Проблемы, надежность и плавающие обороты Renault 1.4 (K4J)
Проблемы, надежность и плавающие обороты Renault 1.4 (K4J)
У компании Renault существует большое семейство двигателей, индекс которых начинается с литеры К. Эти силовые агрегаты зародились в середине 1990-х и производятся до сих пор. В частности, атмосферники K7M, K7J, K4M и, относящийся к этому семейству турбодизель K9K, все еще устанавливаются на компактные автомобили марок Renault и Dacia.
Рабочий объем этих двигателей составляет от 1,4 до 1,6 литров. Все моторы К-семейства созданы на основе чугунного блока с интегрированными гильзами цилиндров. Цилиндров всегда четыре. Головка блока алюминиевая. В двигателях К-серии может быть один или два распредвала и, соответственно, 8 или 16 клапанов. Французские инженеры не были последовательны в том, стоит ли на всех моторах К-серии использовать гидрокомпенсаторы тепловых зазоров. Поэтому где-то они есть, а где-то нет: например, на все еще выпускаемых K7M и K7J гидрокомпенсаторов нет, а на K4M есть.
Первый двигатель К-семейства, а именно 8-клапанный 1,6-литровый долгожитель K7M, появился на Renault Megane 1-го поколения. За ним последовали 16-клапанные K4J и K4M, рабочие объемы которых составляют 1,4 и 1,6 литра соответственно. Эти силовые агрегаты заменили старые F4P и F4R.
В этой статье мы поговорим о распространенном, но уже снятом с производства двигателе Рено 1.4 K4J. Купить контрактный двигатель Рено 1.4 K4J с гарантией и доставкой, а также многие другие запчасти Рено можно у компании «Автостронг-М».
Версии мотора Renault 1.4 K4J и автомобили, на которые он устанавливался
Renault Clio 2, Renault Megane, Renault Scenic 1 и 2
Renault Megane 2,
Renault Scenic 2
Renault Clio 2 и 3,
Renault Thalia 2
Renault Grand Modus
Renault Scenic 1
Мотор Рено 1.4 K4J гораздо проще своих 1,6-литровых собратьев. Так, в частности, у него отсутствуют фазорегуляторы (на всех вариантах, как на 82-сильном, так и на 98-сильном), нет у него и датчика положения распредвала. Но это не значит, что по электронике он предельно просто и незамысловат. На двигателе Renault 1.4 K4J присутствует датчик коленвала, датчик температуры воздуха во впуске, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик разрежения (датчик абсолютного давления, MAP-сенсор), электронная дроссельная заслонка и регулятор холостого хода (на всех вариантах, кроме самого слабого 82-сильного).
Проблемы и надежность двигателя Renault 1.4 (K4J)
Вообще двигатели К-семейства считаются довольно надежными и ресурсными. Если с ними и случаются тотальные проблемы, то из-за халатного отношения владельца. Например, ремень ГРМ тут нужно менять каждые 60 000 км, а при его обрыве поршни ударяют и «загибают» клапана. Требуется капитальный ремонт, хотя можно просто купить двигатель Рено 1.4 K4J у компании «Автостронг-М».
Традиционно французские двигатели текут маслом по всем резиновым уплотнениям: прокладкам и сальникам. Тут главное не допускать «полного высыхания» двигателя. Демпферный шкив коленвала мотора Рено 1.4 (K4J) обычно едва ли служит более 100 000 км. Вообще, советуют менять его при каждой второй замене комплекта ремня ГРМ.
Электронных датчиков, которые мы уже перечислили, тут не намного больше, чем на других моторах. Но они часто чудят. Подробнее пройдемся по симптомам, возникающим при отказе того или иного датчика.
Датчик коленвала
Датчик положения коленчатого вала установлен чуть ниже корпуса термостата. При его неисправностях, которые могут заключаться как в «смерти» датчика, так и в обрыве его провода или контакта, налипании металлической пыли на головке датчика, двигатель работает нестабильно, обороты резко плавают, либо мотор просто глохнет и заводится через раз. В любом случае, ошибки по датчику коленвала хорошо читаются диагностическими приборами.
Регулятор холостого хода
Этот регулятор призван управлять работой двигателя на холостых оборотах, то есть тогда, когда дроссельная заслонка наглухо закрыта. При этом регулятор, а именно его шток, перекрывает или открывает специальный обводной канал – отверстие в корпусе дроссельной заслонке, через которое воздух поступает во впуск и дальше в камеры сгорания. При неисправностях регулятора (при его полном отказе, закисании штока) начинают плавать обороты двигателя либо мотор хлохнет, либо его обороты подскакивают до средних или вообще до отсечки. Да, симптомы могут быть очень похожи на неисправности ДПКВ или самой дроссельной заслонки. Точные данные о неисправностях дает компьютерная диагностика.
Датчик абсолютного давления
Этот датчик измеряет давление во впуске и таким образом определяет нагрузку на двигатель – количество проходящего сквозь него воздуха, чтобы блок управления мог рассчитать дозу впрыскиваемого топлива. Если этот датчик неисправен, то возникают симптомы «сбитого зажигания»: мотор работает нестабильно, плохо заводится, глохнет или «стреляет» выхлопом.
Дроссельная заслонка
На заслонке с обратной стороны обычно скапливается немало сажи и прочих загрязнений, которые в итоге приводят к ее заклиниванию и просто нарушают ее свободный ход. В этом случае двигатель Renault просто не слушается педали акселератора, могут плавать обороты и возникать другие неполадки. Впрочем, все они едва ли могут привести к выходу мотора из строя.
Вопросы по части смесеобразования могут возникать и из-за чисто механических проблем. Лишний «неучтенный» воздух может просачиваться во впуск через уплотнения или трещины впускного коллектора. В этом случае нужно в комплексе осматривать уплотнения впускного коллектора и даже перепроверять его болтовые соединения, крепящие коллектор.
Катушки зажигания
Катушки зажигания двигателя Рено 1.4 K4J (и его старших собратьев) не отличаются долголетием и обычно выходят из строя к пробегу в 50 000 км.
Выбрать и купить контрактный двигатель Рено 1.4 K4J для автомобилей Рено Клио, Меган, Сценик, Модус, Гранд Модус каталоге моторов компании «Автостронг-М». В наличии на нашем складе широкий выбор других деталей Renault: любые запчасти БУ для Рено вы можете найти в нашем online-каталоге.
Разборка двигателя (K4J, K7J)
Перед разборкой с двигателя снимаются все вспомогательные агрегаты и узлы, и лишь потом проводится его полная разборка. Порядок снятия вспомогательных узлов примерно следующий: |
– компрессор кондиционера; |
– насос гидроусилителя руля; |
– генератор в сборе с кронштейном крепления; |
– стартер; |
– система управления двигателем; |
– жгуты электропроводки; |
– впускной и выпускной коллекторы; |
– масляный щуп; |
– опоры двигателя; |
– маховик или планшайба (при наличии автоматической коробки передач). |
Для капитального ремонта с двигателя снимаются: |
– головка блока цилиндров; |
– поддон картера двигателя; |
– масляный насос; |
– водяной насос; |
– поршни в сборе с шатунами; |
– коленчатый вал. |
Сборка двигателя проводится в порядке, обратном перечисленному. |
Процессы разборки и сборки сложных узлов двигателя будут рассмотрены в соответствующих подразделах. |
Перед разборкой приготовьте небольшие ящики или контейнеры, чтобы поместить в них снимаемые мелкие детали. Это поможет сохранить их при последующей сборке. После снятия очередной детали установите на свои места крепежные элементы (болты, гайки, шайбы), чтобы ускорить процесс сборки и сохранить резьбу на деталях. Сохраняйте детали, подлежащие замене, для того, чтобы сравнить их с новыми. Промаркируйте положение снимаемых деталей (краской, риской или другим способом), чтобы при сборке установить их на прежнее место. Перед началом разборки тщательно вымойте двигатель снаружи керосином. |
Поместите чистый двигатель на стенд для разборки. |
— заглушки на торцах распределительных валов;
— пробку отверстия фиксатора положения ВМТ.
2. Установите распределительные валы канавками вниз, как показано на рисунке ниже.
4. Проверните коленчатый вал двигателя против часовой стрелки (со стороны газораспределительного механизма), пока коленчатый вал не упрется в стержень фиксатора ВМТ.
Пазы на концах распределительных валов должны занимать горизонтальное положение и быть смещены относительно оси вниз, как показано на рисунке.
5. Установите приспособление для стопорения маховика (Mot. 582-01).
— шкив коленчатого вала для привода вспомогательного оборудования;
— среднюю крышку привода газораспределительного механизма (1);
— верхнюю крышку привода газораспределительного механизма (2).
7. Отверните гайку (3) на натяжном ролике. |
8. Снимите обводной ролик, используя приспособление Mot. 1368.
— ремень привода газораспределительного механизма;
— шкивы распределительных валов, используя приспособление Mot. 1490.
10. Снимите детали, показанные на рисунках 1-12. — Стверните болты крепления корпуса воздушного фильтра и снимите корпус воздушного фильтра.
— Отверните два болта крепления дроссельной заслонки и снимите впускной воздушный распределительный коллектор.
— Снимите катушки зажигания. |
Рисунок 4. |
— Отверните 24 болта крепления крышки головки блока цилиндров и затем, постукивая медным молотком по выступам (1), снимите вертикально вверх крышку головки блока цилиндров.
Рисунок 5. |
— Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
— Снимите коромысла и гидротолкатели. Внимание: Поставьте гидротолкатели в вертикальное положение, чтобы не допустить утечки масла из них.
Рисунок 7. |
— Отверните два болта крепления подкоса каталитического нейтрализатора и снимите подкос каталитического нейтрализатора (см. рис. 8).
— С помощью приспособления Mot. 1495 снимите кислородный датчик; снимите теплозащитные экраны выпускного коллектора и проставку внутреннего кожуха привода ГРМ (см. рис. 8).
Рисунок 9. |
Снимите съемную часть рубашки охлаждения на торце головки блока цилиндров.
Снимите бензораспределительную рампу. |
Отверните 10 болтов крепления головки блока цилиндров равномерно, за несколько подходов в указанной на рисунке последовательности. Снимите головку блока цилиндров и прокладку головки блока цилиндров.
11. С помощью съемника клапанов сожмите пружины клапанов.
— сухари пружин клапанов;
— верхние тарелки пружин клапанов;
— маслосъемные колпачки направляющих клапанов, используя щипцы Mot. 1335.
13. Снимите кожух и ведомы диск сцепления.
Рисунок 1. |
Внимание: Во избежание образования трещин в шатунах не используйте кернер для маркировки крышек нижних головок шатунов относительно шатунов. Используйте для этой цели несмываемый маркер.
Снимите крышки подшипников коленчатого вала (они пронумерованы с 1 по 5).
Внимание: Очень важно пометить положение вкладышей коленчатого вала, так как они могут относиться к различным размерным группам для каждого подшипника.
Снятие форсунок для охлаждения днищ поршней
1. Рассверлите форсунки для охлаждения днищ поршней (1) сверлом диаметром 7 мм.
— упорную втулку пружины (1);
Внимание: Не извлекайте шарик (3), чтобы
стружка не попала в масляный канал.
3. Удалите металлические опилки с помощью кисти.
4. Заверните в форсунки приспособление (1) (Mot. 1485 или Mot. 1485-01) с помощью шестигранного ключа на 6 мм (ключ необходимо вставить внутрь приспособления).
5. Наверните инерционный съемник (1) (Emb. 880) на приспособление (Mot. 1485 или Mot. 1485-01).
6. Снимите форсунки.
Очень важно не допускать повреждений (царапины, задиры) на сопрягаемых поверхностях алюминиевых деталей.
Для удаления с поверхности остатков старой прокладки пользуйтесь специальным растворителем Decapjoint.
Нанесите этот растворитель на участок, подлежащий очистке, выждите примерно 10 минут, и затем удалите остатки прокладки деревянным шпателем.
1. Распределительные валы идентифицируются по маркировке (А).
Подробности маркировки (А): — метки (В) и (С) предназначены только для поставщика;
— метка (D) служит для идентификации распределительных валов:
AM — впускной распределительный вал; ЕМ — выпускной распределительный вал.
Осевой зазор. 0,08 — 0,178 мм
Количество опор. 6
Высота кулачков «Н»:
Впускных клапанов. 40,661 ± 0,03 мм
Выпускных клапанов. 40,038 ± 0,03 мм
2. Идентификация по положению кулачков. — Распределительный вал впускных клапанов. Расположите паз 3 на конце распределительного вала горизонтально и со смещением вниз. Кулачки 1 цилиндра №1 должны находиться слева от вертикальной оси 2.
— Распределительный вал выпускных клапанов. Расположите паз 3 на конце распределительного вала горизонтального и со смещением вниз. Кулачки 2 цилиндра №1 должны находиться справа от вертикальной оси 1.
Таблица. Диаметр опор распределительного вала в головке блока цилиндров. | ||||||||||||
|
Проверка диаметров опор распределительный валов в головке блока цилиндров. |
Таблица. Диаметр шеек распределительных валов. | ||||||||||||
|
А 4 -1 = Впускной клапан цилиндра 4 и кулачок № 1. Е 4 -1 = Выпускной клапан цилиндра 4 и кулачок № 1.
Проверка осевого люфта распределительного вала
Установите на место:
— распределительные валы в правильное положение;
— крышку головки блока цилиндров; затяните болты ее крепления (порядок и моменты затяжки см. таблицу «Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров»).
Проверьте осевой люфт, который должен быть в пределах 0,08 — 0,178 мм.
Проверка диаметров опорных шеек распределительных валов.
Таблица. Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров. | ||||||||||||||||||||
|
Примечание: Чтобы установить магнитный держатель индикатора на головку блока цилиндров, используйте приспособление Mot. 588 и закрепите его с помощью монтажных болтов (1) масляного отстойника и втулок (2) с указанными ниже размерами:
— наружный диаметр 18 мм;
— диаметр отверстия под болт (1) 9 мм;
Снова снимите крышку головки блока цилиндров и распределительные валы.
Прокладка головки блока цилиндров
Толщина прокладки головки блока цилиндров измеряется в точке (А).
Толщина прокладки головки блока цилиндров: Толщина новой
уплотнительной прокладки. 0,96 ± 0,06 мм
Толщина обжатой прокладки. 0,93 ± 0,06 мм
Головка блока цилиндров
Высота «Н» головки блока цилиндров. 137 мм
Допустимая неплоскостность привалочной
поверхности головки блока цилиндров. 0,05 мм
Перешлифовка привалочной поверхности не допускается.
Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие возможных трещин.
Моменты затяжки свечей. 25 — 30 Нм
Проверьте поверочной линейкой и набором щупов неплоскостность привалочной плоскости.
Допустимая неплоскостность привалочной поверхности блока цилиндров. 0,03 мм
Перешлифовка привалочной поверхности не допускается.
Этот двигатель оснащен гидрокомпенсаторами (А) и одноплечными рычагами с роликом (В).
Клапаны |
Впускной клапан. 9,22 мм
Выпускной клапан. 8,075 мм
Диаметр стержня «d» (измеряется на расстоянии «Х1»):
Х1 (впускной клапан). 75,14 ±0,35 мм
Впускной клапан. 5,484 ±0,01 мм
Х1 (выпускной клапан). 77,5 ± 0,35 мм
Выпускной клапан. 5,473 ±0,01 мм
Диаметр тарелки «D»:
Впускной клапан. 32,7 ±0,12 мм
Выпускной клапан. 27,96 ±0,12 мм
Впускной и выпускной клапаны. 90°15′
Длина клапана «L»:
Впускной клапан. 109,32 мм
Выпускной клапан. 107,64 мм
Толщина головки «Т»:
Впускной клапан. 1,15 мм
Выпускной клапан. 1,27 мм
Угол посадочной фаски седла а:
Впускной и выпускной клапаны. 89°
Ширина посадочной фаски X:
Впускной клапан. 1,3 +1,4 мм
Выпускной клапан. 1,4* 1 ‘ 3 о мм
Наружный диаметр D:
Впускной клапан. 33,542 ± 0,006 мм
Выпускной клапан. 28,792 ± 0,006 мм
Направляющие втулки клапанов
Впускной и выпускной клапаны. 40,5 ±0,15 мм
Наружный диаметр направляющей втулки:
Впускной и выпускной клапаны. 11 +0,068 +0,05 мм
Внутренний диаметр направляющей втулки: Впускной и выпускной клапаны:
Не обработанные. 5 +0 ,075 мм
Обработанные*. 5,5 +0,018 0 мм
* Отверстие в направляющей втулке развертывается под указанный размер после запрессовки втулки в головку блока цилиндров. Диаметр гнезда под направляющую втулку в головке блока цилиндров:
Впускной и выпускной клапаны. 11 мм
На направляющие втулки впускного и выпускного клапанов устанавливаются маслосъемные колпачки (уплотнения для стержней клапанов), одновременно служащие нижними опорами для пружин клапанов. Наклон направляющих втулок впускных и выпускных клапанов: Впускной клапан. 63°30′
Выпускной клапан. 66°
Выступание «А» направляющих втулок впускного и выпускного клапанов. 11 ±0,15 мм
Проверка зазора между стержнями и направляющими втулками клапанов
Проверку зазора между стержнями и направляющими втулками колпачков можно производить двумя способами.
Номинальный зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана:
Впускной клапан. 0,015 ± 0,048 мм
Выпускной клапан. 0,029 ± 0,062 мм
1. Приподнимите головку клапана на 25 мм, затем измерьте индикатором перемещение клапана по направлению стрелок под углом 90° к оси распределительного вала. Половина полученной величины даст значение зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана.
2. Измерьте диаметр стержня клапана и внутренний диаметр направляющей втулки.
Для установки маслосъемных колпачков стержней клапанов необходимо использовать приспособление Mot. 1511.
Примечание: Перед установкой не смазывайте маслосъемные колпачки стержней клапанов маслом.
Установка новых маслосъемных колпачков
Вставьте клапан в головку блока цилиндров.
Наденьте наконечник Mot. 1511 на стержень клапана (внутренний диаметр наконечника должен быть разен диаметру стержня). |
Удерживайте клапан прижатым к седлу. Установите маслосъемный колпачок стержня клапана (не смазанный маслом) на наконечник
Нажимайте на маслосъемный колпачок, пока он не сойдет с наконечника, затем уберите наконечник.
Установите толкатель (1) на маслосъемный колпачек стержня клапана.
Примечание: Внутренний диаметр толкателя должен совпадать с диаметром стержня клапана. Кроме того, низ толкателя должен частично упираться в маслосъемный колпачок стержня клапана, который служит нижней опорной шайбой для пружины клапана.
Поставьте на место маслосьемный колпачок, постучав ладонью по верхней части толкателя, пока маслосъемный колпачок не соприкоснется с головкой блока цилиндров.
Повторите указанные выше операции для всех клапанов.
Проверьте тарировку пружин.
Длина в свободном состоянии. 41,30 мм
Длина под нагрузкой:
Длина в полностью сжатом состоянии. 23,20 мм
Внутренний диаметр. 18,80 мм
Наружный диаметр. 27 мм
пружины от вертикали. 1,2 мм
Проволока овального сечения. |
Удаление поршневых пальцев
Установите поршень в V-образную подставку так, чтобы поршневой палец совпадал с отверстием для его извлечения.
Используя оправку (1) для извлечения поршневого пальца, удалите его из поршня с помощью пресса.
Высота поршня. 46,5 мм
1. Запрессовка поршневого пальца при помощи приспособлений А13, С13 и В10. Палец запрессовывается в шатун и поворачивается в бобышках поршня.
Маркировка поршней. 1 — Ориентация поршня (метка»Л» должна быть со стороны маховика двигателя), 2 — Используется только поставщиком, 3 — Класс поршня (А-В-С), 4 — Используется только поставщиком, 5 — Используется только поставщиком, 6 — Ось симметрии поршня, 7 — Ось отверстия под поршневой палец, 8 — Смещение между отверстием оси (7) и осью симметрии поршня (6) — 0,8 мм.
Таблица. Размерные группы поршней и цилиндров блока. | ||||||||||||
|
Внимание: Необходимо соблюдать соответствие диаметров поршней и цилиндров. Положение отверстий «Т» по отношению к поверхности стыка блока цилиндров позволяет определить размерную группу для каждого цилиндра и, следовательно, диаметр соответствующего поршня (см. таблицу соответствия ниже).
Зона маркировки включает в себя. 1 — для указания размерной группы (А, В или С), D — для соотнесения размерной группы с номером цилиндра.
Таблица. Обозначение размерных групп цилин дров блока. | ||||||||
|
2. Измерение диаметра поршня.
Измерение диаметра должно осуществляться на
Проверка зазоров в замках поршневых колец
1. Установите поршневое кольцо (2) в цилиндр.
2. Продвиньте поршневое кольцо (2) до середины цилиндра с помощью поршня (1).
3. Измерьте зазор кольца в замке набором щупов (3).
Таблица. Зазоры в замках поршневых колец. | ||||||||
|
4. Замените поршневые кольца, если зазоры выходят из допустимых пределов. Если зазоры остаются за пределами допуска и с новыми кольцами, замените блок цилиндров.
Количество опор. 5
Коренные шейки с галтельными канавками: Номинальный диаметр. см. таблицу далее
Осевой зазор коленчатого вала: Без износа вкладышей установочного подшипника. 0,045 — 0,252 мм
С учетом износа вкладышей установочного подшипника. 0,852 мм
Вкладыши установочного подшипника находятся на опоре № 3.
Примечание: Радиус кривошипа коленчатого вала составляет 35 мм.
Шатунные шейки с галтельными канавками: Номинальный диаметр. 43,97 ±0,01 мм
Маркировка на коленчатом валу. Таблица. Маркировка на коленчатом валу. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
* Со стороны маховика двигателя. |
Обозначение размерной группы на коленчатом валу | Диаметр коренных шеек, мм |
D = D4 | 47,990-47,996 |
Е = D5 | 47,997 — 48,002 |
F = D6 | 48,003 — 48,009 |
Размерные группы коренных опор (5) обозначены положением сверлений на блоке цилиндров (6) над масляным фильтром.
Таблица. Размерные группы коренных опор. | |||||||||
|
Примечание: Зона маркировки включает в себя А В для обозначения размерной группы, соответственно, 1 или 2.
Таблица. Соответствие размерных групп вкла дышей размерным группам коренных шеек и ко ренных опор коленчатого вала. | |||||||||||||||||
|
* Размерная группа коренной опоры коленчатого вала.
Примечание: Склад запасных частей предоставит лишь вкладыши размерной группы 02 (синие метки).
Видео по теме «Рено Симбол. Разборка двигателя (K4J, K7J)»
Ремонт двигателя K4J на Renault Symbol (1я часть)Ремонт двигателя K4J на Renault Symbol (2я часть)
Renault Symbol (Logan) — Ремонт ГБЦ и замена поршневых колец (K7J)