Рис коробка передач автомобиля газ 51
Устройство коробки передач КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52
Коробка передач ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовского автопогрузчика АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеет четыре передачи вперед и одну назад. Устройство коробки передач показано на рис.1.
1. Коробка передач КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — роликовый подшипник; 2— первичный вал; 3 —шариковый подшипник первичного вала; 4—шестерня первичного вала; 5 — шестерня третьей и четвертой передач; 6— крышка коробки передач; 7— шестерня второй передачи; 8— шестерня первой передачи; 9— вторичный вал, 10— шариковый подшипник вторичного вала; 11— ось блока шестерен промежуточного вала; 12 — болт; 13—стопорная пластина; 14—ось блока шестерен заднего хода; 15,20,22 и 24—шестерни промежуточного вала; 16— втулка блока шестерен заднего хода; 17,18—шестерни заднего хода (блок); 19 и 23—роликовые подшипники блока шестерен промежуточного вала; 21 — распорная втулка роликовых подшипников; 25— картер коробки передач; 26— вилка заднего хода; 27— вилка третьей и четвертой передач.
Картер 25 КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52 — литой чугунный; крепится он на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцепления. Сверху картер коробки передач закрыт крышкой 6, в которой находится механизм переключения передач.
Первичный вал 2 коробки, являющийся одновременно валом ведомого диска сцепления, связан при помощи сцепления с коленчатым валом двигателя. Задний конец вала 2 опирается на шариковый подшипник 3 в картере коробки.
Шестерня 4 первичного вала, изготовленная заодно с валом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 24 блока шестерен промежуточного вала. Блок шестерен ГАЗ-51, ГАЗ-52 вращается на двух роликовых подшипниках 23 и 19, установленных на неподвижной оси 11.
Вторичный вал 9 опирается передним концом на роликовый подшипник 1, установленный внутри шестерни первичного вала, задним концом — на шариковый подшипник 10 в картере коробки. Вторичный вал через карданный вал постоянно соединен с задним мостом автопогрузчика через механизм обратного хода.
2. Крышка КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52
1,5 — ползуны; 2, 4 — сухари; 6 — стопор; 7 — вертикальный штифт; 8— пружина; 9— шарик; 10—штифт; 11—тяга; 12— рычаг; 13 — колпак; 14 — пружина; 15— предохранительный упор; 16 — собачка.
На шлицах вторичного вала КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовского погрузчика АП-4014, 40814, 4045, 4043 при помощи вилок перемещаются шестерни 8 и 7 первой и второй передач, а также шестерня 5 третьей и четвертой передач.
При перемещении шестерни соединяют первичный вал через блок шестерен промежуточного вала с вторичным валом, осуществляя таким образом передачу вращения от двигателя к заднему мосту. При передвижении вперед блока шестерен заднего хода включается задний ход.
Шестерни КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52 переключаются при помощи рычага 12 (рис. 2), нижний конец которого входит в пазы вилок, закрепленных на трех ползунах. Рычаг закрепляется в крышке коробки колпаком 13 и удерживается от проворачивания штифтом 10.
Для фиксирования скользящих шестерен в требуемых положениях служат шарики 9, прижимаемые к ползунам пружинами. На каждом ползуне имеются углубления, в которые при нейтральном положении или при включении передачи входит шарик и удерживает шестерню в этом положении.
Ползуны 1 и 3 имеют по три углубления, из которых среднее служит для фиксирования шестерен в нейтральном положении, крайние—для фиксирования шестерни в зацеплении с соответствующей шестерней коробки передач.
Ползун 5 имеет только два углубления: одно для фиксирования блока шестерен заднего хода в нейтральном положении, а другое— при включенном заднем ходе.
Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, устройство которого показано на фиг. 3. Два сухаря 2 и 4 находятся между ползунами, а стопор 6 установлен в горизонтальном отверстии среднего ползуна и удерживается от выпадания вертикальным штифтом 7, который входит в лыску на стопоре 6.
Для предохранения от случайного включения заднего хода на рычаге управления имеется предохранительный упор 15 (рис. 2) с пружиной 14. Упором управляет собачка 16, расположенная около рукоятки рычага управления и соединенная с тягой 11.
При включении заднего хода упор 75 поднимается и дает возможность концу рычага войти в паз вилки заднего хода.
Во избежание поломки шестерен включать задний ход следует только после полной остановки автомобиля.
Коробка передач в сборе (КПП ГАЗ-52) БВ3-972168 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Подшипник роликовый 64905 (АА-7118-А2)
2 — Втулка распорная АА-7155-А2
3 — Блок шестерен 51-1701050
4 — Вал вторичный в сборе 51-7060-Б
5 — Шестерня 3-й и 4-й передач 51-1701114
6 — Блок шестерен 1-й и 2-й передач 51-1701112
7 — Фланец с отражателем 51-1701240-Д
8 — Шайба 51-2402064
9 — Шплинт 258055-П
10 — Гайка М22х2 292940-П8
11 — Картер 51-1701015-В
12 — Прокладка АА-7166-А
13 — Крышка АА-7165
14 — Шайба 252136-П2
15 — Болт М10х20 201495-П8
16 — Кольцо стопорное АА-7070
17 — Кольцо упорное АА-7062
18 — Маслоотражатель АА-7080
19 — Подшипник 150307К (АА-7065, АА-7065-01)
20 — Втулка 40П1701076
21 — Прокладка 63-1701203-Б
22 — Болт М10х28 201283-П8
23 — Крышка задняя в сборе БВ3-972175
24 — Сальник в сборе 51-1701210-А
25 — Крышка задняя БВ3-972176
26 — Подшипник роликовый 864904 (АА-7120-А2)
27 — Кольцо установочное АА-7063
28 — Вал вторичный 51-7061-Б
29 — Ось блока шестерен 51-7111-А
30 — Стопор АА-7155
31 — Ось блока шестерен АА-7140-А
32 — Пробка К 3/4″ 262513-П
33 — Ось вилки АА-7244
34 — Прокладка 51-7051
35 — Крышка 51-7050-Б
36 — Скоба 51-1601190-А
37 — Шайба 8 252155-П2
38 — Болт М8х25 201458-П8
39 — Шплинт 3х30 258041-П
40 — Кольцо стопорное АА-7030
41 — Вал ведущий в сборе 51-7015
42 — Маслоотражатель АА-7043
43 — Подшипник 150209К
44 — Кольцо упорное АА-7045
45 — Вал ведущий 51-7017
Механизм переключения передач (КПП ГАЗ-52) 4081-1792 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
Механизм переключения передач в сборе 4014М-1702010
1 — Рычаг переключения 4014М-1702114-01
2 — Болт М10х25 201497-П29
3 — Шайба 252136-П29
4 — Рукоятка 51-1703088
5 — Колпак 11-7220
5 — Колпак 11-7220
6 — Седло АА-7228
7 — Пружина АА-7227
8 — Крышка коробки передач в сборе 51-1702010
9 — Заглушка 260307-П
10 — Прокладка 51-1702016
11 — Вилка 1-й и 2-й передач АА-7231
12 — Вилка 3-й и 4-й передач 51А-1702027
13 — Головка переводная 51А-1702096-В
14 — Винт стопорный 290766-П
15 — Шплинт-проволока 258251-П
16 — Шток 1-й и 2-й передач 51-1702040
17 — Шток 51-1702042
18 — Плунжер стопорный АА-7233-В
19 — Шток 3-й и 4-й передач 51-1702046-А
20 — Шарик стопорный 263014-П
21 — Пружина АА-7234
22 — Крышка коробки передач 51-1702015-А
23 — Штифт установочный 4000М-1702123
Неисправности коробки передач КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52 и их устранение
Трудно переключаются передачи. Причинами этой неисправности могут быть:
— неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). В этом случае следует правильно отрегулировать свободный ход педали сцепления, или, если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, сменить поврежденные детали;
— повреждения ползунов переключения передач, затрудняющие свободное передвижение их в отверстиях крышки. Для устранения причин, затрудняющих передвижение ползунов, нужно сменить ползуны или крышку коробки в сборе;
— высокие обороты двигателя на холостом ходу. Чтобы снизить обороты, надо отрегулировать карбюратор;
— повреждены зубья шестерен. Сменить шестерни.
Шум при работе КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52, что может быть вызвано следующими причинами:
— недостаточно масла в картере коробки передач. Налить масло до нижней кромки наливного отверстия;
— износом подшипников первичного и вторичного валов (шум возникает при движении на прямой передаче и на холостом ходу). Если шум слышен только на прямой передаче, то он вызывается износом шарикового подшипника вторичного вала. Неисправные подшипники следует сменить;
— износом наружного твердого слоя (глубина 0,25 мм) зубьев шестерен. В этом случае слышен сильный скрежет, особенно при резком приложении нагрузки. В зависимости от того, на какой передаче слышен шум, можно установить, какие шестерни сильно изношены.
Если шум слышен на второй передаче, то это свидетельствует об износе зубьевскользящей шестерни второй передачи или шестерни второй передачи на блоке шестерен промежуточного вала, или и той и другой. Для устранения шума нужно сменить изношенные шестерни;
— чрезмерным износом роликовых подшипников промежуточного вала и внутренних поверхностей блока шестерен КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52, по которым перекатываются ролики. В этом случае следует сменить блок шестерен и роликовые подшипники.
При проверке состояния подшипников необходимо проверить износ их сепараторов с помощью вращения сепараторов подшипника. Если при этом имеется взаимное перемещение обойм, то подшипник надо заменить новым;
— совпадением крутильных колебаний двигателя с колебаниями в силовой передаче и ходовой части автопогрузчика при движении на прямой передаче со скоростью 15—25 км/час. В этом случае шум особенно слышен, если неплотно закреплена муфта карданного вала на вторичном валу коробки передач и на шлицованном конце промежуточного карданного вала. Уменьшить или устранить этот шум можно, закрепив муфты так, чтобы полностью исключить их осевое перемещение.
— Выключение передач на ходу. Эта неисправность наиболее часто возникает по следующим причинам;
— неравномерный по длине износ зубьев шестерен, вызывающий появление силы, направленной вдоль оси вторичного вала и стремящейся разъединить шестерни. Эта неисправность может быть устранена только сменой изношенных шестерен;
— большой износ подшипников первичного и промежуточного валов. Такие подшипники следует заменить.
— неправильное взаимное положение картера сцепления и картера коробки передач КПП ГАЗ-51, ГАЗ-52, приводящее к перекосу первичного вала. Перекос вала приводит к самовыключению прямой передачи при замедлении или разгоне автомобиля. Этот дефект может появиться при установке коробки на место в результате попадания грязи между торцами картеров или появления забоин на поверхности торцов, вызывающих нарушение их параллельности;
— неисправности шариков, пружин и углублений на ползунах механизма переключения передач;
Течь масла из коробки ГАЗ-51, ГАЗ-52. Причинами течи могут быть:
— повышенный уровень масла в картере коробки передач. Проверить уровень, отвернуть пробку наливного отверстия с левой стороны картера коробки передач и слить излишек масла;
— износ или повреждение сальника заднего подшипника вторичного вала. Сменить сальник в сборе.
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.
КПП ГАЗ-51
Ремонт КПП ГАЗ-51
Ремонт коробки передач ГАЗ-51 заключается в замене изношенных или поврежденных деталей. Основными признаками необходимости ремонта коробки передач являются сильный шум и стуки в коробке передач при движении автомобиля, а также такое состояние коробки, когда не включаются передачи.
Рис.4. Коробка передач ГАЗ-51
1 — рычаг переключения; 2 — колпак; 3 и 29 — пружины; 4 и 24 — шестерни третьей передачи; 5 — распорная втулка; 6 и 40 — упорные шайбы; 7 и 23 — шестерни второй передачи; 8 и 19 — шестерни первой передачи; 9, 17 и 36 — шарикоподшипники; 10 — задняя крышка; 11 — сальник; 12 — фланец;
13 — вторичный вал; 14, 15 — шестерни привода спидометра; 16 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 18, 34 и 37 — гайки; 20 — стопорная пластина; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — ось блока шестерен заднего хода; 25 — картер; 26 — грязеуловитель; 27 — шестерня постоянного зацепления; 28 — предохранитель; 30 — заглушка; 31 — промежуточный вал; 32 и 35 — роликоподшипники; 33 — синхронизатор; 38 — крышка первичного вала; 39 — первичный вал; 41 — стопорное кольцо; 42 — шестерня первичного вала; 43 — фиксатор; 44 — переводная головка штока заднего хода; 45 — переводная головка штока первой и второй передач
Для ремонта КПП ГАЗ-51 необходимо снять с автопогрузчика АП-4045, 4014 и разобрать. Коробку передач надо разбирать в следующем порядке.
Снять верхнюю крышку, центральный тормоз, заднюю крышку и шестерни привода спидометра. Снять крышку первичного вала и вынуть первичный вал в сборе.
Перед снятием первичного вала повернуть его так, чтобы полукруглая выемка на его прямозубом венце и на конусе находилась внизу.
Вынуть из картера собранный вторичный вал в сборе, предварительно выпрессовав его шарикоподшипник. Снять крышку люка отбора мощности, заднюю крышку промежуточного вала и упорную пластину оси заднего хода.
Прежде чем вынуть промежуточный вал, необходимо снять его шарикоподшипник и вынуть вал в сборе с внутренним кольцом роликоподшипника. Снять ось блока шестерен заднего хода и вынуть блок из картера.
При разборке коробки передач следует учесть, что прежде чем отвернуть гайки 18, 34 и 37 и гайки крепления фланца 12 (см. рис. 4), их необходимо раскернить.
При разборке первичного вала КПП ГАЗ-51 следует иметь в виду, что ролики переднего роликоподшипника 35 вторичного вала невзаимозаменяемы; они сортируются на группы через 0,005 мм и ставятся в узел комплектно только из одной группы, поэтому при выходе из строя одного или нескольких роликов требуется замена всего комплекта.
Невзаимозаменяемы также наружное и внутреннее кольца роликоподшипника промежуточного вала; поэтому при необходимости замены одного из этих колец нужно заменять весь подшипник.
Детали разобранной коробки передач (за исключением подшипников) следует подержать в моющем растворе, а затем промыть.
В деталях, имеющих масляные каналы, последние нужно тщательно прочистить. После мойки детали тщательно осматривают и определяют, требуют ли замены изношенные детали. Детали с трещинами надо заменить.
Если на механически обработанных поверхностях имеются забоины, заусенцы и другие неровности, эти неровности нужно зачистить, чтобы обеспечить хорошее прилегание сопряженных деталей. При этом следует обратить особое внимание на состояние и геометрию посадочных поверхностей под подшипники в картере и на валах.
Также тщательно необходимо проверить состояние зубьев шестерен коробки передач ГАЗ-51. На рабочей поверхности зуба на площади не более чем на 10% от всей поверхности допускаются мелкие раковины (питтинги).
Незначительные сколы, забоины, заусенцы на торцах зубьев следует зачистить. Сколы на рабочей поверхности не допускаются. Следует осмотреть состояние шлицев в шлицевых соединениях и канавок под вилки переключения.
Если в канавках для вилок и на шлицах обнаружатся задиры, сильный износ, смятие или выкрашивание детали, их нужно заменить. Замене подлежат также детали, имеющие сорванную резьбу, а также выработку поверхности под сальник.
Подшипники необходимо промыть в чистом растворе и протереть тряпкой или продуть сжатым воздухом. Если подшипники пригодны для дальнейшей работы, то, высушив, их следует смазать смазкой, которая применяется для коробки передач, и хранить, пока они не потребуются.
Перед сборкой все детали коробки передач должны быть смазаны для предотвращения задиров в начальный период работы коробки. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской.
При сборке КПП ГАЗ-51 следует пользоваться только новыми прокладками и сальниками. Коробку передач собирают в последовательности, обратной разборке.
При этом следует обеспечить:
— площадь прилегания кольца к валу не менее чем на 70% поверхности конуса первичного вала;
— зазор между торцами прямозубого венца первичного вала и блокирующего кольца в пределах 0,8—1,25 мм. При необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца. Момент затяжки гайки крепления шарикоподшипника первичного вала должен быть равен 30 кГм.
Подобрать по шлицам вторичного вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого зазора при свободном скольжении шестерни по шлицам вала.
Зазор на шлицах не должен превышать 0,18 мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни. Осевое смещение шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должно быть в пределах 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм.
После подбора расположение шлицев сопряженных деталей должно быть замаркировано краской. После затяжки гайки крепления фланца должны быть закернены над пазами валов.
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.
Технические операции по замене и регулировкам сборочных узлов и компонентов автопогрузчиков ЛЗА