Ремонт системы автокондиционера — основные причины и симптомы
Отсутствие в салоне желанной прохлады, как правило, становится неприятным сюрпризом для владельца автомашины. Хотя конструкция автомобильной климатической установки не особенно сложна, всё же мы не советуем заниматься самостоятельным поиском и устранением неисправностей. Качественно отремонтировать автокондиционер сможет только квалифицированный и опытный мастер профильного сервиса, ведь для этого необходимы знания и соответствующее специализированное оборудование.
Рассмотрим в общих чертах, какие виды ремонта автокондиционера встречаются наиболее часто.
Устранение утечки
Особенности конструкции современных автокондиционеров, к сожалению, не позволяют исключить возможность течи рабочих жидкостей (хладагента и масла) из системы. Причин возникновения протечек немало:
- электрохимическая коррозия алюминиевых трубок конденсора из-за попадания на них антигололёдного реагента и иных технических жидкостей с выраженноыми кислотно-щелочными свойствами;
- механическое повреждение конденсора, магистралей или шлангов из-за трения, случайных ударов, вибраций и т.д.;
- пересыхание и растрескивание уплотнительных колец из-за отсутствия смазки в зимнее время;
- непрофессиональный ремонт или тюнинг машины, приведший к повреждению и разгерметизации автокондиционера.
В том случае, когда проблема заключается в разрушении эластичных элементов (уплотнительных колец или соединительных шлангов), ремонт заключается в замене повреждённых деталей. Если же речь идёт об алюминиевых трубках, то для восстановления герметичности необходима аргоновая сварка, которая выполняется квалифицированным специалистом с соблюдением всех технологических условий.
Перегрев, повышение давления
Если рабочая среда в системе стабильно перегревается, её внутреннее давление растёт, что приводит к отключению автокондиционера по сигналу от контролирующего датчика. Причиной перегрева, как правило, становится:
- поломка вентилятора на конденсоре;
- превышение нормы заправки хладагента;
- поломка ТРВ;
- выход из строя осушителя или аккумулятора;
- засор конденсора;
- перегрев компрессора из-за работы на предельной мощности.
Как видим, причины разнообразны, и чтобы отремонтировать автокондиционер, необходимо вначале правильно диагностировать поломку. Для этого мастеру необходимы профессиональные знания и практический опыт.
Неисправность компрессора
В автокондиционере компрессор является наиболее сложным узлом, причём его механическая поломка нередко приводит к выходу из строя других компонентов системы – засорению трубок конденсора или ТРВ. К счастью, такие неисправности возникают редко, гораздо более актуальными поводами для ремонта являются проблемы с электромагнитной муфтой или опорным подшипником. Для ремонта автокондиционера, как правило, требуется демонтировать и разобрать компрессор, после чего провести чистку и дефектовку, заменить изношенные и повреждённые детали.
Отказ терморегулировки системы
Терморегулирующий вентиль является, без преувеличения, самым чувствительным элементом автокондиционера. Его пропускное отверстие чрезвычайно мало, а количество выпускаемого хладгента регулируется тонкой иглой, поэтому даже небольшое количество попавших в систему загрязнений способно нарушить работу нежного устройства. Несколько более сложны системы, в которых регулировка осуществляется при помощи дросселирующей трубки и электронного управления. Работы по устранению неисправности предполагают действия в широком диапазоне возможностей, от промывки ТРВ до ремонта электрических компонентов или замены электронной управляющей платы.
Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся неполадки. На самом деле, спектр возможных поломок и способов их устранения гораздо более широк. Важно, помнить, что система автокондиционирования в любом автомобиле состоит их комплекса взаимосвязанных элементов и выход из строя любого приводит к неработоспособности всей системы. Сталкиваясь с поломкой кондиционера, обычно пеняют на компрессор, но зачастую проблема с ним не связана и даже замена компрессора на новый не решит проблему.
При обращении в автосервис важно, чтобы сервисный мастер, к которому вы обращаетесь, обладал достаточным опытом и квалификацией, чтобы правильно установить причину отказа и надёжно отремонтировать автокондиционер, полностью восстановив его работоспособность.
Ремонт кондиционера автомобиля
Сегодня наша статья познакомит автовладельцев с принципами работы автомобильного кондиционера, расскажет о его устройстве, периодах обслуживания, цене заправки и ремонта и даст общее понимание о работе этого важного устройства в машине.
Основная часть нагрузки при работе системы охлаждения идет на компрессор. Следовательно, чаще всего из строя выходит именно он. Его своевременный ремонт и профилактические действия избавят вас от необходимости копить деньги на новую деталь. Если не включается компрессор-кондиционер, то причин данной поломки может быть две. Работать с перебоями кондиционер может либо из-за поломки компрессора, либо по причине неисправности муфты. В этом случае, возможно, починить компрессор кондиционер самому.
Ремонт компрессора кондиционера автомобиля
- Продлить срок службы компрессора поможет промывка его внутренностей. Использовать лучше четыреххлористый углерод или фреоны R-113, R-11. Выводим лишний хладагент, проводим процедуру до того момента пока жидкость не станет прозрачной. Смесь из жидкости и масла в соотношении 50:50, вливаем в компрессор для кондиционера. Вводим в рабочее состояние на 20 минут. Компрессор кондиционера
- Очищенный кондиционер заправляем маслом. В связи с активным поглощением маслом частиц воздуха, что может привести к потере его важных свойств, время взаимодействия сводим до минимума. После заправки в профилактических целях продуваем компрессор с помощью хладагента или азота и закрываем его патрубки
Ремонт кондиционеров авто
Самостоятельный ремонт компрессора кондиционера можно выполнить и для починки электромагнитной муфты. Осмотр этой детали включает в себя проверку присутствия смазки на роторе и на нажимном диске. Подшипник сцепления должен быть без утечек смазки. Воспользуйтесь прибором для определения сопротивления катушки. Сопротивление катушки должно варьироваться в пределах 3,15-3,45 при t 20 C. В случае нестандартного показателя его необходимо заменить на новую деталь. Последним действием будет измерение зазора между шкивом и диском муфты. В случае отхождения от нормы магнитное поле не сможет прижать муфту к шкиву. Диапазон должен быть в пределах 0,35-0,65 мм.
Основные признаками утечки фреона в автомобильном кондиционере
- Отсутствие поступления холодного воздуха в салон машины при включенном кондиционере
- Пузырьки воздуха, которые можно увидеть через смотровое окошко при работающем кондиционере
- Следы вытекшего масла (если перед заправкой в него был добавлен специальный краситель)
- несоответствие уровней высокого и низкого давления, которые замеряют при помощи тестера (подробнее об этом читайте в статье «Заправка кондиционеров автомобиля»)
- Неожиданное отключение системы кондиционирования или появление перебоев в ее работе
- Появление неестественного шума во время работы системы охлаждения
- Главной причиной нехватки хладагента в системе является его утечка, которая происходит при разгерметизации. Уменьшение уровня хладагента также может происходить по естественным причинам – он просто испаряется, поэтому раз в 1-2 года следует проводить оценку уровня хладагента в системе и при необходимости осуществлять дозаправку
Как найти утечку фреона или ремонт системы кондиционирования автомобиля
Наиболее распространенной неисправностью является вытекание фреона. Определить локацию повреждения можно несколькими способами.
Наличие утечки можно установить при помощи специального прибора – газоанализатора – или же во время перезаправки. Во втором случае в хладагент добавляется специальное вещество – например, ультрафиолетовая краска, следы которой ищутся при помощи лампы ультрафиолетового излучения. Некоторые производители добавляют краситель еще на заводе. Проверка осуществляется на работающем оборудовании.
Устройства компрессора кондиционера автомобиля
Вне зависимости от типа или модификации, общий принцип работы автокондиционеров одинаков:
- Двигатель вращает шкив с электромуфтой, к которому подключен компрессор
- Компрессор сжимает хладагент (фреон), из-за чего последний нагревается
- Горячий хладагент, остывая, сжижается в радиаторе (конденсаторе)
- Сжиженный хладагент расширяется в радиаторе (испарителе)
- Вентилятор поставляет холодный воздух в салон, обдувая испаритель
- Ресивер-испаритель защищает компрессор от сжиженного газа, который невозможно сжать.
- Координирует работу всех элементов управляющий блок
История создания автомобильного кондиционера
Необходимость охлаждать салон автомобиля первыми осознали американцы: на длинных дорогах жарких штатов поездка превращалась в настоящее испытание. Поскольку первые кондиционеры появились в начале ХХ века (уже в 1903 году они были установлены в здании Нью-Йоркской фондовой биржи), а спустя 30 лет стали привычной деталью интерьера, установка системы кондиционирования в автомобиле стала только вопросом времени.
С 1933 года кондиционеры начали монтировать в автомобили по заказу владельцев, а 1939 год ознаменовал начало нового этапа: установки систем кондиционирования в заводской комплектации. Как и все новинки, это стоило немалых денег и было целесообразно только для самых дорогих автомобилей. Но, как и всё новое, эти первые системы, несмотря на высокую стоимость, были малоэффективными и неудобными. Только в 1954 году кондиционирование объединили с обогревом салона, повысив эффективность и сделав пользование на порядок удобней. В таком варианте система и развивалась вплоть до сегодняшнего дня, постепенно улучшаясь в деталях, но не меняясь принципиально.
Какие бывают компрессоры их виды
Большинство компрессоров имеют механический привод от коленвала двигателя.
- Компрессоры постоянного вращения соединены с коленчатым валом напрямую через шкив и начинают работать одновременно с ним. Пока кондиционер не нужен, компрессор кондиционера работает вхолостую и только при включении кондиционера он начинает перекачивать хладагент.
- Компрессоры непостоянного вращения соединяются с коленвалом через шкив посредством соленоида (электромагнитной муфты), который срабатывает при включении кондиционера и только тогда запускает компрессор.
Как заправить кондиционер автомобиля своими руками
Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.
Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:
- Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его
- На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования
- Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа
- Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум
- Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе)
- Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра
- Чтобы понять правильно ли заправляется система, можно посмотреть в окошко фильтра-осушителя — если там не наблюдается пузырьков и видна прозрачная жидкость, значит, вы все делаете правильно
- Как только в салон пойдет прохладный воздух (около 5-8 C°), а шланг возле штуцера низкого давления будет холодным, как лед, процедуру заправки кондиционера машины можно завершить
Как часто нужно заправлять кондиционер в машине
Подумать о дозаправке фреона надо бы, если у вас
- Кондиционер плохо холодит воздух
- Не охлаждает вовсе
- На трубках с хладагентом появилось масло
- Или иней во внутреннем блоке
Авто-кондиционеры на новых машинах следует заправлять один раз в 2-3 года.
На машинах от 6 лет – каждый год.
Сколько стоит заправить кондиционер в машине
Как правило в заправку хладогеном входит В услугу входит:
- Откачка хладагента
- Вакуумное очищение системы от остатков паров
- Замена масла в компрессорной системе
- Непосредственно закачка фреона
- Проверка системы кондиционирования после заправки
Цена вопроса как правило от 500грн. или 1000руб. что примерно от 20$
Чем заправляют кондиционер
В качестве хладагента в системах кондиционирования используется газ фреон. Именно он охлаждает компрессор и защищает его от перегрева.
Масло при заправке кондиционера
Существуют две группы масел для систем кондиционирования – синтетические и минеральные составы. Определить, какое именно залито в ваш автокондиционер не так и сложно, однако это дело требует некоторых тонкостей. Все автомобили, которые были выпущены до 1994 года, работают на фреоне R-12. Данный тип фреона смешивается с минеральным маслом Suniso 5G.
Автомобили, которые выпущены после 1994 года, работают только на фреоне R-134а, который используют в комбинации с синтетическими составами PAG 46, PAG 100, PAG 150. Данные марки называют еще полиалкилгликольными. Масло для фреона марки R-134a не может быть минеральным, только синтетическим. На практике есть редкие случаи, когда в 1994 году автомобили выпускали с компрессорами, для которых можно было использовать как фреон R-12, так и R-134a.
При установке сменного компрессора автокондиционера очень важно установить в нем нужный уровень масла, при условии, конечно, правильного типа и количества масла.
В первую очередь, нужно принять во внимание количество масла, находящегося в сменном компрессоре. Это может быть полная заправка (около 236 мл), заправка наполовину или отсутствие масла вообще. Если в сменном компрессоре автокондиционера содержится масло, его нужно будет извлечь и заправить в правильном количестве, чтобы сбалансировать систему.
В большинстве случаев, процесс заправки предусматривает полное извлечение и измерение количества масла в неисправном компрессоре, после чего заправку того же количества нового масла в сменный агрегат.
Кроме того, необходимо использовать тот тип и вязкость масла, который рекомендует производитель. Если, к примеру, компрессор автокондиционера требует более тяжелого масла, как PAG 150 (полиалкиленгликолевое масло типа вязкости 150), а используется PAG 46, то результатом будет шумная работа компрессора и преждевременный износ.
После заправки компрессора автокондиционера маслом, следует прокрутить муфту компрессора вручную или гаечным ключом как минимум 4 раза перед установкой самого агрегата. Это делается по двум причинам: прокрутка муфты способствует распространению масла в компрессоре, что уменьшает риск повреждения компрессора из-за сухих подшипников, а также уменьшает пусковой момент, когда муфта впервые приходит в движение.
Сколько стоит ремонт автомобильного кондиционера
Понятное дело, что цена ремонта будет зависеть от вида самой неисправности, но в общем можно смело констатировать что цена будет минимум от 40$.
Вывод
Очень надеемся, что наш пост поможет вам понять общий принцип работы кондиционера автомобиля и его устройство, а так же даст понимание когда и зачем стоит проводить профилактические работы и дозаправки этого важного агрегата. Ведь от него напрямую зависит комфорт вашей поездки особенно в жаркое время года, а правильная темперратура в салоне автомобиля – это меньше усталости для водителя, а значит вы сможете проехать больше при этом устав меньше.