Ремонт тяговых двигателей электровозов постоянного тока
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Учебник для техн. школ ж.-д. трансп. М.; «Транспорт»,1977. 464 с. Авт.: С. А. Алябьев, Е. В. Горчаков, С.И.Осипов, Э.Э.Ридель, В.Н.Хлебников.
В книге изложены устройство, работа и ремонт механического оборудования, тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, рассмотрены электрические цепи электровозов постоянного тока ВЛ10, ВЛ11, ВЛ8, ВЛ23, ЧС2 и ЧС2Т. Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для технических школ машинистов и помощников машинистов электровозов постоянного тока Она может быть использована и в качестве пособия для локомотивных бригад, работников депо, отделений дорог и служб управлении дорог, занимающихся эксплуатацией и ремонтом электровозов. Ил. 323, табл.18, список лит. 15 назв.
Классификация электровозов и их основные данные
Электровозом называют локомотив, который приводится в движение тяговыми двигателями, питающимися от контактной сети. Электровозы могут также получать энергию от установленной на нем аккумуляторной батареи. Электровозы классифицируют по роду тока, типу привода, роду службы и осевым формулам. В зависимости от рода применяемого тока электровозы бывают постоянного тока, переменного однофазного тока промышленной частоты (50 или 60 Гц), переменного однофазного тока пониженной частоты (162/3 или 25 Гц), трехфазного тока и многосистемные. В нашей стране в соответствии с принятыми системами электрической тяги работают электровозы постоянного тока и переменного однофазного тока промышленной частоты. По типу привода, т. е. типу передачи вращающего момента с вала тяговых двигателей на движущие колесные пары различают электровозы с индивидуальным и групповым приводом. При индивидуальном приводе тяговый двигатель или два спаренных тяговых двигателя через зубчатую передачу соединены с одной движущей колесной парой. В случае группового привода от тягового двигателя вращающий момент передается на несколько движущих колесных пар через зубчатые передачи или спарники. В этом случае тяговый двигатель по своей мощности должен быть соответственно больше двигателей при индивидуальном приводе. По роду службы электровозы подразделяют на грузовые, грузопассажирские, пассажирские и маневровые. Грузовые поезда обычно имеют большой вес. Для работы с ними требуются электровозы, развивающие большие силы тяги при сравнительно меньших скоростях движения. Они обычно имеют шесть—восемь и более движущих колесных пар. Наибольшие скорости их составляют 100—110 км/ч. Пассажирские электровозы имеют меньшие силы тяги, но работают с большими скоростями — до 160—200 км/ч. Они имеют четыре и шесть осей и только сверхскоростные электровозы (на наибольшие скорости 200—250 км/ч) — восемь сцепных осей. Маневровые электровозы обладают меньшей мощностью и скоростью движения. Для работы на неэлектрифицированных линиях на них устанавливают аккумуляторные батареи или дизель-генераторные установки. Осевые формулы характеризуют число движущих колесных пар и их расположение в тележках, а также схему передачи силы тяги от колесных пар на автосцепку. Движущие колесные пары устанавливают обычно в двухосных или трехосных тележках, на которые опирается кузов. Четырехосные электровозы имеют две двухосные тележки, шестиосные — две трехосные тележки, восьмиосные — четыре двухосные тележки. Тележки могут быть соединены между собой специальными сочленениями, через которые и передается сила тяги на автосцепки, установленные на концевых тележках. Такие тележки называют сочлененными. Бывают тележки несочлененные. В этом случае сила тяги от тележки передается на кузов и через него на автосцепки, установленные по концам кузова электровоза. Для краткой записи числа колесных пар (осей) и типа тележек используют осевые формулы — цифровые обозначения и знаки. В этой формуле цифры показывают число осей в каждой тележке электровоза. Около этих цифр при индивидуальном приводе ставят индекс 0. Сочленение тележек отмечают знаком « + », при отсутствии сочленения знаком «—». Так осевая формула 2о +2о + 2о + 2о показывает, что восьмиосный электровоз имеет четыре сочлененные двухосные тележки с индивидуальным приводом; 3о — Зо — шестиосный электровоз состоит из двух трехосных несочлененных тележек. Осевую формулу 2—2 имеет четырехосный электровоз, имеющий две двухосные несочлененные тележки с групповым приводом от тягового двигателя каждой тележки к двум колесным парам. До Великой Отечественной войны выпускались только шестиосные электровозы. После войны выпускались шестиосные, а затем восьмиосные грузовые электровозы. В настоящее время на железных дорогах, электрифицированных на постоянном токе, наиболее распространены грузовые шестиосные электровозы ВЛ23 и ВЛ22М и восьмиосные ВЛ10 и ВЛ8. В пассажирском движении используют чехословацкие электровозы шестиосные ЧС2 и ЧС2Т (индекс т показывает наличие реостатного торможения) и четырехосные ЧСЗ и ЧС1. На участках переменного тока работают грузовые шестиосные электровозы ВЛ60″ и восьмиосные — В Л 80″ и ВЛ80т и в пассажирском движении чехословацкие электровозы ЧС4. Кроме того, для обслуживания соседних стыковых участков, электрифицированных один на постоянном, а другой на переменном токе, имеются электровозы двойного питания ВЛ82, ВЛ82М, которые могут работать на постоянном и переменном токе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I Общие сведения об электрической тяге § 1. Этапы электрификации железных дорог Советского Союза § 2. Классификация электровозов и их основные данные
Глава II Механическое оборудование § 3. Общие сведения о механической части § 4. Рамы тележек § 5. Межтележечные сочленения § 6. Колесные пары § 7. Буксовые узлы § 8. Подвешивание тележек § 9. Подвешивание тяговых двигателей и тяговые передачи § 10. Автосцепные устройства § 11. Кузова, опоры и подвешивание кузовов § 12. Шкворневые узлы и противоразгрузочные устройства § 13. Системы вентиляции § 14. Системы пескоподачи
Глава III Тяговые электродвигатели § 15. Общие сведения о тяговых двигателях и условия их работы § 16. Принцип действия тяговых двигателей § 17. Электромеханические характеристики тяговых двигателей § 18. Коммутация тяговых двигателей и компенсация реактивной э. д. с.дополнительными полюсами § 19. Потенциальные условия на коллекторах тяговых двигателей и способы их улучшения § 20. Принципы управления тяговыми двигателями в режиме тяги § 21. Работа тяговых двигателей при реостатном торможении § 22. Работа тяговых двигателей при рекуперативном торможении § 23. Номинальные и предельно допустимые параметры тяговых двигателей § 24. Конструкция тяговых двигателей § 25. Сборка и испытание тяговых двигателей
Глава IV Вспомогательные машины § 26. Общие сведения § 27. Электродвигатели компрессоров § 28. Мотор-вентиляторы и генераторы управления § 29. Преобразователи
Глава V Электрические аппараты и приборы § 30. Общие сведения § 31. Электрические контакты § 32. Гашение электрической дуги
Глава VI Аппараты силовых цепей § 33. Токоприемники § 34. Групповые переключатели § 35. Главные переключатели § 36. Реверсоры и тормозные переключатели § 37. Электропневматические контакторы § 38. Разъединители § 39. Отключатели тяговых двигателей § 40. Резисторы § 41. Индуктивные шунты
Глава VII Аппараты вспомогательных цепей § 42. Электромагнитные контакторы § 43. Резисторы вспомогательных цепей § 44. Переключатель двигателей вентиляторов и разъединитель вспомогательных цепей § 45. Электрические печи
Глава VIII Аппараты зашиты § 46. Общие сведения о защите электрических цепей электровоза § 47. Быстродействующие выключатели силовых цепей тяговых двигателей § 48. Быстродействующие выключатели вспомогательных цепей § 49. Контакторы вспомогательных цепей § 50. Дифференциальная защита § 51. Быстродействующие контакторы § 52. Реле перегрузки § 53. Реле рекуперации § 54. Реле напряжения § 55. Реле буксования § 56. Высоковольтные плавкие предохранители § 57. Разрядники § 58. Аппараты защиты от помех радиоприему
Глава IX Аппараты цепей управления § 59. Выключатели цепи управления § 60. Кнопочные выключатели § 61. Низковольтные электромагнитные контакторы § 62. Контроллеры машиниста § 63. Промежуточный контроллер электровоза ЧС2Т § 64. Электромагнитные вентили § 65. Электропневматические клапаны § 66. Электроблокировочные клапаны. Пневматические и автоматические выключатели управления § 67. Регулятор давления противоразгрузочного устройства § 68. Реле и регуляторы низкого напряжения § 69. Панели управления. Предохранители § 70. Блокировки безопасности § 71. Соединительные устройства цепей управления § 72. Приборы освещения и сигнализации § 73. Измерительные приборы § 74. Расположение аппаратуры
Глава X Аккумуляторная батарея § 75. Назначение н принцип действия аккумулятора § 76. Устройство щелочных аккумуляторных батарей § 77. Эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей
Глава XI Электрические схемы электровозов § 78. Общие сведения о схемах § 79. Условные обозначения в схемах § 80. Способы перехода с одного соединения тяговых двигателей на другое § 81. Электрические схемы электровоза ВЛ10 § 82. Особенности электрических схем электровозов ВЛ8 и ВЛ11 § 83. Электрические схемы электровоза ВЛ23 § 84. Электрические схемы электровоза ЧС2 § 85. Особенности электрических схем электровоза ЧС2Т § 86. Общие сведения о схемах соединений
Глава XII Надежность и ремонт электровозов § 87. Надежность электровозов § 88. Система технического обслуживания и ремонта § 89. Общие вопросы технического обслуживания и ремонта § 90. Ремонт механической части § 91. Ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин § 92. Ремонт аппаратов, проводов и кабелей
Глава XIII Общие сведения о новых и перспективных электровозах § 93 Понятие об импульсном регулировании напряжения § 94. Электровозы с независимым возбуждением тяговых двигателей § 95. Электровозы с бесколлекторными тяговыми двигателями
Глава XIV Электроснабжение электрифицированных железных дорог и депо § 96. Общая схема питания электрифицированной железной дороги § 97. Понятие об устройстве контактной сети § 98. Понятие о тяговых подстанциях постоянного тока § 99. Взаимодействие электроподвижного состава и системы тягового электроснабжения Список литературы
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Учебник для техн. школ ж.-д. трансп. М.; «Транспорт»,1977. 464 с. Авт.: С. А. Алябьев, Е. В. Горчаков, С.И.Осипов, Э.Э.Ридель, В.Н.Хлебников.
В книге изложены устройство, работа и ремонт механического оборудования, тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, рассмотрены электрические цепи электровозов постоянного тока ВЛ10, ВЛ11, ВЛ8, ВЛ23, ЧС2 и ЧС2Т. Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для технических школ машинистов и помощников машинистов электровозов постоянного тока Она может быть использована и в качестве пособия для локомотивных бригад, работников депо, отделений дорог и служб управлении дорог, занимающихся эксплуатацией и ремонтом электровозов. Ил. 323, табл.18, список лит. 15 назв.
Классификация электровозов и их основные данные
Электровозом называют локомотив, который приводится в движение тяговыми двигателями, питающимися от контактной сети. Электровозы могут также получать энергию от установленной на нем аккумуляторной батареи. Электровозы классифицируют по роду тока, типу привода, роду службы и осевым формулам. В зависимости от рода применяемого тока электровозы бывают постоянного тока, переменного однофазного тока промышленной частоты (50 или 60 Гц), переменного однофазного тока пониженной частоты (162/3 или 25 Гц), трехфазного тока и многосистемные. В нашей стране в соответствии с принятыми системами электрической тяги работают электровозы постоянного тока и переменного однофазного тока промышленной частоты. По типу привода, т. е. типу передачи вращающего момента с вала тяговых двигателей на движущие колесные пары различают электровозы с индивидуальным и групповым приводом. При индивидуальном приводе тяговый двигатель или два спаренных тяговых двигателя через зубчатую передачу соединены с одной движущей колесной парой. В случае группового привода от тягового двигателя вращающий момент передается на несколько движущих колесных пар через зубчатые передачи или спарники. В этом случае тяговый двигатель по своей мощности должен быть соответственно больше двигателей при индивидуальном приводе. По роду службы электровозы подразделяют на грузовые, грузопассажирские, пассажирские и маневровые. Грузовые поезда обычно имеют большой вес. Для работы с ними требуются электровозы, развивающие большие силы тяги при сравнительно меньших скоростях движения. Они обычно имеют шесть—восемь и более движущих колесных пар. Наибольшие скорости их составляют 100—110 км/ч. Пассажирские электровозы имеют меньшие силы тяги, но работают с большими скоростями — до 160—200 км/ч. Они имеют четыре и шесть осей и только сверхскоростные электровозы (на наибольшие скорости 200—250 км/ч) — восемь сцепных осей. Маневровые электровозы обладают меньшей мощностью и скоростью движения. Для работы на неэлектрифицированных линиях на них устанавливают аккумуляторные батареи или дизель-генераторные установки. Осевые формулы характеризуют число движущих колесных пар и их расположение в тележках, а также схему передачи силы тяги от колесных пар на автосцепку. Движущие колесные пары устанавливают обычно в двухосных или трехосных тележках, на которые опирается кузов. Четырехосные электровозы имеют две двухосные тележки, шестиосные — две трехосные тележки, восьмиосные — четыре двухосные тележки. Тележки могут быть соединены между собой специальными сочленениями, через которые и передается сила тяги на автосцепки, установленные на концевых тележках. Такие тележки называют сочлененными. Бывают тележки несочлененные. В этом случае сила тяги от тележки передается на кузов и через него на автосцепки, установленные по концам кузова электровоза. Для краткой записи числа колесных пар (осей) и типа тележек используют осевые формулы — цифровые обозначения и знаки. В этой формуле цифры показывают число осей в каждой тележке электровоза. Около этих цифр при индивидуальном приводе ставят индекс 0. Сочленение тележек отмечают знаком « + », при отсутствии сочленения знаком «—». Так осевая формула 2о +2о + 2о + 2о показывает, что восьмиосный электровоз имеет четыре сочлененные двухосные тележки с индивидуальным приводом; 3о — Зо — шестиосный электровоз состоит из двух трехосных несочлененных тележек. Осевую формулу 2—2 имеет четырехосный электровоз, имеющий две двухосные несочлененные тележки с групповым приводом от тягового двигателя каждой тележки к двум колесным парам. До Великой Отечественной войны выпускались только шестиосные электровозы. После войны выпускались шестиосные, а затем восьмиосные грузовые электровозы. В настоящее время на железных дорогах, электрифицированных на постоянном токе, наиболее распространены грузовые шестиосные электровозы ВЛ23 и ВЛ22М и восьмиосные ВЛ10 и ВЛ8. В пассажирском движении используют чехословацкие электровозы шестиосные ЧС2 и ЧС2Т (индекс т показывает наличие реостатного торможения) и четырехосные ЧСЗ и ЧС1. На участках переменного тока работают грузовые шестиосные электровозы ВЛ60″ и восьмиосные — В Л 80″ и ВЛ80т и в пассажирском движении чехословацкие электровозы ЧС4. Кроме того, для обслуживания соседних стыковых участков, электрифицированных один на постоянном, а другой на переменном токе, имеются электровозы двойного питания ВЛ82, ВЛ82М, которые могут работать на постоянном и переменном токе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I Общие сведения об электрической тяге § 1. Этапы электрификации железных дорог Советского Союза § 2. Классификация электровозов и их основные данные
Глава II Механическое оборудование § 3. Общие сведения о механической части § 4. Рамы тележек § 5. Межтележечные сочленения § 6. Колесные пары § 7. Буксовые узлы § 8. Подвешивание тележек § 9. Подвешивание тяговых двигателей и тяговые передачи § 10. Автосцепные устройства § 11. Кузова, опоры и подвешивание кузовов § 12. Шкворневые узлы и противоразгрузочные устройства § 13. Системы вентиляции § 14. Системы пескоподачи
Глава III Тяговые электродвигатели § 15. Общие сведения о тяговых двигателях и условия их работы § 16. Принцип действия тяговых двигателей § 17. Электромеханические характеристики тяговых двигателей § 18. Коммутация тяговых двигателей и компенсация реактивной э. д. с.дополнительными полюсами § 19. Потенциальные условия на коллекторах тяговых двигателей и способы их улучшения § 20. Принципы управления тяговыми двигателями в режиме тяги § 21. Работа тяговых двигателей при реостатном торможении § 22. Работа тяговых двигателей при рекуперативном торможении § 23. Номинальные и предельно допустимые параметры тяговых двигателей § 24. Конструкция тяговых двигателей § 25. Сборка и испытание тяговых двигателей
Глава IV Вспомогательные машины § 26. Общие сведения § 27. Электродвигатели компрессоров § 28. Мотор-вентиляторы и генераторы управления § 29. Преобразователи
Глава V Электрические аппараты и приборы § 30. Общие сведения § 31. Электрические контакты § 32. Гашение электрической дуги
Глава VI Аппараты силовых цепей § 33. Токоприемники § 34. Групповые переключатели § 35. Главные переключатели § 36. Реверсоры и тормозные переключатели § 37. Электропневматические контакторы § 38. Разъединители § 39. Отключатели тяговых двигателей § 40. Резисторы § 41. Индуктивные шунты
Глава VII Аппараты вспомогательных цепей § 42. Электромагнитные контакторы § 43. Резисторы вспомогательных цепей § 44. Переключатель двигателей вентиляторов и разъединитель вспомогательных цепей § 45. Электрические печи
Глава VIII Аппараты зашиты § 46. Общие сведения о защите электрических цепей электровоза § 47. Быстродействующие выключатели силовых цепей тяговых двигателей § 48. Быстродействующие выключатели вспомогательных цепей § 49. Контакторы вспомогательных цепей § 50. Дифференциальная защита § 51. Быстродействующие контакторы § 52. Реле перегрузки § 53. Реле рекуперации § 54. Реле напряжения § 55. Реле буксования § 56. Высоковольтные плавкие предохранители § 57. Разрядники § 58. Аппараты защиты от помех радиоприему
Глава IX Аппараты цепей управления § 59. Выключатели цепи управления § 60. Кнопочные выключатели § 61. Низковольтные электромагнитные контакторы § 62. Контроллеры машиниста § 63. Промежуточный контроллер электровоза ЧС2Т § 64. Электромагнитные вентили § 65. Электропневматические клапаны § 66. Электроблокировочные клапаны. Пневматические и автоматические выключатели управления § 67. Регулятор давления противоразгрузочного устройства § 68. Реле и регуляторы низкого напряжения § 69. Панели управления. Предохранители § 70. Блокировки безопасности § 71. Соединительные устройства цепей управления § 72. Приборы освещения и сигнализации § 73. Измерительные приборы § 74. Расположение аппаратуры
Глава X Аккумуляторная батарея § 75. Назначение н принцип действия аккумулятора § 76. Устройство щелочных аккумуляторных батарей § 77. Эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей
Глава XI Электрические схемы электровозов § 78. Общие сведения о схемах § 79. Условные обозначения в схемах § 80. Способы перехода с одного соединения тяговых двигателей на другое § 81. Электрические схемы электровоза ВЛ10 § 82. Особенности электрических схем электровозов ВЛ8 и ВЛ11 § 83. Электрические схемы электровоза ВЛ23 § 84. Электрические схемы электровоза ЧС2 § 85. Особенности электрических схем электровоза ЧС2Т § 86. Общие сведения о схемах соединений
Глава XII Надежность и ремонт электровозов § 87. Надежность электровозов § 88. Система технического обслуживания и ремонта § 89. Общие вопросы технического обслуживания и ремонта § 90. Ремонт механической части § 91. Ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин § 92. Ремонт аппаратов, проводов и кабелей
Глава XIII Общие сведения о новых и перспективных электровозах § 93 Понятие об импульсном регулировании напряжения § 94. Электровозы с независимым возбуждением тяговых двигателей § 95. Электровозы с бесколлекторными тяговыми двигателями
Глава XIV Электроснабжение электрифицированных железных дорог и депо § 96. Общая схема питания электрифицированной железной дороги § 97. Понятие об устройстве контактной сети § 98. Понятие о тяговых подстанциях постоянного тока § 99. Взаимодействие электроподвижного состава и системы тягового электроснабжения Список литературы