Меню

Ремонт лодочных моторов спутник

Салют-М, Спутник (лодочные моторы)

Характеристики моторов «Салют-М» и «Спутник»

Мощность на коленвалу, л.с. 2
Мощность на гребном валу, л.с. 1.87
Количество тактов 2
Рабочий объём, см 3 45
Количество цилиндров 1
Максимальное число оборотов в минуту 5000
Диаметр цилиндра, мм 38
Ход поршня, мм 40
Степень сжатия (геометрическая) 7.8
Продувка цилиндра петлевая
Управление всасыванием золотниковое, дисковое
Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето) по часовой стрелке
Зажигание от маховичного магнето МС-1
Свеча зажигания А-10НТ ГОСТ 2043—74
Карбюратор поплавковый
Топливо бензин автомобильный А-72 ГОСТ 2084 — 73 с добавлением 4-6% масла АКП-10 или АСП-10 ГОСТ 1862—63
Подача топлива самотеком
Смазка двигателя топливная смесь
Смазка редуктора масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79
Часовой расход топлива, кг/ч не более 1,1
Фазы газораспределения, выпуск/продувка 144°/112°
Емкость топливного бака, л 2
Система управления румпель
Тип запуска ручной
Охлаждение от напора гребного винта, водяное
Передаточное отношение редуктора 12:22
Диаметр винта, мм 140
Шаг винта, мм 118
Число лопастей винта 2
Рекомендуемая высота транца, мм 380
Габаритные размеры мотора, В/Д/Ш, мм: 870/570/310
Вес, кг 12
Страна производитель СССР
Производитель Московского машиностроительного завода «Салют»

О моторе «Салют»

В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.

К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.

Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.

Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».

Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.

Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.

Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5-2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.

Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.

О моторах «Салют-М» и «Спутник»

В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».

Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.

Некоторые подробности о конструкции моторов и их производстве можно получить из статьи-репортажа с ММЗ «Салют» опубликованной в журнале «Катера и яхты»: «От «Салюта» до «Спутника».

Дальнейшим развитием моторов «Салют-М» и «Спутник» стали пришедшие им на смену модели «Салют-Э» и «Салют-ЭС».

Фотографии лодочного мотора «Салют-М»

Фотографии лодочного мотора «Спутник»

Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео


Мотор «Салют-М»


Мотор «Спутник» на килеватой ПВХ лодке 3,2 метра


Мотор «Спутник» на лодке «Мечта»

Документация

Технические данные мотора «Спутник», комплект поставки

Информация о моторе

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.

Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»

Мое знакомство с подвесными моторами, выпускаемыми Московским машиностроительным ПО «Салют», началось в 1978 г., когда я приобрел 2-сильный «Салют». За несколько лет эксплуатации этого мотора, а также мотора «Спутник», владельцем которого является мой брат, я хорошо познакомился с конструкцией этих моторов и смог внести ряд усовершенствований, улучшивших их качества.

При подготовке к запуску далеко не просто заполнить камеру карбюратора топливной смесью. Трубка, соединяющая топливный краник с карбюратором, располагается не с уклоном в сторону карбюратора, а с подъемом. Вследствие этого в топливопроводе образуется воздушная пробка (она хорошо заметна при прозрачном шланге). Для устранения этого недостатка необходимо поднять топливный кран. Для этого в топливном баке надо подрезать штуцер до высоты 5 мм. Кроме того, необходимо укоротить топливный кран, оставив квадратную часть на длине 17 мм, и укоротить на 5 мм ниппель на корпусе игольчатого клапана. На штуцере бака и на корпусе крана придется нарезать новую резьбу М10Х1 мм. Когда кран будет окончательно завинчиваться в бак. его резьбу полезно смазать клеем БФ-2.

Двигатель мотора «Салют», вероятно, единственный, в котором поршневые кольца не стопорятся в канавках поршня. А это приводит к тому, что замки колец, попадая в окна цилиндра, преждевременно изнашиваются. Замки колец могут расположиться на одной линии, что способствует прорыву газов. И то и другое приводит к уменьшению компрессии, а следовательно, и к потере мощности и ухудшению запуска двигателя. Чтобы устранить этот недостаток, я поставил стопора из миллиметровой проволоки, просверлив для них отверстия в канавках поршня.

В одном из замков кольца круглым надфилем делается углубление, куда и входит выступающий конец стопора. Сверлить отверстия в поршне надо осторожно, чтобы не получилось сквозное отверстие. Рекомендую для этой операции уложить в канавку для кольца прямоугольный брусочек размерами около 1,7X1,7X20 мм с заранее просверленным отверстием ∅1 мм. через которое сверлить отверстие под штифт. Брусочек должен плотно входить в канавку поршня. Перед установкой стопоров советую их смазать клеем БФ-2.

В период запуска двигателя выхлопные газы должны преодолеть столб воды, находящийся в дейдвуде, что затрудняет запуск. Для облегчения запуска рекомендуется полость дейдвудной трубы сообщить с наружным пространством, просверлив по два отверстия ∅7 мм. При работе мотора отверстия закрываются крышкой, фиксируемой надетой на винт МЗХ75 спиральной пружиной. Перед запуском двигателя крышку надо повернуть на 90°, при этом отработавшие газы свободно выходят в атмосферу. Крышку необходимо изогнуть по форме дейдвуда, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Спиральная пружинка делается из стальной проволоки ∅0,35—0,4 мм или подбирается из готовых.

В моторах «Салют» с маховичным магнето МГ-103 не обеспечивалась достаточная величина высокого напряжения на свечах зажигания.

Поэтому мне в своем моторе систему зажигания пришлось переделать, после чего сразу была получена устойчивая искра длиной 8 и больше мм.

С заводской катушки трансформатора я снял обе обмотки и на тот же сердечник намотал новую (и только одну) низковольтную обмотку из 250-260 витков провода ПЭЛ 0,8—0,9 мм.

Начало обмотки припаивается к массе сердечника, а конец присоединяется к винту подвижной части прерывателя. Сюда же подсоединяется и один конец первичной обмотки высоковольтного трансформатора, в качестве которого я использовал самую удобную и недорогую (4 руб.) мотоциклетную индукционную катушку Б-51 на 12 В. Катушка закрепляется своим хомутом сбоку двигателя, а нижний кожух мотора снимается совсем. В результате внесенных несложных усовершенствований мой мотор «Салют» за 7 лет его эксплуатации ни разу не отказывал, а запуск двигателя происходит обычно с первого или второго рывка.

Ремонт лодочных моторов спутник

Все СТО, где производится Ремонт лодочных моторов для Спутник авто в Киеве. лодочный мотор спутник лс инструкция ремонт tm manXML mln answers found found thsd answers yoularu Лодочный мотор купить в. руководство по ремонт лодочных моторов. Скачать руководство по ремонту лодочных моторов Tohatsu.

Инструкция к подвесному лодочному мотору «САЛЮТ-Э»

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесной лодочный мотор предназначен для лодок, используемых для отдыха, туризма, рыбной ловли, охоты, с высотой транца 380 мм.

Запуск – мотора производится с помощью – механизма запуска с само убирающимся пусковым канатом. Механизм запуска крепится на раме при помощи 4 стоек. Предусмотрен ручной запуск при помощи пускового каната.

Управление поворотом лодки и режимом работы двигателя производится рукояткой – румпелем.

Охлаждение мотора производится водяной помпой забортной водой. Для устранения попадания воды в карбюратор и на свечу зажигания, а также придания мотору хорошего внешнего вида двигатель и топливный бак закрыты кожухом.

Топливный бак крепится непосредственно на моторе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Тип двигателя — двухтактный, карбюраторный, бензиновый

Мощность максимальная при 5000об/мин., л.с. — 2

Число цилиндров — 1

Диаметр цилиндра, мм — 38

Ход поршня, мм — 40

Рабочий объем цилиндра, см³ — 45

Степень сжатия (геометрическая) — 7,8

Продувка цилиндра — петлевая

Управление всасыванием — золотниковое, дисковое

Свеча зажигания — А-10Н ГОСТ 2043 – 74

Опережение зажигания — 3,5 мм, не доходя до ВМТ

Зазор между электродами в свече, мм — 0,5 . 0,6

Смесь топливная — бензин автомобильный А – 72 или А–76 ГОСТ 2048–77 и масло М-8В или М-8А ГОСТ 10541-78 в соотношении 25:1

Подача топлива — самотеком

Смазка двигателя — топливная смесь

Смазка редуктора — масло трансмиссионное ТАП-15В или ТАД-17 и ГОСТ 23652-79

Удельный расход топлива при максимальной мощности, кг/л.с.ч. — не более 0,5

Передаточное отношение редуктора — 12:22

Вместимость топливного бака, л. Двигатель имеет водяное охлаждение.

Картер двигателя 7 (рис.1) – разъемный, из двух частей: верхней и нижней с паронитовой прокладкой 6 между ними, соединенных между собой шпильками.

Читайте также:  Машина с лопнувшим колесом

В алюминиевый корпус цилиндра запрессована чугунная гильза. В гильзе имеется 6 окон: 4 продувочных и 2 выпускных.

Цилиндр центрируется с картером по наружному диаметру гильзы и верхней плоскостью газоприемника 27. Цилиндр 16 и головка цилиндра 18 соединены с картером шпильками.

Между цилиндром и головкой цилиндра ставится прокладка 17, в верхней части которой имеется отверстие для охлаждающей воды.

Коленчатый вал – стальной, состоит их трех частей: нижней и верхней полуосей и пальца кривошипа. Палец кривошипа запрессовывается с большим натягом в полуоси.

Шатун двигателя – стальной, штампованный. Большая головка шатуна вращается на роликах. Малая головка шатуна имеет бронзовую втулку, в которую вставляется поршневой палец. Коленчатый вал и шатун образуют шатунно-кривошипный механизм 8.

На нижнюю полуось при помощи шпонки 54 устанавливается золотник 32. Золотник – плавающий и в осевом направлении не закрепляется.

Поршневой палец 25 – стальной, плавающего типа, фиксируется в поршне с обоих концов стопорными кольцами.

Поршень 23 отлит из алюминиевого сплава. В канавки поршня устанавливаются два поршневых кольца 22, изготовленных из специального чугуна.

Система охлаждения

Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от цилиндра и его головки. В цилиндре и картере имеются полости, по которым циркулирует вода, нагнетаемая крыльчаткой 53 (рис.1). В головке цилиндра имеется отверстие, через которое вода вытекает.

Часть воды через отверстия в корпусе цилиндра и газоприемнике сбрасывается и охлаждает выхлопные газы.

Заборная вода в помпу поступает через отверстия в корпусе редуктора 44. При работе мотора нужно следить, чтобы эти отверстия не забивались песком, илом и водорослями.

Не следует запускать мотор без воды, так как это может привести к перегреву мотора, заклиниванию поршня и повышенному износу крыльчатки.

Система зажигания

Система зажигания (рис.

Маховик с постоянными магнитами закреплен на конусе коленчатого вала. В полости маховика расположено основание магнето ЭМ – 7.

Основание магнето крепится двумя винтами к крышке, закрепленной на картере.

В головку цилиндра ввернута свеча зажигания, на которую надет специальный колпачок – экран. Внутри колпачка находится сопротивление, предназначенное для снижения уровня радиопомех.

Подавительное сопротивление является связующим звеном между свечой и высоковольтным проводом.

На предприятии-изготовителе угол опережения зажигания установлен оптимальным и определен совпадением рисок А и Б (см. рис. 2) при положении поршня не доходя до ВМТ на 3,5 мм.

Система питания

Система питания (рис.3) состоит из бака топлива, топливного крана и карбюратора

Бак вместимостью 2 л крепится непосредственно на раме мотора на резиновых амортизаторах.

Сверху имеется горловина с гайкой 6 и резьбовой пробкой 3.

Гайка служит для крепления верхнего кожуха. В резьбовой пробке имеется винт I, который при работе мотора должен быть вывернут для того, чтобы по мере выработки топлива через отверстие в пробке бака мог поступать воздух.

При не работающем моторе винт нужно завернуть до упора во избежание утечки и испарения топлива.

Топливо в карбюратор из бака поступает самотеком через топливный кран.

Топливный кран рекомендуется закрывать перед длительной остановкой мотора. Мотор прекратит работу после выработки топлива в карбюраторе.

Карбюратор обеспечивает распыление топлива и работу двигателя на всех режимах. Топливо из бака 7 поступает по трубке 21 в поплавковую камеру. Поплавок 29 с поплавковым клапаном 11 удерживает топливо на одном уровне. Из поплавковой камеры топливо через главный жиклер 15 и игольчатый жиклер 30 подводится к воздушному потоку во всасывающем канале. Главный жиклер 15 ограничивает подачу топлива при полной нагрузке.

рис. 1), через золотник 32 и картер 7 поступает в цилиндр 16.

В зависимости от того, как будет меняться проходное сечение игольчатого жиклера, топливная смесь будет обедняться или обогащаться.

Для установления минимальных устойчивых оборотов двигателя карбюратор оборудован регулировочным винтом 17, который законтрен пружиной.

Для повышения экономичности и снижения нагара на свече, головке цилиндра и днище поршня карбюратор отрегулирован на наиболее бедную смесь, при которой мотор работает устойчиво.

Внимание.

Устройство карбюратора К60В, имеет некоторое отличие по сравнению с карбюратором, указанном в данном руководстве.

В К60В имеется воздушная заслонка, которая закрывает входное отверстие карбюратора при нажатии на рычаг, расположенный справа от входного отверстия в карбюратор.

Для облегчения запуска холодного двигателя заслонку следует закрыть. После, прогрева двигателя на малых оборотах заслонку необходимо открыть. Если при открытой заслонке двигатель начинает глохнуть, закройте ее.

Рядом с рычагом заслонки расположены два подпружиненных винта: винт упора дроссельной заслонки ( с головкой под ключ) и винт для регулировки качества топливно-воздушной смеси на холостом ходу ( с рифленой головкой).

При вворачивании винта упора дроссельной заслонки обороты холостого хода двигателя увеличиваются, при выворачивании – уменьшаются.

При вворачивании винта для регулировки качества смеси на холостом ходу смесь обогащается, обороты холостого хода увеличиваются; при выворачивании – смесь обедняется, обороты холостого хода уменьшаются.

Если не удается уменьшить холостые обороты двигателя винтом упора дроссельной заслонки, добейтесь этого, вворачивая упорный винт оболочки троса, расположенный вверху карбюратора.

Следите за тем, чтобы и при оборотах холостого хода охлаждающая вода вытекала из отверстия в головке цилиндра двигателя. Если вода не вытекает, следует увеличить обороты холостого хода.

Слева от входного отверстия карбюратора ( в задней его части) расположен утолитель поплавка поплавковой камеры карбюратора, доступ к которому осуществляется снизу карбюратора через отверстие в нижнем кожухе двигателя.

Механизм запуска

Запуск мотора производится с помощью механизма запуска (рис.4) с само убирающимся пусковым канатом 1.

При вытягивании каната за рукоятку 5 шкив 9 начинает вращаться, при этом натягиваются пружины 4 и 3, а упор 7 поворачивается и входит в зацепление с выступом на маховике. В результате коленчатый вал начинает поворачиваться и мотор запускается, а упор расцепляется с маховиком. При отпускании каната шкив 9 под действием пружины стартера 10 вращается в обратную сторону и наматывает на себя пусковой канат.

Без механизма запуска в исключительных случаях мотор может быть запущен с помощью каната, намотанного на верхнюю часть маховика. В целях безопасности не разрешается эксплуатировать мотор без верхнего кожуха.

Соединительная труба со струбциной

Соединительная труба служит для соединения двигателя с подводной частью мотора. Соединительная труба состоит из двух корпусных деталей, узел неразборный.

Верхней частью соединительная труба крепится к газоприемнику и цилиндру с помощью двух винтов и четырех шпилек. На верхней части к соединительной трубе крепится румпель управления мотором. Внутри соединительной трубы 61 проходит водоподающая труба 59 и трансмиссионный вал 60 (рис.1).

Струбцина 3 состоит из двух струбцин, кронштейна и крышки. Соединительная труба опирается на резиновый ролик 1. Для регулировки положения мотора ролик можно переставлять. Ролик фиксируется при помощи стопорной шпильки 2. Струбцина крепится к транцу лодки двумя винтами.

Подводная часть

К нижней части дейдвуда (соединительной трубе) тремя винтами крепится корпус редуктора 44 (рис.1). В корпусе редуктора располагается водяная помпа, состоящая из крыльчатки 53, корпуса помпы 34 и крышки помпы 55. Вода в помпу попадает через две щели и отверстие в корпусе помпы. Корпус помпы является также корпусом манжеты с пружиной 52. Редуктор мотора шестеренчатый, передаточное отношение 12:22.

Горизонтальный вал редуктора изготовлен за одно целое с шестерней. Вал – шестерня 47 вращается на двух радиальных шарикоподшипниках. Гребной винт фиксируется штифтом 37.

При ударе винта о подводные препятствия штифт 37 срезается, что предохраняет винт от поломки. Запасные части имеются в комплекте запасных частей.

Гребной винт на валу крепится при помощи втулки 38 и фиксатора 40, на которые надевается резиновый наконечник 39. Уплотнение по горизонтальному валу производится манжетой с пружиной 52, запрессованной в крышку 36. Уплотнение по корпусу осуществляется 1 – 4 прокладками 42 и 43.

Редуктор заливается маслом через отверстие в корпусе редуктора, расположенное по оси гребного винта, которое закрывается резьбовой пробкой 45.

ПОДГОТОВКА МОТОРА К РАБОТЕ

Расконсервация мотора

Для предохранения деталей от коррозии мотора поступает с завода законсервированным сроком на два года.

Прежде чем приступить к эксплуатации мотора, его необходимо расконсервировать в следующем порядке:

Удалить заглушку из отверстия выхлопа над гребным винтом.

Снять верхний кожух, протереть мотор снаружи тряпкой. Вывернуть болт крепления румпеля, поставить румпель 4 в рабочее положение, указанное на рис. 1.

Отсоединить высоковольтный провод с подавительным сопротивлением от свечи зажигания.

Во избежание выхода из строя конденсатора, генеогарной катушки и трансформатора основания магнето МВ – 17, а также поражения током или воспламенения бензина при прокручивании мотора, необходимо разъединить провод к кнопке – стоп и дополнительным проводом, подсоединенным к гнезду провода магнето, замкнуть электроцепь на массу (к раме или к другим не покрытым эмалью деталям).

Вывернуть свечу, установить мотор свечным отверстием вверх с некоторым наклоном в сторону бака. Установить поршень в положение нижней мертвой точки и через свечное отверстие залить в цилиндр 30 – 40 см³ топливной смеси.

Установить мотор в рабочее положение и прокручивать коленчатый вал до осушения полости цилиндра.

Промыть свечу чистым бензином, просушить и поставить на место. Подсоединить к свече провод с подавительным сопротивлением. Соединить провод кнопки – стоп.

Промыть топливный бак бензином. Во время промывки полости бака топливный кран во избежание попадания загустевшего масла в карбюратор должен быть закрыт.

Проверить наличие масла в редукторе, отвернув заливную пробку 45 (рис.1), которая находится на горизонтальной оси редуктора.

Промыть инструмент. Запчасти расконсервировать по мере надобности.

Заправить бак топливной смесью.

Приготовление топливной смеси

Мотор работает на смеси автомобильного бензина с маслом М – 8В (М-8А) ГОСТ 10541 – 78. В период приработки мотора содержание масла и смеси должно составлять около 8% (по объему), то есть 0,8 л масла на 10 л бензина, а в процессе эксплуатации – около 4% (по объему), то есть 0,4 л масла на 10 л бензина.

Читайте также:  Отремонтировали машину по осаго плохо

Смешивание масла с бензином необходимо производить тщательно в отдельной чистой посуде до полного растворения масла в бензине. Заливать топливо в бак следует через воронку с мелкой сеткой.

Эксплуатация мотора при недостаточном содержании масла в бензине совершенно не допустима, так как приводит к выходу двигателя из строя. Повышенное содержание масла в смеси затрудняет запуск мотора вследствие замасливания электродов свечи, ухудшает работу карбюратора, приводит к образованию значительного нагара и увеличивает загрязнение водной среды.

При применении масла МС – 20 в период приработка мотора содержание масла в смеси должно составлять около 6% (по объему), то есть 0,6 л масла на 10 л бензина, а в процессе эксплуатации – 3% (по объему), то есть 0,3 л масла на 10 л бензина.

Установка мотора на лодку

Мотор устанавливается на лодку, имеющую транец высотой до 380 мм.

Чтобы установить мотор на лодку, необходимо поставить его на транец лодки струбцинами на всю глубину их пазов и завернуть винты.

Верхняя часть корпуса редуктора должна находиться на глубине не менее 30 мм.

Если транец высок и в нем нельзя выполнить вырез, то необходимо крепить мотор за дополнительную рамку.

Для снижения кавитации гребного винта, рекомендуется установить верхнюю часть корпуса редуктора (антикавитационную плиту) глубже нижней части транца на 30 – 60 мм.

В процессе эксплуатации следует проверять затяжку винтов. Чтобы облегчить управление лодкой, рекомендуется устанавливать мотор как можно ближе к середине транца.

При установке мотора необходимо обеспечить горизонтальное положение оси гребного винта (с учетом положения лодки при движении) путем перестановки ролика в отверстиях струбцины.

Запуск мотора

Запуск мотора производится в следующем порядке:

Отвернуть винт пробки топливного бака на 4 – 5 оборотов.

Открыть топливный кран.

Наполнить поплавковую камеру карбюратора топливном нажатием утолителя поплавка 19 (рис.3).

Сделать 2 – 3 рывка пусковым канатом. Сначала плавным движением ввести упор в зацепление с маховиком, затем резко дергать. Не следует выдергивать канат до самого конца и бросать его после запуска.

После того как мотор заработал, проверить, вытекает ли вода, и дать ему поработать на малом газу 3 мин.

Если мотор не запускается, надо проверить состояние свечей.

При затруднительном запуске рекомендуется прогрев мотора производить без погружения его в воду, но не более 15 сек.

Остановка мотора

Чтобы остановить мотор, надо уменьшить обороты двигателя до минимальных, а затем выключить зажигание, нажав кнопку остановки мотора. В этом случае в карбюраторе и трубке остается топливо, которое при снятии мотора с лодки необходимо слить.

В тех случаях, когда мотор выключается на длительное время, рекомендуется останавливать его выработкой топлива в трубке и карбюраторе. Для этого нужно перекрыть топливный кран. После выработки топлива в карбюраторе мотор глохнет.

Обкатка мотора

Новый мотор нельзя эксплуатировать сразу с полной нагрузкой. Обкатка необходима для приработки деталей.

Во время обкатки мотора необходимо работать на пониженных оборотах.

После выработки первых двух баков топлива, нужно проверить и почистить электроды свечи зажигания, затяжку всех винтов и гаек, в том числе гайки маховика, и при необходимости подтянуть их.

После обкатки следует заменить масло в редукторе.

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В процессе эксплуатации мотора необходимо выполнять следующие правила:

1. Не давать мотору полной нагрузки до окончания обкатки.

2. Не допускать работу мотора без охлаждающей воды.

3. Поворот ручки румпеля как на увеличение, так и на уменьшение оборотов производить плавно.

4. После запуска, до выхода на полный газ, в течение 1 – 3 мин. Произвести прогрев мотора на малом газу.

5. Остановку мотора производить после предварительного охлаждения его на малых оборотах в течение 2 – 3 мин.

Прокручивать мотор за гребной винт не рекомендуется.

ВНИМАНИЕ.

Во избежание выхода из строя конденсатора, генераторной катушки и трансформатора, а также поражения током запрещается прокручивать мотор на пусковых оборотах с разомкнутой электроцепью от основания до свечи.

Свеча должна быть ввернута или электроцепь должна быть замкнута на массу.

Не допускать работы мотора на чистом бензине без добавления масла.

Непрерывная работа мотора на полном газу продолжительностью более 30 мин. не рекомендуется. В этом случае необходимо мотор перевести на малый газ на 2 – 3 мин., а затем снова перевести на полный газ. Это необходимо для улучшения условий смазки верхней головки шатуна.

Мотор нужно вынуть из воды и прокрутить его от механизма запуска 6 – 8 раз.

Затем положить мотор свечным отверстием вниз и также прокрутить его несколько раз.

Не рекомендуется оставлять неработающий мотор в воде на продолжительное время.

Во избежание срыва мотора с транца лодки рекомендуется подстраховать его крепление с помощью троса или веревки.

В процессе эксплуатации карбюратор необходимо периодически прочищать и промывать бензином. Категорически запрещается прочищать жиклеры иглами и другими металлическими предметами.

Регулировка карбюратора

На моторе установлен карбюратор (рис.3) постоянного расхода (главный жиклер подобран на заводе по оптимальному сочетанию расхода топлива и максимальной мощности мотора, уровень топлива отрегулирован подгибкой пластины на поплавке).

При выпуске мотора карбюратор отрегулирован, но в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в дополнительной регулировке после окончания приработки, при переходе к топливу с содержанием масла 3%. д.

Для регулировки минимальных устойчивых оборотов и одновременно расход топлива на карбюраторе имеются два регулировочных элемента:

изменяется проходное сечение игольчатого жиклера 30 в зависимости от положения иглодержателя 20 по зарубкам на игле 27;

винтом 17 изменяется проходное сечение воздушного канала при положении ручки румпеля «малый газ».

Регулировку производить следующим образом:

1. Отвернуть крышку 26.

2. За оболочку троса управления румпеля вынуть золотник 18.

3. Отсоединить трос от золотника 18.

4. Вынуть иглу 27 с иглодержателем 20 из золотника 18.

5. Переставить иглодержатель 20 на нижнюю зарубку иглы 27.

6. Произвести монтаж в обратной последовательности.

7. Винт 17 установить в положение, при котором двигатель работает устойчиво на минимальных оборотах.

При положении румпеля « малый газ» и иглы на нижней зарубке в двигатель подается наиболее богатая топливом горючая смесь.

В случае неудовлетворительной работы мотора, игла опускается на следующее деление и продолжается регулировка винтом 17.

Операция повторяется до тех пор, пока при последующем опускании иглы не потребуется вворачивать винт 17 в корпус карбюратора, тогда следует вернуться к верхнему положению иглы.

При правильном отрегулированном карбюраторе мотор работает ровно, без тряски.

Если наблюдаются хлопки в карбюраторе, следует поднять иглу.

Если наблюдаются хлопки при выхлопе, то иглу ^ следует опустить.

Регулировку карбюратора нужно проводить на предварительно прогретом моторе.

Снятие мотора с лодки

Снятие мотора с лодки производится в следующем порядке:

1.Завернуть винт пробки бака и проверить закрытие топливного крана.

2. Отвернуть два винта крепления мотора к транцу лодки.

4. Запрещается переносить и класть мотор так, чтобы подводная часть была выше двигателя, из-за возможного попадания остатков воды, в цилиндр двигателя.

Регламентные работы

Осматривать электроды свечи, счищать с них нагар, промывать и устанавливать нужный зазор между электродами.

Осматривать наружные болты, винты и гайки, при необходимости подтягивать их. Проверить крепление основания магнето к крышке.

Проверить наличие масла в редукторе через отверстие, находящееся на горизонтальной оси редуктора.

Место вращения мотора в кронштейне струбцины промыть бензином и смазать солидолом Ж ШОСТ 1033-79.

Смазать трущиеся поверхности механизма запуска любой смазкой.

В редукторе заменить масло. Для замены масла необходимо отвернуть пробки в корпусе редуктора.

Перед заливкой свежего масла внутреннюю полость редуктора промыть бензином. Масло следует заливать в количестве 50 – 60 см³.

Если в редукторе будет обнаружена вода, необходимо найти причину неисправности и устранить ее.

Промыть топливный бак чистым бензином.

осматривать поршень и поршневые кольца. Для осмотра поршня и колец нужно вывернуть свечу, отсоединить двигатель от нижней части мотора. Поворачивая коленчатый вал за маховик, осмотреть через выхлопное окно поршень и кольца.

Если в камере сгорания и на поршне большой нагар, его необходимо смочить керосином и счистить.

Снимать головку и корпус цилиндра без крайней необходимости не рекомендуется. Если же залегли в канавках поршневые кольца или имеются надиры на – поршне, необходимо снять корпус цилиндра и устранить замеченные дефекты.

Удаление нагара в камере сгорания и на поршне рекомендуется производить без снятия головки цилиндра, для чего:

— установить мотор свечным отверстием вверх;

— поставить поршень так, чтобы поршневые кольца перекрывали выхлопные и всасывающие окна цилиндра;

— залить в цилиндр через свечное отверстие примерно 25 см³ смеси, состоящей из двух частей ацетона, одной части керосина и одной части масла для двигателя;

— когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованную свечу и оставить мотор в таком положении на 8 – 30 час. в зависимости от слоя нагара;

— вывернуть свечу и слить смесь, прокрутить мотор от механизма запуска 5 – 6 раз;

— запустить мотор на свече и дать ему поработать 2 – 3 мин.

Произвести разработку мотора для осмотра и чистки деталей. Детали, имеющие повышенный износ, заменить.

РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОРА

Разбирать мотор и его узлы рекомендуется в указанной ниже последовательности.

Разборку следует выполнять в необходимом объеме, определяемом целью разборки.

Разборка на узлы

1.снять верхний кожух.

2. Отсоединить от свечи подавительное сопротивление и вывернуть свечу.

3. Снять механизм запуска.

4. Отвернуть гайку крепления маховика магнето и снять маховик съемником.

5. Снять основание магнето.

6. Снять румпель вместе с кронштейном.

7. отвернуть 4 винта крепления кронштейна струбцины и снять струбцину.

8. Снять нижний кожух.

9. Отсоединить трубку от карбюратора.

Читайте также:  Двигатель фольксваген пассат б5 ест масло

10. Снять бак в сборе.

11. Снять карбюратор.

12. Отвернуть винты и гайки крепления нижней части мотора вместе с редуктором.

13. Отсоединить редуктор.

Отвернуть гайки, снять газоприемник.

Отвернуть гайки крепления головки цилиндра, снять головку и цилиндр.

Снять поршень, вынув стопорное кольцо поршневого пальца.

Отсоединить крышку от верхней части картера.

Отвернуть гайки крепления карьера, разъединить картер.

Снять кривошипно–шатунный механизм.

Разборка механизма запуска

Снять пружины 3 и 4 (рис.4)

Снять втулку 8, шкив 9 и осторожно вынуть пружину стартера 10, предварительно вывернув центральный винт.

Разборка подводной части

1. Снять резиновый наконечник 39 (рис.1), фиксатор 40, втулку 38 и гребной винт 35

2. Вытащить штифт 37.

3. Отсоединить крышку 36 с манжетой 52.

4. Снять вал- шестерню с подшипниками.

5. Снять детали помпы.

6. Снять вертикальную шестерню с подшипниками;

Сборка

Сборку мотора производить в последовательности, вибрационной разборке. Перед сборкой мотора все снятые детали очистить с промывкой в чистом бензине и просушить. При сборке трущиеся поверхности деталей смазать.

При сборке двигателя прокладку 17 (рис.1) ставить к гильзе более широкой стороной металлической части, причем эллипсисе отверстие на прокладке должно быть вверху.

Под газоприемником устанавливаются три прокладки, средняя 29 алюминиевая. Паронитовая прокладка 28 (с меньшим окном) устанавливается сверху. Паронитовая прокладка 30 (с большим окном) устанавливается снизу.

При сборке подводной части необходимо обратить особое внимание, на обеспечение вращения валика ведущей шестерни, вала гребного винта и обеспечение зазора зацепления шенстерен в пределах 0,12 – 0,35 мм, а также на надежность уплотнения полости редуктора.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

Оставлять мотор закрепленным на судне не рекомендуется, так как детали мотора в воде могут коррозировать. На мотор, при хранении его на лодке, должен быть надет чехол из плотного брезента или клеенки.

Рекомендуется хранить мотор в закрытом помещении.

Для длительного хранения, например, на зиму, производится консервация мотора, а следующим образом:

Поставить мотор в рабочее положение.

Снять верхний кожух.

Отсоединить провод от свечи.

Слить топливо из бака и карбюратора. Промыть бак чистым бензином, затем залить 0,25 л масла, взболтать его и слить.

Вытереть наружную поверхность мотора насухо, а затем протереть промасленной тряпкой.

Снять гребной винт, смазать валик и установить винт на место.

Слить масло из редуктора и промыть редуктор чистым бензином.

Заполнить редуктор трансмиссионным масло ТАП – 15В или ТАД – 17 и ГОСТ 23652 – 79.

Вывернуть свечу зажигания и установить мотор свечным отверстием вверх с наклоном в сторону продувочных окон. Установить поршень в положение НМТ, и через свечное отверстие залить в цилиндр 30 см³ чистого обезвоженного масла МС – 20 ГОСТ 21743 – 76.

Дать выдержку 1 – 2 мин. при положении поршня в НМТ для протекания масла в картер, после чего прокрутить мотор за моховик 3 – 4 раза. Поставить мотор в нормальное положение и прокрутить еще 3 – 4 раза.

Очистить свечу зажигания от нагара, смазать маслом и вставить на место.

Законсервированный мотор хранить в рабочем положении в сухом помещении. Нельзя хранить при температуре ниже — 20?С , во избежание выхода из строя пластмассовых деталей.

Консервация обеспечивает хранение мотора в течение одного года. Обезвоживание масла производить нагреванием его до 105 — 110. С , с выдержкой до прекращения выделения пены и потрескивания.

При транспортировании мотора для предотвращения попадания в полость цилиндра воды, оставшейся в системе охлаждения после окончания работы мотора, необходимо следить за тем, чтобы моторная головка была выше остальной части мотора.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей

— наличие топлива в баке;

— открыто ли суфлирующее отверстие на пробке бака;

-открыт ли топливный кран;

— не перегнута ли трубка подвода топлива

— не соскочила ли пружина с упора или втулки;

— свободно ли вращаться упор на своей оси

Внешние проявления Вероятная причина Метод устранения
Мотор не запускается Нет топлива в карбюраторе
Засорен главный жиклер карбюратора Продуть главный жиклер
Свеча не дает искры Очистить электроды свечи от нагара, промыть бензином и вытереть их насухо, установить правильный зазор между электродами 0,5 – 0,6 мм. Для проверки свечи нужно замкнуть корпус свечи, подсоединенный к магнето на массу и вытянуть пусковой канат механизма запуска. Если исправны все звенья цепи, то свеча должна искрить. При поломке электрода или изолятора свечи – заменить свечу.
Неисправно подавительное сопротивление Заменить радиопомехоподавительное сопротивление
Неисправно основание магнето Заменить основание магнето
В топливной смеси слишком много масла. В карбюратор попало масло или вода Промыть топливную систему бензином и проверить запуск на нормальной смеси
В двигателе слишком много топлива (пересос), свеча забрызгана топливом Закрыть топливный кран, установить ручку румпеля в положение полного газа, вывернуть свечу и продуть цилиндр, прокручивая двигатель за пусковой канат механизма запуска. Свечу промыть бензином и протереть насухо
Мотор запускается, работает, но вскоре глохнет Не отвернут винт пробки бака Отвернуть винт
Топливная система засорена, в систему попала вода, или масло плохо перемешано с бензином Промыть топливную систему бензином, заменить топливную смесь
Мотор работает с перебоями Не отрегулирован карбюратор Отрегулировать карбюратор
Мотор стучит Не затянута гайка маховика Немедленно остановить мотор. Затянуть гайку, проверив наличие шпонки
Бедная топливная смесь Обогатить смесь
Мотор перегреет Проверить систему охлаждения Применять топливо по данному руководству.
Детонационные стуки в двигателе Очистить двигатель от нагара
Не вытекает вода из контрольного отверстия в головке цилиндра При работающем гребном винте вода не поступает в помпу через отверстия в корпусе редуктора Установить мотор глубже
Засорено контрольное отверстие. Засорены отверстия забора воды Прочистить отверстия
Износ манжеты в крышке помпы Заменить манжету или на внутреннюю ее часть натянуть резиновое кольцо для обеспечения натяга по валу
Повышенная выработка торца крыльчатки Заменить крыльчатку
При переборке не вставлена шпонка крыльчатки Поставить шпонку
Пробита прокладка головки цилиндра ( из отверстия головки выходят выхлопные газы) Заменить прокладку
Двигатель работает, но лодка не двигается Срезан штифт гребного винта Поставить запасной штифт
На гребной винт намотались водоросли Очистить гребной винт
Выход из строя элементов трансмиссионного вала Найти неисправность и устранить ее
Отказ в работе механизма запуска Упор не входит в зацепление с маховиком
Не втягивается пусковой канат Прочистить и смазать пружину стартера и поверхность между втулкой и шкивом
Обрыв пускового каната Заменить пусковой канат
Заменить пружину стартера

НЕКОТОРЫЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕМОНТУ МОТОРА В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Если по выработке ресурса мотора или ранее обнаружена выработка диска золотника 32 (рис.1) более 1/3 толщины или выработка шпоночного паза золотника более 0,5 мм, то рекомендуется выполнить следующие работы:

а) при выработке диска необходимо зачистить образовавшиеся острые кромки на газоприемнике, обращая особое внимание на впускное окно. Места зачистки желательно заполировать. Диск золотника или весь золотник установить обратной стороной;

б) при выработке шпоночного паза золотника необходимо втулку золотника или весь золотник, а так же шпонку перевернуть на 180º, обратив внимание на зачистку кромок торцов шпонки.

При замене основания магнето ЭМ – 7 или маховика необходимо:

— установить поршень в положение 3.5 мм, не доходя до ВМТ (верхняя мертвая точка);

— слегка закрепить основание магнето;

— надеть на шпонку маховик;

— передвигая основание магнето совместить риску В (рис.2) на сердечнике основания магнето с краем наконечника Г маховика;

— закрепить основание магнето;

— проверить вторичную установку опережения зажигания;

— нанести риски А и Б, указывающие взаимное положение основания магнето и картера.

При, снятии шкива с корпуса маховика необходимо заметить взаимное расположение шкива и корпуса маховика для исключения появления дисбаланса. При сборке необходимо тщательно затянуть винты и ставить их на краску или герметик для контровки.

Удары металлическими предметами по маховику не допускаются.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

При соблюдении правил по уходу и эксплуатации предприятие-изготовитель гарантирует нормальную работу мотора в течение 12 месяцев со дня его приобретения.

Предприятие-изготовитель обязуется в течение гарантийного срока безвозмездно заменять и ремонтировать вышедшие из строя детали, узлы и мотор в целом, если выход из строя произошел по вине предприятия-изготовителя. Предприятие-изготовитель не несет ответственности за преждевременный выход из строя мотора в следующих случаях:

При несоблюдении правил эксплуатации и ухода за мотором, указанных в руководстве по эксплуатации и повлекших за собой:

а) срыв резьбовых соединений;

б) возникновение механических повреждений деталей и узлов;

в) повреждение (приварка, наклеп и т. д.д.) конусных поверхностей коленвала и маховика (дефект связан с эксплуатацией мотора при незатянутой гайке маховика);

г) выкрошивание зубьев шестерен редуктора ( дефект связан с эксплуатацией мотора без смазки в редукторе);

д) заклинивание двигателя (дефект связан с эксплуатацией мотора на топливной смеси с пониженным содержанием масла или неправильно произведенной приработкой);

ж) выход из строя мотора при небредном хранении, обращении и транспортировке мотора.

2. За детали и агрегаты мотора, подвергнувшиеся ремонту или переделке у потребителя.

«При обнаружении дефектов в период гарантийного срока необходимо обратиться в ближайшую мастерскую гарантийного ремонта. Москва, проспект Буденного, д. 14, ММПП»Салют»,т.3698269»

ВНИМАНИЕ. Категорически запрещается производить самостоятельную разборку двигателя в период гарантии.

В письме обязательно указать:

3. Длительность работы в часах с начала эксплуатации.

При неоформленных в магазине талонах гарантийного ремонта срок эксплуатации мотора засчитывается со дня его выпуска заводом.

ВНИМАНИЕ! Моторы, возвращаемые на ремонт, должны быть чистыми (без следов смазки, грязи и т. д.д. на внешней поверхности мотора).

Время нахождения лодочного мотора в ремонте в установленный гарантийный срок не включается.

Лодочные моторы отпускаются в торговую сеть только комплектными под строгой проверкой укомплектовки работниками ОТК.

Adblock
detector