Как оценивать стоимость кузовного ремонта автомобиля клиента
Очень неоднозначна тема оценки стоимости ремонта автомобиля после аварии. Не один раз можно услышать истории о том, как человек, обратившись в разные автосервисы, везде получал разную стоимость ремонта, порой отличающуюся не на одну и не на две тысячи. Конечно же, на цену влияет и квалификация мастеров и престижность автосервиса, а так же его официальность. То есть цена в гаражном автосервисе будет ниже по причине того, что мастера, работающие там, не платят налоги и высокую арендную плату, а также зачастую работают сами на себя и получают 100 % оплаты. А цена у официальных дилеров будет гораздо выше, так как от стоимости работ нужно выплатить процент работникам, также нужно заплатить налоги и опять же цену поднимает использования дорогих материалов для ремонта. Не говоря уже о том, что официалы работают чаще всего по страховым случаям. В договоре, к примеру, может быть указана замена вполне ремонтопригодного элемента. Всё это удорожает конечную цену. Влияет на стоимость, конечно же, условия ремонта. Если в автосервисе есть хорошая покрасочная камера, хороший кузовной стапель, то цена, конечно же, может быть справедливо выше, чем аналогичная при ремонте в гаражных условиях.
Всё написанное выше влияет на общую планку цен.
Данная статья не даст конкретного списка стоимости кузовных работ, но поможет разобраться в логике формирования цен при разных видах повреждений.
Можно условно разделить виды повреждений по сложности последующего ремонта. Можно, конечно же, подсчитывать ремонт по области повреждения в процентах от общей площади детали. Но бывает, что вмятина обширная, а даже краска не повреждена и металл легко можно вернуть на место простым надавливанием с обратной стороны детали. Так что корректнее оценивать по сложности восстановления, но также учитывая площадь повреждения. К легко устраняемым относятся уже упомянутые плавные вмятины, которые бывают порой даже без повреждения краски. К средним по сложности можно отнести повреждения, имеющие заломы металла, так называемые вмятины с острым дном, с небольшим растяжение металла, с замятием ребра (канта), с повреждением краски. К сложным отнесём повреждения со значительной площадью деформации, с несколькими заломами, с сильно растянутым металлом, с разрывами металла. В зависимости от сложности ремонта можно устанавливать стоимость. Но нужно знать, что порой клиенту, будет дешевле поменять деталь, чем ремонтировать.
Далее смотрим на область повреждения. Какие размеры площади ремонта и где она расположена. Это влияет, сколько краски уйдёт при окрашивании, и нужно ли будет делать переход (перепыл) на другую деталь. Чаще всего, если ремонтное пятно лежит рядом с границей с другой деталью, то желательно делать переход на соседнюю деталь, а это удорожает ремонт. Это справедливо в основном для лакокрасочных покрытий типа «металлик» или «перламутр». В этом случае практически красится две детали. Однотонную эмаль без эффектов хороший колорист может подобрать. Ещё один пример: вы ремонтируете дверь целиком, грунтуете, настаёт время подготовки к окрашиванию и собственно покраска. К двери с одной стороны прилегает другая дверь, а с другой крыло. В данном случае придётся делать переходы на две детали и тем самым придётся покрасить три кузовных панели. Тоже самое при замене детали на новую или другого цвета. Всё это удорожает ремонт. В этих случаях за деталь, на которую делается переход не стоит брать полную стоимость окрашивания, но учитывать покраску «переходом» конечно же, нужно.
Далее есть такой аспект при подсчёте цены, как то, какую деталь вы ремонтируете или меняете и у какой модели автомобиля. Например, на большинстве марок машин передние крылья легко меняются, да и для ремонта их легче снять или подлезть с обратной стороны. Если взять заднее крыло, то его сложнее отремонтировать, так как есть области куда сложно подлезть, либо уже нужно применять спец оборудование (споттер, пуллеры, молоток обратного действия). Замена заднего крыла потребует его срезания, разметку крыла от «донора» и приварку с последующем шпаклеванием и защитой сварных швов от коррозии. То есть ремонт переднего крыла и заднего может иметь разную сложность и соответственно стоимость. Соответственно ремонт порога ещё более сложный, так как доступа с обратной стороны нет совершенно и замена не проста. Также не просто ремонтировать крышу. Там нужно снимать обшивку, а замена крыши тоже требует квалификации и опыта. Одна и та же вмятина на разных деталях может иметь разную стоимость ремонта.
До сих пор шла речь об оценки ремонта панелей кузова. Теперь стоит коснуться определения стоимости при более серьёзных повреждениях. При плавном смещении передних лонжеронов без особых заломов, могут сбиться все зазоры между панелей передней части. Ремонт с повреждением силовых элементов уже требует специального оборудования и опыт, поэтому вытянуть такое повреждение может стоить достаточно дорого, но времени потрачено не очень много.
И, наконец, можно оценивать ремонт, учитывая то, сколько Вы потратите времени на ремонт. Но это условный показатель, так как разные мастера могут сделать одну и ту же работу за разный период времени.
Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
Во-первых, эта статья будет полезна тем, кто уже попал в ДТП не по своей вине и ждет осмотра, а так же денежной выплаты от страховой. Расчет будет плюс-минус точный (небольшой разбег будет в стоимости окраски элементов и работы), но даст вам понять какую сумму ориентировочно выплатит страховая компания, то есть мы с вами разберем в двух словах несложный случай, который даст вам понять саму методику .
Вводные данные: автомобиль KIA PICANTO 2006 г.в. с пробегом в 220 000 км, который попал в ДТП не по своей вине 22.11.2019 г. все это произошло в Перми, в результате ДТП были повреждены: порог левый — деформация, нарушение ЛКП (лакокрасочное покрытие); крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП; фонарь задний левый — царапины, потертости; бампер задний — нарушение ЛКП .
Для начала пройдем по повреждениям и ремонтным действиям, применяемым к ним:
Порог левый — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска (автоэксперт может принять решение о замене, т.к. повреждение порога достаточно обширно).
Крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска.
Фонарь задний левый — царапины, потертости, в таких случаях фонарь всегда меняется, поэтому посчитаем как замена.
Бампер задний (облицовка) — нарушение ЛКП, посчитаем как окраска (других повреждений в виде деформации и разрывов пластика нет).
Начнем с заменяемых деталей.
Находим заводской номер детали (самый простой способ — заходим на сайт emex.ru и по VIN находим номер конкретной запчасти), в нашем случае это 9240107010.
Стоимость запчастей согласно единой методике, применяемой для расчета страхового ремонта по ОСАГО, берем с сайта РСА , выставляем дату ДТП 22.11.2019 г. регион (в нашем случае Уральский, по своему региону сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ ) и марка транспортного средства, KIA в нашем случае.
Затем вставляем номер запасной части в соответствующее поле и нажимаем отправить запрос.
Узнаем стоимость ЗЧ (запчасть) на момент ДТП 2380 руб., затем начинается самое интересное — ИЗНОС. Расчет износа производится следующим образом:
Формула расчета: Ики = 100 * (1 — е^ -(∆т*Тки)+(∆l*Lки) )
∆т — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста (по своему авто сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ , Приложение 4)
Тки — возраст нашей машины, лет (в нашем случае дата аварии 22.11.2019 — дата производства 01.01.2006 = 13,8 года);
∆l — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (по своему авто сможете найти на стр.47 Единой методики ЦБ , Приложение 5)
Lки — величина пробега (думаю всем понятно), в нашем случае 220 000 км.
У нас эта формула будет выглядеть так:
По правилам расчета ОСАГО ( Единой методики ЦБ ) износ не может превышать 50% от стоимости деталей, так как у нас расчетный износ 57,3%, то мы берем износ 50% — максимальный.
Итого на запасные части у нас ушло:
2380 х 0,5 = 1190 руб.
На ремонт и окраску берете средние цифры по СТО своих регионов. Согласно методике стоимость работ, материалов на окраску надо взять так же на сайте РСА, потом все рассчитать по нормативам разборки/сборки завода изготовителя, но все это очень долго и требует доступа к профессиональным программам, которые в свою очередь не бесплатны. Мы для примерного расчета возьмем стоимость, озвученную нам, допустим, на СТО по кузовному ремонту и окраске — это и будет являться приблизительной стоимостью в расчете, проверено на практике . То есть окраска и ремонт порога обойдется нам в 5000 руб., окраска и ремонт крыла в 6000 руб., и окраска облицовки заднего бампера в 7500 руб.
Что мы имеем в итоге всех вычислений:
1190 + 5000 + 6000 + 7500 = 19690 руб.
Стоимость запасных частей + стоимость ремонта и окраски крыла, порога и заднего бампера = стоимость страховой выплаты, которую вы получите от страховой компании.
При полученных повреждениях стоимость восстановительного ремонта, рассчитанной в соответствии с единой методикой ЦБ, будет составлять 19690 рублей.
Еще раз напоминаю, что расчет, произведенный нами в этой статье, будет приблизительно равен расчету ремонта от страховой компании.
Надеюсь статья будет вам полезна, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки и, конечно же, подписывайтесь на мой канал!
Оценка стоимости ремонта автомобиля
Когда нужна оценка ремонта автомобиля? Каждый автовладелец с течением времени сталкивается с такой проблемой, когда транспортное средство требуется отремонтировать по причине наступления разного рода обстоятельств. Однако при обращении в автосервисы нередко случается, что сотрудники обслуживающей компании безответственно выполняют работу, чем вызывают моральные и материальные неудобства хозяину машины. Чтобы взыскать компенсацию с виновной стороны, проводится специальная процедура – оценка ремонта авто.
В каких случаях проводится оценочная процедура?
Существует ряд причин, наступление которых вызывает необходимость у автовладельцев привлечь оценщика для определения стоимости ремонта. Как правило, таковыми считаются следующие случаи:
- некачественный ремонт;
- дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
- ненадлежащее гарантийное сервисное обслуживание.
В зависимости от случившейся ситуации, оценка ремонта транспортного средства проводится по-разному. Так как по законодательству автомобили должны быть застрахованы, определить стоимость повреждения машины и компенсировать нанесенный ущерб входит в обязанности страховщика, с которым заключается договор.
Чаще всего автовладельцы предпочитают страховать ТС по ОСАГО, а страховая компания выбирается, исходя из личной выгоды.
В случае, если автовладелец не согласен с результатами оценки восстановительного ремонта поврежденной в аварии машины, которые рассчитал страховщик, он может обратиться к независимому оценщику только с согласия страховой организации. Если добиться договоренности не удается, оценка проводится в судебном порядке, после подачи искового заявления в судебные инстанции и вынесения постановления.
То же касается ситуаций, когда хозяин машины не доволен проведенным ремонтом ТС работниками сервисных организаций и требуется доказать факт некачественно выполненной работы для взыскания компенсации. Такие обстоятельства не считаются страховым случаем и привлечь оценщика владельцу авто необходимо путем обращения в суд.
Нюансы при обращении в суд
Составление искового заявления для взыскания компенсации со страховой организации или виновника некачественно проведенных ремонтных работ – ситуация распространенная. Однако обращение в судебные инстанции при таких обстоятельствах сопряжено с рядом трудностей для автолюбителя:
- процесс рассмотрения заявления длительный и занимает до нескольких месяцев;
- потребуется оплатить пошлину и услуги оценщика;
- взыскиваемая сумма устанавливается менее размера ущерба от ремонтных работ.
Кроме того, не во всех случаях суд принимает положительное решение в пользу истца, и заявитель рискует понести большие убытки, чем сумма, указанная в иске.
Субъекты процедуры
Оценивать ущерб машины вследствие аварии должны эксперты страховой организации на основании составленного на месте происшествия европротокола либо акта сотрудника ДПС. Как правило, представители страховщика, определяющие стоимость ремонтно-восстановительных работ машины, специализируются именно в данной конкретной области и имеют соответствующую квалификацию.
Помимо страховщиков, проводить оценку ремонта автомобиля, вправе частные эксперты, а также независимые оценочные компании, у которых в наличии имеется разрешение на предоставление услуги такого вида и аккредитация.
Также оценщики ТС обязаны владеть познаниями в устройстве машины, следить за техническими новинками и совершенствовать навыки в данной сфере.
Кроме того, независимые эксперты хорошо ориентируются в ценовых колебаниях на отдельные элементы автомобиля, что помогают с легкостью определить их фактическую стоимость. Поэтому хозяева машин в большей степени доверяют выводам частных оценщиков, чем тому значению, которая была дана страховыми экспертами.
Методика расчетов
Согласно законодательству, вне зависимости от того, кем проводится оценка ремонта авто, эксперты-оценщики используют для расчетов единые справочники, утвержденные Банком России. Такая методика была предложена и разработана Российским Союзом Автостраховщиков в 2014 году для объективного определения стоимости повреждения ТС в результате аварии по ОСАГО. В справочниках содержится перечень запасных частей, материалов и ремонтно-восстановительных услуг с указанием их цены на конкретные марки автомобилей.
В случае, если отдельная деталь или вид ремонта отсутствует в едином справочнике, оценщик анализирует стоимость аналогичных предложений у дилеров и сервисных центров и устанавливает для расчетов их среднее значение. При этом, цена за один и тот же элемент механизма может существенно отличаться в зависимости от региона продажи.
Чтобы учесть данный факт, РСА условно разделило всю территорию Российской Федерации на 13 экономических зон, в пределах которых ценовое значение на запчасти, материалы и ремонт приблизительно равно.
В отличие от определения стоимости восстановительных работ после аварии, оценка некачественного сервисного ремонта проводится иначе. Для этого оценщик опирается на результаты предварительной экспертизы, и уже на основании его отчета устанавливает сумму ущерба после проведенных ремонтных работ.
Как определяется стоимость ремонта?
Прежде чем приступить к расчетам, оценщик тщательно изучает документальные доказательства, составленные на месте аварии. К ним относятся акт осмотра места происшествия или европротокол. При этом отличие между ними в том, что европротокол заполняется участниками ДТП, если повреждения ТС незначительные и сумма ущерба составляет до 50 000 рублей, а акт составляется сотрудниками ДПС.
В акте осмотра автомобиля отражается полная информация о машинах, участвующих в аварии, их повреждениях, а также о месте происшествия. Кроме того к документу в обязательном порядке прилагаются фотографии, в которых зафиксированы номерные знаки ТС, визуальные результаты ущерба от ДТП и общая картина участка аварии.
Предоставленные сведения всесторонне анализируются и вносятся в специализированную компьютерную программу, в которую загружены единые справочники. При этом учитываются даже малейшие детали, что позволяет с точностью определить среднерыночную стоимость ремонтно-восстановительных работ после ДТП.
Результаты проведенного исследования, как страховщика, так и оценщика по определению стоимости ремонта транспортного средства формируются в специальном отчете и на основании рассчитанного значения, пострадавшая сторона получает компенсационные выплаты либо обращается в суд для принудительного взыскания суммы ущерба.