Ремонт подвески автомобиля урал
Техническое обслуживание подвески автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31
Для предупреждения среза центрового болта передней рессоры и центрирующей выдавки задней рессоры своевременно подтягивайте на груженом автомобиле гайки стремянок рессор. При появлении скрипа в рессорах приподнимите автомобиль за раму и в образовавшиеся зазоры между листами введите смазку. При каждой разборке рессор смажьте листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии. Промойте и смажьте ушки и пальцы передних рессор.
Гайки стремянок рессор затягивайте в соответствии с рис. 48:
— передних рессор: сначала моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м), затем окончательно моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м);
— задних рессор: сначала моментом 250-300 Н.м (25-30 кгс.м), затем окончательно моментом 580-660 Н.м (58-66 кгс.м).
Рис. 48. Схема затяжки гаек стремянок рессор: 1—рессора; 2 — накладка задней рессоры (хомут балки переднего моста); I —IV —порядок затяжки гаек стремянок
При сборке смажьте резьбу стремянок графитовой смазкой или типа ТСгип. Гайки стремянки 21 (см.рис. 45) крепления накладного ушка передней рессоры затягивайте на нагруженном автомобиле в следующем порядке:
— заверните гайку до упора;
— отверните гайку на 1,5-2 оборота;
— раскерните резьбу в двух противоположных точках на каждом стержне.
Полная затяжка гайки стремянки недопустима, т.к. это препятствует перемещению листов и приведет к быстрому разрушению стремянки и крепления ушка в процессе эксплуатации. При отсутствии зазора (менее 0,2 мм) между передней частью ушка и верхним листом отремонтируйте или замените ушко.
Если рессора снята с автомобиля, гайки стремянки 21 затяните моментом 20-28 Н.м (2,0-2,8 кгс.м) и раскерните в двух противоположных точках. Следите за подтяжкой болта 24 крепления накладного ушка. Гайки затягивайте моментом 280 Н.м (28 кгс.м). При несовпадении отверстия под шплинт в болте с прорезями на гайке гайку дотяните и зашплинтуйте.
При ослаблении крепления стяжки задних кронштейнов передних рессор подтяните болты ее крепления. Момент затяжки верхнего болта 14 — 120-160 Н.м (12-16 кгс.м), гайки нижнего болта — 180-220 Н.м (18-22 кгс.м). Болты застопорите, отгибая стопорную пластину на головки.
При износе концов первого листа задней рессоры до половины толщины поменяйте местами первый и второй листы. На рессорах автомобилей с массой на заднюю тележку свыше 12 000 кг менять листы местами не рекомендуется.
Для снятия стремянок 2 (см.рис. 47) без отсоединения реактивных штанг поддомкратьте автомобиль, установите под ось балансира или раму подставу. Отверните гайки стремянок и снимите накладку рессоры. Опустите автомобиль на подставу так, чтобы между рессорой и балансиром образовался зазор. Поверните балансир на небольшой угол и снимите стремянку.
Для устранения осевого перемещения балансира разгрузите балансиры, вывесив раму автомобиля так, чтобы концы рессор не были защемлены в опорных кронштейнах. Снимите колпак 27 балансира. Ослабьте стяжной болт 18 отверните гайку 26, протрите резьбовые части гайки и оси балансира насухо, смажьте герметиком УГ-6 (допускается Loktite-243 или Loktite-573). Заверните гайку 26 до упора, а затем отверните ее на 1/6-1/4 оборота. Выдавливание герметика в зазор между торцами гайки балансира и втулки не допускается. После регулировки затяните стяжной болт 18 моментом 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс.м). Поврежденную прокладку колпака замените, предварительно смазав ее с двух сторон герметиком УН-25 (Loktite-573).
Смазку в ступицы балансира заливайте до уровня наливного отверстия в колпаке. Не допускайте падения уровня смазки ниже метки на колпаках балансира.
В связи с тем, что заливаемое при сборке в ступицы балансиров масло постепенно заполняет зазоры в соединениях и впитывается в деревянные пробки, запрессованные в трубу оси с двух сторон, возможно незначительное снижение уровня масла.
При подготовке нового автомобиля к эксплуатации проверьте уровень смазки в ступицах балансира и при необходимости доведите его до уровня наливного отверстия в колпаках.
Гайки пальцев реактивных штанг затягивайте моментом 600 Н.м (60 кгс.м). Если отверстие в пальце не совпадает с прорезями на гайке, доверните гайку до совпадения и зашплинтуйте. Наполняйте смазкой шарниры реактивных штанг до выдавливания свежей смазки или до начала деформации уплотнительных резиновых колец, при этом выдавливание смазки не обязательно.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
При появлении течи рабочей жидкости из амортизатора подтяните гайку 2 (см.рис. 46). При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие при ходе отбоя должно быть в пределах 5,9-8,0 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,5-2,2 кН (152-228 кгс); усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 колебаний в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.
Разбирайте и собирайте амортизатор в ремонтных мастерских, соблюдая необходимую чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохраняйте от забоин и других повреждений.
Порядок операций при замене рабочей жидкости:
1. Закрепите амортизатор за нижнюю головку в тисках и вытяните шток полностью.
2. В образовавшуюся щель между кожухом и корпусом вставьте специальный ключ и отверните гайку корпуса.
3. Легким покачиванием за верхний конец штока выньте его вместе с поршнем из рабочего цилиндра.
4. Выньте из резервуара рабочий цилиндр и полностью слейте рабочую жидкость.
При каждой разборке, а также при замене жидкости все детали амортизатора промойте в керосине и просушите. Внутреннюю поверхность манжет смажьте амортизаторной жидкостью. Залейте в цилиндр жидкость в соответствии с картой смазочных материалов и рабочих жидкостей. При недостатке жидкости амортизатор не развивает усилия, а при избытке он может выйти из строя. Применение других жидкостей в качестве амортизаторной недопустимо. Вставьте в цилиндр поршень со штоком в сборе, установите корпус сальника, уплотнительное кольцо, шайбу, переместите остальные детали и заверните гайку корпуса моментом 120-150 Н.м (12-15 кгс.м).
На амортизаторе с пластмассовым кожухом в растянутом состоянии перекрывается доступ к гайке корпуса. Для подтяжки гайки корпуса амортизатор снимите с автомобиля и упором в торец кожуха спрессуйте его в сторону верхней головки. После подтяжки гайки корпуса кожух установите на место.
Обслуживание и ремонт передней подвески «Урала»
Подвеска передняя «Урала» состоит из пары рессор полуэллиптических продольных, которые работают с парой телескопического типа гидроамортизаторов двойного действия.
Вертикальную нагрузку от веса машины воспринимают рессоры и передают тормозные и толкающие усилия.
Резиновые буфера ограничивают ход моста вверх. Кроме этого мост снижает рессорную закрутку при торможении. Задний отогнутый конец третьего листа ограничивает движение моста вниз. Съемное кольцо установлено на переднем рессорном конце. Задний рессорный конец в проушину кронштейна входит свободно. Проушина защищена от истирания вкладышами.
Амортизаторы разработаны для гашения колебаний рамы машины, которые возникают при перемещении по неровной поверхности. Использование амортизаторов продлевает срок работы рессор и повышает управляемость и устойчивость машины.
Амортизатор при работе выполняет ход сжатия и ход отбоя. Во время хода отбоя амортизаторный поршень движется вверх, заставляя сжиматься жидкость над поршнем. Закрываются клапаны сжатия, и через ряд отверстий внутренних в поршне жидкость идет к клапану отбоя.
Если скорость движения поршня небольшая, жидкость перетекает постепенно через прорезь. Если поршень перемещается резко, то жидкость перетечь не успевает, жидкостное давление повышается, сжимается пружина и жидкость проникает под поршень.
Перепускной клапан в это время открыт. Он свободно пропускает в рабочий цилиндр из корпуса часть жидкости, объем которой такой же как и объем части штока, выходящей в данный момент из рабочего цилиндра.
Поршень амортизатора идет вниз при сжатии, открывается клапан сжатии, жидкость через наружный ряд поршневых отверстий перетекает в пространство надпоршневое. Объем жидкости, такой же как и объем вводимой части штока, через клапан сжатия дополнительный вытесняется в корпус. Перепускной клапан и клапан отбоя закрыты жидкостным давлением.
Передняя подвеска «Урала»: техобслуживание
Обслуживание рессор подразумевает смазку листов, пальцев, проверку крепления. Требуется приложить момент 25-30 кгс-м для затягивания гайки пальца крепления ушка. Зазор между поверхностью второго листа и головкой пальца при этом не должен быть меньше 0,3 мм. В свободном состоянии на рессоре нужно затягивать гайки стремянок крепления ушка. Резьбу стремянки после завинчивания гаек раскернить в паре противоположных точек. Стремяночные гайки затягивать только при выпрямленной рессоре с приложением момента 30-33 кгс-м.
Листы смазать смазкой графитной при появлении в рессорах скрипа. Для этого машину нужно приподнять за раму и ввести смазку в появившиеся между листами зазоры. Нужно периодически контролировать надежность фиксации амортизаторов, отсутствие подтекания масла и исправность втулок резиновых нижней и верхней проушин. При возникновении течи наружную гайку амортизатора подтянуть. При использовании амортизаторы не регулируются.
Передняя подвеска машины «Урал»: ремонт
Для демонтажа рессоры и амортизатора следует:
- стояночным тормозом затормозить машину, гайки нижнего и верхнего амортизаторных пальцев крепления
- расшплинтовать и отвернуть, палец верхний извлечь, амортизатор снять, гайку болта отвернуть, втулку распорную и болт снять;
- гайки стремянок отвернуть и снять накладку, хомут, буфер;
- переднюю часть рамы поднять до полной разгрузки рессоры, гайки отвернуть и клинья стопорные извлечь, палец снять, из него вывернуть масленку и рессору с автомобиля снять.
Разобрать рессору не представляется трудным. Амортизатор разбирать следует в условиях, которые исключают возможность повреждения деталей и загрязнения.
Разбирать амортизатор следует так:
- амортизатор закрепить в тисках за нижнюю головку, шток вытащить полностью,
- далее гайку корпуса отвернуть ключом, извлечь цилиндр вместе со штоком и поршнем, корпусом сальника и крышкой цилиндра,
- цилиндр снять с поршня, используя отвертку, достать кольцо уплотнительное;
- из полости корпуса слить масло, из трубы корпуса достать основание цилиндра в сборе с клапанами, зажать шток через мягкие прокладки в тисках и поршень разобрать;
- основание цилиндра зажать в тисках за головку штока клапана сжатия, разобрать.
Проверка деталей.
Рессорные детали промыть в керосине и вытереть. Заменить неисправные и с трещинами листы. Если толщина заднего конца листа коренного истерта наполовину или запрессованная втулка ослаблена на переднем конце, то следует заменить коренной лист.
Подлежат замене вкладыши заднего рессорного кронштейна при истирании их на половину толщины. Если появилась течь, гайку наружную амортизатора подтянуть с приложением момента 6-8 кгс-м. Амортизаторы не регулируются в процессе эксплуатации.
Ремонт подвески автомобиля урал
Устройство колесной части и узла поворотного кулака переднего ведущего моста показано на рис. 1
Разбирать узел поворотного кулака только при замене смазочного материала в корпусе поворотного кулака, при регулировке подшипников шкворней и в случае неисправности (поломка деталей шарнира равных угловых скоростей, разрушение подшипника шкворня).
При разборке узла нельзя раскомплектовывать приработавшиеся детали шарнира. Кроме того, важно сохранить взаимное положение деталей шарнира.
Разборка узла поворотного кулака
Закрыть колесные краны, снять защитный кожух и отсоединить шланг 2 подвода воздуха от колесного крана, снимаемого колеса.
Ослабить затяжку гаек крепления колеса.
Поднять переднюю часть автомобиля и установить под передний конец рамы подставу.
Отвернуть гайки крепления колеса и снять колесо.
Отсоединить шланг тормозной системы, системы герметизации и системы накачки шин.
Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового пальца тяги рулевой трапеции, тяги сошки или наконечника гидроусилителя (если разбирается узел правого поворотного кулака).
С помощью съемника выпрессовать шаровые пальцы.
Отвернуть болты крепления крышки ступицы, вывернуть из полуоси 6 угольник подвода воздуха и снять крышку ступицы вместе с уплотнителем и шлангом подвода воздуха.
С помощью съемника извлечь полуось 6.
Разогнув край стопорной шайбы, отвернуть контргайку 7, снять стопорную и замочную шайбы.
Отвернуть гайку 10 и снять ступицу колеса в сборе с тормозным барабаном.
С помощью монтажной лопатки снять стяжную пружину тормозных колодок.
Отвернуть гайки крепления щита тормоза и поворотной цапфы 4.
Снять щит тормоза в сборе с тормозными колодками, колесным цилиндром 11, обоймой, пылезащитным сальником и шайбой.
Снять со шпилек корпуса поворотного кулака поворотную цапфу.
Извлечь детали шарнира равных угловых скоростей (рис. 2).
С помощью краски пометить взаимное расположение приработавшихся деталей шарнира.
Удалить смазочный материал из корпуса поворотного кулака и полости шаровой опоры.
Отвернуть болты крепления сальника 10 (рис. 3) шаровой опоры и снять сальник.
Из паза корпуса поворотного кулака извлечь резиновую заглушку 16.
Отвернуть гайку крепления рычага 7 и, слегка постукивая молотком по рычагу, снять со шпилек разжимные конусные втулки 3 и рычаг с пакетом прокладок 2.
Отвернуть гайки крепления крышки 18 и снять крышку вместе с пакетом регулировочных прокладок 17.
Связать пакеты регулировочных прокладок с рычагом 7 и крышкой 18.
Выпрессовать наружные кольца подшипников 9 и 19, с помощью съемника снять внутренние кольца подшипников в сборе с роликами. Снять корпус поворотного кулака.
При необходимости замены сальника 10 отвернуть гайки крепления шаровой опоры 15 и с помощью монтажной лопатки снять ее, используя выточки фланца шаровой опоры.
Собрать узел поворотного кулака в порядке, обратном разборке.
Перед установкой шарнира равных угловых скоростей и подшипников шкворней следует обязательно смазать сопрягаемые поверхности деталей.
Уплотнительные прокладки шаровой опоры, сальника и поворотной цапфы, привалочные поверхности корпуса 1 поворотного кулака, рычага 7 и крышки 18 следует обязательно смазать тонким слоем уплотнительного смазочного материала, шейку шаровой опоры под кожух полуоси — графитным смазочным материалом.
Перед установкой пробки контрольного отверстия или шпилек корпуса поворотного кулака на резьбовую поверхность отверстий также нанести уплотнительный смазочный материал.
Перед установкой и креплением деталей уплотнения шаровой опоры (обоймы сальника, манжеты, уплотнительного и распорного колец, крышки сальника) отрегулировать преднатяг подшипников шкворней.
Подшипники отрегулировать изменением толщины пакетов регулировочных прокладок 2 и 17.
Выпускаемый заводом набор регулировочных прокладок состоит из четырех типоразмеров толщиной 0,5; 0,22; 0,1 и 0,05 мм.
В каждом пакете регулировочных прокладок, установленных под рычагом 7 и крышкой 18, должно быть не менее двух прокладок толщиной 0,05 мм, расположенных по обе стороны пакета.
Величина крутящего момента, необходимого для плавного поворота корпуса поворотного кулака, должна быть 2,2—2,7 кгс/м, что соответствует усилию 8 — 10 кгс, приложенному к концу рычага рулевой трапеции (отлитого заодно с корпусом кулака).
Усилие, необходимое для плавного поворота кулака, определять с помощью динамометра (рис. 4). Если величина усилия выходит за указанные пределы, подбором регулировочных прокладок 2 и 17 (см. рис. 3) добиться необходимого усилия поворота.
После регулировки толщина пакетов регулировочных прокладок под рычагом и крышкой не должна отличаться более чем на 0,05 мм.
При установке манжеты сальника шаровой опоры следить за тем, чтобы пружина не выпала из канавки манжеты.
После установки крышки сальника выемки под поверхность шаровой опоры должны быть расположены по оси, перпендикулярной к оси шкворней.
Детали шарнира равных угловых скоростей при сборке устанавливать в соответствии с нанесенными при разборке метками.
Пылезащитный сальник перед установкой пропитать трансмиссионной смазкой.
Установив ступицу в сборе с тормозным барабаном, отрегулировать подшипники ступиц.
При необходимости отрегулировать зазор между накладками тормозных колодок и барабаном.
После сборки через заливное отверстие (которое одновременно является и контрольным) заполнить корпус поворотного кулака смазочным материалом.