Сборка двигателя
Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажная лопатка.
1. Вставьте шатун в поршень. Смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун с помощью того же приспособления, которым выпрессовывали палец, или молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.
Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их на 15 мин верхними головками в нагретую до 240 °С электропечь. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже нельзя.
4.21. Порядок расположения поршневых колец на поршне: 1 – шатун; 2 – поршень; 3 – нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 – расширитель маслосъемного кольца; 5 – верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 – нижнее компрессионное кольцо; 7 – верхнее компрессионное кольцо; 8 – метка
2. Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано на рис. 4.21 .
При установке не разжимайте кольца больше, чем необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их.
4.22. Положения установки на поршень компрессионных колец: а – бочкообразного типа (с внутренней фаской); b – конусного типа
Установите нижнее и верхнее компрессионные кольца, как показано на рис. 4.22 .
4.23. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: а – к шкиву коленчатого вала; b – замок нижнего маслосъемного кольца; с – замок верхнего компрессионного кольца; d – замок верхнего маслосъемного кольца; е – замок нижнего компрессионного кольца
3. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 4.23 . Установите кольца на остальные поршни.
4. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров двигателя.
В постель среднего (третьего) коренного подшипника уложите вкладыш увеличенной толщины с опорными буртиками.
Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели.
5. Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.
6. Установите крышки подшипников с вкладышами, закрепите болтами, затянув их постепенно в 2 приема, и окончательно затяните моментом 55–60 Н·м в следующем порядке: крышка центрального, крышка второго, крышка четвертого, крышки переднего и заднего подшипников.
Крышки коренных подшипников необходимо устанавливать таким образом, чтобы стрелки на них были направлены в сторону шкива коленчатого вала двигателя, а номера на крышках соответствовали порядку установки, ведя отсчет от шкива коленчатого вала.
7. Убедитесь в том, что коленчатый вал вращается плавно, а его осевой зазор соответствует номинальному значению. Для измерения зазора измерьте расстояние между фланцем центрального упорного коренного подшипника и торцом шейки коленчатого вала. Номинальный осевой зазор коленчатого вала – 0,05–0,175 мм.
8. Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.
9. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.
10. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца.
Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы не повредить нижней головкой шатуна шатунную шейку коленчатого вала.
11. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.
При установке поршней в цилиндры метка 8 ( рис. 4.21 ) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя.
12. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.
13. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.
14. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.
15. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно. Аналогично установите крышки остальных шатунов.
16. Затяните болты крепления крышек шатунов моментом 32–35 Н·м.
17. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,10–0,25 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.
18. Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке.
Разборка и сборка блока цилиндров
Состав кривсшипно-шатунного механизма
Состав шатунно-поршневой группы
Разборка
1. Снимите маховик (МКПП) или пластину привода гидротрансформатора (АКПП). Момент затяжки: 117-127 Нм.
2. Установите двигатель верстак.
3. Снимите ремень привода ГРМ.
4. Снимите головку блока цилиндров.
5. Снимите трубку щупа для контроля уровня масла (1). Момент затяжки: 12-15НМ.
6. Снимите датчик детонации (2). Момент затяжки: 17-27 Нм.
7. Снимите датчик давления масла (3). Момент затяжки: 15-22 Нм.
Примечание: при установке нанесите герметик MS 721-39 или ТВ 2310/2350 на 2-3 витка резьбы датчика.
8. Снимите насос ОЖ.
9. Снимите поддон масляного картера.
10. Открутите 2 винта (4) и снимите масло- приемник (5) с прокладкой (6). Момент затяжки: 15-22 Нм.
11. Проверьте боковой зазор шатуна.
12. Проверьте зазор в шатунных подшипниках.
13. Удалите нагар с верхней части цилиндра. Вытолкните поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем шатунного подшипника через верхнюю часть цилиндра.
Примечание: сохраняйте шатун и крышку шатунного подшипника вместе для правильной последующей сборки.
14. Снимите переднюю крышку блока цилиндров.
15. Открутите 5 винтов (7) и снимите корпус заднего сальника коленчатого вала (8).
16. Осторожно снимите коленчатый вал (9) с блока цилиндров.
Примечание: сохраняйте вкладыши коренных подшипников в порядке снятия.
17. Попробуйте переместить поршень вперед-назад на поршневом пальце. Если имеется даже незначительный зазор, замените поршень и поршневой палец.
18. С помощью съемника снимите оба компрессионных кольца. Снимите диски и расширитель маслосъемного кольца вручную
19. С помощью пресса выпрессуйте поршневой палец и снимите поршень с шатуна.
Сборка
Примечание: перед сборкой тщательно промойте все детали и нанесите чистое моторное масло на рабочие поверхности деталей. Замените все прокладки, уплотнительные кольца и сальники.
20. С помощью пресса соберите поршень с шатуном. Проследите, чтобы метки на шатуне и поршне были обращены в сторону ремня ГРМ.
21. Установите вручную расширитель маслосъемного кольца и два диска. С помощью подходящего приспособления установите компрессионные кольца метками вверх.
22. Расположите замки поршневых колец указанным образом.
23. Совместите выступ вкладышей (10) с пазами в крышке шатуна (11) и установите вкладыши.
24. Установите верхние вкладыши (12) коренных подшипников коленчатого вала (при этом не устанавливайте вкладыш центрального центрального коренного подшипника), совместив выступы на вкладышах с выемками на блоке цилиндров.
Примечание: верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочную
25. Установите нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, совместив выступы на вкладышах с выемками на крышках.
26. Установите верхний вкладыш (13) цен-трального коренного подшипника №3.
27. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
28. Установите крышки коренных подшипников.
29. С помощью динамометрического ключа затяните винты (14) крышек коренных подшипников в указанной последовательности в 2 этапа. Момент затяжки: 54-69 Нм.
Примечание: перед установкой винтов нанесите на резьбу и под головки чистое моторное масло.
30. Проверьте легкость вращения коленчатого вала
31. Проверьте осевой разбег коленчатого вала.
Примечание: перед установкой поршней нанесите на поршневые кольца и стенки цилиндров тонкий слой моторного масла.
32. Установите приспособление для сжатия поршневых колец, расположите его на блоке цилиндров и установите поршень в цилиндр, слегка постукивая деревянной рукояткой молотка. После того как приспособление освободится, проверьте совмещение шатуна с коленчатым валом и полностью протолкните поршень в цилиндр.
33. Нанесите моторное масло на резьбу болтов и затяните гайки крышек шатунов. Момент затяжки: 32-34 Нм.
34. Проверьте осевой разбег шатунов.
Примечание: очистите поверхности корпуса заднего сальника и блока цилиндров. Перед нанесением герметика удалите все посторонние частицы с поверхности.
35. Нанесите герметик MS 721-40А или Loctite 5900 на поверхность корпуса заднего сальника между наружной и внутренней гранью. Слой герметика должен располагаться с внутренней стороны отверстий винтов.
Примечание: установите корпус сальника в течение 5 минут после нанесения герметика.
36. Установите корпус сальника и затяните 5 винтов крепления. Момент затяжки: 10-12 Нм.
Примечание: перед установкой нанесите на кромки сальника моторное масло.
37. С помощью подходящей оправки установите задний сальник в корпус.
38. Дальнейшая сборка выполняется в обратной последовательности.