Меню

Рынок запасных частей для грузовых автомобилей

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

Рынок запасных частей, являясь составной частью общего автомобильного рынка, обладает, вместе с тем, относительной самостоятельностью и имеет ряд своих особенностей. Это обусловлено, прежде всего, наличием значительного количества заводов и предприятий, производящих запасные части и комплектующие, большой подвижностью широкой сети посредников, осуществляющих их сбыт (кто у нас только не продает запчасти!), а также отсутствием достаточно полной и оперативной информации о номенклатуре производимых запчастей, их наличии в продаже и ценах на них.

Что касается ценовой ситуации на рынке запасных частей, то рыночные цены, как показывает статистика, более инертны, чем цены на сами автомобили, более локальны (различны по регионам) и имеют весьма значительный разброс. По отдельным изделиям (ремкомплектам, резинотехническим изделиям, подшипникам, электрооборудованию и др.) он достигает 70 – 80%. На цене, помимо качества изделий, зависящего от производителя, существенно сказывается удаленность от завода-изготовителя, а также уровень деловой активности в регионе.

Цены на запасные части в целом в меньшей степени подвержены воздействию таких макроэкономических факторов, как девальвация рубля, финансовые кризисы, резкие скачки инфляции. В то же время рыночные цены весьма чувствительны к сезонности, активизации деятельности в регионе (проведение сельскохозяйственных работ, дорожного и гражданского строительства, лесозаготовительных и других работ).

Процесс формирования рыночных отношений в стране оказал решающее воздействие как на производство, так и на сбыт запасных частей. Если раньше основные показатели в этой отрасли определялись в плановом порядке, то к настоящему времени можно с уверенностью сказать, что главную роль здесь играет потребительский спрос. Отсутствие достаточно полной и надежной статистики не позволяет произвести точную оценку спроса. Вместе с тем уже сейчас представляется возможным дать его общую, в основном качественную, характеристику. На структуру спроса наиболее существенное влияние оказывают такие факторы, как распределение (по маркам) общего парка грузовых автомобилей, надежность автомобиля (средняя наработка на отказ), условия и интенсивность эксплуатации машины (дорожно-климатические условия, годовой пробег), периодичность и качество технического обслуживания.

Структура потребительского спроса показывает, что наиболее часто продаются запасные части к грузовикам Горьковского автозавода (от 35 до 40% в зависимости от региона). Наибольшую потребность в них испытывают Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Уральский регионы, где на ГАЗы приходится 13 – 15% парка грузовых автомобилей. Второе место по количеству «потребляемых» запасных частей занимают автомобили ЗИЛ (от 17 до 25%). Наибольший спрос отмечается в Московском регионе, где их доля в общем парке превышает 20%. Преимущественному спросу на запчасти к ЗИЛам способствует и невысокая надежность последних. По данным 21 НИИИАТ, осуществляющего подконтрольную (лидерную) эксплуатацию автотехники, их надежность ниже автомобилей Ульяновского, Горьковского и Уральского автомобильных заводов. средняя наработка на отказ составляет 5,7 – 10,4 тыс. км.

Если говорить о спросе на запчасти по агрегатам, то преобладают группы 10 (двигатель) и 11 (система питания). Затем идут группы 13 и 16 (сцепление и коробка передач), группа 13 (система охлаждения). Меньшим спросом пользуются запчасти групп 50 – 57 (элементы кабины).

Читайте также:  Как поменять радиатор машины

О том, что в целом предложение на рынке запчастей удовлетворяет спрос, свидетельствует относительно стабильная ценовая ситуация, существовавшая в течение 1997 и первой половине 1998 года, вплоть до августовского финансового кризиса. В последующем цены на запасные части к грузовым автомобилям росли значительно медленнее, чем цены на автомобили. Их ежемесячный прирост составлял 6 – 8%, в то время как скачки рыночных цен на автотранспортные средства достигали 15 – 20%. В целом годовой рост цен на запасные части составил 30 – 60%.

Следует отметить, что если по номенклатуре предлагаемых изделий рынок запасных частей в большинстве регионов страны удовлетворяет требования потребителя, то их качество вызывает серьезные нарекания. Рост числа предприятий, изготовляющих запчасти, сопровождался снижением качества продукции, так как диверсификация предприятий происходила, как правило, в условиях дефицита денежных средств, а также при полном отсутствии поддержки и контроля со стороны государства. Рынок, безусловно, отреагировал на это.

Покупатели двигателей к автомобилям КамАЗ предпочитают брать агрегаты завода «Камдизель» (г. Набережные Челны). Владельцы автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ выбирают приборы освещения и сигнализации АО «Завод Автосвет» (г. Киржач Владимирской обл.). Однако в суровых условиях российской действительности сохранить достигнутый уровень качества продукции весьма не просто. Один из последних примеров – ярцевский завод «Двигатель» в прошлом году снизил качество выпускаемых двигателей ЗИЛ-645, а затем вынужден был совсем остановить их производство.

Согласно данным Госкомстата РФ к настоящему времени в составе парка грузовых автомобилей в эксплуатации находится более 110 тыс. машин (более 2%) зарубежного производства (без учета автомобилей МАЗ и КрАЗ). Основная часть иномарок сосредоточена в Уральском и Западно-Сибирском регионах (преимущественно самосвалы и специальная автомобильная техника), а также в Московском регионе (седельные тягачи, строительная и другая техника). Поставка запчастей к ним осуществляется централизованно, через специализированные центры технического обслуживания. Так, отделение грузовых автомобилей фирмы «Вольво» («Вольво-трак») имеет в России 13 сервисных центров, концерн «ИВЕКО» – 15, «МАН Нутцфарцойге»–9, «Мерседес-Бенц АГ» – 7, «РЕНО В.И.» – 6. Свои станции технического обслуживания с достаточно широким ассортиментом запасных частей имеют «ТАТРА», «ДАФ», «Скания», «Хендэ мотор». Качество запасных частей к иномаркам, как и цены на них, под стать самим автомобилям. Однако затраты на запасные части (в процентах от стоимости автомобиля без капремонта), по оценке специалистов, в 1,5–2 раза ниже соответствующих затрат по отечественным автомобилям.

Что касается ближайших перспектив развития рынка запасных частей и комплектующих, то положение здесь будет во многом зависеть от общего состояния российской экономики. Чем быстрее удастся ликвидировать дефицит денежных оборотных средств предприятий и их взаимные неплатежи, устранить непропорциональный рост цен на сырье, материалы, электроэнергию с одной стороны, и на конечную продукцию – с другой, тем раньше станут актуальными вопросы расширения номенклатуры производимых запчастей, повышения их качества и снижения себестоимости, а значит, и снижения рыночных цен.

Читайте также:  Ремонт автомобилей ваз 21112

По мере оздоровления экономики страны следует ожидать возрастания роли автоцентров (КамАЗ, Урал, ЗИЛ и ГАЗ) как в сфере технического обслуживания отечественных грузовых автомобилей, так и в области снабжения запасными частями.

Развитию рынка запасных частей в значительной мере будет способствовать формирование автомобилестроительными предприятиями разветвленных дилерских сетей (как региональных, так и глобальных), осуществляющих оптовую и розничную продажу запчастей к той или иной марке грузовой машины.

В условиях здоровой конкуренции, видимо, выживут те фирмы-посредники, которые наиболее успешно смогут решать такие вопросы, как поиск новых надежных партнеров, налаживание гибкой системы платежей, совершенствование учета движения товарно-материальных ценностей, доведение складских запасов до оптимальных, обеспечение широкой номенклатуры запчастей, грамотная оценка конъюнктуры рынка и проведение продуманной ценовой политики.

Рынок автокомпонентов и запчастей в России для грузовых автомобилей

Посмотреть содержание

Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы:

Рынок грузовых автомобилей в России
Структура рынка грузовиков по регионам РФ
Марочная структура парка грузовых а/м
Возрастная структура парка грузовых а/м
Региональная структура парка грузовых а/м
Структура парка по типам грузовых а/м в РФ
Импорт грузовых автомобилей в РФ

Оценка емкости рынка автокомпонентов и запчастей:

  • Характеристика и оценка вторичного рынка
  • Региональная емкость вторичного рынка
  • Методика расчета и основные параметры
  • Автомобильные шины
  • Автомобильные аккумуляторы
  • Автомобильные масла и смазочные материалы
  • Автомобильные фильтры
  • Детали тормозной системы
  • Узлы и детали подвески
  • Узлы и детали рулевого управления
  • Узлы и детали сцепления
  • Узлы и детали трансмиссии
  • Узлы и детали топливной системы
  • Узлы и детали системы охлаждения
  • Узлы и детали электрооборудования
  • Детали для капремонта двигателя
  • Ремни приводные

Характеристики компаний-продавцов запасных частей

Производители автокомпонентов для грузовых автомобилей в РФ:

  • Bosch Group
  • DuPont
  • FEDERAL-MOGUL CORPORATION
  • Henkel
  • Johnson Matthey
  • Knorr-Bremse
  • Leoni
  • MAHLE Group
  • MANN+HUMMEL
  • Mefro Wheels GmbH
  • Siemens VDO Automotive
  • WITZENMANN GROUP
  • ZF FRIEDRICHSHAFEN AG
  • АРБ-Мораван
  • АВАР
  • МПП Авто Плюс
  • Автоагрегат, Ливны
  • Автоагрегатцентр
  • Автоарматура
  • Автокомпонент
  • АвтоАудиоЦентр
  • АвтоГидравлика
  • Автокомплект
  • АвтоКом
  • Автоглушитель (Автоконтинент+)
  • Автоприбор
  • Автоприбормаш
  • Арзамасское ПО Автопровод
  • Авторитм
  • Автосвет
  • АвтоСтарт
  • Автотехник
  • Автотехнология
  • Автотехпласт
  • АвтоТрейд
  • Автоэлектроника
  • Автрамат
  • Адверс
  • Алтайский завод прецизионных изделий
  • Айк-Мото
  • АКОМ
  • АКСИОМА №1
  • Альметьевский завод Радиоприбор
  • АП Пластик
  • Апал
  • Арат
  • АТЭ-1
  • Аутомотив лайтинг
  • Бакор
  • Баксанский завод Автозапчасть
  • Баксс
  • Балаковорезинотехника
  • Балтрезинотехника
  • Батайское ПО Электросвет
  • БАТЭ
  • Белебеевское предприятие Автодеталь
  • БелЗАН
  • Белкард
  • Белшина
  • Белорецкий завод рессор и пружин
  • БЗ АТИ
  • БИГ Фильтр
  • Биком
  • Бранорос
  • Бугурусланский завод Радиатор
  • Булгар-Синтез
  • ВАТИ
  • ВЗТДиН
  • Вилюй
  • Волжский подшипниковый завод
  • Волжскрезинотехника
  • Вэлконт
  • Дайдо Металл Русь
  • Дан-Ати
  • Димитровградскии вентильный завод
  • Димитровградский завод вкладышей
  • Димитровград ЖгутКомплект
  • Динекс Русь
  • Дифа
  • ЕвроЭлемент
  • ЕРК-Авто
  • Завод Копир
  • Завод Красная Этна
  • Завод МЕТАЛЛОКОМПЕНСАТОР
  • Завод сцеплений
  • Завод Электроприбор
  • ЗиТ
  • ЗЭиМ-Лайн
  • Интеркос-IV
  • Казанский завод Электроприбор
  • КАМАЗ-Дизель
  • Камазавтотехника
  • КАМЗ
  • ГК Криста
  • КЗАЭ
  • Камминз КАМА
  • Камский завод Автоагрегатцентр
  • Камский моторный завод
  • Камский прессово-рамный завод
  • Камтент
  • Канашский автоагрегатный завод
  • Каскад-HH-aвтo
  • Кварт
  • Квинта Декор
  • Камский завод электронных компонентов
  • КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА
  • КОНис
  • Курганмашзавод
  • Костромской завод Автокомпонентов (Мотордеталь)
  • Курская подшипниковая компания
  • Курский завод Аккумулятор
  • Лихославльский радиаторный завод
  • Лысковский электротехнический завод
  • МарКон
  • Мегалист-Таганрог
  • Мобил ГазСервис
  • Нефтемаслозавод
  • Нижнекамский завод низковольтного провода
  • УК Татнефть-нефтехим
  • Норма
  • НПО Ростар
  • Обнинскоргсинтез
  • Оренбургский радиатор
  • Освар
  • Электромеханический завод Пегас
  • Пензенский завод Автозапчасть (ПенЗА)
  • ПААЗ
  • Пермский завод смазок и СОЖ
  • СПАЗ ПЛАЗА
  • Концерн Прамо
  • Прамотроник
  • Пушкинский завод металлоизделий
  • Релейная компания
  • Рязанский завод автомобильных aгpeгaтов
  • Рикор Электроникс
  • Росава
  • Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗиЛ
  • Группа Росшина
  • Рубин-24
  • Сааргумми-Русланд
  • Салаватстекло
  • Самараавтожгут
  • Самарская технологическая компания
  • Самарский завод клапанов
  • Саранский электроламповый завод
  • Саранский завод Резинотехника
  • Саратовский подшипниковый завод
  • СЭПО-ЗЭМ
  • ПО Север
  • Сервис-Турбо
  • Сердобский электроламповый завод
  • Сердобский машиностроительный завод
  • Серп и Mолот
  • СТАПРИ
  • Смоленский завод радиодеталей
  • СОАТЭ
  • СПЗ
  • Стандарт
  • Стандартпласт
  • Строймаш
  • Теслафт
  • Технотрон
  • Техноформ
  • ТИИР
  • Тиссан
  • ТНК смазочные материалы
  • Топливные системы
  • Тосол-Синтез
  • Точмаш
  • Триал
  • Турботехника
  • Тюменский аккумуляторный завод
  • Автоагрегат (Кинешма)
  • НПО «Универсал Кардан Деталь»
  • Урал-Автооборудование
  • УралАТИ
  • Уралэластотехника
  • УАПО
  • Фенокс
  • Фритекс
  • ХOPC
  • Цитрон
  • ЦФ КАМА
  • Чайковский завод РТД
  • Челябинский автомеханический завод
  • Челябинский кузнечно-прессовый завод
  • Чусовской металлургический завод
  • Шадринский автоагрегатный завод
  • Шанс-Плюс
  • Шатковский завод нормалей
  • Эдельвейс
  • ЭКОФИЛ
  • Элад
  • Элара
  • Электроисточник
  • Электром
  • ЯЗДА
  • Автодизель (ЯМЗ)
Читайте также:  Газ 3102 вес автомобиля

В декабре нынешнего года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подготовило маркетинговый отчет «Рынок автокомпонентов и запчастей в России для грузовых автомобилей». Его уникальность состоит в том, что это наш первый отчет, посвященный вторичному рынку компонентов именно для грузовых автомобилей по итогам 2011 года. Также здесь приводится оценка емкости рынка на 2012 год.

Данному отчету предшествовала долговременная и трудоемкая исследовательская и аналитическая работа. Помимо сбора и обработки информации, аналитикам пришлось разработать собственный подход к оценке емкости рынка. В целом же методика расчета емкости вторичного рынка компонентов и запасных частей не претерпела серьезных изменений, если сравнивать ее с аналогичным отчетом по легковым автомобилям. В основе методики лежит численность и структура парка грузовых автомобилей.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись по рынку компонентов и запчастей исключительно для грузовых автомобилей. Вместе с тем, помимо разделения на российские бренды и иномарки, мы рассматриваем рынок запчастей и в разбивке по типам грузовиков (седельные тягачи, самосвалы, бортовые авто, спецтехника). При этом расчет ресурса строился на основании данных по следующим маркам: «ГАЗ», «ЗИЛ», «КАМАЗ», «МАЗ», DAF, MAN, Mercedes-Benz, Scania, Volvo и др.

Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. В свою очередь, расчет ресурса отличается глубиной проработки и спецификой эксплуатации транспортных средств. Также необходимо отметить, что при расчете средней стоимости автокомпонентов мы учитываем как оригинальные, так и неоригинальные детали. Всего же были просчитаны десятки позиций комплектующих, которые были разделены на различные группы. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (долларах США) по каждой позиции, по группам запчастей и в целом по рынку.

Adblock
detector