Вентилятор системы охлаждения Ауди 80
Вентилятор системы охлаждения
Audi 80 снабжен вентилятором с электрическим приводом, подключающимся только при необходимости. Тем самым экономится топливо.
Поэтому в радиатор ввинчен термочувствительный выключатель. Если он «чувствует», что протекающая мимо него жидкость после прохождения радиатора все еще горяча, он включает вентилятор посредством реле на штекерной ячейке 2. Таким же образом он отключает электровентилятор, если температура в нижней части радиатора опустилась до определенной величины.
Двухступенчатый вентилятор системы охлаждения
В некоторых вариантах Audi 80 снабжен двухступенчатым вентилятором. При большой нагрузке на двигатель и соответственно более высокой температуре охлаждающей жидкости термовыключатель включает более высокую скорость вентилятора. Это возможно благодаря двухступенчатому термовыключателю, который включает второй путь тока к вентилятору через еще одно реле, расположенное в штекерной ячейке 11.
- В определенных версиях оснащения Audi 80, например, с 4-цилиндровым двигателем, установленным еще на заводе тягово-прицепным устройством (фаркопом) или на автомобилях с усиленной системой охлаждения – установлен дополнительный вентилятор рядом с уже упомянутым вентилятором системы охлаждения. Он приводится посредством клинового ремня первого вентилятора.
- На моделях с 5-цилиндровым двигателем нет места для второго вентилятора системы охлаждения. Поэтому при установке тягово-прицепного устройства на заводе этот двигатель оснащают более мощным двигателем вентилятора.
- Модели с 6-цилиндровым двигателем в стандартной комплектации снабжены одним, в специальном исполнении – двумя приводимыми по отдельности вентиляторами.
На иллюстрации показаны вентиляторы системы охлаждения 4-цилиндрового двигателя с усиленной системой охлаждения. Она функционирует следующим образом: собственно вентилятор системы охлаждения (2) приводит второй вентилятор системы охлаждения (1) посредством маленького клинового ремня.
При 6-цилиндровом двигателе на месте подобной конструкции стоит двухступенчатый вентилятор. Автомобили с усиленной системой охлаждения снабжены – напротив – двумя двухступенчатыми вентиляторами, каждый с собственным приводом.
Термовыключатель вентилятора системы охлаждения установлен на радиаторе внизу. Иллюстрации показывают: слева – 4-цилиндровый двигатель, справа – 6-цилиндровый. Кроме показанных, существуют варианты оснащений, при которых термовыключатель установлен на левой стороне радиатора.
Температуры переключения термовыключателя вентилятора
Ауди А4 перегрев двигателя – Замена вентилятора охлаждения + акция “Лето”
Здравствуйте уважаемые автолюбители, вот и наступило долгожданное лето! 🙂 Температура уже несколько раз проходила отметку в 30 градусов по Цельсию, что безусловно вызвало всплеск обращений с нареканиями на температурный режим двигателей. И это нормально. К сожалению, современные моторы, да и их системы охлаждения – выполнены таким образом, что их тоже приходится обслуживать. Весь вопрос в том, когда это сделать – до наступления негативных последствий (в рекомендуемом регламентном порядке) или после них. 😉 Сегодня рассматриваем обычную стандартную ситуацию с автомобилем Ауди А4, мотор 1.8 CJEB.
Матчасть:
Скорее всего, если Вы читаете данную статью – то Вы автолюбитель, в прошлом / будущем / или настоящем – не важно, главное, что Вам это интересно. А значит – Вы имеете представление о том, что двигатель охлаждается при помощи специальной жидкости – антифриза, которая приводится в движение специальным насосом, и циркулирует по рубашке охлаждения (специальным каналам в двигателе), патрубкам, и, конечно же – радиаторам. Радиатор – это специальное устройство для рассеивания тепла в воздухе. Устроен таким образом, что через него проходят трубки с горячей охлаждающей жидкостью (ОЖ) и поток набегающего воздуха. Таким образом ОЖ отдает свою температуру в атмосферу и охлаждается. Чтобы этот процесс меньше зависел от скорости автомобиля и набегающего в результате движения воздуха – на радиаторы устанавливают специальные вентиляторы охлаждения, которые включаются с переменной скоростью, в зависимости от температуры, и создают этот самый набегающий поток воздуха, проходящий через радиатор и остужающий ОЖ, двигатель, масло в коробке передач, масло ДВС (в зависимости от конструкции).
Проблемы и симптомы:
Забегая вперед – сразу скажем, что в любом случае – необходима диагностика, чтобы не потратить впустую время и деньги, т.к. симптомы, зачастую, бывают одни и те же у разных причин перегрева. И поменять можно то, что не решит проблему в итоге. Далее перечислим наиболее распространенные случаи. Итак, есть две основных причины, которые препятствуют нормальному охлаждению. Это – забитые грязью соты радиаторов (когда воздух физически не может пройти сквозь него) – об этой проблеме Вы наверняка уже слышали, и вторая проблема – полный или частичный отказ вентилятора охлаждения. Т.е. – он либо не работает полностью, либо не развивает достаточной мощности (возможны вариации на эту тему). И в этом, кстати сказать, и есть основное отличие, по которому можно отличить грязные радиаторы от вышедшего из строя вентилятора. Почему? – Все просто.
И в том и в другом случае – температура двигателя (и ОЖ, соответственно) – поднимается до критической. Что в этом случае должен сделать блок управления двигателем? – Он должен отправить сигнал на блок управления вентиляторами, чтобы тот включил максимальный режим вращения и обеспечил максимальную скорость и поток воздуха, соответственно, чтобы быстро снизить температуру.
Новый вентилятор
Когда вентиляторы крутятся с максимальной скоростью – это достаточно громко. И сложно не заметить. Так вот, если Вы заметили, что после прогрева двигателя вентиляторы почти сразу выходят на максимальный режим работы – можно сделать вывод о том, что радиаторы грязные, соты (отверстия) забиты грязью, и воздух физически не может пройти сквозь них, сколько бы его туда не загонял вентилятор, работающий с бешеной скоростью.. И наоборот – если температура выросла, и приближается к красной зоне, а шум от вентилятора незначительный – можно предположить, что он неисправен, и не может развить требуемую мощность. Повторимся, что нюансов – достаточно много, и, все же, необходимо сделать диагностику для точного определения неисправности, но по этим признакам – можно хоть как-то ориентироваться, и делать предварительные выводы, на основании которых – уже обратиться в сервис.
Бывают и другие причины, такие как – поврежденные радиаторы (когда вследствие коррозии соты осыпаются и рассеивать тепло становится просто нечем), система охлаждения может быть забита посторонними предметами (например герметиком), может выйти из строя помпа (насос ОЖ) или термостат. Варианты есть. Поэтому, если Вы заметили рост температуры в большую от нормы сторону или постоянный шум под капотом – не тяните, обращайтесь в сервис. Перегрев – всегда опасен для двигателя и может нести очень неприятные последствия…
Ремонт:
В нашем случае – нам необходимо заменить вентилятор охлаждения. А после осмотра стало понятно, что и промыть радиаторы – тоже необходимо, т.к. внутри блока (между радиаторами) образовался слой пуха и грязи, который забил соты и серьезно уменьшал проходимость, затрудняя охлаждение.
Для того, чтобы заменить вентилятор – необходимо:
- Снять передний шумоизолирующий кожух
- Снять противоударный брус
- Автомобили со шлангами хладагента в исполнении 2: Снять конденсатор
- Снять кронштейн панели для установки корпуса фары
- Установить поддон, Выкрутить резьбовую пробку спускного отверстия и слить охлаждающую жидкость
- Затем снять шланг ОЖ с радиатора, для этого разжать крепежную скобу
- Снять соединительный штуцер с радиатора, для этого разжать скобу
- Перед началом работ в зоне рамы вентиляторов отсоединить электрические штекерные соединения
- Отсоединить разъемы от вентиляторов радиатора, для этого сдвинуть предохранитель назад и вдавить вниз фиксатор
Разборка блока вентиляторов
Выкрутить винты и отсоединить трубопроводы ATF от коробки передач
Закончили промывку радиаторов
Также, на данном автомобиле была произведена промывка радиаторов, т.к. они были забиты “одеялом” из грязи и пуха внутри блока (между радиаторами), и пропускная способность – оставляла желать лучшего. Кстати, стоит отметить, что забитые радиаторы могут существенно снижать ресурс вентиляторов охлаждения, т.к. они фактически вынуждены работать постоянно на максимальных оборотах, пытаясь охладить горячий двигатель и снизить температуру охлаждающей жидкости. Но все тщетно, если воздух не может пройти сквозь забитые соты радиаторов..
Хочется пожелать Вам следить за своим автомобилем, не допускать перегревов, мыть радиаторы хотя-бы раз в два года (к примеру, у нас это можно сделать по соответствующей акции “лето”), и тогда двигатель Вашего автомобиля будет “дышать полной грудью” даже в самые жаркие летние дни. 😉
Хороший радиатор – чистый радиатор