Котеленец Н.Ф. Акимова Н.А. Антонов М.В. Испытания, эксплуатация и ремонт электрических машин
Котеленец Н.Ф. Акимова Н.А. Антонов М.В. Испытания, эксплуатация и ремонт электрических машин
Предисловие
Задачи повышения конкурентоспособности продукции электротехнической промышленности России связаны с повышением качества. Качество производимой продукции проверяется во время ее испытаний на соответствие современным стандартам и нормам по широкому кругу показателей, включая основные характеристики, энергетические показатели, уровень шума и вибраций, а также показатели надежности.¶
Качественный ремонт и применение современных методов эксплуатации, основных на диагностике технического состояния электрических машин и трансформаторов, позволяют обеспечить бесперебойную работу производственных механизмов во всех отраслях народного хозяйства, уменьшить расходы на их эксплуатацию и продлить срок службы.¶
За последнее время произошли существенные изменения в приборном оснащении испытаний и контроля за режимами работы оборудования благодаря широкому применению цифровых устройств. На ремонтных предприятиях внедрены новые технологии ремонта обмоток с термореактивной изоляцией.¶
При написании учебника все эти вопросы получили достаточно полное освещение. В связи с большим конструктивным разнообразием электрических машин и трансформаторов в учебнике рассматриваются, как правило, общепромышленные серии.¶
Завод низковольтного и высоковольтного оборудования
Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру
Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру
РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
пособие электромонтеру
КИЕВ ТЭХНИКА 1989
Библиотека рабочего основана в 1980 г.
Рецензенты: д-р техн . наук Ю. А. Шумилов, В. Б. Важненко Редакция литературы по энергетике, электронике, кибернетике и связи Зав. редакцией 3. В. Божко
М23 Ремонт электродвигателей. Пособие электро монтеру.— К.: Тэхника , 1989.— 152. с— (Б иблио тека рабочего).
Приведены рекомендации по эксплуатации, выявлению и устранению неисправностей, организации и проведению ремонтов и испытаний электродвигателей различных типов Большое внимание уделено техническому обслуживанию и ремонту крупных электродвигателей постоянного тока пре дельной мощности. Обобщен опыт модернизации электродви гателей постоянного и переменного тока.
Рассчитано на электромонтеров.
Содержание книги Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру
Глава 1. Общие сведения об электрических машинах
Классификация электрических машин
Электрические машины переменного тока
Машины постоянного тока
Материалы, применяемые в электромашиностроении
Глава 2. Неисправности в электрических машинах, их выявление и устранение
Асинхронные машины
Синхронные машины
Машины постоянного тока
Неправильное наложение проволочных бандажей
Неисправности подшипников
Подшипниковые токи и способы их устранения
Старение изоляции обмоток
Механические неисправности электрических машин
Износ посадочных отверстий муфт и отверстий под соединительные пальцы
Глава 3. Эксплуатация электрических машин
Структура управления, электрохозяйством на предприятии
Техническое обслуживание электрических машин малой и средней мощности
Техническое обслуживание крупных электрических машин
Техническое обслуживание подшипников
Глава 4. Эксплуатация крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения
Устройство машин постоянного тока предельной мощности
Обеспечение нормальной коммутации машин постоянного тока предельной мощности
Техническое обслуживание крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения
Глава 5. Организация планово-предупредительных ремонтов электрических машин
Общие положения системы ППР электрооборудования
Планирование и техническая подготовка ремонта электрических машин
Глава 6. Ремонт электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 250 кВт
Текущий ремонт электрических машин
Разборка и дефектация электрических машин
Ремонт обмоток машин переменного и постоянного тока мощностью 250 кВт
Пропитка, сушка и защитная лакировка обмоток электрических машин
Ремонт коллекторов и контактных колец общепромышленных машин
Ремонт коллекторов крупных электрических машин
Ремонт механических деталей и узлов
Ремонт сердечников статоров и роторов
Причины, вызывающие вибрации электрических машин
Сборка электрических машин мощностью до 250 кВт
Глава 7. Ремонт крупных электрических машин
Дефектация электрических машин
Разборка электрических машин
Ремонт обмоток статоров крупных электрических машин переменного тока высокого напряжения
Ремонт обмоток фазных роторов и крупных электрических машин
Ремонт обмоток крупных электрических машин постоянного тока
Ремонт подшипников скольжения
Ремонт нарушенного крепления сердечников якорей
Сборка крупных электрических машин
Пробный пуск электрических машин после сборки
Глава 8. Модернизация электрических машин
Модернизация электродвигателей переменного тока мощностью до 250 кВт
Модернизация машин постоянного тока
Пример ремонта и модернизации синхронного двигателя мощностью 2000 кВт
Пример ремонта и модернизации электродвигателя постоянного тока мощностью 5000 кВт
Глава 9. Испытания электрических машин
Объем и виды испытаний
Оформление документации по результатам испытаний в процессе ремонта
Работа электродвигателей и защита окружающей среды
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Повышение уровня электрификации народного хозяйства и эффективности использования электроэнергии предусматривает развитие быстрыми темпами производства электрических машин переменного тока как наиболее массовой продукции электро машиностроения, широко используемой для электропривода раз личных машин и механизмов.
Наибольшее распространение в промышленности получили асинхронные двигатели — простые в эксплуатации, имеющие несложную конструкцию и высокий КПД (до 95 % у крупных машин). Асинхронные двигатели потребляют свыше 40 % вы рабатываемой электроэнергии, а их установленная мощность больше установленной мощности всех электростанций СССР и составляет 300 млн. кВт [24]. Изготовлением асинхронных дви гателей занято около 100 тыс. чел ., а обслуживанием и ремон том — около 1 млн. чел.
Ежегодно пополняется действующий парк электрических машин постоянного тока и синхронных. Разработаны и внедряют ся новые прогрессивные электротехнические материалы, позво ляющие повысить теплостойкость изоляционных систем в маши нах, легированные электротехнические стали для магнитопроводов с низким уровнем электрических потерь. В асинхронных двигателях новой сер ии АИ , которая до 1990 г. должна заменить серию 4А, применены подшипники качения в закрытом испол нении с постоянно заложенной смазкой, что повысит надежность подшипникового узла и уменьшит трудозатраты на обслужива ние двигателей в эксплуатации.
Несмотря на увеличение производства электрических ма шин, потребность в них в народном хозяйстве непрерывно воз растает. Одним из путей увеличения действующего парка машин в эксплуатации является повышение надежности их работы. Этим задачам отвечает правильно организованное техническое обслуживание, и ремонт электрических машин.
Постоянное увеличение действующего парка электрических машин потребовало создания в стране крупных централизован ных электроремонтных предприятий. На многих предприятиях созданы хорошо организованные электроремонтные цеха. Одна ко на ряде предприятий ремонты электродвигателей и их техни ческое обслуживание выполняются с низким качеством и высо кой стоимостью, что нередко объясняется низкой квалифика цией персонала. Кадры электромонтеров для обслуживания и ремонта электрических машин следует готовить постоянно, на высоком профессиональном уровне, а это не всегда возможно из-за отсутствия необходимых учебных пособий. В частности, до сих пор отсутствует литература по техническому обслужива нию и ремонту машин постоянного тока предельной мощности.
В данной книге автор сделал попытку обобщить накопленный опыт технического обслуживания и ремонта крупных машин по стоянного тока предельной мощности, который может быть поле зен также электромонтерам, занимающимся обслуживанием и ре монтом других типов электрических машин.
Автор выражает глубокую благодарность рецензентам д-ру техн . наук Ю. А. Шумилову и В. Б. Важненко за ценные заме чания и советы, способствовавшие улучшению качества книги.
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 252Ь01 Киев, 1, ул. Крещатик , 5. Издательство « Тэхннка ».
Книги и учебные пособия
Книги из раздела:
Применен метод расчета процессов в асинхронном двигателе (АД) при его питании как от автономного инвертора напряжения (АИН), так и от автономного инвертора тока (АИТ). Приведены примеры расчета для режимов, свойственных тяговому приводу: номинального, режимов ослабления поля, тормозного (генераторного), холостого хода (выбега) и режима трогания (пускового). Особенностью решения задач является аналитический вывод расчетных формул и вьиисление результатов по этим формулам с помощью математического пакета Maple, проиллюстрированные многочисленными примерами в приложениях на диске.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника», а также для инженеров электромеханических и электроэнергетических специальностей.
Обоснована необходимость включения регулируемых и нерегулируемых установок поперечной (КУ) и продольной (УПК) емкостной компенсации в системе тягового электроснабжения железных дорог переменного тока. Указаны пути повышения эксплуатационной надежности этих установок. Дана классификация регулируемых установок емкостной компенсации. Рассмотрены принципы построения схем КУ с использованием регулируемых реакторов, а также с применением ступенчатого регулирования. Предложены схемы, обеспечивающие форсированный режим работы КУ при больших нагрузках и глубоких снижениях напряжения. Освещены основные положения по расчету установок КУ и УПК. Приведен полный анализ переходных процессов при коммутации установок поперечной емкостной компенсации с учетом несинусоидальных токов элекгроподвижного состава и с приложением характерных осциллограмм.
Показано влияние системы внешнего электроснабжения на расчеты КУ и УПК и даны рекомендации по повышению точности расчетов. Рассмотрены принципы построения схем автоматического регулирования установок. Приведены обоснования эффективности применения КУ и УПК и результаты эксплуатации установок емкостной компенсации
Предназначено для студентов высших и средних учебных заведений железнодорожного транспорта, обучающихся специальности «Системы обеспечения движения поездов», а также может быть полезно инженерам и техникам, занимающимся проектированием, монтажом и эксплуатацией устройств электроснабжения железных дорог, аспирантам указанной специальности и слушателям ФПК электротехнического направления.
Учебное пособие составлено в соотвествии с рабочей программой дисциплины » История развития подвижного состава железных дорог» изучаемой в 1 семестре первого курса студентами специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог». В пособии в хронологической последовательности представлена история развития локомотивов и железных дорог за период 200 с лишнем лет, при этом основной акцент сделан на развитие отечественного локомотивостроения. В учебном пособии рассмотрена история развития не только серийных типов автономных (паравозов и тепловозов) и неавтномных (электровозов и электропоездов) локомотивов, но также оптынх образцов (пневмолокомотивов, электропаровозов, паротурбовозов,теплопаровозов,газотурбовозов) и перспективных автономных локомотивов ( с ядерной силовой установкой и локомотивов на топливных элементах.
Монография посвящена некоторым примерам использования электро-гидроимпульсного эффекта (эффекта Юткина) на железнодорожном транспорте. Показывается, что силовые характеристики электрического разряда в жидкости можно разделить на две группы: быстрые, связанные с возникновением ударных волн в жидкости, и медленные, обусловленные появлением течений в жидкости. И те и другие можно использовать в железно- дорожных технологиях, например, ударные волны — в быстродействующих выключателях постоянного тока, в устройствах сварки ударом, при рыхлении смерзшегося угля в полувагонах для придания первому сыпучести, вторые — при ударных испытаниях подвижного состава.
Рассмотрены микропроцессорные системы управления и диагностики электровозов переменного тока (ЭП1М, 2ЭС5К, ЭП10), которые обеспечивают автоматический или ручной режим управления тягой и рекуперативным торможением с поддержанием заданных тока, скорости, диагностирование состояния оборудования электровоза и выдачу диагностической информации в бортовой компьютер, находящийся в каждой кабине машиниста.
Рассмотрены теория, принцип действия, устройство, режимы работы и технология технического обслуживания и ремонта тепловозов, дизель-поездов и рельсовых автобусов. Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по направлению подготовки специалистов для железнодорожного транспорта специальности 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Предназначено для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. Может быть полезно для инженерно-технических работников локомотивного хозяйства, а также локомотивных и ремонтных бригад.
Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации и варианты заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) по МДК 03.01 Разработка технологических процессов, технической и технологической документации (вагоны).
Целью данной методической разработки является оказание методической помощи:
– преподавателям при организации ВСР обучающихся по данному МДК;
– обучающимся при выполнении заданий ВСР в части освое-ния основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Участие в конструкторско-технологической деятельности (вагоны).
Рассмотрены основные принципы получения, передачи и преобразования электрической энергии для питания электроподвижного состава постоянного и переменного тока, а также для питания скоростного и высокоскоростного подвижного состава, применяемого на современных железных дорогах. Подробно описаны системы внешнего и тягового электроснабжения, токоведущие части, опорные конструкции и фиксирующие устройства. Даны общие сведения о распределительных устройствах тяговых подстанций, а также о системах защиты устройств электроснабжения. Рассмотрены вопросы взаимодействия электроподвижного состава с устройствами электроснабжения.Предназначено для студентов железнодорожных техникумов и колледжей специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», а также может быть полезно слушателям курсов повышения квалификации, учащимся дорожно-технических школ.