными особенностями этих помп являются:
- сравнительно низкое потребление
- низкий уровень шума
- компактные размеры при хорошей производительности
- наличие магнитной приводной муфты, исключающей контакт ОЖ с электрической частью
- не препятствуют потоку ОЖ в неработающем состоянии
Для установки я выбрал насос BOSCH 0 392 023 004 производительностью 850л/ч, который помимо вышеперечисленного имеет в качестве привода бесщеточный электродвигатель, что делает его практически «вечным». Также эта помпа отличается более низким уровнем шума и малыми габаритными размерами. Потребление 0,6А при давлении 0,1бар и расходе 800л/ч.
С остальными помпами BOSCH можно познакомиться во вложении ниже.
Не включайте помпу «на сухую» во избежание повреждения!
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Диагностика неисправностей системы охлаждения Nissan Patrol
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Оборван или проскальзывает приводной ремень водяного насоса. Проверьте (см. сопроводительную иллюстрацию), произведите регулировку ремня или замените его. |
Упал уровень охлаждающей жидкости. Постарайтесь выяснить причину потерь жидкости. Это могут быть перелив, внешние или внутренние утечки — обращайтесь к соответствующему подразделу ниже.
Ни в коем случае не снимайте крышку с радиатора на горячем двигателе. Дождитесь остывания двигателя, затем обмотайте крышку толстым слоем ветоши и начинайте медленно ее отворачивать. Дойдя до первого упора, дождитесь сброса избыточного давления и лишь затем можете окончательно снимать крышку. |
Неисправна крышка радиатора. Проверьте (см. сопроводительную иллюстрацию), замените. |
Нарушен проход воздуха из передней части теплообменника радиатора в заднюю. Продуйте тракт с задней стороны теплообменника сжатым воздухом, или прокачайте его подаваемой под напором водой. Неисправен термостат. Проверьте, в случае необходимости замените.
Неисправна термостатическая муфта сцепления вентилятора системы охлаждения. Замените муфту.
Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости. Проверьте, произведите необходимые исправления.
Нарушена установка угла опережения зажигания. Проверьте, произведите корректировку.
Нарушена проходимость системы выпуска отработавших газов. Устраните причину блокировки или замените неисправную секцию/компонент.
Нарушена компоновка состава воздушно-топливной смеси. Проверьте, как описано в Разделе, посвященном диагностике неисправностей системы питания), в случае необходимости произведите соответствующие исправления.
Упал уровень двигательного масла. Немедленно заглушите двигатель и добавьте масла до требуемого уровня.
Нарушена регулировка тормозных механизмов или “прихвачены” тормоза. Проверьте, произведите необходимые корректировки или замену компонентов (см. соответствующий подраздел Раздела, посвященного диагностике неисправностей тормозной системы).
Пробуксовывает сцепление. Проверьте, выполните необходимый ремонт.
Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров. Проверьте, выполните необходимый ремонт.
Двигатель не разработан после капитального ремонта. Проверьте не перетянут ли чрезмерно соответствующий крепеж. Заглушите двигатель и дайте ему остыть.
|