Меню

Схема электрооборудования автомобиля заз 968м

Схема электрооборудования автомобиля заз 968м

ЗАЗ 968м
Описание:
Условные обозначения:

2 указатель поворотов;

3 звуковой сигнал;

4 5 пружинный контакт и кнопка включения сигнала;

6 оптический элемент;

7 лампа габаритного освещення А12-4;

8 лампа фары А12-45+40;

10 повторитель указателя поворота (лампа А12-4);

11 включатель сигнализации тормозов «стоп» ВК-412;

12 выключатель аварийной сигнализации тормозов ВК12Б; 13 реле аварийной сигнализации тормозов РС525А;

14 аккумуляторная батарея :СПБ-55;

15 блок предохранителей ПР112;

16 реле-прерыватель РС-950Б;

18 контрольная лампа работы генератора А12-1;

19 указатель уровня топлива в баке УБ-26А;

20 контрольная лампа работы отопителя А12-1;

21 контрольная лампа указателя поворота А12-1;

22 лампа освещения комбинации приборов А12-1;

23 контрольная лампа включения дальнего света фар А12-1;

24 контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов А12-1;

25 контрольная лампа аварийного давления масла А12-1;

26 указатель температуры масла УК273;

27 розетка переносной лампы ПС500;

28 стеклоочиститель СЛ226 В;

29 рычаг переключателя стеклоочистителя и включателя стеклоомывателя;

30 рычаг переключателя указателей поворота;

31 рычаг переключателя света фар;

32 выключатель наружного освещения ВК343-02;

33 включатель аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки ВК422-12 (лампа А12-0,8);

34 замок зажигания ВК347;

35 датчик уровня топлива БМ159А;

36 реле блокировки РБ1-10;

37 реле стартера РС534;

38 включатель фонарей заднего кода ВК418;

39 реле-регулятор РР310В;

40 плафон освещения салона ПК140 (ламла АС12-5);

41 стартер СТ368;

42 штепсельный разъем;

43 генератор Г-502А;

44 катушка зажигания Б115-В;

45 прерыватель-рапределитель зажигания Р-114Б;

46 свеча зажигания А23-1;

47 датчик давления масла ММ111Д;

48 датчик температуры масла TM-100A;

49 фонарь задний правый;

50 лампа указателя поворота А12-21-3;

51 лампа габаритного освещения А12-5;

52, 53 пампа сигнала заднего хода и сигнала «стоп» А12-21-3;

54 подкапотный фонарь ПД-526 с лампой А12-8;

55 фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5;

56 фонарь задний левый.

Провод красный от поз 20 к отопитепю, провода черные от предохранителя 15 к отопителю.

Система электрооборудования автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

На автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» принята однопроводная схема электрооборудования постоянного тока с включением на «массу» отрицательных клемм источников тока. Номинальное напряжение в сети 12 В .

Источниками постоянного тока на автомобиле ЗАЗ-968М являются аккумуляторная батарея 14 марки 6-СТ-55ЭМ и генератор 43 переменного тока марки Г-502А с встроенном полупроводниковым выпрямительным блоком.

Поддержание напряжения генератора в заданных пределах производится реле-регулятором РР310В.

Потребителями электрической энергии на автомобиле ЗАЗ-968М являются:

— система зажигания смеси в цилиндрах двигателя, которая состоит из свечей 46, прерывателя-распределителя 45 и катушки зажигания 44;

— стартер 41 с электрическим тяговым реле включения;

— приборы освещения и световой сигнализации, в том числе: фары 1 с лампами дальнего и ближнего света, лампы 7 габаритного освещения, боковые указатели поворота 2 с повторителями 10, задние фонари 49 и 56 с секциями стоп-сигнала (лампа 53), габаритных огней (лампа 51), задних указателей поворота (лампа 49), лампой 52 сигнала заднего хода; реле-прерыватель 16 указателей поворота и аварийной сигнализации, фонари 55 освещения номерного знака;

— приборы внутреннего и наружного освещения: плафон 40 освещения салона кузова; подкапотный фонарь 54;

— контрольные приборы: датчик 47, контрольная лампа 25 аварийного давления масла, датчик 48 и указатель 26 температуры масла, датчик 35 и указатель 19 уровня топлива в баке, контрольная лампа 23 включения дальнего света фар, контрольная лампа 24 аварийной сигнализации тормозов;

— вспомогательные приборы: звуковой сигнал 3, электродвигатель стеклоочистителя 28 и электродвигатель стеклоомывателя 17, электродвигатель вентилятора отопителя, дополнительное сопротивление свечи отопителя и электромагнитный клапан регулятора отопителя.

Электрооборудование автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Фара ФГ-140Б; 2 — Указатель поворота 17.3726 (лампа А12-21-3); З — Звуковой сигнал С312В; 4 — Скользящий пружинный контакт; 5 — Кнопка включения звукового сигнала; 6 — Оптический элемент фары; 7 — Лампа габаритного освещения А12-4; 8 — Лампа ближнего и дальнего света типа А12-45+40; 9 — Винт регулировки положения фары; 10 — Повторитель указателя поворота УП122Б (лампа А12-4); 11 — Выключатель сигнала «Стоп» ВК-412; 12 — Выключатели аварийной сигнализации тормозов типа ВК12Б; 13 — Реле РС525А аварийной сигнализации тормозов; 14 — Аккумуляторная батарея 6-СТ-55ЭМ; 15 — Блок предохранителей типа ПР112; 16 — Реле-прерыватель типа РС-950Б; 17 — Стеклоомыватель; 18 — Лампа контрольная А12-1, показывающая работу генератора; 19 — Указатель уровня топлива в бензобаке УБ-26А; 20 — Контрольная лампа А12-1, показывающая работу отопителя; 21 — Контрольная лампа А12-1 указателя поворота; 22 — Лампы А12-1 для освещения комбинации приборов; 23 — Контрольная лампа А12-1, показывающая включение дальнего света фар; 24 — Контрольная лампа А12-1 для аварийной сигнализации тормозов; 25 — Контрольная лампа А12-1, показывающая аварийное давление масла; 26 — Указатель температуры масла типа УК273; 27 — Розетка лампы переносной ПС500; 28 — Стеклоочиститель типа СЛ226В; 29 — Рычаг включения стеклоомывателя и переключателя стеклоочистителя; 30 — Рычаг переключателя поворотных указателей; 31 — Переключателя света фар рычаг; 32 — Выключатель для наружного освещения типа ВК343-02.02; 33 — Выключатель ВК422-12 для аварийной сигнализации автомобиля или вынужденной остановки (лампа А12-0,8); 34 — Замок зажигания типа ВК347; 35 — Уровня топлива датчик БМ159А; 36 — Реле блокировки типа РБ1-10; 37 — Реле стартера типа РС534; 38 — Выключатель ВК418 для фонарей заднего хода; 39 — Реле-регулятор типа РР310В; 40 — Плафон ПК140 освещения салона (применяется лампа АС12-5); 41 — Стартер типа СТ368 (для МеМЗ-968, 968Н), СТ366 (для МеМЗ-966Г); 42 — Разъем штепсельный; 43 — Генератор типа Г-502А; 44 — Катушка зажигания типа Б115-В; 45 — Прерыватель-распределитель зажигания типа Р-114Б; 46 — Свеча зажигания типа А23-1; 47 — Датчик масляного давления ММ111Д; 48 — Датчик температуры масла типа ТМ100А; 49 — Фонарь задний правый 251.3716; 50 — Лампа А12-21-3 указателя поворотов; 51 — Лампа А12-21+5 для габаритного освещения; 52 — Лампа А12-21-3 сигнала заднего хода; 53 — Лампа сигнала торможения А12-21-3; 54 — Подкапотный фонарь ПД308-А; 55 — Фонари освещения знака номерного 14.3717 (лампа АС12-5); 56 — Фонарь задний левый 26.3716. Оборванные провода: красный от лампы 20 и черные от предохранителя «1» идут к отопителю.

Ряд приборов электрооборудования «Запорожца» защищен плавкими предохранителями, расположенными в блоке 15.

Предохранители защищают цепи на автомобиле ЗАЗ-968М:

«1» на 16 А — всех приборов и ламп освещения при включенном выключателе 32 наружного освещения. При выключенном выключателе 32 защищается цепь дальнего света фар при кратковременном их включении рычагом 31.

«2» на 8 А — освещения комбинации приборов, передних и задних габаритных огней, лампы подкапотной и фонарей номерного знака.

«3» на 8 А — «аварийной сигнализации» в режиме поворотов, указателей температуры масла и уровня топлива, ламп контрольных давления масла и работы генератора.

«4» на 8 А — контрольной лампы заряда, фонарей заднего хода и стеклоомывателя.

«5» на 8 А — «аварийной сигнализации» в мигающем режиме.

«6» на 8 А — штепсельной розетки, аварийной сигнализации, плафона освещения салона, приборов, звукового сигнала и тормозов.

«7» на 8 А — ближнего света фары левой.

«8» на 8 А — ближнего света фары правой.

«9» на 8 А — контрольной лампы дальнего света, дальнего света левой фары.

«10» на 8 А — дальнего света правой фары.

Перед заменой перегоревшего предохранителя выяснить и устранить неисправность, вызвавшую его перегорание. Следует устанавливать предохранители только заводского изготовления. В качестве временного предохранителя могут быть использованы перегоревшие предохранители с напаянной луженой медной проволокой диаметром не более 0,26 мм, выдерживающей силу тока 8 А.

Устройство освещения и световой сигнализации автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец», реле-прерыватель РС950 (РС-950), выключатель ВК422-12 (ВК-422-12)

Расположение приборов освещения и световой сигнализации на автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» показано на рисунке.

На автомобиле ЗАЗ-968М устанавливаются фары типа ФГ-140Б дальнего и ближнего света с лампами мощностью 45+44 Вт с несимметричным пучком ближнего света фар и лампами габаритного освещения мощностью 4 Вт.

Фара состоит из корпуса и оптического элемента. Корпус фары крепится к кузову через резиновый облицовочный ободок. Оптический элемент монтируется в корпус при помощи установочного кольца-держателя оптического элемента и закрепляется винтами. Установочное кольцо в корпусе подвешивается на пружинах. Направление луча света регулируется поворотом оптического элемента в корпусе фары при помощи регулировочных винтов 9. Регулировочные винты фары закрываются снаружи резиновым уплотнительным ободком.

Читайте также:  Рекомендуемое масло для двигателя автомобиля

Задние фонари на автомобиле ЗАЗ-968М — правый 49 и левый 56 имеют пластмассовый корпус с перегородками, закрытыми общим рассеивателем, состоящим из склеенных вставок: оранжевой для указателя поворота, белой для сигнала заднего хода и красной для сигналов «стоп» и габаритного освещения. Для указателя поворота, сигнала «стоп» и сигнала заднего хода используются лампы мощностью 21 Вт, а для габаритного освещения — двухнитевая лампа мощностью 21 и 5 Вт с использованием только нити на 5 Вт.

Указателями поворотов на автомобиле ЗАЗ-968М впереди служат указатели типа 17.3726 с рассеивателями оранжевого цвета и лампами мощностью 21 Вт и повторители указателей поворота типа УП-122Б с лампами мощностью 4 Вт.

Для получения прерывистого светового сигнала при поворотах и для прерывистой световой сигнализации ламп указателей поворота в случае аварийного состояния автомобиля или при вынужденной его остановке служит транзисторное реле-прерыватель РС950 (позиция 1 на рисунке ниже).

Реле-прерыватель РС950 указателей поворота и аварийной сигнализации автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Реле-прерыватель; 2 — Контрольная лампа указателей поворота; 3 — Лампы левого поворота; 4 — Лампы правого поворота; 32 — Блок предохранителей; 33 — Выключатель аварийной сигнализации автомобиля или его вынужденной остановки; 34 — Переключатель указателей поворота.

Включение указателей поворота производится переключателем 34, входящим в трехрычажный переключатель, установленный на опоре рулевого вала, включение сигнализации аварийного состояния автомобиля — красной рукояткой выключателя 33 с контрольной лампой.

Электрическая схема выключателя ВК422-12 (ВК-422-12), реле-прерывателя РС950 и способ их включения в цепь ламп указателей поворотов на автомобиле ЗАЗ-968М показана на рисунке.

Реле-прерыватель (РС950) РС-950 «Запорожца» представляет собой электронный генератор прямоугольных импульсов тока с электромеханической обратной связью, которая происходит с помощью контактов исполнительного электромагнитного реле. В состав прерывателя входят три транзистора и четыре диода. Транзистор T1 (представляющий собой релаксационный генератор) имеет включение по мостовой схеме для минимизации влияния импульсов напряжения в случае питания без аккумулятора от одного генератора. Транзистор T2 работает в режиме эмиттерного повторителя, а транзистор T3 — в режиме усилителя мощности. При работе генератора применяется один перезарядный конденсатор C1.

Если при включении указателя поворотов сигнальные и контрольная лампы горят постоянно, «миганий» нет, это указывает на неисправность реле. Если при включении контрольная лампа не горит, следует проверить свет в указателе поворота и заднем фонаре. Отсутствие света указывает на неисправность лампы или отсутствие контакта. Если лампы горят «мигая», а контрольная лампа не горит, то необходимо проверить контрольную лампу. Отсутствие света в контрольной лампе, переднем и заднем указателях поворота указывает на неисправность предохранителя «3» в блоке предохранителей или реле-прерывателя. Отсутствие света во всех лампах указателей поворотов при включении выключателя 33 указывает на неисправность предохранителя «5» или реле-прерывателя.

Внимание. На этом сайте можно купить сигнализацию на авто в СПБ . Подробнее на MERITEC.

Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец» (стр. 19 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

О—выключено, ключ можно вынуть, выводы «30» и «30/1» вы­ключателя зажигания находятся под напряжением:

1 — включена цепь системы зажигания и,, кроме того, цепи реле-регулятора, указателя температуры масла, указателя уровня топлива в баке, контрольные лампы работы генератора и давления масла в двигателе, указателя поворотов, питание стеклоочистителя. Ключ блокирован, выводы «30», «INT», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;

II — включен стартер при пуске двигателя. Ключ блокирован от выпадания из замка, но под действием имеющейся пружины стремится вернуться в положение 1. Для включения стартера ключ необходимо удерживать рукой, отпуская его после пуска двига­теля. Выводы «30», «INT», «16», «50», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;

III—включено противоугонное устройство, блокирующее пово­рот рулевого колеса, ключ можно вынуть. Для включения проти­воугонного устройства необходимо вынуть ключ и слегка повернуть рулевое колесо в оба направления, пока оно не зафиксируется. Выводы «30», «INT» и «30/1» находятся под напряжением.

Категорически запрещается во время движения выключать зажи­гание, так как ключ может попасть в положение «стоянка», несколь­ко выйти из гнезда, рулевое колесо зафиксируется и может произой­ти авария.

Выключатель зажигания устанавливают в гнезде опоры вала рулевого управления и крепят в нем двумя винтами. Снятие и установка выключателя зажигания описаны в подразд. «Рулевое управление».

У выключателя зажигания разбирается только контактное устрой­ство. В случае необходимости разборки выключателя (подгар кон­тактов, поломка пружин контактов и др.) необходимо при помощи лезвия ножа снять стопорную пружину и извлечь из гнезда выклю­чателя зажигания контактное устройство, предварительно сделав пометку в виде риски на корпусе выключателя и на опорном диске контактов. Поврежденные контакты восстанавливают, подгоревшие зачищают стеклянной шкуркой с зернистостью 150. 180, затем про­тирают хлопчатобумажной лентой, смоченной в спирте.

Сборку выполняют в обратной последовательности. При сборке совмещают риски на корпусе и опорном диске контактов.

ОСВЕЩЕНИЕ И СИГНАЛИЗАЦИЯ

Фары, фонари, указатели поворотов

Устройство фар. Фара ФГ 140Б (рис. 159) имеет герметизиро­ванный оптический элемент с двухнитевой лампой дальнего и ближ­него света. Нить дальнего света (45 Вт) расположена в оптическом фокусе отражателя и дает горизонтальный пучок света. Нить ближ­него света (40 Вт) смещена относительно фокуса несколько вверх и влево. Этим достигается отклонение пучка света фар вниз и вправо, что обеспечивает хорошее освещение дороги непосредственно перед автомобилем и правой обочины дороги, а также снижает слепящее действие встречному транспорту. Фара снабжена также лампой габа­ритного огня (4 Вт).

Рис. 159. Фара и ее крепление:1 — лампа фары; 2 — рассеиватель; 3 — внутренний ободок; 4 — облицовочный ободок; 5 — регулировочный винт; 6 — винт крепления оптического элемента; 7, 11 — патроны: 8 — корпус; 9 — винт крепления фары; 10 — штекерная колодка; 12 — лампа габаритного огня; 13 — оптический элемент

Снятие фары. Для ремонта или для замены перегоревшей лампы фары снимают в следующем порядке:

при помощи отвертки слегка отгибают и приподнимают вверх облицовочный ободок фары 4 и вывертывают на 2. 3 оборота винты 6 крепления ободка 3,

повертывают внутренний ободок 3 против часовой стрелки на небольшой угол, снимают из-под облицовочного ободка 4 внутрен­ний ободок 3,

вынимают из-под облицовочного ободка 4 оптический элемент 13, снимают лампу и отделяют патрон от лампы.

Для замены корпуса фары 8 и снятия облицовочного ободка 4 следует вывернуть четыре винта 5. Устанавливают фару в обратной последовательности.

Регулировка фар. Периодически по мере надобности или после установки новых фар требуется проверять и регулировать их положение. Для этого необходимо:

Рис. 160. Схема для регулирования света фар

установить ненагруженный автомобиль с нормальным .давлением воздуха в шинах на горизонтальной площадке перед экраном на расстоянии 7,5 м от фар:

нанести на экран (рис. 160) осевую линию О, лежащую в плос­кости симметрии автомобиля. Симметрично осевой линии провести две вертикальные линии Л и П на расстоянии 609 мм. что соот­ветствует расстоянию от осевой линии до центров фар. Затем на высоте Н (высота центра фары от пола) провести горизонтальную линию 1, а ниже нее на 100мм— линию 2′,

включить ближний свет и вра­щением винтов 5 (см. рис. 159) в вертикальной плоскости — верх­ним, в горизонтальной — боковым установить оптические элементы так, чтобы горизонтальная грани­ца между световым пятном А и не­освещенным участком проходила

по линии 2, а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линий Л и Я с линией 2.

Рис. 161. Детали освещения и световой сигнализации автомобиля: 1 — винт крепления расенвателя: 2 — рассеиватель; 3 — лампочка А12-5; 4 — корпус фонаря освещения номерного знака; 5 — винт крепления фонаря; 6 — рассеиватель заднего фонаря; 7 — лампочка А12-21-3; 8 — корпус заднего фонаря; 9 — прокладка; 10 — винт крепления фонаря; 11 — лампочка А12-5; 12 — винт крепления рассеивателя; 13—гайка крепления подкапотного фонаря; 14 — подкапотный фонарь; 15 — лампочка А12-8; 16 — фонарь указа­теля поворота; 17 — винт крепления фонаря; 18 —защитный чехол; 19 — уплотнитель; 20 — лампочка А12-4; 21 — плафон освещения салона; 22 — трубчатая софитовая лампочка АС12-5; 23 — повторитель указателя поворотов; 24 — гайка крепления повторителя; 25 — лампочка А12-21-3; 26 — винт крепления рассеивателя; 27 — рассеиватель фонаря указателя поворотов.

Читайте также:  Калькулятор расчета износа автомобиля по осаго согласно единой методики

Замена лампочек приборов освещения и сигнализации. Крепле­ние приборов освещения и сигнализации показано на рис. 161. Для замены лампочки:

указателя поворотов отвертывают два винта 26, снимают рассеи­ватель 27, нажимают на колбу лампочки и поворотом влево выни­мают из патрона лампочку 25 (А12-21-3);

освещения салона вынимают плафон 21 из гнезда, преодолев усилие пружин крепления, и снимают софитовую трубчатую лам­почку 22 (АС12-5);

повторителя указателя поворота 23 вынимают патрон с лампочкой (находится под крылом) и заменяют лампочку 20 (А12-4);

фонаря освещения номерного знака отвертывают два винта /, снимают рассеиватель 2 и софитовую трубчатую лампочку 3 (А12-5):

заднего фонаря отвертывают шесть винтов 12, снимают рассеива­тель 6, лампочку // (А12-5) и лампочки 7 (А12-21-3). Для подкапотного фонаря 14 применяется лампочка 15 (А12-8).

Звуковой сигнал

Устройство сигнала. Звуковой сигнал С-312В — электромагнит­ный, шунтового типа, выполнен по двухпроводной схеме. Оба вы­вода сигнала изолированы от «массы» и выведены на клеммную колодку 5 (рис. 162).

Сигнал имеет металлический корпус 4, на задней стенке которого укреплена рессорная подвеска, а на боковой стецке — клеммная колодка 5, внутри корпуса сигнала находятся: сердечник 7 с ка­тушкой 6 электромагнита, якорь 8 с мембраной и диффузор 1, укрепленный на стержне и держатель с неподвижным контактом 10.

Мембрана закреплена между корпусом сигнала и крышкой 3 винтами. На задней стенке корпуса имеется регулировочный винт 2 (рис. 163).

Рис. 162. Звуковой сигнал: 1 диффузор; 2 — мембрана; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — клеммная колодка; 6 — ка­тушка электромагнита; 7 — сердечник; 8 — якорь; 9 — изолятор; 10 — неподвижный кон­такт; 11 — винт; 12 — пластина крепления сигнала

Техническая характеристика звукового сигнала

Номинальное напряжение, В 12

Уровень звукового давления, дБ 108

» » » в диапазоне частот 1800Гц, дБ, не менее 105

Основная частота звука, Гц

Регулировка сигнала. Регулируют сигнал только в случае появления хрипа или снижения громкости звучания. Регулировку выполняют поворотом винта 2 до появления чистого и громкого звучания, после регулировки контргайку затягивают. Периодически следует проверять надежность крепления звукового сигнала и на-дежносгь подсоединения проводов, а также плотность прилегания контакта 16 к контактному кольцу 4.

Рис. 163. Схема подключения звукового сигнала: 1 — звуковой сигнал; 2 — регулировочный винт; 3 — вал рулевого управления; 4 — кон­тактное кольцо; 5 изоляционная втулка; 6 — рулевое колесо: 7 — оправа; 8 — кнопка; 9 — пружина; 10 — контактное кольцо; 11 — провод; 12—изоляционная втулка; 13 — стопорное кольцо; 14 — болт; 15 — изоляционная шайба; 16 — контактная пластина; 17 — штекер.

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Рис. 164. Блок плавких предохраните­лей

В системе электрооборудования автомобиля для защиты цепей от перегрева ниже панели приборов (с левой стороны) установлен блок предохранителей (рис. 164), защищающий десять электри­ческих цепей. Предохранители включены:

№ 1 (16 А) —свободный:

№2 (8 A)—в цепь освещения щитка приборов, задних и передних габаритных огней, фонарей номерного знака и подкапот­ной лампы;

№ 3 (8 А)—в цепь указателя поворотов, указателя температуры масла, указателя уровня топлива, указателя давления масла и контрольной лампы разряда:

№4 (8 А)—в цепь стеклоомывателя и фонарей заднего хода,

5 (8 А)—в цепь аварийной сигнализации (мигающий режим и указатели поворотов),

№6 (8 А)—в цепь штепсельной розетки, плафона освещения салона, приборов аварийной сигнализации тормозов и звукового сигнала;

№7 (8 А)—в цепь ближнего света левой фары:

№8 (8 А)—в цепь ближнего света правой фары:

№9 (8 А)—в цепь дальнего света правой фары:

№10 (8 А)—в цепь дальнего света левой фары.

Перед заменой сгоревшего предохранителя необходимо устра­нить причину, вызвавшую его плавление.

Прерыватель указателей поворотов и аварийной сигнализации. Схема прерывателя PC 950 (рис. 165) представляет собой электрон­ный генератор прямоугольных импульсов тока с электромехани­ческой обратной связью, осуществляемой посредством контактов исполнительного электромагнитного реле. В прерывателе использо­ваны три транзистора и четыре диода. Транзистор VI (собственно релаксационный генератор) включен по мостовой схеме с целью уменьшения влияния импульсов напряжения при питании от одного генератора без аккумулятора. Транзистор V2 работает в режиме эмиттерного повторителя, а транзистор V3 в режиме усилителя мощности. В работе генератора используется один перезарядный конденсатор С 1.

В исходном состоянии, когда не подключены лампы указателей поворота, транзистор VI закрыт. Это состояние транзистора обеспе­чивается делителем напряжения, состоящим из резисторов RI и R2. В закрытом состоянии нахо­дятся и транзисторы V2 и V3.

Рис. 165. Электрическая схема преры­вателя указателей поворотов в нормаль­ном и аварийном режимах: I — реле в сборе; II — выключатель ава­рийной сигнализации; ЛТ лампы указа­телей поворотов левой стороны; ПТ лам­пы указателей поворотов правой стороны; ЛП, ПП — контакты для подключения лампы указателей поворотов прицепа; КТ контрольная лампа на щитке прибо­ров; КП контакт для подключения конт­рольной лампы прицепа; Р1 — исполнитель­ное реле; Р2, РЗ — реле контроля; WIW4 — обмотки реле контроля; ПБ пра­вая сторона; ЛБ левая сторона; V1 — транзистор КТ315А; V2, V3 — транзисторы МП25А; V4, VS. V6. V7 диоды КД105А; RI — подстроечный резистор МЛТ 0,5. 6,8 к; R2 — резистор МЛТ 0,5. 8,2; R3. R7 — резисторы МЛТ 0,5. 510; R4 — резистор МЛТ 0,5… 240; R5 резистор МЛТ 1. 240; R6 — резистор МЛТ 0,5. 52; R8 — резистор МЛТ 0,5. 200; R9 — резистор МЛТ 0,5. 390; R10 — резистор МЛТ 0,5. 1 к; С1 — конденсатор К; ПУП — переключатель указателей поворота; ЛАС — лампа аварийной сигна­лизации; П — к среднему выводу переклю­чателя; Пр предохранитель; а — к вы­ключателю габаритных огней; в — в цепь при применении двухрежимных фонарей; с — к источнику питания; d к выключа­телю зажигания

При подключении ламп указателей поворота эмиттер транзистора VI подключается к минусу источника питания через нити ламп, диод V4 и резистор R6. База транзистора VI по отношению к эмиттеру оказывается под положительным потенциалом. Транзистор VI, а сле­довательно, и транзисторы V2 и V3 открываются. Исполнительное реле RI срабатывает, и посредством его контактов на сигнальные лампы подается плюс напряжения источников питания. При этом начинается заряд конденсатора С1, ток которого удерживает тран­зистор VI в открытом состоянии. По истечении некоторого времени ток заряда станет недостаточным для удержания транзис­тора в открытом состоянии и последний закроется. Транзисторы V2 и V3 тоже закроются. Реле RI выключится. Контакты разомкнут­ся. Конденсатор С1 начнет разряжаться, удерживая транзистор VI в закрытом состоянии. После разряда С1 цикл повторится.

Назначение диодов следующее: V4 — для предотвращения попа­дания положительного потенциала напряжения питания на эмиттер транзистора VI; V5 — для шунтирования тока обмотки реле P1; V6 для получения запирающего напряжения на базе транзистора V3′, V7 — для шунтирования обратных выбросов напряжения пита­ния, образующихся при изменениях нагрузки в схеме электрообо­рудования автомобиля.

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

Устройство стеклоочистителя. Стеклоочиститель СЛ226В (рис. 166) —двухскоростной, приводится в действие от электродвига­теля. Через карданный валик вращательное движение якоря электро­двигателя передается червяку редуктора. В зацеплении с червя­ком находится червячная шестерня, с осью которой связана рычажная система, обеспечивающая возвратно-поступательное дви­жение щеток.

Концевой выключатель, служащий для автоматической останов­ки щеток в момент подвода их к нижнему (горизонтальному) по­ложению, расположен на корпусе редуктора и подключен параллель­но основному переключателю. С помощью контактного диска, установленного на червячной шестерне, и контакта, прикреплен­ного к основанию, концевой выключатель размыкает цепь питания электродвигателя.

Термобиметаллический предохранитель вибрационного типа предназначен для защиты электродвигателя стеклоочистителя от перегрузок и коротких замыканий в электросети. Он обеспечивает надежный контакт при токе 4,2 А и температуре окружающей среды (+20±5)°С. При токе 7,5 А и температуре окружающей среды (+20±5)°С термобиметаллический предохранитель размы­кает электросеть. Включение электродвигателя после остывания термобиметаллического предохранителя происходит автоматически. При неоднократном срабатывании термобиметаллического предохра­нителя следует выключить стеклоочиститель, найти причину не­исправности и устранить ее. Привод стеклоочистителя установлен под панелью приборов.

Читайте также:  Пусковое устройство для грузового автомобиля 24 вольта 1000а

Рис. 166. Стеклоочиститель и его крепление: 1 втулка вала; 2 — уплотнитель; 3 — уплотнительная шайба; 4 декоративная шайба; 5 — гайка крепления вала; 6 — гайка рычага; 7 — рычаг щетки; 8 — манжета; 9 — стопор­ное кольцо; 10 — гайка с манжетой; 11 — вал с поводком; 12 — амортизационная шайба; 13, 14 — шайбы; 15 — болт крепления стеклоочистителя; 16 электродвигатель; 17 — редуктор; 18 — штекер; 19 — провод к замку зажигания; 20 — штекерная колодка: 21 — жгут проводов; 22 — основание; 23 — щетка

Работает стеклоочиститель только при включенном зажигании. Рычаг переключателя стеклоочистителя (выполняет функции и выключателя электроомывателя) может занимать три положения: I — рычаг в верхнем положении — стеклоочиститель выключен; II — рычаг в среднем положении — включено медленное движение щеток; III — рычаг в нижнем положении —включено быстрое дви­жение щеток. При перемещении рычага на себя вдоль опоры руля включается электрический омыватель ветрового стекла.

Техническая характеристика стеклоочистителя

Тип электродвигателя МЭ-14А

Номинальное напряжение, В 12

Потребляемая сила тока, А 4,2

Число ходов в минуту на скоростях;

малой (первой) 25. 27

большой (второй) 43. 55

Размах щеток по смоченному стеклу, град 115

Усилие прижима щеток к стеклу, гс, не менее 200

Снятие и установка стеклоочистителя. Для снятия стекло­очистителя необходимо:

отсоединить провод от минуса аккумуляторной батареи. Отсоеди­нить штекерную колодку 20 (см. рис. 166) пучка проводов от пере­ключателя, затем отсоединить провод 19 от включателя зажигания;

отвернуть гайки 6 крепления рычагов щеток, снять с валиков рычаги 7 с щетками 23, затем .отвернуть гайки 10 с сальником и гайки 5, снять с валиков декоративные шайбы 4 и уплотнительные 3;

отвернуть болт 15 крепления стеклоочистителя и, аккуратно опустив его вниз, снять с автомобиля.

Установку стеклоочистителя на автомобиль выполняют в об­ратной последовательности.

Разборка и сборка стеклоочистителя. Разборку стеклоочисти­теля следует выполнять в следующем порядке:

отсоединить от термобиметаллического предохранителя и от кон­цевого выключателя провода, отвернуть винты и снять с основания

стеклоочистителя термобиметаллический предохранитель и резистор с регулируемым контактом концевого выключателя;

отсоединить от основания стеклоочистителя электродвигатель с редуктором, отделить электродвигатель от редуктора, затем снять с редуктора шестерню и выпрессовать червяк;

промыть детали в бензине и проверить их состояние, изношен­ные детали заменить.

Собирают стеклоочиститель в обратной последовательности. При сборке нужно детали редуктора обильно смазать смазкой ЦИАТИМ-201 и обратить внимание на наличие уплотнительных прокладок и пружины между карданным шарниром и электродви­гателем.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Автомобиль оборудован комбинацией приборов типа КП-214В. В комбинацию приборов входят спидометр, указатель уровня топли­ва, указатель температуры масла и контрольные лампы (слева напра­во): работы генератора—красный светофильтр, загорается при включении зажигания; работы отопителя — зеленый светофильтр, загорается при включении отопителя (при переходе на автомати­ческий режим — гаснет); указатели поворотов — зеленый свето­фильтр, загорается при включении указателя поворота, дублирует мигающий свет в фонарях; включения дальнего света фар автомоби­ля (синий светофильтр); аварийной сигнализации о неисправности гидравлических тормозов (красный светофильтр), загорается при отказе одного из контуров передних или задних тормозов; аварийного давления масла (красный светофильтр), загорается при включении зажигания.

Спидометр

Спидометр состоит из указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути.

Механизм указателя скорости (рис. 167) включает постоянный магнит, напрессованный на приводном валике, и алю­миниевую картушку, укрепленную на оси. На верхнем конце оси расположена стрелка указателя скорости, а в средней части оси напрессована втулка со спиральной пружиной (волоском). Внут­ренний конец пружины укреплен на втулке, а наружный — на пластине, служащей для регулировки — натяжения пружины при за­водской регулировке указателя скорости.

Валик свободно вращается в корпусе спидометра и приводится во вращение гибким валом, соединенным с коробкой передач через специальный привод. Во время вращения магнита магнитные силовые линии пересекают картушку, в которой при этом создается электро­движущая сила. Возникающие в ка-ртушке электрические токи создают собственное магнитное поле. При вза­имодействии поля вращающегося маг­нита с полем картушки возникает крутящий момент, вследствие чего картушка поворачивается в сторону вращения магнита. Этот момент уравновешивается спиральной пружи­ной (волоском).

Рис. 167. Механизм спидометра: 1 — регулировочная пластина; 2 — ось стрелки; 3 — волосок; 4 — ба­рабанчик счетного узла; 5 — труб­ки; б — магнит; 7 — корпус; 8 — ведущий валик привода спидометра; 9 — ведомый валик; 10 — картушка.

Таким образом, картушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный частоте вра­щения валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля.

Суммарный счетчик прой­денного пути состоит из системы шестерен червячных пар и связанных с ними барабанчиков. Связанная с осью спидометра система шестерен чер­вячных пар приводит во вращение край­ний правый барабанчик счетного узла, который соответственно передвигает остальные пять барабанчиков, имеющих наружное зубчатое зацепление. Счетные барабанчики имеют зубья и связаны между собой трибками, помещенными на одной оси между каждой парой барабанчиков. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, из которых крайний справа показывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков.

Накладка имеет окно, через которое видны цифры барабанчиков. Прибор отсчитывает один километр пройденного пути за 624 оборота оси магнита. После 100000 км пробега автомобиля цифры на барабанчиках сбрасываются и отсчет начинается заново с нуля. Ось спидометра смазывают вазелиновым маслом при его ремонте. Для разборки спидометра и снятия блока барабанчиков счет­ного узла необходимо отогнуть и снять с осей барабанчиков и трибок стопорную проволоку, снять оси, барабанчики и трибки. Снятие неисправных барабанчиков и установку новых выполняют, стараясь не сдвинуть рычаг регулировки скоростного узла.

Отвертывают три винта и отделяют от корпуса спидометра стойку барабанчиков вместе с осью, волоском и картушкой. Изношен­ные червячные пары и барабанчики заменяют новыми.

Рис. 168. Гибкий вал спидометра и его привод: / — комбинация приборов; 1 — пружина крепления комбинации приборов; 3—спи­дометр; 4 — шплинт-проволока; 5 — накид­ная гайка; 6—гибкий вал; 7—оболочка; 8—защитная трубка; 9—запорная шай­ба; 10—трос; //редуктор привода спидометра; II—уплотнительные втулки

Собирают спидометр в обратной последовательности. После сбор­ки спидометр проверяют на точность показаний на стенде по эталонному образцу. Основная допусти­мая погрешность указателя ско­рости спидометра при температу­ре (20±2)°С не должна превы­шать +3 км/ч при скорости до 60 км/ч и +5 км/ч при скорости выше 60 км/ч.

Передаточное число между приводным валиком спидометра и счетчиком пройденного пути равно 624 об/км.

Гибкий вал спидометра (рис. 168) — полуразборной конструкции, имеет оболочку 7 с надетой на нее хлорвиниловой трубкой 8, защищающей вал от попадания в него воды.

Длина гибкого вала состав­ляет 2780 мм.

Накидной гайкой 5 гибкий вал спидометра присоединен к спидометру 3, а с противополож­ного конца—к редуктору II. Вставленный в оболочку трос 10 гибкого вала запирается шайбой 9. На ^/з длины оболочки (со сто­роны привода) при сборке вал

наполняют пластичной смазкой в количестве, достаточном для рабо­ты в течение всего срока службы вала. Для снятия гибкого вала спидометра необходимо: отвернуть накидную гайку 5 крепления гибкого вала к редуктору 11 на коробке передач, снять крышку туннеля пола, снять с гибкого вала резиновые уплотнители;

снять с туннеля пола механизм управления коробкой передач и рычаг привода стояночного тормоза. При помощи отвертки отог­нуть в туннеле пола скобы крепления гибкого вала спидометра, отвернуть накидную гайку 5 крепления гибкого вала к спидометру 3 и отогнуть скобу крепления;

вытянуть из туннеля гибкий вал со стороны двигателя. Устанавливают гибкий вал спидометра в обратной последователь­ности.

Если необходимо вынуть из оболочки гибкого вала для замены только трос 10, то следует вытянуть трос в сторону редуктора 11 привода спидометра до упора и, слегка разводя концы запорной шайбы 9, снять ее. После этого трос легко вынимается из оболочки со стороны спидометра.

Adblock
detector