Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?
Что такое прямые и косвенные расходы
Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.
Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:
- организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
- фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).
О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».
Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
- затраты на амортизацию ОС.
Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.
От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы разделяете затраты на прямые и косвенные в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.
Что относится к транспортным расходам
Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:
- расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
- расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
- расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).
Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.
Расходы на доставку приобретенного имущества
Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:
ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,
Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,
ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,
где: ТР — транспортные расходы;
ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;
ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;
ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;
Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;
ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).
При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.
Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».
Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.
Расходы на доставку продукции или товаров покупателю
Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).
Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).
Для учета ТР при доставке имущества покупателю компания должна оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и товарно-транспортную накладную (1-Т) (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-03-06/1/105).
Расходы на содержание транспорта
В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.
Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.
Обязательным документом, без которого нельзя списывать траты на ГСМ, является путевой лист. Подробнее о том, как его заполнять, читайте в статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».
Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:
- акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
- сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.
Любое транспортное средство должно быть застраховано и на него оформлен полис ОСАГО (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Расходы на ОСАГО являются косвенными тратами и должны быть учтены в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).
Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Упрощенцы» могут учесть в расходах только ОСАГО, но не КАСКО (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
О бухгалтерском и налоговом учетах затрат на транспорт при УСН читайте в статье «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы» .
Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.
А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Расходы на аренду транспорта
Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.
Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.
Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.
Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.
Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.
Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:
- для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
- авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).
Свыше этих сумм, по мнению чиновников, компания никакие траты на транспорт, принадлежащий сотруднику, учесть не может (письмо Минфина России от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366, от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140).
Есть ли ограничения по признанию в расходах компенсации работнику за использование собственного грузового автомобиля, смотрите в материале «[ЛАЙФХАК] Компенсируем сотруднику расходы на личный автомобиль».
Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.
Итоги
Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).
Состав материальных расходов, применяемых для целей налогообложения
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
«Статья 254. Материальные расходы
1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)».
Данный вид материалов в бухгалтерском учете учитываются, как правило, по статье «Основные материалы».
«2) на приобретение материалов, используемых:
для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели)».
Упаковка продукции представляет собой средство или комплекс средств, обеспечивающий защиту продукции от повреждений или потерь, а окружающую среду от загрязнений. В понятие упаковка входит также процесс по укладке и затариванию товара в специальные приспособления, необходимые для его перевозки и транспортировки, в частности в мешки, баллоны, ящики, коробки, бочки, контейнеры и иные емкости.
Внешне упаковка зависит от особенностей продукции. Обычно различают внешнюю упаковку – тару, и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара.
— фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и тому подобное), потребленных при упаковке товаров;
— плата за услуги сторонних организаций по упаковке товаров.
Другим видом расходов являются затраты, связанные с хранением. Хранение продукции представляет собой содержание продукции в местах ее размещения в соответствии с установленными правилами, предусматривающими обеспечение ее сохранности до использования по назначению в течение заданного срока.
— плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;
— расходы по содержанию собственных складов готовой продукции;
— расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);
— расходы на содержание холодильного оборудования, если это обусловлено спецификой производства;
— другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и тому подобное).
Не всегда в организациях существуют специализированные склады для хранения готовой продукции. Часто на складе могут одновременно храниться закупленное оборудование, готовая продукция и так далее.
В этом случае, непосредственно в целях налогообложения будут учитываться только затраты по хранению готовой продукции организации, а не все затраты организации по хранению перечисленных товарно-материальных ценностей. Если речь идет о хранении закупленного организацией оборудования, то согласно пунктам 7,8 ПБУ 6/01, а также пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), основные средства организации отражаются в учете по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Если это оборудование хранилось на складах, то эти затраты относятся на удорожание основных средств. Следовательно, для правильного формирования расходов при таких условиях необходимо обеспечить раздельный учет затрат по хранению.
«3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию».
По данной статье учитываются затраты на приобретение указанного имущества в случае, если оно не является амортизируемым, согласно статье 256 НК РФ.
Организация приобрела три стола (каждый из которых стоит менее 10 000 рублей). Вправе ли организация сразу уменьшить доход по налогу на прибыль на всю стоимость купленных столов для сотрудников?
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ, столы стоимостью менее 10 000 рублей не являются амортизируемым имуществом. Поэтому уменьшить доход по налогу на прибыль на всю стоимость купленных столов организация сможет только в том случае, если каждый стол примет к учету как отдельный объект основных средств.
А согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, всю стоимость таких столов сразу можно отнести в состав материальных расходов.
«4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика».
Данные расходы учитываются по статье «Покупные полуфабрикаты и комплектующие».
«5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии».
Данный вид расходов отражает энергетические расходы организации и учитывается по статьям «Топливо» и «Энергия».
Указанные расходы должны быть обоснованы технологическим процессом.
Организация, при осуществлении своей основной деятельности, использует автомобиль. Горюче-смазочные материалы для автотранспорта приобретаются водителями за наличный расчет на АЗС.
Организация использует чеки АЗС для признания расходов на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли. Правомерны ли действия организации?
В соответствии с вышеназванным пунктом, в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, которые используются в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам.
Как было отмечено выше, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, для того чтобы указанные расходы были признаны в целях налогообложения прибыли, они должны быть не только экономически обоснованы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, но и документально подтверждены.
Таким образом, чек автозаправочной станции на приобретение горюче-смазочных материалов является документом, подтверждающим факт их оплаты, однако он еще не подтверждает факт использования бензина для определенного автомобиля в производственных целях.
Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
В путевом листе указывается номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных путевого листа определяется фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю.
Таким образом, для признания расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли необходимо наличие не только чеков АЗС, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина на производственные цели организации.
В случае перерасхода электроэнергии, превышения норм потребления воды, не обусловленных технологическим процессом, затраты следует считать экономически неоправданными.
«6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов)».
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самой организации:
— по перевозкам грузов внутри организации – «внутризаводское перемещение грузов» (например, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения);
— по доставке готовой продукции в соответствии с условиями
договоров (контрактов).
В этом случае налогоплательщикам стоит обратить особое внимание на то, что для учета данных расходов в целях налогообложения в договорах необходимо указывать пункт доставки и в том случае, когда технологически происходит изменение пункта доставки, это необходимо оформить документально. В противном случае данные затраты в целях налогообложения приняты не будут.
При реализации продукции стороны несут расходы, связанные с транспортировкой продукции от поставщика к покупателю, при этом, в зависимости от условий договора, эти расходы либо целиком падают на поставщика, либо – на покупателя, а иногда – частично на поставщика и частично на покупателя. Конкретный порядок распределения транспортных расходов между сторонами зависит от того, в какой мере они учтены при согласовании цены на продукцию.
Чаще всего, в так называемых базовых условиях поставки, содержится указание на то, что цена установлена сторонами франко – определенное место. Это значит, что расходы по доставке продукции до такого места несет поставщик, а остальные покупатель.
В отечественной практике обычно применяется четыре вида цен:
франко-склад поставщика (или иначе самовывоз);
франко-вагон станции отправления;
франко-вагон станции назначения;
В первом случае все транспортные расходы несет покупатель, во втором и третьем – расходы частично распределены между сторонами, в четвертом – транспортные расходы целиком падают на поставщика. Условиями договоров могут быть предусмотрены и другие франко-цены.
Если в договоре поставки базовые условия не определены, то применяются общие правила перехода права собственности на продаваемое имущество, согласно которым право собственности у приобретателя возникает с момента передачи этого имущества (статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)). Передачей признается сдача перевозчику для отправки приобретателю (статья 224 ГК РФ).
Если по условиям договора покупатель обязан возместить поставщику сумму фактически произведенных последним транспортных расходов по доставке товара, то транспортные расходы, оплаченные сверх цены товара, и вне зависимости от того, на счет какой организации (поставщика или перевозчика) перечислены денежные средства, включаются покупателем в балансовую стоимость товара (материала).
Сложным до сих пор является вопрос об источнике уплаты так называемых платежей демерредж и диспач.
Демерредж представляет собой плату перевозчику за дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания судна в порту, то есть за задержку судна в порту после погрузки на него товара.
Диспач – это вознаграждение перевозчику за досрочное окончание погрузки товара в судно до истечения нормативного периода (статья 133 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Согласно пункту 15 Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года №460) условия о демерредже и диспаче обычно предусматриваются сторонами в контракте как условия о распределении между ними транспортных расходов (расходов по договору перевозки грузов морским транспортом). Иными словами, наряду с чисто традиционными транспортными расходами, такими как фрахт, законодательством и контрактом могут быть предусмотрены и иные разновидности платы перевозчику, что позволяет рассматривать демерредж и диспач как разновидность транспортных расходов.
Таким образом, если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что организация несет расходы по демерреджу и диспачу, то эти расходы должны учитываться в целях налогообложения.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и избравшие объектом налогообложения доходы за минусом расходов, вправе, при определении налоговой базы, уменьшить доходы на величину материальных расходов. Данное мнение выражено в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 16 июля 2004 года №03-03-05/2/53:
«Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут при определении налоговой базы полученные доходы уменьшить в том числе на материальные расходы. Материальные расходы, согласно пункту 2 статьи 346.16 главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.
Так, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
В том случае, если приобретаемые организацией работы и услуги являются составной частью конечной услуги, оказываемой налогоплательщиком, такие расходы, по нашему мнению, можно отнести к материальным».
«7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы)».
Как видно из анализа вышеуказанной нормы перечень расходов не является исчерпывающим, поскольку в тексте указано «. и другие аналогичные расходы».
Также необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» учреждения, организации обязаны принимать эффективные мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Именно поэтому при характеристике затрат и при решении вопроса об их учете в целях налогообложения необходимо руководствоваться главой VII вышеуказанного Закона. Так, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по предписанию государственных экологических органов, относятся к такого рода затратам.
Кроме того, представляется возможным учитывать в качестве расходов и затраты по оплате услуг специализированных организаций по разработке и корректировке проектов нормативов ПДС, ПДВ, ПДРО, а также расходов на оплату услуг по разработке экологического паспорта организации. Что касается проведения государственной экологической экспертизы, а также работ по контролю за соблюдением установленных нормативов природопользования, то необходимо отметить следующее. Если данные работы осуществляются специально уполномоченными государственными органами Управления по охране окружающей среды, то и расходы по оплате вышеперечисленных услуг, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения.
Согласно рассматриваемой норме платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду учитываются в целях налогообложения, а платежи за превышение их, соответственно, не учитываются.
Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду производятся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Платежи за выбросы загрязняющих веществ вносят учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
По нашему мнению, основание для учета подобных затрат в целях налогообложения имеется, поскольку в тексте подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ указано «. и другие аналогичные расходы», что позволяет трактовать данную норму расширительно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 254 НК РФ:
«2. Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей».
В соответствии с пунктом 2 статьи 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. При этом не учитываются суммы налогов, подлежащих вычету либо исключаемых в расходы в соответствии с НК РФ. Это условие относится к так называемым «возмещаемым» налогам — налог на добавленную стоимость, акциз. Кроме того, в стоимость материальных расходов включаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
При стоимостной оценке материальных расходов следует учитывать положения пункта 3 статьи 254 НК РФ об особенностях учета в составе расходов стоимости возвратной тары:
«3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение.
Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей».
Согласно этим положениям, если стоимость возвратной тары включена в цену, то из общей суммы расходов на приобретение материалов исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение. Следует учитывать, что отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей. Статьей 517 ГК РФ определено, что, если иное не установлено договором поставки, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару, в которой поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
Следовательно, порядок расчетов и уровень цен на возвратную тару оговариваются при заключении договоров на поставку продукции в такой таре между организациями-изготовителями продукции и покупателями.
Хотелось бы также отметить, что согласно ПБУ 10/99 в составе расходов по обычным видам деятельности отражаются суммовые разницы. Связано это с тем, что пунктом 6.6 ПБУ 10/99 предусмотрено следующее:
«Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете».
Таким образом, отрицательные суммовые разницы увеличивают расходы по обычным видам деятельности, а положительные, соответственно, уменьшают расходы. Аналогичная норма содержится в пункте 6 ПБУ 5/01:
«Фактические затраты на приобретение материально — производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально — производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения».
Данный механизм отражения суммовых разниц, который применяется в бухгалтерском учете, непосредственно влияет на налоговые обязательства организаций, поскольку и при стоимостной оценке материальных расходов в целях налогообложения он также должен применяться.
В целях налогообложения суммовые разницы относятся на внереализационные доходы и расходы.
Как уже было отмечено ранее, в стоимость товарно-материальных ценностей включаются расходы на транспортировку. При этом в пункте 2 статьи 254 НК РФ это положение не ставится в зависимость от того, кто осуществляет транспортировку (сторонняя организация или сама организация). Вместе с тем, по мнению налогового ведомства, изложенному в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», расходы на доставку товарно-материальных ценностей, осуществленные собственным автотранспортом организации, не увеличивают стоимость указанных ТМЦ, а отражаются в составе соответствующей группы затрат (затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации и тому подобное).
«4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса».
В соответствии с данным пунктом при использовании в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов продукции собственного производства оценка указанной продукции собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции, в соответствии со статьей 319 НК РФ. Аналогичный порядок применяется и в отношении результатов работ и услуг собственного производства.
В обоих случаях необходимо учитывать, что сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких товарно-материальных ценностей должна соответствовать их оценке при списании (пункт 5 статьи 254 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что:
«6. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов».
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (пониженным выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг).
Не относится к расходам также попутная (сопряженная) продукция, перечень которой устанавливается в отраслевых методических рекомендациях (инструкциях) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
— по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
— по цене реализации материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.
Согласно пункту 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 НК РФ;
2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года №814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей»):
Естественная убыль товаров вызвана изменением их физико-химических свойств в процессе доставки, хранения и продажи (усушка, раскрошка, распыл, утечка, розлив и другая). Поскольку такие потери возникают объективно в процессе торгово-производственной деятельности, их нормируют. Нормы убыли устанавливают в процентном отношении к стоимости или к натуральным показателям отдельных видов товаров.
3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке;
Данный вид расходов обусловлен, прежде всего, особенностями технологического процесса производства продукции. Так, например, в металлургии часть металла уходит в шлак, при выпуске отдельных видов сложных отливок имеет место технологически неизбежный брак. При транспортировке различных грузов возможны потери в виде остатка материалов в средствах транспортировки (например, нефти в цистернах).
Технологические потери материальных ресурсов при производстве и (или) транспортировке должны быть обоснованы и утверждены сметой технологического процесса.
4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных организаций.
В добывающих отраслях к данным расходам относятся доразведка месторождений, очистка территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на производстве, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство».