1.4. Приборы и органы управления.
Расположение органов управления (панель приборов старого образца):
1а – выключатель светильника над задним рядом сидений * (фургон с двумя рядами сидений). На части автомобилей выключатель установлен на корпусе светильников; б – выключатель светильников левой стороны пассажирского салона (автобус);
2а – сигнализатор неисправности микропроцессорной системы зажигания (фургон и одиннадцатиместный автобус с двигателем ЗМЗ-4063); б – сигнализатор включения свечей накаливания (фургон и одиннадцатиместный автобус с двигателем ГАЗ-560); в – выключатель противотуманных фар (семиместный автобус);
3 – левый подрулевой переключатель (рычаг переключателя указателей поворота, света фар и кнопка звукового сигнала * );
4 – комбинация приборов;
5 – правый подрулевой переключатель (рычаг переключателя стеклоочистителя, стеклоомывателя и включателя звукового сигнала * );
6 – выключатель заднего противотуманного света;
7 – выключатель светильника правой стороны пассажирского салона (автобус);
8 – ручка установки на ноль счетчика суточного пробега;
9 – выключатель аварийной сигнализации;
10 – дефлектор (сопло приточной вентиляции);
11 – кнопка открытия крышки отсека для документов;
12 – крышка секции для документов;
13 – ниша для установки магнитолы или радиоприемника;
14 – выключатель вентилятора и электронасоса дополнительного отопителя (автобус). Во избежание выхода электронасоса из строя включайте его только при открытом кране отопителя;
15 – панель управления отопителем;
16 – рычаг коробки передач;
17 – пепельница;
18 – рычаг стояночного тормоза;
19 – центральный выключатель света. Выключатель имеет три фиксированных положения: ручка утоплена — все выключено; ручка вытянута в среднее положение — включены габаритный свет и фонари освещения номерного знака; ручка вытянута полностью — включены габаритный свет, фонари освещения номерного знака и фары;
20 – прикуриватель;
21 – педаль «газа»;
22 – педаль тормоза;
23 – рычаг фиксации рулевой колонки;
24 – педаль выключения сцепления;
25 – кнопка выключателя аккумуляторной батареи;
26 – вал рулевого управления (рулевое колесо для наглядности снято);
27 – выключатель зажигания;
28 – рукоятка управления электрокорректором фар;
29а – сигнализатор неисправности микропроцессорной системы зажигания (семиместный автобус с двигателем ЗМЗ-4063); б – сигнализатор включения свечей накаливания (семиместный автобус с двигателем ГАЗ-560);
30 – блоки предохранителей;
31 – ручка управления воздушной заслонкой карбюратора (автомобиль с двигателем ЗМЗ-4063).
* В зависимости от варианта исполнения звуковой сигнал может быть включен рычагом правого подрулевого переключателя или кнопкой рычаге левого подрулевого переключателя.
Расположение органов управления отоплением и вентиляцией:
1 – выключатель вентилятора отопителя;
2 – рычаг управления воздушным потоком;
3 – ручка управления заслонкой воздухопритока отопителя;
4 – ручка управления краном отопителя;
5 – ручка управления распределительными заслонками отопителя;
6 – выключатель вентилятора и электронасоса дополнительного отопителя (автобус).
Расположение органов управления под панелью приборов:
1 – ручка привода замка капота;
2 – розетка переносной лампы.
Комбинация приборов: 1 – сигнализатор аварийного падения давления масла в системе смазки двигателя; 2 – указатель давления масла; 3 – тахометр; 4 – сигнализатор неисправности генератора; 5 – сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза; 6 – сигнализатор включения указателей поворота; 7 – счетчик суточного пробега; 8 – спидометр; 9 – сигнализатор резерва топлива в баке (включается при остатке топлива менее 8 л); 10 – указатель уровня топлива в баке; 11 – вольтметр; 12 – одометр; 13 – сигнализатор включения дальнего света фар; 14 — сигнализатор включения габаритного света; 15 – сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости; 16 – резервный сигнализатор; 17 – указатель температуры охлаждающей жидкости.
Наименование прибора | Шкала * | Интервалы цветовых зон шкал приборов * |
Вольтметр (11) | Красная 8–11 В Белая 11–12 В Зеленая 12–15 В Красная 15–16 В | |
Указатель уровня топлива (10) | Желтая 0–10 л Зеленая 10–60 л | |
Указатель температуры охлаждающей жидкости (17) | Белая 40–80°С Зеленая 80–100°С Красная 100–130°С | |
Указатель давления масла (2) | Красная 0–1,1 кгс/см² Зеленая 1,1–5 кгс/см² Красная 5–6 кгс/см² | |
* Цифровые значения, приведенные в этой колонке, на шкалах приборов не указаны. |
Расположение органов управления (панель приборов нового образца): 1 – левый подрулевой переключатель (рычаг переключателя указателей поворота, света фар и кнопка звукового сигнала * ); 2 – комбинация приборов; 3 – правый подрулевой переключатель (рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя фар и кнопка звукового сигнала * ); 4 – выключатель светильников салона; 5 – выключатель аварийной сигнализации; 6 – заглушки (резервные гнезда для дополнительных выключателей); 7 – дефлектор (сопло приточной вентиляции); 8 – диск управления заслонкой дефлектора; 9, 12 – ниши для установки дополнительного оборудования (магнитола, бортовой компьютер и т. п.); 10 – кнопка открытия крышки секции для документов; 11 – крышка секции для документов; 13 – крышка вещевого ящика; 14 – панель управления отоплением и вентиляцией; 15 – пепельница; 16 – рычаг коробки передач; 17 – гнездо прикуривателя; 18 – регулятор подсветки комбинации приборов; 19 – центральный выключатель света; 20 – педаль «газа»; 21 – ручка управления воздушной заслонкой карбюратора (двигатель ЗМЗ-4063); 22 – педаль тормоза; 23 – рычаг фиксации рулевой колонки; 24 – педаль выключения сцепления; 25 – кнопка выключения аккумуляторной батареи; 26 – замок зажигания; 27 – крышка блоков предохранителей; 28 – диск управления электрокорректором фар.
* В зависимости от варианта исполнения звуковой сигнал может быть включен рычагом правого подрулевого переключателя или кнопкой на рычаге левого подрулевого переключателя.
Комбинация приборов: 1 – вольтметр; 2 – сигнализатор системы управления двигателем; 3 – сигнализатор неисправности антиблокировочной системы тормозов (для автомобилей с АБС); 4 – световое табло «STOP» (загорается одновременно с одним из сигнализаторов неисправности, если дальнейшее движение с этой неисправностью запрещено); 5 — сигнализатор включения левого указателя поворота; 6 – сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 7 – счетчик суммарного пробега автомобиля (одометр); 8 – спидометр; 9 – сигнализатор включения стояночного тормоза; 10 – сигнализатор включения правого указателя поворота; 11 – сигнализатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора (двигатель ЗМЗ-4063); 12 – сигнализатор не пристегнутых ремней безопасности (устанавливается на часть автомобилей); 13 или 17 – сигнализатор аварийного падения давления масла в системе смазки двигателя; 14 – резерв для дополнительных сигнализаторов; 15 – указатель уровня топлива; 16 – сигнализатор резерва топлива (включается при остатке топлива менее 8 л); 18 – указатель давления масла в системе смазки двигателя; 19 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 20 – сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости; 21 – счетчик суточного пробега автомобиля; 22 – кнопка сброса на ноль счетчика суточного пробега; 23 – тахометр; 24 – сигнализатор неисправности генератора.
Кузов. Снятие и разборка приборной панели (автомобили с 2003г)
С января 2003 г. весь модельный ряд автомобилей комплектуется кузовами (кабинами) с измененной передней частью. Модернизированный кузов имеет увеличенное на 500 мм расстояние между передними лонжеронами. Благодаря этому легкодоступны редуктор рулевого управления и подушки переднего крепления кузова к раме. К тому же, стала возможна установка более крупных силовых агрегатов. Для этого капот сделан более выпуклым.
Под новые блок-фары изменена форма передних крыльев, панели облицовки радиатора. На внутренней стороне панели облицовки радиатора двигателя закреплен масляный радиатор. Другую форму имеют решетка радиатора и передний бампер. Вентиляционные отверстия в новом бампере расположены над нишей крепления номерного знака и увеличены по площади. Это улучшает обдув радиатора системы охлаждения двигателя. Эти детали и узлы не взаимозаменяемы с элементами кузовов прежних лет выпуска.
Установка новых панелей приборов и основного отопителя, а также перенос шлангов дополнительного отопителя с пола под днище позволили увеличить пространство для ног и сделать более удобную посадку пассажиров переднего ряда сидений. В полу под передним рядом сидений выполнены отверстия для подвода шлангов к дополнительному отопителю.
На автомобиль устанавливаются новые наружные зеркала заднего вида. Они увеличены в размерах и разделены на две секции. Верхние секции — большего размера, регулируемые, предназначены для контроля обстановки с правой или левой стороны автомобиля. Нижние секции — нерегулируемые, предназначены для контроля обстановки около задних колес автомобиля. Двухсекционные зеркала отличаются от зеркал старой конструкции точками крепления.
Снятие и разборка панели приборов
Отключаем аккумуляторную батарею.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления и снимаем обивку левой передней стойки. Аналогично снимаем обивку правой передней стойки.
Снимаем рулевое колесо и кожухи рулевой колонки (см. раздел «7.1.1. Проверка тех.состояния рулевого управления и рулевая колонка»).
Снимаем комбинацию приборов (см. раздел «8.11.2.Замена ламп в фарах, указателях поворотов, в подсветке приборов, регулировка фар и замена датчика скорости (автомобили с 2003г)»).
Разъединяем колодки жгутов проводов выключателя зажигания.
Разъединяем колодки жгутов проводов подрулевых переключателей.
Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну.
Опускаем рулевую колонку, выводя жгуты проводов подрулевых переключателей из панели приборов.
Сняв крышку блоков предохранителей .
. крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления нижнего блока.
. и, развернув блок, утапливаем его внутрь панели приборов.
Аналогично отсоединяем от панели приборов верхний блок предохранителей.
Открываем пепельницу и, нажав на пластину, вынимаем пепельницу из корпуса.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления корпуса пепельницы.
Вынимаем корпус пепельницы из панели приборов.
Через нишу комбинации приборов.
. отсоединяем колодку проводов от выключателя аварийной сигнализации.
Нажав на выключатели плафонов освещения салона с внутренней стороны панели приборов, вынимаем их из панели.
Отсоединяем от выключателей колодки проводов.
Чтобы не перепутать, устанавливаем выключатели в их гнезда.
Головкой «на 8» отворачиваем по три самореза крепления панели приборов к правой и левой передним стойкам.
Головкой «на 8» отворачиваем два самореза крепления.
. расположенные над блоками предохранителей.
Головкой «на 8» отворачиваем.
. шесть саморезов крепления панели приборов в центральной части.
Опускаем панель приборов на пол кабины.
Разъединяем колодки проводов плафона подсветки вещевого ящика.
Отсоединяем колодку жгута проводов от центрального переключателя света.
Отсоединяем две колодки жгута проводов подсветки центрального переключателя света.
Отсоединяем колодку жгута проводов от выключателя проверки исправности сигнализаторов.
Отсоединяем колодку проводов от блока управления электрокорректора фар.
Вынимаем панель приборов из кабины.
При необходимости разбираем панель приборов.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза крепления полки секции для документов
Снимаем полку секции вместе с крышкой.
Головкой «на 8» отворачиваем.
. саморез крепления облицовки панели приборов в нише комбинации приборов.
. два самореза рядом с замком секции для документов.
. один с левой стороны панели приборов.
. пять саморезов в центральной части панели приборов.
. и один рядом с выключателем левого ряда плафонов освещения салона.
Снимаем облицовку панели приборов, выводя два ее нижних фиксатора из зацепления с панелью приборов.
Крестообразной отверткой отворачиваем шесть саморезов крепления наружной панели крышки вещевого ящика.
. и снимаем наружную панель.
Сжимая пружину, выводим ось крышки вещевого ящика из проушины.
Аналогично выводим ось из проушины с другой стороны крышки.
. и снимаем крышку вещевого ящика.
Головкой «на 8» отворачиваем пять саморезов крепления вещевого ящика.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления фиксатора замка вещевого ящика.
Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления правого дефлектора.
Головкой «на 8» с внутренней стороны панели приборов отворачиваем второй саморез крепления дефлектора.
Снимаем дефлектор с панели приборов.
С внутренней стороны панели приборов.
. головкой «на 8» отворачиваем четыре самореза крепления двух кронштейнов крепления вещевого ящика и снимаем кронштейны.
Головкой «на 8» отворачиваем три самореза нижнего крепления вещевого ящика.
Отсоединяем колодку проводов от плафона освещения вещевого ящика.
Снимаем вещевой ящик.
Сжав фиксаторы, снимаем с прикуривателя держатель лампы подсветки.
Сжав фиксаторы.
. вынимаем прикуриватель из панели приборов.
Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления.
. и снимаем воздуховод.
Аналогично снимаем другой воздуховод.
Разбираем облицовку панели приборов. Для этого сжимаем фиксаторы.
. и снимаем выключатель подсветки комбинации приборов.
Сжимаем фиксаторы.
. и вынимаем выключатель аварийной сигнализации.
Шлицевой отверткой отворачиваем три самореза крепления.
. и снимаем центральный переключатель света.
Надавливаем на выключатель с внутренней стороны облицовки.
. и снимаем выключатель левого ряда плафонов освещения салона.
Аналогично снимаем остальные выключатели.
Собираем и устанавливаем панель приборов в обратной последовательности.