Ремонт сцепления. Ремонт дисков и главного цилиндра
Основная неисправность в работе сцепления — нарушение надежной передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии в результате износа фрикционных накладок и поверхностей трения, ослабления нажимных пружин, износа и поломки отдельных деталей.
Перед снятием сцепления с двигателя необходимо на маховике, кожухе сцепления и нажимном диске сделать метки для того, чтобы установить детали в прежнее положение при сборке. Это необходимо для сохранения сбалансированности коленчатого вала, маховика и сцепления.
Корпус сцепления разбирают на универсальном стенде для разборки, сборки и регулировки. При отсутствии стенда корпус сцепления разбирают с помощью приспособления, позволяющего сжимать пружины.
Ремонт ведомых дисков
Ведомый диск может иметь дефекты:
- износ фрикционных накладок
- ослабление заклепок крепления ступицы
- коробление диска
- износ шлицев ступицы
Диск выбраковывают при трещинах и изломах, предельном износе отверстий, а ступицу — при трещинах и предельном износе шлицев.
Ослабленные заклепки удаляют. Отверстия рассверливают одновременно в ступице, диске и маслоотражательной шайбе и приклепывают их заклепками в горячем состоянии. Подтягивать ослабленные заклепки не допускается.
Рис. Универсальный стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления: 1 — рама стенда; 2 — крестовина; 3 — пневмоцилиндр; 4 — плита; 5 — регулировочная шайба; 6 — шток пневмоцилиндра; 7 — фланцевая втулка; 8 — регулировочная гайка; 9 — винт; 10— кулачок; 11 — тяга; 12 — втулка.
Фрикционные накладки, изношенные по толщине, заменяют новыми. Новые накладки приклепывают пустотелыми заклепками из цветных металлов или приклеивают клеем ВС-ЮТ или БФ-52Т. Для изготовления заклепок используют медные или латунные трубки соответствующего диаметра. Головки заклепок в новых накладках должны утопать на 1,0-1,5 мм. Неплотность прилегания поверхности накладки не должна превышать 0,3 мм. При использовании накладок в виде отдельных секторов различие их по толщине в одном комплекте не должно превышать 0,1 мм. Для наклепки накладок к ведомым дискам применяют пневматический пресс.
Приклеивание накладок по сравнению с приклепыванием повышает производительность почти в 3 раза, дает экономию цветного металла, увеличивает поверхность трения накладок и срок их службы, уменьшает задиры рабочих поверхностей нажимных и промежуточных дисков. Технология приклеивания накладок рассмотрена выше.
Коробление ведомых дисков определяют по торцовому биению на приспособлении. Устраняют коробление правкой на плите перед приклепыванием (приклеиванием) накладок.
Ремонт нажимного и промежуточного дисков
При износе, задирах или короблении рабочих поверхностей диски протачивают и шлифуют до выведения следов износа. После протачивания толщина дисков должна соответствовать техническим требованиям. В проточенных нажимных дисках отверстия под головки регулировочных болтов углубляют на толщину снятого слоя. Шероховатость рабочей поверхности дисков должна быть не выше 0,63 мкм, неплоскостность — не более 0,15 мм.
Сборка сцепления
Для сборки используют стенд или приспособление, применяемые при разборке.
Чтобы сохранить усилие нажимных пружин тракторных сцеплений, в кольцевые вытачки нажимного диска целесообразно подложить шайбы, толщина которых равна слою металла, снятого при протачивании.
Пружины подбирают одинаковые по длине и упругости. В собранном сцеплении все концы отжимных рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной основанию корпуса. Расстояние от торца корпуса сцепления или от рабочей поверхности нажимного диска до плоскости, в которой расположены концы отжимных рычагов, устанавливают строго в соответствии с техническими условиями для данной машины. Если нет стенда, правильное расположение отжимных рычагов устанавливают на плите при помощи штангенглубиномера или специального приспособления.
Ремонт цилиндра сцепления
Рис. Устройство привода гидравлического сцепления ВАЗ-2101-07: 1 — главный цилиндр; 2 — компенсационное отверстие; 3 — прокладка штуцера; 4 — штуцер; 5 — стопорная пружинная шайба; 6 — поршень главного цилиндра; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — поршень толкателя; 9 — крючок; 10 — ось педалей сцепления и тормоза; 11 — кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 — усиливающая пружина педали сцепления (Сервопружина); 13 — оттяжная пружина педали сцепления; 14 — ограничитель хода педали сцепления; 15 — педаль сцепления; 16 — толкатель; 17 — защитный колпачок; 18 — стопорное кольцо; 19 — перепускное отверстие; 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 — перепускное отверстие поршня; 22 — рабочий цилиндр; 23 — пружина; 24 — прокладка; 25 — пробка; 26 — внутренняя втулка педали; 27 — наружная втулка педали; 28 — распорная втулка; 29 — педаль тормоза
Для проведения работ необходимо демонтировать весь узел, отсоединив предварительно все патрубки и слив жидкость из системы. Также заранее следует приготовить ремкомплект главного цилиндра сцепления, в который включаются все детали, подверженные износу. Несмотря на то, что устройство главного цилиндра сцепления не отличается сложностью, работы желательно выполнять лицам, имеющим хотя бы минимальный опыт проведения слесарных работ. Если вопрос как снять главный цилиндр сцепления совсем непонятен, лучше отказаться от самостоятельного ремонта, и просто заменить цилиндр на новый.
После демонтажа цилиндр следует разобрать и тщательно промыть его детали тормозной жидкостью (использовать растворители или бензин запрещается). Все детали из ремкомплекта, которые планируется использовать, также желательно промыть перед установкой.
После демонтажа и полной разборки главного цилиндра на составные элементы можно приступать к оценке технического состояния всех деталей. Первым делом внимательно осматривается поршень, зеркала и уплотняющие элементы. Достаточно часто на внутренних поверхностях можно обнаружить очаги коррозии – их можно устранить аккуратной обработкой мелкозернистой наждачной бумагой. Множественные, обширные и сопровождаются наличием задиров очаги коррозии свидетельствует о нарушении зазора между поршнем и стенками цилиндра.
Все уплотнительные элементы рекомендуется заменить на новые, поскольку при работе под давлением даже незначительные дефекты неизбежно приводят к протечкам жидкости из цилиндра. Резиновые уплотнители не допустимо обрабатывать маслами для облегчения сборки – это приведет к их разбуханию и невозможности нормального функционирования.
После устранения всех неисправностей устройство можно собирать в обратной разборке последовательности.
Для прокачки требуется обеспечить свободный доступ к главному цилиндру, и некоторые модели транспортных средств для этого будет удобнее загнать на яму или поднять на гидравлическом подъемнике. В бачок наливается новая тормозная жидкость, на штуцер одевается прозрачная трубочка, конец которой опущен в емкость с той же рабочей жидкостью. Ритмичной работой педалью сцепления прокачивается гидропривод до тех пор, пока выделение воздуха через штуцер не прекратится полностью. После этого штуцер закручивается, и автомобиль готов к эксплуатации.
- Организация технического обслуживания
§62. Ремонт сцепления
В сцеплении могут быть следующие основные неисправности: пробуксовка дисков, неполное выключение и неплавное включение сцепления.
Пробуксовка дисков возникает при ослаблении или поломке нажимных пружин, износе или короблении поверхностей трения маховика и нажимного диска,, замасливании фрикционных накладок ведомого диска. Неисправные нажимные пружины и замасленные фрикционные накладки заменяют на новые. Поверхности трения маховика и нажимного диска обрабатывают шлифованием.
Неполное выключение сцепления появляется в результате увеличенного свободного хода педали (при механическом приводе) или уменьшении хода поршня рабочего цилиндра (при гидравлическом приводе), а также вследствие деформации ведомого диска. Свободный ход педали устанавливают при регулировании, а дефектный ведомый диск заменяют на новый.
Неплавное включение сцепления обусловливается износом накладок ведомого диска, затрудненным перемещением ступицы ведомого диска, неодновременным нажатием подшипника выключения, заеданием педали сцепления на оси. Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач возникает из-за наличия забоин или заусенцев на шлицах. Последние зачищают и смазывают тонким слоем графитовой смазки. Неодновременность нажатия подшипника выключения сцепления на рычаги выключения устраняют регулировкой. При заедании педали сцепления зачищают торцы втулок от забоин и заусенцев и смазывают их.
При ремонте изношенные подшипники выключения сцепления заменяют на новые. Ведомый и нажимном диски, а также нажимные пружины в зависимости от состояния подвергают ремонту или замене. Для выполнения ремонтных работ сцепление разбирают, применяя приспособления, одно из которых представлено на рис. 102.
Картер сцепления и блок цилиндров при ремонте обезличивают. Их маркируют, чтобы предотвратить разукомплектование и обеспечить соосность коленчатого вала двигателя и ведущего вала коробки передач. Если эти детали обезличены, то после сборки центрирующее отверстие картера сцепления растачивают в приспособлении.
Основными дефектами картеров сцеплений являются: трещины, сколы, срыв или износ резьбы, износы отверстий и опорных плоскостей лап крепления к раме. Трещины на картере сцепления заваривают. Сколы, захватывающие отверстие, наплавляют или приваривают отколотую часть детали. При срыве резьбы до двух ниток ее восстанавливают прогонкой метчиком. Если резьба имеет срыв более двух ниток или изношена, то ее восстанавливают путем нарезания резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой ввертыша или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.
Изношенные более допустимого размера отверстия под направляющий штифт крепления стартера, крепления двигателя к раме восстанавливают постановкой дополнительной детали — втулки. После запрессовки отверстие втулок обрабатывают под номинальный размер.
Изношенные опорные плоскости лап крепления картера сцепления к раме обрабатывают на фрезерном станке до устранения следов износа. При износе более величины, допустимой по техническим условиям, осуществляют приварку шайб. Перед приваркой поверхность лапы фрезеруют, а отверстия зенкуют для установки шайб. Затем шайбы приваривают к картеру сцепления сплошным швом электродуговой сваркой. Завершают обработку зенковкой торцов лап заподлицо с основным металлом.
Ремонт дисков сцепления.
Основными дефектами нажимного и ведомого дисков являются: трещины на поверхности нажимного диска или фрикционных накладок ведомого диска, износ фрикционных накладок, коробление или погнутость диска, ослабление заклепок крепления накладок или ступицы, износ и задиры рабочих поверхностей нажимного и среднего дисков. Диски и фрикционные накладки с трещинами бракуют. Изношенные фрикционные накладки заменяют новыми. Для этого удаляют старые заклепки. Правят ведомый диск, предварительно зачистив забоины и заусенцы на ступице. Коробление устанавливают на поверочной плите при помощи щупа. Щуп толщиной 0,3 мм не должен проходить между торцовой поверхностью диска и плитой. Приклепывание фрикционных накладок производят под прессом, применяя штамп. Вместо заклепок для соединения фрикционных накладок с диском применяют также клей.
Коробление плоскости касания нажимного диска с ведомым диском не более 0,15 мм или погнутость ведомого диска больше допустимых по техническим условиям величин устраняют правдой. Нажимной диск правят на прессе, устанавливая на кольцо, расположенное на столе пресса, плоскостью касания к ведомому диску вниз. Правку ведомого диска осуществляют на плите или в приспособлении (рис. 103) при помощи специальной оправки. Накладки бракуют, если ослаблены заклепки крепления их к ведомым дискам. При ослаблении более четырех заклепок крепления ступицы ведомого диска производят замену заклепок. Для этого изношенные отверстия в ступице и диске рассверливают под увеличенный ремонтный размер или сверлят новые отверстия между имеющимися. Отремонтированный ведомый диск в сборе с накладками должен быть отбалансирован. Допустимый Дисбаланс 25 гс/см. Износ и задиры рабочей поверхности нажимного и среднего дисков устраняют обработкой на шлифовальном или токарном станках. При этом минимальная толщина диска должна быть не менее допустимой по техническим условиям.
Ремонт сцепления – проводим сами
Некоторые автомобили функционируют все время эксплуатации без проблем с работой сцепления. В регламенте производителей нет официальных сроков, после которых необходима замена сцепления. Данный механизм постепенно изнашивается вместе с машиной. Необходимость ремонта чаще всего связана с экстремальной эксплуатации автомобиля, когда элементы изнашиваются намного быстрее. От работы сцепления зависит плавность переключения механической трансмиссии. Поэтому проводить ремонт сцепления без знаний по сборке и демонтажу узла, а также специализированного оборудования невозможно.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ?
При выходе из строя сцепления управлять автомобилем становится труднее. Машину стопорит при запуске и во время езды. Определить точную причину недочетов в работе авто смогут только квалифицированные мастера.
Профессиональная диагностика сцепления необходима и при появлении:
- шумов в коробке, которые уходят при выжатом сцеплении;
- запаха гари;
- пробуксовке;
- вибраций и рывков при переключении передач;
- эффекта застопоренной или падающей педали.
Деформация маховика, износ дисков, перебои в работе выжимной вилки – это только некоторые причины поломки сцепления. К основным неисправностям также относят износ пружины, замасленность фрикционных накладок и разбитый выжимной подшипник.
Замена, ремонт корзины сцепления
Замены корзины сцепления – операция, которую мастеровые водители проводят в гараже, при помощи домкрата и подпорных колодок. Если есть возможность пользоваться подъёмником, то надо им пользоваться.
Работа по замене корзины, и ремонт муфты сцепления, дело непростое, для непосвященного человека. Технологические особенности снятия КПП и отсоединения сцепления у разных моделей разные, поэтому мы описываем принцип и последовательность операции по замене корзины.
- Первое – вам необходим мануал, а именно, руководство по ремонту вашего автомобиля. Обязательно. Именно, методика ремонта и обслуживания.
- Второе, что нужно, это обзавестись каталогом деталей (что-то может оказаться лишним, чего-то может недоставать).
- Важно, при разъединении коробки передач, перед снятием сцепления, нужно помечать положение всех вращающихся деталей, для того, чтобы при обратном монтаже (при неправильной установке), не возникало вибраций.
- Отсоединяем рычаг переключения передач в салоне.
- Добираемся до коробки передач и отсоединяем её.
- Откручиваем болты крепления корзины к маховику. Если маховик проворачивается, то держим его монтажкой.
- Снимаем корзину сцепления и ведомый диск.
- Муфта выключения сцепления демонтируется вместе с подшипником. По ходу ремонта оцените состояние вилки сцепления, да и остальных деталей, втулку и так далее.
- Выжимной подшипник нужно будет выпрессовывать из муфты. Это трудоемкая операция. После выпрессовки, меняется подшипник сцепления. Для смазки применяете только те смазочные материалы, которые рекомендованы производителем.
Перед сборкой сцепления, все детали тщательно промываете в керосине, одновременно производите их дефектовку. Поврежденные детали сцепления ни в коем случае не устанавливайте обратно.
Сборку сцепления производим после очистки деталей от старой смазки и нанесения новой. Монтаж сцепления и коробки передач, естественно, осуществляем строго в обратной последовательности.
Важно! Обратите внимание на затяжку болтов. Необходимо уточнить параметры момента затяжки болтов корзины к маховику и так далее.
ПРОЦЕСС РЕМОНТА
Диагностика сцепления выявит причину поломки. Неисправность устраняют путем ремонта или замены отдельных частей или всего механизма. При выборе способа ликвидации недочетов следует учесть рациональность проведения разных видов работ.
Ремонт отдельных частей агрегата проводится с использованием дорогостоящих технологий шлифовки и наплавки металла. Этот метод применяется на редких иномарках и старых авто, если замена диска сцепления невозможна. Достать вышедшую из строя конструкцию проблематично. Если износился ведомый диск, а нажимной еще выглядит неплохо, рекомендуется замена всего сцепления. Цикл жизни этих деталей одинаков. Замена диска сцепления не гарантирует, что через 1-2 месяца снова не потребуется ремонт.
В стоимость замены сцепления входят затраты на демонтаж и установку узла. В расчет берется сложность работ. Для иномарок эконом класса цена составляет 4-7 тысяч рублей.
Ремонт сцепления своими силами
Внимание: если замечены перечисленные выше симптомы, значит нужно переходить к срочному ремонту. В некоторых случаях, невозможно бывает доехать даже до гаража, если сцепление отказало в дороге. В таком случае можно посоветовать вставить ключ между поводком троса и вилкой сцепления, что поможет добраться до места.
Снятие КПП
На ваз 2106, 07, 08 или на ваз 2114 ремонт сцепления без снятия коробки передач практически не проводится. Просто без этого невозможно определить причину неисправности сцепления. Поэтому, первым делом приступаем к данной операции. Представленный ниже метод снятия КПП позволит не сливать из коробки масла и не вытаскивать из нее привод:
- снимаем воздушный фильтр;
- извлекаем трос сцепления или как его называют специалисты – привод;
- снимаем стартер;
- расслабляем верхние болты фиксации коробки передач к двигателю.
Откручивание верхних болтов крепления
Переходим к дальнейшим действиям:
- скоростную фишку датчика отключаем;
- фиксатор жгута электропроводки откручиваем;
- автомобиль поднимаем при помощи домкрата или другого устройство;
- ослабляем гайки привода, находящиеся справа и слева машины до конца;
- извлекаем рычаг подвески.
Откручивание рычага подвески
Продолжаем ремонт сцепления ваз 2114:
- извлекаем шаровую опору;
- два болта рычага подвески следует обязательно открутить;
- извлекаем рычаг передней подвески;
- снимаем нижний брызговик двигателя автомобиля;
- фишку с выключателем огня заднего хода отключаем;
- теперь пора открутить реактивную тягу от коробки передач;
- снять, откручивая, нижнюю крышку картера;
- пора ослабить гайку привода управления КПП (ее еще называют тягой кулисы);
- отсоединить ее (нужно помнить, что при установке КПП на место, данную кулису обязательно отрегулировать).
Гайка привода управления КПП
- нижний болт и гайку фиксации КПП к двигателю откручиваем (надо помнить, что в данном случае делать все нужно внимательно, так как нелегко бывает найти гайку, если привода стоят на своих местах);
- берем домкрат и поднимаем двигатель так, чтобы не повредить поддон.
Поднятие двигателя на домкрате
- отсоединяем коробку передач от подушек;
- опускаем немного домкрат;
- снимаем КПП.
На этом этап снятия коробки передач можно назвать законченным. В процессе работы обязательно нужно использовать правильный инструмент. Ключи должны быть разными: накидными, гаечными, нередко используются и головки.
Ремонт рабочего цилиндра Ваз 2101
Главный цилиндр сцепления на Ваз 2101
На автомобилях данной марки ремонт проводится так же, как и на других моделях Ваз. Часто причина неисправности связана бывает с такой деталью, как главный цилиндр сцепления ваз 2101. Ремонт его, в пошаговой инструкции, представлен ниже. Данный рабочий цилиндр бывает установлен в самом низу автомобиля, и снимать КПП не нужно. Деталь бывает часто подвержена агрессивному воздействию внешней среды, что и объясняет такую частую причину выхода из строя. Конструкция рабочего цилиндра состоит из:
- пыльника (он предохраняет рабочую часть детали от попадания грязи);
- резиновых манжет;
- зеркала и других комплектующих.
На ваз 2101 ремонт сцепления, а вернее цилиндра начинаем со следующих действий:
- поднимаем автомобиль на смотровую яму:
- обязательно сливаем тормозную жидкость из бачка впереди, а шланг сцепления снимаем из главного цилиндра, поднимаем вверх, дабы жидкость не вылилась, и фиксируем подручными средствами (например, привязываем веревкой);
- откручиваем соединения гаечным ключом на 17 (если открыть гайки не удается, то можно воспользоваться средством против ржавчины, например уксусом);
- разбираем цилиндр;
- осматриваем зеркало и если оно не пострадало, заменяем изношенные детали;
- собираем все на место, прежде смазав резиновые манжеты и зеркало тормозной жидкостью.
Ремонт корзины и диска сцепления на Ваз
Стоит вновь отметить, что на ваз 2105 ремонт сцепления проводится так же, как и на других моделях. Если ремонт сцепления ваз 2101 был связан, в основном, с заменой частей главного цилиндра, то на других моделях, в том числе и на Ваз 2105 ремонт может быть связан с корзиной или самим диском сцепления. Понятно, что работы начинаем проводить на уже снятом КПП. Итак, начинаем:
- откручиваем болты, фиксирующие корзину (обращаем внимание на лепестки корзины и если они сильно изношены, меняем корзину на новую);
Корзина сцепления на Ваз
Продолжаем на автомобилях марки 05, 01 или ваз 21099 ремонт сцепления. Стоит заметить, что заменяя диск сцепления целиком или даже корзину, необходимо оправить вал КПП, а то при смещении диска, неважно в какую сторону, вдеть вал не удастся. Итак:
- в маховик ставим диск с оправкой;
- вставляем корзину, а лучше все сразу;
- затягиваем болты фиксации корзины (делаем это не до упора, а постепенно поворачивая по кругу);
- смазываем вал;
- вставляем подшипник выжимного типа.
Ремонт диска сцепления ваз закончен и остается лишь поставить коробку передач на место. Все проводится в обратном порядке, а при наличии смотровой ямы все пройдет намного легче. Если Вы намерены работать, не поднимая автомобиль на смотровую яму, то обязательно понадобится помощник. На нашем сайте есть видео, где можно посмотреть, как делать все правильно.
ПРЕИМУЩЕСТВА АТЦ «ЯУЗА МОТОРС»
Опытные автомеханики автотех хорошо разбираются в конструктивных особенностях, знают как устранить недочеты в функционировании сцепления у автомобилей любого года выпуска и производителя. В процессе используются только передовые инструменты и оборудование, которые не затрагивают работоспособность связанных со сцеплением узлов коробки передач.
К преимуществам автосервиса нашей сети относятся:
- тщательная диагностика;
- тщательный подбор методов устранения неисправностей (замена или ремонт);
- демократичные цены;
- возможность проведения комплексного ремонта;
- простая процедура заказа;
- возможность выбора удобного по местоположению техцентра как в центре, так и в других районах Москвы.
Для постоянных клиентов предусмотрены накопительные скидки на разные виды услуг.
Ремонт
Для выявления области неполадок производиться диагностика сцепления. Если обнаружен значительный зазор между выжимным подшипником и муфтой, то дефект устраняется путём регулировки свободного хода педали сцепления. Изношенные ведомые диски и фрикционные накладки подлежат замене.
Если провалилась педаль сцепления, машина не едет и газ не реагирует — заменить трос сцепления.
Низкое рабочее давление может быть вызвано протеканием или износом главного цилиндра сцепления.
Неприятный звук при нажатии на педаль сцепления свидетельствует о неисправности подшипника.
Если сцепление не выключается, то возможны неполадки барабана сцепления.
Если в гидросистему механизма попал воздух, то он удаляется в процессе прокачки сцепления.
После замены всех изношенных и пришедших в негодность деталей, сборки сцепления и грамотной регулировки сцепления, автомобиль будет работать в прежнем режиме.
Через сколько производиться замена
Период замены зависит от качества системы сцепления и от манеры езды.
Ремонт сцепления автомобиля
Сцепление является одним из важнейших конструктивных механизмов автомобиля, который участвует в процессе управления и движения. Устройство сцепления отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к коробке переключения передач. Принцип работы сцепления заключается в кратковременном отсоединении трансмиссии и двигателя и плавного их соединения. Также сцепление предохраняет от перегрузок элементы трансмиссии и гасит колебания. Расположено между двигателем и коробкой переключения передач.
Сцепление представляет собой цепочку взаимосвязанных деталей – педаль, тяга, вилка, муфта и выжимной подшипник. Сцепление включается в тот момент, когда водитель отпускает педаль. Включение сопровождается процессом присоединения ведомого диска с маховиком с помощью пружины. Между поверхностями деталей ведомого диска с маховиком и нажимного диска происходит трение, так осуществляется сцепление. В момент нажатия на педаль сцепление выключается. Соответственно, поверхности деталей ведомого диска и нажимного разъединяются.
Трансмиссия и двигатель должны временно разъединиться для переключения передач, остановки или торможения. И вновь соединяются, когда автомобиль тронулся с места или включена передача.
Исправное сцепление отвечает за плавное переключение передачи, надежную передачу крутящего момента, чистоту выключения, незначительную величину момента инерции ведомых частей. Автомобиль должен набирать скорость и переключаться равномерно, без рывков и пробуксовки, трогаться и останавливаться плавно.
Как и все детали сложноустроенного механизма, сцепление имеет свойство со временем выходить из строя. При значительной величине трения детали сцепления подвержены естественному износу. Однако неаккуратная эксплуатация и некорректный стиль вождения могут привести к ускоренному процессу износа сцепления. Производители указывают рекомендованные сроки диагностики и ремонта сцепления, но это весьма условные показатели. Гораздо большее значение имеют опыт вождения, модель автомобиля, условия эксплуатации. Поэтому каждый устанавливает график ремонта или замены сцепления в индивидуальном порядке.
Случается, что требуется внеплановый ремонт сцепления. О каких-либо неисправностях в работе сцепления подскажет сам автомобиль. Любые подозрительные звуки или запахи, вибрации или рывки должны насторожить водителя. Положительный момент в выявленных неполадках заключается в том, что некоторые проблемы можно решить с помощью ремонтных работ без полной замены сцепления.
К наиболее очевидным признакам относится шум в виде дребезжания. Если при выжатой педали сцепления шум прекращается, то следует проверить выжимной подшипник или детали шлицевого покрытия. Неприятные звуки могут указывать на ослабление диафрагменной пружины или стертую поверхность ведомого диска.
Неумелые действия водителя могут привести к тому, что сцепление «горит». Если в момент переключения передач резко включать сцепление, может появиться характерный запах гари. Необходимо отрабатывать работу с педалями.
В случае с неполным включением сцепления (сцепление «ведет») автомобиль неподвижен при полном включении передачи, слышится характерный хруст от шестерен. Следует проверить работу ступицы ведомого диска и педаль сцепления. Возможно, это связано с заеданием выжимного подшипника или неисправными выжимными рычагами.
Еще один случай неисправности в работе сцепления – «пробуксовка», неполное включение. Это проблема имеет место, когда обороты растут, а скорость не увеличивается. Причинами «пробуксовки» могут стать изношенные фрикционные накладки ведомого диска или нажимные пружины. Также стоит проверить, нет ли в системе сцепления посторонних вязких веществ.
Может случится, что сцепление включается рывками даже при плавной работе педалью. Или же ощущается вибрация на ручке переключения передач при включении сцепления.
Стук, визжащие звуки свидетельствуют о неправильной регулировке педали сцепления, неисправность или поломка направляющей втулки или ведомого диска.
О попадании воздуха в гидравлическую систему сигнализируют такие моменты, когда педаль свободно утопает в пол, а сцепление не выключается.
Это лишь наиболее распространенные случаи неисправного сцепления. Для того чтобы распознать истинные причины сбоя в работе, необходимо провести детальную диагностику системы сцепления. Диагностика и ремонт сцепления – достаточно трудоемкие процессы, которые могут потребовать от вас специальных навыков, опыта работы с деталями, технических знаний. Если вы не доверяете себе в полной мере, то самый простой вариант – обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. В автосервисе вам помогут разобраться с основными проблемами, укажут на причину неисправности и сделают качественную замену или ремонт сцепления.
К доступным способам диагностики можно отнести следующие: необходимо периодически проверять уровень рабочей жидкости в бачке. Если уровень стал значительно ниже, то неисправность кроется в деталях цилиндра сцепления. Также можно осмотреть доступные части на предмет подтеков тормозной жидкости на корпусе цилиндров или соединительных трубках.
Кроме того, следует учитывать такие нюансы: разные модели автомобилей могут отличаться по устройству системы сцепления. Демонтаж и установка сцепления должны производиться в установленном порядке. Очень важно производить тщательный осмотр деталей. При обнаружении неисправных частей менять их на новые. Экономия в данном случае бессмысленна. Мелкие поломки сегодня могут привести к более серьезным неприятностям завтра. Детали лучше всего приобретать только новые и помнить, что к определенной модели автомобиля подходят «родные» комплектующие.
Чтобы продлить срок службы сцепления, необходимо не только грамотно эксплуатировать автомобиль, но регулярно проходить диагностику. Вовремя диагностированные проблемы легко устранить и предупредить дальнейшие поломки. Это сэкономит вам время и нервы. Не стоит затягивать с ремонтом сцепления. От этого зависит не только работоспособность автомобиля, но и ваша безопасность.