Меняем крыльчатку помпы охлаждения лодочного мотора
В этой статье мы рассмотрим замену крыльчатки и ремонт помпы на подвесных лодочных моторах
Это одна из значимых деталей подвесного мотора. От нее зависит «здоровье» и «долголетие» подвесного мотора, так как именно с ней связано, будет ли охлаждение достаточным для двигателя или же нет.
Крыльчатка в помпе подвесного мотора может служить от одного года, до нескольких лет, и зависит это в основном от условий эксплуатации., если вы любитель погонять по песчаным мелям, то готовьтесь к ежегодной замене этой элемента, песок свое дело сделает очень быстро, поверьте.
Крыльчатка – это практически расходный материал, такой же, как топливный или масляный фильтр. Она наиболее подвержена повреждению и износу. Крыльчатка имеет, как правило, бронзовую втулку – основание, со шпоночным соединением и резиновыми лопастями вокруг. Обычно эти лопасти то и приходят в негодность одними из первых.
Замена крыльчатки помпы лодочного мотора:
Первое что нам придется сделать – это снять редуктор и отделить его от дейдвуда открутив 4 нижних винта тягу переключения передач. Тут, думаю, ни у кого вопросов не возникнет, тут все просто. Эту процедуру мы не будем подробно описывать в нашей статье, а сосредоточимся на главном. Далее отделив дейдвуд от редуктора можно приступать к разборке самой помпы
Практически на всех моторах помпа охлаждения установлена на вертикальном валу, между дейдвудом (сапогом) и редуктором. Такое расположение обусловлено в первую очередь тем, что корпус помпы всегда находится ниже уровня погружения, что обеспечивает легкий забор воды, это наиболее подходящее место установки, хоть для этого и приходиться снимать редуктор.
В общем приступим к делу.
Помним. что прежде чем приступить к замене крыльчатки нам понадобиться ремкомплект с крыльчаткой и обязательно прокладками для помпы.
Открутив четыре болта №1 мы сможем снять корпус помпы.
Далее снимаем крышку помпы №3, аккуратно что бы не повредить сальник №10 водяной трубки
Сняв корпус помпы №3 мы получаем доступ к самой крыльчатке №5.
Далее можно приступить к демонтажу крыльчатки помпы, снимаем осторожно, не потеряв шпонку №6 на которой установлена крыльчатка.
Далее оцениваем состояние крыльчатки №5, стакана помпы ( внутренняя часть крышки помпы №3), и пластины помпы №9
Крыльчатка должна быть без трещин, оставаться эластичной., в противном случае подлежит замене.
Стакан помпы так же должен быть без видимых следов износа, без глубоких рытвин и задиров., тоже самое касается и пластины помпы..
Сборка производится в обратном порядке.
Крыльчатку и крышку помпы нужно предварительно смазать и крышку одевать вращая крыльчатку в одну сторону, что бы лопасти равномерно и без закусывания расположились внутри корпуса помпы.
В заключении, когда будете соединять редуктор и сапог — необходимо особое внимание уделить водяной трубке, которая должна точно попасть в уплотнитель №10 и при этом не повредить его., от этого будет зависеть плотность соединения и соответственно эффективность охлаждения.
Ремонт системы охлаждения
Замена крыльчатки
Основным компонентом системы охлаждения лодочного мотора является крыльчатка и её периодически приходится менять по причине обычного износа, неправильного зимнего хранения, некачественного материала, из которого её изготовили или, как иногда бывает с малоизвестными китайскими моторами, которые заводятся в обратную сторону и заворачивают крыльчатку в обратную сторону из-за чего её лопасти ломаются, ну и бывает, что лопается стопор чашки помпы. И сегодня для вас подробный разбор процесса ремонта системы охлаждения лодочных моторов.
Для начала рекомендуем повесить мотор на импровизированный транец или что-то вертикальное, что его заменит. Без этого заниматься разборкой и ремонтом будет неудобно.
На маломощных ПЛМ надо открыть резиновую заглушку на «ноге», под которой есть болт, фиксирующий тяги переключения передач. Откручивать полностью его не нужно, просто ослабьте на пару оборотов. У моторов мощностью 9,9 л.с. эта тяга находится снаружи и в этом случае винты стяжки нужно откручивать полностью.
У старых моделей лодочных моторов Tohatsu тяга передач соединяется с рычагом под блоком цилиндров, где-то в районе поддона. Фиксируется соединение пластинкой. В этом случае пластинку нужно откинуть с помощью отвертки вверх по оси.
Ослабляем хомут тяги переключения передач (для облегчения процесса можно включить заднюю передачу), откручиваем болты, которыми крепится редуктор. В зависимости от модели мотора, таких болтов может быть два или четыре.
Теперь можно вытащить «сапог» из «ноги».
Если вы ремонтируете систему охлаждения старого лодочного мотора или (не дай бог) какой то неизвестной китайской мануфактуры, смотрите, чтобы трубка охлаждения не выдернулась вместе с сапогом и не увлекла за собой прорезиненный держатель, который в свою очередь сидит в пазу канавки охлаждения уже в блоке цилиндров. Происходит это по причине смывания смазки в районе контактов с резиновым уплотнение помпы. То место, где трубка контактирует с помпой предварительно рекомендуется обработать силиконовым спреем.
Сапог резко не дергаем, а нежно вытаскиваем, как с ноги любимой женщины.
Аккуратно снимаем «сапог»
Если вы все таки выдернули трубку охлаждения вместе с сапогом, то после ремонта самой системы охлаждения вам придется снимать блок цилиндров и вставлять держатель на свое место.
После снятия сапога нам понадобится нечто подобное (см. фото). С помощью такого приспособления нам нужно, чтобы сапог держался на антикавитационной плите и не выскальзывал. Если такой штуки у вас нет, то можно взять толстую фанеру и в ней уже сделать вырез в форме створа сапога.
Держатель «сапога»
Перед собой мы видим помпу (водяной насос), которую держат четыре болта. Откручиваем их и поднимаем её наверх. Патрубок помпы скорее всего будет уже без смазки и чтобы вытащить его воспользуемся отверткой.
Помпа системы охлаждения ПЛМ
Откручиваем болты
После снятия водяного насоса уже можно оценить состояние собственно крыльчатки. Вертикальный вал, на котором сидит крыльчатка, всегда вращается по часовой стрелке, т.о. лопасти крыльчатки будут загнуты в другую сторону.
Крыльчатка поднимается наверх по валу, зачастую вместе с корпусом помпы. Не потеряйте стопорную шпонку, которая находится между крыльчаткой и валом.
Поднимаем крышку вместе с крыльчаткой
У нашего мотора крыльчатка еще в хорошем состоянии. Лопасти все на месте, есть потертости, разрывов нет. Но раз разобрали, то меняем её.
Старая и новая крыльчатки
Перед установкой новой крыльчатки вал нужно очистить, стереть с него нагар и нанести смазку тонким слоем. Далее надеваем шпонку, на неё саму крыльчатку, так, чтобы шпонка попала в свой паз.
Некоторые китайское производители часто не заморачиваются с точным подбором крыльчатки под диаметр вала и на заводе её просто забивают на вал молотком. Вам так делать не советуем, воспользуйтесь лучше напильником или наждачкой, сберегете сальники и шестерни.
Новая крыльчатка на своем месте
После установки крыльчатки, надеваем на вал корпус помпы. Внутреннюю часть корпуса лучше предварительно немного смазать, чтобы первые обороты не повредили лопасти. Прокладки конечно лучше все поставить новые. Надевая и надавливая корпус помпы на саму крыльчатку нужно вращать рукой вал по часовой стрелке (делать это нужно на нейтральной передаче), не забывая при этом совместить патрубок системы охлаждения с уплотнение на корпусе. Такое вращение вала необходимо, чтобы лопасти крыльчатки загнулись в нужную сторону и приняли свое рабочее положение.
Если захотите проверить свою работу и работу новой системы охлаждения до установки сапога, то зажмите в шуруповерт или дрель вал, опустите редуктор под воду, чтобы отверстия водозабора были под водой и прокрутите вал (главное ПО часовой стрелке). При вращении вала из уплотнения вертикальной трубки пойдет вода.
После установки корпуса помпы, смазываем смазкой болты и равномерно, постепенно затягиваем их. Чрезмерных усилий применять не нужно, чтобы не сорвать резьбу. Перед установкой сапога на место смазываем шлицы вала и уплотнение вертикальной трубки системы охлаждения вашего лодочного мотора. Вставляя сапог на месте вам понадобиться одновременно совместить трубку охлаждения, шток переключения передач и вал. Приготовьте заранее фонарик, он вам пригодится.
Меняем крыльчатку помпы охлаждения лодочного мотора
Система охлаждения подвесного лодочного мотора
Коловратная помпа [1] состоит из корпуса и резиновой крыльчатки.
При работе мотора вода, засасываемая из-за борта помпой [1], нагнетается по трубке [2] к крышке картера, проходит по каналам в водяную рубашку цилиндров, в полости глушителя и выходит наружу.
Для контроля работы системы охлаждения, предусмотрено отверстие [3], в народе именуемое как «контролька», через которое при работе двигателя должна вытекать вода.
(В импортном моторе она бьет аккуратненькой струйкой практически сразу, после того, как мотор начал работать).
Для автоматической регулировки подачи охлаждающей воды на моторе установлен термостат [4], который поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя, что существенно увеличивает его моторесурс.
Термостат на лодочном моторе
Т.к. термостат работает в грязной забортной воде, то довольно часто он начинает заедать — не полностью открывается или не закрывается. Температура открытия термостата около 85°. Работоспособность термостата легко проверить опустив его в горячую воду — клапан должен открыться около 10мм.
Неправильная работа системы охлаждения лодочного мотора не обязательно связана с перегревом, так же это может быть избыточное охлаждение в случае заедания термостата в открытом положении.
В качестве примера показан термостат с лодочного мотора Yamaha F115.
Корпус помпы системы охлаждения
От себя могу добавить, что на Вихре корпус помпы сделан из силумина с запрессованой вставкой из нержавейки. Силумин окисляется — нержавейку ведет, крыльчатка снашивается и трандец… Буржуи корпус помпы у лодочного мотора делают все проще и надежнее — рабочий цилиндр помпы — вставка из более толстой нержавеющей стали, а корпус пластмассовый. В результате ничего не окисляется, и ничего не ведет от коррозии. Все работает годами, и практически не требует обслуживания.
Единственное, что рекомендуется — так это промывать систему охлаждения, если мотор эксплуатировался в соленой воде.
При ходе по мелководью, следует приподнять мотор,
на импортных моторах находится в воде практически в любом случае, пока катер имеет ход.
Не надо пытаться сойти с песчаной мели своим ходом, особенно задним — в этом случае возможно засасывание песка в систему озлаждения и залегание его в крыльчатке.
Ни в коем случае не заводить мотор без воды и тем более не газовать. В этом случае возможно полное разрушение резиновой крыльчатки.
Схема разборки водяной помпы лодочного мотора
В качестве примера показано устройство водяной помпы подвесного лодочного мотора Mercury 30-40Hp.
Состояние крыльчатки охлаждения после работы без воды
60 сек 1500об./мин.
90 сек 1500об./мин.
30 сек 2000об./мин.
Запуск лодочного мотора на суше
Как говорилось ранее — не заводите лодочный мотор без воды!
Доставить воду к лодочному мотору, который находится на суше можно разными способами:
Для подвесных двигателей малой мощности можно использовать бочку, для большой и средней мощности — можно использовать спецсумку, либо обычную пластиковую авоську, в которую подается вода.
Тут главное — не забыть включить нейтраль и на всякий случай снять винт. Обороты двигателя не более 1000-1100 об/мин.
Самый распространенный способ подачи воды к двигателю «наушники».
К ним подключается садовый шланг с водой. Т.к. выхлоп работающего двигателя будет через открытую ступицу — будет достаточно громко.