Рынок запасных частей к грузовым автомобилям
Рынок запасных частей, являясь составной частью общего автомобильного рынка, обладает, вместе с тем, относительной самостоятельностью и имеет ряд своих особенностей. Это обусловлено, прежде всего, наличием значительного количества заводов и предприятий, производящих запасные части и комплектующие, большой подвижностью широкой сети посредников, осуществляющих их сбыт (кто у нас только не продает запчасти!), а также отсутствием достаточно полной и оперативной информации о номенклатуре производимых запчастей, их наличии в продаже и ценах на них.
Что касается ценовой ситуации на рынке запасных частей, то рыночные цены, как показывает статистика, более инертны, чем цены на сами автомобили, более локальны (различны по регионам) и имеют весьма значительный разброс. По отдельным изделиям (ремкомплектам, резинотехническим изделиям, подшипникам, электрооборудованию и др.) он достигает 70 – 80%. На цене, помимо качества изделий, зависящего от производителя, существенно сказывается удаленность от завода-изготовителя, а также уровень деловой активности в регионе.
Цены на запасные части в целом в меньшей степени подвержены воздействию таких макроэкономических факторов, как девальвация рубля, финансовые кризисы, резкие скачки инфляции. В то же время рыночные цены весьма чувствительны к сезонности, активизации деятельности в регионе (проведение сельскохозяйственных работ, дорожного и гражданского строительства, лесозаготовительных и других работ).
Процесс формирования рыночных отношений в стране оказал решающее воздействие как на производство, так и на сбыт запасных частей. Если раньше основные показатели в этой отрасли определялись в плановом порядке, то к настоящему времени можно с уверенностью сказать, что главную роль здесь играет потребительский спрос. Отсутствие достаточно полной и надежной статистики не позволяет произвести точную оценку спроса. Вместе с тем уже сейчас представляется возможным дать его общую, в основном качественную, характеристику. На структуру спроса наиболее существенное влияние оказывают такие факторы, как распределение (по маркам) общего парка грузовых автомобилей, надежность автомобиля (средняя наработка на отказ), условия и интенсивность эксплуатации машины (дорожно-климатические условия, годовой пробег), периодичность и качество технического обслуживания.
Структура потребительского спроса показывает, что наиболее часто продаются запасные части к грузовикам Горьковского автозавода (от 35 до 40% в зависимости от региона). Наибольшую потребность в них испытывают Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Уральский регионы, где на ГАЗы приходится 13 – 15% парка грузовых автомобилей. Второе место по количеству «потребляемых» запасных частей занимают автомобили ЗИЛ (от 17 до 25%). Наибольший спрос отмечается в Московском регионе, где их доля в общем парке превышает 20%. Преимущественному спросу на запчасти к ЗИЛам способствует и невысокая надежность последних. По данным 21 НИИИАТ, осуществляющего подконтрольную (лидерную) эксплуатацию автотехники, их надежность ниже автомобилей Ульяновского, Горьковского и Уральского автомобильных заводов. средняя наработка на отказ составляет 5,7 – 10,4 тыс. км.
Если говорить о спросе на запчасти по агрегатам, то преобладают группы 10 (двигатель) и 11 (система питания). Затем идут группы 13 и 16 (сцепление и коробка передач), группа 13 (система охлаждения). Меньшим спросом пользуются запчасти групп 50 – 57 (элементы кабины).
О том, что в целом предложение на рынке запчастей удовлетворяет спрос, свидетельствует относительно стабильная ценовая ситуация, существовавшая в течение 1997 и первой половине 1998 года, вплоть до августовского финансового кризиса. В последующем цены на запасные части к грузовым автомобилям росли значительно медленнее, чем цены на автомобили. Их ежемесячный прирост составлял 6 – 8%, в то время как скачки рыночных цен на автотранспортные средства достигали 15 – 20%. В целом годовой рост цен на запасные части составил 30 – 60%.
Следует отметить, что если по номенклатуре предлагаемых изделий рынок запасных частей в большинстве регионов страны удовлетворяет требования потребителя, то их качество вызывает серьезные нарекания. Рост числа предприятий, изготовляющих запчасти, сопровождался снижением качества продукции, так как диверсификация предприятий происходила, как правило, в условиях дефицита денежных средств, а также при полном отсутствии поддержки и контроля со стороны государства. Рынок, безусловно, отреагировал на это.
Покупатели двигателей к автомобилям КамАЗ предпочитают брать агрегаты завода «Камдизель» (г. Набережные Челны). Владельцы автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ выбирают приборы освещения и сигнализации АО «Завод Автосвет» (г. Киржач Владимирской обл.). Однако в суровых условиях российской действительности сохранить достигнутый уровень качества продукции весьма не просто. Один из последних примеров – ярцевский завод «Двигатель» в прошлом году снизил качество выпускаемых двигателей ЗИЛ-645, а затем вынужден был совсем остановить их производство.
Согласно данным Госкомстата РФ к настоящему времени в составе парка грузовых автомобилей в эксплуатации находится более 110 тыс. машин (более 2%) зарубежного производства (без учета автомобилей МАЗ и КрАЗ). Основная часть иномарок сосредоточена в Уральском и Западно-Сибирском регионах (преимущественно самосвалы и специальная автомобильная техника), а также в Московском регионе (седельные тягачи, строительная и другая техника). Поставка запчастей к ним осуществляется централизованно, через специализированные центры технического обслуживания. Так, отделение грузовых автомобилей фирмы «Вольво» («Вольво-трак») имеет в России 13 сервисных центров, концерн «ИВЕКО» – 15, «МАН Нутцфарцойге»–9, «Мерседес-Бенц АГ» – 7, «РЕНО В.И.» – 6. Свои станции технического обслуживания с достаточно широким ассортиментом запасных частей имеют «ТАТРА», «ДАФ», «Скания», «Хендэ мотор». Качество запасных частей к иномаркам, как и цены на них, под стать самим автомобилям. Однако затраты на запасные части (в процентах от стоимости автомобиля без капремонта), по оценке специалистов, в 1,5–2 раза ниже соответствующих затрат по отечественным автомобилям.
Что касается ближайших перспектив развития рынка запасных частей и комплектующих, то положение здесь будет во многом зависеть от общего состояния российской экономики. Чем быстрее удастся ликвидировать дефицит денежных оборотных средств предприятий и их взаимные неплатежи, устранить непропорциональный рост цен на сырье, материалы, электроэнергию с одной стороны, и на конечную продукцию – с другой, тем раньше станут актуальными вопросы расширения номенклатуры производимых запчастей, повышения их качества и снижения себестоимости, а значит, и снижения рыночных цен.
По мере оздоровления экономики страны следует ожидать возрастания роли автоцентров (КамАЗ, Урал, ЗИЛ и ГАЗ) как в сфере технического обслуживания отечественных грузовых автомобилей, так и в области снабжения запасными частями.
Развитию рынка запасных частей в значительной мере будет способствовать формирование автомобилестроительными предприятиями разветвленных дилерских сетей (как региональных, так и глобальных), осуществляющих оптовую и розничную продажу запчастей к той или иной марке грузовой машины.
В условиях здоровой конкуренции, видимо, выживут те фирмы-посредники, которые наиболее успешно смогут решать такие вопросы, как поиск новых надежных партнеров, налаживание гибкой системы платежей, совершенствование учета движения товарно-материальных ценностей, доведение складских запасов до оптимальных, обеспечение широкой номенклатуры запчастей, грамотная оценка конъюнктуры рынка и проведение продуманной ценовой политики.
Рынок автокомпонентов и запчастей в России для грузовых автомобилей
Посмотреть содержание
Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы:
Рынок грузовых автомобилей в России
Структура рынка грузовиков по регионам РФ
Марочная структура парка грузовых а/м
Возрастная структура парка грузовых а/м
Региональная структура парка грузовых а/м
Структура парка по типам грузовых а/м в РФ
Импорт грузовых автомобилей в РФ
Оценка емкости рынка автокомпонентов и запчастей:
- Характеристика и оценка вторичного рынка
- Региональная емкость вторичного рынка
- Методика расчета и основные параметры
- Автомобильные шины
- Автомобильные аккумуляторы
- Автомобильные масла и смазочные материалы
- Автомобильные фильтры
- Детали тормозной системы
- Узлы и детали подвески
- Узлы и детали рулевого управления
- Узлы и детали сцепления
- Узлы и детали трансмиссии
- Узлы и детали топливной системы
- Узлы и детали системы охлаждения
- Узлы и детали электрооборудования
- Детали для капремонта двигателя
- Ремни приводные
Характеристики компаний-продавцов запасных частей
Производители автокомпонентов для грузовых автомобилей в РФ:
- Bosch Group
- DuPont
- FEDERAL-MOGUL CORPORATION
- Henkel
- Johnson Matthey
- Knorr-Bremse
- Leoni
- MAHLE Group
- MANN+HUMMEL
- Mefro Wheels GmbH
- Siemens VDO Automotive
- WITZENMANN GROUP
- ZF FRIEDRICHSHAFEN AG
- АРБ-Мораван
- АВАР
- МПП Авто Плюс
- Автоагрегат, Ливны
- Автоагрегатцентр
- Автоарматура
- Автокомпонент
- АвтоАудиоЦентр
- АвтоГидравлика
- Автокомплект
- АвтоКом
- Автоглушитель (Автоконтинент+)
- Автоприбор
- Автоприбормаш
- Арзамасское ПО Автопровод
- Авторитм
- Автосвет
- АвтоСтарт
- Автотехник
- Автотехнология
- Автотехпласт
- АвтоТрейд
- Автоэлектроника
- Автрамат
- Адверс
- Алтайский завод прецизионных изделий
- Айк-Мото
- АКОМ
- АКСИОМА №1
- Альметьевский завод Радиоприбор
- АП Пластик
- Апал
- Арат
- АТЭ-1
- Аутомотив лайтинг
- Бакор
- Баксанский завод Автозапчасть
- Баксс
- Балаковорезинотехника
- Балтрезинотехника
- Батайское ПО Электросвет
- БАТЭ
- Белебеевское предприятие Автодеталь
- БелЗАН
- Белкард
- Белшина
- Белорецкий завод рессор и пружин
- БЗ АТИ
- БИГ Фильтр
- Биком
- Бранорос
- Бугурусланский завод Радиатор
- Булгар-Синтез
- ВАТИ
- ВЗТДиН
- Вилюй
- Волжский подшипниковый завод
- Волжскрезинотехника
- Вэлконт
- Дайдо Металл Русь
- Дан-Ати
- Димитровградскии вентильный завод
- Димитровградский завод вкладышей
- Димитровград ЖгутКомплект
- Динекс Русь
- Дифа
- ЕвроЭлемент
- ЕРК-Авто
- Завод Копир
- Завод Красная Этна
- Завод МЕТАЛЛОКОМПЕНСАТОР
- Завод сцеплений
- Завод Электроприбор
- ЗиТ
- ЗЭиМ-Лайн
- Интеркос-IV
- Казанский завод Электроприбор
- КАМАЗ-Дизель
- Камазавтотехника
- КАМЗ
- ГК Криста
- КЗАЭ
- Камминз КАМА
- Камский завод Автоагрегатцентр
- Камский моторный завод
- Камский прессово-рамный завод
- Камтент
- Канашский автоагрегатный завод
- Каскад-HH-aвтo
- Кварт
- Квинта Декор
- Камский завод электронных компонентов
- КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА
- КОНис
- Курганмашзавод
- Костромской завод Автокомпонентов (Мотордеталь)
- Курская подшипниковая компания
- Курский завод Аккумулятор
- Лихославльский радиаторный завод
- Лысковский электротехнический завод
- МарКон
- Мегалист-Таганрог
- Мобил ГазСервис
- Нефтемаслозавод
- Нижнекамский завод низковольтного провода
- УК Татнефть-нефтехим
- Норма
- НПО Ростар
- Обнинскоргсинтез
- Оренбургский радиатор
- Освар
- Электромеханический завод Пегас
- Пензенский завод Автозапчасть (ПенЗА)
- ПААЗ
- Пермский завод смазок и СОЖ
- СПАЗ ПЛАЗА
- Концерн Прамо
- Прамотроник
- Пушкинский завод металлоизделий
- Релейная компания
- Рязанский завод автомобильных aгpeгaтов
- Рикор Электроникс
- Росава
- Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗиЛ
- Группа Росшина
- Рубин-24
- Сааргумми-Русланд
- Салаватстекло
- Самараавтожгут
- Самарская технологическая компания
- Самарский завод клапанов
- Саранский электроламповый завод
- Саранский завод Резинотехника
- Саратовский подшипниковый завод
- СЭПО-ЗЭМ
- ПО Север
- Сервис-Турбо
- Сердобский электроламповый завод
- Сердобский машиностроительный завод
- Серп и Mолот
- СТАПРИ
- Смоленский завод радиодеталей
- СОАТЭ
- СПЗ
- Стандарт
- Стандартпласт
- Строймаш
- Теслафт
- Технотрон
- Техноформ
- ТИИР
- Тиссан
- ТНК смазочные материалы
- Топливные системы
- Тосол-Синтез
- Точмаш
- Триал
- Турботехника
- Тюменский аккумуляторный завод
- Автоагрегат (Кинешма)
- НПО «Универсал Кардан Деталь»
- Урал-Автооборудование
- УралАТИ
- Уралэластотехника
- УАПО
- Фенокс
- Фритекс
- ХOPC
- Цитрон
- ЦФ КАМА
- Чайковский завод РТД
- Челябинский автомеханический завод
- Челябинский кузнечно-прессовый завод
- Чусовской металлургический завод
- Шадринский автоагрегатный завод
- Шанс-Плюс
- Шатковский завод нормалей
- Эдельвейс
- ЭКОФИЛ
- Элад
- Элара
- Электроисточник
- Электром
- ЯЗДА
- Автодизель (ЯМЗ)
В декабре нынешнего года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подготовило маркетинговый отчет «Рынок автокомпонентов и запчастей в России для грузовых автомобилей». Его уникальность состоит в том, что это наш первый отчет, посвященный вторичному рынку компонентов именно для грузовых автомобилей по итогам 2011 года. Также здесь приводится оценка емкости рынка на 2012 год.
Данному отчету предшествовала долговременная и трудоемкая исследовательская и аналитическая работа. Помимо сбора и обработки информации, аналитикам пришлось разработать собственный подход к оценке емкости рынка. В целом же методика расчета емкости вторичного рынка компонентов и запасных частей не претерпела серьезных изменений, если сравнивать ее с аналогичным отчетом по легковым автомобилям. В основе методики лежит численность и структура парка грузовых автомобилей.
Обращаем ваше внимание, что расчеты велись по рынку компонентов и запчастей исключительно для грузовых автомобилей. Вместе с тем, помимо разделения на российские бренды и иномарки, мы рассматриваем рынок запчастей и в разбивке по типам грузовиков (седельные тягачи, самосвалы, бортовые авто, спецтехника). При этом расчет ресурса строился на основании данных по следующим маркам: «ГАЗ», «ЗИЛ», «КАМАЗ», «МАЗ», DAF, MAN, Mercedes-Benz, Scania, Volvo и др.
Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. В свою очередь, расчет ресурса отличается глубиной проработки и спецификой эксплуатации транспортных средств. Также необходимо отметить, что при расчете средней стоимости автокомпонентов мы учитываем как оригинальные, так и неоригинальные детали. Всего же были просчитаны десятки позиций комплектующих, которые были разделены на различные группы. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (долларах США) по каждой позиции, по группам запчастей и в целом по рынку.