Режимы движения колеса
В зависимости от сил, действующих в контакте колеса с дорогой и между колесом и машиной, различают несколько режимов движения колеса: ведущий, тормозной, ведомый, свободное качение, качение с уводом и т.д. При выборе колес горных машин ввиду особенностей условий их эксплуатации наиболее важными являются ведущий, ведомый и тормозной режимы. Рассмотрим особенности работы пневматического колеса на жестком опорном основании (Рис.1) в отмеченных режимах.
Рис. 1. К определению режимов движения колеса
Все силы, действующие на колесо со стороны машины и опорной поверхности, приведем к его центру. Обозначим главный момент сил, действующий со стороны машины, через М, главный вектор через Р, а главный вектор и момент сил реакций опорной поверхности обозначим соответственно через L и R. Рассмотрим прямолинейное равномерное движение колеса, когда его ось вращения лежит в горизонтальной плоскости. В этом случае момент М представляет собой сумму моментов, передаваемых от двигателя, механизма торможения и сопротивления вращению в подшипниках колеса. Момент L сил реакций дороги относительно оси вращения и их равнодействующая R в стационарном режиме движения уравновешивают момент М и главный вектор внешних сил Р.
Ведущий режим движения колеса характеризуется условиями М > 0, Р 0, а момент М
При свободном качении колеса, нагруженного только силой Рz и отсутствии трения в подшипниковой опоре плечо трения качения
. (1)
В практических расчетах для определения сопротивления качению колес чаще всего используют величину коэффициента сопротивления качению , значения которого табулированы и приведены в справочной литературе. Этот коэффициент связан с плечом трения качения соотношением
, (2)
где rст – статический радиус колеса.
Рис. 2. Деформации колеса при прямолинейном движении:
а) – вертикальная плоскость; б) – пятно контакта
Режимы качения колеса
На рис. приведен график зависимости радиуса качения колеса в функции приложенного к колесу крутящего момента. На этот же график нанесена зависимость касательной реакции в контакте колеса с дорогой. С помощью этой диаграммы можно выделить все области работы автомобильного колеса:
1. Ведомый режим качения колеса
Тк = 0 . В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, численно равная силе сопротивления качению Pf.
2. нейтральный режим качения колеса
К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно меньший момента сопротивления качению Mf. В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, чиcленно меньшая силы сопротивления качению. Таким образом, по моменту (он положителен) это режим ведущий, по касательной реакции (она отрицательна) — ведомый. Е.А.Чудаков предложил назвать этот режим нейтральным.
3. Свободный режим качения колеса.
К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно равный моменту сопротивления качению Касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхность в этом случае равна 0, т.е. колесо свободно от касательной реакции. Е.А.Чудаков предложил называть этот режим работы колеса свободным
4. Ведущий режим с чистым качением.
В контакте колеса с опорной поверхностью сохраняется хотя бы одна нескользящая точка.
К ступице колеса приложен крутящий момент, численно больший момента сопротивления качению, касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхностью такова, что в контакте сохраняются нескользящие точки.
5. Ведущий режим с пробуксовыванием.
Приложенный к колесу крутящий момент вызывает частичное пробуксовывание колеса по опорной поверхности, вместе с тем ось колеса движется с определенной скоростью.
6. Полное буксование.
Приложенный к колесу крутящий момент вызывает полное буксование колеса, ось колеса неподвижна. rk = 0 .
7. Тормозной режим с чистым качением К колесу приложен отрицательный (тормозной) крутящий момент, в контакте колеса с опорной поверхностью возникает отрицательная касательная реакция, но в контакте сохраняются нескользящие точки.
8. Тормозной режим с проскальзыванием.
К колесу приложен отрицательный крутящий момент, все точки контакта скользят по опорной поверхности, но диск колеса имеет определенную угловую скорость.
Приложенный к колесу тормозной момент прекратил вращение диска колеса, приложенная к оси колеса толкающая сила вызывает скольжение контактной площадки по опорной поверхности. Очевидно, что при движении в режиме 6 (полное буксование) радиус качения колеса равен бесконечности.
1`, 9` – чистое скольжение колеса соответственно юз и буксование.
В ведущем режиме при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью радиус качения определяют следующим образом:
|
где λх, λм – коэффициент тангенциальной эластичности шины соответственно по силе (мм/Н) и по моменту (мм/(Н·м) или Н -1 ); rк0 – радиус качения в ведомом режиме (обычно принимают равным статическому радиусу).
λм = (15…25)·10 -6 Н -1 для легковых автомобилей;
λм = (6…12)·10 -6 Н -1 для грузовых автомобилей.
Пример: Для шины ВЛи-5 6,95-16,00
λм = 0,01 мм/(Н·м) = 10 · 10 -6 Н -1
При торможении при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью юзом или буксовании
Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля
При движении автомобиля его колеса могут катиться в различных режимах: тяговом, ведомом и тормозном. При этих режимах качения со стороны дороги на колеса действуют силы, называемые реакциями. Для определения их величины рассмотрим качение колеса автомобиля по жесткой (недеформируемой) дороге. Схема сил, действующих в этом случае на ведущее колесо, представлена на рис. 3.5.
Силы Рх и Рz. и момент М’ действуют на колесо со стороны автомобиля. Силы R.x и Rz действуют на колесо со стороны дороги и представляют собой ее реакции.
Рассмотрим указанные силы и момент.
Рис. 3.5. Силы, действующие на ведущее колесо при качении по недеформируемой дороге: О — центр колеса
Рz. — вертикальная нагрузка на колесо, направленная вниз перпендикулярно поверхности дороги.
Рх — продольная сила, параллельная поверхности дороги. В зависимости от режима качения колеса она может быть направлена как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную.
M`— момент, подводимый к колесу от полуоси или тормозного барабана (тормозного диска). Иногда момент может быть равен нулю (не подводится к колeсу). Момент считается положительным, если его направление совпадает с направлением вращения колеса, и наоборот.
Rz — нормальная реакция дороги, направленная вверх перпендикулярно поверхности дороги. Точка приложения нормальной реакции смещена относительно оси колеса на некоторую величину аш из-за большей деформации шины в набегающей на дорогу части, чем в сбегающей с дороги. Это подтверждает эпюра элементарных сил, действующих в месте контакта колеса с дорогой, для которых нормальная реакция является результирующей силой.
Rх — касательная реакция дороги. Это сила, которая действует в плоскости дороги и в зависимости от режима качения колеса может быть направлена в сторону движения автомобиля или в противоположную. Касательная реакция считается положительной, если она направлена в сторону движения, и наоборот.
Составим уравнение моментов относительно оси колеса:
(3.16)
где Jк — момент инерции колеса относительно оси вращения. Из выражения (3.16) находим касательную реакцию дороги:
Обозначим отношение — символом ƒ и, выразив величину
с помощью формулы (3.15) через ускорение автомобиля j,для касательной реакции дороги получим в общем случае (при любых режимах качения колеса)
(3.17)
Рассмотрим типичные режимы качения колеса.
Тяговый режим характерен для ведущего колеса. Момент М’ подводится к колесу через полуось, и направление момента совпадает с направлением вращения колеса. В этом случае момент называется крутящим. Подставляя в выражение (3.17) вместо М’ выражение для крутящего момента Мк, подводимого к ведущим колесам, и учитывая соотношения (3.12) и (3.15), для ведущего колеса получим
Где — тяговая сила.
Для ведущего колеса касательная реакция Rх > 0. Следовательно, она направлена в сторону движения, как показано на рис. 3.5.
Ведомый режим характерен для ведомого колеса. Момент М’ к колесу не подводится, и, следовательно, он равен нулю. Для ведомого колеса касательная реакция дороги
Знак «-» показывает, что у ведомого колеса касательная реакция дороги направлена Тормозной режим является характерным для тормозящего колеса(ведущего, ведомого). Момент М’ подводится к колесу от тормозного барабана или тормозного диска и направление его противоположно направлению вращения колеса. В этом случае момент называется тормозным (Мтор). Подставив в выражение (3.17) вместо М’ тормозной момент (М’ = -Mтор), для тормозящего колеса получи против движения (рис.3.6, а).
Рис. 3.6. Силы, действующие на ведомое (а )и тормозящее (б) колеса
при качении по недеформируемой дороге:
О — центр колеса
Знак «-» свидетельствует о том, что у тормозящего колеса касательная реакция дорога направлена против движения (рис. 3.6, б).
Нормальная и касательная реакция дороги, действующие на колесо (ведомое, ведущее, тормозное)
При движении подвижного состава его колеса могут катиться в различных режимах: тяговом ведомом и тормозном. При этих режимах качения со стороны дороги на колеса действуют различные реакции. Для определения их велечины рассмотрим качение колеса подвижного состава по жесткой дороге.
Силы Рх и Рz и момент М действуют на колесо со стороны подвижного состава. Силы Rх и Rz действуют на колесо со стороны дороги и представляют собой реакции дороги.
Рассмотрим указанные силы и момент.
Рz — вертикальная нагрузка на колесо, направлена вниз перпендикулярно поверхности дороги и представляют собой реакции дороги
Рх – продольная сила, параллельна поверхности дороги. В зависимости от режима качения колеса может быть направлена как в сторону так и против движения подвижного состава
М – момент, подводимый к колесу полуосью или от тормозного барабана (диска). Иногда момент может быть равен нулю (не подводится к колесу). Момент считается положительным, если его направление совпадает с направлением вращения колеса, и наоборот
Rz — нормальная реакция дороги, направлена вверх перпендикулярно поверхности дороги. Точка приложения нормальной реакции смещена относительно оси колеса на некоторую велечину aш изза большой деформации шины в набегающей на дорогу части, чем в сбегающей с дороги части
Rх — касательная реакция дороги, расположена в плоскости дороги. В зависимости от режима качения колеса модет быть направлена в сторону, или против движения подвмжного состава. Касательная реакция считается положительной если она направлена по движению, и наоборот
Составим уравнение моментов относительно центра О колеса:
где Jк — момент инерции колеса относительно оси его вращения.
Из указанного выражения находим касательную реакцию дороги
Обозначим отношение аш/rк через f и определив значение из выражения ускорения подвижного состава, получим выражение касательной реакции дороги в общем случае (для всех режимов качения колес)
Рассмотрим наиболее характерные режимы качения колеса
Тяговый режимхарактерен для ведущего колеса. Момент М подводится к колесу через полуось, и направление момента совпадает с направлением врощения колеса. Момент в этом случае называется крутящим. Подставим в выражение касательной реакции дороги вместо момента М значение момента Мк подводимого к ведущим колесам, и, учитывая значение ускорения j подвижного состава, для ведущего колеса получим
Для ведущего колеса касательная реакция Rx >0. Следовательно, она направлена в сторону движения.
Ведомый режимхарактерен для ведомого колеса. Момент М к колесу не подводитсяи следовательно он равен нулю. Для ведомого колеса касательная реакция дороги
знак минус говорит о том, что у ведомого колеса касательная реакция дороги направлена против движения
Тормозной режим характерен для тормозящего колеса (ведущего, ведомого). Момент М подводится к колесу от тормозного барабана или диска, и направление его противоположно направлению вращения колеса. Момент в этом случае называется тормозным. Подставив в выражение касательной реакции дороги вместо момента М значение тормозного момента (М=-Мтор) для тормозящего колеса, получим
знак минус говорит о том, что у тормозящего колеса касательная реакция дороги направлена против движения
Скорость и ускорение подвижного состава.
Линейную скорость колеса, м/с, можно определить с помощью выражения
где rк — радиус колеса, м; ωк— угловая скорость колеса, рад/с.
Скорость автомобиля при его прямолинейном движении равна линейной скорости колеса, т.е. v = vк.
Так как скорость автомобиля v обычно выражается в км/ч, а скорость колеса vк — в м/с, то для получения скорости автомобиля v в км/ч необходимо ввести переводной коэффициент 3,6. С учетом этого коэффициента скорость автомобиля, км/ч:
Аналогично при прямолинейном движении ускорение автомобиля равно линейному ускорению колеса:
(3.15)
Сила тяги и тяговая мощность на ведущих колесах