Меню

Ремонт системы смазки двигателя мтз

Ремонт системы смазки двигателя мтз

Смазочная система

Смазочная система (рис. 9) комбинированная. В зависимости от условий работы деталей масло подается к их трущимся поверхностям (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса) под давлением, но пульсирующим потоком (клапанный механизм) и разбрызгиванием (остальные детали). Основными сборочными единицами, входящими в смазочную систему дизеля, являются масляный насос 3 с маслоприемником, полнопоточный центробежный масляный фильтр 2, масляный радиатор 1. Кроме того, к смазочной системе относятся маслопроводы, соединительная арматура, контрольные приборы, предохранительные клапаны и др. Часть сборочных единиц дизеля, не вошедших в основную смазочную систему (водяной насос, пусковой двигатель, топливный насос, механизм передачи пускового двигателя), имеет автономную схему смазки.

Рис. 9. Схема смазочной системы;

1 — масляный радиатор; 2 — масляный фильтр; 3 — масляный насос; 4 — пробка масляного картера; 5 — приемник масляного насоса; 6 — манометр. 7 — сливной клапан. 8 — редукционный клапан; 9 — клапан фильтра. 10 — масляный картер

В качестве основного смазочного материала для дизеля применяется масло моторное: летом -марки М10Г2, зимой -марки М8Г2 (ГОСТ 8581-78) со сроком замены через 480 ч работы. В качестве заменителя применяется моторное масло: летом — марки М10В2, зимой — марки М8В2 (ГОСТ 8581-78) со сроком замены через 240 ч работы.

Масляный насос (рис. 10) одноступенчатый, шестеренного типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Основные части насоса: корпус 2, крышка 5, шестерня 6 привода и ведущая шестерня 9, укрепленные на валу 8, и ведомая шестерня 4, расположенная на пальце 3.

Рис. 10. Масляный насос:

1 — маслоэаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10- патрубок.

При вращении шестерен 9 и 4 в зоне всасывания создается разрежение, благодаря которому масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло нагнетается в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям.

Глубина расточек под шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выполняются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуют. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Подача насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин и развиваемом насосом давлении 0,70. 0,75 МПа (7,0. 7,5 кгс/см²).

Масляный фильтр (рис. 11) предназначен для очистки масла, циркулирующего в смазочной системе. На дизеле установлен центробежный фильтр с бессопловым гидравлическим приводом.

Рис. 11. Центробежный масляный фильтр (центрифуга):

1 — колпак; 2 — шайба; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка; 5 — специальная гайка; 6 — кольцо; 7 — тангенциальное отверстие; 8 — остов ротора; 9 — маслоотводящая трубка; 10 — насадок (завихритель масляного Потока); 11 — внутренний стакан; 12 — нижняя крышка ротора; 13 — крышка ротора; 14 — уплотнительное резиновое кольцо; 15 — ось ротора; 16 — предохранительный клапан; 17 — радиаторный (редукционный) клапан; 18 — сливной клапан; 19-корпус фильтра; 20- стакан ротора; 21 — прокладка колпака.

Читайте также:  Масло двигателя для fiat stilo

В корпус 19 центрифуги ввернута ось 15, на которой вращается ротор, состоящий из остова 8, внутреннего стакана II, нижней крышки 12 и верхней крышки 13. Крышка 12 крепится на остове 8 гайкой и уплотняется резиновым кольцом 14. Шайба 2 и гайка 4, установленные на верхнем резьбовом конце оси 15, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком /, который закреплен гайкой 3 с шайбой 2. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.

От масляного насоса масло по каналу в блоке цилиндров, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси ротора поступает в насадок 10, который закреплен на оси штифтом. Через щели в насадке масло подается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове ротора попадает во внутренний стакан II. Отражательный буртик крышки ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальное отверстие в верхней части выбрасывается во внутреннюю проточку корпуса ротора в зоне входных радиальных отверстий 7 оси ротора. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия в оси ротора и трубку 9 поступает в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан 16 поддерживает перед ротором давление 0,65. 0,70 МПа (6,5. 7,0 кгс/см²). Если на входе в ротор давление масла выше этого, то оно сливается через клапан в поддон картера.

Сливной клапан 18 отрегулирован на давление 0,20. 0,30 МПа (2,0. 3,0 кгс/см²) и поддерживает необходимое давление в главной масляной магистрали.

Редукционный (нерегулируемый) клапан 17 служит для перепуска холодного масла в магистраль, минуя масляный радиатор. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.

Масляный радиатор (см. рис. 9) предназначен для охлаждения масла, температура которого может значительно увеличиваться при длительной работе дизеля с полной нагрузкой, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10. 15°С и поступает в дизель.

Техническое обслуживание смазочной системы заключается в следующем. Ежесменно перед пуском дизеля необходимо проверить уровень масла в картере. Дизель следует заправлять моторным маслом определенного сорта в строгом соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации. Для заливки масла рекомендуется применять специальную емкость, снабженную фильтрующими сетками. Масло нужно наливать до верхней метки, не выше. Нельзя запускать дизель, если уровень масла не достигает нижней метки. Повышенный уровень приводит к увеличенному забросу масла на зеркало цилиндров, дымлению и ухудшению работы деталей поршневой группы. При недостаточном количестве масла в поддоне ухудшается смазывание деталей.

Так как масло в процессе работы дизеля теряет смазочные свойства, его нужно через 480 ч работы менять при применении основного мотор-ног о масла и через 240 ч работы при применении масел-заменителей. Масло из картера сливают, когда дизель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра.

Обслуживание смазочной системы предполагает постоянное наблюдение за давлением масла. Давление масла в главной магистрали при номинальной частоте вращения дизеля должно быть 0,2. 0,3 МПа (2,0. 3,0 кгс/см²), при минимальной частоте -не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см²). Понижение или повышение давления указывает на неисправность смазочной системы. Резкое снижение давления может произойти при утечке масла из маслопроводов, неправильной работе указателя давления (манометра), сливного или предохранительного клапана и выходе из строя масляного насоса. Если давление масла при номинальной частоте вращения дизеля ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см²), дизель необходимо остановить, чтобы выяснить и устранить причины этого явления.

Читайте также:  Чип тюнинг kia bongo

Ротор центробежного масляного фильтра очищают от отложений через 480 ч работы (при использовании моторного масла М10Г2 и М8Г2) или через 240 ч (при использовании масла М10В2 и М8В2). Для этого нужно сначала отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его. Затем между крышкой ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку, застопорить ротор и, вращая вручную специальную гайку стакана ротора, осторожно снять стакан с ротора. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора и при необходимости очистить тангенциальные каналы в верхней части корпуса ротора. После этого нужно собрать ротор в последовательности, обратной разборке. Перед установкой ротора необходимо смазать маслом уплотнительное резиновое кольцо на крышке ротора. Специальную гайку стакана ротора следует заворачивать с небольшим усилием, пока не произойдет полная посадка стакана на крышку ротора.

Обслуживание смазочного комплекса МТЗ-82

Устройство смазочной системы трактора. Функции всех элементов системы

Современные трактора отличаются достаточно высокими показателями надёжности и отказоустойчивости, а используемые в них детали и агрегаты обеспечивают длительный период безопасного использования без потери своих эксплуатационных параметров. Во многом это становится возможным благодаря эффективной системе смазки основных узлов и компонентов о чём, собственно, и пойдёт речь в этом материале.

Система смазки – её особенности и строение

Используемый в тракторах МТЗ смазочный комплекс представлен в комбинированной вариации. Это означает, что смазывание одних деталей проходит под действием разбрызгивания, а вторых – под влиянием высокого давления, идущего от насоса шестерённого типа.

Основными компонентами, которые включает в себя система смазки, являются масляный насос, маслоприёмник, центробежный масляный фильтр полнопоточного типа и масляный радиатор. Сюда же относится и комплекс маслопроводов, элементы соединительной арматуры, клапаны предохранительные и приборы, на которые возложены контролирующие функции.

Кроме этого, имеется также и определённый набор составляющих двигательной системы, не имеющих отношения к основному комплексу, смазка которых проходит по автономной схеме (пусковой двигатель и передаточный механизм к нему, водяной и топливный насос).

Принцип действия смазочного комплекса

Принцип функционирования прост и эффективен одновременно – насос всасывает масло из маслосборника и нагнетает его в центрифугу, откуда оно поступает в блок-картерную магистраль к подшипникам распред- и коленвала и продолжает свой путь к подшипникам шатунным, продвигаясь от шейки распредвала к оси коромысел, а затем и их втулкам, после чего, посредством особых каналов заполняет сферические поверхности в штангах толкателей.

Встроенный предохранительный клапан отвечает за регулировку давления, которое на входе в фильтр не должно превышать 0,7 МПа. За счёт клапана-термостата холодное масло минуя радиатор поступает в магистраль, что ускоряет процесс прогрева не только масла, но и двигателя. Клапан сливного типа ограничивает действующее в главной магистрали рабочее давление. Общий же контроль давления масла в системе осуществляется посредством манометра.

Читайте также:  Причины износа колец двигателя

Техническое обслуживание

Здесь всё достаточно просто – трактор, примерно раз в месяц нуждается в проведении замеров по давлению масла в картере. Оно должно находиться в районе верхней отметки на щупе, а замену масла следует проводить каждые 480 часов работы, сливая его с прогретого дизеля и заливая свежее лишь после очистки ротора на центробежном фильтре.

Важно также следить и за рабочим давлением, которое должно варьироваться в диапазоне 0,2-0,3 МПа. Отклонение от данного параметра однозначно свидетельствует о неисправности системы и требует к себе незамедлительного внимания.

Заключение

Как вы сами могли убедиться, переоценить значение смазочной системы в тракторной технике весьма и весьма проблематично. Грамотно составленная карта смазки, позволяет проводить своевременное обслуживание всех узлов и агрегатов, что не только продлевает срок их эффективного использования, но и позволяет избежать различных внештатных ситуаций на дороге.

Обслуживание системы смазки трактора

В современной сельскохозяйственной технике используются надежные износоустойчивые детали.

Благодаря качественной системе смазки трактора механизмы эффективно работают без потери эксплуатационных свойств.

Особенности

Сельхозтехника работает на комбинированной системе смазки МТЗ 82 1. Некоторые детали обрабатываются методом разбрызгивания. К другим элементам масло поступает под большим давлением.

Система смазки трактора состоит из:

  1. Насоса;
  2. Фильтра;
  3. Маслоприемника;
  4. Радиатора;
  5. Маслопроводов;
  6. Клапанов.

В системе смазки трактора МТЗ 82 используется одноступенчатый масляный насос. Запчасть установлена на крышке подшипника коленвала. В корпусе находятся ведомая и ведущая шестеренки. Внутренняя поверхность шлифуется для лучшей герметичности.

Принцип действия

В системе смазки трактора МТЗ при вращении шестеренок создается разряжение. Насос всасывает масло. Жидкость нагнетается в центрифугу. Затем масло попадает по картерной магистрали к шарикоподшипникам.

Жидкость перемещается к оси коромысла. Затем – к втулкам. Постепенно масло наполняет поверхности толкателей. Для контроля давления предназначен предохранительный клапан. Допустимое значение – не более 0,7 МПа.

Благодаря термостату остывшее масло сразу поступает в магистраль. Прогрев ускоряется. Сливной клапан используется для ограничения давления в магистрали. За полный контроль над системой смазки МТЗ отвечает манометр.

Техобслуживание

Необходимо ежемесячно проверять давление масла. Параметр должен находиться в пределах до 0,3 мегапаскалей. Если давление выше или ниже, система смазки трактора МТЗ 82 неисправна. Также советуем регулярно замерять уровень масла. Жидкость должна располагаться у верхней метки на щупе. Замену масла выполняют через 480 мото-часов.

Отработанную жидкость сливают с прогретого дизеля. Очищают ротор от отложений. Затем меняют фильтр и заливают новое масло в систему смазки трактора.

Типичные неисправности

Если в системе смазки двигателя трактора упало давление, проверьте уровень. Долейте жидкость до верхней отметки. Низкое давление возникает по нескольким причинам:

  • Течь смазки;
  • Ослабление креплений;
  • Не работает указатель или датчик давления;
  • Засорилась сетка маслоприемника;
  • Заедают клапана.

Если в системе смазки МТЗ нет давления, вышел из строя манометр. Замените прибор и проверьте уровень масла. Большой расход смазки возникает из-за:

  • Изношенных поршневых колец;
  • Превышенной овальности гильз цилиндров;
  • Чрезмерного зазора между клапанами и направляющими втулками;
  • Неплотного прилегания колец к стенкам гильз.

Выявить и устранить поломку системы смазки МТЗ помогут мастера специализированного автосервиса.

Adblock
detector