1. Осмотреть блок цилиндров. Если на нем есть трещины, его нужно заменить.
2. Для того чтобы проверить герметичность рубашки охлаждения блока, нужно заглушить деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подсоединить шланг для подачи сжатого воздуха. Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах негерметичности рубашки охлаждения будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок заменить.
3. Таким же образом проверить масляные каналы блока.
4. Осмотреть цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и т.д., расточить цилиндры под ремонтный размер и отхонинговать. Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанных в табл. 2.6. В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца таких же ремонтных размеров. Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном.
5. Проверить зазоры между цилиндрами и поршнями. Номинальный зазор должен быть в пределах 0,024– 0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм. Для обеспечения величины зазора цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д (см. табл. 2.6). Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левой наружной стороне блока, напротив каждого цилиндра. Зазор можно определить, измерив диаметр поршня и цилиндра. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней плоскости блока, в двух перпендикулярных направлениях.
6. Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм. Зазоры можно рассчитать, измерив диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки. Измеряют зазоры в следующем порядке: а. Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников. б. Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами. в. Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки. г. Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами, завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом запрещается проворачивать коленчатый вал. д. Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.
Диаметр цилиндра, мм
Диаметр поршня, мм
номинальный размер 92,036 – 92,024
1-й ремонтный размер * 92,536 – 92,524
2-й ремонтный размер ** 93,036 – 93,024
номинальный размер 92,000 – 91,988
1-й ремонтный размер 92,500 – 92,488
2-й ремонтный размер 93,000 – 92,988
номинальный размер 92,048 – 92,036
1-й ремонтный размер 92,548 – 92,536
2-й ремонтный размер 93,048 – 93,036
номинальный размер 92,012 – 92,000
1-й ремонтный размер 92,512 – 92,500
2-й ремонтный размер 93,012 – 92,000
номинальный размер 92,060 – 92,048
1-й ремонтный размер 92,560 – 92,548
2-й ремонтный размер 93,060 – 93,048
номинальный размер 92,024 – 92,012
1-й ремонтный размер 92,524 – 92,512
2-й ремонтный размер 93,024 – 92,012
номинальный размер 92,072 – 92,060
1-й ремонтный размер 92,572 – 92,560
2-й ремонтный размер 93,072 – 93,060
номинальный размер 92,036 – 92,024
1-й ремонтный размер 92,536 – 92,524
2-й ремонтный размер 93,036 – 92,024
номинальный размер 92,084 – 92,072
1-й ремонтный размер 92,584 – 92,572
2-й ремонтный размер 93,084 – 93,072
номинальный размер 92,048 – 92,036
1-й ремонтный размер 92,548 – 92,536
2-й ремонтный размер 93,048 – 92,036
* 1-й ремонтный размер увеличен на 0,5 мм ** 2-й ремонтный размер увеличен на 1,0 мм
Видео про «Дефектовка и ремонт блока цилиндров» для ГАЗ 3110
Ремонт ГБЦ 402 или сплошные нежданчики. Сборка 402 двигателя Волга, Газель (часть 1). Сделай Сам! Волга — ЗМЗ-406 — Ремонт головки блока двигателя волги — Притирка клапанов без присосок
Дефектовка и ремонт блока цилиндров ГАЗ-3110
для определения технического состояния и ремонта блока цилиндров снимите двигатель с автомобиля (см. Снятие и установка ЗМЗ-406 ГАЗ-3110») и разберите его.
Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки ЗМЗ-406 ГАЗ-3110»), коленчатый вал (см. «Коленвал ЗМЗ 406 ГАЗ-3110»), шатунно-поршневую группу (см. «Размерные группы поршней и цилиндров для двигателя ЗМЗ-4062»), масляный картер и масляный насос (см. «Маслонасос ГАЗ-3110»), а также все навесное оборудование.
1. Осмотрите блок цилиндров. Если обнаружены трещины, замените его.
2. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока способом опрессовки: заглушите деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подведите шланг подачи сжатого воздуха (Можно воспользоваться так — же резиновыми и пластмассовыми заглушками, подходящего размера).
Опустите блок в ванну с водой и подайте сжатый воздух под давлением 1,5 атм.
В местах с нарушенной герметичностью будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок замените.
3. Таким же образом проверьте герметичность масляных каналов блока. 4. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть задиры и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер и отхонингуйте.
Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанные в таблице. В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца соответствующих ремонтных размеров. Примечание Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном. 5. Проверьте зазоры между цилиндрами и поршнями.
Номинальный зазор равен 0,024—0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.
Цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, д. Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левую наружную сторону блока напротив каждого цилиндра.
Зазор можно определить замером диаметров поршня и цилиндра.
Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15—100 мм от верхней поверхности блока (в двух взаимно перпендикулярных направлениях).
Двигатель моделей 402 и 4021 ГАЗ 3110 Волга
Двигатель ЗМЗ 402, который производился на Заволжском моторном заводе, стал настоящей легендой отечественно автомобилестроения целой эпохи. Он устанавливался на многие модели автомобилей, таких как Волга, УАЗ, Газель и прочие. Но, поскольку силовой агрегат перестали выпускать, а его эксплуатация проводится по этот день, то периодически это движки нуждаются в ремонте.
Причины проведения капитального ремонта
Любой двигатель в процессе эксплуатации изнашивается, и это случается не только с внутренними элементами, но и снаружи. На этот показатель влияет много факторов, которые разрушают двигатель. Итак, рассмотрим, причины, по которым движку ЗМЗ 402 необходим ремонт, особенно, что касается капитального восстановления:
Как упоминалось ранее — износ. Этот фактор и процесс не щадит даже самые совершенные силовые агрегаты. Происходит это вследствие воздействия на детали — трения, высокой температуры, попадания охлаждающей жидкости.
Коррозия. Процесс окисления металла неизбежен, и хоть двигатель сделан с алюминия, то коррозионные повреждения внутренней и наружной части автомобиля неизбежны.
Механические повреждения. В процессе эксплуатации двигателя возможны повреждения наружной части блока и других элементов сердца автомобиля.
Манера езды. Еще один фактор, который повышает степень износа. Постоянная езда на высоких оборотах, а также ненадлежащая эксплуатация мотора может привести к повышенному износу.
Несвоевременное обслуживание также может привести к скорому износу внутренних узлов. Так, накопление в силовом агрегате металлической стружки и несвоевременная замена масла может привести к быстрому износу и проведению ремонта.
Хранение. Как и любая техника, автомобиль и его компоненты хотят быть в сухом и теплом месте. Так, двигатель, который постоит несколько дней на сильном морозе, уже нормально функционировать не сможет. Это связано со свойствами масла, которое уже не способно защищать мотор в полном объеме.
Другие факторы, которые могут повлиять на износ, что приведет к ремонту.
Вывод
Ремонт ЗМЗ 402 — это целый комплекс операций, который необходим для восстановления двигателя до заводских норм. Так, отремонтированный силовой агрегат становиться почти новым, а ресурс пригодности составляет около 90%.
Для того чтобы провести капитальный ремонт стоит сделать многое, а именно — расточить блок цилиндров, сделать проточку коленчатого вала, перебрать головку блока, а также заменить попутные детали, такие как водяной и масляный насос.
Процесс капитального ремонта двигателя
Процесс проведения ремонта, в том числе и капитального, для двигателя ЗМЗ 402 и его модификаций, похожий с другими силовыми агрегатами серии. Все силовые агрегаты, произведенные и выпущенные Заволжским заводом по конструктивным характеристикам похожи, а поэтому ремонт проводится достаточно легко. Итак, рассмотрим, как отремонтировать движок ЗМЗ 402 своими руками.
Ремонт двигателя ЗМЗ 402 начинается с демонтажа силового агрегата. Этот процесс достаточно простой, но рекомендуется выполнять его в четыре руки. Но, есть одно отличие, если ДВС снимается с Волги, то это одна последовательность процедур. Что касается 402-го двигателя Газель, то здесь немного технология демонтажа отличается. Чтобы не запутаться, рассмотрим классический процесс съема мотора с автомобиля Волга.
Итак, какую последовательность операций необходимо выполнить автомобилисту, что снять движок с транспортного средства:
Сначала, демонтируется АКБ и откручивается его полка.
Далее, необходимо снять воздушный фильтр и карбюратор.
Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
Выкручиваем свечи зажигания, снимаем провода и трамблер.
Сливаем моторное масло.
Отсоединяем топливную систему.
Снимаем крыльчатку вентилятора.
Демонтируем стартер и генератор, а также проводку, связанную с ними.
Отсоединяем сцепление от коробки передач.
Демонтируем корпус масляного фильтра.
Снимаем радиатор и патрубки системы охлаждения.
Демонтируем впускной и выпускной коллектор.
Далее, когда все разобрано, снимаем полностью капот, чтобы можно быть беспрепятственно, вытянуть двигатель. Проводим демонтаж силового агрегата, зацепив его за тельфер или лебедку. Теперь, устанавливаем мотор на специальный стенд, если такого нет, то на поддоны и приступаем к его разборке. Автомобилисту необходимо разобрать свой двигатель полностью.
Для этого снимаем детали в следующей последовательности: сцепление, клапанная крышка, поддон, головка блока цилиндров, масляный и водяной насосы, поршни, бугеля, коленчатый вал. Теперь можно приступить к процедуре диагностики состояния деталей.
Диагностика неисправностей
Диагностика деталей мотора начинается с осмотра целостности блока цилиндров и коленчатого вала. При необходимости корпус может завариваться специальной сваркой. Если блок сильно подвержен разрушениям, то следует его заменить на новый.
Следующим этапом проведения диагностики становится промер цилиндров. Стандартом для ЗМЗ 402 считается размер 92 мм. Но, если есть выработка на стенках, царапины или раковины, то придется точить до следующего размера. А если промер показал, что стенки уже имеют ремонт, то нужно в обязательном порядке точить до следующего, поскольку цилиндры имеют выработку и ее необходимо устранить.
Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для силового агрегата 402 и его модификаций:
Следующим исследуемым становится коленчатый вал. Так как и с блоком цилиндров необходимо промерить шейки на размер, наличие повреждений и твердость. Если по все показателям и критериям коленвал можно точить, то определяется вид ремонта. Кстати, номер ремонта коренных и шатунных шеек могут между собой отличаться.
Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для коленчатого вала 402 и его модификаций:
Вид ремонта
Размер
1
0,05 мм
2
0,25 мм
3
0,50 мм
4
0,75 мм
5
1,00 мм
Все остальные детали диагностируются согласно руководству по эксплуатации и ремонту двигателей ЗМЗ 402.
Расточка блока
Расточка блока цилиндров проводится на специальном расточном стенде согласно предварительно определенному размеру. После проведения протоки, стенки цилиндров поддаются хонинговке, то есть доводятся до зеркального состояния.
Это делается с целью, чтобы маслосъемные кольца надлежащим образом снимали масло со стенок цилиндров. После проведения всех операций, необходимо прошлифовать поверхность блока цилиндров на 0,05 мм, а затем вымыть его от металлической стружки.
Ремонт коленчатого вала
Ремонт коленчатого вала, также, проводится на специальном станке с круглым каменным диском разной зернистости. Шейки вала шлифуются согласно ранее установленному размеру, под определенного размера вкладыша.
Ремонт головки блока
Отремонтировать головку блока цилиндров удается не всегда, поскольку многие автомобилисты используют вместо тосола воду, а это разрушает структуру детали. Так, прежде чем приступать к ремонту следует разобрать узел и определить его ремонтопригодность. Если понадобиться, то заменить корпус ГБЦ на новый.
В процессе разборки определяется, какие детали необходимо заменить. Как показывает практика, зачастую, замене подлежат: впускные и выпускные клапаны, седла, направляющие втулки, сальники клапанов и распределительного вала.
Прежде чем установить новые направляющие втулки, они проходят процесс «развертки» или проточки. Конечно, можно оставить старые, но тогда ремонт проводится за технологией k-line, где непосредственно ставятся бронзовые втулки. Остальные операции проводятся стандартно.
Процесс сборки
Когда все отремонтировано, можно приступить непосредственно к процессу сборки. Для этого все детали сносятся в одно место, и начинается волшебство непонятное многим. Рассмотрим последовательность действий сборки силового агрегата:
Устанавливаем коленчатый вал и коренные вкладыши, которые фиксируются бугелями.
Собираем воедино поршни и шатуны.
Закрепляем нижнюю шейку шатуна к коленчатому валу, при этом, не забыв поставить шатунные вкладыши.
Устанавливаем масляный насос и закрываем поддон.
Ставим сцепление и проводим балансировку с коленчатым валом.
Устанавливаем головку блока цилиндров, при этом прокладку необходимо смазать графитовой смазкой, если на ней нет герметика.
Устанавливаем клапанную крышку.
Все остальные детали устанавливаются в том же порядке.
После сборке силового агрегата, его необходимо установить на автомобиль. Сборка проводится о обратном порядке от разборки.
Обкатка
Обкатка движка ЗМЗ 402, если ремонт проводился самостоятельно, проводится только на горячую. Так, двигатель должен поработать в разных режимах. Рассмотрим, как обкатать двигатель после капитального ремонта:
При помощи ручного способа проводиться накачка топливной смеси.
Далее, непосредственно идет пуск силового агрегата.
Сначала, обороты составляют 1000-1200 в минуту.
Спустя 5 минут их необходимо увеличить при помощи педали акселератора до 2000 об/мин. И так мотор должен проработать около 7 минут.
Далее, опустить обороты до 1200 в минуту и давать проработать 2-3 минуты.
Двигатель глушиться и ему дают остыть.
Проводиться регулировка клапанов.
Процесс повторить.
Таким образом, двигатель будет обкатан и готов к дальнейшей эксплуатации. Если в процессе обкатки появились подтеки или стуки, стоит определить неисправности и устранить их. При этом мотор эксплуатировать нельзя.
Техническое обслуживание после проведения капитального ремонта
Техническое обслуживание после капитального ремонта 402-го кардинально не отличается от обычного ТО. Разницу составляет только время пробега. Итак, рассмотрим, когда необходимо делать техническое обслуживание, и какие процедуры проводятся:
45000 км и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 40000 км пробега — замена ремня ГРМ.
Замена масла в двигателе
Одним из самых проводимых процессов, после проведения ремонта, является — замена моторного масла. Завод изготовитель рекомендует проводить смену смазочной жидкости на ЗМЗ 402, не позднее 10000 км пробега от предыдущей замены.
Рассмотрим, последовательность действий направленных на замену моторного масла:
Демонтируем клемму-минус с аккумулятора.
Снимаем нижнюю металлическую защиту двигателя.
Подставив емкость, откручиваем сливной болт и ждем, пока вытечет масло.
Откручиваем верхний болт крепления масляного фильтра и вынимаем фильтрующий элемент.
Устанавливаем новый фильтр, при этом не стоит забывать, что уплотнительные резинки между корпусом и крышкой также стоит сменить.
Закручиваем сливной болт, не забыв заменить уплотнительную прокладку.
Через заливную горловину, заливаем 5,5 литра нового масла.
Процесс замены масла на ЗМЗ 402 достаточно простой, и проводится легче, чем на автомобилях серии ВАЗ.
Обкатка
Первичная притирка колец осуществлялась шарманкой (кривым стартером), то есть когда ещё гбц не была установлена, я налил масла сверху в гильзы и крутил. То есть выдалась какая пауза, я подход – 50 обротов. Особенно туго стало после замены набивки, суммарно я руками сделал в районе 500-1000 оборотов, в результате движок стартером запустился без напряга. Обкатывал я на том же масле, на котором ездил до капиталки – полусинтетике ТНК 10в40. При езде старался держать 2100 оборотов, не раскручивая более 2500. Без каких бы то ни было динамичных обгонов. Неделю покатавшись по городу, затем сделал круг почёта вокруг города, примерно 80 км по объездной дороге. При этом ехал строго 2100 оборотов на 5й передаче – это примерно 80 кмч по жпс, по спидометру было 90. Всё время обкатки я воевал с течами масла, и к моменту завершения 1000 км все каналы течи были устранены и я со спокойной совестью перешёл на синтетику.
Будет полезно: Какая керамическая смазка лучше. обзор рейтинга (топ 7)