Меню

Схема обозначения пожарных автомобилей

Обозначения пожарных автомобилей

Кроме общей классификации ПА и оборудования в своей работе спасатели пользуются условными обозначениями, которые наносятся на корпус пожарных автомобилей и являются средством идентификации возможностей спецтранспорта. Общая структура обозначений пожарных автомобилей регламентирована ГОСТом Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения». Машины старого фонда могут иметь маркировку согласно ГОСТу 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы», который утратил силу в системе законодательства РФ.

Типовая схема обозначения пожарных автомобилей

Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.

  1. XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
  2. ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
  3. ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
  4. ХХХХ – модификация базового шасси.
  5. мод. ХХА – модель по системе разработчика.
  6. ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
  7. XX – маркировка предприятия-изготовителя.
  8. X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).

Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.

АЦ, АПС · Объем цистерны, м 3

· Вместимость пенобака, м 3

· Работа насоса, л/с

· Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с

· Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с

АП · Запас огнетушащего порошка, кг

· Расход лафетного ствола, л/с

АПТ · Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3

· Производительность насоса, л/с

АКТ · Объем цистерны, м 3

· Мощность насоса, л/с

· Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с)

АА · Объем цистерны, м 3

· Запас ОТП, кг

АГВТ · Расход газоводяной смеси, кг/с
АНР · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

· Напорные рукава, м

АВД · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

· Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст.

АГТ · Запас огнетушащего газа, кг
АСО, АГ, АСА · Мощность электрогенератора, кВт
АД · Мощность вентустановки, тыс. м 3 /ч
АШ, АОС, АПП · Количество мест боевого расчета
АЛ, АКП, ППК · Рабочая высота, м
АР · Запас напорных рукавов, м

Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).

Читать условные обозначения следует так:

АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX

  1. АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
  2. 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м 3 .
  3. 2000 – масса возимого порошка, кг.
  4. 40 – мощность насоса, л/с.
  5. 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
  6. 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
  7. Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.

В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.

В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.

Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:

  • Г – городская черта;
  • С – сельская местность;
  • Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
  • А – аэропорт;
  • Ч – использование в ЧС;
  • Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
  • Э – объекты энергетики.

Графические обозначения пожарных автомобилей

Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:

  1. ГОСТом 28130-89 ««Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».
  2. ГОСТом 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
  3. Методическими рекомендациями по составлению планов и карточек тушения пожаров.

Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:

  1. Основные автомобили общего назначения.
  2. Основные ПА целевого назначения.
  3. Специальные ПА.
  4. Дополнительная техника.

Пожарные условные обозначения графические: по БУПО № 444

Условные графические обозначения – это система символов и знаков, которые связаны с обозначаемой ими предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Как Вы уже поняли в нашей статье пойдет речь об условных и наглядных обозначениях в пожарной охране.

Графические условные пожарные обозначения для составления планов и карточек тушения пожара Вы можете скачать, нажав на соответствующую кнопку после статьи .

Существует множество обозначений их можно разделить на две категории: это физические или наглядные условные обозначения (применяются как правило на пожарной технике и пожарном оборудовании) и схематические или графические условные обозначения.

Напоминаем, приложение с условными графическими обозначениями доступно по кнопке «Скачать».

Условные пожарные обозначения

В нашей статье мы постараемся рассказать Вам о большинстве из них согласно приказу МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны (БУПО), определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

К примеру, зачастую вы наверное обращали внимание как на углу дома горит табличка с надписью: «ПГ→30» – этот указатель указывает направление расположение пожарного гидранта для забора воды и ориентировочное количество метров до него, это очень нужные и незаменимые помощники для пожарных.

Рассмотрим еще один пример обозначения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, уверен, что каждый в своей жизни встречал красный треугольник средних размеров, расположенный вблизи от дороги и задумывался для чего же он там стоит?

Так вот как раз при невозможности установки световых указателей местонахождение пожарного гидранта или водоема обозначают таким треугольником с надписью ПГ или ПВ-50 (где цифры будут означать объем емкости с водой, установленной под землей).

Более редким обозначением пожарного гидранта встречается окрашенная крышка колодца в красный цвет с аналогичной надписью их Вы можете встретить даже в придворовых территориях, если Вам попадется на глаза такой колодец, не загораживайте доступ к нему своим личным автомобилем, ведь при пожаре он может сыграть решающую роль, дорога каждая минута.

Наверное каждый видел пожарную машину, кто-то на картинке, а кто-то и в работе. На пожарных автомобилях тоже присутствуют обязательные условные обозначения, как правило на боковых передних дверях с обоих сторон указаны цифры, обозначающие номер пожарной части (иногда дополнительно указан город).

На корпусе автомобиля с обеих сторон наименование автомобиля, например, АЦ-8-40 (автоцистерна не менее 8 тонн воды и производительностью насоса 40 л/с) или АКП-50 (автоподъемник коленчатый пожарный).

Теперь рассмотрим графические условные обозначения, что они из себя представляют и где используются.

Графические обозначения – это наборы символов и знаков, применяемых на схемах для обозначения того или иного объекта. Такие знаки часто используются на схемах при проведении пожарно-тактических учений, составлении отчетных документов по пожару, разработке ДППП (документы предварительного планирования пожаротушения), касаемо коммерческой деятельности графические знаки применяются на планах эвакуации размещенных в учреждениях.

Графические обозначения регламентируются следующими документами:

Также Вы встретите данные обозначения практически во всех справочниках руководителя тушения пожаров, и в учебниках по пожарной тактике.

Пожарные автомобили: определение и классификация

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин;
  • плавательных и летательных ап­паратов;
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:

Ранее (до издания приказа № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России») существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерна
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АПС – пожарно-спасательный
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
АГВТ – газоводяного тушения
ПНС – насосная станция
ППП – пеноподъемник
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные

Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

К пожарным автомобилям общего применения принято относить:

  1. Пожарную автоцистерну (АЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
  2. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
  3. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) – это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
  4. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
  5. Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:

  1. Пожарный аэродромный автомобиль (АА) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  2. Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  3. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  4. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  5. Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

  1. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  2. Пожарную автонасосную станцию (ПНС) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  3. Пожарный пеноподъемник (ППП) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные

Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  1. Пожарную автолестницу (АЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  2. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  3. Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  4. Пожарную автолестницу с цистерной (АЛЦ) – это пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  5. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  6. Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) – это пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  7. Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  8. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  9. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  10. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) – это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  11. Пожарный рукавный автомобиль (АР) – это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  12. Пожарный штабной автомобиль (АШ) – это пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  13. Пожарную автолабораторию (АЛП) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  14. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  15. Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  16. Пожарный автомобиль базы газодымозащитной службы (АБГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  17. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  18. Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  19. Пожарная компрессорная станция (ПКС) – это пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  20. Пожарно-технический автомобиль (АТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  21. Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС) – это пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

По проходимости

В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

От величины допустимой полной массы

В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

По климатическому исполнению

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:

  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).

Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.

Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.

По посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:

  • за двигателем (задняя кабина);
  • над двигателем (фронтальная кабина);
  • перед двигателем (передняя кабина).

Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По области применения

Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:

  • Г – в городах и населенных пунктах городского типа;
  • С – в сельской местности;
  • Х – на предприятиях химической и нефтехимической промышленности;
  • А – в аэропортах;
  • Ч – при чрезвычайных ситуациях;
  • Л – на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров;
  • Э – на объектах энергетики.

Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).

Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:

  • в городах и населенных пунктах – 80 % моделей;
  • при чрезвычайных ситуациях – 80 % моделей;
  • на объектах химической и нефтехимической промышленности – 80 % моделей;
  • на объектах энергетики – 70 %;
  • в сельской местности – 40 % моделей;
  • в аэропортах – 25 % моделей;
  • на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров – 20 % моделей;
  • на транспорте – 15 % моделей.

Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX

  • АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
  • 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
  • 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
  • 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
  • А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
  • 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
  • МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
  • ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

  • вместимость цистерны для воды – м 3 ;
  • вместимость бака для пенообразователя – м 3 ;
  • масса вывозимого порошка – кг;
  • масса огнетушащего газа – кг;
  • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
  • высокого давления – м. вод. ст.;
  • расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
  • мощность электрогенератора – кВт;
  • длина рукавной линии – км;
  • высота подъема стрелы – м;
  • производительность вентиляторной установки – тыс. м 3 ;
  • число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
  • грузовой момент – тм.

Еще примеры:

  • АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
  • АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
  • ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
  • АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
  • АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и зву­ковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. –СПб: 2006; Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3 под редакцией Безбородько М.Д.

Читайте также:  Схема соединения датчика температуры двигателя
Adblock
detector