Меню

Ремонт платформы автомобиля это

Ремонт платформы, кабины и кузова автомобиля

Ремонт кабины, кузова и платформы связан с устранением всех видов дефектов, которые появляются на них в процессе эксплуатации. К таким дефектам относятся: усталостные и сварные трещины, ослабление резьбовых и заклепочных соединений, коррозионные изъязвления, разрывы металла, прогибы и перекосы, вмятины, а также выпучины.

Во время капитального ремонта автомобиля раму полностью разбирают и осуществляют контроль состояния сварных швов и наиболее нагруженных участков, при этом ослабленные заклепочные соединения демонтируют и заменяют на новые.
Погнутые поперечины балки выпрямляют на специальных стендах при помощи прессов. После этого качество правки контролируют при помощи проверочных линеек и щупов.

Обнаруженные трещины в сварных соединениях или деталях заваривают. Перед сваркой во избежание дальнейшего распространения трещины необходимо на ее концах просверлить отверстия диаметром 3-5 мм. После этого металл около трещины удаляют на всю ее глубину с разделкой кромок под углом 90°. Если трещина сквозная, а толщина металла не превышает 12 мм, то делают V-образную разделку, пи большей толщине металла делают Х-образную разделку. Для сваривания разделки наиболее эффективной будет сварка в среде углекислого газа. На Выбор марки сварочной проволоки влияет химический состав свариваемого металла. В том случае, если трещина проходит через отверстие, то этот участок полностью вырезают и заменяют новым, в таких случаях иногда для усиления приваривают накладки.

Участки кузова, платформы или кабины, поврежденные глубокими или сквозными коррозионными изъязвлениями, полностью вырезают и заменяют на новые. Вырезку лучше всего производить механическим способом с применением пневматического резца, электрических ножниц или газовой резки. Однако необходимо учитывать, что при газовой резке за счет высоких температур происходит коробление металла оставшейся части.
Приварку новых вставок осуществляют после предварительной прихватки короткими участками длинной 5-10 мм с шагом 100-120 мм. Но более широкое применение получила сварка в среде углекислого газа сварочной проволокой диаметром 0,8 мм, током 90-110 А и напряжением 18-22 В. Но в некоторых случаях применяют контактную точечную сварку (например при приваривании крыльев). Сварное соединение, как правило, выполняется внахлестку и по всему периметру участка.

Для того чтобы частично снять внутреннее напряжение и придать узлу правильную форму, сварные соединения подвергаются проковке при помощи пневматического пистолета. Кузов, кабина и их детали, потерявшие форму при аварии, правят на специальных стендах с применением специализированного инструмента, в роли которого выступают оправы, гидравлические струбцины, зажимы, растяжки и т. д. Процесс правки может выполняться как в холодном состоянии, так и с нагревом поврежденных мест. Небольшие вмятины, не имеющие перегибов, устраняют выколоткой при помощи различных деревянных или резиновых молотков. Глубокие вмятины, не имеющие острых загибов и складок, начинают выправлять с середины, постепенно смещая удары к краю. Вмятины ударного характера с линиями перегиба выравнивают с подогревом линии перегиба. Окончательную правку осуществляют с применением поддержек, которые устанавливаются с внутренней стороны. Тонкую рихтовку выполняют при помощи специальных рихтовальных молотков.

Сломанные болты, резьбовая часть которых продолжает оставаться в детали автомобиля, удаляют вывертыванием (в том случае, если есть возможность захвата за выступающую часть) или высверливанием сверлом, диаметр которого немного меньше внутреннего диаметра резьбы болта (в том случае, когда возможность захвата отсутствует). После этого в отверстие вбивают квадратный стержень, при помощи которого и осуществляется удаление болта. После удаления болта резьбу в отверстии поправляют при помощи мечника.
Если резьба в отверстии детали имеет значительные повреждения, которые не поправишь при помощи мечника, то в этом случае резьбу заплавляют. После этого отверстие рассверливают вновь под требуемый диаметр и нарезают новую резьбу.

  • Организация технического обслуживания

Ремонт кузова, платформы и дополнительного оборудования

§75. Малярные работы

Отремонтированные участки кузовов и ка­бин покрывают лакокрасочным покрытием. При капитальном ремонте автомобилей лако­красочное покрытие обновляют.

Старое лакокрасочное покрытие удаляют полностью или частично. Если лакокрасочная пленка хорошо сохранилась и нет следов под­поверхностной коррозии, то краску не снимают.

Подготовка поверхности к окраске включа­ет зачистку, грунтовку, шпаклевку и шлифова­ние. Перед нанесением покрытия поверхность тщательно очищают от ржавчины, окалины, масляно-жировых и прочих загрязнений и вла­ги. Затем проводят грунтование. Наибольшее распространение получил грунт ГФ-020, ко­торый наносят тонкими ровными слоями тол­щиной 0,015—0,020 мм. После нанесения грун­та поверхность сушат. Если после высыхания грунта поверхность получилась глянцевой, то ее рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной шкуркой для создания шерохова­тости.

Зачистка. Сначала все швы от сварки выравниваются до плоскости кузова с помощью болгарки. Следующий этап – обработка кузова наждачной шкуркой. Делать это руками необязательно, если есть орбитально-шлифовальная машинка и специальный рубанок. Ручная зачистка делается там, куда это оборудование не достает.

Шпатлевание проводят с целью устранения неровностей или раковин на поверхностях за­грунтованных деталей. Шпатлевку наносят механическими или ручными шпателями. Мо­гут применяться пистолеты-распылители. Шпаклевку наносят равномерно в несколько слоев. Толщина одного слоя не должна быть более 0,5 мм, а толщина всех слоев — 2,0 мм. Каждый последующий слой шпаклевки нано­сят только после полного высыхания ранее на­несенного слоя.

Читайте также:  Схемы питания однофазных двигателей

Необходимость реальной оценки исходит из того, какую именно шпатлевку нужно будет применить для выравнивания поверхности.

-Стекловолоконная шпатлевка убирает вмятины фактически любой глубины.
-Мягкая шпатлевка по ГОСТу применяется при вмятинах глубиной до 0,5 мм. На деле выдерживает глубину до 1 мм.
-Финишная шпатлевка предназначена для удаления мелких царапин.

Шлифование позволяет сгладить неровнос­ти, оставшиеся на поверхности после шпакле­вания. Для шлифования шпаклевки применяют пемзу. Процесс может выполняться вручную или при помощи пневматических или электри­ческих шлифовальных машин.

Дальнейшая подготовка к покраске состоит из шлифования обработанной поверхности кузова специальной машиной и наждачной бумагой Р80-120. Для проявления плохо зашпатлеванных мест используют проявочную пудру. Затем поверхность «доводят» шкуркой с абразивом Р240-320, и почти готовый к покраске кузов обезжиривают.

Завершающий этап – грунтовка.
Наиболее популярная грунтовка для кузова перед покраской – это акриловая, которая защитит его от коррозии. Начинают грунтовать машину с тех мест, на которые наносилось больше шпатлевки. Подготовленный состав наносят под давлением из компрессора тонкими слоями (обязательно после высыхания предыдущего слоя). Не стоит замешивать грунтовку заранее, срок ее пригодности – 1-2 часа.

После грунта на кузов распыляют тонкий слой контрастной по цвету краски – так называемый проявитель. Затем снова нужно шлифовать

На подготовленную поверхность наносят лакокрасочное покрытие, которое сушат и от­делывают. Для внешнего окрашивания грузо­вых автомобилей наибольшее распространение получили следующие лакокрасочные материа­лы: для окраски кабин и оперения — нитро­эмали, нитроглифталевые и синтетические эма­ли; для окраски деревянных платформ — во­доэмульсионные эмали.

Покрытия наносят несколькими тонкими слоями вручную или механизированным спосо­бом. При механизированном способе покрытия наносят распыливанием или окунанием. Распыливание осуществляют различными краско­распылителями или окрашивание производят в электрическом поле. Нанесение покрытия оку­нанием заключается в том, что деталь погру­жают в ванну с лакокрасочным материалом, затем вынимают и сушат.

§74. Обойные работы

Обойные работы предусматривают ремонт подушек и спинок сидений, обивки кузова или кабины.

В зависимости от характера дефектов осу­ществляют полную замену или частичный ре­монт, включая замену отдельных деталей и обивки. При частичном ремонте производят чистку, постановку заплат и замену отдельных частей обивки. Заплаты вшивают или приклеи­вают казеиновым (резиновым) клеем.

При капитальном ремонте производят пол­ную разборку подушек и спинок сидений, ре­монт каркасов, замену негодных пружин, изго­товление нового матраца и обивки. Характер ремонта определяется конструкцией пружин­ных элементов: витые, плетеные или змейковые пружины, собранные в каркас; резиновые рам­ки, натянутые на остов; блоки губчатой резины или пористой пластмассы. Дефекты проволоч­ных рамок устраняют правкой и сваркой.

При среднем ремонте обивку кузова разбирают и восстанавливают по мере необходимости согласно существующим техническим условиям.

Для обивки кузовов применяются различные текстильные материалы, резина, картон, клей, дерматин, кожа и кожзаменители.

Ниже приведена краткая характеристика основных материалов, применяемых для обивки кузовов.

Вельветон представляет собой хлопчатобумажную окрашенную ткань с односторонним начесом. ОСТ НКЛП 7142/528.

Фасонный меланжевый корд «Москвич» — хлопчатобумажная ткань 12-ремизного сложного переплетения ГОСТ 162-41.

Подкладка потолка — хлопчатобумажная ткань с двусторонним начесом ГОСТ 101-41.

Ватники представляют собой пласты хлопчатобумажной ваты, покрытые мешковиной с одной или двух сторон и простеганные нитками. Изготовляются они по Единым ТУ № 2232—50 на ватники для автомобилей.

Ватилин одинарный и двусторонний — ТУ 2232-50, утвержденные МЛП и МАП.

Дерматин для автомобильной промышленности — тисненый, с рельефным рисунком по ГОСТ 4018-48.

Кожа подбирается по ГОСТ 2000-43; искусственная кожа — текстовинит изготовляется на малеокине с полихлорвиниловым покрытием по ТУ 11-45.

Тесьма хлопчатобумажная — ВТУ № 298—49. Главкожзаменитель МЛП СССР.

Шнур фасонный полый — хлопчатобумажная лента (сотканная мешковина).

Картон термоизоляционный (из 100-процентного древесного волокна); толщина 6, 8, 12 и 14 мм.

Картон водонепроницаемый ТУ № 2—48 Министерства целлюлозной промышленности. Картон должен быть равномерно во всю толщину пропитан специальным водонепроницаемым, противогнилостным составом.

Картон термоизоляционный (вафельный) состоит из волокнистой массы с однородным битумным покрытием и имеет сквозное тиснение вафельного типа.

Резина применяется мягкая (твердость по Шору 40—50), средней твердости (по Шору 55—65) и губчатая.

Миткаль технический — ОСТ 30267. Отделка суровая.

Парусина ГАЗ-2040 ТУ Главтехноткани.

Сукно прессовое (ворсованное) — ВТУ Наркомтекстиля 303. М6 — гарнитуровое.

Шпагат увязочный — ОСТ НКЛП 8147/836 (обозначение 3).

Нитки хлопчатобумажные швейные по ОСТ НКЛП 8019/852; матовые в 6 сложений и особо прочные в 6 и 9 сложений.

Читайте также:  Машины для нарезки хлеба назначение устройство

Нитки льняные пошивочные — ОСТ НКТекстиля 30101/40.

Для приклейки резины и текстиля к картону и окрашенному и неокрашенному металлу холодным способом и для уплотнения стекол в резиновых прокладках на кузовах автомобиля применяется в основном резиновый клей ЗИС-4010 (ГОСТ 443—41).

На авторемонтных заводах, кроме клея ЗИС-4010, для приклейки текстиля применяют также казеиновый клей, а иногда клейстеры из пшеничной или ржаной муки.

Кроме перечисленных выше материалов, применяются: резиновый клей завода «Каучук» № 88; декоративный, битумный и термотреновый клей; водозапорная паста № 245; противошумная паста; перкаль и другие материалы взамен предусмотренных в спецификациях на данный кузов или в дополнение к ним.

Сломанные и ослабевшие пружины заменя­ют. Производят перетяжку пружин и укрепля­ют каркас. Пружины крепят металлическими скрепками, специальными прижимами и шпа­гатом. Поврежденные участки подушки из губ­чатой резины вырезают и заменяют новыми, устанавливаемыми на резиновом клее.

Для сборки подушек сиденья применяют специальные стенды, которые обеспечивают равномерное натяжение обивки.

Подушки к основанию сиденья, как прави­ло, крепятся специальными крючками, прива­ренными к каркасу сиденья. При ремонте крючки выправляют.

§72. Ремонт кабины, кузова и оперения

Основными неисправностями кабины, кузо­ва и оперения грузовых автомобилей являют­ся трещины и вмятины, коррозионные разру­шения, погнутость отдельных деталей; переко­сы в узлах кабины и кузова; повреждения пе­тель, крюков, дверных замков и стеклоподъем­ников; поломка деревянных деталей кузова и кабины; порча обивки и окраски.

Ремонт кузовов может быть организован двумя способами: на неподвижных постах и на подвижных постах поточной линии. Организа­ция работ в основном определяется производ­ственной программой предприятия. Поточные линии оснащаются тележечным конвейером с механическим приводом. Поворотная тележ­ка-стенд позволяет устанавливать кабину в удобное для работы положение. Процесс ре­монта выполняется на постах.

На первом посту поточной линии снимают двери, дефектуют и вырезают поврежденные, разрушенные коррозией, и негодные части па­нелей и узловые соединения кабины. Вырезку производят пневматическими рубильными мо­лотками или ацетилено-кислородным резаком РР-53, который работает при давлении ацети­лена 0,02—0,1 кгс/см 2 и давлении кислорода 3—14 кгс/см 2 . Скорость газовой резки состав­ляет 1,2—1,3 м/мин.

На втором посту выправляют погнутые мес­та панелей кабины. Для правки и рихтовки па­нелей кабин применяют комплект инструмен­тов и приспособлений модели 2146-1 (рис. 109), выпускаемый трестом «Росавтоспецоборудование». Кроме ручных инструментов в комплект входит гидравлический цилиндр с насосом, предназначенный для предварительной правки поврежденных мест. К гидравлическому ци­линдру прилагаются различные приспособле­ния в виде стальных и резиновых наконечни­ков, выдавливателей, упоров и поддержек.

Вмятины, не имеющие перегибов и вытяжки материала, устраняют выколоткой, применяя специальные деревянные или резиновые мо­лотки.

Глубокие вмятины без острых загибов и складок начинают править с середины, посте­пенно перенося удары к краю. Вмятины с ост­рыми загибами правят с острого загиба, а по­логие вмятины — с края поврежденного места панели, постепенно перенося удары к середине. Вмятины ударного характера правят с мест­ным подогревом линий перегиба и окружаю­щей ее зоны на 40—60 мм.

Окончательную правку проводят с приме­нением поддержек, которые устанавливают с внутренней стороны.

На третьем посту заваривают трещины, пробоины, разрывы, ремонтируют панели при­бора, подставки сидений, заменяют петли две­рей кабины.

Заварку трещин и разрывов осуществляют газовой сваркой. В качестве присадочного ма­териала применяют проволоку, близкую по своему химическому составу к свариваемому материалу. Перед сваркой места трещин, раз­рывов и пробоин выравнивают, очищают от грязи, масла и ржавчины. Затем прихватывают кромки трещины короткими швами, вновь вы­правляют кромки и заваривают трещину сплошным швом. При значительных пробоинах и разрывах устанавливают заплаты из листо­вого материала такой лее толщины и по хими­ческому составу близкого к материалу ремон­тируемой детали.

Детали оперения выполнены из тонкого листа. Поэтому при ремонте с обратной сторо­ны приваривают усилитель, т. е. стальной лист, равный по толщине материалу самой детали. Сварочные швы привариваемых усилителей должны быть направлены перпендикулярно трещине.

Двери кабины должны свободно открывать­ся и закрываться. Зазор между панелями две­ри и проемом должен быть одинаковым по все­му контуру. При повреждениях в петлях две­рей кабины заменяют части стойки дверного проема. Газовым резаком вырезают дефектное место стойки вместе с петлей и пластиной креп­ления Петли. Затем приваривают новую плас­тину крепления в сборе с петлей к внутренней стойке дверного проема. После этого наклады­вают и приваривают ремонтную деталь наруж­ной панели стойки.

На четвертом посту подгоняют по месту, прихватывают и приваривают дополнительные ремонтные детали.

На пятом посту проковывают сварные швы, зачищают и окончательно правят. Сварные швы проковывают молотком, применяя различ­ные поддержки.

Для зачистки сварных швов применяют шлифовальный круг и пневматические или электрические шлифовальные машины.

На шестом посту правят дверные проемы, подгоняют и навешивают двери. Для устране­ния перекосов и прогибов применяют механические и гидравлические растяжки с комплек­том съемных оправок, резиновых и деревянных подкладок.

Читайте также:  Заз шанс обзор тест драйв

На седьмом посту производят отделку и выравнивание лицевых поверхностей от вмятин и неровностей, вызванных приваркой дополни­тельных ремонтных деталей, накладок и вста­вок. Для выравнивания поверхностей применя­ют установку (УПН-7-65) для газопламенного напыления полимерных порошков. В качестве порошка используют термостойкую пластмас­су ТПФ-37, которой заполняют все вмятины до получения ровной поверхности.

Перед нанесением покрытия поверхности зачищают от ржавчины шлифовальным кругом или фибровым диском с зерном № 16—24. За­чищенные поверхности обезжиривают бензи­ном или уайт-спиритом, обдувают сжатым воз­духом. Затем их подогревают до температуры 160—180°С, не допуская перегрева и появления на металле цветов побежалости. На нагретую поверхность наносят порошок в один или в не­сколько слоев. Каждый нанесенный слой уп­лотняется цилиндрическими или фасонными гладилками. Выровненную поверхность после затвердения наплавленного слоя обрабатыва­ют шлифовальным кругом или фибровым шли­фовальным диском с величиной зерна № 56 до полного восстановления контура детали.

Поверхности дверей, крыльев и капотов вы­равнивают аналогичным способом.

Технологический процесс ремонта дверей, крыльев, капотов и облицовок грузовых авто­машин подобен рассмотренному технологиче­скому процессу ремонта кабин. Для других ти­пов автомобилей (автобусов, легковых и спе­циальных и т. п.) технологический процесс ре­монта различен и во многом определяется конструкцией кузовов и кабин, а также мате­риалами, из которых изготовлены основные де­тали. При этом способы устранения отдельных дефектов остаются одинаковыми.

Для устранения небольших неровностей на наружных поверхностях, мелких вмятин и ца­рапин применяют наплавку оловянисто-свинцовыми припоями (ПОС-18 или ПОС-ЗО) и эпоксидные мастики.

Подготовка ремонтируемой поверхности к нанесению припоя заключается в зачистке ее до блеска и облуживании паяльной пастой, ко­торая не требует предварительного травления соляной кислотой. После нанесения припоя вы­ровненный участок зачищают и шлифуют мел­козернистой наждачной бумагой, подготавли­вая его для последующей окраски.

Отдельные неровности на поверхности крыльев и деталей оперения могут быть выров­нены специальными мастиками, приготовлен­ными на основе эпоксидной смолы. Применяют различные составы мастик, которые хорошо за­твердевают при обычной комнатной температу­ре. Эпоксидную мастику наносят на выравни­ваемую поверхность шпателем. Перед нанесе­нием мастики ремонтируемую поверхность за­чищают и обезжиривают. После затвердевания (через 10—15 ч) заполненный мастикой учас­ток зачищают абразивной шкуркой, подготав­ливая его для окраски.

Двери кабины, имеющие значительные дефекты, заменяют новыми.

Перед установкой дверь окрашивают( две­ри, поставленные в качестве запасных частей, не окрашены) и приклеивают к ней уплотни­тель. Далее дверь устанавливают на петлях и ввертывают болты, не затягивая их. Устанав­ливают арматуру и стекла и регулируют поло­жение двери по зазорам в проеме. Затягивают болты крепления двери к петлям. Двери долж­ны быть установлены без перекосов, свободно открываться и закрываться и не иметь люфта на осях петель.

Неисправные замки вызывают плохое от­крывание и закрывание дверей при пользова­нии как внутренними, так и наружными ручка­ми. Основной причиной является недостаточ­ное перекрытие зуба ротора зубом фиксатора. Для устранения этого дефекта снимают фикса­тор и между ним и стойкой двери устанавли­вают металлическую прокладку так, чтобы зуб фиксатора перекрывался не менее чем на 5 мм зубом ротора.

Плохая работа замка может быть вызвана провисанием двери или заеданием в механиз­ме замка. Для устранения первой неисправнос­ти ослабляют болты, крепящие петли к двери, и правильно устанавливают дверь относитель­но ее проема. После установки двери закреп­ляют болты, петли замка и фиксаторы. При за­едании в механизме замка с панели двери сни­мают монтажный люк и, отвернув винты креп­ления, ручки, привод замка, а затем и сам замок. У автомобиля ГАЗ-53А необходимо так­же снять выключатель замка.

Ремонт окон.

При капитальном ремон­те металлические рамки окон разбирают. Вос­станавливают только погнутые детали с разру­шенным защитно-декоративным покрытием. Детали выбраковывают, если они имеют тре­щины или глубокие следы коррозии.

Основными дефектами стекол являются трещины, пожелтение, радужные пятна, цара­пины и риски на поверхности. Все стекла с тре­щинами и дефектами заменяют новыми.

В кабинах грузовых автомобилей панорам­ное лобовое стекло удерживается резиновым уплотнителем. Чтобы вынуть такое стекло, не­обходимо вначале отвернуть шурупы и снять крепящие накладки. Затем вывертывают винты крепления щитка приборов и слегка сдвигают его. Далее отгибают гребешок уплотните­ля и, придерживая стекло снаружи, сильным нажатием на него изнутри выдвигают наружу правый или левый верхний угол стекла. Затем постепенно выдвигают всю верхнюю часть стекла, вынимают его из проема и снимают уп­лотнитель. Перед установкой нового стекла уплотнитель тщательно очищают и промазыва­ют водозапорной мастикой.

Для замены опускающихся стекол в дверях кабины необходимо вначале снять внутренние ручки, подлокотник, обивку двери, отвернуть крепление кулисы к обойме стекла, снять стой­ку стекла, а затем, немного наклонив, вынуть стекло вверх через проем. При установке ново­го стекла выполняют операции в обратной по­следовательности.

Adblock
detector