Редукторный стартер MetalPart для УАЗ с двигателем ЗМЗ-409
Компания MetalPart с 2014 года активно присутствует на рынке автокомпонентов, но все ещё не очень то известна УАЗоводам.
Отчасти это объясняется консервативностью нашей братии, отчасти — историческим недоверием к продукции производимой в Китае. Да, да, хотя, компания MetalPart российская, но большая часть её продукции делается в Китае. И по сложившемуся в «нулевые» годы стереотипу, такая продукция как бы «не очень».
Но все течет, все меняется. Как теперь принято теперь говорить «Китай бывает разным«. Есть кустарное производство, а есть промышленное, у которого качество очень даже достойное. Вот именно ко второму типу и относится продукция компании MetalPart. Во всяком случае по заверениям руководства компании. Это то мы и решили проверить когда представилась такая возможность.
Дело в том, что MetalPart в 2018 году предложила в продажу редукторные стартеры на УАЗ, к тому же с 2018 года MetalPart отвечает на все вопросы о своей продукции на нашем форуме, так что с обратной связью все в порядке.
( Особо, конечно порадовала фраза сказанная Андреем Чекменевым при передаче стартера: делайте с ним, что хотите, я в своей продукции уверен! Нечасто такое услышишь от производителей автокомпонентов 🙂 )
Стартер упакован в картонную коробку с фирменными логотипами.
На тыльной стороне указаны технические характеристики и контактные данные производителя.
Стартеры есть двух видов — для двигателей семейства ЗМЗ-405 (в том числе ЗМЗ-409, ЗМЗ-514) и для карбюраторных двигателей семейства ЗМЗ-402 и УМЗ.
В нашем случае это MP-93.3708000, поскольку в Буханке установлен инжекторный двигатель ЗМЗ-4091.10
В коробке находится стартер упакованный в полиэтиленовую пленку,
и Паспорт изделия с гарантийным талоном.
Краткие технические данные стартера MetalPart, артикул MP-93.3708000:
Номинальная мощность 1,8 кВт
Пусковая мощность 1,2 кВт
Число зубьев шестерни 9
Вид стартера MP-93.3708000 с лицевой стороны:
Вид стартера MP-93.3708000 с тыльной сторны:
Шестерня обгонной муфты стальная, хорошо обработанная.
На корпусе есть логотип компании, так что стартер сложно будет перепутать.
Задняя крышка фиксируется двумя винтами и к тому же прикручена двумя болтами, которые соединяют стартер в единое целое.
Провод идущий на щетки стартера одет в «броню».
И надежно приварен к контактной пластине на втягивающем реле.
В нижней части корпуса стартера находится дренажное отверстие.
Раз нам дано разрешение, что можно делать со стартером все что захотим, то естественным желанием стало посмотреть как же он устроен.
Для этого отвинчиваем два длинных болта, которые стягивают части корпуса стартера в единое целое.
Отвинчиваем два винта, которые фиксируют крышку стартера.
Они, кстати, были установлены на фиксатор резьбы. Мелочь, а приятно 🙂
В крышке запрессована бронзовая втулка служащая подшипником для оси ротора. (Хотя втулка может оказаться и медно-графитовой, на глаз состав подшипника определить сложно.)
Под крышкой видим щеточный узел.
Каждая из щеток подпружинена отдельной пружинкой.
Весь щеточный узел собран на отдельной плате
Пружинки достаточно трудно было снять, а потом так же трудно одеть, — сказывается большая высота новых щеток.
Смутило только то, что пружина не фиксируется на щетке. (Как бы не соскользнула с неё при сильной вибрации. Но это мы проверим при эксплуатации)
Коллектор ротора немного потемнел. Видимо стартеры перед продажей проходят испытания на заводе.
Обратная сторона ротора (якоря) заканчивается шестеренкой и выходит через отверстие в корпусе.
Эта шестеренка выполняет роль солнечной в механизме планетарного редуктора.
Вынимаем ротор из стакана.
Хорошо видны пропилы — следы балансировки ротора.
В стакане находятся постоянные магниты надежно закрепленные на внутренней поверхности корпуса.
Части корпуса стартера стыкуются через резиновую прокладку.
За ней собственно и находится планетарный редуктор.
Зубчатый венец изготовлен из пластика. В принципе такое решение уже давно применяется в современных стартерах, но для УАЗа как то непривычно. (Хотя редукторные стартеры ISKRA, которые ставят на конвейере так же имеют пластиковую шестерню) Зато сателлиты стальные и вращаются на бронзовых втулках.
Вся конструкция обильно смазана специальной, консистентной смазкой.
Далее конструкцию разбирать не стали, в принципе то было интересно посмотреть на устройство редуктора.
Тем же кому интересны все детали из которых состоит современный стартер можно посоветовать схему устройства редукторно стартера автомобилей ВАЗ:
Детали стартера: 1 – крышка со стороны привода; 2 – уплотнительная прокладка; 3 – кронштейн рычага; 4 – якорь тягового реле; 5 – тяговое реле; 6 – «отрицательная» щетка; 7 – прокладка; 8 – задняя крышка; 9 – фиксатор щетки; 10 – «положительные» щетки в сборе с соединительной шиной; 11 – щеткодержатель; 12 – статор; 13 – якорь; 14 – стяжная шпилька; 15 – опора вала якоря; 16 – центральная шестерня; 17 – планетарная шестерня; 18 – вал привода с водилом; 19 – шестерня с внутренним зацеплением; 20 – уплотнительное кольцо; 21 – опора вала привода с вкладышем; 22 – стопорное кольцо; 23 – привод в сборе; 24 – ограничительное кольцо; 25 – стопорное кольцо
Установка стартера никаких затруднений не вызвала. Просто открутили старый и установили вместо него новый.
Стартер эксплуатируется более полугода. Он заводил мотор и в жару и в холод. Никаких отрицательных моментов кроме непривычных звуков «жужжания» редуктора выявлено не было.
Дополнительным плюсом является то, что наиболее часто востребованные запчасти к стартеру: втягивающее реле и «бендикс» можно купить отдельно.
Так что продукцию компании MetalPart: редукторный стартер для автомобилей УАЗ можно смело рекомендовать к установке.
Стартер 63
Оптовая продажа стартеров и генераторов, и их комплектующих
Консултации по выбору товара и обработка заказов ежедневно с 9-00 до 21-00
Поиск по Cargo, CS519
Щеточный узел стартера ГАЗель, УАЗ, ПАЗ ПРАМО-Искра, ПРАМО-Электро, ПРАМО-Элтра с двигателями: ЗМЗ 402, 405, 406, 409, 402.10, 4021.10, 4025.10, 4026.10, 511.10, 513.10, 73, 5234.10, 514.10 ; УМЗ 421, 4215, 4216, Evotech 2.7
Детали
ГАЗЕЛЬ, УАЗ, ПАЗ, ВОЛГА, с двигателями ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409, ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4021.10, ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10, ЗМЗ-511.10, ЗМЗ-513.10, ЗМЗ-73, ЗМЗ-5234.10, ЗМЗ-514.10, УМЗ-421, УМЗ-4215, УМЗ-4216, Evotech 2.7
Щеточный узел (щеткодержатель, щетки) стартера ПРАМО-Искра, ПРАМО-Электро, ПРАМО-Элтра ГАЗель, УАЗ, ПАЗ с двигателями: ЗМЗ 402, 405, 406, 409, 402.10, 4021.10, 4025.10, 4026.10, 511.10, 513.10, 73, 5234.10, 514.10 ; УМЗ 421, 4215, 4216, Evotech 2.7
Применяется на стартера ПРАМО-Искра, ПРАМО-Электро, ПРАМО-Элтра
11.131.568 ГАЗ, УАЗ с двиг. ЗМЗ 405, 406, 409, 514.10 (12В/2,5кВт)
11.131.675 ЗМЗ 402.10, 4021.10, 4025.10, 4026.10; УМЗ 421, 4215, 4216, Evotech 2.7 (12В/2,5кВт)
11.131.730 ГАЗ, УАЗ с двиг. ЗМЗ 405, 406, 409 (12В/1,4кВт)
11.131.826 а/м ГАЗ, ПАЗ с двиг. ЗМЗ 511.10, 513.10, 73, 5234.10. (12 В, 2,5 кВт, редуктор)
11.131.827 ГАЗ, УАЗ, с двиг. ЗМЗ 402.10, 4021.10, 4025.10 (12В/1,4кВт)
Стартер 63
Оптовая продажа стартеров и генераторов, и их комплектующих
Консултации по выбору товара и обработка заказов ежедневно с 9-00 до 21-00
Поиск по Cargo, CS519
Щеточный узел стартера ГАЗ, УАЗ 5112.3708310 для ст. 5112 (406), 6502 (402), 6512 (редукторная серия) «БАТЭ» г.Борисов
Детали
ГАЗЕЛЬ, ГАЗЕЛЬ-БИЗНЕС, УАЗ, Трактор Т-170, ЕрАЗ -3730, c двигателями ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4021.10, ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10, ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-406.10, ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-5143.10, УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4213, УМЗ-420, УМЗ-4215, УМЗ-4216, УМЗ-451, УМЗ-4511, УМЗ-4146, УМЗ-4147, УМЗ-4148, УМЗ-4149, УМЗ-1230
Щеточный узел (щеткодержатель, щетки) ГАЗ, УАЗ 5112.3708310 для 5112 (406), 6502 (402), 6512 (редукторная серия) «БАТЭ» г.Борисов
БАТЭ: 5112.3708310
Применяется для стартеров «БАТЭ» г.Борисов :
5112.3708000 (аналог 42.3708-11) — ГАЗ, УАЗ с двигателями ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-406.10, ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-5143.10
6502.3708000 (аналог 422.3708000-01) — ГАЗ, УАЗ, ЕрАЗ-3730 с двигателями ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4021.10, ЗМЗ-4025.10, ЗМЗ-4026.10, двигатели УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4213, УМЗ-420, УМЗ-4215, УМЗ-4216
6512.3708000 (аналог 42.3708) — ГАЗ, Трактор Т-170 с двигателями УМЗ-451, УМЗ-4511, УМЗ-4146, УМЗ-4147, УМЗ-4148, УМЗ-4149, УМЗ-1230
Когда требуется замена стартера на УАЗ Патриот
Электрический стартер на УАЗ с 409-м двигателем рассчитан на коммутацию к бортовой сети постоянного тока напряжением 12 В. Электромотор прокручивает коленчатый вал с частотой, достаточной для начала воспламенения рабочей смеси в цилиндрах.
Описание устройства
Стартер мотора ЗМЗ-409 состоит из литого корпуса, внутри которого расположены обмотки статора. На внешней части кожуха предусмотрены приливы для крепления к картеру силового агрегата и находится электромагнитный привод шестерни.
Особенности конструкции
Ульяновский автозавод устанавливает на машинах УАЗ Патриот стартеры производства компаний Iskra или Bosch. В конструкции узла используется планетарный редуктор, позволяющий снизить размеры электродвигателя и мощность при сохранении высокого крутящего момента. Шестерни находятся в металлическом корпусе, в процессе эксплуатации техническое обслуживание редуктора не требуется. В конструкции электромагнитного реле предусмотрены обмотки для втягивания и удержания подвижной шестерни (бендикса) в зацеплении с венцом на маховике силового агрегата.
Основные причины неисправности стартера
К основным неисправностям системы запуска относят:
- Аккумулятор не обеспечивает требуемый пусковой ток из-за разрядки или разрушения части пластин. При включении стартера тускнеют или гаснут контрольные лампы, электромотор прокручивает коленчатый вал с низкой частотой или не может провернуть двигатель ЗМЗ-409.
- Окисление контактных пластин приводит к некорректной работе электродвигателя, который не развивает требуемый крутящий момент. При плохом контакте силового провода, установленного на батарее, при попытке пуска мотора раздается щелчок реле, а затем контрольные лампы гаснут.
- Поломка втягивающего реле или бендикса, из-за дефектных элементов шестерни не входят в зацепление или не размыкаются.
- Выход из строя обмоток ротора или статора либо обгорание коллектора или щеток, в этом случае электродвигатель или не включается, или работает с перебоями.
- Повышенная шумность при работе электромотора при низкой частоте вращения указывает на износ втулок и задевание ротором за статор.
- Если при повороте ключа стартер работает, а мотор не прокручивается, то необходима проверка муфты свободного хода.
Как снять
Алгоритм снятия узла:
- Отключить батарею от бортовой сети автомобиля.
- Снять резиновый колпачок и отвернуть гайку, удерживающую клемму подачи питания на тяговом реле.
- Удалить клемму с болта, а затем открутить гайку, удерживающую провод положительного питания обмоток электродвигателя.
- Снять клемму, а затем приступить к откручиванию соединений, удерживающих стартер на картере сцепления.
- Выкрутить нижний болт при помощи накидного или торцевого гаечного ключа, а затем демонтировать гайку, накрученную на расположенную сверху электромотора шпильку.
- Отделить стартер от картера для последующей разборки.
В каких случаях требуется замена
Снятый стартер необходимо проверить на работоспособность. Первичное тестирование втягивающего реле производится подачей напряжения на клеммы, поверхность контактов зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. Подвижные элементы должны плавно перемещаться вперед и назад, в противном случае лучше заменить реле. Электромагнитный узел крепится на корпусе стартера 2 винтами и медной шиной, удерживаемой при помощи гайки.
Для ревизии внутренней части электромотора необходимо снять заднюю крышку, которая удерживается 2 болтами. После извлечения стопорного кольца и дополнительной шайбы необходимо выкрутить 2 стяжных болта. Из корпуса извлекается щеточный узел, если угольные элементы обгорели или изношены, то необходимо установить новый блок.
Рекомендуется приобретать оригинальные запасные части, имеющие хорошее качество и обеспечивающие нормальную работу стартера.
Снятый якорь осматривается, а затем тестовым прибором проверяется целостность обмоток. Поврежденный коллектор шлифуется стеклянной наждачной бумагой или протачивается на станке. Если на стальной части вала имеются задиры, ускоряющие износ подшипниковых втулок, то якорь необходимо поменять. Замена производится также при обнаружении обрывов обмоток. Статор также проверяется тестовым прибором, на внутренней металлической части не допускаются следы от вращающегося якоря. Если замена втулок не устраняет контакта, то следует поменять стартер.