Ремонт двигателя тв3 117
Турбовальный двигатель ТВ3-117 предназначен для установки на вертолеты. Он является одним из лучших двигателей в мире по экономичности в своем классе, что достигнуто благодаря высоким КПД основных узлов (КПД компрессора равен 86%, КПД турбины компрессора — 91%, КПД свободной турбины — 96%). Величины удельного расхода топлива и удельной массы соответствуют лучшим мировым стандартам. Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости. В конструкции двигателя применены прогрессивные технические решения: титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков электронно-лучевой сваркой; рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки; контактные графитовые уплотнения масляных полостей; на новейших модификациях применяется электронно-гидромеханическая система регулирования и управления и др. Двигатель имеет большой ресурс, обладает высокой надежностью, простотой обслуживания, хорошей ремонтопригодностью. Новейшие модификации сертифицированы. Разрабатываются опытные модификации для боевых вертолетов будущего. Некоторые модификации получили различные государственные премии СССР и России.
ТВ3-117 один из самых надежных двигателей в мире. За последние 7 лет не было ни одного отказа двигателя в полете!
Двигатель ТВ3-117 может использоваться кроме вертолетов на различных судах водного транспорта, в качестве привода электрогенераторов и компрессоров нефтегазоперекачивающих станций. В реактивном варианте (без модуля свободной турбины) двигатель может применяться для сушки струей выхлопных газов помещений для скота, строящихся зданий, сдувания снега и льда на шоссейных и железных дорогах, аэродромах.
ТВ3-117 в ХАИ (с) Олег Вафин
В настоящее время Завод освоил капитальный и локальный ремонт двигателей ТВ3-117 всех модификаций, является головным предприятием в России по капитальному ремонту этих двигателей, а также выполняет заказы авиакомпаний по поддержанию эксплуатации двигателей и продлению их ресурса.
Конструктивные особенности:
- осевой 12-ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами первых четырех ступеней
- кольцевая прямоточная камера сгорания
- осевая 2-х ступенчатая турбина компрессора
- осевая 2-х ступенчатая свободная турбина
- выхлопной патрубок с поворотом потока на 600
- гидромеханическая (на первых модификациях) и электро-гидромеханическая (на новейших модификациях) система регулирования и управления
- на входе в компрессор может устанавливаться пылезащитное устройство
Турбовальный двигатель ТВ3-117 первые модификации:
ТВ3-117 III серии, ТВ3-117МТ, ТВ3-117М, ТВ3-117КМ
С 1977 г. было выпущено около 10000 двигателей этих модификаций. Они применяются на следующих вертолетах, которые эксплуатируются в 25 странах:
Вертолет Ми-24 с двигателем ТВ3-117 III серии был удостоен Ленинской премии.
Основные параметры первых модификаций ТВ3-117 при Н=0, V=0, МСА
Регламентные работы выполняемые на двигателе ТВ3-117
Перед выполнением регламентных работ выполните:
— Проверку по формулярам остаток ресурса каждого агрегата;
— Проверьте выполнение распоряжений, указаний ГИ ВВС, доработок по бюллетеням заводов изготовителей.
Выполните работы в объеме периодического осмотра.
Пункт регламента. | Содержание работ. | Периодичность работ. | Примечание. | |||
50ч. | 100ч. | 200ч. | 300ч. | |||
1.(72.90.02) т.к.201, 202. | Снять, осмотреть и промыть масляный фильтр. | + | + | + | + | |
2.(73.11.04) т.к.205. | Заменить фильторэлемент топливного фильтра тонкой очистки. | — | + | + | + | В условиях повышенной запыленности сроки выполнения увеличиваются в два раза. |
3.(73.12.03) т.к.602. | Снять осмотреть и промыть входной воздушный фильтр НР-3ВМ. | — | + | + | + | |
4.(73.12.05) т.к.603. | Снять, осмотреть и промыть воздушные жиклеры НР-3ВМ. | + | + | + | + | |
5.(73.12.05) т.к.604. | Снять, осмотреть и промыть топливные фильтра НР-3ВМ. | — | + | + | + | |
6.(73.16.10) т.к.205. | Снять осмотреть и промыть топливный фильтр ИМ-3А. | — | + | + | + | |
7.(80.12.00) т.к.203. | Снять, осмотреть и промыть фильтр воздушного стартера. | — | + | + | + | В услов. повыш. запыл. работы вып.через (10±2) часа налета. |
8.(72.00.00) | Проверьте соосность двигателя с главным редуктором. | — | + | + | + | |
9.(72.80.00) т.к.201, 202. | Замерьте износ входных кромок лопаток 1 ступени компрессора. — с ПЗУ. | — | + | + | + | |
— с ПЗУ, и износе лопаток более 1мм. | + | + | + | + | ||
-без ПЗУ. | + | + | + | + | ||
— без ПЗУ, и износе кромок лопаток более 1мм. | + | + | + | + | Через каждые (25 +5 –2)часа налета. | |
10(71.00.00) | Слить конденсат из влагоотстойников системы синхронизации мощности двигателей ТВ3-117ВМ. | + | + | + | + | |
11(71.60.00) | Осмотрите сепаратор ПЗУ двигателей. | — | + | + | — | После 200 часов налета осмотр производить через каждые 50часов. |
12(71.60.00) | Осмотрите поворотный патрубок и раструб вывода пыли из ПЗУ. | — | + | + | + | |
13(78.12.05) | Стравите воздух из топливной системы двигателя. | — | + | + | + | |
14(72.00.00) | Запустите, прогрейте и опробуйте двигатель. После пробы замерьте герметичность по разъемам: маслофильтра, топливного фильтра тонкой очистки, топливных фильтров НР, ИМ-3А, пробок масляных полостей воздушного стартера. | — | + | + | + | |
15(78.00.00) | Проверьте затяжку тендера хомута крепления выхлопного насадка двигателя. | — | + | + | + | (300 час). |
16(72.20.00) (80.12.00) | Замените масло в системе смазки двигателя и воздушного стартера. | — | — | — | — | Через каждые 250 +20 -10 часов наработки или через 12 мес +42, -36 суток. |
17(72.90.00) | Снимите, осмотрите и промойте фильтр в трубопроводе отвода масла 4 и 5 опор. | + | + | + | + | |
18(72.90.13) | Снимите, осмотрите, промойте и проверьте срабатывание СС-78. | + | + | + | + | |
19(73.02.00) | Прочистите жиклерное отверстие эжектора. | + | + | + | + | |
20(49.10.00) | Замените фильтроэлемент топливного фильтра 11ТФ30СТ тонкой очистки двигателя АИ-9В. | — | + | + | + |
Особенности обслуживания топливной и масляной систем двигателя.
При оперативном обслуживании производится осмотр трубопроводов и агрегатов на их герметичность, надежность крепления, отсутствия механических повреждений, соответствия зазоров между подвижными и неподвижными деталями. Зазор должен быть не менее 3 мм.
При каждом виде обслуживания проверяют уровень масла в маслобаке и при необходимости его дозаправляют. Минимальный уровень масла в баке 8 литров. Заправка двигателя маслом производится через заправочный фильтр с размером ячеек не более 0,063мм.
При периодическом обслуживании промывают фильтр тонкой очистки и защитный фильтр опор свободной турбины. При проливке фильтра его не следует разбирать
Замена масла в двигателе производится:
1.При периодическом обслуживании в соответствии с регламентом.
2.При консервации и расконсервации двигателя.
3.При промывке системы в процессе устранения дефектов.
4.При коксующихся отложениях на сетке фильтра тонкой очистки более 50% поверхности.
Топливная система – при оперативных видах технического обслуживания: убедиться в отсутствии ослабления крепления отбортовочных хомутов и зажимных колодок трубопроводов, касания трубопроводов между собой и о соседние детали (Зазор между трубопроводами и неподвижными деталями должен быть не менее 3мм, потертостей), царапин и рисок на трубопроводах (повреждения глубиной более 0,1мм не допускаются), вмятин на трубопроводах (вмятины глубиной более 10% диаметра трубопровода не допускаются), следов коррозии.
При внешнем осмотре агрегатов топливной системы необходимо убедиться в отсутствии их механических повреждений, надежности крепления, отсутствия течи топлива по разъемам фланцев агрегатов, из под штуцеров в местах подсоединения трубопроводов, а также в сохранности пломб и стопорения регулировочных элементов.
При периодических видах технического обслуживания производится замена фильтрующего элемента фильтра 8Д2.966.236, проливка топливных фильтров насоса регулятора и исполнительного механизма ИМ-3А, промывка воздушного фильтра и жиклеров редуктора насоса регулятора, а также прочистка жиклерного отверстия эжектора.
При замене фильтрующего элемента 8Д2.966.236 одновременно заменяются уплотнительные кольца. Загрязненный фильтр промывают на ультразвуковой установке с проверкой времени заполнения по приборы ПКФ (время заполнения не должно превышать 5сек.).
Входной топливный фильтр и воздушный фильтр насоса регулятора промывают в бензине волосяной кистью с последующей обдувкой их водухом.
Центральные топливные фильтры насоса регулятора после съема прополаскивают чистым бензином и обдуваются сжатым воздухом с давлением не более 1,5 кг/см². При промывке фильтр не разбирают. При обдувке фильтра сжатую струю направляют перпендикулярно оси фильтра.
После осмотра центральные фильтры прмывают на ультразвуковой установке с последующей проверкой на приборе ПКФ. Время заполнения фильтра должно быть не более 5сек. Аналогично обслуживается топливный фильтр агрегата ИМ-3А, но без промывки на ультразвуковой установке.
После промывки топливных фильтров производится стравливание воздуха из внутренних полостей насоса регулятора через клапан.
Прочистка жиклерного отверстия эжектора производится контровочной проволокой диаметром 0,8мм.
Демонтаж, осмотр и прочистка жиклеров автомата запуска и автомата приемистости производятся поочередно. Стравливающие жиклеры АЗ и АП и их переходники промывают бензином и прочищают иглой. Входной жиклер автомата приемистости промывают и прочищают вместе со штуцером.
Особенности технического обслуживания и эксплуатации двигателей в зимний период.
1. При эксплуатации двигателей в условиях зимних температур наружного воздуха добавляйте в топливо жидкость «И» или «ТГФ», согласно инструкции на их применение. Допускается смешение топлива, содержащего присадку «И», с тем же топливом, содержащим присадку «ТГФ», если смешиваемые образцы топлива удовлетворяют стандарту на топливо.
1.1В случае применения вымороженного топлива без присадок «И» или «ТГФ» при сливе отстоя особо проверяйте, нет ли в топливе кристаллов льда. При обнаружении кристаллов льда или снега (воды) топливо замените, бак и фильтры промойте.
1.2. При заправке топливом через заливные горловины не допускайте попадания в баки топлива, снега и льда.
2. Пуск двигателей АИ-9В и ТВ3-117 в зимних условиях разрешается производить без подогрева при температуре масла в двигателях и главном редукторе не ниже — 40ºС. При температуре наружного воздуха и масла в двигателях и главном редукторе ниже минус 40ºС перед запуском двигателей прогрейте двигатели, главный редуктор, маслобаки и маслорадиаторы теплым воздухом температурой не выше 80ºС от наземного подогревателя (наземный подогреватель устанавливайте от вертолета на расстоянии не менее 3 метров).
Теплый воздух от наземного подогревателя для двигателей ТВ3-117ВМ подводите в подкапотное пространство и газовоздушные тракты в течении не менее 20 мин, для двигателя АИ-9В в подкапотное пространство с закрытыми щелями и выхлопной трубой или в выхлопную трубу при закрытых капотах в течении 25÷30 минут и для главного редуктора – в подкапотное пространство к нижней части редуктора (поддону) в течении не менее 20 минут до тех пор пока температура масла не станет не ниже минус 15ºС.
3.Если по условиям эксплуатации предполагается стоянка вертолета (более 5h) при температуре наружного воздуха ниже минус 50ºС, слейте масло из маслобаков, радиаторов, главного редуктора и его систем, при этом закройте все газовоздушные тракты двигателей, и вертолет зачехлите. Слив масла из маслосистем двигателей и главного редуктора в этом случае производите после прогрева двигателей или сразу же после их останова. Перед заливкой масло прогрейте до температуры 60÷70ºС. Прокрутку двигателей разрешается производить только после прогрева двигателей и главного редуктора горячим воздухом от наземного подогревателя.
4. При температуре наружного воздуха ниже минус 25ºС снимать и устанавливать шланги разрешается только предварительно подогрев их до плюсовой температуры (не более 70ºС). Во избежантя растрескивания снятых с вертолета шлангов при температуре минус 25ºС оберегайте их от изгибов, защемлений и других деформаций.
5. Перед запуском двигателей на стоянке снимите чехлы с ПЗУ и заглушки, убедитесь в отсутствии льдана на входных каналах ПЗУ,на поверхности входного канала вентилятора, в отсутствии примерзания лопаток роторов компрессоров и свободных турбин, в отсутствии льда на внутренних элементах входного устройства двигателя АИ-9В, провернув от руки компрессор двигателя АИ-9В.
6. При температуре наружного воздуха от 5ºС и ниже осторожного, не применяя больших усилий (во избежание поломки лопаток компрессора), проворачивайте роторы компрессоров двигателей ТВ3-117ВМ ключом ручной прокрутки, а а роторы свободных турбин прокрутите за лопатки от руки. При прокрутке ротора компрессора ключ ручной прокрутки вынимайте после полной остановки ротора. В случае примерзания лопаток ротора компрессора или свободной турбины, или при наличии обледенения на деталях двигателя или каналах ПЗУ, двигатель и ПЗУ прогрейте теплым воздухом от наземного обогревателя, после чего убедитесь в легкости вращения роторов и отсутствии льда. Теплый воздух вводите в газовоздушный тракт двигателя.
Внимание! При наличии льда на ПЗУ запускать двигатели запрещается.
7.При опробовании двигателей на земле в условиях обледенения противообледенительную систему двигателя включайте, не ожидая загорания табло «Обледенение». Опасность обледенения особенно велика, если при температуре окружающего воздуха, близкой к 0ºС (примерно в диапазоне от плюс 5ºС до минус 10ºС), имеются осадки в виде моросящего тумана, дождя или мокрого снега.
8.В зимних условиях обращайте внимание на охлаждение двигателей перед их остановом, чтобы избежать коробления деталей горячих частей двигателей, для чего перед остановом двигателей проработайте 2÷3 минуты на малом газе.
9. Зимой на заснеженных аэродромах в целях исключения образования льда на сепараторе ПЗУ необходимо эксплуатацию вертолетов производить без ПЗУ (снят сепаратор и обтекатель). В этом случае считается, что вертолет не оборудован ПЗУ. Демонтаж сепаратора, обтекателя ПЗУ и установку штатного кока на двигатель, производите согласно технологической карте 71.60.00. (Демонтаж ПЗУ).