Меню

Ремонт коллектора двигателя печки

Ремонт электродвигателя отопителя — замена коллектора и щеткок

Информация подходит для ремонта многих автомобилей.

В общем оригинальный моторчик печки на моем авто после 27 лет эксплуатации и 442 тыс. км перестал крутится. Когда то очень давно, было дело, что он свистел в течение года или больше (ориентировочно 2010 — 2012 года свистел) — смазал циатимом и с тех пор он работал тихо многие года, пока заводской коллектор и щетки не стерлись.
Опыта такого ремонта не было, поэтому местами немало накосячил — но тем не менее расскажу как есть, тогда следующие не накосячат
Снятие моторчика не требует демонтажа печки, но нужны хорошие отвертки и съемник стопорных колец. 3 самореза и 1 стопорное кольцо — снимается и моторчик можно извлечь (это в версиях без климата).
Отмечу, что при обратной установке будьте внимательны с положением выступа, который должен четко попадать в паз корпуса печки, не применяйте силу.

Кстати, номер моторчика 4A0 959 101A, как хороший недорогой аналог некоторые советуют Termal 402102M, по идее его и следовало бы купить сразу, но желание восстановить родной мотор — было сильнее

Поначалу я не заметил, что ламелей коллектора в общем-то уже нет и думал, что обойдусь простой заменой щеток. Для их замены надо отогнуть 2 края вверху держателя и вытащить щетку и пружинку:

Размер щеток 8х8мм:

Под рукой были лишь щетки покрупнее — я их обточил до 8х8 на наждаке + напильником и поставил:

Ожидал, что все вновь закрутится — хрен там. Тогда я уже заметил, что коллектор не просто сточен, а стерт до пластика.
Поэтому разбираем. Я последовательность напутал — поэтому пишу сразу так, как на мой взгляд было бы лучше. Высверливаем 2 заклепки (при обр. сборке заменяем саморезами), чтоб убрать в сторону пластик с разъемом. Там, где на фото намазюкана смазка — там спрятано на валу стопорное кольцо, которое нужно снять, а пластик на заклепках будет мешать:

Нужно развальцевать загибы — чтоб составные части разъединились:

Затем соответственно убираем верхнюю крышку в сторону. Надо снять крыльчатку — я просто нагрел феном (до средне-горячего состояния, главное, чтоб не «поплыл» пластик, а был просто горячеватым) и установив выколотку в вал — сбил крыльчатку, которая лежала на коленках Тут важно делать это максимально легкими ударами. Я накосячил тут где-то, ибо вал сместился относительно ротора, что «аукнулось» мне в дальнейшем. Если у кого есть хорошие способы съема крыльчатки — пишите.

И вот состояние коллектора:

Состояние втулок почти идеальное несмотря на 27 лет, вовремя значит успел смазать, когда он свистел.

Далее, уголки коллектора отогнул, провода снял с них, коллектор пассатижами стянул с вала (можно мини-съемником).
«Новый» коллектор для замены взял с бензонасоса JP Group 1115203400 , который накрылся менее чем за 10 тыс. км — зато от него остался почти идеальный коллектор. Но диаметр отверстия надо 8мм, а у него — меньше. Можно наверное и дрелью — но я отнес токарю, он развернул четко по центру, чтоб плотно было и биения не было (заодно и проточить можно, если надо). Обматывал лентой, чтоб витки не размотало на оборотах:

Намазал место надевания коллектора быстрой 5мин. эпоксидкой

Загнул лепестки и пропаял заодно, для лучшего контакта (не обязательно). Зажал в дрель и немного придал лоска медным ламелям:

Все, собираем, завальцовываем крышку.
С обратной стороны будут кольца на втулке и стопор:

И тут я понял, что какая-то хрень, не сходится, вал завысоко выходит. Вот тут «аукнулось» косячное сбивание крыльчатки. Пришлось на собранном вал забивать на место. При этом приклеенный коллектор — съехал. Очень плохо. Но в итоге капнул туда суперклея на вал и перевернул, чтоб он протек и заблокировал коллектор. Ну что же, опыт, надо быть внимательнее.
Далее.
Упираясь валом — набиваем крыльчатку (немного нагретую) на противоположную сторону.

Все, завальцовываем крышку, собираем пластик на 2 самореза вместо заклепок.

Подключаю — и снова хрен там — не крутит. Я уже и щетки достал и шарошкой сделал им нужный полукруглый профиль — ничего. Потом все-таки понял в чем дело — щетки графитовые и их сопротивление 30-50 Ом оказывается, графитовые — это под электроинструмент, где 220 вольт и мало ампер, а тут-то все наоборот — 12 вольт и много ампер, которые через себя графитовые не пропустят по закону Ома Значит подходят только меднографитовые.

Приобрел как раз меднографитовые Krauf KSB0012, сопротивление

0 Ом, размер точь-в-точь как надо — 8х8мм, длина что-то около 20мм (многовато, пружинку не всунуть). Цена около 1$, надо заказывать в магазинах авто з\ч типо экзист и т.п., будьте внимательны, т.к. в рознице некоторые лохотронщики их пытаются продавать чуть ли не за 5$, что для такой мелочи — многовато.

Шарошкой-камешком в дрели придал ей профиль, чтоб быстрее притерлось, да и излишняя длина — убралась.

Из-за частого отгибания-загибания в ходе экспериментов могут отвалиться уголки — решение простое — прилудить сверху П-обр. перемычку из толстого медного провода:

Не забываем при сборке смазать втулки (я много лет назал мазал циатимом, теперь ХАДО ремонтной красной)

Читайте также:  Схема обозначения пожарных автомобилей

ВСЕ. Теперь, наконец-то все заработало. Дует, как надо, лучше, чем было, а притрется — будет еще лучше. Вибрации нет совсем. А по шуму — не заводя какое-то шуршание на 1 скорости слышно, но на заведенной уже не услышать этого. На 2-4 скоростях — все хорошо.

Рад, если по процессу посоветуют, как что лучше. Кто будет делать — не повторяйте моих ошибок — тогда отремонтируете быстро и дешево.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

BMW 5 series › Logbook › Ремонт вентилятора отопителя. Замена коллектора. Часть 2.

Приветствую! Начало ремонта было положено примерно полгода назад, тогда моторчик после ремонта ощутимо шумел, как оказалось из-за того, что при снятии опоры втулки я ее погнул — сделать это легче легкого. В начале лета родной моторчик приказал долго жить и я все лето оттягивал его ремонт/замену. Тем не менее, этот час настал.
Здесь опишу дополнения к ремонту электродвигателя вентиляции салона ( арт. 64 11 6 933 910 — оригинал BMW

8000 р.;). Вообще, с завода был установлен моторчик производства Behr (Behr-Hella 8EW 351 040-651 —

4500 р. — ИМХО тот же оригинал без отчислений маркетологам).

Итак, первым делом снимаем крыльчатки. Для этого сперва брызгаем WD-40 в места их крепления и спустя минут 10 начинаем спресовывать вращая в разные стороны и вытягивая их с посадочных мест. После того как одна крыльчатка будет снята, для снятия второй удобно застопорить ротор всунув между его сердечниками, например, отвертку.
Следом снимаем пластиковый кожух, отгибая с двух сторон защелки. Таким образом, подобрались к задней опоре, которую на мой взгляд снимать удобнее.
Оси скорее всего будут ржавые — чтобы без проблем снять позже опоры, ржавчину нужно удалить (например наждачкой) . Далее я зажимал двигатель в тиски, упирая губки в выступы задней опоры, и отверткой и молотком, нанося удары в сторону губок — чтобы моторчик не проворачивался, развальцевал соединение. Стоит отметить, что метал мягкий и зажимать и развальцовывать нужно аккуратно. Если погнете опору — ремонт на этом можно заканчивать.
Сняв заднюю опору, вынимаем ротор и заменяем на нем коллектор и вставляем обратно. Замечу, что внутри корпуса постоянные магниты установлены с помощью распорных пружин и, двигая их можно поменять положение ротора — влево или вправо, нужно это, например, для того, чтобы сместить точку прилегания щеток к коллектору(если, к примеру, коллектор запрессовали слишком глубоко или наоборот).
Далее опорные втулки я промыл очистителем карбюратора, чуть смазал вэдэшкой, а сальниковые опоры, прилегающие к втулкам, набил консистентной смазкой. Затем идет сборка в обратном порядке. Развальцованные соединения снова завальцовываются, крыльчатки напрессовываются, но с одной оговоркой: глубину посадки крыльчаток нужно подгонять. В корпусе печки, куда они устанавливаются, есть ребра между которыми эти крыльчатки должны находиться и, поскольку сам моторчик установлен на подушках, желательно крыльчатки усадить так, чтобы они были строго посередине своих установочных мест — тогда при перекосах и вибрациях крыльчатки не будут касаться стенок корпуса.
Щетки я поставил старые от второго моторчика (из первого поста) — думаю на 1,5-2 года их еще хватит.
Итог: моторчик работает ровно и бесшумно — как новый.
Перед повторением всех работ, сфотайте свой моторчик — это может облегчить сборку.

Фотоотчет Ремонт коллектора электродвигателя печки Фольксваген Пассат Б3 (фотоотчет колхоза)

В один прекрасный момент перестал вращаться ветилятор печки. Стукнул по нему — заработал. Решил разобрать.
Что увидел — ламели коллектора сточились и частично отвалились.

А разборки в городе нет, заказать новый — не проблема, но решил поизголяться. Купил от таз2108 (по валу подходит), дома подключил — за 10 минут нагрелся — рука не терпит. А ну его .
Взялся за ремонт. Купил переходник для паяных медных трубопроводов и приступил.
1. Нарезал ножницами по металлу пластинок (фото2)

2. и обточил немного напильником (фото3)

3. Зашкурил коллектор (фото4)

4. и вклеил ламельки (фото5)

5. При пропайке контактов — о чудо — пластинки сами собой стали отваливаться. Да. (фото6)

6. Все разобрал, зачистил и просто припаял (фото7)

7. Прошелся напильником, потом зажав в дрели ротор еше и шкуркой (токарного станка дома не оказалось) (фото8)

8. Прочистил канавки между ламелями (фото9).

Собрал — все работает, несколько повышенная вибрация и шум. Посмотрел, как устроен коллектор на всяких там шеруповертах — зазор м/у ламелями заполнен диэлектриком. сделал следующее

9. Залил клеем (фото 10)

10. прошелся шкуркой (фото11)

все собрал, поставил на машину — работает шумновато-терпимо, к зиме или проточу на станке или если будет лень, поставлю новый.

Восстановление коллектора печного двигателя:

#1 MadFox

Есть у кого под боком двигатель труперной печки ?

Интересует диаметр вала, внешний диаметр коллектора и кол-во ламелей.

Свой — щетки заменил, собрал и только потом дошло что надо поискать в продаже коллектор, ибо выработка уже в ворота не лезет.

Читайте также:  Что такое необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Мотор менять не хочу, если не найду коллектор — попробую в теплое время суток нарастить старый, с помощью купороса и электроматери.

Кстати щетки — в сечении 6*9мм — фиг найдешь и стоят от 180р. Буду пробовать спаривать две ВАЗовских от генератора — они 4*9.

Сообщение отредактировал MadFox: 22 марта 2018 — 14:33

#2 ashvud

Тут же вроде писалось что от ховера подходит почти один-в-один, только темку — подтверждение что-то найти не могу.

#3 VladTr

Есть у кого под боком двигатель труперной печки ?

Интересует диаметр вала, внешний диаметр коллектора и кол-во ламелей.

Свой — щетки заменил, собрал и только потом дошло что надо поискать в продаже коллектор, ибо выработка уже в ворота не лезет.

Мотор менять не хочу, если не найду коллектор — попробую в теплое время суток нарастить старый, с помощью купороса и электроматери.

Кстати щетки — в сечении 6*9мм — фиг найдешь и стоят от 180р. Буду пробовать спаривать две ВАЗовских от генератора — они 4*9.

диаметр вала 8 мм, по остальному пока не подскажу

По щеткам — не занимайся фигней в плане спаривания, щетки всегда берутся больше по размеру, и напильником вышлифовываются под требуемый размер

#4 MadFox

По щеткам — не занимайся фигней в плане спаривания, щетки всегда берутся больше по размеру, и напильником вышлифовываются под требуемый размер

Большие по размеру сложно найти. А спарить — честно говоря не вижу пока препятствий. Если спарить плотно, без люфтов.

Да и проблема сейчас в коллекторе, там выработка миллиметра 3

#5 VladTr

Большие по размеру сложно найти. А спарить — честно говоря не вижу пока препятствий. Если спарить плотно, без люфтов.

Да и проблема сейчас в коллекторе, там выработка миллиметра 3

чем хочешь их спаривать? суперклеем? ИМХО, извращение.

Больших щеток много, заскочи, к примеру, в Планету Железяку

Да и вообще, их можно ставить от чего угодно, вплоть до запчасте от бытовой техники

#6 amotsarack

ну вот я тоже год поездил с мотором печки от ховера, достало слушать «цикаду» на низких и средних оборотах и. сегодня купил снова б/у оригинальный мотор печки под неторопливое восстановление. Почему? А вот потому, что китайцы сэкономили и испохабили при копировании хорошую вещь.

Я как купил моторчик от ховера, понадеялся, что он новый и долго будет ходить. Как минимум потому что коллектор новый, подшипники свежие ну и все такое. Нет, конечно, теоретически это так и было бы, если бы наши девиантные друзья с востока скопировали бы один-в-один. Но нет, они, оказывается, сэкономили.

Купив, покрутил я его в руках, и мне не очень что-то понравилось, как он крутится. Решил смазать. Скинул крыльчатку и крышки. И что же я там увидел? А то, что бронзографитовая втулка подшипника во-первых не круглая, а во-вторых вокруг нее нет фетрового смазочного кольца. И даже нет места, куда его можно приколхозить так, чтобы плотно прилегало. Там стоит обычная цилиндрическая бронзовая втулка, просто и без комплексов запрессованная выступами к корпусу, без малейшего намека на свободу движения в поперечной плоскости. Поработал он у меня ровно год и засвиристел этаким кузнечиком. Я его даже разбирать пока не стал, чтобы не расстраиваться.

Купил вот старого японца, раскидал, отмыл от говнища, положил замачиваться в масле втулки. Завтра попробую купить щетки.

Есть также безумная идея примерить ротор от китайца, если окажется что статор на нем за год не выгорел в говно и (на что я надеюсь) эти черти воспроизвели размеры в точности.

На старом коллекторе выработка 1 мм в глубину. Если не получится просто поменять, ну значит буду думать, как восстанавливать коллектор. То ли действительно попробую нарастить, то ли обточу.

#7 VladTr

#8 denkol68

ДВС! А если можно отсюда поподробней пжлст! А то на той неделе менял корпус печки под фильтр салона от китайса, ну и попутно разбирал и мазал мот печки и что- то после сей процедуры все равно туговато вращается. Для инфы — поменял корпусину печки не снимая радиятор кондюка, правда посношаться пришлось!

#9 amotsarack

отсюда — это откуда?

#10 denkol68

Я давно говорил, что китайские печки говно. Сам сейчас наслаждаюсь работой печки с замененными втулками на правильные шариковые подшипники

#11 VladTr

#12 amotsarack

Злые тут все! Наверное, вентиляторы плохо работают, поэтому перегреваются все в теме!

да нормально работают, но хочется чтобы еще и бесшумно. Так что нет, не перегреваются

А по поводу «туговато вращается» — ну а что ты хотел получить с бронзовыми втулками, смазанными черти какой веретенкой? Пока не приработается, будет туговато — но моторчик сильный, он это хорошо проворачивает. Потом приработается и будет нормально, если тебе повезет. А если не повезет, то бонусом будет еще и звуки издавать разные непотребные.

Если хочется чтобы ходило плавно и мягко, надо правильные пористые бронзографитовые втулки, правильную смазку и чтобы эта смазка не кончалась на самом интересном месте. А китайцы норовят схалявить, потому что и так работает, а значит и так сойдет. И что характерно, это не китайская подделка на китайский оригинал, а самый что ни на есть оригинал, просто он в оригинале говно, такая вот неприятность

Читайте также:  Инструмент для разборки фар автомобиля

Хотя конечно по сравнению с триппером по покупке и замене коллектора на якоре китайский моторчик может и не самое большое зло.

#13 VladTr

да нормально работают, но хочется чтобы еще и бесшумно. Так что нет, не перегреваются

А по поводу «туговато вращается» — ну а что ты хотел получить с бронзовыми втулками, смазанными черти какой веретенкой? Пока не приработается, будет туговато — но моторчик сильный, он это хорошо проворачивает. Потом приработается и будет нормально, если тебе повезет. А если не повезет, то бонусом будет еще и звуки издавать разные непотребные.

Если хочется чтобы ходило плавно и мягко, надо правильные пористые бронзографитовые втулки, правильную смазку и чтобы эта смазка не кончалась на самом интересном месте. А китайцы норовят схалявить, потому что и так работает, а значит и так сойдет. И что характерно, это не китайская подделка на китайский оригинал, а самый что ни на есть оригинал, просто он в оригинале говно, такая вот неприятность

Хотя конечно по сравнению с триппером по покупке и замене коллектора на якоре китайский моторчик может и не самое большое зло.

никак не пойму — а что вам мешает в китайский мотор вживить хорошие шариковые подшипники?

#14 amotsarack

никак не пойму — а что вам мешает в китайский мотор вживить хорошие шариковые подшипники?

ну, очевидно же, что лень

а если серьезно — по моему широкому опыту общения с вентиляторами в серверах, могу сказать однозначно, что исправный и хорошо смазанный подшипник скольжения работает гораздо тише и мягче, чем не менее исправный шарикоподшипник. Вентиляторы на шарикоподшипниках работают не в пример дольше, но при этом они гораздо более шумные. И еще нюанс — в печке не исключено попадания воды в нижнюю втулку мотора, например, от мелкой водяной пыли от дождя, всосанной печкой и осажденной на стенках вентилятора, потом неизбежно стекающей вниз и далее в нижний подшипник мотора. В итоге получаем подшипник, в котором в некоторый момент плещется вода. Бронзографитовая втулка с маслом к этому отнесется, в целом, с пофигизмом — она в принципе не ржавеет, а ось все равно прикрыта маслом и втулкой. В какой-то момент вода просто высохнет, так и не попав в пару трения.

А вот шарикоподшипник такого издевательства, скорее всего, не перенесет. Хотя бы потому, что он весь железный, и что если вода попадает ему в сепаратор, то при работе мотора вода взбивается шариками в эмульсию пополам с густой смазкой в подшипнике, и что печальнее всего — остается там навсегда. Испаряться из-под слоя масла каплям воды сильно сложнее. Ну и все, картина «приплыли». Воздух там тоже есть, так что все условия для интенсивного ржавления в наличии.

IMHO, вот именно поэтому, как я понимаю, шарикоподшипники не особо распространены в моторах печки. А если хочется мотор на шарикоподшипниках — есть такая контора Luzar, делает, в том числе, моторчики печки на нашемарки. Что интересно — с завода в нем стоят шарикоподшипники, причем правильные, с сальниками. Стоит в целом социально, сравнимо с моторчиком с разборки. Желающие могут попробовать применить.

За себя могу сказать так — я вписался в историю с реанимацией моторчика в основном в порядке интереса и получения опыта. Первые результаты уже есть — в конторе по ремонту стартеров, где я спрашивал про запчасти, мне посоветовали отличный онлайновый каталог, которым они сами активно пользуются для подбора — https://voltag.ru/

А покупать можно в том же Автодоке. Комплект из коллектора, пары втулок, и пары щеток мне обошелся у них в 900р. Послезавтра должны привезти.

И вот еще интересный момент, для тех, кто будет тоже делать сам. Я тут посмотрел в инете, кто как ремонтирует, и обратил внимание, что при пайке у всех одна общая проблема. При пайке контактного крючка припой неизбежно стекает на сами ламеля и зазоры между ними, засирая их припоем, и потом господа рукоблуды начинают его оттуда убирать более или менее варварским методом. Кто-то шкуркой, кто-то напильником, но все неизбежно травматично для самого коллектора.

Так вот. Я тут почитал про то, как на заводе это все собирают. Первый вариант — контактная сварка, ну мне это делать нечем. А вот второй вариант гораздо интереснее. Они паяют, причем паяют для экономии времени в паяльной ванне или еще как, массово обливая коллектор припоем. И чтобы не угадить его по периметру, используется гениально простая технология. Они покрывают коллектор гипсом! Обмазывают так, чтобы оставить голым только место пайки — сам крючок. Потом дают высохнуть и паяют. После пайки гипс убирается — и получается идеально локализованная пайка.

Короче, послезавтра приедет заказ и попробую отремонтировать якорь «по фен-шую». Постараюсь не забыть наделать фоточек в процессе, вдруг кому интересно будет.

Сообщение отредактировал amotsarack: 23 мая 2018 — 14:22

Adblock
detector