Веревка вместо цепи, смекалка вместо эвакуатора. Выбираемся из снежного плена
Заехали в чисто поле, застряли. Откопались, опять застряли… И так полтора часа! Зачем мы вообще сунулись на снежную целину? Чтобы наглядно показать и рассказать, как выбираться из снежного плена.
Ничто не предвещало…
С чего обычно начинаются неприятности? Правильно, с того, что их никто не ожидает! Сначала вы едете по отлично расчищенной дороге, затем она просто расчищена, ну а потом… Но ведь кто-то ездил! Ведь есть же занесенная снегом колея! О том, что она может быть от грузовика, а посреди поля будет снежный перемет, думать не хочется, да в принципе и не принято.
Хотя пешая разведка подозрительного участка не помешает, особенно если дорога вам незнакома. Возможно, снега немного, а если под ним глубокая колея или промерзшая лужа? Оценивая шансы на успех, учитывайте и состояние снега. Он весь такой воздушный и рыхлый? Значит, есть шанс прорваться: ходом вы легко разгребете снег передней частью машины, излишки разлетятся, в крайнем случае спокойно утрамбуются днищем. Разумеется, если того снега не по самые боковые зеркала. Куда хуже, если оттепель, как сейчас: снег тяжелый, плотный и скользкий. Цепляться за такой шинам тяжело, машине продвигаться вперед — тоже. А сядешь на пузо — пиши пропало: лопатой придется изрядно помахать.
Прорыв или прополз
Если принято решение ехать, несмотря ни на что, — ехайте! Только неспешно! Чем медленнее будете продвигаться, тем проще будет вытаскивать застрявший автомобиль: копать, толкать и так далее. И за трактором бежать, кстати, тоже ближе… Ходом имеет смысл брать только короткие участки, или если решено продвигаться до победного конца, где уже обратная арифметика: чем дальше залетишь, тем меньше копать до выезда.
Соответственно от выбранной тактики зависит и техника. Если принят стиль черепахи, то «тянем» на малых или средних оборотах, стараясь не срывать колеса в букс, а в некоторые моменты для лучшего зацепа даже немного приподнимать ногу с педали «газа». Потеря скорости не страшна, не за то боремся. Но лучше не допускать, чтобы двигатель работал на самых низких оборотах, тем более не бился в конвульсиях и не глушился.
Что делать с глубокой колеей? Теоретически надо ехать вне ее, но практически в рыхлом снегу это осуществить трудно: машина все равно будет норовить соскочить в нее или же, продавливая покрытие, будет прокладывать новую колею, при этом вы будете бороться с большим сопротивлением качению. Если снег плотный, шансов ехать со смещением больше, но если «свалитесь», откапываться придется долго!
«Уперлись»? Не стоит рваться вперед, отчаянно буксуя и закапывая машину на месте. Сдаем пару метров назад, затем, вновь набрав свой экстра-темп, катим вперед. Чтобы облегчить себе спокойный старт, расчищаем пару метров дороги перед машиной. Так и берем на измор заснеженную дорогу.
В случае с «прорывом» тактика несколько иная. Здесь, наоборот, скорость — наше все: пока она есть, автомобиль движется по инерции, мы едем. Поэтому скорость — как позволяют обстоятельства, активный «газ», стараемся держать темп и придерживаться выбранной траектории. Последнее не всегда просто: машину может выкинуть даже из наезженной колеи, особенно если она «рыхлая», поэтому без подруливающих действий, а иногда и уменьшения подачи «газа» не обойтись.
Если из-за глубокого снега машина постепенно теряет скорость и останавливается, действовать следует так же, как и в случае с медленным продвижением. Не закапываем себя пробуксовкой, а стараемся сдать назад, берем разгон — и снова на приступ. Ну а если вы ходом засадили машину в снег по самое не могу, поздравляем: вы готовы ко второй части квеста!
Качаем, копаем, поднимаем…
Сначала пробуем выехать враскачку: чуть вперед, чуть назад. На машине с МКП для этого быстро переключаем передачи с первой на заднюю. Как вариант — просто пытаемся тронуться (вперед или назад), затем выжимаем сцепление, позволяя машина откатиться в обратную сторону, и снова трогаемся. Если у вас автоматическая трансмиссия, то опять же переключаемся между D (1) и R, но при каждом переключении нажимаем педаль тормоза.
Начинать раскачку можно даже с пары сантиметров, постепенно доводя амплитуду до метра, а то и двух — в этом деле важно не спешить. Для облегчения задачи перед этим стоит расчистить снег перед машиной и позади нее, не забыв про места возле самых колес: скорее всего, там уже будут характерные углубления, также препятствующие движению.
Но, допустим, вам сегодня везет: вы не просто встали, а конкретно «сели» на днище. Снега слишком много, дорожного просвета не хватило, разгруженные колеса не способны сдвинуть машину с места. И, естественно, у вас нет гидро- или пневмоподвески, которая позволила бы приподнять кузов машины. А даже если бы и была, этот «бонус» вы уже наверняка использовали и стоите «на цыпочках» намного дальше от трактора, чем владельцы обычных машин…
Мы ведь уже писали, что делать зимой в ожидании помощи: жечь покрышки, обкладывать машину снегом… Но прежде попробуйте выехать самостоятельно, тем более что вариантов спасения в данной ситуации множество. Рассмотрим их по порядку, от простых к сложным.
Самое простое: в машине куча пассажиров, которых вы вежливо просите выйти, сообщая, что поезд дальше не пойдет. Без дополнительной загрузки машина слегка приподнимется над дорогой. А можно попробовать утрамбовать снег под днищем и моторным отсеком: встаем в дверные проемы и начинаем раскачивать автомобиль вправо-влево. И помните, что пассажиры — это не только лишний вес, но и толкающая сила! Совместными усилиями сначала пробуете сдернуть машину с мертвого места, затем, когда это получилось, враскачку выезжаете в выбранном (и слегка расчищенном) направлении.
А если вы сам себе и водитель, и спасатель, и толкатель, и никого больше нет? Для начала вы можете сделать то же самое: выйти из машины и подтолкнуть! Да-да, включив передачу, вы заставите колеса вхолостую вращаться, сами же будете толкать машину, оставаясь у проема водительской двери. Само собой, здесь важно соблюдать меры безопасности: не попасть под собственный неуправляемый автомобиль, если он сдвинется с места, не позволить ему уехать без вас и не натворить бед.
Не прокатило? Тогда при помощи лопаты производим раскопки под автомобилем (в первую очередь под моторным отсеком и элементами подвески). Весь снег убирать не нужно — достаточно добиться того, чтобы не было тяжелой плотной массы, которая не позволяет машине сдвинуться с места.
Усложним? Машина повисла в глубокой колее, лопата промерзший грунт (лед) не берет. В этом случае стоит вывесить ведущие колеса и подложить под них доски, бревна или любые другие подходящие предметы.
Этот же способ используем, если шинам просто не хватает зацепа (хотя есть и другие, но об этом чуть ниже). В этом случае под колеса можно кинуть даже коврики.
Расчищаем место от снега рядом с колесами, а также под домкрат. Последний на снег лучше не ставить: провалится, завалится, сломается сам, повредит автомобиль. В качестве опорной площадки можно использовать небольшую дощечку (ее лучше вообще возить круглый год в багажнике — летом аналогичным образом выручит на грунтовой дороге).
Как вариант можно подложить железную лопату. Вот только чем вы будете копать, если вдруг еще понадобится?
Как бы то ни было, автомобиль вывешен, и это позволяет подложить под колеса опорные предметы. В нашем случае это короткие доски. Не бог весть что, но даже их может хватить (попробуйте-ка найти в чистом поле бревно или хотя бы дерево!).
Домкрат можно использовать и для «сброса» машины в сторону, что может потребоваться в глубокой колее. Но здесь существует риск повредить домкрат или кузов автомобиля. Собственно способ джиперский, а там и домкраты другие, и соображения об эстетике тоже (шрамы украшают и все такое).
После выезда из снежного плена на асфальт вы можете почувствовать дисбаланс — это снег забился в колеса. Если он легкий и пышный, то через несколько километров разлетится во все стороны сам. Если же плотный и липкий, то может потребоваться очистка дисков. Аналогичная проблема, кстати, проявляется и летом после езды по грязи или мокрому гравию. При этом не всегда удается очистить диски без снятия их с автомобиля.
Также обратите внимание на то, что в моторный отсек может набиться снег. По идее он должен растаять, но до того может заблокировать вентилятор радиатора, ухудшить тепловой баланс в отсеке, а там и до перегрева недалеко.
Тронуться можно!
Думаете, что приключения вас ждут только в чистом поле или лесу? Они могут случиться даже в собственном дворе или на безлюдной улице: под колесами лед, они буксуют, а машина не хочет сдвигаться с места (например, задние колеса стоят в глубоком снегу, застряли в колее) или подниматься в гору. Как быть?
Есть несколько способов заставить автомобиль тронуться на скользком покрытии. Опять же вспомним про раскачку. Если проблема в том, что колеса срываются в букс даже при самом аккуратном обращении с педалью «газа», можете попробовать сдвинуть машину… стартером! Просто заводите мотор на передаче, не выжимая сцепления. Способ, правда, только для машин с МКП, и то только тех, где нет «защиты от дурака», требующей выжимать сцепление.
Еще один вариант «усмирения» пробуксовки — притормаживать буксующее колесо при помощи стояночного тормоза. По такому принципу работают электронные имитации блокировок, позволяющие двигаться вперед, когда одно из колес оказывается вывешенным или лишенным полноценного сцепления с дорогой. Но «ручник» поможет, если работает на ведущие колеса. То есть это модели с задним приводом или большие Citroёn.
Другой путь решения проблемы — поработать над покрытием. Если под колесами именно лед, то можно насыпать соли/песка, при помощи лопаты загрубить поверхность (сделать насечки). Любопытный, но тоже в некоторой мере действенный способ — подсыпать снега. И это тоже может помочь, особенно если на улице хороший минус.
Принципиально иной подход — улучшение сцепных качеств шин. Самое простое — приспустить давление на 0,4-0,6 атмосферы. Правда, как потом его восстановить, если насоса с собой нет?
Все слышали про то, насколько феноменально улучшается проходимость, если установить на колеса цепи, кто-то даже видел, но лишь единицы имеют их наготове. Вы из большинства? Не отчаивайтесь: цепь можно заменить обычной веревкой! Эффект будет ниже, но ведь и доступность средства совсем другая!
Замотав совсем небольшой сектор колеса, мы и сами не ожидали, насколько увереннее начнет ехать машина по льду и снегу. Веревка действительно работает! Так что рекомендуем.
Еще один способ, который может быть применен в снежной или грязевой колее, — примотать и зафиксировать на покрышке небольшую деревянную планку, чтобы один ее конец выступал наружу, а второй не выходил за проекцию колеса.
Эффективность может быть высокой, но есть и риск: если деревяшка соскочит, то может повредить колесную нишу или те детали подвески, трансмиссии, тормозов или рулевого управления, которые в ней расположены. Кроме того, на переднем приводе при вывороте колеса деревяшка также может упереться в крыло и натворить бед. Поэтому данный способ стоит использовать с рядом ограничений и оговорок.
А еще машину можно сдвинуть с места… при помощи троса! При этом даже тягач не понадобится — главное, чтобы было за что зацепиться! Обратите внимание: автомобиль стоит на небольшом подъеме и удерживается натянутым тросом. Достаточно рывковым движением отвести его в сторону или даже просто наступить, и машина сдвинется на некоторое расстояние вперед.
Вообще, способов «дернуть» или переместить машину при помощи троса много. Но проблема, как правило, в небольшой длине фала. Чтобы зацепится за ближайший к дороге объект, сложить трос вдвое для применения тех или иных приемов, жалких 6 метров просто недостаточно!
Наш вердикт
Главный враг водителя не погода или другие внешние обстоятельства, а он сам. Кто, как не он, найдет себе приключения на свою… голову? Но именно он сам и в состоянии решить многие вопросы. Если, конечно, знает, как это сделать. Удачи на дорогах!