УРАЛ-4320-60/61, УРАЛ-43206-61, УРАЛ-5557-60. Руководство по эксплуатации — часть 1
Мануал предназначено для водителей и работников автомобильного транс-
порта, связанных с эксплуатацией автомобилей «Урал». В руководстве приводятся техни- ческие характеристики автомобилей, краткое описание устройства и работы составных час- тей автомобиля, их регулирование и обслуживание, справочные данные.
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его
надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены от- дельные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
При эксплуатации автомобилей следует пользоваться данным мануалм по
эксплуатации, мануалм по эксплуатации на силовой агрегат Ярославского моторного завода «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ- 236БЕ, ЯМЗ-236Б» и дополнением «Двигатели ЯМЗ-6565, ЯМЗ-65651, ЯМЗ-65652, ЯМЗ- 65653, ЯМЗ-65654 и их комплектации» к руководству по эксплуатации «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б», техниче- ским описанием и инструкцией по монтажу «Воздушный отопитель», руководством (инст- рукцией) по эксплуатации на аккумуляторные батареи, руководством по эксплуатации предпускового подогревателя, руководством по эксплуатации коробки передач, инструкци- ей по монтажу и эксплуатации «Тягово-сцепное устройство (ТСУ) 21-202», руководством (инструкцией) по эксплуатации тахографа.
УРАЛ-4320-60/61, УРАЛ-43206-61, УРАЛ-5557-60. Руководство — часть 1
Руководство предназначено для водителей и работников автомобильного транс-
порта, связанных с эксплуатацией автомобилей «Урал». В руководстве приводятся техни- ческие характеристики автомобилей, краткое описание устройства и работы составных час- тей автомобиля, их регулирование и обслуживание, справочные данные.
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его
надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены от- дельные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
При эксплуатации автомобилей следует пользоваться данным руководством по
эксплуатации, руководством по эксплуатации на силовой агрегат Ярославского моторного завода «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ- 236БЕ, ЯМЗ-236Б» и дополнением «Двигатели ЯМЗ-6565, ЯМЗ-65651, ЯМЗ-65652, ЯМЗ- 65653, ЯМЗ-65654 и их комплектации» к руководству по эксплуатации «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б», техниче- ским описанием и инструкцией по монтажу «Воздушный отопитель», руководством (инст- рукцией) по эксплуатации на аккумуляторные батареи, руководством по эксплуатации предпускового подогревателя, руководством по эксплуатации коробки передач, инструкци- ей по монтажу и эксплуатации «Тягово-сцепное устройство (ТСУ) 21-202», руководством (инструкцией) по эксплуатации тахографа.
Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, для уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей, а также выявления их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или периоды работы автомобиля.
Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает постоянную техническую готовность автомобиля и снижает потребность в ремонте. Для качественного выполнения работ техническое обслуживание рекомендуется проводить на специальных постах, оборудованных необходимыми инструментами и приспособлениями.
Работы, связанные с регулированием и обслуживанием приборов системы питания двигателя, электрооборудования, гидравлических систем, должны выполнять квалифицированные специалисты.
Виды технического обслуживания
Техническое обслуживание по периодичности и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
техническое обслуживание в начальный период эксплуатации;
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное обслуживание (СО).
Периодичность технического обслуживания
Ежедневное обслуживание выполняется перед выездом автомобиля на линию и по его возвращении. Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется после первых 1000 км пробега. Сезонное обслуживание выполняется два раза в год — весной и осенью и совмещается с очередным техническим обслуживанием. Периодичность технических обслуживании ТО-1 и ТО-2 корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля и климатических районов согласно ГОСТ 21624-81 и «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», Москва, Транспорт 1986 год. Для первой категории условий эксплуатации первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 4000 км пробега (125 часов работы двигателя), второе техническое обслуживание (ТО-2) — через каждые 16000 км пробега (500 часов работы двигателя).
7.3.1 Карта смазочных материалов и рабочих жидкостей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Введение
Автомобили-самосвалы высокой проходимости, предназначены для перевозки навалочных и насыпных грузов, кроме скального грунта, в условиях промышленного и гражданского строительства:
автомобиль-самосвал Урал-55571-0005121-72 колесной формулой 6×6, с задней разгрузкой, с кабиной «NEXT», с двигателем ЯМЗ-53642-10;
автомобиль-самосвал Урал-55571-0005121-74 с колесной формулой 6×6, с зад-ней разгрузкой, с кабиной «NEXT», с двигателем ЯМЗ-53602-10;
автомобиль-самосвал Урал-55571-0000121-72 с колесной формулой 6×6, с зад-ней разгрузкой, с кабиной «4320», с двигателем ЯМЗ-53642-10;
автомобиль-самосвал Урал-55571-0000121-60 с колесной формулой 6×6, с задней разгрузкой, с кабиной «4320», с двигателем ЯМЗ-65654-01.
В случаях использования автомобиля-самосвала не по назначению, эксплуатации его с нарушениями указаний руководства по эксплуатации, а также внесения каких-либо конструктивных изменений без согласования с АО «A3 «Урал», предприятие-изготовитель рекламаций от потребителей не принимает и претензий не рассматривает.
Требования безопасности и предупреждения
Требования безопасности
При работе с гидравлическими жидкостями необходимо соблюдать осторож-ность во избежание отравления при попадании внутрь организма человека.
Запрещено перевозить людей в платформе.
При разгрузке платформы необходимо следить за боковой устойчивостью автомобиля.
Запрещается работать под поднятой платформой, не поставленной на страхо-вочные пальцы.
При демонтаже платформы с автомобиля зачаливать ее за отверстия в деталях боковых бортов.
Запрещается устанавливать на страховочные пальцы платформу с грузом. Пустую платформу устанавливать на страховочные пальцы на горизонтальной площадке.
Предупреждения
При температуре окружающего воздуха минус 20 °С и ниже для разогрева масла в гидросистеме самосвальной установки необходимо прокрутить масляный насос на минимальной частоте вращения в течение от двух до трех минут без нагрузки.
Запрещается включать масляный насос самосвальной установки при давлении воздуха в пневмосистеме менее 500 кПа (5 кгс/см 2 ), при включенном выключателе управ-ления самосвальной установки автомобиля.
Запрещается перевозить скальный грунт.
Не допускается нагружать автомобиль сверх установленной нормы, это влияет на безопасность движения и снижает ресурс автомобиля. Требуется следить за равномерным распределением груза в платформе, не допускать загрузку автомобиля крупными смерз-шимися глыбами органических удобрений, торфа и других грузов. При загрузке перемещать ковш экскаватора как можно ниже над платформой.
В случае зависания груза следует плавно опустить платформу, регулируя скорость опускания путем неполного выключения сцепления. Выключив механизм подъема платформы, принять меры к разгрузке автомобиля подручными средствами.
При эксплуатации автомобиля:
не допускается движение с поднятой платформой;
следует разгружать платформу на твердой горизонтальной площадке, ссыпать груз полностью. При появлении признаков потери боковой устойчивости прекратить разгрузку.
Не допускается эксплуатация автомобиля с поврежденными резиновыми амортизаторами платформы.
При эксплуатации не допускается: ускорять разгрузку резкими нажатиями на педаль управления подачей топлива, двигаться, в том числе и посредством буксировки с частично или полностью поднятой платформой, поднимать платформу на ходу, а так же нагружать не полностью опустившуюся платформу.
После частичной разгрузки платформа должна быть опущена.
В тяжелых дорожных условиях не допускается длительная эксплуатация с прицепом полной массы более 9000 кг.
Техническая характеристика
Основные параметры и размеры
Основные параметры автомобилей приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Основные параметры автомобилей
Параметры
Урал-55571-0005121-72 Урал-55571-0005121-74
Урал-55571-0000121-72
Урал-55571-0000121-60
Масса перевозимого груза на автомобиле, кг
10 500/11 200**
10 500/11 200**
Масса снаряженного автомобиля с топливом, мас-лом и другими жидкостями, кг
Полная масса автомо-
биля с грузом, водителем и пассажирами (300 кг), без учета допуска на массу сна-
ряженного автомобиля, кг
Распределение массы от
снаряженного автомобиля, кг:
на передний мост
на заднюю тележку
Распределение массы от
5065/5300*/6500**
автомобиля полной массой, кг
на передний мост
5505/5300*/6500**
5155/5300*/6500**
на заднюю тележку
15 2605/16 000*/
15 615/16 000*/
15 570/16 000*/
Максимальная скорость движения при полной массе автомобиля, км/ч, не более
Максимальный подъем, преодолеваемый автомоби-лем при полной массе, % (градус), не менее
Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км пути (ГОСТ Р 54810)
* Параметры масс, допускаемые конструкцией узлов и агрегатов (согласовываются с АО «АЗ
«Урал» при оформлении «Протокола размещения применения шасси в изделии потребителя»).
** Для автомобилей с усиленной подвеской.
Параметры узлов автомобилей приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Параметры узлов автомобилей
Параметры
Урал-55571-0005121-72 Урал-55571-0005121-74
Урал-55571-0000121-72
Урал-55571-0000121-60
Самосвальная установка
Платформа
металлическая, самосвальная с задней разгрузкой, ковшового типа с задним или без заднего борта, или коробчатого типа с задним бортом, с обогревом выпускными газами
Параметры
Урал-55571-0005121-72 Урал-55571-0005121-74
Урал-55571-0000121-72
Урал-55571-0000121-60
Максимальный угол подъема платформы без груза относительно надрамника (регулировочный)
с задним бортом:
55°+1° (с платформой ковшового типа) 50°+1° (с платформой коробчатого типа)
Объем платформы, м3
8/8,5/10/11,5
Надрамник
сварной, с элементами крепления механизма опрокидывания платформы
Управление само-свальной установкой
дистанционное, электропневматическое, из кабины водителя
Гидрооборудование
Насос НШ32У-3Л или НШ32УК-3Л (для модификаций Урал-55571-0005121-74 насос GP1-036-4 или HPLH-32, или Q-34L) с
приводом от коробки передач, гидрораспределитель, гидроцилиндр подъема платформы телескопический с замедлителем, ограничи-тельный клапан угла подъема платформы, масляный бак с фильтром
Габаритные размеры автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии показаны на рисунке 3.1-3.2.
Рисунок 3.1 – Габаритные размеры автомобиля-самосвала Урал-55571-0005121-72/74 с платформой ковшового типа V=8 м 3 с задним бортом (возможно исполнение без заднего борта)
Рисунок 3.2 -Габаритные размеры автомобиля-самосвала Урал-55571-0000121-72/60 с платформой ковшового типа V=8 м 3 с задним бортом (возможно исполнение без заднего борта)
Варианты установки платформ показаны на рисунках 3.3-3.5.
Рисунок 3.3 -Платформа коробча-того типа V=8,5 м 3 с задним бортом
Рисунок 3.4 -Платформа ковшового типа V=10 м 3 с задним бортом (возможно исполнение без заднего борта)
Рисунок 3.5 -Платформа коробча-того типа V=11,5 м 3 с задним бортом
Механизмы управления и приборы
Органы управления и контрольно-измерительные приборы самосвальной установ-кой, расположенные в кабине водителя на панели приборов, показаны на рисунках 4.1 и 4.2.
Рисунок 4.1 -Блоки выключателей и контрольных ламп управления
на панели приборов водителя на автомобилях-самосвалах Урал-55571-0005121-72/74
1-выключатель подъема-опускания платформы; 2-выключатель КОМ; 3-контрольная лампа вклю-чения КОМ
Рисунок 4.2 -Блоки выключателей и контрольных ламп управления на панели приборов во-дителя на автомобилях-самосвалах Урал-55571-0000121-60, Урал-55571-0000121-72
Краткое описание устройства и работы составных частей автомобиля, их регулирование и обслуживание
Двигатель
Система выпуска газов
Система выпуска газов предназначена для отвода отработавших газов и снижения шума выпуска. Между приемной трубой для компенсации температурных изменений раз-меров деталей и взаимных перемещений двигателя и глушителя за передней трубой раз-мещен гибкий металлорукав.
Глушитель шума выпуска закреплен двумя хомутами к кронштейнам на 2-ой и 3-ей поперечинах рамы.
Распределитель газов расположен за глушителем и предназначен для переключения выпуска газов на обогрев платформы в зимнее время года. На рисунке 5.1.1 показаны за-слонки в положении «лето». Для переключения газов на обогрев платформы необходимо вывернуть болты, повернуть стрелки обеих заслонок вертикально вверх и обратно устано-вить болты.
1-положение заслонок «Зима»; 2-положение заслонок «Лето»; а-обогрев платформы Рисунок 5.1.1 -Распределитель выпуска газов
Электрооборудование
Схема электрооборудования управления самосвальной платформой для автомоби-лей-самосвалов Урал-55571-0005121-72/74 показана на рисунке 5.2.1 (вкладка). Приборы электрооборудования указаны в таблице 5.2.1.
Таблица 5.2 .1 — Приборы электрооборудования
Позиция на рисунке 5.2.1
Наименование
Тип или номер прибора
Выключатель КОМ
998.3710.000-06
Переключатель подъема и опускания платформы
82.3709-26.108
Клапан подъема платформы
Клапан опускания платформы
Фара освещения разгрузочной площадки
2012.3711
Выключатель фары освещения разгрузочной площадки
Ф-5.3709.011-66
Схема электрооборудования для автомобилей-самосвалов Урал-55571-0000121-60, Урал-55571-0000121-72 показана на рисунке 5.2.2 (вкладка). Приборы электрооборудова-ния указаны в таблице 5.2.2.
Таблица 5.2 .2 — Приборы электрооборудования
Позиция на рисунке 5.2.2
Наименование
Тип или номер прибора
Предохранитель
Переключатель подъема и опускания платформы
82.3709-26.108
Разъем кабина-шасси
Клапан подъема платформы
Клапан опускания платформы
Рисунок 5.2.2 – Схема электрооборудования управления самосвальной платформой
На автомобилях-самосвалах Урал-55571-0000121-60, Урал-55571-0000121-72 цепь управления самосвальной платформой и электропневмоклапанами защищена от коротких замыканий предохранителем, расположенном в верхнем блоке предохранителей (предо-хранитель «Е» -8А).
На автомобилях-самосвалах Урал-55571-0005121-72/74 цепь управления само-свальной платформой и электропневмоклапанами защищена от коротких замыканий пре-дохранителем (10А) 1, согласно рисунку 5.2.4.
1-предохранитель управления самосвальной платформой и электропневмоклапанами Рисунок 5.2.4 -Блок предохранителей
Самосвальная установка
Платформа сварная, металлическая, ковшеобразного или коробчатого типа, с защитным козырьком, закрывающим пространство между кабиной и платформой.
Платформа опирается на надрамник четырьмя резиновыми амортизаторами, уста-новленными на надрамнике.
Основание платформы состоит из поперечных балок с приваренными к ним листами днища. В задней части основания между поперечными балками приварены кронштейны опрокидывания платформы с гнездами втулок осей опрокидывания и втулками стопорных пальцев.
Во втулки осей опрокидывания вставляются оси опрокидывания платформы при монтаже ее на надрамнике. В передней части основания платформы приварены ловители 7, согласно рисунку 5.3.1, предохраняющие платформу от боковых смещений при движении автомобиля.
Передний борт, усиленный четырьмя стойками, установлен с наклоном вперед (угол с вертикалью 10°).
К стойкам переднего борта и козырьку приварен кронштейн верхней опоры гид-роцилиндра.
При сборке основание платформы связывается с боковыми и передними бортами раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих плат-форму. В эти каналы и поперечные балки газы попадают из газоприемника 6 через отверстие в передней части основания платформы.
Рисунок 5.3.1 -Схема обогрева платформы автомобиля
Для предотвращения аварийного наклона платформы между платформой и над-рамником установлены два страховочных троса. При подъеме ненагруженной платформы ковшового типа на угол 55° (платформы коробчатого типа на угол 50°) относительно над-рамника стрела прогиба должна быть от 60 до 100 мм. При необходимости величина стрелы прогиба регулируется изменением длины троса 2, согласно рисунку 5.3.2.
Чтобы отрегулировать угол подъема платформы необходимо:
отвернуть контргайку 3, согласно рисунку 5.3.3, регулировочного винта 2;
завернуть регулировочный винт в шток до отказа;
поднять платформу относительно надрамника и застопорить стопорными паль-цами, при этом угол наклона платформы ковшового типа составляет 55° ± 1° (платформы коробчатого типа составляет 50° ± 1°) ;
вывернуть регулировочный винт 2 из штока клапана до упора в корпус гидроци-линдра 1 и застопорить контргайкой 3.
Расстопорить платформу, опустить и вновь поднять ее. Убедиться в том, что подъем прекращается при угле наклона платформы относительно надрамника 54°-56°.
Для проведения работ под поднятой платформой необходимо поднять ее на мак-симальный угол и установить два стопорных пальца во втулки кронштейна опрокидывания платформы.
В транспортном положении стопорные пальцы устанавливаются в скобы, прива-ренные к основанию в задней части платформы.
Болты крепления надрамника, имеющие пружину, закручиваются до размера «а» равного 48±1мм, согласно рисунку 5.3.4. Моменты затяжки крепления надрамника указаны в приложении А.
Рисунок 5.3.4 -Установка надрамника
Механизмы самосвальной установки
Механизмы самосвальной установки обеспечивают: подъем и опускание плат-формы, остановку ее в любом положении, автоматическое ограничение максимального угла наклона платформы, автоматическое ограничение максимального давления масла в гидро-системе. Электропневмогидравлическая схема самосвальной установки показана на рисунке 5.3.5.
1-гидроцилиндр подъема платформы ав-томобиля; 2-замедлитель; 3-гидрораспределитель; 4-фильтр слив-ной; 5-КОМ; 6-насос; 7-бак масляный; 8-контрольная лампа включения КОМ; 9-кнопка управления подъема-опускания платформы; 10-кнопка управления КОМ; 11-клапан ограничительный; 12,13,14-клапаны электропневматические; 15-фильтр напорный
Рисунок 5.3.5 -Схема электропневмо-гидравлическая самосвальной установки
Клапан электропневматический показан на рисунке 5.3.6.
а – подвод воздуха; b – выход воздуха к механизмам включения (КОМ, гидрораспределитель) Рисунок 5.3.6 -Клапан электропневматический
Коробка отбора мощности одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны. Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности ставятся регулировочные и уплотнительная прокладки, с помощью которых на заводе производится регулировка зацепления шестерен. Поэтому при необходимости замены прокладок общая их толщина должна быть сохранена. Ведомый вал 15, согласно рисунку 5.3.7, коробки отбора мощности приводится во вращение от промежуточного вала коробки передач, с помощью специально устанавливаемой для этой цели на валу шестерни, находящейся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 3 коробки отбора мощности.
С ведущей шестерней 3 при включении коробки вводится в зацепление ведомая шестерня 5, которая может перемещаться по наружным шлицам ведомого вала 15 с помо-щью вилки 9, жестко связанной со штоком 10.
При нажатии на выключатель 3 или 2, согласно рисункам 4.1, 4.2, на панели при-боров включается электропневмоклапан, при этом воздух подается в пневмокамеру, пе-ремещается шток 10, согласно рисунку 5.3.7, с вилкой 9 и вводит шестерню 5 в зацепление с
ведущей шестерней. Шток
воздействует на выключатель 12, замыкая его контакты и на
щитке управления самосвальной установки загорается сигнализатор включения насоса. При выключении коробки электропневмоклапан перекрывает поступление сжатого воздуха и сообщает камеру механизма включения коробки отбора мощности с атмосферой и пружина 11 возвращает шток в исходное положение.
Включение коробки отбора мощности следует производить только при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см 2 ) при выключенном сцеп-лении.
Насос масляный шестеренного типа, левого вращения.
Бак масляный, показанный на рисунке 5.3.8, штампованный. В верхней части его
имеется заливная горловина и фланец крепления фильтра. В нижней
отверстиями соединяющими полость бака с атмосферой. Крышка снабжена указателем 4 уровня масла, имеющим нижнюю и верхнюю отметки. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок. Для проверки уровня (при опущенной платформе) следует вывер-нуть пробку с указателем и вставить ее до упора в резьбу. Для предотвращения попадания пыли и грязи внутрь масляного бака в крышке 5 установлена волосяная набивка 6.
На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр масляного бака. При чрезмерном засорении фильтрующего элемента давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, согласно рисунку 5.3.9, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
Гидроцилиндр подъема платформы телескопический. В корпусе 21, согласно рисунку 5.3.10, размещены плунжеры 18,19,20 ход которых ограничивается при движении упорными кольцами 15,16,17,32.
Рисунок 5.3.10 -Гидроцилиндр подъема платформы автомобиля
Уплотняются плунжеры резиновыми манжетами 14,33,34. От попадания пыли и грязи извне полости гидроцилиндра защищены грязесъемниками 7,8,9. В нижней части корпуса установлено днище 25. Гидроцилиндр имеет шаровые головки 5, закрепленные гайками 3, навернутыми на опоры 1. Гайки застопорены стопорными кольцами 4, шаровая головка 5 на плунжере — стопорной шайбой 6. Вкладыши 2 обеспечивают работу шаровых соединений без смазки: смазка закладывается только при сборке.
Замедлитель 22 предназначен для обеспечения нормальной скорости опускания, не превышающей 0,3 м/с, платформы автомобилей-самосвалов и прицепов-самосвалов неза-висимо от наличия или отсутствия груза, в том числе и в аварийных ситуациях, при нару-шении герметичности гидросистемы, что соответствует требованию ГОСТ 27472.
Контрольные и центрирующие размеры указаны в таблице 5.3.1.
Таблица 5.3 .1 — Контрольные и центрирующие размеры
Позиция детали на рисунке 16
Контрольный диа-метр, мм
Центрирующий диаметр, мм
Гидрораспределитель показан на рисунке 5.3.11, предназначен для управления гидроприводом опрокидывающего механизма автомобиля-самосвала, а также для предо-хранения гидропривода от давления, превышающего установленное значение.
В случае перегрузки давление в системе возрастает, срабатывает предохранитель-ный клапан, перепуская масло в маслобак, а подъем платформы прекращается. Величина давления срабатывания предохранительного клапана отрегулирована на заво-де-изготовителе и изменять ее в процессе эксплуатации не допускается.
Ограничительный клапан. В корпусе 1, согласно рисунку 5.3.12, расположен клапан 3, прижатый к седлу пружиной 2, и шток 7 с регулировочным болтом 5. При нажатии на сферическую головку регулировочного болта шток перемещается и открывает клапан 3. Напорная и сливная магистрали при этом соединяются между собой, прекращая дальнейший подъем платформы.
Необходимо своевременно подтягивать соединения маслопроводов, воздухопро-водов, не допуская утечки масла, воздуха, следить за уровнем масла в масляном баке.
При снижении уровня масла ниже нижней метки на указателе следует долить масло до верхней метки. Не допускается забивание грязью отверстий для прохода воздуха в крышке масляного бака. При доливке или замене масла не допускается попадание в бак посторонних примесей и воды, масло должно быть тщательно отфильтровано.
Масляный насос чувствителен к перегрузкам, качеству применяемого масла, по-этому во избежание преждевременного выхода из строя не следует использовать масло, не предусмотренное картой смазочных материалов и рабочих жидкостей.
После длительной эксплуатации на поверхности выдвижных звеньев гидроцилин-дра подъема платформы могут появиться подтеки масла, которые необходимо удалять чистой сухой тряпкой. Обильные подтеки масла указывают на износ уплотнений, в этом случае их нужно заменить.
При необходимости замены уплотнительных манжет гидроцилиндра подъема платформы необходимо слить масло, снять гидроцилиндр с автомобиля, снять верхнюю шаровую опору, вынув стопорящее ее кольцо 6, согласно рисунку 5.3.10. Снять днище 29 гидроцилиндра и осторожно извлечь из корпуса выдвижные звенья.
Снять нижние упорные кольца 32 и направляющие полукольца 23,24,25. При сборке гидроцилиндра необходимо следить за тем, чтобы упорные кольца были аккуратно заправ-лены в свои канавки.
Правильность установки упорных колец проверяется калибрами с контрольными и центрирующими диаметрами, согласно таблице 5.3.1, контрольный диаметр должен сво-бодно, от руки, проходить зону кольца.
При установке гидроцилиндра на автомобиль необходимо убедиться в том, что стопорные кольца 6 шаровых головок установлены правильно.
Внимание! Состояние ограничительного клапана следует проверять и при необ-ходимости регулировать клапан. Он должен быть надежно закреплен на кронштейне попе-
речины надрамника, а регулировочный винт застопорен контргайкой; не допускаются ис-кривление штока клапана, течь масла из-под уплотнения штока и по резьбовым соединениям трубопроводов. Не допускать эксплуатацию автомобиля с нарушенной регулировкой угла подъема платформы.
Правила пользования механизмами самосвальной установки
Подъем платформы автомобиля. Запустить двигатель, убедиться, что давление воздуха в пневмосистеме автомобиля не ниже 500 кПа (5 кгс/см 2 ), при необходимости до-вести его до требуемой величины. Нажать на педаль сцепления и нажать на включатель 3 или 2, согласно рисункам 4.1 или 4.2,.
Загорание контрольной лампы 4 или 3 будет свидетельствовать о включении мас-ляного насоса. Плавно отпустить педаль сцепления. Масло из маслобака 7, согласно рисунку
5.3.5 через всасывающую и напорную полости насоса 6 поступает по трубопроводу в гидрораспределитель 3, а затем сливается в бак 7. Для включения режима «подъем плат-формы» перевести выключатель 1 подъема-опускания платформы, согласно рисункам 4.1 или 4.2, в верхнее положение. При этом срабатывает электопневмоклапан 12, согласно ри-сунку 5.3.5, магистраль гидроцилиндра 1 подъема платформы открывается. Под действием давления масла звенья гидроцилиндра 1 последовательно выдвигаются, поднимая плат-форму. По мере подъема платформы гидроцилиндр поворачивается, согласно рисунку 5.3.3, при достижении максимального угла подъема платформы гидроцилиндр нажимает на ре-гулировочный винт ограничительного клапана 11, согласно рисунку 5.3.5, и масло через клапан 11 сливается в бак 7. Подъем платформы прекращается.
Скорость подъема платформы регулируется изменением частоты вращения колен-чатого вала двигателя.
При достижении требуемого угла наклона платформы выключатель 1, согласно рисункам 4.1 или 4.2, установить в нейтральное положение.
При необходимости остановки платформы в промежуточном положении в процессе подъема перевести выключатель 1, в нейтральное положение.
Груженую платформу останавливать в промежуточных положениях не рекоменду-
Опускание платформы автомобиля. Перевести выключатель 1 подъе-
ма-опускания платформы в нижнее положение. Убедившись, что платформа опустилась, перевести выключатель 1 подъема-опускания платформы в нейтральное положение.
Перед подъемом (опусканием) платформы, в холодное время года при температуре окружающей среды ниже 0 °С, для разогрева масла, дать поработать двигателю не менее 10 минут с включенной КОМ.
Выключение КОМ : при опущенной платформе следует нажать на педаль сцепле-ния и нажать на включатель 3 или 2, согласно рисункам 4.1 или 4.2. Контрольная лампа 4 или 3 должна погаснуть, что свидетельствует о выключении коробки отбора мощности.
Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
Механизмы самосвальной установки
Не включается коробка отбора мощности
Повреждение диафраг-мы пневмокамеры механизма включения КОМ
Износ или повреждение зубьев ведущей шестерни КОМ
Большие утечки воздуха из —за недостаточной затяжки соединительной арматуры воздухопроводов или их не-исправность
Разобрать коробку, за-править зубья шестерен или заменить изношенные детали
Определить места утеч-ки путем нанесения мыльного раствора на шланг и в места соединительной арматуры. Подтянуть соединительную арматуру в местах утечки. За-менить неисправные детали
Не выключается КОМ
Поломка возвратной пружины пневмокамеры ме-ханизма включения КОМ
Поломка возвратных пружин крана управления
Заедание штока крана управления
Разобрать кран, устра-нить причину заедания и смазать поверхность корпуса под шток тонким слоем смазки ЦИАТИМ —201
Замедленный подъем платформы
Износ торцов втулок масляного насоса
Утечка масла через кла-пан управления блока гидро-распределителей на слив из —за неплотного прилегания к сед-лу
После слива отстоя через пробку сливного отверстия не должно быть подтекания масла
Ключ кольцевой 17х19,
Емкость, обтирочный, материал
Содержание работ
Технические требования
Рекомендуемое оборудование, приспособления и инструмент
Промыть фильтр сливной магистрали масляного бака са-мосвальной установки
После помывки и установки фильтра подтекания масла не до-пускается
Ключ для прокачки гид-ротормозов, отвертка, емкость с керосином, обтирочный мате-риал
Заменить масло в гид-равлической системе само-свальной установки
Заливать масло в масляный бак до верхней метки указателя. Подтекание масла через сливную пробку не допускается
Ключ комбинированный 14х14, Емкость для масла, мас-лораздаточная колонка
Смазать оси опрокиды-вания платформы
До появления свежей смазки из сопряжения ось-втулка
Смазка автомобиля
Карта смазочных материалов и рабочих жидкостей
Поз. На рисунке
Наименование точки смазки
Кол-во точек смазки
Основные марки, сезонность применения
Дублирующие марки, сезонность применения
Оси опрокидывания платформы
Графитная смазка ГОСТ 3333-80
Гидравлическая сис-тема самосвальной уста-новки
Летом: масло индуст-риальное И —20А
Зимой: масло индуст-риальное И —12А 1
В районах с холодным
климатом при температуре минус 30 °С и ниже масло ВМГЗ
Масло МГЕ —46В (при температуре не ниже минус 18 о С)
Зарубежные ана-логи
Количество ГСМ
(пополнения ГСМ)
Рекомендации по смазке (за-правке, замене масла или смазки)
Всего на ав-томобиль (л, кг) *1
Основная марка
Дубли-рующая марка
ТО —15 000
Смазать через масленки, установленные во втулках опрокидывания осей, до по-явления свежей смазки из сопряжения
Mobil DTE —25, 24;
Shell Vitrea 22,
Esso Nurey 32
ТО —15 000
Проверить уровень масла в маслобаке, который при завернутой крышке сапуна должен быть между нижней и верхней метками указателя. При необходимости долить
Сменить масло, промыв маслобак и фильтр
Приложение А
Таблица А.1 — Моменты затяжки основных резьбовых соединений Н. м (кгс. м)