Меню

Руководство по ремонту головки двигателя

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров УАЗ 31519

В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке или замене седел клапанов. Головку блока заменяют при таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров.

Вам потребуются: шестигранник «на 8», ключ «на 10», приспособления для сжатия клапанных пружин и притирки клапанов.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

3. Снимите впускную трубу (см. «Замена прокладки впускной трубы»).

4. Снимите выпускной коллектор (см. «Замена прокладки выпускного коллектора»).

5. Выверните болты 1 и снимите заднюю крышку 2 головки блока. Снимите прокладку крышки.

6. Извлеките гидротолкатель из гнезда головки блока цилиндров.

Гидротолкатели удобнее вынимать с помощью магнита или присоски.

Гидротолкатели нельзя менять местами, поэтому перед снятием их нужно промаркировать, чтобы при сборке установить на свои места. Хранить гидротолкатели следует в том же положении, в каком они утановлены на клапанах, чтобы из них не вытекло масло.

7. Установите на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов (см. «Замена маслосъемных колпачков клапанов»). Сжав пружины клапанов с помощью приспособления, выньте сухари клапана. Затем, постепенно ослабляя нажатие на ручку приспособления, полностью разожмите пружины клапана. Снимите приспособление с головки блока. Выньте тарелку пружин клапана. Затем выньте наружную и внутреннюю пружины клапана.

8. Снимите специальным съемником (см. «Замена маслосъемных колпачков клапанов») маслосъемный колпачок 1 клапана.

9. Подденьте отверткой и выньте опорную шайбу 1 пружин клапанов.

10. Выньте клапан со стороны камеры сгорания.

11. Аналогично извлеките остальные клапаны.

Перед снятием промаркируйте все клапаны, чтобы при сборке установить их на прежние места.

12. После разборки головки блока цилиндров промойте все детали в бензине, протрите и просушите их. Очистите камеры сгорания и клапаны от нагара.

13. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

14. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

15. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

16. Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляют как разность диаметров отверстия во втулке и стержня клапана. Предельно допустимый зазор 0,2 мм. Если зазор превышает указанное значение, замените клапан и направляющую втулку. Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания. Устанавливают новые втулки с надетыми на них стопорными кольцами до упора стопорного кольца в поверхность головки блока со стороны отверстия под гидротолкатели. Перед установкой втулки нужно охладить до –40. –45 °С, а головку блока надо нагреть до температуры +160. +175 °С. Втулка должна вставляться в головку блока свободно или с незначительным усилием. В запасные части направляющие втулки клапанов поставляют трех ремонтных размеров: 1-й ремонтный размер — с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром втулки; 2-й — наружный диаметр втулки 14,2+0,053 –0,040 мм; 3-й — с увеличенным на 0,02 мм диаметром 2-го размера. При установке втулок 1-го ремонтного размера отверстие под втулку в головке блока растачивать не нужно. При установке втулок 2-го и 3-го ремонтных размеров необходимо расточить отверстие до диаметра 14,2+0,023 –0,050 мм. После установки новых втулок разверните в них отверстие под клапаны до размеров, указанных в табл. 5.1.

Таблица 5.1 Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей головки блока цилиндров двигателя мод. ЗМЗ-409.10

Заменять направляющие втулки клапанов следует в автосервисе, оснащенном специальным оборудованием.

17. Проверьте с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров посередине, вдоль и затем поперек, а затем щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, замените головку.

Читайте также:  Часть автомобиля под которую попадает разиня

18. Проверьте зазоры в подшипниках распределительных валов (см. «Снятие, дефектовка и установка распределительных валов»).

19. Проверьте зазоры между гидротолкателями клапанов и каналами под гидротолкатели в головке блока. Зазор вычисляют как разность диаметров канала и гидротолкателя. Номинальный диаметр канала под гидротолкатель 35,0+0,025 мм, предельно допустимый – 35,1 мм. Номинальный диаметр гидротолкателя 35,0+0,025 –0,041 мм, предельно допустимый – 34,95 мм. Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает указанное значение, замените гидротолкатель. Если и это не даст положительного результата, замените головку блока.

20. Осмотрите клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня необходимо заменить клапан. Незначительные риски на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой (см. «Притирка клапанов»).

21. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные и с трещинами пружины замените.

22. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.

23. Проверьте на наличие деформаций фланцы для впускной трубы и выпускного коллектора, деформированные детали замените.

24. Отремонтируйте поврежденные резьбовые отверстия прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

25. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и пр. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и др.) можно вывести притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).

26. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если значительные дефекты седел устранить шлифовкой не удается, замените седла.

Рис. 5.9. Профиль седла клапана двигателя ЗМЗ-409.10: А – седло впускного клапана; В – седло выпускного клапана

При шлифовке выдержите размеры седла, указанные на рис. 5.9. После шлифования проверьте биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм. После шлифования притрите клапаны. Затем тщательно очистите и продуйте сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц. Следует учесть, что после того, как седло прошлифуют, клапан садится в него глубже, поэтому после шлифования нужно измерить расстояние между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и осью распределительного вала. Если это расстояние меньше 35,5 мм, замените головку блока, так как в противном случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов.

27. Проверьте соосность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о соосности расположения клапана и седла.

28. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.

29. Замените маслосъемные колпачки независимо от их состояния.

30. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

31. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.

Проверьте герметичность клапана, для этого установите его в головку блока вместе с пружинами и сухарями. После этого положите головку блока набок и залейте керосин в канал, закрываемый клапаном. Если в течение 10 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

32. Всегда заменяйте новыми прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы (ресивера) и выпускного коллектора, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

Видео про «Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров» для УАЗ 31519

Ремонт головки УАЗ буханка (снятие, ремонт, установка)
Как сделать Двигатель УАЗа надёжней? Двигатель УМЗ-417 2.45, дефектовка и обзор
УАЗ/ГАЗЕЛЬ — Ремонт двигателя УМЗ 421 — часть 1 Дефектовка

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 1111

Вам потребуются
  • ключ «на 13»
  • оправка для запрессовки колпачков
  • приспособление для сжатия пружин клапанов
  • приспособление для снятия колпачков
  • оправки для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок
  • пинцет
  • бородок
  • молоток
  • шабер
Читайте также:  Описать устройство грм автомобиля

Перед началом работы

Снимите головку с блока цилиндров (см. подраздел 10.4.1.) и очистите ее.

Приспособление для снятия колпачков:

1 — цанга
2 — втулка
3 — ручка
4 — боек

При увеличенном зазоре в приводе клапанов появляется характерный стук, обычно с равномерными интервалами (частота его меньше любого другого стука в двигателе). Если регулировка зазоров в приводе клапанов не дала положительных результатов, проверьте состояние распределительного вала и опорных поверхностей под шейки распределительного вала.

В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение средней шейки распределительного вала, которое не должно превышать 0,02 мм, и зазор между отверстиями опор и шейками распределительного вала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей составляет 0,069 – 0,11 мм).

Порядок выполнения

1. Отверните три гайки крепления впускной трубы к головке блока.

2. Обратите внимание: под гайками установлены плоские шайбы.

3. Снимите впускную трубу со шпилек головки блока.

4. Снимите со шпилек головки прокладку 1 впускной трубы и две прокладки 2 приемной трубы глушителя.

5. Выньте толкатели клапанов с регулировочными шайбами.

6. Промаркируйте толкатели либо разложите их по порядку, чтобы потом поставить на то же место. При этом.

7. . без необходимости не вынимайте регулировочные шайбы из толкателей, чтобы не перепутать их.

8. Промаркируйте клапаны номерами цилиндров, например накерните.

9. Выверните обе свечи зажигания.

10. Установите под снимаемый клапан подходящий упор, например подшипник.

11. Навинтите на шпильку гайку, чтобы зафиксировать приспособление для сжатия пружин клапанов (используйте гайку без зубчатого буртика).

12. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов и сожмите пружины.

13. Выньте с помощью пинцета два сухаря. Затем снимите приспособление.

14. Выньте верхнюю тарелку пружин.

15. . наружную пружину и.

16. . внутреннюю пружину клапана. Таким же способом выньте сухари и пружины остальных клапанов.

17. Выньте клапаны из головки блока со стороны камер сгорания.

18. Спрессуйте с направляющих втулок маслосъемные колпачки. Для этого.

19. . установите цангу приспособления на колпачок и резко ударьте бойком по втулке приспособления.

20. Затем так же резко ударьте бойком по ручке приспособления.

21. . спрессовав тем самым колпачок с направляющей втулки.

22. Выньте колпачок из цанги приспособления.

23. Снимите нижние тарелки пружин клапанов.

24. Очистите нагар с клапанов подходящим металлическим инструментом. Затем внимательно осмотрите клапаны.

25. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокими рисками и царапинами на рабочей фаске 1, трещинами, деформациями стержня 2, короблением тарелки 3, следами прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов (см. подраздел 10.5.2.).

26. В специализированной мастерской рабочие фаски клапанов с повреждениями, которые невозможно вывести притиркой, можно прошлифовать на специальном станке. При шлифовании надо выдержать размеры, указанные на рисунке (в скобках даны отличающиеся размеры для двигателя мод. 11113). Слева на рисунке впускной клапан, справа — выпускной.

27. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно вывести притиркой клапанов (см. подраздел 10.5.2.).

28. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием под размеры, указанные на рисунке: а — седло впускного клапана; б — седло выпускного клапана; I — новое седло; II — седло после ремонта. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя мод. 11113.

29. Имея слесарный навык, можно устранить дефекты вручную с помощью набора специальных фрез. В начале обрабатывают фаску a под углом 15°, затем фаску б под углом 20° и фаску в под углом 45°. После обработки необходимо притереть клапаны (см. подраздел 10.5.2.).

30. Проверьте состояние наружной 1 и внутренней 2 пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины замените.

31. Для проверки упругости наружной пружины измерьте ее высоту в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

32. Таким же методом проверьте упругость внутренней пружины. Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

33. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя имеются задиры, царапины и т.п., замените его.

34. На рабочих поверхностях регулировочных шайб не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, наволакивания металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

35. Проверьте в специализированной мастерской зазор между направляющими втулками и клапанами. Он определяется как разность между диаметром отверстия втулки и диаметром стержня клапана.

36. Для измерения диаметра отверстия втулки нужен специальный инструмент (нутромер). Номинальный зазор для впускных клапанов — 0,02-0,05 мм, а для выпускных клапанов — 0,03-0,06 мм. Предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов — 0,3 мм.

37. Зазор, не достигший предельно допустимого значения, можно устранить заменой клапана. Если не удается подобрать клапан или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Выпрессовывайте втулку со стороны камеры сгорания специальной оправкой.

38. В запасные части поставляются втулки со стопорными кольцами. Втулки имеют увеличенный наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

39. Смазав втулку моторным маслом, вставьте ее в специальную оправку и запрессуйте ее со стороны распределительного вала до упора стопорного кольца в головку блока. После этого разверните отверстие во втулке с помощью развертки до диаметра 8,022-8,040 мм для впускных и 8,029-8,047 мм для выпускных клапанов.

40. Снимите сальник с распределительного вала.

41. Замените распределительный вал, если на его шейках и кулачках имеются следы износа, задиры и глубокие риски.

42. Замените головку блока и корпус подшипников, если на них имеются трещины или на опорных поверхностях заметны следы износа, задиры и глубокие риски. Корпус подшипников обрабатывается совместно с головкой блока, поэтому менять их нужно вместе.

43. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку и корпус подшипников распределительного вала.

44. Снимите заусенцы и забоины с привалочной поверхности головки блока.

45. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки посредине вдоль оси головки, а затем по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.

46. Для проверки герметичности головки снимите патрубок системы охлаждения со шпилек, отвернув две гайки крепления; заглушите отверстие в головке блока, установив, например, глухую прокладку из плотного картона под патрубок; заверните гайки крепления и.

47. . залейте керосин в каналы водяной рубашки. Если уровень керосина понижается, значит, в головке есть трещины, и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную прокладку.

48. Промойте масляные каналы головки блока бензином с помощью груши или шприца и продуйте сжатым воздухом.

49. Замените поврежденные прокладки впускной 1 и приемной 2 труб глушителя.

50. Притрите клапан к седлу (см. подраздел 10.5.2.). Если вы устанавливаете старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари.

51. Смажьте клапаны моторным маслом и установите их в головку в соответствии с ранее сделанной маркировкой.

52. Установите нижние тарелки пружин клапанов.

53. С помощью оправки запрессуйте маслосъемные колпачки, предварительно опустив их в масло (см. подраздел 10.4.3.).

54. Установите пружины и верхнюю тарелку пружины в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана.

55. Ударьте молотком через металлический стержень по торцам клапанов, чтобы сухари сели на место. Установите толкатели и впускную трубу с прокладками в порядке, обратном снятию.

Видео про «Ремонт головки блока цилиндров» для ВАЗ 1111

Сборка двигателя Ока Головка 3 Часть
Как заменить прокладку ГБЦ на автомобиле ОКА
Теория ДВС: ГБЦ ОКА ВАЗ-11113 (750 сс)

Adblock
detector