Меню

Ремонт контрольно измерительных приборов автомобиля

ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Home Автоэлектроника Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов в автомобиле

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов в автомобиле

Основные неисправности спидометров: неправильное показание скорости из-за нарушения регулировки скоростного узла спидометра, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла.

Перед устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого вала привода спидометра, а именно, не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал с прибором и с коробкой передач и не оборван ли трос.

В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо проверить, не явилось ли заедание червячных пар в спидометре причиной обрыва троса. Для этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а затем легко вернуться обратно. Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазочного материала внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

Автомобильные контрольно-измерительные приборы можно ремонтировать только в условиях хорошо оборудованной специальной автомастерской, поэтому в условиях автохозяйства они должны только проверяться на точность показаний и в случае отклонений от технических условий заменяться новыми.

Учитывая большое разнообразие конструкций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки исправности автомобильных магнитоэлектрических указателей температуры. Проверка других конкретных типов приборов должна проводиться согласно инструкций, прилагаемых к автомобилю.

Опыт эксплуатации магнитоэлектрических указателей температуры воды и масла в автомобиле выявил следующие возможные их неисправности:

  1. Нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор.
  2. Нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего они изменяются вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например, при работе двигателя автомобиля без охлаждающей жидкости.
  3. Смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибрации или ударов.
  4. Обрыв проводов внутри приемника.

При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить его исправным, а не подвергать ремонту, так как прибор и датчик не разбираются и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.

Проверка точности показаний датчиков и приборов температуры масла, воды в автомобиле

Для проверки точности показаний датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля. Проверка проводится при нормальной, температуре окружающей среды (+20°С). Приемник устанавливается в приспособлений в рабочем положении. Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, что дает возможность увеличивать температуру воды выше 100 °С.

Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры воды, можно проверять только в воде.

Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры масла, проверяются также в водяной ванне.

Схема включения указателя для проверки изображена на рисунке 3.
Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (соответственно для приборов с номинальным напряжением 12 и 24В). Водяная ванна 3 С пробкой 5 медленно нагревается, например, путем включения нагревательного элемента 6 через лабораторный автотрансформатор.

На каждой контрольной отметке шкалы приемника 1 перед отсчетом показаний должна проводиться выдержка не менее 2 мин. Показания приемника указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра 4, установленного в ванне. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5 °С.

Комплект приемника и датчика 2 указателя можно считать исправным, если погрешность не превышает допустимых значений. Если погрешность комплекта выше указанных значений, следует проверить приемник и датчик указателя отдельно. Ниже приведены допустимые погрешности приемника и датчика указателя температуры:

Приемник указателя проверяют при помощи контрольного реостата или магазина резисторов, включенного в цепь вместо датчика при температуре окружающей среды (+20 ± 5) °С и питающем напряжении 14 или 28 В. Перед проверкой показаний приемника указателя его оставляют во включенном положении на предельной отметке 110 или 120 °С в течение 2 мин. При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопротивления контрольного реостата. Показания приемника считаются удовлетворительными, если контрольные положения стрелки соответствуют значениям сопротивления контрольного реостата.

Погрешность приемника определяется как разность между показаниями приемника и контрольного ртутного термометра. Приемник указателя можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, указанные ниже:

Проверяемые
точки шкалы
40 80 100 110 120
Сопротивление
реостата, Ом
320—440 128—142 82—91 66—74 55—62


Рис. 3. Схема включения автомобильного магнито-электрического указателя температуры

Проверка датчика проводится с эталонным приемником (рис. 3), сопротивление катушки которого между выводами Б и Д равно 100 ± 1 Ом. При проверке датчика используют контрольный ртутный термометр с ценой делений 0,1 °С.

Проверка датчика заключается в определении его сопротивления при контрольных температурах и работе его в комплекте с эталонным приемником. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра.

Сопротивление датчика определяется по формуле
Rд = ΔUд/Iд,
где ΔUд — падение напряжения в датчике (показания вольтметра); Iд — сила тока датчика (показания амперметра).

Применяемый при этом испытании вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5.

Сопротивление датчика ТМ100 не должно выходить за пределы, указанные ниже.

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов сводится к поддержанию приборов и датчиков в исправном состоянии, для чего необходимо еженедельно протирать сухой ветошью шкалы приборов и гнезда блоков контрольных и сигнальных ламп, а также следить за надежностью посадки защитных резиновых чехлов на корпуса датчиков.

Нарушения в посадке чехлов могут привести к выходу из строя штекерного соединения из-за попадания влаги и грязи.

Через каждые 30 тыс. км пробега при очередном ТО-2 необходимо удалить смазку из полости цилиндрических шестерен 2 я 5 спидометра (см. рис. PAGE 174

152) и заменить ее новой. Для смазки. Возможные неисправности приборов зывания шестерен применяется смазка и способы их устранения приведены в ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 626774). табл.23.

При отказе приборов следует в первую очередь определить исправность предохранителей № 6 и 8. Убедившись в исправности предохранителей, можно искать возникшую неисправность. Самый простой метод определения неисправностей в системе контрольно-измерительных приборов это последовательная замена сначала датчиков, потом приборов-указателей. Перед такой проверкой необходимо убедиться в исправности цепей от приборов к датчикам. Для этого от датчиков отсоединяют провод и замыкают его на массу. Стрелки указателей температуры и давления должны в этом случае занять на шкале крайнее правое положение. При отсоединении проводов от массы стрелки должны вернуться в исходное положение. Отклонение стрелки и возвращение ее в исходное положение свидетельствуют об исправности электрической цепи от прибора к датчику. Стрелка указателя уровня топлива при замыкании провода у датчика на массу должна установиться на нулевую отметку шкалы. Если цепи приборов исправны, то производится замена соответствующего датчика. Если после этого прибор на станет нормально работать, его следует заменить. Приборы и датчики ремонту не подлежат, а при выходе из строя заменяются целиком. При необходимости произвести оценку точности показаний приборов следует руководствоваться следующими данными. Указатель напряжения имеет цветные зоны, на красной зоне нанесена полоса, соответствующая напряжению 24 В, На зеленой 28 В. Указатели давления, уровня топлива и температуры проверяются по контрольному сопротивлению по схеме, указанной на рис. 153.

Читайте также:  Как изменить номерной знак автомобиля

Приборы подключаются к источнику постоянного напряжения 2426 В и к магазину сопротивлений. Для этой цели можно использовать магазин сопротивлений МКС-6 или любой другой, позволяющий набирать сопротивления от 50 до 560 Ом через интервал 0,5 Ом. К магазину сопротивлений поочередно подсоединяются провода /, // и /// от приборов комбинаций и на магазине набираются сопротивления, указанные в табл. 24. Датчик указателя уровня топлива имеет встроенные контакты для сигнализатора резерва топлива. В случае отказа в работе сигнализатора следует оранжевый провод штекерной колодки датчика, установленного в баке, зам-

кнуть на массу. При этом, если цепь исправна, должна загореться сигнальная лампа, установленная в комбинации приборов. Если лампа не загорится датчик неисправен и его необходимо заменить. При отказе в работе спидометра сначала снимают с автомобиля датчик и производят его проверку по схеме, показанной на рис. 154. С помощью контрольной лампы 5 проверяется исправность обмоток датчика путем подключения напряжения поочередно к клеммам /2; 23 и 13 штекерной колодки датчика. При этом контрольная лампа должна гореть, что свидетельствует об исправности обмоток датчика. Если в одном из этих замеров лампа гореть не будет датчик неисправен и подлежит замене. После проверки целостности обмоток датчик проверяется на короткое замыкание на корпус. Проверка производится контрольной лампой. При этом лампа не должна гореть, что свидетельствует об исправности датчика. Если при исправном датчике спидометр не работает, следует заменить прибор-указатель.

Ремонт и техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборов

К основным неисправностям системы освещения относятся: перегорание нитей и потемнение колбы ламп, загрязнение и трещины рассеивателя, потускнение и загрязнение поверхности отражателя, разрушение или окисление контактов в электрических соединениях из-за попадания на них влаги, снижение светотехнических характеристик и регулировка световых пучков фар. Из-за отклонения фар или из-за недостаточной силы их света значительно снижается качество освещения автомобильной дороги. Неправильная регулировка фар приводит к сокращению длины освещаемого участка дороги, а также к ослеплению водителей встречных автомобилей. Особенно внимательно и осторожно нужно относиться к регулировке фар, оборудованных галогенными лампами, так как такие фары очень сильно ослепляют водителей при встречном движении и могут являться причинами ДТП.

Причинами снижения светотехнических характеристик приборов освещения могут быть повышенное сопротивление цепи питания осветительных приборов, а также заниженная регулировка регулятора напряжения. Для двенадцати вольтовых систем электрооборудования падение напряжения в цепи питания не должно превышать 0,5 В. Если регулятор отрегулирован на более высокое напряжение, то это может привести к ослеплению водителей при встречном разъезде, а также снизить срок службы осветительных приборов.

Основным элементом фар является оптический элемент, поэтому за ним необходим особо тщательный уход. Если внутрь оптического элемента попадет грязь, то сила света значительно снижается. Если на зеркало отражателя попало большое количество пыли, то не рекомендуется удалять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае необходимо промыть внутреннюю часть элемента водой, а затем просушить ее на воздухе.
При появлении трещин на рассеивателе его необходимо заменить, так как в этом случае зеркало отражателя может быть повреждено пылью или грязью, которая попадет на него через трещину.

При разборке и сборке оптического элемента запрещается прикасаться к зеркалу отражателя рукой.
Для того чтобы заменить неисправную лампу с тыльной стороны отражателя, необходимо снять карболитовый патрон. Для того чтобы снять карболитовый патрон, необходимо нажать на него и повернуть его в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, необходимо удалить пыль с ее цоколя. Затем произвести замену ламп. Во время замены ламп необходимо следить за тем, чтобы внутрь оптического элемента не попала пыль. Внешнюю поверхность зажимов и штекерных соединений необходимо смазывать смазкой «Литол-24».

Читайте также:  Простая очистка колес автомобиля

Основными неисправностями контрольно-измерительных приборов являются: неправильное показание скорости движения автомобиля, которое возникает из-за разрегулировки скоростного узла, заедание барабанчиков счетного узла, колебание стрелки спидометра. Перед тем как приступить к исправлению всех этих неисправностей, нужно убедиться в исправности гибкого вала привода спидометра, а именно: проверить, не оборван ли трос, а также проверить, не ослабло ли крепление гаек, которые соединяют гибкий вал со спидометром и с коробкой передач. Если трос оборван, то нужно установить причину его обрыва. Одной из таких причин может быть заедание в спидометре. Для проверки этого нужно подсоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать свободный конец троса. При этом стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления, а также в процессе вращения не должно возникать никаких заеданий. А при резком проворачивании троса стрелка спидометра должна резко отклониться от нулевого деления, а затем плавно вернуться на свое исходное место.

Колебание стрелки спидометра может возникнуть из-за неправильного монтажа гибкого вала, отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до конца гайке крепления гибкого вала к спидометру, а также из-за недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала. Отсутствие продольного перемещения троса может быть следствием попадания в отверстие валика спидометра пыли и грязи.
К основным неисправностям магнитоэлектрических указателей температуры относятся: нарушение герметичности баллонов датчика при его монтаже на двигателе; поломка терморезистора из-за попадания воды внутрь датчика; смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри приемника. Кроме этого в результате частых и продолжительных перегревов (например, при работе без охлаждающей жидкости) может произойти нарушение работы стабильности характеристик терморезистора.

Если в процессе технического обслуживания обнаруживается неисправность датчика или приемника, то их рекомендуется заменять на новые, а не подвергать ремонту, поскольку конструкция датчика и приемника неразборная и в процессе эксплуатации не подлежит ремонту.
Проверку технического состояния магнитоэлектрического указателя рекомендуется производить при температуре 20 °С. При проверке датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля. В процессе проверки приемник устанавливают в специальное приспособление в рабочее положение. Датчик помещают в специальную герметичную ванну с водой, которую закрывают пробкой от автомобильного радиатора, поскольку эта пробка позволяет повышать температуру воды выше 100 °С. Датчики указателей, предназначенных для замера температуры охлаждающей жидкости, проверяют только в воде, Проверку нельзя проводить в масле, так как при отсутствии его интенсивного движения увеличивается погрешность измерений в результате изменившихся условий теплопередачи. В масляной ванне проверяют только датчики, предназначенные для замера температуры масла.
При проверке контрольно-измерительных приборов в ванну с жидкостью вставляют ртутный термометр, цена деления которого не должна превышать 0,5 °С. Затем показания приемника сравнивают с показаниями ртутного термометра. На каждой контрольной отметке перед снятием отсчета необходимо выдержать интервал времени не более 2 минут. Если погрешность измерений не превышает допустимых значений, приведенных в таблице 13.1, то датчик и приемник считаются исправными.

Если погрешность превышает допустимые значения, то необходимо отдельно провести проверку датчика и указателя температуры.
Проверку приемника указателя проводят при помощи контрольного реостата, который включается в цепь вместо датчика. Проверка осуществляется при температуре окружающей среды +(20±5) °С. Перед проверкой приемник необходимо выдержать в течение двух минут на отметке 110 или 120 °С. При этом необходимо зафиксировать сопротивление контрольного реостата.

Если показания приемника соответствуют значениям сопротивления контрольного реостата, то приемник считается исправным.
Проверка датчика указателя проводится с эталонным приемником. Проверка заключается в определении сопротивления датчика в комплекте с эталонным приемником при контрольных температурах. Сопротивления датчика не должны выходить за пределы.

Adblock
detector