Ремонт ходовой части автомобиля камаз 5511
Запасные части, комплектующие детали и ремонт автомобилей Камаз-5320, 4310, 55111, 43118, 65115, 6520
Ходовая часть грузовых автомобилей Камаз
Ходовая автомобилей Камаз служит для обеспечения непосредственного взаимодействия автомобиля с дорожной или грунтовой поверхностью. Ходовая часть автомобилей Камаз состоит из рамы, колесного движителя, подвески и мостов.
Рама автомобиля Камаз является его остовом. Она предназначена для установки и крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части, дополнительного и специального оборудования, механизмов органов управления, а также кабины и кузова. На автомобилях Камаз применяют лонжеронные клепаные рамы.
Колесный движитель Камаз обеспечивает создание сил сцепления с поверхностью, то есть реализует возможности движения и управления автомобилем.
Шины колес снижают динамические нагрузки при преодолении препятствий и неровностей дорог. Колесный движитель Камаз состоит из ведущих и ведомых колес.
Ведущие колеса Камаз преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в силу тяги, обеспечивая поступательное движение автомобиля.
Ведомые колеса Камаз вращаются при движении автомобиля за счет действия толкающих сил от рамы автомобиля. Управляемые колеса, ведомые или ведущие, обеспечивают управление движением автомобиля с помощью рулевого управления.
Подвеска автомобиля Камаз служит для улучшения плавности хода, чем обеспечивается возможность длительного движения без быстрой утомляемости людей и повреждения перевозимых грузов.
Подвеска представляет собой совокупность устройств, осуществляющих упругую связь рамы с мостами, обеспечивающих смягчение толчков и ударов, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и передачу сил и моментов, действующих между колесами и рамой.
Шасси автомобилей Камаз
Шасси Камаз-65115
Автомобильное шасси Камаз-65115 имеет одну из самых широких линеек модификаций. Шасси Камаз 65115 нашло широкое применение в производстве грузовых автомобилей различного назначения: самосвалы, строительная техника разного назначения, грузоподъемная техника: кран-манипуляторы, автокраны.
Шасси Камаз 65115 успешно работает в предприятиях гражданского и дорожного строительства, транспортных перевозок, нефтегазодобывающей промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства.
Эргономика автомобильного шасси Камаз 65115 отвечает современным требованиям и стандартам безопасности вождения. Сейчас разрабатываются новые образцы автомобиля-шасси Камаз 65115 с кабиной нового образца, двигателем Cummins, коробкой передач ZF совместного производства.
В конструкции шасси обновленного модельного ряда модели 65115 внедрены передовые конструкторские разработки, позволившие значительно улучшить потребительские качества автомобильных шасси и специальной техники произведенной на них.
Автомобильное шасси Камаз 65115 приспособлено для работы в условиях низких температур окружающей среды до минус 40°С, что позволяет расширить географию применения до далеких северных широт.
Модификации шасси Камаз 65115
Шасси Камаз 65115 (65115-1033-15 ) : Грузоподъемность — 12 т., 240 л.с., коробка передач 152, передаточное отношение главной передачи — 5,94, монтажная база шасси, мм — 4980, топливные баки: 210 литров.
Шасси Камаз 65115 (65115-1031-62) : Грузоподъемность — 14,75 т., 280 л.с., коробка передач ZF9, передаточное отношение главной передачи: 5,43, монтажная база шасси, мм: 4980, топливные баки: 210 литров.
Шасси Камаз 65115 (65115-1032-62) : Грузоподъемность — 14,75 т., 280 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 4,98, монтажная база шасси, мм — 4980, топливные баки: 210 литров.
Шасси Камаз 65115 (65115-1052-62) : Грузоподъемность — 14,65 т., 280 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 4,98, монтажная база шасси, мм: 5630, тип шин: 11.00R22,5, топливные баки: 500 литров.
Шасси Камаз-43118
Шасси Камаз-43118 — вездеходное шасси автомобиля. Привод шасси осуществляется на все три оси (шесть колес — 6х6), односкатные колеса задней тележки способствует повышенной проходимости.
Автомобиль осуществляет движение по любым видам дорог и имеет грузоподъемностью 12 тонн. Установленная на шасси Камаз-43118 односкатные шины обеспечивает высокую проходимость на дорогах с колеёй.
Полноприводное шасси Камаз-43118 не сложное в эксплуатации и зарекомендовало себя в качестве надежной базы для разного вида автомобилей и спецтехники.
Модификации шасси Камаз-43118
Шасси Камаз-43118-1016-10 : мощность 260 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 6,53; монтажная база шасси, мм: 6080, топливные баки: 350+210 л.
Шасси Камаз-43118-1018-10 : мощность 260 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 6,53; монтажная база шасси, мм: 4445, топливные баки: 2х210 л.
Шасси Камаз-43118-1049-10 : мощность 260 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 6,53; монтажная база шасси, мм: 5565, топливные баки: 350+210 л.
Шасси Камаз-43118-1050-10 : мощность 260 л.с., коробка передач 154, передаточное отношение главной передачи: 6,53; монтажная база шасси, мм: 5900, топливные баки: 170 л.
Грузовое шасси Камаз-43114
Шасси Камаз-43114 пришло на смену полноприводному шасси Камаз 4310. На заводе широко использует модернизированные раздаточные коробки и они считаются базовыми для аналогичных автомобилей.
Кроме военного применения шасси Камаз-43114 также производились и успешно эксплуатируются на протяжении многих лет пожарная автотехника: автоцистерны, насосные станции.
Высокая проходимость автомобильного шасси шасси Камаз-43114 в условиях бездорожья в экстремальных условиях, при температуре до -50°С, позволило использовать его в условиях Севера.
На базе шасси Камаз-43114, которое идеально подходит для спецтехники массой до 7700 кг, эксплуатируются автокраны, санитарные автобусы, топливозаправщики, автоцистерны, буровые установки.
Шасси Камаз-43114 оснащено двигателем камского завода 740.11, мощность двигателя 240 л.с., оборудовано двумя топливными баками 170 и 125 л., пятиступенчатой механической коробкой передач с передаточным числом 6,53.
Колесная формула — 6х6, колеса дисковые, на шинах 425/85 R21 (1260х425-533Р). Задняя тележка — односкатная.
Полная масса шасси Камаз-43114 — 15 450 кг, грузоподъемность автомобиля 7600-7700 кг. Высокая проходимость, приспособленность работать в колее, легкость в ремонте, высокие скоростные и мощностные характеристики шасси КамАЗ-43114 делают его максимально полезным в качестве несущего базового шасси.
Модель шасси Камаз 43114 включает несколько модификаций, которые отличаются параметрами. К различным параметрам модификаций можно отнести длину монтажной базы, оснащение топливными баками различной емкости, грузоподъемность.
Модификации шасси Камаз-43114
Камаз-43114 43114-1014-15 — грузоподъемность 7,6 т.; монтажная база мм: 5215; топливные баки: 2х210 л.
Камаз-43114 43114-1015-15 — грузоподъемность 7,6 т.; монтажная база мм: 5215; топливные баки: 2х210 л.
Камаз-43114 43114-1016-15 — грузоподъемность 7,6 т.; монтажная база мм: 5215; топливные баки: 170+125 л.
Камаз-43114 43114-1025-15 — грузоподъемность7,6 т.; монтажная база мм: 4680; топливные баки: 170+125 л.
Рама автомобиля Камаз
Рама Камаз (рис.1) штампованная, клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного сечения, переменных по длине, соединенных поперечинами. В передней части рама снабжена передним буфером с двумя буксирными вилками.
На задней поперечине рамы автомобилей Камаз-5320, Камаз-53212 установлено тягово-сцепное устройство с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию.
На задней поперечине рамы автомобилей Камаз-5410, 54112 и Камаз-55111 установлена жесткая буксирная петля без резинового амортизатора, предназначенная для буксирования неисправного автомобиля на короткое расстояние. Пользоваться ею для постоянной буксировки прицепа нельзя.
Рис.1. Рама автомобиля Камаз
1 — поперечина № 1; 2 — кронштейн передней опоры силового агрегата; 3 — поперечина № 2; 4 – кронштейн задней опоры двигателя; 5 – лонжерон правый; 6 — кронштейн балки поддерживающей опоры силового агрегата; 7 – поперечина №3; 8 — поперечина №4; 9 – косынка нижняя поперечины № 5; 10 косынка верхняя поперечины № 5; 11 — поперечина № 5; 12 — поперечина задняя; 13 — раскос задней поперечины; 14 — поперечина № 7; 15 — поперечина №6; 16- прокладка кронштейна балансирной подвески; 17 — лонжерон левый; 18 — задний кронштейн передней подвески; 19 — кронштейн амортизатора; 20 — кронштейн опоры радиатора; 21-кронштейн передний передней подвески; 22 – кронштейн буфера
На автомобилях Камаз-55111, 53229 тягово-сцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на Камаз-65115 – на надрамнике, закрепленном в задней части рамы.
Автомобили Камаз различных моделей и комплектаций имеют рамы различающиеся: длинной в зависимости от базы; количеством и конструкцией поперечин; усилительными накладками и их конструкцией; кронштейнами и их положением.
Рис.2. Тягово-сцепное устройство Камаз
1, 17 — масленки; 2 — крюк с грязеотражателем; 3 — ось защелки крюка; 4 — собачка защелки; 5 — ось собачки; 6 — защелка; 7 — гайка; 8 – цепь шплинта замка; 9 – упругий элемент; 10 – гайка крюка; 11– шплинт; 12 – защитный колпак; 13, 14 – фланцы; 15 – корпус; 16 – крышка корпуса
Лонжероны Камаз изготовлены из полосой легированной стали толщиной 8 мм. Максимальное сечение лонжерона 262×80 мм. Автомобили имеют разную длину рамы в зависимости от базы.
Рама Kaмаз-53212 имеет усилительные накладки лонжеронов в районе пятой поперечины. Кронштейны опор силового агрегата, опор кабины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.
Тягово-сцепное устройство Камаз (рис.2) состоит из крюка 2, конец которого проходит через отверстия в задней поперечине рамы, имеющий дополнительный усилитель.
Конец крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 15, закрытый с одной стороны защитным колпаком, с другой – крышкой 16 корпуса.
Резиновый упругий элемент (буфер) 9, смягчающий ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге, расположен между двумя фланцами 14 и 13.
На оси 3, проходящей через крюк, установлена защелка, застопоренная собачкой 4, которая не дает возможности дышлу прицепа выйти из зацепления с крюком.
При сборке тягово-сцепного устройства Камаз гайку 10 надо завернуть до упора во фланец 13 без приложения дополнительного усилия затяжки. После этого, вворачивая гайку 10, нужно совместить прорези в ней с отверстием на конце крюка 2, а затем установить шплинт. При совмещений отверстий допускается появление осевого перемещения до 0,5 мм.
Во время эксплуатации автомобиля гайку 10 нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка 2, так как при навертывании гайки увеличивается осевое перемещение крюка.
В случае появления осевого перемещения крюка после длительной эксплуатации автомобиля Камаз следует разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношённые детали.
Ремонт подвески КамАЗ
При разборке рессор в случае износа накладки скользящего конца коренного листа передней рессоры снимите накладку, в дальнейшем эксплуатируйте рессору без накладки. Замерьте зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,17. 0,39 мм при номинальном диаметре пальца 39,95. 40,00 мм. Если зазор больше 2 мм, то замените изношенные детали. Замените втулки, имеющие значительные выкрашивания одного из торцов (свыше 60 % от поверхности торца втулки). При износе боковых сухарей передних рессор на глубину до 3 мм замените их (номинальная толщина сухарей — 8 мм). При износе верхних сухарей передних рессор на глубину до 3 мм спрессуйте их с кронштейнов, разверните на 180° и вновь напрессуйте. При износе концов первых коренных листов рессор задней подвески на 40. 50% толщины поменяйте местами первый и третий листы.
Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56. 62) на глубину 2. 4 мм. При износе этого слоя произведите его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. На автомобилях КамАЗ-53212, КамАЗ- 55111 и КамАЗ-54112 твердый сплав глубиной 2. 4 мм наплавлен и на боковые стороны опор. При суммарном зазоре более 10 мм между наружными и внутренними боковинами опор и рессорами произведите наплавку твердого сплава на боковины опор рессор, обеспечив суммарный зазор 3. 5 мм.
При сборке рессор смажьте графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смажьте ушки и пальцы передних рессор. Передние и задние рессоры устанавливайте на автомобиль попарно с разницей прогиба не более 10 мм.
Во избежание поломок рессор и износа щек башмаков при проведении ремонта:
- гайки крепления передних рессор затягивайте с моментом 431-490 Н.м (44-50 кгс.м);
- гайки крепления задних рессор затягивайте с моментом 785-883 Н.м (80-90 кгс.м);
Для снятия реактивных штанг с автомобиля используйте съемник: для этого, отвернув гайки 5 (рис. 210), снимите крышку 4, штангу пропустите между шпильками съемника, наденьте на шпильки крышку 4 и заверните гайки 5. Клин 3 заведите до упора между торцами наконечника штанги и проушины пальца, при этом винт 1 должен быть в крайнем правом положении. Затяните гайки 5 и, вворачивая винт 1 в корпус 2, выпрессуйте палец из проушины. Замена вкладышей и пальцев реактивных штанг производится при осевом люфте в реактивной штанге более 1,3 мм.
Рис. 210. Снятие съемником пальцев реактивных штанг: 1 — винт; 2 — корпус; 3 — клин; 4 — крышка; 5 — гайка; 6 — шпилька
Для регулирования осевого зазора в башмаке балансирного устройства:
- поднимите автомобиль за раму и установите на подставки. Обеспечьте возможность поворачивания балансира, отделив концы задней рессоры от опор мостов или сняв рессору;
- заверните разрезную гайку так, чтобы балансир не поворачивался от руки;
- отверните гайку на 1/6 оборота, затяните стяжной болт с моментом 78,2. 98,1 Н.м (8. 10 кгс.м) и проверьте возможность поворачивания балансира от руки. Если балансир не поворачивается, дополнительно отпустите разрезную гайку, предварительно ослабив стяжной болт.
При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до устранения следов износа и установите ремонтные (уменьшенные по внутреннему диаметру) втулки. При номинальном диаметре оси балансира 87,93. 88,00 мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть 0,120. 0,305 мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не более 1,0 мм.
Амортизаторы* заменяйте при снижении максимальных сил сопротивления на ходе сжатия и отбоя более чем на 25% по сравнению с нижним пределом, указанным в табл. 38. (* Ремонт амортизаторов производится на заводе-изготовителе.)
При появлении на амортизаторе следов подтекания масла, снимите амортизатор с автомобиля и подтяните гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, замените амортизатор.
Таблица 38. Силы сопротивления амортизатора при ходе отбоя и ходе сжатия
Скорость поршня, м/с | Сила сопротивления, N (кгс) | |
при ходе отбоя | при ходе сжатия | |
0,2 (дроссельный режим) | 1373. 1962 (140. 200) | 687. 981 (70. 100) |
0,52 (клапанный режим) | 3626. 4415 (370. 450) | 1079. 1472 (110. 150) |
Замена передней рессоры
Для снятия передней рессоры:
- отверните гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снимите пружинную шайбу, болт и распорную втулку;
- отсоедините амортизатор в нижней опоре;
- поднимите за раму переднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите на нее автомобиль, при этом обеспечьте зазор между накладкой коренного листа и вкладышем в заднем кронштейне рессоры 40. 80 мм;
- отверните гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снимите пружинные шайбы, болты и выбейте палец;
- закрепите рессору в подъемном приспособлении;
- отверните гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снимите накладку рессоры;
- подъемным приспособлением снимите рессору с передней оси.
Для установки передней рессоры:
- подъемным приспособленном опустите рессору на переднюю ось, предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору;
- установите накладку рессоры и совместите их центрирующие элементы;
- вставьте стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и затяните гайки стремянки;
- подведите передний конец рессоры к кронштейну, совместите отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставьте палец и стяжные болты, наденьте на них шайбы и затяните гайки;
- поднимите за раму переднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;
- присоедините амортизатор к передней оси;
- вставьте распорную втулку и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепите его. Проконтролируйте момент затяжки гаек стремянок. Смажьте палец ушка рессоры до появления свежей смазки из втулки ушка.
Замена задней рессоры
Для снятия задней рессоры:
- ослабьте гайки стяжных шпилек щек башмака рессоры;
- расшплинтуйте пальцы опор рессоры и выбейте пальцы опор рессоры (у автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102) или снимите ограничители качания мостов (если это автомобили КамАЗ- 53212, КамАЗ-54112, КамАЗ-55111);
- поднимите за раму заднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите автомобиль на нее, при этом обеспечьте зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25. 30 мм;
- отверните гайки стремянок рессоры и снимите стремянки, накладку рессоры и верхние листы рессоры, не скрепленные хомутами;
- подъемным приспособлением снимите рессору с башмака.
Для установки задней рессоры:
- подъемным приспособлением установите рессору на башмак, совместив их центрирующие элементы;
- затяните гайки стяжных шпилек щек башмака до соприкосновения щек с рессорой;
- установите накладку рессоры, стремянки и затяните гайки стремянок;
- поднимите заднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;
- установите пальцы опор рессоры, наденьте шайбы и зашплинтуйте пальцы (у автомобилей КамАЗ- 5320, КамАЗ-55102, КамАЗ-5410) или установите ограничители качания мостов (если это автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-54112). Проконтролируйте моменты затяжки гаек стремянок.