Ремонт рулевой рейки своими руками — признаки неисправности, виды поломок
Тот механизм вашего легкового автомобиля, который предназначен для передачи импульса от рулевого колеса в поворотные тяги колес, называется рулевой рейкой. Это приспособление служит для синхронного поворота передних колес вместе с рулевым колесом. Таким образом, необходимо вовремя осуществлять ремонт рулевой рейки своими руками, ведь она очень важна для того, чтобы безопасно управлять транспортным средством.
Узнайте стоимость ремонта рулевой рейки онлайн за 3 минуты
Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Как восстановить рулевую рейку
Когда вал с внутренней шестерней, присоединенный к рулевому колесу, поворачивается, на зубчатую рейку поступает нагрузка. Передвигаясь в корпусе, рейка с зубчиками в один момент перемещает сразу обе рулевые тяги, обеспечивающие сдвиг колесных рычагов, а также повороты передних колес. Наибольшая нагрузка механического плана в подобной конструкции выпадает на узел сцепления шестеренок у рулевой колонки, а также — зубчатой рейки.
Ремонт рулевой рейки своими руками (видео)
Итак, для ремонта рулевой рейки ВАЗа почти всегда нужна замена функциональной пары, ввиду износа или механической поломки. В случае же легкой изношенности, ремонтировать рулевую рейку “ВАЗ” можно с помощью регулирования зазора между зубчиками при использовании гайки, которая меняет положение упора. Данные устройства достаточно просты, относятся к бюджетной категории, из-за чего их широко используют не только на легковых машинах, но ТС с малой грузоподъемностью и независимой подвеской.
Отыщите соответствующую видеоинструкцию на тематических автофорумах для нагдлядности.
Самостоятельный ремонт рулевой рейки
Когда вес авто увеличивается, поворот рулевого колеса с установкой базовой мех. конструкции достаточно сложен, особенно когда машина находится в статичном положении. Чтобы поворачивать руль стало проще, автопроизводители провели разработку особых усилителей руля. Они бывают двух типов:
Рулевая рейка работает по принципу использования повышенного давления в масле, которое подается специальным насосом. Его устройство зависит от объемов движка и массы транспортного средства. Автомобили с объемами до 1.8 литра предполагают установку насоса гидроусилительной системы чаще всего на моторе для работы с помощью ременной передачи одновременно с генератором. Если же объем двигателя больше 1.8 литра, устанавливают насос, в котором имеется электрический привод, соединенный единым блоком вместе с расширительным баком масла. В качестве примера подобной конструкции механизма рейки на фото изображена рулевая рейка авто марки Ford Focus.
На рисунке видно, как передвигается зубчатая рейка: это происходит не только при работе зубчатого колеса, но и благодаря воздействию разницы гидростатических давлений с обеих сторон поршня, который находится в цилиндре. В рулевом вале есть приспособленные клапаны, которые пропускают масло под давлением. Они же выпускают его в зависимости от того, в каком положении находится рулевое колесо. Данная конструкция помогает обеспечить упрощенный поворот руля при включенном двигателе. Случаи, когда необходим ремонт рейки руля у “Форда-Фокуса”:
- неисправные разделительные клапаны;
- поврежденная поршневая система;
- неисправная работа гидравлической системы.
Чтобы провести ремонт вала рулевой рейки, следует обращаться в сервисные центры. Самостоятельно не стоит чинить рейку автомобиля, так как правильные манипуляции смогут осуществить только профессионалы с помощью особого оборудования и инструментов.
Основной недостаток электрического усилителя — он функционирует исключительно, когда машина заведена. Конечно, для большинства особых неудобств это не создаст. Такие японские производители, как Nissan или Toyota, предпочитают устанавливать именно такое приспособление в большую часть своего продукта. В иномарках электроусилитель располагается поверх корпуса рулевой рейки, с помощью шестеренчатой передачи он передвигает продольную часть с зубчиками. То, в каком направлении вращается движок и сколько оборотов он совершает, помогает определить электронные датчики поворота, которые находятся в районе вала рулевого колеса. Их сигнал идет прямиком в электроблок, который ответственен за управление работой электродвигателя.
Отечественный аналог отличен тем, что электродвижок встраивают в привод рулевого колеса. О надежности устройства можно поспорить, так как при поломке электромотора машина может выйти из-под контроля. Большинство конструкций реек с электрическим типом усиления включают в себя лампу контроля, которая оповещает о неполадках в функционировании механизма.
Самые частые причины поломок — неисправная работа датчиков и электроблока управления.
Заниматься процедурой починки в условиях домашнего гаража невозможно. Ремонтировать такие механизмы нужно на СТО. Самому можно лишь поменять электропривод или заменить щетки.
Что нужно для ремонта рулевой рейки
Проще всего определить изношенность деталей или какая неисправность по стуку в рулевой рейке, который слышно не только во время движения, но и если “баранка” просто покачивается. Стук может появляться от:
- износа или частичного разрушения деталей с зубцами в механизме;
- износа втулок опоры;
- повреждения механизма рейки из-за движения по неровным поверхностям дорог;
- других причин.
Вы уже знаете, что своими руками можно ремонтировать исключительно рейки, в которых нет усилителя. Для починки устройства с наличием усилителя потребуется настроенная система. Выполнять это в собственном гараже крайне тяжело. Ремонт реечного механизма потребует его снятия с машины, то есть автомобиль нужно поднять специальным приспособлением. После откручивается подрамник, отсоединяется вал руля и снимается, либо отводится в сторону. Далее механизм отключают от колесных рычагов и снимают рулевую рейку. Разбирать ее нужно целиком, после установки в тисы. Все износившиеся детали меняют, тщательно промывают и потом уже собирают в обратной последовательности.
Самому или в автосервисе
Ремонт рулевой рейки в домашних условиях — достаточно грязная процедура, однако не считается сложной. Нюанс ремонта рейки с усилителем кроется в том, как дальше происходит регулировка, которая не выполняется на рядовых механизмах. Понадобится доступ к смотровой яме или подъемник, стандартный набор гаечных ключей, отвертка плоского типа и маленькая монтировка.