Система питания карбюраторного двигателя автомобиля ваз 2107
Детали системы питания карбюраторного двигателя ваз 2107:
1 — карбюратор 2107-1107010; 2 — воздухозаборник теплого воздуха; 3 — воздухозаборник холодного воздуха; 4 — терморегулятор; 5 — крышка корпуса воздушного фильтра;
6 — фильтрующий элемент; 7 — корпус воздушного фильтра; 8 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 9 — заливная горловина; 10 — вентиляционный шланг;
11 — бензобак; 12 — топливопровод; 13 — топливный шланг; 14 — топливный фильтр; 15 — бензонасос
Система питания карбюраторного двигателя автомобиля ваз 2107 состоит из бензобака с датчиком уровня топлива и резерва топлива, топливопроводов, бензонасоса, воздушного фильтра и карбюратора.
Топливный бак на автомобиле ваз 2107 сварен из двух половин, отштампованных из листовой освинцованной стали. Снаружи бензобак окрашен черной эмалью.
На автомобиле ваз 2107 установлен бензобак объемом 39 л. Топливный бак расположен в багажнике автомобиля ваз 2107 с правой стороны по ходу движения и прикреплен к кузову хомутом, стянутым болтом. Заливная горловина бензобака выведена в нишу на правом заднем крыле автомобиля ваз 2107 и закрыта резьбовой пробкой. Для вентиляции бензобак имеет шланг, выведенный в нишу заливной горловины. Сверху на бензобаке через уплотнительную прокладку установлен датчик уровня топлива и резерва топлива. От датчика уровня топлива на панель приборов автомобиля ваз 2107 выводятся данные об остатке топлива в бензобаке. Когда топлива в бензобаке остается 4,0— 6,5 л, на панели приборов загорается контрольная лампа.
Топливопроводы изготовлены из стальных оцинкованных трубок и закреплены снизу на днище кузова автомобиля ваз 2107 держателями. Детали топливной системы соединены между собой резиновыми шлангами, закрепленными стяжными хомутами.
Бензонасос на автомобиле ваз 2107 — диафрагменного типа, с механическим приводом и рычагом ручной подкачки. Бензонасос расположен на левой стороне блока цилиндров двигателя и закреплен через теплоизоляционную проставку и прокладки на двух шпильках гайками. Работа бензонасоса осуществляется через толкатель от эксцентрика на валу привода вспомогательных агрегатов или от рычага ручной подкачки. Производительность бензонасоса не менее 60 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту. Давление, создаваемое бензонасосом, находится в пределах 0,20— 0,30 кгс/см. Бензонасос автомобиля ваз 2107 состоит из нижнего корпуса с рычагами привода, верхнего корпуса с впускным и нагнетательным клапанами, диафрагменного узла и крышки. Диафрагменный узел бензонасоса имеет две верхних рабочих и одну нижнюю (предохранительную) диафрагмы, установленные на штоке. Между рабочими и предохранительной прокладкой установлены внутренняя и наружная дистанционные прокладки. С целью предотвращения попадания топлива в картер двигателя автомобиля ваз 2107 в случае повреждения рабочих диафрагм бензонасоса, в наружной прокладке выполнено отверстие для слива топлива.
Воздушный фильтр автомобиля ваз 2107 — сухой, со сменным фильтрующим элементом, обеспечивающим очистку поступающего в карбюратор воздуха. Корпус воздушного фильтра установлен на крышке карбюратора через резиновую прокладку с дистанционными втулками на четырех шпильках и крепится самоконтрящимися гайками. Сверху корпус воздушного фильтра закрыт крышкой с резиновой уплотнительной прокладкой. В воздуховоде перед корпусом воздушного фильтра установлен терморегулятор, позволяющий изменять температуру поступающего воздуха. В зависимости от одного из трех положений заслонки терморегулятора воздух забирается через воздухозаборник теплого или холодного воздуха либо от обоих одновременно. Положение заслонки устанавливается вручную в соответствии с температурой окружающего воздуха. Корпус воздушного фильтра соединен шлангом подвода картерных газов с крышкой маслоотделителя вытяжной системы вентиляции картера. В шланге подвода картерных газов установлен пламегаситель.
На автомобиле ваз 2107 установлен карбюратор модели 2107-1107010 (см. Устройство карбюратора ваз 2107 — описание, принцип работы).
Карбюратор 2107-1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Горючая смесь образуется из поступающего через воздушный фильтр воздуха и топлива, подаваемого бензонасосом. При этом обеспечивается бесперебойная подача горючей смеси оптимального состава на всех режимах работы двигателя автомобиля ваз 2107. Приготовленная смесь всасывается через впускной коллектор трубопровода в цилиндры двигателя автомобиля ваз 2107. Карбюратор 2107-1107010 состоит из трех корпусных деталей: крышки, корпуса карбюратора и корпуса дроссельных заслонок. Карбюратор 2107-1107010 установлен на четырех шпильках впускного коллектора трубопровода. В крышке карбюратора 2107-1107010 выполнены входные горловины первичной и вторичной смесительных камер, штуцер подвода топлива от топливного насоса, топливные и воздушные каналы. На крышке карбюратора также закреплены игольчатый клапан подачи топлива и поплавок, обеспечивающие необходимый уровень топлива в поплавковой камере. В корпусе карбюратора 2107-1107010 выполнены большие диффузоры и поплавковая камера.
Внутри больших диффузоров установлены съемные малые диффузоры, отлитые заодно с распылителями эконостата и главных дозирующих систем. В корпусе карбюратора 2107-1107010 выполнены воздушные и топливные каналы, установлены воздушные и топливные жиклеры и распылитель ускорительного насоса.
Ускорительный насос карбюратора обеспечивает подачу дополнительной порции топлива в первичную смесительную камеру при резком нажатии на педаль «газа». Ускорительный насос диафрагменного типа выполнен в приливе корпуса и закрыт крышкой, закрепленной четырьмя винтами. Диафрагма ускорительного насоса карбюратора аз 2107 перемещается рычагом. Для обеспечения плавности хода и соответственно плавного и продолжительного впрыска, в телескопическом стакане диафрагмы установлена демпфирующая пружина. Рычаг ускорительного насоса приводится от кулачка, закрепленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры.
Снизу к корпусу карбюратора 2107-1107010 двумя винтами крепится корпус дроссельных заслонок. В нем на осях в первичной и вторичной смесительных камерах установлены поворотные дроссельные заслонки. Привод дроссельной заслонки первичной камеры осуществляется механически через систему регулируемых тяг от педали «газа». Привод дроссельной заслонки вторичной камеры — пневматический. Корпус привода, с диафрагмой и пружиной обратного хода, закреплен на корпусе карбюратора двумя винтами. Шток привода шарнирно соединен с рычагом на оси дроссельной заслонки вторичной камеры. Пневмопривод начинает открывать ее при отклонении дроссельной заслонки первичной камеры на угол более 48° и создании разрежения в смесительных камерах, достаточного для открытия заслонки.
Для запуска и работы двигателя на автомобиле ваз 2107 при прогреве в карбюраторе 2107-1107010 имеются пусковое устройство и воздушная заслонка. Воздушная заслонка установлена на оси во входной горловине первичной камеры крышки карбюратора. Привод воздушной заслонки карбюратора осуществляется с места водителя тросом от рукоятки управления. Корпус пускового устройства крепится двумя винтами к крышке карбюратора. Шток диафрагмы привода пускового устройства соединен тягой с рычагом воздушной заслонки. Полость пускового устройства соединена воздушным каналом с первичной смесительной камерой. При запуске на автомобиле ваз 2107 двигателя в полости создается разрежение. Шток диафрагмы отжимает возвратную пружину, воздействует на тягу и приоткрывает воздушную заслонку карбюратора.
Регулировка холостого хода осуществляется винтами состава (качества) и количества смеси. Винт регулировки состава установлен в отверстии прилива корпуса дроссельных заслонок и закрыт заглушкой. Винт регулировки количества смеси установлен в крышке экономайзера.
Устройство бензонасоса ваз 2107: 1 — нижний корпус бензонасоса; 2 — возвратная пружина; 3 — шток; 4 — тарелка диафрагменного узла; 5 — предохранительная диафрагма; 6 — внутренняя дистанционная прокладка; 7 — рабочие диафрагмы; 8 — наружная дистанционная прокладка; 9 — крышка бензонасоса; 10 — сетчатый фильтр; 11 — верхний корпус бензонасоса
Карбюратор 2107-1107010: 1 — тяга пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры; 2 — пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры; 3 — болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки; 4 — шпилька крепления корпуса воздушного фильтра; 5 — муфта с винтом крепления тяги привода воздушной заслонки; 6 — воздушная заслонка; 7 — крышка ускорительного насоса; 8 — шток диафрагмы пускового устройства; 9 — пусковое устройство; 10 — экономайзер принудительного холостого хода; 11 — микропереключатель; 12 — телескопическая тяга; 13 — патрубок отвода картерных газов; 14 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 15 — возвратная пружина блокировки открытия заслонки вторичной камеры; 16 — ось дроссельной заслонки вторичной камеры
Крышка и корпус карбюратора 2107-1107010: 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — термоизолирующая проставка; 3 — корпус топливного жиклера переходной системы вторичной камеры; 4 — корпус карбюратора 2107-1107010; 5 — пробка топливного фильтра карбюратора 2107-1107010; 6 — топливный штуцер; 7 — корпус игольчатого клапана; 8 — поплавок; 9 — прокладка; 10 — крышка карбюратора 2107-1107010; 11 — рычаг воздушной заслонки; 12 — тяга, соединяющая рычаг воздушной заслонки со штоком диафрагмы пускового устройства; 13 — тяга связи дроссельной заслонки с приводом пускового устройства; 14 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки вторичной камеры; 15 — рычаг привода дроссельных заслонок; 16 — дроссельная заслонка первичной камеры; 17 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 18 — винт крепления корпуса дроссельных заслонок; 19 — кулачок привода ускорительного насоса
Вестник Педагога
Автор: Китаева Светлана Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ «Дзержинский технический колледж»
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателя автомобиля ВАЗ 2107»
Дата публикации: 19.02.2017
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение Дзержинский технический колледж
Учебный материал
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы
питания двигателя автомобиля ВАЗ 2107»
Профессия: Автомеханик Предмет: УП 01 ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Выполнил: Китаева С.А г. Дзержинск 2016 г
Сведения из теории
Система питания двигателя предназначена для хранения и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления и подвода к цилиндрам горючей смеси, отвода отработавших газов и снижения шума при этом. Горючую смесь образуют пары бензина, смешанные в определенной пропорции с воздухом. Для полного сгорания 1 кг бензина требуется около 15 кг воздуха. Нормальной считается горючая смесь, в которой массовое соотношение бензина и воздуха соответствует норме 1:15. Система питания карбюраторного двигателя включает себя: (Приложение 2) — топливный бак — топливный насос; — воздушный фильтр; — топливный фильтр; — карбюратор; — топливопроводы; — впускной и выпускной трубопроводы; — трубы глушителей; — топливный фильтр; — основной и дополнительный глушители;
Приборы подачи топлива и воздуха
Топливный бак
– представляет собой емкость из тонкой листовой стали или пластмассы и предназначен для хранения запаса топлива, необходимого для определенного пробега автомобиля. Внутри бака для увеличения жесткости и предотвращения резких перемещений топлива установлены перегородки. Изготовлен из освинцованного с двух сторон стального листа и состоит из следующих частей: — заливной горловины с крышкой 12 ; — топливо-заборного устройства с сетчатым фильтром 7; — датчика указателя уровня топлива 6; Кроме того, топливный бак имеет вентиляционную трубку для выхода воздуха из бака при заправке, трубку для слива излишков топлива от карбюратора в топливный бак 9.На автомобиле ВАЗ 2107 топливный бак установлен вертикально в правой стороне багажного отделения на резиновых прокладках и крепится двумя хомутами с болтами. Горловина бака герметично закрыта резьбовой пробкой .
Топливный насос
служит для подачи топлива из топливного бака в карбюратор под давлением. На автомобиле ВАЗ 2107 установлен топливный насос саморегулирующийся, диафрагменного типа. Насос крепится двумя гайками на шпильках к блоку цилиндров через теплоизоляционную проставку с уплотнительными прокладками. Привод насоса осуществляется эксцентриком вала привода масляного насоса и распределителя зажигания. Подача насоса 54 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту, а создаваемое давление 0,02 – 0,03 МПа.
Топливный фильтр –
предназначен для очистки топлива, подаваемого из топливного бака к приборам системы питания. В автомобиле ВАЗ 2107 предусмотрена установка топливного фильтра тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.
Топливопроводы –
служат для подачи топлива от топливного бака к топливному насосу и карбюратору и включают в себя металлические стальные трубки и шланги из бензостойкой резины, соединяемые между собой и с приборами системы питания при помощи стальных хомутов.
Воздушный фильтр –
предназначен для очистки воздуха, поступающего в карбюратор двигателя для приготовления горючей смеси, от механических примесей, предотвращая тем самым попадание твердых абразивных частиц в цилиндры двигателя и уменьшая износ его деталей. На двигателе ВАЗ 2107 применяют воздушный фильтр сухого типа со сменным фильтрующим элементом, который заменяют через 10000 км. пробега. Устанавливается на входную воздушную горловину крышки карбюратора на шпильках через резиновую уплотнительную прокладку с дистанционными втулками, на которых воздушный фильтр соединяется с карбюратором при помощи резинового гофрированного шланга.
Карбюратор (приложение 4)
Процесс распыления жидкого топлива и смешивания его с воздухом называется карбюрацией, а прибор, в котором совершается этот процесс – карбюратором. Карбюратор служит для приготовления из топлива и воздуха горючей смеси, которая затем поступает в цилиндры двигателя и, смешиваясь, с остатками отработавших газов, образует рабочую смесь, которая сгорая в цилиндрах двигателя, превращается в отработавшие газы. На автомобиле «ВАЗ-2107» устанавливают карбюратор ДААЗ (типа «Озон») Карбюратор «Озон» имеет три новых устройства: автомат пуска и прогрева двигателя, пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры, автономную систему холостого хода с клапаном отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу. Карбюратор имеет два расположенных вертикально канала (камеры) для прохода воздуха и смешивания его с топливом с установленными в нижней части каналов поворотными дроссельными заслонками.
Первичная камера І –
обеспечивает работу двигателя на малых и средних нагрузках с экономичным расходом топлива. Имеет пусковое устройство 22, систему холостого хода, экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением, ускорительный насос 2 с механическим приводом и золотниковое устройство вентиляции картера двигателя.
Вторичная камера
ІІ– совместно с
первичной камерой
обеспечивают работу двигателя с максимальной мощностью и высокую динамику движения автомобиля. Имеет переходную систему и эконостат.
Поплавковый механизм –
служит для поддержания постоянного уровня топлива в поплавковой камере, для обеспечения правильного дозирования топлива при приготовлении горючей смеси.
Главная дозирующая система
– предназначена для обеспечения работы двигателя на всех режимах, кроме его работы на малых оборотах режиме холостого хода (при закрытых дроссельных заслонках).
Система холостого хода
– предназначена для приготовления и подачи обогащенной горючей смеси, обеспечивающей устойчивую работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, когда дроссельные заслонки закрыты.
Переходные системы
первичной и вторичной камер служат дляпостепенного увеличения подачи топлива и исключения горючей смеси в целях режимам работы двигателя, когда начинают действовать главные дозирующие системы первичной и вторичной камер
карбюратора.
Ускорительный насос –
служит для кратковременного обогащения горючей смеси при резком нажатии на педаль «газа» при разгоне. На карбюраторе «Озон» ускорительный насос диафрагменного типа с механическим приводом от кулачка, установленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры.
Экономайзер
принудительного холостого хода (ЭПХХ) предназначен для отключения подачи топлива при торможении автомобиля двигателем, когда автомобиль движется по инерции с включенной передачей и отпущенной педалью «газа», а также для исключения возможности работы двигателя с самовоспламенением после выключения зажигания.
Пусковое
устройство
– служит для получения богатой горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя. Пусковое устройство на карбюраторе «Озон» полуавтоматического типа состоит из воздушной заслонки, положение которой может изменяться вручную с помощью тросового привода.
Пневмопривод
дроссельной заслонки вторичной камеры –
обеспечивает открывание и закрытие дроссельной заслонки в зависимости от нагрузки и степени разрежения во входной воздушной горловине карбюратора.
Впускной
трубопровод
– служит для подачи приготовленной горючей смеси в цилиндры двигателя, а
выпускной трубопровод –
для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя в систему выпуска газов и глушения шума.
Глушитель –
уменьшает шум при выпуске отработавших газов из цилиндров карбюратора. На автомобиле ВАЗ-2107 устанавливают два глушителя (основной и дополнительный), благодаря чему обеспечивается двойное расширение отработавших газов и более эффективное снижение шума их выпуска. Все детали изготовлены из стойкой нержавеющей стали, а детали дополнительного глушителя – из углеродистой стали.
Принцип работы карбюраторного двигателя
При работе двигателя топливо из топливного бака принудительно с помощью топливного насоса подается в поплавковую камеру карбюратора, предварительно очистившись в фильтре- отстойнике и фильтре тонкой очистки. Одновременно в карбюратор поступает воздух, предварительно очищенный в воздушном фильтре. В карбюраторе топливо смешивается с воздухом в заданной пропорции и образуется горючая смесь, которая по впускному трубопроводу поступает в цилиндры двигателя. В них смесь сжимается, воспламеняется и сгорает, выделяя тепловую энергию, которая с помощью механизмов и систем преобразуется в механическую энергию. В виде крутящего момента она передается на колеса автомобиля, приводя его в движение. Отработавшие газы по выпускному трубопроводу отводятся в атмосферу.
Схема системы питания карбюраторного двигателя
1 — топливный насос 2 — воздушный фильтр 3 – карбюратор 4 — фильтр тонкой очистки топлива 5 – кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора 6 – кнопка управления дроссельной заслонкой карбюратора 7 – педаль управления дроссельной заслонкой 8 — соединительные трубопроводы и бензостойкие шланги 9 — указатель уровня топлива в топливном баке 10 – топливный бак 11- топливозаборный кран 12- топливный фильтр-отстойник 13- глушитель шума выпуска отработанных газов 14 – газоотводящая труба 15 – выпускной трубопровод
Топливный бак
1 — топливный насос; 2 — шланг от топливного насоса к карбюратору; 3 — карбюратор; 4 — задняя трубка; 5 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 6 — предохранительный щиток; 7 —трубка вентиляции бака; 8 — топливный бак; 9 — прокладки; 10 — хомут крепления топливного бака; 11 — передняя трубка; 12 — фильтр тонкой очистки топлива
Топливный насос
1 – нагнетательный патрубок; 2 – фильтр; 3 – корпус; 4 – всасывающий патрубок; 5 – крышка; 6 – всасывающий клапан; 7 – тяга; 8 – рычаг ручной подкачки; 9 – пружина; 10 – эксцентрик; 11 – балансир; 12 – рычаг механической подкачки; 13 – нижняя крышка; 14 – внутренняя дистанционная прокладка; 15 – наружная дистанционная прокладка; 16 – нагнетательный клапан
Приложение 4
Карбюратор автомобиля ВАЗ 2107 ДААЗ (типа «Озон») 1 — винт регулировки хода впускного клапана ускорительного насоса; 2 — крышка карбюратора; 3 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 4 — воздушный жиклер переходной системы; 5 — воздушный жиклер эконостата; 6 — топливный жиклер эконостата; 7 — главный воздушный жиклер второй камеры; 8 — эмульсионный жиклер эконостата; 9 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 10 — малый диффузор; 11 — жиклеры; 12 — нагнетательный клапан ускорительного насоса; 13 — распылитель ускорительного насоса; 14 — воздушная заслонка; 15-главный воздушный жиклер первой камеры; 16- жиклер пускового устройства; 17- автоматическое пусковое устройство; 18 — воздушный жиклер холостого хода; 19 — топливный жиклер холостого хода; 20 — игольчатый клапан подачи топлива; 21 — топливный фильтр; 22 — штуцер подвода топлива; 23 — поплавок; 24 — винт заводской подстройки системы холостого хода; 25 — главный топливный жиклер первой камеры; 26 — регулировочный винт состава рабочей смеси; 27 — регулировочный винт качества рабочей смеси; 28 — дроссельная заслонка первой камеры; 29 — корпус поплавковой камеры; 30 — дроссельная заслонка второй камеры; 31 — корпус дроссельных заслонок; 32 — эмульсионная трубка; 33 — главный топливный жиклер второй камеры; 34 — перепускной клапан ускорительного насоса; 35 — впускной клапан ускорительного насоса; 36 – рычаг
Контрольный лист № 1
Предварительное определение теоретических знаний обучающихся по теме «Система питания автомобиля ВАЗ 2107» 1. Назначение системы питания автомобиля 2. Из чего образуется горючая смесь? 3. Из каких основных узлов состоит системы питания? 4. Для чего предназначен топливный бак? 5. Для чего предназначен топливный насос? 6. Какие фильтры используются в системе питания автомобиля ВАЗ 2107? 7. Какой процесс называется карбюрацией? 8. Для чего служит карбюратор? 9. Какую работу обеспечивают две камеры карбюратора? 10. С помощью какого устройства топливо попадает из топливного бака в поплавковую камеру карбюратора? 11. Для чего предназначен поплавковый механизм? 12. Что обеспечиваетпневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры? 13. Для чего служат трубопроводы? 14. Для чего предназначен глушитель? 15. Для чего предназначено пусковое устройство?
Эталон ответов к контрольному листу № 1
«Предварительное определение теоретических знаний по теме
«ТО и ремонт системы питания автомобиля ВАЗ»
1. Система питания двигателя предназначена для хранения и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления и подвода к цилиндрам горючей смеси, отвода отработавших газов и снижения шума при этом. 2. Горючую смесь образуют пары бензина, смешанные в определенной пропорции с воздухом. 3. Топливный бак, топливный насос; воздушный фильтр; топливный фильтр; карбюратор; топливопроводы; впускной и выпускной трубопроводы ; трубы глушителей; топливный фильтр; основной и дополнительный глушители; 4. Топливный бак – представляет собой емкость из тонкой листовой стали или пластмассы и предназначен для хранения запаса топлива, необходимого для определенного пробега автомобиля. 5. Топливный насосслужит для подачи топлива из топливного бака в карбюратор под давлением. 6. Воздушный и топливный фильтры 7. Карбюрацией называется процесс распыления жидкого топлива и смешивания его с воздухом. 8. Карбюратор служит для приготовления из топлива и воздуха горючей смеси, которая затем поступает в цилиндры двигателя и, смешиваясь, с остатками отработавших газов, образует рабочую смесь, которая сгорая в цилиндрах двигателя, превращается в отработавшие газы. 9.
Первичная камера І –
обеспечивает работу двигателя на малых и средних нагрузках с экономичным расходом топлива. Имеет пусковое устройство 22, систему холостого хода, экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением, ускорительный насос 2 с механическим приводом и золотниковое устройство вентиляции картера двигателя.
Вторичная камера ІІ
– совместно с первичной камерой обеспечивают работу двигателя с максимальной мощностью и высокую динамику движения автомобиля. 10. При работе двигателя топливо из топливного бака подается в поплавковую камеру карбюратора принудительно с помощью топливного насоса 11.Поплавковый механизм
–
служит для поддержания постоянного уровня топлива в поплавковой камере, для обеспечения правильного дозирования топлива при приготовлении горючей смеси. 12.Пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры
–
обеспечивает открывание и закрытие дроссельной заслонки в зависимости от нагрузки и степени разрежения во входной воздушной горловине карбюратора.
13.
Впускной трубопровод
– служит для подачи приготовленной горючей смеси в цилиндры двигателя, а
выпускной трубопровод –
для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя в систему выпуска газов и глушения шума. 14.
Глушитель –
уменьшает шум при выпуске отработавших газов из цилиндров карбюратора. На автомобиле ВАЗ-2107 устанавливают два глушителя (основной и дополнительный), благодаря чему обеспечивается двойное расширение отработавших газов и более эффективное снижение шума их выпуска. Все детали изготовлены из стойкой нержавеющей стали, а детали дополнительного глушителя – из углеродистой стали. 15.
Пусковое устройство
– служит для получения богатой горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя. Пусковое устройство на карбюраторе «Озон» полуавтоматического типа состоит из воздушной заслонки, положение которой может изменяться вручную с помощью тросового привода
Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя автомобиля
ВАЗ 2107
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания. Сущность этой системы заключается в том, что техническое обслуживание автомобилей является профилактическим и проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.Ремонтные работы в условиях автотранспортных предприятий(АТП) выполняют по потребности, т.е. после появления соответствующего отказа или обнаружения неисправностей.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1
.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО); 2. Первое техническое обслуживание (ТО-1); 3. Второе техническое обслуживание (ТО-2) 4. Сезонное техническое обслуживание (СО) – 2 раза в год при подготовке автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года
Нормативы периодичности автомобиля «ВАЗ 2107»
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ
Неисправности Причины неисправностей
Неустойчивая работа двигателя холостом ходу
— нарушение регулировки системы холостого хода; — повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, наличие в ней воды; — нарушения герметичности диафрагмы пускового устройства карбюратора; — заедания дроссельных заслонок и их привода — отрегулировать систему; — проверить правильность установки поплавка с помощью калибра, при необходимости отрегулировать уровень ; — проверить все соединения, подтянуть крепления и устранить негерметичность; — устранить заедания;
Перегрев и снижение мощности двигателя. Выстрелы из карбюратора.
— недостаточная подача топлива в карбюратор; — засорение топливных жиклеров главной дозирующей системы или системы холостого хода; — заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении; — пониженный уровень топлива в поплавковой камере; — подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом или выпускного клапана с головкой блока цилиндров двигателя; — проверить подачу топлива, при необходимости продуть топливо-проводы, очистить сетку бензоприемника, заменить топливный фильтр; — прочистить топливные жиклеры; — устранить заедания — проверить правильность установки поплавка или игольчатого клапана; отрегулировать уровень; — проверить все соединения, подтянуть крепления, устранить негерметичность;
Снижение мощности двигателя. Выстрелы и черный дым из глушителя.
Увеличенный расход топлива.
— изнашивание и неплотное закрытие игольчатого клапана поплавковой камеры или ослабление посадки его седла; — наполнение поплавка топливом при наличии в нем трещин; — заедание поплавка о стенки поплавковой камеры; — разработка жиклеров; — неполное открытие воздушной заслонки; — повышенный уровень топлива в поплавковой камере; — заменить игольчатый клапан, устранить неплотности регулировкой тросового привода. — проверить поплавок, при необходимости – заменить; — устранить заедание поплавка, отрегулировав подгибанием язычка и рычагов поплавка; — замена жиклеров; — отрегулировать открытие воздушной заслонки; — проверить правильность установки поплавка с помощью калибра, при необходимости отрегулировать уровень;
Прекращение подачи топлива в карбюратор
— засорение топливопроводов или фильтра карбюратора; — замерзание воды в топливном баке и топливопроводах; — продуть топливопроводы, промыть или заменить фильтр; — прогреть топливопровод, использовав водяную грелку или обтирочные концы,
ВИДЫ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
ЕО
1.Проверка внешним осмотром состояния топливопроводов и топливного насоса, карбюратора, убедиться в отсутствии подтекания топлива. 2. После прогрева — проверка устойчивости работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала резким открытием дроссельных заслонок и быстрым их закрытием. 3. Проверка уровня топлива в баке, при необходимости, его долив. 4. Проверка герметичности системы питания,
ТО-1
1.Проверка внешним осмотром состояния приборов системы питания. 2. Проверка герметичности их соединений, подтягивание всех креплений и соединений для устранения подтекания топлива и подсоса воздуха. 3. Проверка подачи топлива в карбюратор, контрольная проверка расхода топлива при работе двигателя.
ТО-2
1. Проверка:
— крепления и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, карбюратора, топливного насоса;
— действия привода; — полноты закрытия и открытия воздушной и дроссельной заслонок;
— работы топливного насоса (без снятия его с двигателя) при помощи манометра;
— уровня топлива в поплавковой камере карбюратора; — легкости пуска и работы двигателя; — содержания окиси углерода в отработавших газах;
2. Измерение давления, развиваемое топливным насосом. 3. Регулировка карбюратора на малую частоту вращения в режиме холостого хода 4. Промывка фильтрующего элемента. 5. Замена масла в воздушном фильтре 6. Снятие и промывка фильтра-отстойника и фильтра 7 . Осмотр, при необходимости, промывка отстойника топливного насоса от воды и грязи.
СО
— При подготовке к зимней эксплуатации выпускают отстой из топливного бака (или промывают бак), продувают топливопроводы. проверяют карбюратор и топливный насос на специальных приборах.
Производственная деятельность обучающихся на рабочих местах
Прочистка жиклеров, клапанов, игл и каналов
Их промывают в чистом керосине или неэтилированном бензине на посту с отсосом воздуха или в вытяжном шкафу. После промывки жиклеры и каналы в корпусе карбюратора продувают сжатым воздухом. Для прочистки нельзя применять проволоку или какие-либо металлические предметы. Не допускается также продувка сжатым воздухом собранного карбюратора через штуцер, подводящий топливо и балансировочное отверстие, так как это приводит к повреждению поплавка.
Проверка герметичности соединений
Герметичность соединений топливопроводов, карбюратора, топливного насоса, топливного бака, глушителя проверяют внешним осмотром. При разборке карбюратора рекомендуется соблюдать осторожность, чтобы не повредить прокладки и детали.
Проверка расхода топлива
Карбюратор в сборе проверяют на приборе НИИАТ-489А. Если расход топлива у проверяемого карбюратора заметно отличается от контрольного, необходимы разборка карбюратора и проверка состояния его деталей. Для проверки жиклеров карбюратора на пропускную способность, т.е. на истечение жидкости под определенным напором через жиклер в единицу времени, используют специальные приборы.
Проверка уровня топлива в поплавковой камере
Производится при вертикальном расположении крышки карбюратора, которая устанавливается так, чтобы штуцер подвода топлива был направлен вверх, а язычок поплавка лишь слегка касался демпфирующего шарика игольчатого клапана, не утапливая его в теле клапана. Ход поплавка регулируется отгибанием упора. Если после регулировки перевернуть крышку поплавком вверх, то зазор между поплавком и уплотняющей прокладкой крышки за счет утапливания демпфирующего шарика в теле клапана должен составить 1…2 мм.
Проверка топливного насоса (проверка развиваемого давления)
Для проверки простейшим способом отсоединяют топливопровод на входе в насос, влажным пальцем закрывают входное отверстие и вручную несколько раз подкачивают топливо. Легкое присасывание пальца к отверстию указывает на исправность насоса. Проверка работоспособности топливного насоса производится путем измерения создаваемого им давления и его производительности при испытании на специальном стенде. Давление и минимальная производительность топливного насоса у двигателей автомобилей ВАЗ должна составлять 0,023…0,03 МПа при 2000/мин и 54 л/ч. После прекращения работы насоса на стенде создаваемое им давление должно сохраняться в течение 10 с.
Проверка
токсичности отработавших газов
Уровень концентрации оксида углерода СО в отработавших газах определяют с помощью приборов – газоанализаторов. Токсичность отработавших газов проверяют на двух режимах холостого хода. Такая последовательность диагностирования позволяет оценить работу системы холостого хода и главного дозирующего устройства. Измерение содержания СО в обоих режимах следует проводить не ранее, чем через 30 сек после достижения двигателем установившейся частоты вращения коленчатого вала. В случае необходимости отрегулировать уровень токсичности и обороты холостого хода с использованием винтов количества и качества смеси на карбюраторах.
Регулировочные работы
Регулирование минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя в режиме
холостого хода
Перед регулировкой необходимо проверить зазоры между электродами свечей зажигания, между контактами прерывателя и зазоры в клапанном механизме. Регулировку выполняют на
хорошо прогретом двигателе, используя упорный винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора и винт регулировки качества смеси (при завертывании винта смесь обедняется, при отвертывании – обогащается)
Правильность регулировки проверяют плавным открытием, азатем резким закрытием заслонок карбюратора. Двигатель не долженостанавливаться. Если двигатель останавливается, то немного ввертывают упорный винт до устойчивой работы двигателя.
Регулировка привода управления карбюратором
Выполняют следующим образом:Если при нажатии на педаль до упора в пол дроссельная заслонка карбюратора открывается не полностью, регулировку выполняют изменением тяги при помощи муфты после ослабления контргайки.Отпущенная педаль должна находится на расстоянии 89-95 мм от наклонного пола.
Обслуживание воздушного фильтра
Заключается в смене масла в масляной ванне, промывке фильтрующего элемента и проверке крепления фильтра к двигателю. В сухом воздушном фильтре автомобиля ВАЗ бумажный фильтрующий элемент заменяют через 100 тыс. км. пробега. При эксплуатации автомобиля на очень пыльных дорогах фильтр следует заменять чаще. При замене основного фильтрующего элемента необходимо заменить и фильтрующий элемент вентиляции картера. Через 20 тыс. км пробега надо очищать трубопроводы системы вентиляции картера, в том числе пламенегасителя и золотникового устройства карбюратора.
Крепежные работы
При проверке системы питания внешним осмотром необходимо сначала проверить ее герметичность. Рукой на ощупь убедиться в надежности крепления топливопроводов и приборов: воздушного фильтра, топливного насоса, карбюратора. Эти приборы должны быть герметичными и прочно укрепленными. В местах соединений карбюратора и топливного насоса с топливопроводами подтекание топлива не допускается.
Негерметичность соединения карбюратора с впускным трубопроводом обнаруживают по появлению около соединения пленки топлива, а также по следам копоти, откладывающейся вокруг неплотности при обратных вспышках, происходящих в карбюраторе во время пуска и прогрева холодного двигателя. Сомнительные места подтеканий топлива следует насухо протереть ветошью. После чего подтекания легко обнаруживаются, благодаря способности топлива хорошо смачивать металл. Детали привода (тяги, тросы) управления дроссельными и воздушной заслонками карбюратора должны перемещаться без заеданий. Подтягивать резьбовые соединения следует равномерно, без рывков, в строго определенном порядке для каждого типа двигателя. Затягивать гайки крепления необходимо от центра, постепенно перемещаясь к краям. Подтягивая гайки крепления. Необходимо пользоваться исправными инструментами, подбирая ключи точно по размерам гаек. Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками. Запрещается отвертывание и завертывание гаек ключом больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
Смазочные работы
Для надежной работы привода управления карбюратором необходимо смазывать втулки валика, шарнирные соединения и гибкие тросы солидолом или смазкой ЦИАТИМ-201. Перед смазкой трос следует вытаскивать из оболочки.
Заправочные работы
Топливный бак автомобиля ВАЗ 2107 заправляется топливом – бензином. Октановое число бензина – 95
Техника безопасности при ТО и ремонте системы питания двигателей
1. Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, дверь или ворота – легко открываться как изнутри, так и снаружи. 2. Проход к выходу всегда держите свободным. При работе двигателя (особенно на режимах прогрева) выделяется оксид углерода (СО) – ядовитый газ без цвета и запаха. Отравиться оксидом углерода (угарным газом) можно даже в открытом гараже, поэтому перед пуском двигателя обеспечьте отвод отработавших газов за пределы гаража. Например, шлангом, надев его на выпускную трубу. При отсутствии принудительной вытяжки пускать двигатель можно только на короткое время. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны! 3.При ремонте системы питания двигателя будьте осторожны: бензин может попасть на горячий
выпускной коллектор и вызвать пожар. Не включайте (и не выключайте) электроприборы автомобиля, если поблизости пролился бензин – проскочившая искра (даже при снятии «минусовой» клеммы с аккумулятора) может вызвать взрыв. 4. Чтобы во время работы не повредить руки, надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте специальные очки с боковыми щитками. 5. Электросварочные работы выполняйте в плотной одежде (лучше брезентовой), застегнув рукава и воротник. 6. По возможности пользуйтесь ромбическими или гидравлическими домкратами вместо штатных – они более устойчивы и надежны. Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной рукояткой и т.п. 7. Перед подъемом автомобиля на домкрате или подъемнике убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны. Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах – используйте исправные подставки промышленного изготовления («треноги») и надежные упоры под колеса. 8. Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, садиться в него, снимать или устанавливать двигатель, если под автомобилем находятся люди. При ремонте автомобиля со снятым двигателем или мостом учитывайте, что развесовка по осям изменилась. При вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте надежные упоры. 9. Масла, особенно отработанные, при регулярном контакте с ними способствуют возникновению кожных заболеваний, в т.ч. онкологических. При попадании масла на руки вытрите их ветошью, а затем протрите специальным препаратом для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом или средством для мытья посуды. Нельзя мыть руки горячей водой, т.к. при этом вредные вещества легко проникают через кожу. При попадании на руки бензина, керосина или дизельного топлива вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом. 10. Бензин, дизельное топливо, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры; масла – отработавшие минеральные и органические присадки, сажу, смолы, продукты износа. высокотоксичные для живых организмов соединения, долго сохраняющиеся в почве. Оставляйте отработавшие материалы в пунктах утилизации.
Итоговые контрольные тесты
ПМ. 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы питания
автомобиля» Вопрос Ответы 1. Назовите правильное определение горючей смеси 1. Смесь бензина и воздуха, которая характеризуется определенным соотношением массы бензина и объема воздуха. 2. Смесь паров бензина и воздуха, имеющая произвольное
отношение массы бензина и массы воздуха 3. Смесь паров бензина с воздухом, имеющая определен- ное весовое соотношение входящих в нее компонентов 2. Что такое детонация? 1. Возникновение при работе двигателя стуков и вибраций 2.Возникновение резких металлических стуков в верхней части двигателя 3. Взрывное сгорание рабочей смеси в цилиндрах 4. Самовоспламенение рабочей смеси после выключения зажигания 3. Чем обусловлено вытекание топлива из распылителя главной дозирующей системы? 1. Возникновением разряжения в диффузоре карбюратора 2. Пульсирующим давлением, создаваемым топливным насосом 3. Воздействием на педаль управления подачи топлива 4.Повышением уровня топлива в поплавковой камере 4. Какое вещество ходи в состав отработавших газов после сгорания богатых или обогащенных смесей? 1. Кислород 2. Пары бензина 5. Что вероятнее всего произойдет, если при работе двигателя, оборудованного простейшим карбюратором, дроссельную заслонку прикрыть, переведя двигатель на работу в режиме холостого хода? 1. Двигатель продолжит работу с меньшей частотой вращения коленчатого вала 2. Возникнут перебои в работе двигателя, обусловленные обеднением горючей смеси 3. Прекратится смесеобразование и двигатель остановится 6. В какое положение устанавливают воздушную заслонку перед запуском холодного двигателя? 7. При переходе с режима полных нагрузок на средние нагрузки состав горючей смеси, приготавливаемой карбюратом… 1. Полностью открытое 2. В прикрытое 3. В открытое наполовину 1. Не изменится 2. Обогатится 3. Обеднится 8. Какой клапан открывается в случае резкого нажатия на педаль управления подачи топливом? 1. Нагнетательный 2. Обратный 3. Воздушный 4. Экономайзера
9. Какой клапан открывается в случае запуска двигателя при закрытой воздушной заслонке? 1. Нагнетательный 2. Обратный 3. Воздушный 4. Экономайзера 10. Каковы наиболее вероятные причины неисправностей, которые вызывают хлопки карбюратора? 1. Приготовление карбюратором горючей смеси, обогащенной по сравнению со смесью, необходимой для нормальной работы. 2. Приготовление карбюратором обедненной смеси по сравнению со смесью, необходимой для нормальной работы. 11. Каковы наиболее вероятные причины неисправностей, которые вызывают повышенный расход топлива? 1. Приготовление карбюратором горючей смеси, обогащенной по сравнению со смесью, необходимой для нормальной работы. 2. Приготовление карбюратором обедненной смеси по сравнению со смесью, необходимой для нормальной работы 12. При каких видах ТО проверяют внешним осмотром герметичность соединений приборов системы питания? 1. СО 2. ТО-1 3. ТО-2 4. ЕО 5. При всех видах ТО 13. При каких видах ТО снимают с двигателя карбюратор, разбирают его и прочищают? 1. СО 2. ТО-1 3. ТО-2 4. ЕО 5. При всех видах ТО 14. При продувке жиклеров и каналов карбюратора подводить сжатый воздух…. 1. Нельзя только к главным топливным жиклерам 2. Разрешается ко всем жиклерам как к воздушным, так и топливным 3. Запрещается к штуцеру для подвода топлива и к балансировочному отверстию 15. Уровень топлива в поплавковой камере проверяют… 1. В большинстве случаев без снятия крышки карбюратора 2. После снятия крышки, если карбюратор не имеет смотрового окна 3. Во всех случаях после снятия крышки поплавковой камеры 16. Как очищают отверстия топливных и 1. Промывают в керосине и
воздушных жиклеров? продувают сжатым воздухом 2. Промывают в теплой воде и высушивают 3.Прочищают мягкой проволокой и продувают воздухом 4. Используют любой из указанных способов или их сочетание 17. Регулировка карбюратора при работе двигателя на холостом ходу выполняется…. 1. Только на полностью прогретом двигателе и при открытой воздушной заслонке 2. Сразу же после пуска двигателя и при полуоткрытой воздушной заслонке 3. При любом температурном режиме независимо от положения воздушной заслонки 18. Какая неисправность может вызвать уменьшение подачи топлива? 1. Ослабление крепления штуцеров 2. Засорение фильтров 3.Засорение трубопроводов 4. Любая из перечисленных 19. При уменьшении упругости пружины форсунки давление вспрыска топлива… 1. Уменьшается 2. Увеличивается 3. Не изменяется 20. Приготовление карбюратором горючих смесей, состав которых не обеспечивает нормальную работу двигателя, может быть обусловлено…. 1. Засорением жиклеров и клапанов карбюратора 2. Неисправностями топливного насоса 3. Засорением топливных и воздушных фильтров 4. Засорением топливопроводов 5. Любой из перечисленных причин
Эталон ответов к контрольным итоговым тестам по теме
«Техническое обслуживание и ремонт системы питания автомобиля»
1. 3 2. 3 3. 1
4. 2 5. 3 6. 2 7. 3 8. 1 9. 3 10. 2 11. 1 12. 5 13. 1 14. 3 15. 1 16. 1 17. 1 18. 4 19. 1 20. 5