Тюнинг и ремонт мотоцикла ИЖ Планета Спорт
К сожалению, жизнь этих «Планет» оказалась скоротечной — их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас «Псовый» мотор — придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело — грамотно затюнинговать.
Двигатель Иж Планета Спорт
Тот, кто поездил на дорожном «Псе» и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался. По этому чтобы ремонт двигателя Иж Планета Спорт не стал постоянным явлением, необходимо все делать грамотно.
Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) — это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится — это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.
Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, «прикрыв» его крышкой из дюраля.
Чтобы мотор «укрутился», коленвал Иж Планета Спорт облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них «худеет» примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте «заподлицо» к поверхности щек. «Перелицованный» вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.
Такие переделки делают мотор Иж Планета Спорт крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Есть еще один вариант того как можно произвести тюнинг Иж Планета Спорт — оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная «слабина» мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая. А поршень Иж Планета Спорт это достаточно дефицитный компонент в этом двигателе, и желательно что бы они ходили как можно дольше!
Почему подшипники коленвала быстро «кончаются»? Серийные внутренние «ролики» 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. (Вообще на отечественные мотоциклы и на Иж Планета Спорт 350 запчасти хорошего качества найти очень проблематично) Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кривошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники «разрушатся». Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!
Для левой стороны это организовать несложно — достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от «Явы-638» (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).
С правой стороны организовать «правильную» смазку сложнее — места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же «явский» сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от «Иж-Ю сб. 1-19» (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга Иж Планета Спорт. Но и в таком виде «Пес» еще как сможет «тряхнуть стариной».
Рис. 1:Доработка шатуна.
Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 — щека; 2 — дюралевая заглушка; 3 — отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм.
Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 — кольцо 30х25х11; 2 — стопорное кольцо; 3 — шарикоподшипник 304; 4 — доработанный шарикоподшипник 6205; 5 — коленвал; 6 — сальник от «Явы-638» 30 х 52 х 8; 7 — маслоподводящая трубка; 8 — штуцер; 9 — доработанный роликоподшипник 42205; 10 — сальник «Иж-Ю сб. 1-19»; 11 — кольцо 30х25х8.
Помните чем сильнее тюнинг двигателя, чем больше вы его форсируете, тем сильнее будет его износ, а следовательно чаще будете делать на своем Иж Планета Спорт ремонт!
Карбюратор Иж Планета Спорт
Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором «Иж-ПС«.
Карбюратор совсем необязательно ставить «родной»!
Карбюратор Иж Планета Спорт, в стоке — это «Микуни» или «К-62Д». Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает «прожорливость» мотора, поищите карбюраторы от «ЧЗ-250», «500» — они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично «стимулируют» двигатель. Одна беда — новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от «Явы-638».
Зажигание ИЖ Планета Спорт
Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили «Мотоплат» с «ЧЗ», но этот вариант страдает изъяном — на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто «формальным» — от аккумулятора. Для «серьезных» эндуро прибегнуть к подобному трюку — себе дороже.
На «Иж-М15» конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у «ПС» из-за шестеренки моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы — не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или «совиные» генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.
Рисунок мотора Планета 5 с разъяснениями:
Модель позиционировалась как спортивный советский мотоцикл с отличными техническими характеристиками. В то время как СССР покорял мотоцикла Ява производства Чехии, Иж Планета Спорт набирал свои обороты, став отличным конкурентом Яве. Выпускали этого спортивного коня с 1873 по 1984 года, и за это время завод Ижмаш выпустил не одну тысячу моделей, сохранившихся до сегодня.
Плюсы:
- один из самых быстрых советских мотоциклов;
- стильная внешность;
- небольшой вес;
- удобная подставка;
- универсальная и удобная посадка.
Минусы:
- не подойдет как первый мотоцикл;
- имеет много шума;
- двухтактная система
- бывают проблемы с передним тормозом.
Технические характеристики Иж Планета Спорт
За все время выпуска производитель старался сделать мотоцикл как можно лучше, поэтому он регулярно поддавался модернизации. Таким образом, у мотоцикла Иж Планета Спорт характеристики все разные, но основные части остались неизменными.
Основная длина мотоцикла составила 207 см, ширина в зависимости от модификации от 79 до 81 см, а высота везде одинаковая — 91 см. Мотоцикл получил отличный двигатель, который выдает порой отличные динамические данные. При наличии всего 1 цилиндра и работы в 2-х тактном режиме Планета спорт сможет выдать максимальную скорость до 140 км в час. Согласитесь, приставка «Спорт» в модели как раз кстати, учитывая такую скорость. Если ездить по трассе. Средний расход топлива составляет 3, 5 литров на 100 км, при езде в городе показатель может увеличиться до 7 литров. Мотор обладает продувкой через три канала, что очень хорошая функция для подобной модели. Основные модификации мотоцикла оснащались мотором на 350 кубических сантиметров, но также можно было увидеть иж планета спорт 500 кубов.
С качественными и в то же время простыми тормозами, а также качественной резиной мотоцикл имеет отличный тормозной путь. При скорости в 60 км/час планета остановиться через 16 метров, при езде на скорости в 30 км/час это расстояние сократиться до 7 метров.
Расчет и изготовлении резонатора на яву 350 638
L=((118+164)/720*1/5250*3360)/2=1.24м = 1240мм
Длина колена должна находиться в пределах 20-28% от общей длины выпускной системы: (1240*28)/100 = 350мм Длина прямого конуса должна составлять 32-38%: (1240*32)/100 = 400мм Длина средней части составляет соответственно 8-10%: (1240*10)/100 = 120мм Длина обратного конуса равна соответственно 30-35%: (1240*30)/100 = 370мм Диаметр колена составляет 63-70% от диаметра цилиндра, который равен 58мм: (58* 65)/100 = 38мм, т.е. соответствует диаметру стандартного колена ЯВЫ. Диаметр глушащей части составляет 65-75% от диаметра колена, т.е. 25-28,5мм Диаметр средней части мы вычислим по приведенной в статье формуле: 38+0,21*400 = 120мм
Обзор и история Иж Планета Спорт
Уже в первые годы выпуска Иж набрал невероятную популярность, мотоцикл был универсальным и мог эксплуатироваться как на городской дороге, так и в длительных путешествиях не только по трассе, но и на бездорожье. Даже сегодня данная модель считается одной из самых лучших среди «Ижей», сотни экземпляров до сих пор эксплуатируются. Многим будет интересна история мотоцикла, и стоит заметить, что при выпуске модели у соотечественников был небольшой шок, ведь при наличии на то время мотоциклов этот был самым быстрым. Так получилось, что внешний дизайн планеты спорт был не таким, как его собратья, конструкторы взяли образцы у японских мотоциклов 60-х годов, таких как Yamaha 350R5 или Kawasaki A1 Samurai.
тюнинг Иж Планета Спорт
Вскоре большая популярность Иж Планета Спорт заставила завод Ижмаш начать экспорт в другие страны, и в итоге мотоциклом пользовались в Нидерландах, Финляндии и Великобритании. Даже там он смог составить серьезную конкуренцию импортным известным брендам. Начальная цена мотоцикла в Советском Союзе начиналась с 1 050 рублей, но вскоре производитель округлил ее до 1 тысячи. Конечно, в те времена это были большие деньги, но людей это не останавливало, они хотели этот спортивный «байк».
Что касается более подробных технических характеристик модели, то производитель сделал настоящий прорыв в производстве мотоциклов СССР. Если в номере Планеты вы увидите букву «М», ваш железный конь обладает функцией раздельной смазки мотора, а это уникальное изобретение. Но стоит отметить, что такая функция присутствует только у моделей 1974 год выпуска.
Метки: самодельный глушитель планета 5
Комментарии 29
и чё как звук где видео?!
да видео нет, звук, малость чётче родного да погромче)
без обид но видон у этого трыньчика прсто кашмарный
ну а как если ему уже 20 лет, корешь весной хочет его под чоппер переделать, буду помогать, по мере возможности выкладывать фото
вот мы с кентом собрали из кучи мусора!=)) в руки к нам попала рама на колёсах ржавый бак и мотор в мешке без цылиндра и колене вала=)))
ну я первый тогда и смотрел )
блин а я думаю почему и когда я подписался на эту дивятку=)))
плюсую к коллегам. Резонатор на 2Т вещь важная и его надо просчитывать.
кроме вида — натуральная глупость. В старых журналах мото, номер не помню, была статья о расчёте резонатора двухтактника, советую поискать эту статью.
на 5 планету сварной резонатор должен быть 1,5 метра длинной в идеале) но как его туда засунуть другой вопрос поэтому не стоит трогать ему было сток глушак)
да это просто изменение вида и не более, кореш сказал я сделал. я планирую на минск резонатор на верх выводить как на кроссе, вот там подумаем!
тяги там никакой, почитай теорию 2х тактного двигателя
согласен, 2-х тактному мотору нужен настроенный резонатор, который расчитывается под определённый мотор. Даже родной у П5 был более менее… Какой сейчас расход?)))
правильно говоришь, я в свое время занимался форсировкой советской мото техники, даже сейчас валящий юпитер стоит в гараже)))
Ну как бэ только форма изменилась и вероятно звук. Тяга скорее упала.
тяга в плюсе) так как ракетка обрезана и выпуск в 2 раза легче
Не путай с четырёхтактником. Тут эффект обратный.
я делал так как мне накидал в двух словах друг)
Не путай с четырёхтактником. Тут эффект обратный.
я не пойму никак, кто то говорит что 2-тактники без глушака хуже. почему не вкуриваю. ведь выход свободный, проще камеру освободить. расскажи пожалст.
Двигатель Иж Планета Спорт
Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.
Зачем нужна балансировка коленчатых валов?
Балансировка коленвала проводится, чтобы снизить нагрузку и вибрации на узлы силового агрегата. Эта операция дает возможность поднять производительность двигателя, продлить срок эксплуатации. В основном балансировка необходима для изношенных элементов двигателя, но встречаются случаи, когда в балансировке нуждается новый автомобиль.
Балансировка коленвала в гараже
Определить, нужна ли балансировка коленвала, можно по поведению ручки переключения передач: она начинает болтаться при передвижении на холостом ходу. То же самое касается двигателя: если на холостом ходу мотор работает с рывками.
Причины появления неполадок могут быть разные:
- некачественное изготовление сопряженных деталей,
- неоднородность материала, который использован для коленчатого вала,
- люфты, возникшие в результате нарушения зазоров между сопряженными элементами,
- некачественная сборка,
- неточное центрирование,
- естественный износ.
После замены маховика или его зубчатого венца, корзины сцепления необходимо отбалансировать коленвал. Если не выполнить эту процедуру, то даже при небольших скоростях мотор начнет вибрировать из-за нарушения баланса.
Внешность Иж Планета Спорт
На фото можно увидеть, что по внешнему виду мотоцикл был полностью уникален и не имел основных сходств с другими моделями Ижмаша. Планета Спорт был больше похож на японских конкурентов, но все равно имел ряд отличительных характеристик. Например, на фото иж планета спорт можно заметить огромный топливный бак объемом 14 литров с особым дизайном. Как и большинство моделей тех времен планета получила большую круглую фару и сплошное сиденье.
В те времена мотоцикл имел несколько неофициальных названий, среди которых «Пёс» и «Спортак». Если вы сегодня увидите подобную модель в отличном состоянии, знайте, что это большая редкость и цена иж планета на сегодняшний день может достигать 1 000 долларов.
Изготовление резонатора на яву 350 638
Размеры частей резонатора рассчитанного для разных диапазонов оборотов мотоцикла JAWA 638
Программа для расчета резонаторов на яву и др скачать
1 способ. Более трудоемкий – укоротить колено по расчетной его длине, а прямой конус сделать изогнутым, разделив его на мелкие конусы. Фото резонатора ниже:
Запрессовка коленвала
Запрессовать коленвал несложно, я не стал распресовывать хороший коленвал, объясню все словами. Желательно спрессовывать коленвал на наковальне или старом чугунном автомобильном блоке. Новый палец забивайте в ту щеку коленвала в которой остался палец при распресовывании, это позволит легче запрессовать вторую щеку. Новый палец забивается с внутренней стороны коленвала до конца. Одевайте новый игольчатый подшипник и шатун на палец. Положите щеку коленвала с забитым пальцем на наковальню, так чтобы палец уперся в наковальню. Направьте вторую щеку на палец, и забивайте тяжелым молотком как показано на фото ниже.
Когда будите набивать вторую щеку на коленвал, будьте внимательны чтобы не ударить по резьбе или конусу оси коленвала. Сильно заморачиваться в этот момент о соосности валов коленвала не надо, достаточно примерно поставить правильно.
Колевал спрессовали, теперь проверьте штангилем размер между щечками, если меньше разведите щечки, если больше побейте щечки до нужного размера.
Также будьте внимательны чтобы палец коленвала не выходил наружу с одной из щек, если вышел оправкой вбейте его.
Фото. Запрессовка коленвала мотоцикла
Факторы, влияющие на уровень цены
Стоимость поршня для мотоцикла в разных местах продажи разная. Это объясняется учетом в цене определенных факторов. При разработке прайса реализаторы принимают во внимание следующее:
- Состояние.
- Фирму-производителя.
- Оригинальность.
- Качество.
- Известность реализатора.
- Место покупки.
- Необходимость доставки.
Чем лучше состояние детали, тем цена ее будет выше. Чем известнее компания-производитель, тем его продукция будет стоить дороже. За доставку товара придется платить отдельно. Некоторые компании доставляют продукцию бесплатно в пределах города или области. В остальных случаях цена доставки зависит от дальности расположения покупателя от продавца. Чем выше качество детали, тем дороже она будет стоить. Оригинальные запчасти ценятся выше неоригинальных.